г.Бишкек от 31 июля 2009 года № 256 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об основах государственной молодежной политики Глава 1. Общие положения Глава 2. Основные направления государственной молодежной политики Глава 3. Формирование и реализация государственной молодежной политики Глава 4. Заключительные положения Настоящий Закон определяет основы создания правовых, экономичес- ких, социальных и иных условий, направленных на реализацию прав и инте- ресов молодых граждан, молодежных организаций, их потенциала в интере- сах государства и общества. Глава 1 Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Предметом регулирования настоящего Закона является определение це- лей, принципов, основных направлений и мер реализации государственной молодежной политики. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В целях настоящего Закона используются следующие основные термины: активная молодежь - молодые граждане (молодежные организации), ре- ализующие собственные инициативы в интересах общества и государства; волонтерская деятельность - осуществление физическими и юридичес- кими лицами общественно полезного труда, направленного на удовлетворе- ние общественных или государственных интересов, оказываемого на добро- вольных началах в различных формах без получения денежного вознагражде- ния, в ходе которого они могут приобретать знания, опыт, навыки и де- монстрировать свои способности; государственная молодежная политика - система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах госу- дарства, реализуемых государственными органами и органами местного са- моуправления; молодые граждане (молодежь) - граждане Кыргызской Республики и ли- ца без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет; молодая семья - круг молодых граждан, связанных установленными взаимными правами и обязанностями, вытекающими из родства или брака, в котором оба супруга либо один из них не достигли 28-летнего возраста; молодой специалист - гражданин, не достигший 28 лет, трудовой стаж по специальности которого не превышает 3 лет; молодежная организация - некоммерческая организация, участие (членство) в которой должно составлять не менее 75 процентов молодых граждан, деятельность которых направлена на развитие, самореализацию, защиту прав и интересов, а также удовлетворение духовных и иных потреб- ностей молодежи; неорганизованная молодежь - не вовлеченные в общественно полезную деятельность молодые граждане, не реализующие имеющиеся возможности посредством занятости, повышения образования и реализации других форм гражданского участия; неформальные объединения молодежи - группа объединенных общими ин- тересами молодых граждан, не зарегистрированная в установленном законо- дательством порядке в качестве юридических лиц; социальные службы для молодежи - юридические лица, а также гражда- не, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, оказывающие услуги по социальной поддержке молодым гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; талантливая молодежь - молодые граждане, обладающие высоким твор- ческим, интеллектуальным и культурным потенциалом, который может быть использован для повышения уровня развития общества и государства; трудная жизненная ситуация - состояние, объективно нарушающее жиз- недеятельность молодого гражданина, которое он не может решить самосто- ятельно в силу следующих причин: 1) не способен к самообслуживанию ввиду ограниченных возможностей здоровья; 2) находится без попечения родителей (законных представителей) или имеет ближайших родственников, находящихся на его иждивении, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья; 3) является малоимущим; 4) является жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, эко- логических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; 5) является беженцем, вынужденным переселенцем; 6) находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях; 7) является субъектом, в отношении которого было применено наси- лие; 8) отсутствует возможность социальной адаптации после отбытия уго- ловного наказания; уполномоченный орган по защите прав и интересов молодежи - госу- дарственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных ему в ус- тановленном порядке полномочий реализацию государственной молодежной политики. Статья 3. Принципы реализации государственной молодежной политики Государственная молодежная политика основывается на следующих принципах: 1) взаимодействия и координации государственных органов и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами; 2) целевой финансовой поддержки молодых граждан (молодежных орга- низаций) государственными органами и органами местного самоуправления; 3) вовлечения молодых граждан (молодежных организаций) в процесс разработки государственных и иных программ по вопросам, затрагивающим права и интересы молодых граждан; 4) создания равных прав и возможностей для самореализации, а также стимулирования общественно полезных инициатив через вовлечение молодежи мужского и женского пола в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; 5) содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении него- сударственной поддержки молодежи (молодежных организаций); 6) проведения мониторинга и оценки органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Статья 4. Цели и задачи государственной молодежной политики Целью государственной молодежной политики является формирование активной гражданской позиции и ценностных ориентиров молодежи, обеспе- чивающих стабильное инновационное развитие страны, ее территориальную целостность и культурную идентичность народа Кыргызстана. Достижение поставленной цели достигается через реализацию следую- щих задач: 1) создание условий для социализации; 2) формирование духовно-нравственных ценностей и культуры; 3) укрепления здоровья и обеспечение доступа к медицинским услу- гам; 4) создание условий для получения образования, профессиональной подготовки; 5) содействие занятости и обеспечение социальной защиты; 6) реализация выдвигаемых общественно полезных инициатив; 7) содействие в создании условий для досуга и развития творческого потенциала; 8) вовлечение в процессы жизнедеятельности общества и государства, воспитание гражданской ответственности. Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики Субъектами государственной молодежной политики являются: 1) государственные органы и органы местного самоуправления, обес- печивающие формирование и реализацию государственной молодежной полити- ки в рамках своей компетенции; 2) молодые граждане (молодежные организации); 3) юридические лица, а также граждане, оказывающие поддержку моло- дым гражданам (молодым организациям), вовлеченным в реализацию цели и задач государственной молодежной политики. Статья 6. Законодательство о государственной молодежной политике 1. Законодательство о государственной молодежной политике основы- вается на Конституции и состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участником которых является Кыргызская Республика. 2. Если международным договором, вступившим в установленном зако- ном порядке в силу, установлены иные правила, чем те, которые содержат- ся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Глава 2 Основные направления государственной молодежной политики Статья 7. Направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 1. Основными направлениями деятельности государственных органов исполнительной власти в рамках установленной законодательством Кыргызс- кой Республики компетенции являются: 1) разработка и реализация целевых государственных программ с участием молодежи, направленных на поддержку и стимулирование активной и талантливой молодежи, молодых специалистов, развитие и реализацию их творческого и инновационного потенциала в интересах развития общества и государства; 2) обеспечение взаимодействия, координации и мониторинга деятель- ности государственных органов и органов местного самоуправления, иных физических и юридических лиц, задействованных в реализации указанных программ; 3) оказание методологической помощи органам местного самоуправле- ния в вопросах работы с молодежью (молодежными организациями), подго- товки и осуществления мониторинга и оценки реализации молодежных прог- рамм; 4) разработка и утверждение в установленном порядке нормативного правового акта, регламентирующего порядок финансирования инициатив мо- лодых граждан (молодежных организаций) за счет средств, предусмотренных государственным бюджетом; 5) налаживание и поддержание международных связей и обеспечение представительства интересов молодых граждан Кыргызской Республики в международных и межгосударственных организациях в вопросах обеспечения прав и интересов молодых граждан (молодежных организаций); 6) подготовка отчетов и мониторинг исполнения международных обяза- тельств Кыргызской Республики; 7) обеспечение гарантированного уровня социальных услуг и реализа- ция мер по защите и укреплению здоровья молодых граждан; 8) проведение профилактических мероприятий, направленных на пре- дупреждение и пресечение вовлечения молодежи в противозаконную деятель- ность, включая экстремизм и религиозный фанатизм; 9) вовлечение молодежи (молодежных организаций), включая неоргани- зованную молодежь и неформальные объединения молодежи, в реализацию за- дач государственной молодежной политики; 10) организация профессиональной ориентации, профессиональной под- готовки (переподготовки) и повышения квалификации, подготовка программ, содействующих занятости; 11) обеспечение проведения научных исследований по проблемам моло- дежи, а также осуществление специализированных видов экспертиз проектов программ в области государственной молодежной политики; 12) обеспечение поддержки молодых граждан, осуществляющих волон- терскую деятельность. 2. Основными направлениями деятельности органов местного самоуп- равления, исходя из установленной законодательством Кыргызской Респуб- лики компетенции, являются: 1) обеспечение информационного сопровождения, в соответствующих границах административно-территориальных единиц, реализуемых программ в области молодежной политики; 2) разработка, утверждение и реализация программ местного уровня на основе целевых государственных молодежных программ, с участием моло- дых граждан (молодежных организаций), включая неорганизованную молодежь и неформальные объединения молодежи; 3) разработка и утверждение в установленном порядке нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания поддержки талантли- вой и активной молодежи, молодых специалистов, молодых семей и молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; 4) обеспечение условий для развития физической культуры и спорта, организация досуга, включая предоставление помещений для реализации мо- лодежных программ на местном уровне; 5) выявление и учет молодых граждан и молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 6) обеспечение поддержки молодых граждан, осуществляющих волон- терскую деятельность. Статья 8. Стимулирование инициатив молодежи (молодежных организаций) и иных физических и юридических лиц, оказывающих поддержку молодежи (молодежным организациям) 1. Стимулирование инициатив молодежи (молодежных организаций) и иных физических и юридических лиц, оказывающих поддержку молодежи (мо- лодежным организациям), вовлеченной в реализацию государственной моло- дежной политики (далее - субъекты государственной поддержки), осущест- вляется путем оказания государственной финансовой поддержки. 2. Государственная финансовая поддержка инициатив субъектов госу- дарственной поддержки осуществляется в соответствии с целевыми госу- дарственными программами и программами местного уровня, на конкурсной основе. Конкурс по оказанию государственной финансовой поддержки является открытым. 3. Молодежные инициативы, претендующие на получение государствен- ной финансовой поддержки, должны соответствовать следующим требованиям: 1) отвечать целям государственных программ и программ местного уровня соответственно; 2) представлять описание, бюджет и план реализации молодежной ини- циативы. 4. Государственные органы и органы местного самоуправления при проведении конкурса на оказание государственной финансовой поддержки обязаны: 1) гарантировать равный доступ участия в конкурсе всем субъектам государственной финансовой поддержки; 2) обеспечивать прозрачность проведения конкурса, в том числе пу- тем обязательной публикации информации о его проведении в средствах массовой информации республиканского и местного значения; 3) привлекать в состав конкурсной комиссии: лиц, не имеющих какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в результатах конкурса; представителей молодежи (молодежных организаций). 5. Порядок организации и проведения конкурса, исчерпывающий пере- чень требований, которым должны соответствовать субъекты государствен- ной финансовой поддержки, устанавливаются Правительством, с учетом тре- бований, предусмотренных настоящей статьей. 6. Нецелевое использование государственных средств, полученных в рамках реализации государственной поддержки инициатив молодых граждан (молодых организаций), влечет за собой установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность. Статья 9. Поддержка талантливой молодежи 1. В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций Кыргызской Республики осуществляется система мер по поддержке талантливой молодежи. 2. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается пос- редством: 1) установления государственных, муниципальных, именных стипендий, премий, предоставления образовательных грантов; 2) содействия в создании условий, обеспечивающих преемственность знаний, опыта выдающихся деятелей науки, культуры, искусства и спорта; организации творческих мастерских, школ и иных учреждений; 3) создания и развития центров, образовательных организаций, спор- тивных школ и клубов; 4) организации и проведения олимпиад, конкурсов, выставок, фести- валей, смотров, симпозиумов, конференций и других общественных меропри- ятий; 5) обеспечения доступа на конкурсной основе к национальным и меж- дународным программам обучения, переподготовки и стажировки. Глава 3 Формирование и реализация государственной молодежной политики Статья 10. Механизмы осуществления государственной молодежной политики В Кыргызской Республике обеспечивается обязательное представление прав и интересов субъектов молодежной политики через функционирование в системе государственных органов исполнительной власти специального уполномоченного государственного органа. Статья 11. Целевые государственные программы и программы местного уровня в области государственной молодежной политики 1. Целевые государственные программы и программы местного уровня в области государственной молодежной политики должны отвечать следующим требованиям: - реализация конституционного принципа демократического, правово- го, светского и социального государства; - вовлечение всех слоев молодежи в общественно полезную деятель- ность в интересах государства и общества; - повышение функционирования инфраструктуры для молодежи; - наличие профилактических мероприятий, направленных на воспитание правовой культуры и предупреждение преступности среди молодежи. 2. Целевые государственные программы в области государственной мо- лодежной политики разрабатываются Правительством с учетом требований настоящего Закона и вносятся на утверждение Жогорку Кенеша. 3. Программы местного уровня разрабатываются исполнительно-распо- рядительными органами местного самоуправления на основе целевых госу- дарственных молодежных программ и утверждаются представительными орга- нами местного самоуправления. 4. Государственные органы и органы местного самоуправления при разработке целевых государственных программ и программ местного уровня в области государственной молодежной политики должны учитывать права и интересы молодежи мужского и женского пола. Разработанные программы до их принятия в установленном порядке должны подлежать независимой экс- пертизе. Статья 12. Информационно-аналитическое обеспечение государственной молодежной политики Государственные органы и органы местного самоуправления осущест- вляют информационно-аналитическое обеспечение государственной молодеж- ной политики. Статья 13. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики 1. Государственная молодежная политика финансируется за счет: 1) средств республиканского бюджета, а также средств местных бюд- жетов, предусмотренных для участия в реализации государственной моло- дежной политики; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. 2. Финансирование молодежных инициатив в рамках реализации госу- дарственной молодежной политики может осуществляться через государс- твенный социальный заказ в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. 3. Органы местного самоуправления по делегированным государствен- ным полномочиям по реализации государственной молодежной политики обес- печиваются средствами из республиканского бюджета в порядке, установ- ленном законодательством Кыргызской Республики. Статья 14. Информирование Жогорку Кенеша о реализации государственной молодежной политики 1. Премьер-министр в рамках представления ежегодного отчета о ра- боте Правительства информирует Жогорку Кенеш о результатах реализации государственной молодежной политики. 2. По итогам заслушивания ежегодного отчета Премьер-министра и изучения предложений по вопросам молодежи от государственных органов и органов местного самоуправления может осуществляться корректировка реа- лизуемой государственной молодежной политики. Статья 15. Консультативные советы по делам молодежи По вопросам, затрагивающим права и интересы молодежи, государс- твенные органы и органы местного самоуправления могут создавать кон- сультативные советы с участием представителей молодежных организаций и других заинтересованных сторон для совместного обсуждения и выработки решений рекомендательного характера. Статья 16. Республиканский фонд поддержки молодежных инициатив 1. В целях оказания государственной финансовой поддержки молодеж- ных инициатив, активной и талантливой молодежи создается Республиканс- кий фонд поддержки молодежных инициатив (далее - Фонд). Порядок форми- рования и деятельности Фонда определяется Правительством. 2. Источниками формирования Фонда могут являться средства респуб- ликанского и местного бюджетов, добровольные взносы, благотворительные пожертвования, а также иные источники, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики. Статья 17. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики 1. Молодежь (молодежные организации) участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством: 1) представления предложений и взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления; 2) участия в общественных обсуждениях, слушаниях проектов целевых государственных программ, программ местного уровня и других вопросов реализации прав и интересов молодежи; 3) реализации молодежных инициатив; 4) информационной поддержки и представления рекомендаций по разра- ботке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и инте- ресы молодежи; 5) участия в работе консультативных советов, международных, межго- сударственных и иных организациях, занимающихся вопросами молодежи; 6) иных формах, не запрещенных законодательством Кыргызской Рес- публики. 2. В целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики один раз в два года проводится Рес- публиканский конгресс молодежи Кыргызстана. Порядок организации и про- ведения Республиканского конгресса молодежи Кыргызстана, процедура изб- рания делегатов, представляющих интересы молодежи от регионов, устанав- ливаются Правительством. Проект нормативного правового акта Правитель- ства, регламентирующего процедуру организации и проведения, а также избрания делегатов Республиканского конгресса молодежи Кыргызстана, подлежит обязательному общественному обсуждению и рассмотрению на кон- сультативном совете. 3. Основными задачами Республиканского конгресса молодежи Кыргызс- тана являются: 1) обсуждение; 2) разработка рекомендаций; 3) принятие обращений к государственным органам, органам местного самоуправления и иным организациям по вопросам государственной молодеж- ной политики. Статья 18. Специализированные организации, осуществляющие работу с молодежью 1. К специализированным организациям, осуществляющим работу с мо- лодежью, относятся: 1) воспитательные организации (молодежные, подростковые клубы, до- ма и дворцы молодежи, физкультурно-спортивные объединения, молодежные центры и другие организации); 2) социальные службы для молодежи, включая организации по содейс- твию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости моло- дежи и другие организации); 3) учреждения дополнительного образования; 4) детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря; 5) молодежные организации, другие организации, реализующие инициа- тивы, направленные на защиту прав и интересов молодежи. 2. Специализированные организации, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют мероприятия по социальной поддержке, оказанию бы- товых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, по со- действию социальной, психологической адаптации и социальной реабилита- ции молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, по ито- гам результатов конкурса, государственного социального заказа. Глава 4 Заключительные положения Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликова- ния. 2. Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "Об осно- вах государственной молодежной политики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыр- гызской Республики, 2000 г., № 6, ст.291). 3. Правительству в шестимесячный срок: 1) внести в установленном порядке проекты нормативных правовых ак- тов, направленных на реализацию положений настоящего Закона; 2) осуществить мероприятия по разработке, принятию проектов норма- тивных правовых актов, направленных на реализацию положений настоящего Закона. Президент Кыргызской Республики К.Бакиев Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 25 июня 2009 года