Система Orphus

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\926088aa-e246-4874-941b-e0ebb6f59409\document.files\image001.jpg

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 октября 2021 года № 122

О Кабинете Министров Кыргызской Республики

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования. Система органов исполнительной власти

1. Настоящий конституционный Закон определяет:

1) порядок формирования и организации деятельности Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров), иных органов исполнительной власти, их правовой статус;

2) права, обязанности, ответственность, правовую защиту и социальные гарантии членов Кабинета Министров, руководителей иных органов исполнительной власти, их заместителей.

2. Систему органов исполнительной власти составляют:

1) Президент Кыргызской Республики (далее - Президент);

2) Кабинет Министров;

3) министерства и государственные комитеты;

4) административные ведомства;

5) полномочные представители Президента в областях (далее - полномочный представитель);

6) местные государственные администрации.

3. Президент возглавляет и руководит деятельностью исполнительной власти.

4. Президент вправе образовывать государственные органы и учреждения при Президенте.

Статья 2. Правовой статус Кабинета Министров

1. Кабинет Министров является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, подчиненным и подотчетным Президенту.

2. Кабинет Министров руководит деятельностью подчиненных ему органов.

3. Кабинет Министров осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция), настоящего конституционного Закона, законов и актов Президента.

Статья 3. Основные принципы деятельности Кабинета Министров

Кабинет Министров в своей деятельности основывается на следующих основных принципах:

1) верховенства справедливости и закона;

2) коллегиальности, персональной ответственности членов Кабинета Министров;

3) общественной полезности;

4) разграничения функций и полномочий между государственными органами, а также между государственными органами и органами местного самоуправления;

5) гласности и открытости;

6) ответственности за свою деятельность перед Президентом;

7) подотчетности Президенту и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) в формах, предусмотренных Конституцией и настоящим конституционным Законом.

Глава 2. Структура и состав Кабинета Министров. Порядок формирования состава Кабинета Министров

Статья 4. Структура Кабинета Министров

1. Структура Кабинета Министров включает в себя министерства и государственные комитеты.

2. Структура Кабинета Министров определяется Президентом. Структура Кабинета Министров может быть изменена в ходе деятельности Кабинета Министров Президентом по собственной инициативе либо по предложению Председателя Кабинета Министров.

3. Изменение структуры Кабинета Министров не влечет отставку Кабинета Министров.

Статья 5. Состав Кабинета Министров

1. Кабинет Министров состоит из Председателя Кабинета Министров, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

Председатель Кабинета Министров является руководителем Администрации Президента Кыргызской Республики.

2. Состав Кабинета Министров определяется Президентом в порядке, определенном Конституцией и настоящим конституционным Законом.

Статья 6. Порядок формирования состава Кабинета Министров, назначения членов Кабинета Министров на вакантные должности

1. Председатель Кабинета Министров, его заместители, министры и председатели государственных комитетов (далее - члены Кабинета Министров) назначаются Президентом с согласия Жогорку Кенеша.

Назначение членов Кабинета Министров осуществляется с учетом требований и ограничений, установленных настоящим конституционным Законом.

2. Президент в течение 3 рабочих дней со дня вступления в должность вносит на согласование в Жогорку Кенеш кандидатуры членов Кабинета Министров.

В случае отставки действующего состава Кабинета Министров (отдельного члена) кандидатуры членов Кабинета Министров (отдельного члена) вносятся Президентом в течение 3 рабочих дней со дня принятия такой отставки.

3. Жогорку Кенеш в течение 7 календарных дней рассматривает кандидатуры членов Кабинета Министров (отдельного члена) и принимает решение о даче согласия на назначение либо об отказе в даче согласия.

В случае если Жогорку Кенеш в установленные сроки не примет решение по внесенным кандидатурам, то они считаются согласованными.

4. По согласованным кандидатурам в состав Кабинета Министров (отдельного члена) Президент в течение 2 рабочих дней издает указ об их назначении.

5. В случае если Жогорку Кенеш примет решение об отказе в даче согласия на назначение Председателя и других членов Кабинета Министров (отдельного члена), Президент в течение 3 рабочих дней вносит на согласование в Жогорку Кенеш другие кандидатуры либо повторно вносит ранее предложенные кандидатуры.

Отказ в даче согласия на назначение Председателя Кабинета Министров влечет приостановление рассмотрения Жогорку Кенешем кандидатур других членов Кабинета Министров.

6. Жогорку Кенеш в течение 7 календарных дней рассматривает новые или повторно внесенные кандидатуры Председателя и других членов Кабинета Министров (отдельного члена) и принимает решение о даче согласия на назначение либо об отказе в даче согласия.

7. В случае если Жогорку Кенеш в течение срока, указанного в части 6 настоящей статьи, не рассмотрит новые или повторно внесенные кандидатуры или рассмотрит и не даст согласие, то Президент по истечении данного срока вправе их назначить на должности Председателя и других членов Кабинета Министров (отдельного члена).

8. Полномочия назначенных на должность Председателя и других членов Кабинета Министров возникают со дня принесения присяги.

Статья 7. Присяга членов Кабинета Министров

1. Председатель и другие члены Кабинета Министров после их назначения на должность приносят присягу следующего содержания:

"Я …, вступая в должность … Кыргызской Республики, клянусь: свято соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики; честно и добросовестно выполнять свои обязанности и служить народу Кыргызстана. В случае нарушения своей клятвы готов нести ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики.".

2. Присяга Председателя и других членов Кабинета Министров приносится в присутствии Президента, депутатов Жогорку Кенеша.

Статья 8. Требования и ограничения, установленные для членов Кабинета Министров, руководителей иных органов исполнительной власти

1. Должность Председателя Кабинета Министров и другого члена Кабинета Министров, руководителя иного органа исполнительной власти могут занимать лица, имеющие высшее образование, стаж работы на государственных и (или) муниципальных должностях по совокупности не менее 10 лет, из них на руководящих должностях 5 лет, а также лица, имеющие опыт руководящей работы в соответствующих сферах деятельности не менее 10 лет.

2. Председателем Кабинета Министров и другим членом Кабинета Министров, руководителем иного органа исполнительной власти не может быть назначено лицо:

1) не являющееся гражданином Кыргызской Республики;

2) имеющее гражданство другого государства;

3) не соответствующее требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи;

4) признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать должности государственной службы;

5) имеющее судимость, не погашенную в установленном законодательством порядке.

3. Член Кабинета Министров, руководитель иного органа исполнительной власти не вправе:

1) быть депутатом Жогорку Кенеша или другого выборного органа;

2) занимать другие должности в государственных органах, органах местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должности в коммерческой организации;

4) быть представителем по делам третьих лиц в государственных органах, органах местного самоуправления;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

6) получать от физических и юридических лиц вознаграждение в виде подарков, денег и услуг за осуществление действий (бездействие), связанных с исполнением должностных полномочий, за исключением символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

7) выезжать в служебные командировки и иные поездки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, или по договоренности на взаимной основе государственных органов Кыргызской Республики с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

8) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории Кыргызской Республики, их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, или по договоренности на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

9) использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого государственного служащего и членов его семьи, а также лиц, являющихся его близкими родственниками;

10) создавать, участвовать или содействовать в какой-либо форме деятельности политических партий в связи со своей служебной деятельностью и в служебное время;

11) использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса в период референдумов и избирательных кампаний;

12) организовывать забастовки, митинги и другие мероприятия, которые препятствуют функционированию государственных органов и органов местного самоуправления, или участвовать в них.

4. Член Кабинета Министров, руководитель иного органа исполнительной власти обязаны в течение месяца со дня вступления в указанную должность передать в доверительное управление на время нахождения в должности находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.

5. Превышение личных интересов над обязанностями члена Кабинета Министров, руководителя иного органа исполнительной власти (конфликт интересов) не допускается. Член Кабинета Министров, руководитель иного органа исполнительной власти обязаны соблюдать этику государственного служащего.

6. Член Кабинета Министров, руководитель иного органа исполнительной власти не позднее 7 рабочих дней со дня вступления в указанную должность должны сложить с себя полномочия и обязанности, несовместимые с должностью члена Кабинета Министров, руководителя иного органа исполнительной власти, а также представить Председателю Кабинета Министров декларацию о частных (личных) интересах.

7. В случае нарушения требований и ограничений, установленных настоящей статьей, член Кабинета Министров, руководитель иного органа исполнительной власти освобождаются от занимаемой должности.

Статья 9. Гарантии деятельности члена Кабинета Министров

1. Член Кабинета Министров не может подвергаться преследованиям за организацию работы вверенного ему органа и обеспечение выполнения возложенных на него полномочий, высказываемые в связи с выполнением своих обязанностей суждения, принимаемые Кабинетом Министров решения или исполнение ранее принятых нормативных правовых актов.

Уголовное дело в отношении члена Кабинета Министров в связи с его профессиональной деятельностью может быть возбуждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики.

2. Член Кабинета Министров за свою служебную деятельность получает денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета и обеспечивается социальным пакетом, определяемым Кабинетом Министров.

3. Член Кабинета Министров имеет право на служебное жилое помещение в случаях и на условиях, установленных Кабинетом Министров. Служебное жилое помещение не подлежит приватизации. Член Кабинета Министров освобождает служебное жилое помещение в месячный срок со дня прекращения полномочий члена Кабинета Министров.

4. Член Кабинета Министров, освобожденный от должности в связи с ликвидацией, реорганизацией государственного органа, а также вследствие отставки Кабинета Министров, получает компенсацию в размере двух среднемесячных заработных плат.

Компенсация, предусмотренная настоящей частью, не выплачивается, если освобожденный от должности член Кабинета Министров назначается членом нового состава Кабинета Министров либо руководителем административного ведомства или в случае перехода на другую работу.

5. Члену Кабинета Министров обеспечивается государственная защита при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с исполнением служебной деятельности. При необходимости меры безопасности могут применяться и в отношении супруги(а) и близких родственников члена Кабинета Министров.

Условия и порядок применения мер безопасности устанавливаются решением Кабинета Министров.

6. Гарантии, предусмотренные частями 1-5 настоящей статьи, применяются также и в отношении руководителей иных органов исполнительной власти.

Статья 10. Сроки полномочий Кабинета Министров

1. Кабинет Министров действует в пределах срока полномочий Президента.

2. Вступление в должность вновь избранного Президента влечет отставку всего состава Кабинета Министров и прекращение его полномочий.

Статья 11. Отставка Кабинета Министров, членов Кабинета Министров. Освобождение от должности члена Кабинета Министров

1. Кабинет Министров либо отдельный член Кабинета Министров вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется Президентом.

2. Принятие отставки Председателя Кабинета Министров и освобождение его от должности не влечет отставку всего состава Кабинета Министров.

3. Президент вправе по собственной инициативе либо с учетом предложения Жогорку Кенеша или Народного Курултая принять решение об освобождении от должности Председателя Кабинета Министров или другого члена Кабинета Министров.

4. Председатель Кабинета Министров или другой член Кабинета Министров может быть освобожден от занимаемой должности в случаях:

1) несогласия с основными направлениями внутренней и внешней политики государства, определяемыми Президентом, либо ненадлежащей их реализацией;

2) утраты доверия;

3) признания Жогорку Кенешем отчета Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным;

4) нарушения им присяги;

5) выхода из гражданства Кыргызской Республики либо приобретения гражданства другого государства;

6) перехода на другую работу или избрания на выборную должность, занятия деятельностью, несовместимой с занимаемой должностью;

7) реорганизации и ликвидации государственного органа, который он возглавляет;

8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

9) вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера либо невозможности осуществления им своих полномочий по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

10) смерти либо признания судом лица умершим или безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным;

11) нарушения требований и ограничений, установленных настоящим конституционным Законом.

5. В случае отставки Кабинета Министров прежний состав Кабинета Министров продолжает исполнять свои обязанности до формирования нового состава Кабинета Министров.

6. Решение об освобождении от должности министров, председателей государственных комитетов не подлежит обжалованию в судебном порядке.

7. Положения части 4 настоящей статьи равным образом применяются и в отношении заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти и их заместителей.

Статья 12. Отстранение от исполнения полномочий членов Кабинета Министров

1. Член Кабинета Министров может быть отстранен от исполнения своих полномочий Президентом в период проведения в отношении него служебного расследования или в период следствия и судебного разбирательства в соответствии с законом.

2. На период отстранения члена Кабинета Министров от исполнения своих полномочий приостанавливаются начисление и выплата ему заработной платы.

3. В случае если по итогам расследования, следствия или судебного разбирательства вина члена Кабинета Министров не будет подтверждена, ему возмещается заработная плата, начисление и выплата которой были приостановлены на период отстранения.

Глава 3. Полномочия и ответственность Кабинета Министров

Статья 13. Полномочия Кабинета Министров

1. Кабинет Министров решает все вопросы государственного управления, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией и законами к компетенции Президента и Жогорку Кенеша, судов, иных государственных органов со специальным статусом и органов местного самоуправления.

2. Кабинет Министров:

1) обеспечивает исполнение Конституции, законов и актов Президента; на основе и во исполнение Конституции, законов, актов, посланий и поручений Президента издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Кыргызской Республики, и обеспечивает контроль за их исполнением;

2) реализует внутреннюю и внешнюю политику государства;

3) разрабатывает и вносит на утверждение Президенту национальные программы и обеспечивает их реализацию;

4) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и обеспечению правопорядка;

6) обеспечивает выполнение бюджетно-финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной, внешнеэкономической, налоговой и таможенной политики;

7) обеспечивает выполнение единой государственной политики в социально-экономической сфере, молодежной политики, политики в сферах культуры, искусства, туризма, спорта, науки, интеллектуальной собственности, образования, здравоохранения, труда, занятости и миграции, межэтнических отношений, защиты детей и гендерного равенства, социального обеспечения, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений; архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, государственной и муниципальной службы, статистики, развития государственного языка, горных территорий и иных сферах;

8) обеспечивает выполнение международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке принимает решения о заключении международных договоров, продлевает либо расторгает такие договоры; защищает граждан Кыргызской Республики за пределами ее территории; обеспечивает развитие взаимоотношений Кыргызской Республики с иностранными государствами, международными организациями;

9) обеспечивает открытие дипломатических представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представительств Кыргызской Республики при международных организациях;

10) разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение;

11) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, управлению объектами государственной собственности;

12) реализует права собственника государственного имущества, учреждает государственные предприятия и учреждения, организует приватизацию государственной собственности Кыргызской Республики;

13) принимает меры по управлению объектами, товарно-материальными ценностями государственного материального резерва и обеспечению продовольственной безопасности Кыргызской Республики;

14) разрабатывает, утверждает общегосударственные программы и обеспечивает их реализацию;

15) обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности;

16) осуществляет полномочия в области технического регулирования; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, работ и услуг;

17) обеспечивает проведение единой антимонопольной и конкурентной политики;

18) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

19) разрабатывает и осуществляет меры по укреплению экономической и финансовой систем республики;

20) разрабатывает, утверждает и реализует меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

21) принимает меры по совершенствованию законодательства;

22) дает официальные заключения на проекты законов в случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом;

23) заслушивает отчеты министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти, а также глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий;

24) утверждает положения, схемы управления и предельную штатную численность министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти;

25) образовывает консультативно-совещательные органы;

26) утверждает положения о свободных экономических зонах и программы их развития;

27) учреждает Почетную грамоту и иные награды Кабинета Министров, определяет основания и порядок награждения ими;

28) определяет порядок присвоения классных чинов, воинских званий и специальных званий;

29) отменяет акты министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти;

30) организует материально-техническое обеспечение государственных органов и должностных лиц;

31) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации;

32) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией, настоящим конституционным Законом, законами.

3. Кабинет Министров, исходя из полномочий, указанных в настоящем конституционном Законе, распределяет функции по их реализации между министерствами, государственными комитетами, иными органами исполнительной власти.

4. Деятельность Кабинета Министров обеспечивается Администрацией Президента Кыргызской Республики.

Статья 14. Подотчетность и ответственность Кабинета Министров. Представление отчетов о деятельности Кабинета Министров

1. Кабинет Министров в своей деятельности подотчетен и ответственен перед Президентом за реализацию внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом.

Вопросы взаимодействия Кабинета Министров с Президентом, не урегулированные Конституцией и настоящим конституционным Законом, определяются Президентом.

Президент вправе наложить дисциплинарное взыскание на Председателя Кабинета Министров, членов Кабинета Министров и руководителей иных органов исполнительной власти, а также применить меры поощрения к ним.

2. Кабинет Министров ежегодно не позднее 1 мая представляет в Жогорку Кенеш отчет об исполнении республиканского бюджета.

3. Жогорку Кенеш вправе признать отчет Кабинета Министров об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным по итогам его заслушивания.

В случае признания отчета Кабинета Министров неудовлетворительным ответственность членов Кабинета Министров рассматривается Президентом.

Глава 4. Порядок организации деятельности Кабинета Министров

Статья 15. Деятельность Кабинета Министров

1. Деятельность Кабинета Министров организуется Председателем Кабинета Министров путем проведения заседаний, консультаций и встреч членов Кабинета Министров, их выступлений и принятия решений.

2. Высшей формой организации деятельности Кабинета Министров является заседание. Заседания Кабинета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Президент председательствует на заседаниях Кабинета Министров.

Заседания Кабинета Министров могут созываться Председателем Кабинета Министров и проводиться под его председательством.

Президент вправе созвать внеочередные заседания Кабинета Министров.

3. Повестка заседания Кабинета Министров определяется председательствующим.

4. Члены Кабинета Министров участвуют в заседаниях Кабинета Министров и голосуют лично. По решению председательствующего на заседание Кабинета Министров могут приглашаться и другие лица.

5. Заседание Кабинета Министров правомочно, если присутствует не менее двух третей членов Кабинета Министров.

6. Решения на заседаниях Кабинета Министров принимаются большинством голосов от общего числа членов Кабинета Министров. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Решения Кабинета Министров по вопросам общенационального, стратегического значения, а также затрагивающим интересы государства в целом принимаются исключительно на заседаниях Кабинета Министров.

Кабинет Министров вправе рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

7. Порядок подготовки, проведения заседаний и принятия решений Кабинета Министров, а также перечень вопросов общенационального, стратегического значения и затрагивающих интересы государства в целом определяются Регламентом Кабинета Министров, утверждаемым Кабинетом Министров.

Проекты решений Кабинета Министров, инициируемые государственными органами исполнительной власти, вносятся на рассмотрение Кабинета Министров с обязательным согласованием с членами Кабинета Министров, определяемыми в Регламенте Кабинета Министров, и инициаторами, за исключением вопросов, указанных в части 6 настоящей статьи.

8. Кабинет Министров информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, подлежащих рассмотрению на своих заседаниях, и принятых по ним решениях.

9. Видео- и аудиозапись открытого заседания Кабинета Министров публикуются в полном объеме, без сокращения, на официальном сайте Кабинета Министров либо на общедоступных видеопорталах с обязательным размещением ссылок на официальном сайте Кабинета Министров в течение 2 рабочих дней после проведения заседания. При невозможности публикации видео- или аудиозаписи заседания Кабинета Министров в установленный срок общественность должна быть информирована о сроке, в течение которого будет опубликована запись.

Записи закрытых заседаний хранятся с соблюдением режима секретности.

10. Решения Кабинета Министров могут быть приняты без проведения заседания путем письменного опроса членов Кабинета Министров в порядке, предусмотренном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 16. Совещательные органы и рабочие группы Кабинета Министров

Для подготовки предложений, связанных с развитием отраслей экономики или сфер государственного управления, разработки проектов решений Кабинета Министров и рассмотрения разногласий по ним, а также для выполнения отдельных поручений Президента, Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров могут создаваться комиссии, рабочие, экспертные группы и другие консультативно-совещательные органы.

Статья 17. Нормативные и ненормативные правовые акты Кабинета Министров, акты Председателя Кабинета Министров

1. Нормативные правовые акты Кабинета Министров издаются в форме постановлений, ненормативные правовые акты - в форме распоряжений.

2. Распоряжения Председателя Кабинета Министров издаются по вопросам, входящим в его компетенцию.

3. Руководители министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за законность, обоснованность и правдивость внесенных и согласованных ими проектов актов Президента, Кабинета Министров или Председателя Кабинета Министров, а также проектов законов, инициируемых в рамках законодательных инициатив Президента и Председателя Кабинета Министров.

4. Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, распоряжения Председателя Кабинета Министров обязательны к исполнению министерствами, государственными комитетами, иными органами исполнительной власти, другими государственными органами, учреждениями и организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами на всей территории Кыргызской Республики.

5. Порядок принятия нормативных и ненормативных правовых актов Кабинета Министров, а также порядок разработки и внесения проектов законов на рассмотрение Жогорку Кенеша, инициируемых в рамках законодательной инициативы Председателя Кабинета Министров, определяются законодательством о нормативных правовых актах и Регламентом Кабинета Министров. Порядок принятия распоряжений Председателя Кабинета Министров определяется Регламентом Кабинета Министров.

6. Постановления и распоряжения Кабинета Министров подписываются Председателем Кабинета Министров, а во время его отсутствия - заместителем Председателя Кабинета Министров, за исключением случаев принятия их на заседаниях Кабинета Министров, на которых председательствовал Президент.

7. Официальное опубликование нормативных правовых актов Кабинета Министров, за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения конфиденциального характера, является обязательным условиям для их применения.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Кабинета Министров определяется Кабинетом Министров.

8. Действие постановлений и распоряжений Кабинета Министров может быть прекращено путем их отмены или подачи на утрату. Постановления и распоряжения Кабинета Министров могут быть отменены указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а распоряжения Председателя Кабинета Министров также распоряжениями Председателя Кабинета Министров.

9. Порядок, основания и последствия отмены нормативных и ненормативных правовых актов Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров определяются законодательством о нормативных правовых актах.

10. Акты Кабинета Министров и Председателя Кабинета Министров могут быть обжалованы в суде.

Глава 5. Полномочия и ответственность членов Кабинета Министров

Статья 18. Полномочия Председателя Кабинета Министров

1. Председатель Кабинета Министров является должностным лицом исполнительной власти, осуществляющим руководство Кабинетом Министров, определяющим направления его деятельности и организующим его работу.

2. Председатель Кабинета Министров:

1) руководит Кабинетом Министров, несет персональную ответственность за его деятельность перед Президентом, Жогорку Кенешем в пределах, предусмотренных Конституцией и настоящим конституционным Законом;

2) обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов и поручений Президента всеми органами исполнительной власти;

3) представляет Кабинет Министров в Кыргызской Республике и за ее пределами;

4) определяет направления деятельности Кабинета Министров в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;

5) вносит Президенту предложения по основным направлениям внешней и внутренней политики Кыргызской Республики, изменению структуры Кабинета Министров;

6) организует работу Кабинета Министров и подчиненных ему органов исполнительной власти;

7) председательствует на заседаниях Кабинета Министров, за исключением случаев председательствования на заседаниях Президента;

8) подписывает постановления, распоряжения Кабинета Министров, протоколы заседаний Кабинета Министров;

9) издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию;

10) наделяет заместителей Председателя Кабинета Министров полномочиями;

11) координирует и контролирует работу заместителей Председателя Кабинета Министров, министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти;

12) в установленном законодательством порядке ведет переговоры и подписывает межправительственные и другие международные договоры и соглашения;

13) вносит законопроекты на рассмотрение Жогорку Кенеша;

14) определяет перечень неотложных законопроектов, подлежащих рассмотрению Жогорку Кенешем во внеочередном порядке;

15) по представлению министров и председателей государственных комитетов назначает на должность заместителей (в том числе первого заместителя) министров и председателей государственных комитетов, за исключением заместителей (в том числе первого заместителя) руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, обеспечения общественного порядка и национальной безопасности, которых назначает на должность и освобождает от должности Президент;

16) освобождает от должности заместителей (в том числе первого заместителя) министров и председателей государственных комитетов, за исключением заместителей (в том числе первого) руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, обеспечения общественного порядка и национальной безопасности, которые освобождаются Президентом по основаниям несоответствия их деятельности принятым решениям и политике, проводимой политическим руководством, при утрате доверия политического руководства, а также по другим основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 11 настоящего конституционного Закона;

17) вносит на рассмотрение Президента кандидатуры на должности заместителей руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, обеспечения общественного порядка и национальной безопасности, руководителей иных органов исполнительной власти и полномочных представителей;

18) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей иных органов исполнительной власти их заместителей;

19) назначает на должность и освобождает от должности по представлению полномочных представителей их заместителей;

20) по представлению акима назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя (заместителя) акима;

21) назначает и освобождает советников и помощников Председателя Кабинета Министров и его заместителей;

22) в установленном порядке назначает и освобождает руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений, генеральных директоров свободных экономических зон в Кыргызской Республике, их заместителей, а также других лиц, входящих в номенклатуру должностей, на которые назначение и освобождение осуществляется распоряжением Председателя Кабинета Министров;

23) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к министрам, председателям государственных комитетов, руководителям иных органов исполнительной власти;

24) применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к назначаемым и освобождаемым им другим лицам, входящим в номенклатуру должностей, на которые назначение и освобождение осуществляется распоряжением Председателя Кабинета Министров;

25) награждает Почетной грамотой Кабинета Министров и другими наградами Кабинета Министров, представляет лиц к награждению государственными наградами, присвоению высших воинских званий, высших классных чинов, почетных и иных специальных званий Кыргызской Республики;

26) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами.

Статья 19. Порядок замещения Председателя Кабинета Министров

1. На время отсутствия Председателя Кабинета Министров его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Кабинета Министров.

2. В случае отсутствия первого заместителя Председателя Кабинета Министров замещение осуществляется заместителем Председателя Кабинета Министров.

3. Не допускается одновременное отсутствие Председателя Кабинета Министров и его заместителей на работе.

Статья 20. Полномочия заместителя (в том числе первого заместителя) Председателя Кабинета Министров

Заместитель (в том числе первый заместитель) Председателя Кабинета Министров:

1) участвует в заседаниях Кабинета Министров;

2) осуществляет в соответствии с утвержденным распределением обязанностей координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления по делегированным им государственным полномочиям, государственных предприятий, организаций, учреждений и их объединений, подведомственных Кабинету Министров;

3) дает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения поручения и указания министерствам, государственным комитетам, иным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления по делегированным ему государственным полномочиям, государственным предприятиям, организациям, учреждениям, непосредственно подчиненным Кабинету Министров;

4) участвует в выработке и реализации государственной политики;

5) участвует в подготовке проектов законов, инициируемых в рамках законодательных инициатив Президента и Председателя Кабинета Министров;

6) участвует в подготовке проектов актов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, распоряжений Председателя Кабинета Министров, обеспечивает их исполнение после принятия и несет ответственность за их реализацию;

7) рассматривает предварительно проекты законов, актов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, распоряжений Председателя Кабинета Министров, внесенные в Кабинет Министров;

8) вносит Председателю Кабинета Министров представления о применении мер поощрения или дисциплинарного взыскания к руководителям министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти для последующего внесения Президенту;

9) исполняет обязанности Председателя Кабинета Министров на время его отсутствия;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами.

Статья 21. Полномочия министров, председателей государственных комитетов

1. Министры, председатели государственных комитетов:

1) участвуют в заседаниях Кабинета Министров;

2) осуществляют выработку и реализацию государственной политики в соответствующих сферах;

3) издают приказы и распоряжения на основе и во исполнение Конституции, конституционных законов, законов, актов, посланий и поручений Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, распоряжений Председателя Кабинета Министров, организуют их исполнение;

4) организуют разработку и вносят совместно с ответственными работниками Администрации Президента на рассмотрение Президента и Кабинета Министров проекты их нормативных и ненормативных правовых актов, проекты законов, другие материалы по вопросам, отнесенным к их компетенции;

5) по поручению Президента, Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров представляют Президента и Кабинет Министров в Жогорку Кенеше;

6) представляют интересы Кабинета Министров в судах в установленном порядке;

7) по поручению Президента подписывают международные договоры и соглашения;

8) вносят Председателю Кабинета Министров предложения по кандидатурам для назначения на должность заместителей (включая первого заместителя) министра, председателя государственного комитета, за исключением заместителей руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, обеспечения общественного порядка и национальной безопасности;

9) в пределах своих полномочий присваивают соответствующие воинские звания, классные чины, дипломатические ранги, специальные классные чины и иные специальные звания;

10) принимают меры поощрения или дисциплинарного взыскания к своим заместителям и другим подчиненным им руководителям органов исполнительной власти; вносят представления Председателю Кабинета Министров о применении дисциплинарного взыскания в виде освобождения от занимаемой должности в отношении заместителей;

11) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом, иными законами, актами Президента и Кабинета Министров.

2. Министры, председатели государственных комитетов несут персональную ответственность:

1) за свою деятельность и за деятельность соответствующего государственного органа;

2) за соответствие действительности представляемой информации.

3. Министры, председатели государственных комитетов самостоятельно принимают решения по вопросам, отнесенным к порученным им сферам деятельности, кроме вопросов, рассматриваемых на заседаниях Кабинета Министров, а также требующих согласования с другими министерствами, государственными комитетами и иными государственными органами.

4. Положения данной статьи равным образом применяются и в отношении руководителей иных органов исполнительной власти.

Глава 6. Статус министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти (административных ведомств и местных государственных администраций)

Статья 22. Министерства и государственные комитеты

1. Министерство - центральный государственный орган исполнительной власти, вырабатывающий и реализующий государственную политику и осуществляющий управление в соответствующей сфере (отрасли) деятельности. Кабинет Министров вправе возлагать на министерство функции межотраслевой координации.

2. Государственный комитет - центральный государственный орган исполнительной власти, вырабатывающий и реализующий государственную политику в соответствующих сферах (отраслях) деятельности и осуществляющий в этих целях межотраслевую координацию.

3. Министерства и государственные комитеты обладают статусом юридического лица. Они считаются созданными со дня их образования.

В составах министерств и государственных комитетов функционируют структурные подразделения, обеспечивающие их работу.

4. Министерства возглавляются министрами, государственные комитеты - председателями.

5. В ведении министерств и государственных комитетов могут функционировать подведомственные им подразделения, призванные осуществлять отдельные их полномочия. По наделенным полномочиям подведомственные подразделения подотчетны министерствам и государственным комитетам. Подведомственные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решениями Кабинета Министров.

6. Подведомственные подразделения создаются в форме:

1) департаментов и служб, наделяемых отдельными функциями для выполнения их самостоятельно, включая в лицензионно-разрешительной сфере, а также функциями координации с другими государственными органами;

2) фондов, образуемых в целях аккумулирования денежных средств и накопления товарно-материальных ценностей;

3) центров, образуемых для предоставления государственных монопольных услуг.

Виды и правовой статус подведомственных подразделений министерств и государственных комитетов определяются Кабинетом Министров.

7. Министерства и государственные комитеты издают свои акты в форме приказов и распоряжений.

Министерства и государственные комитеты могут быть наделены полномочиями по изданию от имени Кабинета Министров постановлений и распоряжений.

Статья 23. Административные ведомства

1. Административные ведомства являются государственными органами, которые создаются, упраздняются и реорганизуются решениями Президента по предложению Председателя Кабинета Министров.

Административные ведомства обладают статусом юридического лица. Они считаются созданными со дня их образования.

2. Административные ведомства осуществляют свою деятельность при Кабинете Министров и под его руководством и создаются в форме государственных агентств, государственных служб и государственных инспекций в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров.

Под государственным агентством и государственной службой понимаются административные ведомства, осуществляющие функции Кабинета Министров в соответствующих сферах деятельности.

Под государственной инспекцией понимается административное ведомство, осуществляющее контрольные и инспекторские функции Кабинета Министров в соответствующих сферах деятельности.

3. Решения, принимаемые административными ведомствами, оформляются приказами и распоряжениями руководителей административных ведомств. Приказы и распоряжения руководителей административных ведомств являются ненормативными правовыми актами.

Статья 24. Полномочные представители

1. Полномочный представитель является должностным лицом, представляющим Президента и обеспечивающим эффективность государственного управления, реализацию государственной политики в пределах соответствующей области.

2. Статус и организация деятельности полномочного представителя определяются Президентом.

3. Решения, принимаемые полномочными представителями, оформляются их приказами и распоряжениями. Приказы и распоряжения полномочных представителей являются ненормативными правовыми актами.

Статья 25. Местные государственные администрации

1. Местная государственная администрация является государственным органом, осуществляющим исполнительную власть на соответствующей территории административно-территориальной единицы.

2. Статус местной государственной администрации и организация ее деятельности определяются законом.

3. Решения, принимаемые местными государственными администрациями, оформляются постановлениями и распоряжениями руководителей местных государственных администраций. Решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории государственными органами и органами местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий.

Статья 26. Государственные предприятия и учреждения

1. Президент и Кабинет Министров вправе создавать государственные предприятия и учреждения по предложению Председателя Кабинета Министров, министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти.

2. Президент и Кабинет Министров могут делегировать свои полномочия по созданию, упразднению, реорганизации государственных предприятий и учреждений и утверждению их уставов министерствам, государственным комитетам и иным органам исполнительной власти.

3. В целях обеспечения эффективности управления и координации деятельности государственных предприятий могут создаваться холдинги и концерны, имеющие отраслевую направленность.

4. Создание государственных предприятий и учреждений без определения источника финансирования не допускается.

5. Не допускается учреждение государственными предприятиями и учреждениями других юридических лиц.

6. Порядок создания и функционирования государственных предприятий и учреждений определяется Кабинетом Министров.

Глава 7. Участие Кабинета Министров в законодательной деятельности. Взаимодействие Кабинета Министров с Жогорку Кенешем

Статья 27. Участие в законодательной деятельности

1. Президент и Председатель Кабинета Министров наделены правом законодательной инициативы.

Для представления проекта закона в Жогорку Кенеше, внесенного Президентом или Председателем Кабинета Министров, назначается официальный представитель в лице министров, председателей государственных комитетов, руководителей иных органов исполнительной власти, других государственных органов, иных должностных лиц.

2. Право законодательной инициативы реализуется посредством обеспечения разработки и внесения проектов законов в Жогорку Кенеш. Проекты законов вносятся Президентом, Председателем Кабинета Министров по собственной инициативе либо по предложениям министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти.

Президент, Председатель Кабинета Министров вправе отозвать представленный в Жогорку Кенеш проект закона до первого чтения.

3. Кабинет Министров участвует в законодательной деятельности также путем дачи официального заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых Президентом и Председателем Кабинета Министров.

4. Предварительному направлению в Кабинет Министров для дачи официального заключения подлежат проекты законов, предусматривающие:

1) внесение изменений в проект закона о республиканском бюджете;

2) увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо сокращение его доходной части;

3) внесение поправок в закон о республиканском бюджете;

4) введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты;

5) принятие и изменение финансовых обязательств государства;

6) изменение полномочий Кабинета Министров, других органов исполнительной власти.

5. Официальное заключение Кабинета Министров на проекты законов, предусмотренные в части 4 настоящей статьи, оформляется распоряжением Председателя Кабинета Министров, а в остальных случаях - в виде письма, подписанного Председателем Кабинета Министров или его заместителем.

Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, принимаются Жогорку Кенешем после определения Кабинетом Министров источника финансирования.

6. Кабинет Министров рассматривает проект закона не позднее 30 дней со дня его поступления. По согласованию с субъектом законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

7. При отсутствии возможности своевременной дачи заключения по не зависящим от Кабинета Министров обстоятельствам (непредставление необходимых данных, в том числе финансово-экономических обоснований, прогноза социально-экономических и иных последствий принятия проекта) вопрос о сроке дачи письменного заключения решается по согласованию между субъектом законодательной инициативы и Кабинетом Министров.

8. Заключения Кабинета Министров подлежат обязательному распространению и оглашению при рассмотрении проектов законов на заседаниях Жогорку Кенеша.

Статья 28. Взаимодействие Кабинета Министров с Жогорку Кенешем

1. Министерства, государственные комитеты, иные органы исполнительной власти организуют законопроектную работу по вопросам ведения органа, подготовки предложений по формированию позиции Председателя Кабинета Министров по законопроектам, рассматриваемым Жогорку Кенешем, обеспечивают исполнение решений Жогорку Кенеша и запросов депутатов Жогорку Кенеша по вопросам ведения органа исполнительной власти.

2. Кабинет Министров, министерства, государственные комитеты, иные органы исполнительной власти, к которым обращены запросы депутатов Жогорку Кенеша, обязаны дать ответ в срок, установленный законодательством.

3. Председатель Кабинета Министров вправе присутствовать на заседаниях Жогорку Кенеша и его комитетов, высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

4. По решению Жогорку Кенеша и его комитетов члены Кабинета Министров, руководители иных органов исполнительной власти в установленном порядке вправе участвовать в заседаниях Жогорку Кенеша и его комитетов.

5. Кабинет Министров рассматривает решения комитетов и комиссий Жогорку Кенеша, относящиеся к деятельности Кабинета Министров или подведомственных ему органов, информирует их о результатах рассмотрения решений или принятых по ним мерах.

Глава 8. Основы взаимоотношений Кабинета Министров и органов судебной власти, иных государственных органов со специальным статусом, органов местного самоуправления и гражданского общества

Статья 29. Взаимоотношения Кабинета Министров и органов судебной власти

1. Взаимоотношения Кабинета Министров и органов судебной власти по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности, исполнения судебных решений строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Кабинет Министров в установленном законом порядке обеспечивает исполнение бюджета органов судебной власти.

3. Кабинет Министров вправе обращаться в судебные органы с запросами относительно обеспечения прав и свобод граждан, судебной статистики и практики. Председатели Верховного суда Кыргызской Республики и Конституционного суда Кыргызской Республики и их заместители вправе участвовать в заседаниях Кабинета Министров.

4. Верховный суд и Конституционный суд вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 30. Взаимоотношения Кабинета Министров и Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики

1. Взаимоотношения Кабинета Министров и Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики (далее - Генеральная прокуратура) строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Генеральная прокуратура в установленном порядке информирует Кабинет Министров о состоянии законности в системе органов исполнительной власти. Генеральный прокурор Кыргызской Республики и его заместители вправе участвовать в заседаниях Кабинета Министров, Председатель Кабинета Министров, его заместители, а также другие члены Кабинета Министров вправе участвовать в заседаниях и коллегиях Генеральной прокуратуры.

3. Кабинет Министров и Генеральная прокуратура обеспечивают координацию деятельности между государственными органами, входящими в структуру Кабинета Министров, другими органами исполнительной власти и органами прокуратуры.

4. Кабинет Министров вправе обращаться в прокуратуру с запросами и рекомендациями относительно обеспечения законности прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и защиты государственных интересов, на которые должны быть даны ответы в установленные законом сроки.

5. Органы прокуратуры в установленном порядке вправе направлять в Кабинет Министров, министерства, государственные комитеты, иные органы исполнительной власти акты прокурорского реагирования.

В случае отклонения актов прокурорского реагирования либо нерассмотрения их в установленный законом срок органы прокуратуры вправе обратиться в суд.

6. Генеральная прокуратура вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 31. Взаимоотношения Кабинета Министров и Национального банка Кыргызской Республики

1. Взаимоотношения Кабинета Министров и Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Национальный банк при проведении денежно-кредитной и валютной политики взаимодействует с Кабинетом Министров.

Кабинет Министров вправе издавать совместные или согласованные акты с Национальным банком.

3. Национальный банк вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 32. Взаимоотношения Кабинета Министров и Счетной палаты Кыргызской Республики

1. Взаимоотношения Кабинета Министров и Счетной палаты Кыргызской Республики (далее - Счетная палата) строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Кабинет Министров вправе вносить в Счетную палату предложения о необходимости проведения аудиторских проверок в государственных органах, подчиненных Кабинету Министров, и их подведомственных подразделениях и организациях.

3. Постановления Счетной палаты по итогам аудиторских проверок представляются в Кабинет Министров.

4. Счетная палата вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров. Председатель Счетной палаты вправе участвовать в заседаниях Кабинета Министров, Председатель Кабинета Министров, его заместители, а также другие члены Кабинета Министров вправе участвовать в заседаниях Счетной палаты.

Статья 33. Взаимоотношения Кабинета Министров с Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

1. Взаимоотношения Кабинета Министров с Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 34. Взаимоотношения Кабинета Министров и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

1. Взаимоотношения Кабинета Министров и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики строятся на основе Конституции, настоящего конституционного Закона и других законов.

2. Акыйкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики вправе обращаться в Кабинет Министров с предложением об инициировании проектов законов и других нормативных правовых актов в порядке, определенном Регламентом Кабинета Министров.

Статья 35. Взаимоотношения Кабинета Министров и органов местного самоуправления

1. В случаях, предусмотренных законом, государственные полномочия по запросам органов местного самоуправления могут быть переданы им в установленном законодательном порядке. При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления одновременно подлежат передаче материальные, финансовые и иные средства, необходимые для их реализации.

2. Кабинет Министров руководит деятельностью органов местного самоуправления по делегированным им государственным полномочиям, а также оказывает им содействие в реализации своих функций в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

3. По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны Кабинету Министров или уполномоченным им государственным органам.

4. Органы местного самоуправления вправе обращаться в Кабинет Министров по вопросам местного значения.

Статья 36. Взаимоотношения Кабинета Министров и гражданского общества

1. Взаимоотношения Кабинета Министров с политическими партиями, религиозными организациями, иными некоммерческими организациями, а также с негосударственными средствами массовой информации строятся на основе Конституции, законов, требований международных договоров по правам человека, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также на принципах конструктивного государственно-общественного диалога, учета общественного мнения при принятии решений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

2. Кабинет Министров в целях обеспечения взаимодействия с гражданским обществом:

1) проводит регулярный мониторинг соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает подготовку периодических докладов в международные организации по правам человека, осуществляет мероприятия по исполнению рекомендаций международных органов по правам человека с участием правозащитников и некоммерческих организаций, осуществляющих правозащитную деятельность;

2) осуществляет общественное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, обеспечивая их публикацию на официальном Интернет-портале Кабинета Министров до направления на рассмотрение Жогорку Кенеша;

3) проводит встречи с представителями гражданского общества и другими заинтересованными сторонами с целью обсуждения и выработки рекомендаций, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

4) содействует представителям гражданского общества, осуществляющим мониторинг деятельности Кабинета Министров и подчиненных ему органов исполнительной власти, по вопросам соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

3. При министерствах, государственных комитетах, иных органах исполнительной власти для взаимодействия государственного органа и гражданского общества по повышению прозрачности процедур принятия и реализации решений должны создаваться общественные советы. В составы общественных советов входят представители некоммерческих организаций, научных кругов, бизнес-ассоциаций, профессиональных и отраслевых союзов, экспертного сообщества из сфер, соприкасающихся с деятельностью государственного органа.

Глава 9. Переходные положения

Статья 37. Вступление в силу настоящего конституционного Закона

1.    Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 11 октября 2021 года № 104

2. Признать утратившими силу:

1) конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 18 июня 2012 года № 85 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 6, ст.2396);

2) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 19 июля 2013 года № 150 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 7, ст.907);

3) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 19 июля 2013 года № 151 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 7, ст.908);

4) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 30 декабря 2013 года № 228 ("Эркин Too" от 10 января 2014 года № 1);

5) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 24 мая 2014 года № 75 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 5, ст.357);

6) конституционный Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" от 15 июля 2016 года № 116 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.834).

3. Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона все законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему конституционному Закону.

4. Рекомендовать Президенту в двухмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим конституционным Законом.

5. Кабинету Министров в трехмесячный срок:

1) привести свои решения в соответствие с настоящим конституционным Законом;

2) подготовить и внести в Жогорку Кенеш проекты законов о приведении законов в соответствие с настоящим конституционным Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

С.Н.Жапаров

 

 

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

6 октября 2021 года