|
|
Утверждено |
ПОЛОЖЕНИЕ
о биосферной территории
"Ысык-Кель"
(В редакции постановлений Правительства КР от 5 ноября 2002 года N 738, 28 июня 2005 года N 263, 19 сентября 2006 года N 682, 13 марта 2013 года N 131, 23 мая 2013 года N 279, 15 декабря 2016 года № 681)
1. Биосферная территория "Ысык-Кель" - особо охраняемая природная территория, образованная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 сентября 1998 года N 623 "О биосферной территории Ысык-Кель" в целях:
- сохранения, восстановления и использования естественных территорий с богатым природным и культурным наследием;
- поддержки долговременного, устойчивого экономического и социального развития территорий, в том числе рекреационного использования их с учетом сохранения и восстановления природных ресурсов;
- долгосрочного экологического контроля, мониторинга и экологических исследований, а также экологического просвещения и воспитания.
2. Биосферная территория "Ысык-Кель" располагается в пределах административно-территориальных границ Иссык-Кульской области Кыргызской Республики в координатах 42 град., 59-1, 00" - 41 град., 08-1, 30" с.ш. и 75 град., 38-1, 00" - 80 град., 18-1, 00" в.д., занимает общую площадь 43,1 тыс. кв.км (4314400 га) и представляет в международном биогеографическом районировании горную Памиро-Тянь-Шаньскую провинцию с типами биомов - горные и высокогорные геосистемы со сложной зональностью.
3. Земли биосферной территории находятся в государственной, коммунальной, частной и иных формах собственности. Изменения структуры владения, а также переделы и порядок осуществления собственниками земли своих прав и гарантии их защиты определяются законодательством Кыргызской Республики.
4. Изменение границ территории, функциональной структуры, установленного зонирования, режима пользования в ядре и буферной зоне, а также упразднение биосферной территории "Ысык-Кель" производится решением Правительства Кыргызской Республики по предложению государственного органа по охране окружающей среды, других заинтересованных министерств, государственных комитетов, административных ведомств и государственной администрации Иссык-Кульской области.
5. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О биосферных территориях в Кыргызской Республике" и международными стандартами в рамках Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), биосферная территория "Ысык-Кель" обеспечивает выполнение следующих функций:
- сохранение природных ландшафтов, экосистем, видов и генетического разнообразия;
- содействие экономическому и культурному развитию региона, обеспечение связи окружающей среды с экологически безопасным устойчивым человеческим развитием;
- проведение долговременных исследований и мониторинга состояния окружающей среды и содействие региону в экологическом воспитании, повышении квалификации специалистов - менеджеров природопользования и служение базой для апробации, стандартизации и передачи новых технологий в регион.
6. На биосферную территорию в соответствии с его функциями, возлагается выполнение следующих задач:
- обеспечение сохранения на длительную перспективу биологического, ландшафтного разнообразия региона и охрана уникальной экосистемы, а также озера Иссык-Куль;
- разработка и совершенствование планирования и координация управления системой охраны и контроля окружающей среды региона;
- развитие системы долговременного мониторинга динамики природных процессов и исследований взаимодействия между человеком и окружающей средой с целью разработки концепции долгосрочного использования ресурсов и устойчивого человеческого развития;
- обеспечение гармоничного сосуществования и взаимодействия между режимами различных зон и экологически ориентированной системой природопользования как основы устойчивого человеческого развития;
- сохранение природных ресурсов, совершенствование системы экологически безопасного природопользования посредством внедрения и развития практических моделей экологически ориентированного землепользования в традиционных видах хозяйствования с учетом типичных форм поселений и устойчивого природопользования;
- обеспечение кооперации с местными и республиканскими организациями в области планирования и управления природопользованием с целью создания благоприятных условий для жизни людей;
- разработка и внедрение экологически перспективных новых технологий природопользования с целью формирования модели гармоничного сосуществования природы и человека с учетом местных, хозяйственных, культурных и этнических особенностей, свойственных региону;
- содействие и обеспечение участия местных жителей и представителей заинтересованных групп в принятии экологически важных решений в области планирования и управления природопользованием и экономическим развитием;
- привлечение инвестиций и грантов для реализации научно-обоснованных проектов социально-экономического развития на основе экологических критериев;
- разработка мер стимуляции для охраны и долговременного использования природных ресурсов;
- использование биосферной территории для разработки индикаторов долговременности в производственной деятельности, проводимой в буферной и переходной зонах;
- развитие базы междисциплинарных исследований, в особенности для проектов, решающих местные проблемы, включающих восстановление разрушенных экосистем, охраны почв и воды;
- экологическое воспитание населения, разработка совместно с региональными учебными заведениями обучающих программ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- обеспечение посетителей биосферной территории информацией, отражающей важность охраны природных ресурсов, ее социально-культурные аспекты, рекреационные и обучающие программы;
- участие в информационном обмене и международных программах Всемирной сети биосферных резерватов, в том числе по апробации и внедрению новых технологий и кооперации в области развития международной системы информационного менеджмента;
- мобилизация частных фондов, общественных и неправительственных организаций на поддержку биосферной территории.
III. Территориальное устройство и зонирование
7. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О биосферных территориях в Кыргызской Республике" и согласно международным стандартам биосферная территория "Ысык-Кель" разделяется на зоны с различными режимами охраны и использования.
8. Зона ядра общей площадью 141022 га включает в себя следующие участки:
- водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция) в границах участков территории и акватории Иссык-Кульского заповедника, 19842 га, в том числе береговая зона 3164 га, акватория озера Иссык-Куль 16678 га;
- заповедная зона Национального природного парка "Кара-Кол" площадью 8600 га, представленная склоновыми экосистемами лесного пояса хребта Терскей Ала-Тоо;
- территория государственного заповедника "Сарычат-Эрташ" площадью 72080 га, представленная экосистемами сыртовых нагорий;
- территория субальпийского, альпийского и нивального поясов хребта Терскей Ала-Тоо площадью 59 тыс.га.;
- северная - на северных склонах хребта Терскей Ала-Тоо выше границ государственного лесного фонда от вершины Джылисуу (3985 м) на водоразделе верховий рек Чон-Кызыл-Суу и Кичине-Кызыл-Суу до перевала Текеле на водоразделе рек Джеты-Огуз и Каракол;
- восточная - по водоразделу рек Каракол и Джеты-Огуз от перевала Текеле до вершин Терскей Ала-Тоо (5216 м) и далее до границ государственного заповедника "Сарычат-Эрташ";
- западная - от вершины Джылисуу по водоразделу рек Чон-Кызыл-Суу и Кичине-Кызыл-Суу до вершины Терскей Ала-Тоо Кызыл-Суу (4590) и границы государственного заповедника "Сарычат-Эрташ";
- южная - северная граница Сарычат-Эрташского государственного заповедника.
9. Буферная зона общей площадью 3501516 га включает в себе следующие участки:
- охранную зону Иссык-Кульского государственного заповедника, исключая населенные пункты, пансионаты и пахотные угодья;
- акваторию озера Иссык-Куль, исключая 1-километровую зону у портов и причалов пансионатов;
- территорию государственного лесного фонда на хребтах Терскей-Ала-Тоо и Кюнгей-Ала-Тоо;
- территорию государственного земельного запаса и сельхозугодий, расположенную выше государственного лесного фонда до вершин хребтов Кюнгей-Ала-Тоо и Терскей-Ала-Тоо;
- территории Иссык-Кульской области юго-восточнее хребта Терскей-Ала-Тоо до государственной границы Кыргызской Республики, исключая земли населенных пунктов, участки промышленности, энергетики и площади залегания полезных ископаемых.
10. Переходная зона общей площадью 688540 га, включающая сельскохозяйственные угодья и земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, а также территории населенных пунктов, пансионатов и остальную территорию Иссык-Кульской котловины, не вошедшую в буферную зону.
11. Зона санации, включающая антропогенно нарушенные территории, требующие регенерационных и рекультивационных мер (месторождения полезных ископаемых, хвостохранилища, полосы автотрасс, населенные пункты, деградированные земли, скотоперегонные трассы и скотоостановочные площадки).
12. Хозяйственная и иная деятельность, предоставление в пользование земель и иных природных ресурсов, перераспределение структуры природопользования, развитие рекреационной деятельности и промышленных объектов на территории биосферной территории осуществляются на основе проекта "Основные направления экологически ориентированного планирования землепользования на биосферной территории "Ысык-Кель", а также схем и проектов землеустройства и районной планировки, разрабатываемых в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
13. На территории зон и участков биосферной территории природопользование, хозяйствование и иная деятельность осуществляются в соответствии с законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики, регулирующими природопользование.
14. Разработка и утверждение нормативов природопользования регулируются законодательством Кыргызской Республики.
15. Экологические требования, нормативы качества окружающей среды, перечень вредных веществ в выбросах, сбросах, отходах, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, а также технологий и производств, вредных для экологических систем биосферной территории, утверждаются государственным органом по охране окружающей среды.
16. В случаях введения в биосферных территориях определенных ограничений в вопросах природопользования, местному населению компенсируются понесенные затраты в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики.
17. На территории ядра запрещается всякая хозяйственная деятельность. В зоне ядра разрешается проведение только научно-исследовательских и природоохранных работ, мониторинга с минимально возможным воздействием на охраняемые сообщества в соответствии со статьями 9, 10, 13 Закона Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях".
18. В буферной зоне осуществляются различные формы деятельности, не воздействующие негативно на состояние экосистем ядра:
- научные исследования;
- мониторинг окружающей среды и контроль за изменениями экосистем;
- лесохозяйственная деятельность и защита лесных массивов;
- традиционное землепользование в рамках обеспечения долговременной сохранности и неуязвимости биоразнообразия ядра;
- рекреационное пользование, отдых на природе, туризм, тщательно контролируемые и регулируемые в экологически допустимых нормативах;
- спортивно-любительская охота и спортивное рыболовство, а также промысловая заготовка пушно-мехового сырья и рыбных ресурсов в порядке традиционного пользования;
- использование минеральных вод и лечебных ресурсов;
- экологическое просвещение, организация демонстрационных участков.
В буферной зоне запрещаются создание новых поселений, размещение и эксплуатация промышленных объектов, строительство и эксплуатация производственных объектов, проведение геологоразведочных работ и разработка полезных ископаемых, рубка леса в порядке главного пользования, кроме лесовосстановительных рубок, рубок ухода и санитарных рубок, вселение (акклиматизация) новых видов растений и животных, действия, изменяющие гидрологический режим ядра, и другая деятельность, способная оказать воздействие на экосистему в целом.
19. В переходной зоне допускаются различные виды производственной деятельности, в которой экономически заинтересованные группы и граждане, проживающие на данной территории, совместно участвуют в производстве и долговременном использовании природных ресурсов с соблюдением экологических требований, обеспечивающих устойчивость экологического и экономического развития территории. В переходной зоне располагаются пахотные угодья, сельскохозяйственные, производственные и лечебно-оздоровительные комплексы, источники минеральных вод, а также экспериментальные участки с производственными центрами.
20. В зоне санации осуществляются регенерационные, рекультивационные, противоэрозийные, пастбищевосстановительные и лесопосадочные мероприятия.
V. Научно-исследовательская работа и мониторинг
21. Научные исследования и мониторинг на биосферной территории направлены на выработку рекомендаций для национальной и региональной политики по охране природы и долговременному природопользованию.
22. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" принимает участие в международных программах исследований и мониторинга в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), с привлечением региональных и национальных научных учреждений.
23. Основные направления исследований:
- изучение структуры, функций и динамики экосистем, количественная и качественная инвентаризация природных ресурсов;
- оценка воздействия деятельности человека на природные экосистемы, анализ и постоянный мониторинг природных и антропогенных факторов, угрожающих экосистем;
- экспериментальные работы по усилению ослабленных антропогенным воздействием процессов и обеспечению функционирования экосистем, восстановлению лесных массивов, растительного и животного мира;
- обоснование рационального управления природными экосистемами посредством различных приемов экологически ориентированного землепользования;
- экспериментальное восстановление деградированных природных ландшафтов на основе опытных работ на контрольных участках;
- экспериментальная рекультивация и санация измененных и нарушенных человеком ландшафтов с учетом требований сохранения общеэкологического равновесия и социально-экономического развития.
VI. Управление и планирование экологически ориентированного землепользования
24. Управление экологически ориентированного землепользования осуществляется на основании проекта "Основные направления экологически ориентированного планирования землепользования на биосферной территории "Ысык-Кель".
25. Планирование осуществляется через оценку компонентов природной среды региона в категориях значимости и чувствительности (экологических критериях), режима природопользования и перспективного развития территории, определенного вышеуказанным проектом.
26. Проект создания и планирования биосферной территории, схема экологически устойчивого землепользования, основанные на международных принципах, стандартах и требованиях республиканского законодательства по охране окружающей среды, пересматриваются с ревизионным периодом в 10 лет и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
27. Принцип устойчивого землепользования на биосферной территории обеспечивается обязательным включением проекта в национальные программы развития и региональные проекты планирования землепользования.
VII. Службы охраны и контроля за соблюдением режимов природопользования
28. Охрана и контроль за соблюдением режимов природопользования в соответствии с зональным делением биосферной территории и структурой управления осуществляются службами государственного и общественного контроля.
29. Порядок проведения общественного контроля за использованием природных ресурсов регулируются законодательством Кыргызской Республики.
30. Работники служб охраны и контроля биосферной территории при исполнении служебных обязанностей пользуются правами должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов.
31. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 23 мая 2013 года N 279)
32. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима зон биосферной территории, правил природопользования, несут административную, дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
33. Учреждения, предприятия и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный природным комплексам и окружающей среде биосферной территории, в размерах и порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.
VIII. Управление биосферной территорией "Ысык-Кель"
34. Органом управления и координации выполнения планов и программ является Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель".
35. Дирекция биосферной территории является юридическим лицом, содержится за счет республиканского бюджета и других источников и действует на основании положения о ней, утверждаемого государственным органом охраны окружающей среды.
36. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Кыргызской Республики, актами Президента Кыргызской Республики, постановлениями палат Жогорку Кенеша, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, решениями государственного органа охраны окружающей среды и настоящим Положением, а также решениями органов местного самоуправления и государственной администрации Иссык-Кульской области.
37. Дирекция биосферной территории "Ысык-Кель" владеет, пользуется и распоряжается имуществом и средствами, специально закрепленными или переданными ей в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Имеющееся и принятое имущество и средства биосферной территории отражаются на балансах Дирекции.
38. В обособленном владении биосферной территории могут находиться:
- производственные и непроизводственные фонды;
- прочие ценности.
39. В целях объединения интересов и реализации программы биосферная территория "Ысык-Кель" создается консультативный совет, в который будут входить руководители государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций. Число членов, входящих в консультативный совет, не может быть менее 5 человек и всегда должно быть нечетным. Персональный состав определяется областной государственной администрацией по согласованию с государственным органом охраны окружающей среды.
40. Консультативный совет биосферной территории "Ысык-Кель" имеет совещательный статус, заслушивает отчеты по осуществлению программ, определяет стратегию и программу действий.