Система Orphus

Приложение 1

 

Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 20 февраля 2012 года № 123

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

 

(В редакции постановлений Правительства КР
от 29 июня 2012 года № 463, 2 августа 2012 года № 536, 24 января 2013 года № 32, 31 мая 2013 года № 308, 12 марта 2015 года № 115, 30 марта 2015 года № 168, 24 марта 2016 года № 142, 12 декабря 2016 года № 653 ,
2 мая 2019 года № 205 )

 

1. Общие положения

2. Цель Агентства

3. Задачи Агентства

4. Функции Агентства

5. Права Агентства

6. Организация деятельности Агентства

1. Общие положения

 

1. Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Агентство) является государственным органом исполнительной власти по реализации политики и регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования, а также охоты, охотничьего хозяйства, управления лесным хозяйством и особо охраняемых природных территорий.

(В редакции постановления Правительства КР от 2 мая 2019 года № 205)

2. Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и настоящим Положением.

3. Агентство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, штампы, фирменные бланки, расчетные и иные счета в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Цель Агентства

 

4. Целью Агентства является обеспечение сохранения уникальной экологической системы Кыргызской Республики и охрана окружающей среды для настоящих и будущих поколений.

3. Задачи Агентства

 

5. Задачами Агентства являются:

- реализация политики и регулирование в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, управления лесным хозяйством и особо охраняемых природных территорий, а также учета, оценки состояния природных компонентов и ресурсов, в том числе лесоохотустройства;

- предотвращение влияния возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду проведением государственной экологической экспертизы;

- установление и развитие международного сотрудничества Кыргызской Республики в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, управления лесным и охотничьим хозяйствами и сетью особо охраняемых природных территорий.

(В редакции постановления Правительства КР от 2 мая 2019 года № 205)

4. Функции Агентства

 

6. Агентство осуществляет следующие функции:

1) функции по реализации отраслевой политики:

- осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (в том числе химической, биологической и радиационной) и разрабатывает предложения по комплексному управлению охраной окружающей среды, сохранению биоразнообразия, рациональному природопользованию, управлению особо охраняемыми природными территориями, развитию лесного и охотничьего хозяйств;

- разрабатывает совместно с государственными органами и органами местного самоуправления Кыргызской Республики проекты нормативных правовых актов, а также правила, нормативы и нормы пользования объектами животного и растительного мира, в том числе леса, рыбными и охотничьими ресурсами;

- вносит предложения по привлечению инвестиций в области охраны окружающей среды, управления лесным и охотничьим хозяйствами и сетью особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет руководство и реализацию обязательств (в том числе совместно с другими заинтересованными министерствами и административными ведомствами) республики по международным глобальным конвенциям и договорам в сфере охраны окружающей среды, а также реализует проекты, программы при поддержке (финансовой, технической) доноров и международных организаций;

- осуществляет техническое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ);

- организует деятельность особо охраняемых природных территорий, ведет природно-заповедное дело, разрабатывает и в установленном порядке вносит в Правительство Кыргызской Республики предложения по развитию сети особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

- разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и административными ведомствами экономические механизмы природопользования, сохранения биоразнообразия, рационального использования природных ресурсов, охраны и использования животного и растительного мира, в том числе леса, рыбных и охотничьих ресурсов;

- реализует единую политику ведения лесного хозяйства, охраны, пользования и воспроизводства лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей, болезней и других действий, причиняющих вред лесу;

- реализует единую политику ведения охотничьего хозяйства, охраны, пользования и воспроизводства охотничьих ресурсов;

- осуществляет мониторинг загрязнения окружающей среды, биоразнообразия, в том числе леса, проведение лесоохотустройства и инвентаризации лесов;

- осуществляет анализ состояния загрязнения окружающей среды и информирует (для принятия решения) государственные органы, хозяйствующие субъекты;

- ведет в установленном порядке Красную книгу Кыргызской Республики;

- проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;

- осуществляет совместно с министерствами, административными ведомствами, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами учет использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления и других вредных воздействий на окружающую среду и их источников, в том числе радиоактивных;

- разрабатывает прогноз потребности в трудовых ресурсах в курируемых сферах;

2) функции регулирования:

- осуществляет государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды, управления лесным и охотничьим хозяйствами и сетью особо охраняемых природных территорий, природопользования и экологической безопасности, в том числе химической, биологической и радиационной безопасности;

- в установленном законодательством порядке выдает, приостанавливает и аннулирует лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешения;

- осуществляет государственную экологическую экспертизу в соответствии с законодательством;

- согласовывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность в области охраны окружающей среды и лесного хозяйства;

- осуществляет взимание платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, а также расходование средств на природоохранные цели;

- ведет учет объектов природы и природных комплексов, находящихся под охраной государства, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;

- совместно с государственными органами, научными учреждениями осуществляет учет, оценку состояния природных компонентов и ресурсов;

- устанавливает в порядке, определенном законодательством, сроки охоты, лимит и квоты на добычу объектов животного мира, а также регулирует сроки и нормы вылова объектов рыбного промысла;

- в установленном порядке регулирует деятельность экологических постов при въезде на особо охраняемые природные территории;

- выдает экспертные заключения на импорт и экспорт товаров.

3) функции координации:

- осуществляет координацию за:

охраной атмосферного воздуха, производством и потреблением озоноразрушающих веществ, использованием и охраной водных ресурсов в части изменения климата, земель, растительного мира, животного мира, рыбных запасов и среды их распространения и обитания, охраной и защитой лесов, деятельностью особо охраняемых природных территорий, обращением с отходами производства и потребления, их трансграничным перемещением, в том числе радиоактивными;

выполнением мер по охране, воспроизводству и восстановлению объектов животного и растительного мира, в том числе ценных, а также находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики;

ведением кадастров животного и растительного мира;

ведением на всех хозяйствующих субъектах первичного учета использования природных ресурсов;

ведением лесного хозяйства, учетом лесного фонда, охраной, пользованием и воспроизводством лесных ресурсов, охраной лесов от пожаров, самовольных рубок, защитой лесов от вредителей, болезней и других действий, причиняющих ущерб лесному хозяйству;

ведением охраны, воспроизводства и пользования объектами животного мира и средой их обитания, рыбными запасами и средой обитания, учета дикорастущих лекарственных трав;

рациональным использованием лесных ресурсов при хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием природных объектов и формированием ландшафтов;

радиационной безопасностью в качестве регулирующего органа Кыргызской Республики;

состоянием природных комплексов, флоры и фауны;

реализацией Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), в качестве Административного органа CITES Кыргызской Республики;

- осуществляет ведомственный контроль в сфере экологии, включая вопросы администрирования и наложения штрафов, на подведомственных территориях;

- организует совместно с заинтересованными государственными органами и научными учреждениями разработку предложений по проведению политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического образования, государственных и региональных программ охраны окружающей среды и рационального природопользования, сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов, схем комплексного использования и охраны водных, земельных, лесных, охотничьих и других природных ресурсов;

- взаимодействует с государственными органами Кыргызской Республики по вопросам пресечения и предотвращения нарушений природоохранного законодательства;

- вносит соответствующие предложения государственным органам о приостановлении деятельности объектов, независимо от форм собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства, лицензий и разрешений на природопользование, а также готовит представления в соответствующие государственные органы о прекращении финансирования таких работ;

4) функции предоставления услуг:

- оказывает государственные услуги в соответствии с законодательством;

- в установленном порядке рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к ведению Агентства;

- обеспечивает физическим и юридическим лицам, хозяйствующим субъектам информационное и консультативное содействие по вопросам, отнесенным к ведению Агентства;

5) функции поддержки:

- осуществляет в установленном порядке финансирование природоохранных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, сохранение биоразнообразия, в том числе охотничьих ресурсов, развитие лесных экосистем, сети особо охраняемых природных территорий и рационального природопользования из средств республиканского и местных фондов охраны природы и развития лесной отрасли;

- осуществляет сбор и обмен экологической информацией в рамках республиканской, региональных и межгосударственных экологических информационных систем;

- организует издание и выпуск ведомственной газеты "Жер Эне", осуществляет ведение официального веб-сайта Агентства, содействует выпуску учебно-методической литературы по экологическому образованию;

- организует пропаганду и распространение знаний о природе, принципах устойчивого развития, зеленого роста и экологической безопасности, проводит конкурсы, выставки, конференции, семинары по рациональному использованию природных ресурсов, мероприятия в области охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, рационального природопользования, экологического образования, развития лесного и охотничьего хозяйства;

- обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в разработке, принятии и реализации экологически значимых решений и доступности экологической информации;

- осуществляет в установленном порядке сотрудничество с иностранными и международными организациями в сфере охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия, рационального природопользования, а также управления лесным и охотничьим хозяйствами и сетью особо охраняемых природных территорий.

(В редакции постановлений Правительства КР от 31 мая 2013 года N 308, 12 марта 2015 года № 115, 24 марта 2016 года № 142, 12 декабря 2016 года № 653, 2 мая 2019 года № 205)

 

5. Права Агентства

 

7. Агентство в целях осуществления функций в установленной сфере деятельности имеет право:

- вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения:

о заслушивании на заседаниях Правительства Кыргызской Республики отчетов руководителей министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по вопросам охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия и использования природных, лесных и охотничьих ресурсов;

об отмене противоречащих природоохранному законодательству решений Правительства Кыргызской Республики, министерств, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления;

об утверждении в установленном порядке нормативов и такс для исчисления размеров взысканий за ущерб, причиненный природным компонентам окружающей среды, в том числе лесному хозяйству;

- в установленном законодательством порядке составлять протоколы и акты об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, животного и растительного мира и использования природных ресурсов;

- по результатам государственной экологической экспертизы выдавать отрицательное заключение на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение объектов и другие работы, осуществляемые с нарушением природоохранного законодательства, стандартов, норм и правил, в части охраны и использования природных ресурсов;

- в установленном законодательством порядке отзывать разрешения на ввоз, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), отходов и сырьевых ресурсов, осуществляемых с нарушением экологических норм и правил, производство и использование продукции, веществ и материалов, применение которых приводит к загрязнению или деградации природной среды, наносит ущерб здоровью людей и животных;

- в установленном законодательством порядке отзывать по согласованию с научными организациями разрешения на ввоз, вывоз, выпуск, расселение и акклиматизацию животных и растений, могущих повлечь за собой причинение ущерба обитающим (произрастающим) на территории республики объектам животного и растительного мира или нанесение вреда здоровью людей;

- совместно с государственными органами участвовать в работе государственных и рабочих комиссий по приемке и вводу в эксплуатацию новых (реконструированных, расширяемых, технологически перевооружаемых, ликвидируемых) объектов, выбору места размещения объектов и отводу земель для ведения хозяйственной деятельности;

- получать от министерств, административных ведомств, юридических и физических лиц, осуществляющих природопользование необходимые сведения (информацию, в т.ч. статистическую отчетность) о состоянии окружающей среды, выполнении мероприятий по охране окружающей среды, а также получать срочные сообщения от хозяйствующих и иных субъектов о залповых сбросах и выбросах, аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- организовывать научно-технические, экспертные и другие советы, группы и комиссии для решения сложных природоохранных задач и разработки мер по охране и рациональному использованию природных ресурсов, проведения государственной экологической экспертизы наиболее сложных объектов, рассмотрения разногласий по результатам государственной экологической экспертизы;

- привлекать для проведения научно-исследовательских работ в курируемой области научно-исследовательские институты Национальной академии наук Кыргызской Республики, ведомственные институты и другие высшие учебные заведения;

- в установленном порядке распоряжаться республиканским и местными фондами охраны природы и развития лесной отрасли;

- взимать плату за пользование природными ресурсами растительного и животного мира, трофеи диких животных для иностранных охотников, сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей среде;

- проводить проверку, осмотр, задержание документов, орудий (предметов) совершения правонарушений природоохранного законодательства, транспортных средств, незаконно добытых объектов природы, в том числе животного и растительного мира в пределах компетенции;

- на ношение форменной одежды утвержденного образца со знаками различия и хранение, ношение и использование служебного огнестрельного оружия и специальных средств (транспорт, средства связи и др.) в порядке, установленном законодательством.

(В редакции постановления Правительства КР от 24 января 2013 года № 32)

6. Организация деятельности Агентства

 

8. Агентство возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Премьер-министром Кыргызской Республики.

Директор одновременно является:

председателем правления Республиканского фонда охраны природы и развития лесной отрасли в Кыргызской Республике.

9. В штате Агентства предусмотрены должности статс-секретаря и заместителей директора.

Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются законодательством о государственной службе.

10. Заместители директора назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению директора Агентства, подчиняются непосредственно директору Агентства и организуют деятельность Агентства в пределах, возложенных на них обязанностей.

11. Директор:

- осуществляет общее руководство деятельностью Агентства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство задач;

- представляет Агентство в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств;

- распределяет обязанности между заместителями директора;

- вносит представления Премьер-министру Кыргызской Республики на замещение вакантных должностей согласно его номенклатуре;

- назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников системы Агентства согласно номенклатуре;

- утверждает штатное расписание центрального аппарата, подведомственных и территориальных органов Агентства в пределах установленных норм фонда оплаты труда и предельной численности работников Агентства;

- утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Агентства;

- применяет установленные законодательством виды дисциплинарных взысканий в отношении работников системы Агентства;

- издает приказы и распоряжения;

- отменяет противоречащие законодательству решения Агентства, а также территориальных и подведомственных органов;

- награждает работников системы Агентства ведомственными наградами;

- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Агентства к награждению государственными наградами Кыргызской Республики;

- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря выполнение отдельных функциональных обязанностей, отнесенных к компетенции Агентства;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.

 (В редакции постановлений Правительства КР от 29 июня 2012 года № 463, 2 августа 2012 года № 536, 31 мая 2013 года № 308)

11-1. Решения Агентства издаются в форме приказов и распоряжений. Решения подписываются директором Агентства, а в его отсутствие - статс-секретарем или заместителем директора, на которого возложено исполнение обязанностей директора.

(В редакции постановления Правительства КР от 2 мая 2019 года № 205)

12. В целях общественного мониторинга деятельности Агентства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.

(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)

13. В Агентстве образуется коллегия, в состав которой входит 7 человек: директор (председатель коллегии), статс-секретарь и заместители директора, входящие в коллегию по должности, представитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики и руководители подведомственных и территориальных структурных органов.

Персональный состав членов коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению директора Агентства.

Положение о коллегии утверждается директором Агентства.

14. Ликвидация и реорганизация Агентства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

15. В случае прекращения деятельности, документы Агентства хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".