УТРАТИЛ СИЛУ в соответствии Законом КР от 4 мая 2007 года № 67 г.Бишкек от 5 июля 1995 года N 8-I ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан (Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 5 июля 1995 года N 9-I) ("Свободные горы" N 44 за 15 июля 1995 года) Предложения, заявления и жалобы граждан - важное средство осуществления и охраны прав и законных интересов личности, существенный источник информации, необходимый при решении назревших вопросов и содействующий улучшению деятельности государства. Статья 1. Все государственные органы обязаны обеспечивать гражданам в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики их право вносить в письменной и устной форме в государственные, общественные и иные органы, предприятия, организации и учреждения предложения об улучшении их деятельности, обращаться с заявлениями, обжаловать действия их должностных лиц. Государственные, общественные и иные органы, предприятия, организации и учреждения, их руководители, а также другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны принимать и в установленном настоящим Законом и другим законодательством Кыргызской Республики порядке и сроках рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Статья 2. В целях своевременного рассмотрения предложений и жалоб граждан: - предложения и заявления подаются гражданами в те органы, предприятия, учреждения и организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса; - жалобы подаются в те органы или должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный или иной орган, предприятие, учреждение и организация или должностные лица, действия которых обжалуются. Жалобы на действия кооперативных, общественных и иных организаций, предприятий, учреждений, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются местными государственными администрациями, на территории которых они зарегистрированы, или судом. Статья 3. Государственные, общественные и иные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях и жалобах, направляют их не позднее чем в трехдневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Статья 4. Запрещается направлять жалобы граждан на разрешение тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Статья 5. Руководители и другие должностные лица государственных, общественных и иных органов, предприятий, организаций и учреждений обязаны проводить личный прием граждан. Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в необходимых случаях - в вечерние часы по месту работы или жительства. Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных, общественных и иных органах, предприятиях, организациях и учреждениях несут их руководители. Статья 6. Письменное обращение гражданина должно быть подписано им с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо существа предложения, заявления либо жалобы, данные о месте жительства. Обращение, не содержащее этих сведений, рассмотрению не подлежит. Статья 7. Государственные, общественные и иные органы, предприятия, учреждения и организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: - внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, выезжать на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса; - принимать обоснованные в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, решения по предложениям, заявлениям и жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; - сообщать гражданам в письменной (от имени руководителя, обязанного разрешить вопрос или его заместителя) либо в устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям и жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы с разъяснением порядка обжалования; - систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных, общественных и иных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 8. В случае несогласия с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, гражданин имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный, общественный или иной орган, предприятие, учреждение и организация или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение, либо в суд. Статья 9. Заявления и жалобы разрешаются в месячный срок со дня поступления их в государственный, общественный или иной орган, на предприятие, учреждение и организацию, разрешающих вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки, в срок не позднее чем в 15 дней. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения или организации, но не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Статья 10. Предложения, заявления и жалобы граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются государственными, общественными или иными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в порядке и сроки установленные настоящим Законом. Статья 11. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также преследование граждан в связи с подачей предложений, заявлений и жалоб влекут в отношении виновных лиц ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Подача гражданином заявления или жалобы в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Статья 12. Делопроизводство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных, общественных и иных органах, предприятиях, учреждениях, организациях и их объединениях ведется в порядке установленном Правительством Кыргызской Республики. Статья 13. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным кодексами Кыргызской Республики и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Президент Кыргызской Республики А.Акаев