Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\7e06e9e0-87d5-4e01-b0db-272feb251bf6\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 8 августа 2019 года № 117

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей"

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

27 июня 2019 года

 

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 7, ст.1001) следующие изменения:

1) Закон дополнить статьей 1-1 следующего содержания:

"Статья 1-1. Принципы участия граждан в выборах

1. Выборы депутатов местных кенешей в Кыргызской Республике проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Кыргызской Республике основываются на свободном и добровольном осуществлении гражданами республики своих избирательных прав. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление.

2. Нарушение принципов, указанных в настоящей статье, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.";

2) в статье 2:

а) статью дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

"государственный портал - интернет-сайт государственного органа, содержащий информацию о списках избирателей в электронном формате в разрезе избирательных участков, районов, городов и республики в целом, формируемый и актуализированный в порядке, установленном законодательством: об изменениях избирательного адреса (номера избирательного участка), об участии граждан в выборах, а также предоставляющий избирателям возможность для уточнения и изменения своих данных при соблюдении требований по идентификации и аутентификации, установленных законодательством;";

б) в абзаце восьмом слова "(ID-карта)" исключить;

в) статью дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:

"избиратели с ограниченными возможностями здоровья - граждане Кыргызской Республики, обладающие активным избирательным правом на общих условиях, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, выраженному в нарушении слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата;";

г) статью дополнить абзацами семнадцатым и восемнадцатым следующего содержания:

"информирование избирателей - деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них;

информационный материал - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие информацию о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них;";

д) статью дополнить абзацем двадцать первым следующего содержания:

"зарегистрированный кандидат - лицо, соответствующее требованиям, установленным Конституцией и настоящим Законом, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата на замещаемую посредством выборов должность депутата местного кенеша;";

е) статью дополнить абзацем двадцать четвертым следующего содержания:

"общественный наблюдатель - лицо, назначенное некоммерческой организацией Кыргызской Республики (далее - некоммерческая организация) вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством;";

ж) в абзаце двадцать пятом слова ", а также органы по контролю за наркотиками" исключить;

з) статью дополнить абзацами двадцать девятым и тридцатым следующего содержания:

"религиозный деятель - лицо, осуществляющее религиозную деятельность в соответствии с законодательством о свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике;

священнослужитель - лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовническое, имамское, пастырское, проповедническое служение;";

и) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:

"список избирателей - список граждан Кыргызской Республики, обладающих активным избирательным правом на день голосования, формируемый на основе Единого государственного реестра населения, составляемый в электронном и бумажном видах, который в зависимости от степени готовности и предназначения подразделяется на предварительный, контрольный и окончательный;";

к) статью дополнить абзацами тридцать первым - тридцать четвертым следующего содержания:

"предварительный список избирателей - список избирателей по состоянию за 60 календарных дней до дня голосования, опубликованный на государственном портале, вывешиваемый участковыми избирательными комиссиями для уточнения гражданами своих данных;

контрольный список избирателей - список избирателей, содержащий актуализированную информацию об избирателях и изменениях, произведенных на основании заявлений избирателей, поступивших в период уточнения списка избирателей за 35 календарных дней до дня голосования, и публикуемый на государственном портале, вывешиваемый на избирательных участках за 30 календарных дней до дня голосования;

окончательный список избирателей - уточненный список избирателей, в который внесены все изменения на основании заявлений избирателей в период уточнения списка избирателей, публикуемый на государственном портале и вывешиваемый на избирательных участках за 3 календарных дня до дня голосования;

сведения о судимости кандидата - сведения об отсутствии судимости либо сведения о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим уголовным законодательством Кыргызской Республики;";

л) в абзаце тридцать третьем слова "(ID-карте)" исключить;

м) абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции:

"оператор - член участковой избирательной комиссии либо лицо, привлекаемое Центральной избирательной комиссией, обеспечивающее технические услуги по идентификации граждан при проведении выборов и референдумов или по обслуживанию автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя на избирательном участке в день голосования;";

н) статью дополнить абзацем тридцать пятым следующего содержания:

"оборудование по идентификации - устройство, предназначенное для идентификации избирателей посредством идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным;";

о) абзац сороковой изложить в следующей редакции:

"сбой - временная утрата работоспособности автоматически считывающей урны, оборудования идентификации избирателя;";

3) в статье 3:

а) часть 4 дополнить словами ", имеющий образование не ниже среднего общего образования";

б) часть 5 дополнить словами "по вступившему в законную силу приговору суда";

в) в части 6 слова "не снята или" исключить;

4) статью 4 дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:

"4. Днями голосования являются второе воскресенье апреля и второе воскресенье октября года, в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

5. В случае если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 по 31 декабря, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 января по 31 мая, следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 июня по 30 ноября, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша - в день голосования на указанных выборах.";

5) в статье 7:

а) в части 1 слова "иная некоммерческая организация" исключить;

б) предложение третье части 2 изложить в следующей редакции: "Направление считается действительным при наличии подписи кандидата или печати политической партии и предъявлении паспорта или заменяющего его документа.";

в) в абзаце втором части 3 слова "должностное лицо государственного органа и органа местного самоуправления" заменить словами "кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша или местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие";

г) пункт 17 части 4 изложить в следующей редакции:

"17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись с места определенного председателем избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования.";

6) Закон дополнить статьей 8-1 следующего содержания:

"Статья 8-1. Общественные наблюдатели

1. Некоммерческие организации вправе в порядке, установленном своими уставами, принять решение об участии в наблюдении за выборами и направлении своих общественных наблюдателей.

2. Полномочия общественного наблюдателя должны быть определены в письменном направлении, удостоверенном печатью некоммерческой организации, интересы которой представляет данный общественный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество общественного наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, в которую наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении общественным наблюдателем паспорта гражданина Кыргызской Республики, а также заверенной копии решения некоммерческой организации об участии в наблюдении за выборами.

Некоммерческая организация, намеренная осуществлять наблюдение за выборами, направляет уведомление в Центральную избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию с приложением копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации. Центральная избирательная комиссия и территориальная избирательная комиссия направляют в участковые избирательные комиссии перечень некоммерческих организаций, объявивших о намерении осуществлять гражданский мониторинг за выборами.

3. Общественные наблюдатели регистрируются соответствующей избирательной комиссией при предоставлении ими документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Условия и порядок регистрации, форма документа о регистрации общественных наблюдателей при избирательных комиссиях устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

Некоммерческая организация может зарегистрировать не более трех общественных наблюдателей в каждой избирательной комиссии. При этом на одном избирательном участке одновременно может находиться только один общественный наблюдатель от одной некоммерческой организации.

4. Общественными наблюдателями в избирательных комиссиях не могут быть назначены депутаты Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша или местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, член избирательной комиссии, представители и наблюдатели кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

5. Срок полномочий общественного наблюдателя начинается со дня его регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов.

6. Общественные наблюдатели вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) наблюдать за установленным настоящим Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней, подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

10) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

11) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

12) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

13) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

14) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

15) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись с места, определенного председателем избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования;

16) свободно передвигаться и присутствовать на избирательных участках, в которых он зарегистрирован.

7. Общественный наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

8. Общественные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов.

9. Соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию общественного наблюдателя в случае нарушения им настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики.";

7) в статье 11:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Избирательные участки образуются сроком на 5 лет из расчета, как правило, не более 2500 избирателей на каждом участке. Не допускается пересечение границ избирательных округов с границами участков.

Управление границами избирательных участков осуществляется на основе порядка, утверждаемого Центральной избирательной комиссией. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, по предложению территориальных избирательных комиссий и органов местного самоуправления.";

б) часть 3 после слов "избирательных комиссий" дополнить словами ", согласованному с органами местного самоуправления,";

8) в статье 12:

а) абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:

"2. Предварительный список избирателей формируется путем автоматической выгрузки из Единого государственного реестра населения данных о гражданах, достигших 18-летнего возраста, сдавших биометрические данные, и с учетом границ избирательных участков. Предварительный список избирателей размещается на государственном портале за 60 календарных дней до дня голосования в разрезе участков, районов и городов без информации о месте постоянного либо фактического проживания, дате рождения избирателя для ознакомления и соответствующего уточнения указанных данных, определения ошибок и неточностей в списках.";

б) в части 3 слова "уполномоченный государственный орган" заменить словами "Центральная избирательная комиссия";

в) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. Предварительный список, размещенный на государственном портале и составленный по каждому избирательному участку, распечатывается Центральной избирательной комиссией и передается в участковые избирательные комиссии за 55 календарных дней до дня голосования.

5. Список избирателей, размещенный на государственном портале, подлежит постоянному обновлению по мере поступления информации.";

9) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Ознакомление со списками избирателей

1. Участковая избирательная комиссия обязана вывесить предварительный список избирателей для ознакомления избирателями, проживающими на территории соответствующего избирательного участка, за 50 календарных дней до дня голосования.

2. Каждый избиратель в случае обнаружения любой ошибки или неточности, а также отсутствия его в предварительном списке избирателей вправе обратиться не позднее 15 календарных дней до дня голосования в соответствующую участковую избирательную комиссию с заявлением, с приложением копий подтверждающих документов, при этом избиратель проходит биометрическую идентификацию.

При приеме от избирателя заявления установленной формы член участковой избирательной комиссии после проверки на правильность заполнения и соответствия указанных в заявлении сведений паспортным данным, а также при условии прохождения идентификации вручает избирателю отрывной талон с информацией по уточнению статуса обработки заявления, размещенный в нижней части заявления.

Участковая избирательная комиссия незамедлительно передает указанное заявление системному администратору Центральной избирательной комиссии в соответствующей территориальной избирательной комиссии для принятия соответствующих мер по включению его в список, исправления ошибок или неточностей.

Избиратель также вправе подать заявление в электронном виде через сервис "кабинет избирателя" на государственном портале с прохождением авторизации в установленном законодательством порядке.

Ответ на заявление избирателя направляется соответствующей избирательной комиссией не позднее 7 календарных дней со дня приема заявления в форме бумажного или электронного сообщения по адресу, который указывается избирателем при подаче заявления.

3. Центральная избирательная комиссия не позднее 35 календарных дней до дня голосования составляет контрольный список избирателей, содержащий актуализированную информацию об избирателях, и направляет в участковые избирательные комиссии.

Участковая избирательная комиссия обязана за 30 календарных дней до дня голосования вывесить контрольные списки избирателей для ознакомления избирателями.

Контрольный список не должен содержать иной информации, кроме фамилии, имени, отчества избирателей, включенных в списки по соответствующему участку, а также номера избирательного участка.

Указанный список размещается на государственном портале.

4. Прием заявлений избирателей об ошибке или неточности в списке избирателей прекращается за 15 календарных дней до дня голосования. После обработки заявлений Центральная избирательная комиссия формирует окончательный список избирателей. При этом контрольные и окончательные списки избирателей подлежат обязательной сверке и актуализации со сведениями Единого государственного реестра населения.

Центральной избирательной комиссией за 10 дней до дня голосования в уполномоченный государственный орган передаются окончательные списки избирателей в электронном виде для подготовки комплектов оборудования.

После получения окончательного списка избирателей уполномоченным государственным органом проводится работа по подготовке серверных комплектов оборудования по идентификации избирателей с загрузкой списков избирателей, с базой биометрических данных с последующей передачей в Центральную избирательную комиссию не позднее 3 календарных дней до дня выборов для доставки их на избирательные участки.

Центральная избирательная комиссия за 5 календарных дней до дня голосования распечатывает и передает пронумерованный, прошнурованный и заверенный печатью Центральной избирательной комиссии окончательный список избирателей в двух экземплярах в соответствующие участковые избирательные комиссии. При этом второй экземпляр бумажного окончательного списка избирателей по каждому избирательному участку, предназначенный для вывешивания, не должен содержать информации о месте жительства избирателей, включенных в окончательный список. Разглашение сведений с персональными данными, содержащихся в окончательных списках избирателей, путем передачи, копирования, опубликования влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Соответствующие участковые избирательные комиссии обязаны не позднее 3 календарных дней до дня голосования вывесить на избирательном участке второй экземпляр бумажного окончательного списка избирателей соответствующего избирательного участка.

5. В день голосования имеют право голосовать исключительно избиратели, включенные в список избирателей.

6. Актуализация списка избирателей осуществляется Центральной избирательной комиссией по взаимодействию с уполномоченным государственным органом в целях обеспечения точности и актуализации данных в Едином государственном реестре населения.

Порядок взаимодействия Центральной избирательной комиссии и уполномоченного государственного органа по вопросам составления, ознакомления со списками избирателей, рассмотрения заявлений избирателей об отсутствии их в списке избирателей, об ошибке или неточности в нем, о намерении голосовать по избирательному адресу, об идентификации избирателей в день голосования, сверки и актуализации данных в Едином государственном реестре населения и государственном портале, а также по другим вопросам, требующим оперативного разрешения, утверждается Центральной избирательной комиссией по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Взаимодействие осуществляется в том числе с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденной законодательством.";

10) в статье 15:

а) в абзаце первом части 1 слова "вправе создавать" заменить словом "создают";

б) пункт 10 части 4 изложить в следующей редакции:

"10) анонимные пожертвования (под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал одно из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, а также, если им указаны недостоверные сведения о себе).";

в) часть 12 изложить в следующей редакции:

"12. Средства избирательных фондов могут использоваться только на:

1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию;

2) оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим Законом;

3) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:

а) услуги информационного и консультативного характера;

б) выпуск и распространение агитационных материалов;

в) аренду помещений, оборудования;

г) покрытие транспортных и командировочных расходов;

д) услуги связи;

е) приобретение канцелярских товаров, оборудования;

ж) публикацию объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;

з) проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями;

и) поставку товаров.";

г) предложение второе части 15 дополнить словами "с учетом законодательства об информации персонального характера и о банковской тайне";

д) часть 20 дополнить словами "после дня голосования";

11) в статье 16:

а) часть 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Сведения о поступлении и расходовании денежных средств в избирательных фондах кандидатов, политических партий еженедельно публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.";

б) предложение первое пункта 4 части 6 дополнить словами ", в том числе о проверке сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды";

12) статью 17 изложить в следующей редакции:

"Статья 17. Статус кандидатов

1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

2. Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является:

1) государственным политическим служащим, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента;

2) государственным служащим, независимо от вида государственной службы (гражданская, военная, правоохранительная, дипломатическая);

3) муниципальным политическим служащим, за исключением депутата местного кенеша;

4) муниципальным служащим;

5) руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений;

6) работником средства массовой информации.

3. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, командиры воинских частей и иные соответствующие должностные лица органов, в которых работает, служит кандидат, в течение 3 календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, рапортом обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности.

4. Кандидаты либо их уполномоченные представители, уполномоченные представители политических партий представляют в территориальную избирательную комиссию заверенную копию соответствующих приказов (распоряжений) не позднее 5 календарных дней со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.

5. Гарантии деятельности кандидата, предусмотренные частями 9 и 10 настоящей статьи, наступают с момента регистрации территориальной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьями 53 и 60 настоящего Закона.

6. Установленные настоящим Законом права и гарантии кандидата распространяются до определения результатов выборов, а в случае обжалования кандидатом определения результатов выборов - до вступления в силу решения суда.

7. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования территориальной избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации, а при досрочном выбытии - с момента выбытия. В случае если территориальная избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

8. Кандидат, политическая партия вправе назначать представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, доверенных лиц в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, кандидат, политическая партия несут ответственность за действия своих представителей, связанные с нарушением ими требований настоящего Закона.

9. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы (должности) или без его согласия переведен на другую работу (должность), призван на военную службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

10. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам, налагаемым в судебном порядке, до дня официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации без согласия территориальной избирательной комиссии, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.

11. В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша лицо, состоящее следующим в зарегистрированном списке кандидатов после выбывшего депутата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата, до регистрации депутатом местного кенеша территориальной избирательной комиссией.";

13) Закон дополнить статьей 17-1 следующего содержания:

"Статья 17-1. Недопустимость злоупотребления административным ресурсом

1. Злоупотребление административным ресурсом - это неправомерное использование человеческих, финансовых, материальных, медийных, институциональных ресурсов кандидатами, должностными лицами, руководителями государственных и муниципальных организаций, членами и учредителями средств массовой информации и интернет-изданий на выборах, полученных в результате их контроля над государственными гражданскими и муниципальными служащими или работниками государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов, над финансами и их распределением, которые могут трансформироваться в политические или другие формы поддержки тех или иных кандидатов, политических партий, нарушающие равенство всех кандидатов.

2. К видам злоупотребления административным ресурсом относятся:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих, служащих государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений здравоохранения для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

4) бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

5) проведение предвыборной агитации государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;

6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения предвыборной агитации;

7) агитационное выступление при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

3. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, а также должности руководителей государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса.

Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, а также должности руководителей государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса в целях выдвижения или избрания кандидата.

4. Соблюдение перечисленных в части 2 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.

5. Руководителям, членам правления и учредителям средств массовой информации и интернет-изданий, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющим выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются доверенными лицами или уполномоченными представителями кандидата, политической партии, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

6. Лица, нарушившие требования настоящей статьи, несут уголовную либо иную ответственность, предусмотренную законодательством.";

14) часть 3 статьи 18 изложить в следующей редакции:

"3. Доверенными лицами не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, религиозные деятели, иностранные граждане и лица без гражданства.";

15) часть 4 статьи 19 изложить в следующей редакции:

"4. Представителем в избирательных комиссиях не вправе быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, религиозные деятели, иностранные граждане и лица без гражданства.";

16) в статье 21:

а) в части 1:

- абзац первый после слова "назначают" дополнить словами "не более двух";

- абзац второй изложить в следующей редакции:

"Уполномоченными представителями не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, религиозные деятели, иностранные граждане и лица без гражданства.";

б) часть 2 дополнить предложением третьим следующего содержания: "При этом кандидат, политическая партия подтверждают соответствие уполномоченного представителя требованиям настоящей статьи и несут ответственность за представленные сведения в соответствии с законодательством.";

в) в части 3 цифру "2" заменить цифрой "3";

г) в предложении первом части 6 слова "начинается со дня их регистрации избирательной комиссией и" исключить;

17) в статье 22:

а) в части 1 слова "осознанному волеизъявлению" заменить словами "осознанному и свободному волеизъявлению";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Законом и действующим законодательством. Органы государственной власти, местного самоуправления, избирательные комиссии несут ответственность за своевременность и достоверность информирования граждан.

Избирательные комиссии принимают необходимые специальные меры по информированию избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого информационные материалы должны быть подготовлены в аудио-, видеоформатах (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатаны увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья.";

в) статью дополнить частями 2-1 и 2-2 следующего содержания:

"2-1. Центральная избирательная комиссия за 55 календарных дней до дня голосования обязана проинформировать избирателей о необходимости ознакомиться со списками избирателей, уточнить свои данные в списках избирателей через средства массовой информации и иными доступными способами. Государственные телерадиоорганизации, иные телерадиоорганизации, финансируемые из республиканского бюджета, и телерадиоорганизации, вошедшие в социальный пакет цифрового вещания, обязаны предоставить бесплатное эфирное время избирательным комиссиям в достаточном объеме для информирования избирателей о необходимости проверить себя в списках избирателей, о порядке участия в голосовании, об итогах голосования, о ходе избирательного процесса и других вопросах избирательного процесса.

Информирование избирателей о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и политической партии, финансовых отчетах кандидатов и политических партий в избирательных фондах осуществляется избирательными комиссиями.

2-2. Кандидаты и политические партии не позднее 5 календарных дней со дня регистрации кандидата, списков кандидатов в соответствующей избирательной комиссии представляют программу в соответствующую избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия публикует программу кандидатов, политических партий на официальном сайте.

Информирование избирателей допустимо лишь в пределах, установленных законодательством, и не должно содержать элементы или признаки предвыборной агитации.

Избирательные комиссии принимают необходимые меры по информированию избирателей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные материалы должны быть подготовлены в аудио-, видеоформатах (на цифровых носителях) с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатаны увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля и (или) специального оборудования (тифлосредствами), на котором установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые или тактильные сигналы, а также иных специальных средств.";

г) часть 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях (независимо от форм собственности) сведения о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, политическими партиями должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, политическими партиями. В них не должно отдаваться предпочтение какому-либо кандидату или политической партии, не должна допускаться дискриминация какого-либо кандидата или политической партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений.";

д) часть 4 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Публикация результатов опросов должна соответствовать требованиям части 5 настоящей статьи.";

е) часть 5 после слов "массовой информации," дополнить словами "интернет-издания,";

ж) часть 6 после слов "массовой информации" дополнить словами ", интернет-изданиях";

з) предложение второе абзаца второго части 9 исключить;

и) часть 15 изложить в следующей редакции:

"15. Государственные гражданские и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша, специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей, члены избирательных комиссий, наблюдатели, международные наблюдатели, религиозные деятели, учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, лица, не достигшие 18 лет, иностранные граждане и организации, лица без гражданства не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.";

18) в статье 24:

а) в части 3:

- абзац первый изложить в следующей редакции:

"3. Не менее половины от общего числа объема выделяемого эфирного времени отводится кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, исключительно для совместного проведения дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все кандидаты, политические партии должны быть допущены на равных основаниях.";

- в абзаце втором слова "через уполномоченных представителей, доверенных лиц" заменить словами "через депутатов из зарегистрированного списка кандидатов";

- абзац третий изложить в следующей редакции:

"Отказ от участия или неявка на совместное агитационное мероприятие не влекут за собой предоставление эфирного времени.";

б) статью дополнить частями 9 и 10 следующего содержания:

"9. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 3 календарных дня до дня проведения жеребьевки информирует зарегистрированных кандидатов, политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, о дате, времени и месте проведения жеребьевки и регистрирует поступившие от них заявки на участие в жеребьевке для получения бесплатного эфирного времени и печатной площади.

Жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий, совместных агитационных мероприятий на каналах государственных телерадиоорганизаций, проводит соответствующая избирательная комиссия с участием представителей соответствующих телерадиоорганизаций. Жеребьевка проводится по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за 25 календарных дней до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени утверждается решением избирательной комиссии и публикуется соответственно в государственных периодических печатных изданиях.

Порядок организации и проведения дебатов утверждается соответствующей избирательной комиссией.

10. Телерадиоорганизации и редакции периодических печатных изданий (независимо от формы собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, эфирное время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами и порядком ведения такого учета, которые установлены Центральной избирательной комиссией. Данные этого учета каждые 10 дней в период предвыборной агитации и в 10-дневный срок после дня голосования должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию.";

19) часть 3 статьи 26 изложить в следующей редакции:

"3. Помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, предоставляются для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями на равных условиях.";

20) в статье 27:

а) части 1-3 изложить в следующей редакции:

"1. Кандидаты, политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Кандидаты, политические партии обязаны публиковать и распространять агитационные материалы с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатанные увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в количестве не менее одного процента от общего количества тиража агитационных материалов.

2. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных настоящей статьей.

3. Органы местного самоуправления обязаны в течение 35 календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для вывешивания агитационных материалов. Кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных материалов.

Места для размещения агитационных материалов должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной на них информацией. Зарегистрированным кандидатам, спискам кандидатов должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и предвыборных печатных агитационных материалов кандидатов. Кандидаты, политические партии вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.";

б) статью дополнить частью 3-1 следующего содержания:

"3-1. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных частью 2 настоящей статьи.";

в) часть 7 признать утратившей силу;

21) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств; иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

3. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.

4. Кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

5. Кандидаты, их представители, представители политических партий, средства массовой информации, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, политических партий. Средства массовой информации, интернет-издания, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны предоставить возможность бесплатно опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются на той же полосе, электронной площади и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается опровержение или разъяснение, в периодических изданиях - в следующем выпуске, в интернет-изданиях - в день поступления опровержения или разъяснения, по телевидению или радио - в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения. Для обнародования опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, политической партии в то же время суток, когда была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут.

6. Зарегистрированный кандидат, политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, не вправе использовать эфирное время, печатные продукции, площади представленных для агитации на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

1) распространения призывов голосовать против кандидата (кандидатов), политической партии;

2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат, список кандидатов политической партии будет избран;

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, в сочетании с негативными комментариями;

4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата.

7. Непредставление кандидату, политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, интернет-изданиях в сроки, установленные частью 5 настоящей статьи, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, политической партии, может явиться основанием для привлечения средств массовой информации, интернет-изданий к ответственности в соответствии с законодательством и лишения аккредитации соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилий или изображений кандидатов, а также рекламы с использованием наименований, эмблем и иной символики политических партий, выдвинувших кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.

8. В случае нарушения кандидатом, политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации, интернет-изданиями требований частей 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном настоящим Законом и действующим законодательством.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

9. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-27 настоящего Закона, а также настоящей статьей, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения (два или более раз) кандидатом, политической партией правил ведения предвыборной агитации, установленных настоящим Законом, соответствующая избирательная комиссия вправе привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае нарушения правил ведения предвыборной агитации, указанных в части 2 настоящей статьи, подтвержденного заключением (актом) уполномоченного государственного органа, Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.

В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований настоящего Закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного настоящим Законом порядка проведения предвыборной агитации избирательные комиссии обязаны обратиться в правоохранительные органы, суд, уполномоченный государственный орган в сфере информационной политики, электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

10. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.";

22) в статье 29:

а) часть 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Для информирования избирателей с ограниченными возможностями здоровья по зрению на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля.";

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. В целях обеспечения условий для реализации избирательных прав избирателей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения максимально возможной доступности помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия совместно с территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в сфере социального развития составляет карту потребностей избирателей с ограниченными возможностями здоровья не позднее 60 календарных дней до дня голосования.

Соответствующая избирательная комиссия по итогам составления карты потребностей не позднее 50 календарных дней до дня голосования организует проверку помещений для голосования на соответствие потребностям избирателей с ограниченными возможностями здоровья, указанным в карте потребностей, с привлечением органов местного самоуправления и представителей общественных организаций лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В случае если помещение для голосования не оборудовано специальными приспособлениями для входа избирателей с ограниченными возможностями здоровья, соответствующая избирательная комиссия не позднее 40 календарных дней до дня выборов направляет обращение в соответствующие органы местного самоуправления принять меры по обеспечению доступности помещения для голосования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны в случае обращения избирательных комиссий незамедлительно принять соответствующие меры. Неисполнение обращения избирательной комиссии влечет ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.";

в) статью дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Помещение для голосования должно отвечать потребностям избирателей с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного входа и голосования, включая удобные подъездные и пешеходные пути, специальные места для стоянки личного автотранспорта, размещение помещений для голосования на первых этажах зданий либо наличие лифтов, широкие проемы дверей, наличие пандусов (в случае невозможности установки пандуса оснастить кнопкой вызова помощи), настилов, тактильных указателей, достаточного освещения.

Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования), а также информационные стенды должны быть расположены с учетом доступности и необходимости обеспечения тайного голосования. Кабины для голосования должны соответствовать параметрам, позволяющим избирателям, использующим кресло-коляску, беспрепятственно въехать, и быть оснащены средствами оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и другие), дополнительным освещением, стулом, специальным трафаретом.";

23) часть 8 статьи 30 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Избирательные участки оснащаются специальными трафаретами для самостоятельного заполнения лицами с ограниченными возможностями здоровья избирательных бюллетеней, а также бюллетенями с применением шрифта Брайля.";

24) в статье 31:

а) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным.

Для идентификации избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным согласие избирателя не требуется.

При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:

1) общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;

2) количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;

3) фотография избирателя, проходящего идентификацию;

4) иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

После идентификации избирателя распечатывается чек. Чек предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.

Сведения о количестве проголосовавших передаются в территориальную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор территориальной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве выданных чеков, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.";

б) часть 15 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Лицо, назначенное по просьбе избирателя, не имеющего возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, обязан совершить действия в полном соответствии с волеизъявлением избирателя.";

25) в статье 33:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Избиратели, которые внесены в списки избирателей, но по состоянию здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок для голосования; избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; избиратели, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства; а также в исключительных случаях, по решению соответствующей избирательной комиссии, военнослужащие, несущие службу в день голосования в воинских частях, сотрудники органов внутренних дел, несущие службу в день голосования в расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах, если они постоянно проживают на территории избирательного участка, в который входят по месту своего расположения места их временного пребывания; избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы; избиратели, работающие вахтовым методом, голосуют по месту своего пребывания. Участковые избирательные комиссии обязаны обеспечить таким избирателям возможность голосования вне помещения для голосования за один календарный день до дня голосования.";

б) предложение первое части 2 после слов "до дня голосования" дополнить словами "в период с 8 до 20 часов";

в) часть 7 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае если избиратель вследствие ограниченности возможности здоровья или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 31 настоящего Закона.";

г) в части 8 слова "(ID-карты)" исключить;

26) в статье 36:

а) в предложении первом части 6 слова "приступает к" заменить словами "приступает к обязательному";

б) предложение первое части 15 после слова "голосования" дополнить словами "в форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией,";

в) часть 16 изложить в следующей редакции:

"16. После подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией итоги голосования незамедлительно оглашаются перед всеми присутствующими представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации.

После оглашения итогов голосования протокол об итогах голосования, первичные, итоговые чеки об идентификации избирателей и автоматически считывающих урн, заверенные печатью участковой избирательной комиссии, направляются на центральный сервер Центральной избирательной комиссии путем сканирования через автоматически считывающие урны.

В случае ошибочного заполнения протокола об итогах голосования комиссия составляет соответствующий акт, который также сканируется и направляется на центральный сервер Центральной избирательной комиссии вместе с вновь заполненным и подписанным протоколом об итогах голосования.

Поступившие на центральный сервер Центральной избирательной комиссии сканированные документы после проверки на соответствие правильности заполнения протокола публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.";

г) часть 20 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Список избирателей, принявших участие на выборах, или его копия, заверенная печатью, не позднее 3 календарных дней вывешивается на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.";

27) абзац первый части 2 статьи 37 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Прием протоколов и подведение итогов голосования соответствующей территориальной избирательной комиссией осуществляется в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией.";

28) в части 3 статьи 40 слово "одних" заменить словом "двух";

29) в части 4 статьи 41:

а) в абзаце втором слово "административная" исключить;

б) часть дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:

"При подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями формируются координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители правоохранительных органов. Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

Порядок деятельности координационной группы оперативного реагирования определяется Центральной избирательной комиссией.";

30) в статье 42:

а) в части 8 цифру "2" заменить цифрой "3";

б) часть 10 изложить в следующей редакции:

"10. На принятое по результатам рассмотрения заявления (жалобы) решение заявление (жалоба) подается в вышестоящую избирательную комиссию, а в случае обжалования решения Центральной избирательной комиссии - в суд, в течение 3 календарных дней с момента вынесения решения. В случае обжалования бездействия заявление (жалоба) подается в вышестоящую избирательную комиссию, а в случае обжалования бездействия Центральной избирательной комиссии - в суд, в течение 3 календарных дней с момента истечения срока, в котором должно было быть совершено действие.";

в) часть 13 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Течение срока подачи заявлений (жалоб) начинается на следующий день после принятия решения, совершения действия (бездействия).";

31) в статье 43:

а) часть 10 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Исчисление срока подачи заявлений (жалоб) осуществляется в соответствии с частью 13 статьи 42 настоящего Закона.";

б) статью дополнить частью 11 следующего содержания:

"11. Материалы, связанные с рассмотрением споров, подлежат хранению в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.";

32) в абзаце первом статьи 45 слово ", административную" исключить;

33) в части 2 статьи 48 слова "в течение 45 календарных дней со дня досрочного роспуска местных кенешей" заменить словами "в сроки, предусмотренные в статье 4 настоящего Закона";

34) статью 50 изложить в следующей редакции:

"Статья 50. Избирательный залог

1. Избирательный залог устанавливается в следующем размере:

1) в Бишкекский и Ошский городские кенеши - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

2) в городские кенеши, за исключением городов, указанных в пункте 1 настоящей части, - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;

3) в айылные кенеши - в десятикратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

2. Избирательный залог возвращается кандидатам в депутаты, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты:

1) получившим не менее 15 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии представления не позднее 10 календарных дней со дня официального опубликования результатов выборов в соответствующую избирательную комиссию отчета о размере и всех источниках создания своего фонда, а также всех произведенных затратах;

2) если соответствующей избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;

3) отказавшимся от дальнейшего участия в выборах до утверждения текста и формы избирательного бюллетеня.

Оставшаяся сумма залога подлежит зачету в бюджет. Информация о сумме поступивших средств от избирательных залогов кандидатов и политических партий, о сумме возвращенных избирательных залогов кандидатам и политическим партиям и сумме, перечисленной в бюджет, подлежит публикации на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.";

35) в статье 51:

а) абзац третий части 1 изложить в следующей редакции:

"Кандидат, состоящий в выдвинутом политической партией списке кандидатов, после голосования до распределения депутатских мандатов вправе обратиться с письменным заявлением в соответствующую территориальную избирательную комиссию о выходе из списка кандидатов. Письменное заявление о выходе из списка кандидатов должно быть составлено по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, и подано кандидатом лично. В случае отсутствия у кандидата возможности личной подачи заявления о выходе из списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию нотариально заверенное заявление кандидата о выходе из списка кандидатов. Соответствующая территориальная избирательная комиссия принимает решение об исключении его из списка кандидатов.";

б) абзац первый части 3 дополнить предложениями вторым-третьим следующего содержания: "Указанное заявление должно быть подано кандидатом лично в письменной форме. В случае отсутствия у кандидата возможности личной подачи заявления об изменении его очередности в списке кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию нотариально заверенное заявление кандидата об изменении его очередности в списке кандидатов.";

36) в статье 52:

а) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции:

"3) кандидату из списка от политической партии, представленному руководящим органом политической партии, при отсутствии возражения кандидата (кандидатов), состоящего (состоящих) следующим (следующими) в списке кандидатов, либо если руководящий орган политической партии в течение 3 дней со дня образования вакантного мандата не воспользовался таким правом, - следующему за избранными депутатами кандидату в списке от политической партии при выборах по пропорциональной системе.";

б) статью дополнить частями 1-1 и 1-2 следующего содержания:

"1-1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по пропорциональной системе, его мандат передается следующему зарегистрированному кандидату:

1) из числа кандидатов женского пола в случае прекращения полномочий депутата женского пола;

2) из числа кандидатов мужского пола в случае прекращения полномочий депутата мужского пола.

В случае отсутствия в списке кандидатов лиц соответствующего пола мандат депутата передается следующему по очереди кандидату из того же списка.

1-2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата-женщины, получившей мандат на основании резервирования мандатов, мандат передается следующей женщине-кандидату, получившей наибольшее количество голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. Если не осталось женщин-кандидатов, мандат распределяется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.";

в) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Досрочное прекращение депутатских полномочий осуществляется в следующих случаях:

1) подача депутатом письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выход из фракции;

2) возникновение ситуации невозможности совмещения должностей, предусмотренной настоящим Законом;

3) выезд на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики либо в другую местность, проживание в которой не позволяет постоянно и эффективно осуществлять депутатские полномочия;

4) выход из гражданства, утрата гражданства Кыргызской Республики, выявление факта наличия иного гражданства либо приобретение иного гражданства;

5) обнаружение фактов получения лицом депутатского мандата в нарушение установленного порядка (признание результатов выборов недействительными или отмена результатов выборов);

6) признание депутата недееспособным по решению суда;

7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;

8) отсутствие депутата без уважительных причин на сессиях местного кенеша более четырех раз в течение одного года;

9) смерть депутата или вступление в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;

10) роспуск кенеша.";

37) в статье 53:

а) часть 1 дополнить пунктами 5 и 6 и абзацем следующего содержания:

"5) документы:

- об отсутствии гражданства иного государства;

- об отсутствии судимости либо о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Кыргызской Республики;

6) заполненное каждым кандидатом согласие на сбор и обработку персональных данных в форме, установленной законодательством.

В случае выдвижения кандидата с ограниченными возможностями здоровья, не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о самовыдвижении, заполнить иные документы, предусмотренные настоящим Законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении регистрационных документов, должны быть нотариально удостоверены либо заверены подписью руководителя и печатью политической партии.";

б) часть 4 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Указанная проверка осуществляется в том числе с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденной законодательством.";

в) в части 8:

- часть дополнить абзацем первым следующего содержания:

"8. Установление, выявление факта представления недостоверных сведений политической партией для регистрации списка кандидатов влечет за собой отмену регистрации на любой стадии избирательного процесса.";

- часть дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) установление факта регистрации политической партии, выдвинувшей список кандидатов, менее чем за 6 месяцев до даты назначения выборов.";

38) часть 1 статьи 54 изложить в следующей редакции:

"1. Кандидат, состоящий в списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Заявление об отказе от дальнейшего участия в выборах должно быть подано кандидатом лично в письменной форме. В случае отсутствия у кандидата возможности личной подачи заявления уполномоченный представитель политической партии представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию нотариально заверенное заявление кандидата. Соответствующая территориальная избирательная комиссия принимает решение об исключении его из списка кандидатов. Заявление об отказе от дальнейшего участия в выборах может быть отозвано до принятия соответствующей территориальной избирательной комиссией решения об исключении его из списка кандидатов.";

39) Закон дополнить статьей 59-1 следующего содержания:

"Статья 59-1. Резервирование мандатов по избирательным округам

1. Для проведения выборов депутатов айылных кенешей по каждому айылному кенешу резервируется не менее 30 процентов мандатов депутатов айылного кенеша для женщин.

2. Число зарезервированных мандатов по каждому избирательному округу публикуется одновременно с опубликованием информации об избирательных округах и участках в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Закона.

Количество резервируемых мандатов в избирательном округе зависит от общего количества мандатов в соответствующем избирательном округе:

1) в 2-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат;

2) в 3-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат;

3) в 4-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

4) в 5-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

5) в 6-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата;

6) в 7-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

7) в 8-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

8) в 9-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

9) в 10-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата;

10) в 11-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

11) в 12-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

12) в 13-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата;

13) в 14-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов;

14) в 15-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов;

15) в 16-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов.";

40) в статье 60:

а) часть 1 дополнить пунктами 4-6 и абзацем следующего содержания:

"4) документ, подтверждающий внесение избирательного залога;

5) документ:

- об отсутствии гражданства иного государства;

- об отсутствии судимости либо о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Кыргызской Республики;

6) заполненное каждым кандидатом согласие на сбор и обработку персональных данных в форме, установленной законодательством.

В случае выдвижения кандидата с ограниченными возможностями здоровья, не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о самовыдвижении, заполнить иные документы, предусмотренные настоящим Законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении регистрационных документов, должны быть нотариально удостоверены либо заверены подписью руководителя и печатью политической партии.";

б) часть 3 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Указанная проверка осуществляется в том числе с применением системы электронного взаимодействия, утвержденной законодательством.";

в) часть 5 дополнить абзацем первым следующего содержания:

"5. Установление, выявление факта представления недостоверных сведений для регистрации кандидатом в депутаты айылного кенеша влечет за собой отмену регистрации на любой стадии избирательного процесса.";

41) в части 1 статьи 61 слова "вправе создавать" заменить словом "создают";

42) статью 62 изложить в следующей редакции:

"Статья 62. Определение результатов выборов депутатов айылных кенешей

1. Определение результатов выборов депутатов айылных кенешей соответствующей территории осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего Закона.

2. При определении результатов выборов депутатов айылных кенешей первоначально распределяются мандаты между женщинами-кандидатами, зарезервированные в соответствии с частью 1 статьи 59-1 настоящего Закона. Избранными признаются женщины-кандидаты, получившие наибольшее количество голосов по отношению к другим женщинам-кандидатам.

В случае если число женщин-кандидатов в избирательном округе меньше количества зарезервированных мандатов, то после распределения мандатов, указанных в абзаце первом, оставшиеся мандаты распределяются среди других кандидатов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В случае если в соответствующем избирательном округе нет женщин-кандидатов, то зарезервированные мандаты распределяются среди других кандидатов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

3. После распределения зарезервированных мандатов оставшиеся мандаты распределяются между остальными кандидатами. Избранными признаются кандидаты (в соответствии с числом мандатов), получившие наибольшее число голосов избирателей соответствующего избирательного округа, принявших участие в голосовании.

4. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. В случае если кандидаты были зарегистрированы в один день, вопрос решается путем проведения жеребьевки.

5. Официальное опубликование результатов выборов депутатов айылных кенешей в средствах массовой информации проводится в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 40 настоящего Закона.

6. Соответствующие территориальные избирательные комиссии после опубликования результатов выборов на соответствующей территории и получения от кандидатов, избранных депутатами, заявлений о сложении полномочий, не совместимых со статусом депутата айылного кенеша в 3-дневный срок регистрируют избранных депутатов. Соответствующие территориальные избирательные комиссии выдают избранным депутатам удостоверения об избрании депутатом соответствующего местного кенеша и нагрудные знаки установленного образца.".

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 20 августа 2019 года N 70

 

Президент Кыргызской Республики

 

С. Жээнбеков