Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Приложение 1

 

Утверждено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 10 августа 2017 года № 471

 

Программа Правительства Кыргызской Республики «Развитие молодежной политики на 2017-2020 годы»

1. Анализ текущего состояния молодежной сферы

 

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11 (далее - НСУР), молодежная политика является одним из ключевых инструментов, формирующих важный ресурс развития общества – молодежь. Именно эта часть общества обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активностью, здоровьем, готовностью к восприятию нового, стремлением внести свой вклад в будущее страны. Молодежь, находясь в периоде активной социализации, нуждается в действенной поддержке государства и общества для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал. Поэтому текущая молодежная политика в Кыргызстане должна быть основана на стимулировании позитивной активности молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними вызовов и проблем.

Согласно Программе Правительства Кыргызской Республики «Доверие и единство», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 9 ноября 2016 года № 1053-VI, Правительство Кыргызской Республики особое внимание должно уделять пропаганде здорового образа жизни и массового спорта среди подрастающего поколения, формированию полноценной личности и гражданина. Должны быть реализованы программы содействия самореализации молодежи, в том числе через спортивную активность, культурно-эстетическую, социально-общественную деятельность.

25 сентября 2015 года государствами-членами ООН принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для достижения Целей в области устойчивого развития необходимы совместные усилия правительств, частного сектора, гражданского общества. Важным фактором успеха является вовлечение молодежи в этом направлении.

Согласно законодательству Кыргызской Республики к молодежи относятся лица в возрасте от 14 до 28 лет. В Кыргызской Республике в 2016 году численность молодежи составила около 1,6 млн. человек (27 % населения). Мужчины составляют 49,5 %, женщины 50,5 %. По сравнению с 2015 годом в стране наблюдается снижение численности молодежи; 2/3 молодежи проживают в сельской местности.

По индексу развития молодежи – совокупному показателю, оценивающему уровень развития человеческого потенциала молодого поколения (молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет), Кыргызстан в 2015 году занял 64 место из 188 стран. По направлениям: продолжительность жизни и здоровье – 104 место, образование – 86 место, трудоустройство – 86 место, гражданское участие – 30, политическое участие (участие в принятии решений) – 90 место.

Анализ результатов молодежной политики и современной ситуации в молодежной сфере Кыргызской Республики показывает необходимость новых подходов, так как молодежные проблемы носят не отраслевой, а комплексный, сквозной характер, пронизывают все сферы жизни молодых людей.

1. Вызовы

Для молодежи Кыргызстана актуальны множество вызовов, наиболее важными из них являются:

- недостаточность законодательной основы и структуры управления государственной молодежной политикой;

- недостаточность устойчивых условий для самореализации и саморазвития молодежи;

- наличие системных препятствий для улучшения социально-экономического положения молодежи;

- ограниченный и неравномерный доступ различных групп и категорий молодежи к государственным слугам на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Ключевые участники молодежной сферы

Нормативно-правовую базу, регулирующую молодежную сферу, формируют Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики», другие нормативные правовые акты и международные обязательства государства.

Органы государственного управления.

В действующей структуре Правительства Кыргызской Республики уполномоченным органом в сфере молодежи является Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики.

Позиция других министерств и ведомств отражена в отраслевых ведомственных и стратегических документах, но лишь за редким исключением в них выделяется молодежь.

Органы местного самоуправления.

Под воздействием профильных органов национального уровня, международных и некоммерческих организаций в последние годы органы местного самоуправления начинают относиться к молодежным проблемам более ответственно. Однако этот процесс пока не носит массовый характер, несмотря на то, что согласно Закону Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью является одним из вопросов местного значения.

Политические партии.

Практически в каждой политической партии существует молодежное крыло. Благодаря установленным законодательством квотам в списках кандидатов молодые люди имеют возможность участвовать в управлении на национальном и местном уровнях. Однако молодые депутаты, прошеедшие в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по молодежной квоте в период 2010-2015 годов не смогли продвинуть и принять ни один законопроект, связанный с государственной молодежной политикой, и редко поднимали актуальные для молодежи вопросы.

Некоммерческие организации.

Существует два типа некоммерческих организаций: непосредственно работающие с молодежью и молодежные организации, деятельность которых не всегда связана с вопросами молодежи. Благодаря проектному подходу и поддержке доноров их деятельность разнообразна, направлена на решение конкретных проблем конкретных групп молодежи. Однако их деятельность крайне редко способна обеспечить страновой охват и часто ограничена пилотными сообществами или узкими тематиками. Также имеют место случаи, когда отдельные молодежные организации продвигают систему приоритетов, не совпадающую с реальными потребностями молодежи.

Международные организации и миссии.

Значительную помощь как государственным, так и негосударственным организациям оказывают международные доноры, реализующие проекты и программы, направленные на молодежь. Однако их деятельность ограничена их мандатами и не всегда является гибкой.

Молодежные дома и центры.

Понимая и осознавая актуальность усилий в целях развития потенциала молодежи, начиная с 2010 года уполномоченный государственный орган в сфере молодежи при поддержке партнеров приступил к работе над созданием молодежных центров (МЦ) в регионах республики. В основе идеи МЦ – создание условий для мобилизации местной молодежи, где у молодых людей будет возможность обмениваться знаниями, получать новые навыки и знания, развивать свои таланты и реализовывать полезную и развивающую их потенциал и сообщество деятельность.

При поддержке доноров пилотные МЦ получили техническое оборудование, улучшили свою материально-техническую базу, что, привело к активизации местной молодежи и дало новый толчок ее развитию. Некоторые из активистов - постоянных резидентов МЦ - прошли обучение и получили определенные знания для более устойчивого и улучшенного управления МЦ. В настоящее время нет единого и конкретного плана действий у МЦ. Деятельность в рамках МЦ ведется беспорядочно, несистемно, что приводит к тому, что работа с молодежью в регионах ведется не на должном уровне.

В связи с отсутствием правовых основ деятельность их остается не устойчивой и несистематичной, поскольку отсутствует единое видение модели работы МЦ.

Религиозные организации.

Многообразие религиозных институтов обеспечивает молодежи свободу вероисповедания, и помогает формировать нравственные ориентиры. Однако деятельность деструктивных и экстремистских течений и групп, прикрывающихся религией, влечет риски радикализации молодежи, которая подпадает под их влияние. Необходимо принять меры по исследованию молодежи, обучающейся в медресе и не обучающейся в общеобразовательных организациях, которая по последним данным составляет более 600 учащихся.

3. Молодежь как показатель человеческого потенциала страны.

Общими признаками, характеризующими молодежь, являются высокая мобильность, уязвимость и подверженность различным рискам. Процессы сбора государственными органами информации о молодежи, сути ее инициатив, потребностей и практик удовлетворения потребностей осуществляются разрозненно. Это не позволяет получить полное представление о реальном положении дел в молодежной сфере и принимать соответствующие решения.

Уровень образования и доступ к образованию.

В целом уровень грамотности населения остается на высоком уровне. Около 20 % молодежи не учится и не занята трудовой деятельностью. Значимость знаний и высокой квалификации в сознании части молодежи снижается.

Численность учащейся молодежи за 2016/2017 учебный год составляет примерно 556,2 тыс. человек (34,2 % от общего числа молодежи, в том числе учащихся в общеобразовательных школах - 278 тыс. человек, в высших профессиональных учебных заведениях - порядка 163 тыс. человек). Конъюнктура на внутреннем рынке труда и в странах, принимающих трудовую миграцию из Кыргызстана, задает новые тренды. Растет число студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования. Существует проблема отсутствия образования у определенного количества молодежи, в связи с чем необходимо принять меры по выявлению причин отсутствия неполного среднего образования среди представителей молодежи и возвращению их к образовательному процессу. В 2009 году количество людей, не имеющих образования составляло 28357 человек. В настоящее время обновленных статистических данных не имеется.

Состояние здоровья.

Деструктивные социальные явления негативно отражаются на здоровье молодежи, ощутимыми остаются прямые и косвенные потери человеческого капитала нации. Существует разрыв между официальной статистикой и тем, как оценивает свое здоровье сама молодежь.

В целом за последние 3 года в Кыргызской Республике наблюдается незначительное снижение уровня смертности среди молодежи; на мужчин приходится 943 факта, на женщин - 448. Наибольшее количество смертей у мужчин и женщин приходится на возраст 24-28 лет (в 2016 году – 385 у мужчин и 170 - у женщин).

Наибольший удельный вес материнской смертности среди женщин в возрасте 14-28 лет приходится на возраст 19-28 лет, однако отдельные случаи материнской смертности зафиксированы и среди женщин в возрасте 14-18 лет. Высоким остается число зарегистрированных абортов. В 2016 году наибольшее число абортов (включая мини-аборты) приходится на возрастные группы 25-29 лет (26,2 %) и 20-24 лет (22,0 %), на подростков 15-17 лет приходится около 1 процента абортов. Остается высоким число неофициальных абортов. В 2015 году число ранних браков (от 15-19 лет) составляет 713 случаев.

Наибольшее количество молодежи, употребляющей алкоголь, наркотики и табак, приходится на возраст 25-29 лет. Табак потребляет около 42 % молодежи.

В Кыргызской Республике в 2016 году процент ВИЧ-инфицированной группы в возрасте 15-28 лет составляет 32,8 % от общего количества официально зарегистрированных случаев.

Социально уязвимые группы молодежи.

Данные Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики показывают тенденцию роста числа социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). По состоянию на 1 января 2014 года, в стране проживали 156 тыс. ЛОВЗ, из них 27 тыс. детей до 18 лет. Статистика по лицам с ограниченными возможностями в возрасте от 14-28 лет не ведется. Поэтому потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи в процессе разработки государственной политики не учитываются.

По состоянию на 2015 год число обратившихся в кризисные центры и учреждения после применения в отношении них насильственных действий в возрасте от 14 лет до 34 составило 5609 человек. По сравнению с предыдущими годами наблюдается рост обращений в кризисные центры, что дает негативную оценку противодействию насилию среди молодежи.

За чертой бедности проживают 32,1 процента населения, или 931 тыс. человек. Для ликвидации данной проблемы необходимо обучить и подготовить молодежь для обеспечения своей экономической благополучности.

В 2015 году число беженцев - трудоспособных людей составило 171 человек.

Уровень занятости и трудовая миграция.

В 2015 году уровень занятости населения в возрастных характеристиках представляет собой следующую картину: в возрасте от 15-19 лет составляет у женщин около 15 %, у мужчин около 26 %, в возрасте от 20-24 составляет около 38 % и 65 %, а в возрасте 25-29 лет составляет около 50 % и 86 % соответственно. Молодежь, без определенной занятости, организованного культурного досуга подвержена криминализации.

Статистика показывает, что среди занятой молодежи, мужчины составляют 64,0 %, а женщины 36,0 %. Во всех возрастных группах уровень занятости мужчин выше (58 %), чем уровень занятости женщин (около 34 %), но наиболее значительный разрыв наблюдается в возрастной группе 24-28 лет. В этом возрасте молодые женщины чаще всего оставляют работу в связи с рождением ребенка.

Доля безработной молодежи в возрасте 15-17 лет составила 8,2 %, 18-24 лет – 67,3 %, 25-28 лет – 24,5%. Значительное число молодых людей 15-19 лет находится на иждивении родственников.

Уровень безработицы среди женщин на 5 % выше, чем среди мужчин. В 2015 году уровень безработицы среди молодежи составил 11,6 % от общего числа молодежи. Высоким остается отток молодежи во внешнюю трудовую миграцию. В 2015 году миграционный отток молодежи составил 4229 человек.

Туризм и физическая культура.

В Кыргызской Республике массовость занятий физической культурой и спортом не достигает 15 %, что создает угрозу генофонда нации. При этом достоверно установлено, что здоровье человека лишь на 8-10 % зависит от уровня развития медицины и на 50-55 % от образа его жизни, в основном от его физической активности.

Важной задачей государства является создание условий молодежи для занятий физической культурой и спортом и привлечения их к здоровому образу жизни. Однако необходимо отметить, что за последние более 20 лет за счет средств республиканского бюджета не построено ни одного современного, отвечающего международным стандартам спортивного объекта. Вместе с тем имеется реальная положительная динамика строительства простых объектов физической культуры и спорта органами местного самоуправления, бизнесом и меценатами. Несмотря на указанные факты, практически отсутствует взаимодействие государства с бизнесом по вопросам здорового образа жизни.

Сфера молодежного и детского туризма является одним из наиболее перспективных направлений досуга молодежи, так как представляет собой важный способ передачи новому поколению культурного наследия, формирования ценностных ориентиров. Это является одним из путей социализации личности и укрепления общенациональной гражданской идентичности среди подрастающего поколения.

Правосознание и поведение.

В Кыргызстане наблюдается тенденция снижения правосознания молодежи. Снизилось количество преступлений, совершенных молодыми людьми в возрасте от 18 до 29 лет. За последние 5 лет количество преступлений, совершенных молодыми людьми в возрасте от 14-24 лет, снизилось почти на 8,3 %. Наибольшее количество преступлений совершается в возрасте от 18-24 лет. В 2015 году в Кыргызской Республике зарегистрировано 29,1 тыс. преступлений; в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, более 45 процентов составили лица в возрасте до 30 лет и более 6 процентов – в несовершеннолетнем возрасте. Число лиц, совершивших преступления в возрасте от 14-19 лет, в 2016 году составило 7108.

Безработица среди молодежи является одним из факторов, формирующих правовое поведение молодых кыргызстанцев. По видам совершенных преступлений наиболее распространенными являются: кражи, хулиганство, преступления, связанные с наркоманией.

В условиях размытости идейных ориентиров и ощущения отсутствия перспективы молодежь вовлекается в различные неформальные объединения – религиозные, в том числе запрещенные экстремистские или криминальные.

Молодежь как субъект гражданской активности.

По данным Министерства юстиции Кыргызской Республики, в стране зарегистрировано свыше 700 молодежных организаций, из них примерно 10 % ведут активную деятельность.

Наблюдается повышенный интерес молодежи к политической жизни страны. Согласно официальным данным, количество депутатов в местных кенешах в возрасте до 28 лет составляет 694 человека. На государственной гражданской службе в 2014 году молодежь составила 22 %, а в 2015 году -15 %, от общего числа госслужащих, т.е. количество молодежи сократилось. В то же время растет представленность молодежи в муниципальной службе: с 14 % (2012 г.) до 22 % (2014 г.).

На современном этапе развития страны обществом и государством все больше осознается необходимость в таких видах деятельности, как волонтерская деятельность. Для молодежи волонтерская деятельность является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей. Но из-за отсутствия единой системы подготовки и развития волонтеров, непризнания волонтерской деятельности в качестве стажа работы и отсутствия системы наставничества с участием руководителей государственных и муниципальных органов за последние годы количество молодых волонтеров снижается.

 

2. Цель и приоритеты

 

Цель Программы Правительства Кыргызской Республики «Развитие молодежной политики на 2017-2020 годы» - создание к концу 2020 года нормативных правовых, инфраструктурных условий и поддерживающей, инклюзивной общественной среды для самореализации молодежи, формирования нового поколения граждан, ответственно участвующих в устойчивом развитии страны и конкурентоспособных в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Приоритетные направления:

Приоритет I. Создание благоприятных условий для общественной, социальной и экономической самореализации и всестороннего развития новых поколений молодых кыргызстанцев.

Приоритет II. Обеспечение равного доступа молодежи к государственным и муниципальным услугам.

Приоритет III. Расширение активного участия молодежи в процессе подготовки и принятия решений.

Приоритет IV. Повышение эффективности системы управления молодежной сферой.

 

3. Задачи и меры по приоритетам

 

Приоритет I. Создание благоприятных условий для общественной, социальной и экономической самореализации и всестороннего развития новых поколений молодых кыргызстанцев.

Задача 1. Содействие в развитии навыков гражданственности, ответственности и в укреплении общенациональных ценностей, основанных на Конституции Кыргызской Республики, и целях развития страны.

Меры:

1. Разработка типового плана работы с молодежью и молодежными организациями для органов местного самоуправления.

2. Разработка совместной программы Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики и Общественной телерадиовещательной корпорации.

3. Организация конкурсов среди творческих центров на производство медиапродуктов воспитательного направления.

4. Организация мероприятий по продвижению научно-технических конференций, духовно-нравственных, патриотических ценностей, ярмарок молодежных проектов.

5. Разработка и запуск молодежных экологических проектов, повышение потенциала молодежных экологических организаций

6. Поддержка неорганизованной молодежи и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

7. Организация мероприятий по предотвращению религиозного экстремизма среди молодежи.

8. Разработка и реализация Плана мероприятий по информированию и вовлечению молодежи в достижение 17 Целей устойчивого развития.

9. Вручение государственных молодежных премий им.Ч.Айтматова.

Задача 2. Содействие в профессиональной самореализации молодежи через укрепление личностных навыков и подготовку к продуктивному, самостоятельному участию в общественной и экономической жизни.

Меры:

1. Проведение исследования «Индекс развития и благополучия молодежи Кыргызской Республики».

2. Разработка программ и механизмов профориентации, развития управленческих навыков и лидерских качеств.

3. Разработка и внедрение программы стажировок молодых специалистов.

4. Создание условий для обучения молодежи экономической деятельности и развития молодежного предпринимательства.

5. Развитие института меценатства в целях поддержки молодежных инициатив.

6. Разработка программы для молодежного познавательного туризма (исторических, культурных, экологических, спортивных маршрутов).

7. Создание и развитие волонтерской инфраструктуры и волонтерского движения.

Задача 3. Пропаганда здорового образа жизни.

Меры:

1. Проведение республиканских соревнований среди сельской молодежи под девизом «Здоровая нация – процветающая страна».

2. Проведение спортивно-массовых мероприятий по национальным видам спорта и народным играм «Манас оюндары».

3. Проведение акций, посвященных Всемирному дню трезвости и борьбы с табакокурением.

4. Проведение информационно-образовательных мероприятий в целях профилактики потребления наркотиков и распространения ВИЧ/СПИД.

5. Проведение соревнований «Папа, мама и я – здоровая семья» в рамках Спартакиады народа Кыргызской Республики «Ынтымак».

Приоритет II. Обеспечение равного доступа молодежи к государственным и муниципальным услугам.

Задача 1. Обеспечить равный доступ молодежи к качественным государственным и муниципальным услугам (ГМУ).

Меры:

1. Проведение исследования по оценке доступа молодежи к государственным и муниципальным услугам.

2. Укрепление способности молодежных домов, центров, учебных заведений предоставлять услуги, информационные консультации и другую необходимую поддержку для социализации и интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

3. Создание условий устойчивого развития молодежных центров и домов молодежи.

Создание и повышение потенциала молодежных федераций, организаций, комитетов, студенческих советов и др.

Задача 2. Расширить практику государственного социального заказа на проекты по развитию молодежи.

Меры:

1. Разработка методических рекомендаций по поддержке и продвижению молодежных инициатив в рамках государственного социального заказа.

2. Содействие в реализации государственного социального заказа на мероприятия по ответственному гражданству среди молодежи.

3. Проведение мониторинга практики внедрения государственного социального заказа в сфере молодежи.

Приоритет III. Расширение активного участия молодежи в процессе подготовки и принятия решений.

Задача 1. Расширить участие молодежи в процессе принятия решений (ППР)

Меры:

1. Обязательное проведение в регионах общественного обсуждения проектов решений в сфере молодежной политики.

2. Расширение практики включения представителей молодежи в состав коллегий местных государственных администраций, органов местного самоуправления, общественных советов мэрий городов.

3. Анализ участия представителей молодежи в общественных советах при государственных органах исполнительной власти.

Приоритет IV. Повышение эффективности системы управления молодежной сферой

3адача 1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере молодежной политики

Меры:

1. Разработка проектов нормативных правовых актов, позволяющих действенно реализовать нормы и принципы молодежной политики.

2. Инициирование и ведение международного молодежного сотрудничества.

3. Разработка и реализация Программы «Молодежный делегат ООН».

4. Разработка Программы Правительства Кыргызской Республики «Здоровый образ жизни».

5. Разработка положений «О домах и центрах молодежи», «О стандартах услуг домов и центров молодежи», «О волонтерской деятельности», «О комитете по делам молодежи высшего учебного заведения Кыргызской Республики».

6. Разработка Концепции молодежной политики на 2020-2030 годы.

Задача 2. Повысить результативность молодежной политики через внедрение системы координации, мониторинга и оценки реализации молодежной политики.

Меры:

1. Возобновление деятельности Совета по делам молодежи при Правительстве Кыргызской Республики.

2. Проведение Республиканского конгресса молодежи.

3. Проведение Молодежного форум-лагеря «Жаш Булак».

4. Повышение потенциала и квалификации служащих уполномоченного органа в сфере молодежной политики.

 

4. Ожидаемые результаты

 

Меры и действия молодежной сферы должны способствовать достижению следующих основных результатов:

- созданы устойчивые условия и необходимые правовые основы для эффективной реализации государственной молодежной политики и развития сектора молодежи;

- создана система формирования нового поколения граждан, ответственно участвующих в устойчивом развитии страны;

- в сознании и поведении молодых людей гармонично сочетаются конституционные права, культурное наследие и достижения современного мира;

- происходит скоординированное взаимодействие заинтересованных сторон по развитию молодежи;

- ресурсы используются эффективно;

- результаты реализации программы устойчивы;

- молодёжь имеет более широкий выбор и возможности для раскрытия своего потенциала;

- минимизирован риск для молодежи быть отторгнутыми и исключенными в подготовке и принятия решений;

- прямым итогом реализации Программы станет наличие соответствующего кадрового потенциала государственных органов, органов местного самоуправления и молодежных организаций, улучшенная инфраструктура работы с молодежью и обеспеченность нормативными правовыми условиями всех процессов работы с молодежью.

 

5. Оценка рисков

 

Риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы:

- сокращение бюджетного финансирования в условиях кризиса и необходимость внесения изменений в Программу и План ее реализации;

- противодействие отдельных групп интересов;

- неэффективность организации и управления процессом реализации мероприятий Программы.

Меры управления рисками:

- расширение работы с донорами и благотворителями;

- организация площадок и использование различных форматов для системных коммуникаций с группами интересов и молодежью;

- запуск эффективной системы мониторинга и оценки, на основании которых осуществляется принятие решений.

 

6. Оценка ресурсов

 

Основным источником финансирования Программы являются бюджеты уполномоченных государственных рганов, местные бюджеты и средства, выделяемые на реализацию стратегий и программ.

Активная работа по привлечению средств, выделяемых частным сектором, социальными предприятиями, международными организациями и проектами, неправительственными организациями и другими заинтересованными группами позволит закрыть недостаток бюджетного финансирования.

Важным инструментом реализации мер Программы станет государственный социальный заказ, а также проекты государственно-частного партнерства, позволяющие минимизировать бюджетные расходы.

Активизация работы с органами местного самоуправления обеспечит использование средств местных бюджетов для реализации молодежной политики на местном уровне.

 

7. Управление реализацией Программы

 

Реализация Программы будет выполняться уполномоченным государственным органом при активном участии и вовлечении других заинтересованных групп.

Программа будет реализовываться через выполнение мероприятий Плана реализации Программы, который будет подвергаться мониторингу и оценке.

Решения о внесении изменений в Программу будут приниматься на основе данных мониторинга и оценки промежуточных результатов реализации ежегодных планов.

Управление реализацией Программы предусматривает эффективную работу уполномоченного органа по координации деятельности заинтересованных организаций в государственном, муниципальном и негосударственном секторах, с опорой на инициативу самой молодежи.

Важнейшей характеристикой управления реализацией Программы станет обеспечение подотчетности, справедливости подготовки и принятия решений.

Для мониторинга и оценки выполнения Программы разработана система индикаторов, позволяющая объективно оценивать ситуацию и принимать адекватные и своевременные решения.

Источниками информации для мониторинга и оценки будут результаты опросов, независимая оценка и отчеты органов государственного управления и местного самоуправления.

Система мониторинга и оценки будет увязана с мерами по оценке эффективности государственных и муниципальных органов и служащих, а также оценке руководителей государственных и муниципальных органов.

Результаты мониторинга и оценки будут использоваться для корректировки Программы, поиска новых идей, рационального использования ресурсов.

Результаты мониторинга и оценки будут доступны для всех вовлеченных участников, заинтересованных групп и отдельных граждан.