Система Orphus

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\ac3b4dfd-eb19-4ee6-b0ca-2528164d401a\document.files\image001.jpg

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2016 года № 412-VI

О политике Правительства Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), заслушав информацию Премьер-министра Кыргызской Республики Т.А.Сариева о политике Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство) по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок, отмечает следующее.

Инвестиционная политика государства должна быть направлена на привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики страны и создание наиболее привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов.

Несмотря на принятую Программу по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (постановление Правительства № 129 от 18 марта 2015 года), Правительством в расширенном формате с участием бизнес-сообщества не обсуждались вопросы работы государственных органов по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, проблемы, возникающие в ходе реализации инвестиционных проектов и требующие решения со стороны Правительства.

Положение субъектов предпринимательства, особенно иностранных инвесторов, продолжает оставаться сложным и неустойчивым, сохраняются факторы, сдерживающие его развитие, в том числе административные, технические и финансовые барьеры при создании и функционировании субъектов бизнеса, в преодолении которых отсутствуют четкая государственная политика и поддержка.

Анализ инвестиционного климата и бизнес-среды, проведенный Торгово-промышленной палатой Кыргызской Республики и экспертами международных организаций, выявил, что одной из ключевых причин низкого роста экономики страны является недостаточный уровень инвестиций. Отсутствие государственных программ по стимулированию инвестиций обуславливает невысокую привлекательность республики как в региональном, так и в мировом масштабе.

Создание благоприятного инвестиционного климата предусматривает необходимость сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. К таковым, в первую очередь, относятся требования государства к лицензированию и получению разрешений, а также избыточные контрольно-надзорные функции государственных контролирующих органов.

Несмотря на наличие норм в Конституции, Гражданском кодексе, Законе "Об инвестициях" и ряде других законов, регулирующих защиту прав собственности, на практике степень защиты этих прав инвесторов остается низкой, что негативно влияет на приток инвестиций.

Уменьшение минимального порога инвестиций до 20 млн. сомов и расширение сферы действия инвестиционных виз для инвесторов в сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культуру и инфраструктуру будет способствовать стимуляции деловой активности и привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику страны.

По данным исследования, проведенного Международной финансовой корпорацией IFC в рамках проекта "Улучшение инвестиционного климата", факторами, препятствующими ведению бизнеса, являются: коррупция - 80%, низкая прозрачность и непредсказуемость действий государства - 79%, обеспечение правопорядка или безопасности - 62%, риски, связанные с экспроприацией, конфискацией - 40%, дискриминация зарубежных инвесторов в сравнении с местными инвесторами - 39%, нарушение условий контрактов с Правительством - 27%.

В соответствии с данными отчета Всемирного Банка о ведении бизнеса, Кыргызская Республика в мировом рейтинге "Ведение бизнеса" (Doing business) в 2015 году заняла 67 место, 2014 году - 68 место по "легкости ведения бизнеса" среди 189 стран, тогда как в 2012 году занимала 41 место.

Опросы инвесторов показывают, что непоследовательность применения налогового законодательства, многочисленные налоговые проверки ставят под сомнение целесообразность инвестирования в республику. Системы администрирования НДС, страховые отчисления в Социальный фонд, акцизные налоги и налог с продаж остаются обременительными для бизнеса.

Согласно опросу IFC (Международная финансовая корпорация) малого и среднего бизнеса (МСБ) 83% частных предпринимателей и 81% МСБ были подвергнуты налоговым проверкам, при этом МСБ инспектировались в среднем 2 раза в год, частные предприниматели - 4 раза в год. Частые проверки, широкий охват и расходы, связанные с налоговыми проверками, перевешивают положительные эффекты от предоставления упрощенного налогового режима для малого и среднего бизнеса.

Правительством не осуществляются радикальные меры по сокращению числа необоснованных и повторяющихся проверок контролирующими органами, введению персональной ответственности должностных лиц государственных органов за нарушение принятого порядка проведения проверок и превышение должностных полномочий при их проведении.

Правительством также не проводится система мониторинга деятельности министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, направленной на реализацию государственной политики развития предпринимательства, привлечения и защиты инвестиций. Как итог - отсутствие у предпринимателей необходимой информации, что препятствует развитию инвестиционного климата.

В недостаточной мере практикуется система передачи простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений и других основных фондов субъектам предпринимательства на льготной основе. Это также является сдерживающим фактором привлечения прямых инвестиций в производственный сектор экономики.

Со стороны Правительства осуществляется недостаточный контроль исполнения законов, постановлений Жогорку Кенеша и собственных решений, направленных на развитие и защиту предпринимательства.

Несмотря на принятые Жогорку Кенешем постановления № 239-V от 10 марта 2011 года "О ходе исполнения постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1396-1V от 24 сентября 2009 года "О возражениях Президента Кыргызской Республики к Закону Кыргызской Республики "О туризме" и от 6 марта 2014 года № 3889-V "О поручении государственным органам Кыргызской Республики для развития туризма", Правительством до настоящего времени не разработана Концепция развития туристической отрасли Кыргызской Республики и новая редакция Закона "О туризме", соответствующая реалиям сегодняшнего дня. И это притом, что туристическая отрасль республики является наиболее привлекательной для иностранных инвесторов и могла бы стать приоритетной отраслью экономики.

Не исполнено и постановление Жогорку Кенеша № 4262-V от 25 июня 2014 года "О разработке Государственной программы индустриально-инновационного развития Кыргызской Республики", направленной на обеспечение развития экономики путем создания и развития высокотехнологичных и наукоемких производств.

Не исполняется Закон "О Парке высоких технологий" № 84 от 8 июля 2011 года, принятый в целях развития индустрии разработки программного обеспечения.

Кроме того, Правительством не исполняется собственное постановление от 3 марта 2011 года № 94 "О проведении реформы системы государственного регулирования предпринимательской деятельности и совершенствовании государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности", в части выявления, анализа и оценки проблем и барьеров на пути развития предпринимательства и подготовки отчета в Жогорку Кенеш.

Указом Президента Кыргызской Республики "О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти" от 12 ноября 2013 года УП № 215 Правительству было поручено во взаимодействии с бизнес-сообществом в трехмесячный срок разработать дополнительные меры поддержки предпринимательства, формирования благоприятного инвестиционного климата в республике. Однако меры по исполнению отдельных пунктов обозначенных мероприятий в установленные сроки так и не приняты.

В настоящее время меры по выявлению и пресечению барьеров, препятствующих ведению бизнеса в Кыргызской Республике, путем разработки и внесения соответствующих нормативных правовых актов еще не приняты. Не проведена также работа по учреждению должности уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-Омбудсмена).

В целях дальнейшего придания системности в устранении коренных причин коррупции, консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан в борьбе с коррупцией постановлением Правительства от 30 марта 2015 года № 170 был утвержден План мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы.

При этом Министерство экономики было определено секретариатом (рабочим органом) Правительства по оценке и мониторингу реализации указанного Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции, осуществляющим организацию и координацию работы органов исполнительной власти и местного самоуправления. Однако постановлением Правительства от 16 июня 2015 года № 364 указанные функции были исключены из Положения о Министерстве экономики, утвержденного постановлением Правительства от 20 февраля 2012 года № 117, и переданы в Аппарат Правительства.

Дублирование вышеуказанных функций по мониторингу и оценке реализации государственных плановых мероприятий по противодействию коррупции отражается на эффективности и своевременности принимаемых мер по предупреждению коррупции.

Государство и бизнес-сообщество должны действовать во взаимовыгодном партнерстве, когда бизнес работает на законных основаниях и уплачивает соответствующие установленные законом платежи, а государство, соблюдая закон, обеспечивает все благоприятные условия для успешного ведения бизнеса.

Учитывая вышеизложенное, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики постановляет:

1. Принять к сведению информацию Премьер-министра Кыргызской Республики Т.А.Сариева о политике Правительства по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний, рынок.

2. Правительству:

в целях улучшения инвестиционного климата и развития предпринимательства:

разработать Государственную программу по привлечению, стимулированию и защите инвестиций, развитию предпринимательства;

разработать совместно с Российско-Кыргызским Фондом развития механизм стимулирования привлечения инвестиций с использованием средств Фонда развития в виде долевого участия Фонда или других форм взаимоотношений с инвесторами и инициаторами проектов;

активизировать применение механизмов государственно-частного партнерства, проработать дополнительные меры по поощрению частных инвестиций в приоритетные сферы экономики, для снижения нагрузки на бюджет;

активизировать работу по привлечению инвестиций в сферу переработки сельскохозяйственной продукции;

объявить международный тендер по привлечению инвесторов для строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС;

выработать меры по созданию благоприятных условий в области привлечения инвесторов для строительства малых ГЭС и других возобновляемых источников энергии, разработать конкретный порядок взаимодействия инвестора с местными органами власти, механизмы покупки электроэнергии, выделения земельных наделов и другое;

завершить процедуру подписания соглашения с Республикой Чехия по привлечению инвестиций для строительства малых ГЭС;

ускорить строительство пяти ГЭС на реках Кокомерен и Сары-Джаз, а также оснастить их необходимым оборудованием для обеспечения строительства линий электропередач;

предусмотреть комплекс мер по проведению системы канализации в городе Ноокат Ошской области;

провести мониторинг и оценку выполнения Концепции развития малой гидроэнергетики Кыргызской Республики до 2017 года, утвержденной постановлением Правительства от 20 июля 2015 года № 507;

составить перечень государственных, муниципальных и частных земельных участков, производственных помещений, и простаивающих предприятий во всех регионах, требующих прямые инвестиции, и разработать порядок и условия предоставления и эксплуатации указанных объектов при реализации инвестиционных проектов;

определить в трехмесячный срок стратегического партнера по поставке сырья для загрузки НПЗ "Чайна Петроль компани Джунда" и "Токмокский деловой НПЗ", а также принять исчерпывающие меры по запуску на полную мощность вышеуказанных объектов в целях насыщения внутреннего рынка ГСМ и увеличения базы налогообложения;

до 1 июля 2016 года начать выдачу электронных виз, расширить сферы действия инвестиционных виз для инвесторов в сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культуру, инфраструктуру, а также сократить перечень документов, требуемых при подаче заявления на получение визы;

активизировать и совершенствовать механизмы применения процедур реабилитации, санации и реструктуризации в целях восстановления платежеспособности и оздоровления субъекта-должника;

продолжить работу по совершенствованию налогового, таможенного и другого законодательства, адаптированного к современным экономическим условиям, и созданию благоприятной среды для предпринимательской деятельности, при этом строго соблюдая принципы стабильности и предсказуемости налогового законодательства;

провести инвентаризацию законодательства Кыргызской Республики на предмет выявления противоречий с нормами Налогового кодекса для регулирования налоговых правоотношений и внесения предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство;

в целях продвижения товаров на внешний рынок:

определить одного из вице-премьер министров Кыргызской Республики в качестве представителя кыргызской стороны в переговорах по снятию торговых барьеров на внутренних границах ЕАЭС и координатора по проблемам интеграции в ЕАЭС и повысить его ответственность;

конкретизировать направления развития секторов в каждой приоритетной отрасли экономики Кыргызской Республики в качестве государства-участника ЕАЭС, определенной Правительством, с разработкой плана мероприятий;

в двухнедельный срок разработать пошаговый план мероприятий по беспрепятственному прохождению кыргызских товаров на рынок ЕАЭС и принять исчерпывающие меры по снятию ветеринарного контроля на кыргызско-казахской границе;

в месячный срок определить ответственный орган и разработать конкретный механизм по прекращению незаконного ввоза товаров из стран-участниц ЕАЭС по демпинговым ценам и помимо налогового контроля, приводящего к значительным потерям налоговых поступлений в республиканский бюджет и снижающего конкурентоспособность отечественных производителей;

рассмотреть внесение изменений в республиканский бюджет 2016 года в целях выделения средств на строительство лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества, и на реализацию строительства транспортно-логистических комплексов по доставке сельхозпродукции;

оказать содействие по информированию субъектов предпринимательства о системе менеджмента НАССР для минимизации возникновения возможных рисков при использовании Кыргызстаном статуса "Всеобщая система преференций" в рамках соблюдения технического регламента ЕАЭС по вопросам безопасности пищевой продукции;

рассмотреть возможность дальнейшего развития и самостоятельного внедрения Министерством внутренних дел Кыргызской Республики проекта "Безопасный город" без привлечения инвестиций, за счет использования штрафов, взимаемых в рамках реализации проекта при совершении административных правонарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,

в целях защиты инвестиций:

принять меры:

- по исполнению решения Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 11 июля 2014 года и решения межведомственной комиссии, образованной в соответствии с распоряжением Правительства № 378-р от 4 сентября 2014 года, и представить Жогорку Кенешу до 10 мая 2016 года информацию об их исполнении;

- по снижению административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением "принципа гильотины" и представить информацию о проведенной работе;

- по учреждению должности уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-Омбудсмена);

- по устранению бюрократических барьеров, связанных с разрешительной практикой, лицензированием, сертификацией, регистрацией, арендой недвижимого имущества (нежилых помещений), приспособленного для осуществления предпринимательской деятельности инновационного и производственного характера;

- по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и повышения профессионального уровня государственных служащих;

установить постоянную отчетность Генеральной дирекции СЭЗ перед субъектами СЭЗ и Правительством с утверждением отчета;

постоянно проводить работу по размещению общедоступной и постоянно обновляемой в сети Интернет и в СМИ аналитической информации о состоянии инвестиционной деятельности для формирования предложений, по дальнейшему развитию и поддержке перспективных и значимых инвестиционных проектов, отчетов государственных органов в данном направлении, объявлений и результатов тендеров, госзакупок и т.д.;

отработать систему мер государственной поддержки с целью расширения системы консультационных услуг для предпринимателей, создать единый Интернет-портал для предпринимателей, развивать инфраструктуру информационно-консультационной поддержки субъектов предпринимательства;

внести в трехмесячный срок в Жогорку Кенеш законопроекты:

- по сокращению проверок и устранению дублирующих функций контролирующих государственных органов, а также предусматривающие международные стандарты проведения проверок и в последующем, соответственно, исключающие плановые проверки;

- по внесению изменений в Налоговый, Уголовный кодексы и другие соответствующие законы Кыргызской Республики, предусматривающих повышение ответственности должностных лиц государственных органов за неправомерные действия или бездействие и своевременное привлечение их к ответственности;

- по введению моратория на проведение проверок, а также установлению налоговых каникул для вновь зарегистрированных субъектов с иностранными инвестициями в производственной сфере;

- новую редакцию Закона "О туризме" и Концепцию развития туристической отрасли на ближайшие десять лет и привлечения инвестиций в развитие туризма;

- по внесению изменений в законодательство, направленных на досудебное урегулирование инвестиционных споров.

3. Национальному банку проработать вопрос о внесении соответствующих предложений по сокращению сроков и упрощению порядка оформления кредитов в коммерческих банках.

4. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики в месячный срок изучить и дать правовую оценку:

законности действий должностных лиц ГСБЭП и налоговой службы по остановке деятельности нефтеперерабатывающего завода "Чайна Петроль Компани Джунда", повлекших за собой потери государственного бюджета, а также ущерб НПЗ;

действиям должностных лиц государственных органов, выдавших разрешительную документацию на строительство ОсОО "Зетцемент" и приостановивших строительство цементного завода на территории Кеминского района;

действиям должностных лиц государственных контролирующих органов, совершивших неправомерные действия в отношении субъектов предпринимательства, вплоть до привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

обоснованности вмешательства в финансовую и хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства органами государственного управления, в особенности правоохранительными органами (ГСБЭП, АКС ГКНБ, МВД);

провести проверку соблюдения государственного контроля (надзора), муниципального контроля законодательства при осуществлении внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, обратив внимание на обоснованность их организации и сроков проведения.

5. Правительству:

представлять ежеквартально, до 20 числа, Жогорку Кенешу информацию об экспорте и импорте товаров, в том числе по продвижению сельскохозяйственной продукции на территорию стран-участниц Таможенного союза;

внести до 1 сентября 2016 года на рассмотрение Жогорку Кенеша информацию о ходе выполнения настоящего постановления.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Жогорку Кенеша по экономической и фискальной политике (Н.Макеев).

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Торага

А.Жээнбеков