Система Orphus

Приложение 1

 

 

 

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 17 августа 2017 года № 490

Программа
Правительства Кыргызской Республики по разработке генеральных планов населенных пунктов Кыргызской Республики на 2018-2025 годы

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 июня 2022 года № 313)

1. Анализ обеспеченности населенных пунктов генеральными планами

В Кыргызской Республике имеется 7 областей, 40 районов, 453 айылных аймака и 31 город, в том числе 2 города республиканского значения, 12 городов областного и 17 городов районного значения, 9 поселков городского типа.

Общее количество населенных пунктов составляет всего 1941 единиц, из них 45 сел входят в составы городов.

Город Бишкек является крупнейшим городом, где проживает более одного миллиона человек, включая жителей населенных пунктов, непосредственно находящиеся в проектной границе Генерального плана города Бишкек.

Южная столица республики - город Ош является крупным городом, где проживают более пятисот тысяч человек в проектной границе города. По численности населения город Джалал-Абад относится к категории больших городов. Города Каракол, Токмок, Узген, Балыкчы, Нарын, Кара-Балта и Таш-Комур относятся к категории средних городов. 21 город относится к малым городам.

По итогам государственного учета земель на 1 января 2015 года, общая площадь земель в действующих границах населенных пунктов составляет 276235 га. Из них площадь земель сельских населенных пунктов составляет 172757 га, городов и поселков городского типа - 22240 га.

В настоящее время города Бишкек, Ош, Каракол, Балыкчы, Чолпон-Ата, Кара-Кол, Кара-Суу и Узген имеют утвержденные генеральные планы, новые генеральные планы городов Баткен, Кызыл-Кыя, Талас, Токтогул и Кара-Балта разрабатываются, часть из них находятся на стадии согласования и утверждения в органах местного самоуправления. Имеется необходимость в разработке и обеспечении генеральными планами 18 городов.

В целом в Кыргызской Республике необходимо разработать и утвердить генеральные планы 1821 населенных пунктов. Утвержденные генеральные планы в качестве градостроительной документации в комплексе подлежат к практическому применению при проектировании, строительстве и развитии территорий указанных населенных пунктах.

Разработка генеральных планов не выполняется из-за отсутствия достаточных финансовых средств у соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 51 Закона Кыргызской Республики "О местной государственной администрации и органах местного самоуправления" вопросы разработки генеральных планов населенных пунктов и городов, включая финансирование, относятся к деятельности органов местного самоуправления, в том числе вопросы финансового обеспечения проведения топографических изысканий местности для разработки генеральных планов.

Для разработки генеральных планов необходимы топографические изыскания в виде плана местности масштабов М1:5000 и М1:2000, которые выполняются Государственной картографо-геодезической службой при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики на платной основе по установленным тарифам. Отсутствие топографических съемок местности в вышеуказанных масштабах, а также выборочные данные из материалов геологических изысканий местности - сел и городов являются сдерживающими факторами своевременной разработки генеральных планов. Топографические планы, выполненные 30-40 лет назад, устарели и не отражают реального состояния территории населенных пунктов.

20 пилотных городов - точек роста выполняют функции административных центров городов республики, областей и районов; 11 городов являются промышленными городами и выполняют функции мест приложения труда, культурно-бытового обслуживания, транспорта и межселенного обслуживания и т.п.

В целом по республике требуется разработка 1821 генеральных плана населенных пунктов, из них:

из 31 города необходимо разработать генеральные планы 19 городов и провести корректировку генеральных планов 2 городов: Бишкек и Чолпон-Ата.

Из 45 сел в составе городов необходимо разработать генеральные планов 30 населенных пунктов.

Необходимо разработать генеральные планы 9 поселков городского типа.

Из 244 приграничных сел необходимо разработать генеральные планы 229 приграничных сел.

Из 1612 сел необходимо разработать генеральные планы 1532 сел.

Стремительный рост численности населения Кыргызской Республики, с ежегодным прибавлением за последние шесть лет на 100 тысяч жителей, или на 1,7% от общей численности населения, свидетельствует о положительной демографической динамике в Кыргызской Республике.

Несмотря на активную миграцию трудоспособного населения за границу, наблюдается рост населения, в том числе активизация внутренней миграции, особенно в городах Бишкек и Ош, в результате активного выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

После 1991 года в республике произошли радикальные перемены политического, экономического и общественного обустройства: принята новая Конституция Кыргызской Республики, введен институт частной собственности, осуществлена приватизация государственных и муниципальных объектов, ликвидирована система централизованного директивного руководства экономическим и социальным развитием, изменилась совокупность социальных условий жизни кыргызстанцев.

Экономическая ситуация Кыргызской Республики за последние 25 лет находит прямое отражение в градостроительстве. Серьезной проблемой является градообразующая база городов, прежде всего промышленность, наука, научное обслуживание. Производственные показатели предприятий связаны экономическими базами развития городов. Производственно-экономические и социальные проблемы привели к образованию дотационных городов в Кыргызской Республике. Из 31 города республики города Сулюкта, Таш-Кумыр, Майли-Суу, Кок-Янгак, Орловка, Каинды, Кемин, Шопоков, Балыкчы относятся к дотационным городам, где прекращена производственная деятельность предприятий. В городах Майлы-Суу, Кок-Янгак, Орловка, Каджи-Сай и других от производственной деятельности заводов остались открытые хвостохранилища. Отдельные населенные пункты не обеспечены современной документацией городского планирования, детального проектирования, правового зонирования, планами размещения и оценки недвижимости, межевания городских земель, градостроительными и электронными банками градостроительных данных.

(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 10 июня 2022 года № 313)

2. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются разработка и обеспечение генеральными планами, соответствующих к рыночным экономическим отношениям для устойчивого развития населенных пунктов Кыргызской Республики.

Для реализации вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:

1) обеспечить населенные пункты градостроительной документацией - генеральными планами, проектами детальной планировки;

2) обеспечить формирование необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры в городах, населенных пунктах и благоприятного инвестиционного климата;

3) обеспечить развитие жилищной, социально-культурной и коммунально-бытовой среды территорий, достижение необходимых нормативов;

4) создать условия для развития малого и среднего предпринимательства;

5) обеспечить прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрев в генеральных планах проектные предложения и необходимые градостроительные ограничения.

Сроки реализации Программы: 2018-2025 годы.

Реализация Программы будет осуществляться в два этапа.

Первый этап (краткосрочный период) - 2018-2020 годы - предусматривает разработку генеральных планов приграничных сел и 20 пилотных городов: Бишкек, Ош, Каракол, Балыкчы, Нарын, Кочкорка, Токмок, Кара-Балта, Талас, Исфана, Баткен, Кадамжай, Узген, Кара-Суу, Сары-Таш, Таш-Кумыр, Кара-Куль, Джалал-Абад, Кербен, Кочкор-Ата согласно Перечню отдельных приграничных территорий Кыргызской Республики, имеющих особый статус, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 марта 2012 года № 186, и Концепции региональной политики на период 2018-2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2017 года № 194.

Второй этап (долгосрочный период) - 2021-2025 годы - предусматривает разработку генеральных планов других населенных пунктов республики с участием соответствующих органов местного самоуправления, которые должны выступить заказчиками работ на разработку соответствующих генеральных планов.

Тематические планы разработки генеральных планов населенных пунктов утверждаются ежегодно решением Правительства Кыргызской Республики.

3. Реализация Программы

Реализация Программы планируется путем последовательной разработки генеральных планов населенных пунктов Кыргызской Республики.

Предпосылки для достижения целей Программы:

1) планирование и выделение ежегодно финансовых средств целевым назначением на разработку генеральных планов населенных пунктов за счет республиканского и местного бюджетов;

2) поэтапная реализация Программы, с учетом значимости, по усмотрению органов местного самоуправления, по мере выделения финансовых средств для указанных целей;

3) тесное сотрудничество между государственными органами и органами местного самоуправления по своевременному решению технических, финансовых вопросов разработки генеральных планов, проектов детальной планировки и проекта застройки городов и населенных пунктов республики.

4. Ожидаемые результаты

Положительным эффектом реализации Программы будет обеспечение градостроительной документацией населенных пунктов путем разработки генеральных планов, что приведет к достижению следующих результатов:

- правовое обеспечение развития территорий через градостроительную документацию;

- совершенствование систем инженерно-технического обеспечения и инфраструктуры;

- оптимизация системы государственного регулирования и управления градостроительной деятельностью;

- создание благоприятной среды в градостроительной деятельности;

- исключение коррупционных схем.

Реализация Программы обеспечит благоприятную среду проживания и жизнедеятельности населения - граждан Кыргызской Республики.

5. Ресурсное обеспечение и механизм реализации Программы

Источниками финансирования реализации Программы являются средства республиканского и местных бюджетов и иные поступления, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

Мониторинг, осуществляемый посредством анализа результатов реализации перечня населенных пунктов Кыргызской Республики, требующих разработки генеральных планов является неотъемлемым элементом выполнения Программы.