Система Orphus

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\421d057a-c7e1-4582-9c51-26e5e5b71e20\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 июля 2009 года № 248

Об общественном здравоохранении

(В редакции Законов КР от 16 мая 2013 года № 72, 29 декабря 2014 года № 171,
6 июля 2016 года № 99 ,
29 марта 2019 года № 40 , 24 апреля 2019 года № 53, 7 мая 2020 года № 52)

Настоящий Закон направлен на улучшение здоровья населения через повышение доступа к услугам общественного здравоохранения, продвижение вопросов охраны и укрепления здоровья общества в целом.

Глава 1
Общие положения

 

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об общественном здравоохранении

Законодательство Кыргызской Республики об общественном здравоохранении основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также международных договоров, вступивших в силу в установленном порядке.

Если международные договоры, вступившие в силу в установленном порядке, устанавливают иные правила чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

Адаптация - процессы приспособления живого организма к изменяющимся условиям внешней среды,  которые отражают расширение функциональных возможностей организма,  увеличение его работоспособности и повышение сопротивляемости внешним воздействиям.

Адаптивная способность - способность системы приспособиться к изменению климата (включая изменчивость климата и экстремальные  явления) с целью смягчения возможного вреда, использования благоприятных возможностей или преодоления последствий.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Кыргызской Республики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны и укрепления здоровья населения.

Здоровье человека - состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.

Общественное здоровье - здоровье населения или определенных групп и сообществ по географическому, социальному либо иному признаку, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности.

Общественное здравоохранение - система мероприятий, направленных на охрану общественного здоровья, профилактику заболеваний, продление жизни и укрепление здоровья человека посредством организационных усилий всех заинтересованных сторон, информирования населения, государственных и частных организаций, сообществ и физических лиц.

ограничительные мероприятия (карантин) - система временных организационных. режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и чрезвычайных ситуаций, обеспечение локализации эпидемического очага с последующей его ликвидацией и предусматривающих особый режим хозяйственной или иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Охрана здоровья населения - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, экологического, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Оценка воздействия на здоровье - комплексная оценка прямых и косвенных последствий с точки зрения состояния здоровья населения, развития здравоохранения и социально-экономического развития в целом, проведения определенной политики или программы, или деятельности конкретных служб или учреждений.

Профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение или снижение вероятности возникновения и распространения заболеваний либо остановку их течения, предотвращение рецидива и осложнений.

Профилактические мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные, адаптационные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на население факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, чрезвычайных ситуаций и их ликвидацию, в том числе от изменения климата.

Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

Санитарно-карантинный контроль - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска через государственную границу, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Санитарно-эпидемиологическая ситуация - уровень заболеваемости населения и состояние среды обитания на определенной территории в определенное время.

Социальная мобилизация - спланированный процесс, в котором все основные секторы общества действуют вместе ради достижения общей цели.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Укрепление здоровья - процесс, позволяющий людям и сообществам осознать воздействие социальных, экономических, экологических факторов, среды обитания и образа жизни на здоровье и усилить контроль над ними в целях улучшения здоровья.

Содержание иных терминов, используемых в настоящем Законе, определяется отдельными статьями настоящего Закона.

(В редакции Законов КР от 16 мая 2013 года № 72, 29 декабря 2014 года № 171, 7 мая 2020 года № 52)

Статья 3. Основные задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:

- охрана здоровья населения;

- формирование здорового образа жизни граждан в Кыргызской Республике;

- профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области общественного здравоохранения

Основными принципами государственной политики в области общественного здравоохранения в Кыргызской Республике являются:

- профилактическая направленность здравоохранения и формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья людей на основе равенства и доступности медицинских услуг;

- укрепление психического и физического здоровья, как фактора, повышающего качество жизни и уровень психосоматического благополучия всего населения;

- развитие общественного здравоохранения в соответствии с потребностями населения в области охраны и укрепления здоровья, создание равных условий для функционирования организаций общественного здравоохранения;

- обеспечение граждан объективной и достоверной информацией по вопросам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья;

- координация деятельности органов государственного управления в области общественного здравоохранения;

- сотрудничество и взаимодействие общественных и других организаций с активным участием населения в решении вопросов охраны и укрепления здоровья населения;

- ответственность государственных органов, органов местного самоуправления в пределах делегированных государственных полномочий, юридических и физических лиц за состояние здоровья населения и качество оказываемых услуг в области общественного здравоохранения;

- ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

- экономическая заинтересованность физических и юридических лиц в охране и укреплении здоровья населения;

- научная обоснованность профилактических мероприятий.

Структура, принципы управления и финансирования службы общественного здравоохранения определяются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171, 6 июля 2016 года № 99)

Статья 5. Подготовка специалистов общественного здравоохранения

Подготовка специалистов общественного здравоохранения и управление качеством их подготовки осуществляются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Глава 2
Права и обязанности физических и юридических лиц в области общественного здравоохранения

 

Статья 6. Права и обязанности физических лиц в области общественного здравоохранения

Граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

- получать информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции и оказываемых услуг;

- осуществлять общественный контроль за выполнением требований технических регламентов в области охраны здоровья населения;

- вносить в государственные органы, органы местного самоуправления и организации общественного здравоохранения предложения об обеспечении охраны и укрепления здоровья населения;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, физическими и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при выполнении профилактических мероприятий;

- обращаться с заявлениями (жалобами) в организации службы общественного здравоохранения по вопросам неудовлетворительного состояния объектов, качества продукции и услуг.

Граждане обязаны:

- выполнять требования настоящего Закона, а также нормативных правовых актов по его реализации;

- заботиться о собственном здоровье, а также о здоровье и гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статья 7. Права и обязанности юридических лиц в области общественного здравоохранения

Юридические лица имеют право:

- получать информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания и действующих актах, регламентирующих вопросы общественного здравоохранения;

- вносить предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими физическими и юридическими лицами санитарного законодательства, а также вреда при выполнении профилактических мероприятий.

Юридические лица обязаны:

- выполнять требования настоящего Закона, а также нормативных правовых актов по его реализации;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, продукции и оказываемых услуг и проводить производственный контроль;

- представлять в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке обоснование о безопасности для здоровья человека новых видов продукции и технологии ее производства;

- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и организации общественного здравоохранения об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, экстремальных природно-климатических ситуациях, создающих угрозу здоровью населения;

- обеспечить прохождение медицинских осмотров и гигиеническое обучение работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

(В редакции Закона КР от 16 мая 2013 года № 72)

Глава 3
Государственный надзор в области общественного здравоохранения

 

Статья 8. Безопасность продукции промышленного и бытового назначения и технологии ее производства

Продукция промышленного и бытового назначения при производстве, транспортировке, хранении, применении и утилизации не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Реализация продукции промышленного и бытового назначения населению допускается при наличии документации, подтверждающей ее безопасность для здоровья человека, в соответствии с действующими техническими регламентами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 9. Безопасность пищевых продуктов и питания населения

Производство, хранение, транспортировка, реализация и ввоз пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья и контактирующих с ними материалов и изделий на территории Кыргызской Республики не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и должны соответствовать техническим регламентам Кыргызской Республики, утвержденным в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Организация физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности общественного питания должна быть безопасной для здоровья людей и соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Безопасность питьевой воды и водных объектов

Питьевая вода должна быть безопасной и соответствовать техническим регламентам Кыргызской Республики, утвержденным в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Водные объекты должны быть безопасными в эпидемиологическом, радиационном и физико-химическом отношении и соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Требования к веществам и факторам, потенциально опасным для здоровья человека

Потенциально опасные для здоровья человека физические, химические, биологические вещества и источники ионизирующего излучения допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и использованию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Порядок работы и обращения с ртутьсодержащими медицинскими изделиями определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года № 53)

 

Статья 12. Безопасность воздушной среды

Воздушная среда рабочей зоны производственных помещений и промышленных площадок, жилых и общественных зданий, в местах постоянного или временного пребывания человека не должна оказывать вредное воздействие на человека и должна соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека осуществляются органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с предоставленными полномочиями согласно законодательству Кыргызской Республики.

Статья 13. Безопасность почвы, сбор и утилизация отходов

Почва населенных пунктов, промышленных площадок и сельскохозяйственных угодий не должна оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду и должна соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Содержание территорий населенных пунктов, курортов и рекреационных зон, а также сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Кыргызской Республики.

Порядок обращения с медицинскими отходами определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 24 апреля 2019 года № 53)

Статья 14. Безопасность эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта

При эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с требованиями технических регламентов и других нормативных правовых актов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Безопасность условий труда

Санитарно-техническое и гигиеническое состояние производственных помещений, оснащение рабочих мест, организация трудового процесса не должны оказывать вредное воздействие на здоровье человека и должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Обеспечение безопасных условий труда при работе с источниками ионизирующего излучения, физических, химических и биологических факторов возлагается на работодателя в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 16. Безопасность условий в образовательных организациях

Дошкольные и другие образовательные организации независимо от организационно-правовых форм должны обеспечивать безопасные условия пребывания, обучения детей, а также организацию их питания в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ответственность за обеспечение безопасных условий пребывания, обучения и организацию питания детей возлагается на уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области образования.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 17. Обязательные медицинские осмотры

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний работники, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и занятые на работах с вредными для здоровья условиями труда обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

Перечень профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, объемов обследований и порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Ответственность за своевременное прохождение медицинских осмотров работников и допуск их к работе возлагается на работодателей.

Регулярные профилактические медицинские осмотры детей, подростков и взрослого населения проводятся в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 18. Организация противоэпидемических мероприятий

Предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней обеспечивается посредством:

- мероприятий по санитарной охране территории Кыргызской Республики от заноса и распространения инфекционных заболеваний;

- осуществления эпидемиологического надзора за распространением на территории Кыргызской Республики инфекционных заболеваний и системы реагирования на осложнение эпидемиологической ситуации в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

- мер, принимаемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;

- проведения обязательных профилактических прививок по Национальному календарю прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям при прогнозируемом ухудшении эпидемиологической ситуации;

- разработки и реализации государственных или региональных целевых программ и научных, научно-технических программ по профилактике инфекционных заболеваний;

- взаимодействия службы здравоохранения и ветеринарной службы в проведении единого надзора и профилактических мер борьбы с болезнями, передающимися через животных;

- социальной мобилизации граждан на профилактику инфекционных заболеваний.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 19. Санитарная охрана территории от заноса и распространения инфекционных заболеваний

Санитарная охрана территории направлена на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, и осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и Международными медико-санитарными правилами.

Перечень инфекционных (особо опасных) заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Кыргызской Республики, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Для санитарной охраны территории Кыргызской Республики в пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики вводится санитарно-карантинный контроль.

Ввоз на территорию Кыргызской Республики опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики. Перечень таких пунктов пропуска определяется Правительством Кыргызской Республики.

Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Кыргызской Республики устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 19-1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания проводятся должностными лицами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в целях:

- установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

- установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 20. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых отравлений подлежат обязательной регистрации организациями здравоохранения независимо от форм собственности по месту выявления, государственному учету и ведению отчетности по ним, в соответствии с порядком, установленным Правительством Кыргызской Республики.

Перечень инфекционных заболеваний, при которых проводятся эпидемиологические расследования, порядок расследования устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и лица, контактировавшие с ними, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, в случае, если они представляют особую опасность для окружающих, подлежат обязательной госпитализации и/или изоляции в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 171)

Статья 21. Ограничительные мероприятия (карантин)

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний вводятся временные ограничительные мероприятия (карантин).

Введение временных ограничительных мероприятий (карантина) предусматривает:

- полную изоляцию эпидемического очага, населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);

- строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;

- запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного транспорт:

- создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц. находившихся в onaie и выбывающих за пределы карантинной зоны;

- раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализацию в специально выделенные организации здравоохранения;

- ограничение контактирования между отдельными группами населения и порядок использования средств индивидуальной зашиты;

- установление режима действий в период ограничительных мероприятий (карантина) для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономической и производственной деятельности в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;

- установление противоэпидемического и противоэпизоотнческого режимов работы организаций здравоохранения, сельскохозяйственных объектов, находящихся в эпидемическом очаге;

- проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработке населения;

- перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;

- проведение экстренной и специфической профилактики;

- контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения;

- круглосуточную вооруженную охрану (оцепление) карантинной территории путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного патрулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передвижением населения между отдельными населенными пунктами, где введен карантин, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов на проселочных дорогах, тропинках и т.д.;

- запрет на передвижение населения и транспорта между и внутри карантинизированных населенных пунктов в карантинной зоне, за исключением лиц и транспортных средств, обеспечивающих функционирование пищевой промышленности, системы здравоохранения и др.;

- запрет на проведение массовых мероприятий (митингов, собраний и др.), закрытие рынков;

- иные ограничительные мероприятия, предусматривающие особый режим хозяйственной или иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Порядок введения и осуществления ограничительных мероприятий (карантина) устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 7 мая 2020 года № 52)

Статья 22. Профилактика неинфекционных заболеваний и травм

Профилактика неинфекционных заболеваний и травм среди населения обеспечивается посредством:

- проведения мониторинга и анализа состояния неинфекционной заболеваемости, травматизма среди населения с разработкой рекомендаций по их снижению;

- проведения скоординированных многосекторальных мероприятий по охране и укреплению здоровья населения;

- разработки и реализации государственных, национальных, целевых и других программ по профилактике неинфекционных заболеваний, несчастных случаев и травм.

Статья 22-1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- контроля за соблюдением физическими, юридическими и должностными лицами технических регламентов, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, утвержденных Правительством Кыргызской Республики;

- государственного санитарно-эпидемиологического надзора за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- санитарно-эпидемиологической экспертизы по соответствию или несоответствию документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, объектов окружающей и производственной среды техническим регламентам, в том числе Евразийского экономического союза и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, а также впервые ввозимых на территорию Кыргызской Республики отдельных видов продукции;

- обеспечения социально-гигиенического мониторинга;

- проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- своевременного информирования населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых отравлений и неинфекционных заболеваний, состоянии среды обитания и проводимых профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятиях;

- создания резервов эпидфонда для ликвидации вспышек инфекционных заболеваний, эпидемий, последствий аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, катастроф, опасных для жизни и здоровья человека;

- проведения работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;

- привлечения к ответственности, установленной законодательством Кыргызской Республики, за нарушение требований нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(В редакции Законов КР от 29 декабря 2014 года № 171, 29 марта 2019 года № 40)

Глава 4
Укрепление здоровья населения

 

Статья 23. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни - совокупность стереотипов поведения человека, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Формирование и поддержка стремления людей, местных сообществ к позитивным изменениям образа жизни, создание благоприятной среды, способствующей сохранению, укреплению здоровья и снижению воздействия факторов риска включают:

- создание мотиваций, условий соблюдения здорового образа жизни, выработку соответствующих умений и навыков, развитие физической культуры и спорта;

- внедрение в систему образования программ по укреплению здоровья и развитию навыков здорового образа жизни;

- участие в реализации программ по укреплению здоровья населения;

- укрепление психического здоровья и изменение стигматизирующего отношения общества к психическому здоровью и больным с психическими расстройствами.

Мероприятия по внедрению здорового образа жизни и укреплению здоровья осуществляются физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, координируются службой общественного здравоохранения.

Статья 24. Социальная мобилизация и информационное обеспечение

Социальная мобилизация по вопросам охраны и укрепления здоровья населения проводится с целью увеличения информированности и привития знаний в вопросах здорового образа жизни и сокращения факторов риска инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения Кыргызской Республики.

Статья 25. Участие местных сообществ, общественных организаций в охране и укреплении здоровья населения

Местные сообщества, ассоциации в области общественного здравоохранения, медицинские, ветеринарные, фармацевтические, профессиональные союзы, экологические и другие общественные объединения в соответствии с их уставами могут принимать участие в решении вопросов охраны, укрепления здоровья населения и безопасной среды обитания.

Статья 26. Взаимодействие со средствами массовой информации

Теле- и радиокомпании, печатные издательства освещают проблемы охраны и укрепления здоровья на основе договоров и предоставляют эфирное время для размещения социальных программ, роликов и различных материалов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5
Ответственность за нарушение законодательства в области общественного здравоохранения

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства об общественном здравоохранении

Лица, нарушившие законодательство об общественном здравоохранении, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 6
Заключительные положения

 

Статья 28. Международное сотрудничество в области общественного здравоохранения

Сотрудничество Кыргызской Республики с другими государствами в области общественного здравоохранения осуществляется на основе международных договоров, соглашений в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Соглашения, заключенные уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения в рамках международного сотрудничества, не должны ограничивать права граждан на безопасную окружающую среду, охрану и укрепление здоровья согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям настоящего Закона и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики.

Статья 29. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Кыргызской Республики "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2001 г., № 6, ст.195);

Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменений в Закон Кыргызской Республики "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 10, ст.461);

Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (газета "Эркин Тоо" от 28 апреля 2009 года № 29-30).

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

         Президент

Кыргызской Республики

 

К. Бакиев