Система Orphus

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2018 года № 626

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")"

 

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")", инициированные депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаевым Э.Дж.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

 

М. Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 25 декабря 2018 года № 626

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")"

Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", рассмотрев проекты законов Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")", инициированные депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Байбакпаевым Э.Дж., приходит к следующему заключению.

1. По проекту Закона Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы" (далее - проект Закона).

1) Согласно абзацу первому статьи 1 проекта Закона предлагается установить, что данный Закон будет регулировать отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении деятельности по выращиванию, производству, ввозу и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы (далее - ГМО).

Вместе с тем, следует отметить, что в целом вопросы регулирования отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируются законами Кыргызской Республики "Об охране окружающей среды", "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике", "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике".

2) Также, абзац первый статьи 1 проекта Закона после слов "экологической безопасности," предлагается дополнить словами "ветеринарной и фитосанитарной безопасности,", поскольку бесконтрольное осуществление генно-инженерной деятельности в части применения кормовых добавок и ветеринарных лекарственных средств может оказать влияние на ветеринарную и фитосанитарную безопасность страны.

3) В абзаце втором статьи 1 проекта Закона устанавливается, что действие Закона не распространяется на биологические лаборатории, предназначенные для контроля наличия в продукции ГМО.

Вместе с тем, статьей 6 проекта Закона уполномоченные государственные органы в области здравоохранения, ветеринарной и фитосанитарной безопасности определены ответственными, в части осуществления государственной регистрации линии ГМО и контроля продуктовой, биологической и фитосанитарной безопасности. В связи с этим отмечаем, что в осуществлении указанного контроля должны быть задействованы биологические лаборатории, предназначенные для контроля наличия в продукции ГМО-компонентов.

Более того, в соответствии со статьей 34 Закона Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" контроль (надзор) в отношении конкретного вида продукции осуществляется специально уполномоченным государственным органом.

В этой связи, предлагаем абзац второй статьи 1 проекта Закона пересмотреть.

4) С 12 августа 2017 года на территории Кыргызской Республики в сфере безопасности пищевой продукции действует Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021).

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) от 29 мая 2014 года технические регламенты Таможенного Союза на территории ЕАЭС имеют силу прямого действия и должны применяться без изъятий.

Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 7 ТР ТС 021, в случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, а содержание ГМО в пищевой продукции составляет 0,9 процента и менее, ГМО является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к продукции, содержащей ГМО.

Также, пунктом 1 статьи 8 ТР ТС 021 устанавливается, что при производстве (изготовлении) пищевой продукции для детского питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин не допускается использование продовольственного (пищевого) сырья, содержащего ГМО.

Отсутствие в предлагаемом проекте Закона указанных норм может привести к распространению его действия на продукцию, которая в соответствии с ТР ТС 021 не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО, и производству продукции, содержащей ГМО для детского питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин.

Согласно абзацу второму статьи 3 проекта Закона ГМО, предназначенные для выпуска в окружающую среду, а также продукция, полученная с применением таких организмов или содержащая такие организмы, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

При этом отмечаем, что статьей 28 ТР ТС 021 установлен порядок регистрации продукции нового вида (в том числе полученной из ГМО или с их использованием).

Кроме того, абзацем вторым статьи 7 проекта Закона устанавливается, что в отношении продукции, полученной с применением ГМО и подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия, выдается сертификат соответствия или принимается декларация о соответствии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о техническом регулировании.

Однако, согласно пункту 1 статьи 21 ТР ТС 021 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции проводится в форме государственной регистрации пищевой продукции нового вида (в том числе полученной из ГМО или с их использованием).

В целом следует отметить, что продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение на территории ЕАЭС, при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные соответствующим техническим регламентом.

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

В связи с вышеизложенным проект Закона необходимо привести в соответствие с ТР ТС 021.

5) Статьей 6 проекта Закона предлагается определить уполномоченные органы в сфере реализации ограничений на выращивание, производство, ввоз и реализацию в Кыргызской Республике ГМО и продуктов на их основе.

Вместе с тем, согласно статье 11 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство, исходя из своих полномочий, распределяет функции по реализации законов между министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и местными государственными администрациями.

В этой связи, предлагаем в статье 6 проекта Закона определить в целом полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере реализации ограничений на выращивание, производство, ввоз и реализацию в Кыргызской Республике ГМО и продуктов на их основе.

6) Согласно абзацу первому статьи 7 проекта Закона ГМО, предназначенные для выпуска в окружающую среду, а также продукция, полученная с применением таких организмов или содержащая такие организмы, должна соответствовать обязательным требованиям в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическим требованиям, иным обязательным требованиям законодательства Кыргызской Республики.

Следует отметить, что предлагаемые обобщенные бланкетные нормы могут повлечь за собой некоторую неопределенность и затруднения в применении, а отсутствие в них конкретного содержания будет способствовать проявлению коррупционных элементов в правоприменительной практике.

Также предлагаем после слов "санитарно-эпидемиологическим" дополнить словами "ветеринарно-санитарным и фитосанитарным", поскольку продукция, содержащая ГМО, также должна соответствовать ветеринарно-санитарным и фитосанитарным требованиям.

7) Также отмечаем, что в соответствии со статьей 19 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.

Однако к предлагаемому законопроекту не представлено обоснование, подготовленное на основе анализа регулятивного воздействия.

Кроме того, справка-обоснование к проекту не содержит информацию о проведении анализа регулятивного воздействия.

8) В части 2 статьи 9 проекта Закона предлагается установить, что Правительство Кыргызской Республики должно определить источники финансирования для полноценного функционирования системы государственной регистрации линий ГМО.

При этом, в справке-обосновании указывается, что проект не требует увеличения штатной численности уполномоченных органов, не требует увеличения бюджетных расходов, и осуществление государственной регистрации ГМО предполагается в рамках утвержденных бюджетов соответствующих уполномоченных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.

В этой связи, пункт 1 части 2 статьи 9 проекта Закона необходимо привести в соответствие с информацией, указанной в справке-обосновании.

9) Представленный проект Закона необходимо доработать в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" и Инструкцией по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V.

2. По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")".

1) Указанным проектом Закона предлагается внести в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях соответствующие изменения.

При этом следует отметить, что согласно пункту 4 Указа Президента Кыргызской Республики "О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы" от 22 мая 2018 года № 124, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики рекомендовано рассмотреть вопрос введения временного моратория, сроком до 1 года, на внесение каких-либо изменений в новые законодательные акты, в том числе в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, за исключением изменений по приведению указанных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики и разработки проектов законов в целях уточнения положений производства по исполнению судебных решений и реализации проекта "Умный город".

Предлагаемая для внесения ответственность за нарушения обязательных требований к маркировке и порядка государственной регистрации является частью требований технических регламентов. Более того, ответственность за нарушение требований технических регламентов, санитарных правил, гигиенических нормативов и иных нормативных правовых актов в области общественного здравоохранения предусматривается статьей 150 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях. В связи с вышеизложенным не требуется внесение изменений в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях.

2) Предлагаемые дополнения в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" и "Об общественном здравоохранении", в части государственного регулирования маркировки, контроля и надзора за производством, ввозом и обращением пищевой продукции, дублируют положения технических регламентов Евразийского экономического союза. В этой связи, внесение предлагаемых дополнений считаем нецелесообразным.

3) Также, предлагаемые дополнения в области основных задач и принципов общественного здравоохранения, в статьях 3 и 4 Закона Кыргызской Республики "Об общественном здравоохранении" дублируют имеющиеся основные задачи и принципы данного Закона.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики считает:

- возможным принятие проекта Закона Кыргызской Республики "Об ограничении выращивания, производства, ввоза и реализации в Кыргызской Республике продукции, содержащей генно-модифицированные организмы", с учетом замечаний и предложений, отраженных в настоящем заключении;

- нецелесообразным принятие проекта Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, в законы Кыргызской Республики "О защите прав потребителей", "Об общественном здравоохранении")".