УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Законом КР от 4 августа 2008 года № 184
г. Бишкек, Дом Правительства
от 12 марта 2003 года № 60
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об основах государственных гарантий обеспечения
гендерного равенства
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 31 января 2003 года
Настоящий Закон регулирует отношения по предоставлению равных
прав и возможностей лиц разного пола в социальной, политической,
экономической, культурной и иных областях жизнедеятельности
человека; призван оградить мужчин и женщин от дискриминации по
признаку пола; направлен на утверждение прогрессивных
демократических отношений мужчин и женщин на основе национальных
традиций; предоставляет государственные гарантии равенства их прав.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Гендер - приобретенное, социально закрепленное поведение лиц
разного пола.
Гендерная политика - государственная, общественная деятельность,
направленная на установление равенства во взаимоотношениях между
лицами разного пола.
Гендерные отношения - характер поведения и обращения между лицами
разного пола в процессе общения или при осуществлении различных
видов совместной деятельности.
Гендерно- правовая экспертиза — мониторинг национального
законодательства и иных нормативных правовых актов в целях
определения их соответствия тендерному законодательству.
Гендерная статистика - статистика, отражающая соответствующее
положение лиц разного пола во всех сферах социально-политической
жизни и освещающая тендерные проблемы и отношения в обществе.
Гендерное равенство - одинаковое социальное положение
разного пола в обществе.
Гендерное равноправие — равенство прав, обязанностей и
ответственности лиц разного пола перед законом, кроме смягчающих
обстоятельств, установленных законодательством Кыргызской
Республики.
Равные возможности — система средств и условий, необходимых
для реального достижения тендерного равноправия.
Равнопартнерские отношения — сотрудничество или совместное
участие в государственной и общественной жизни на равных условиях
лиц разного пола.
Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или
предпочтение, которое ограничивает или отрицает равное
осуществление прав по признаку пола.
Открытая гендерная дискриминация — дискриминация, прямо
указывающая на половую принадлежность.
Скрытая гендерная дискриминация — дискриминация без прямого
указания на половую принадлежность.
Сексуальное домогательство — аморальное поведение, а также
недозволительные действия сексуального характера по отношению к
лицам разного пола, выраженные словесно (угрозы, запугивания,
непристойные замечания) или физически (прикосновения,
похлопывания), унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в
трудовой, служебной, материальной, семейной и иной зависимости.
Нарушение равных прав — активное или пассивное поведение,
которое проявляется в виде унижения, презрения, а также
ограничения прав или оказания привилегий в связи с половой
принадлежностью лица.
Домашний труд — самостоятельный вид трудовой деятельности,
направленный на удовлетворение потребностей семьи.
Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона
Целями и задачами настоящего Закона является обеспечение для
лиц разного пола:
— равенства прав, обязанностей и ответственности;
— равенства возможностей;
— равнопартнерских отношений во всех сферах жизнедеятельности;
—равенства в семейных отношениях;
— равенства в социальной, экономической, трудовой и иной
деятельности.
Статья 3. Объекты тендерного равенства
Объектами тендерного равенства являются общественные,
социальные отношения, подлежащие правовому регулированию.
Статья 4. Субъекты тендерного равенства
Субъектами тендерного равенства являются физические,
юридические лица и государство.
Статья 5. Законодательство Кыргызской Республики в области
гендерных отношений
Гендерные отношения в Кыргызской Республике регулируются
Конституцией Кыргызской Республики, международными договорами
Кыргызской Республики в области гендерных отношений, настоящим Законом
и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 6. Запрет на гендерную дискриминацию
Запрещается открытая и скрытая гендерная дискриминация в любой
сфере деятельности по отношению к лицам разного пола.
Субъекты гендерного равенства, допустившие открытую или скрытую
дискриминацию, несут ответственность в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
Не является гендерной дискриминацией:
— защита функций материнства;
— призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях,
установленных законами Кыргызской Республики;
— принятие на основе настоящего Закона временных специальных мер,
направленных на достижение фактического равноправия в гендерных
отношениях.
Статья 7. Основы государственной политики по обеспечению
гендерного равенства
Основами государственной политики по обеспечению гендерного
равенства являются:
— формирование, совершенствование и развитие нормативной правовой
базы для обеспечения гендерного равноправия;
— разработка и реализация государственных целевых программ,
направленных на достижение гендерного равенства;
— защита общества от информации, пропаганды и агитации,
направленных на нарушение гендерного равенства;
— воспитание и пропаганда культуры гендерного равенства;
—выполнение общепризнанных принципов и норм международного права,
а также международных обязательств Кыргызской Республики, касающихся
вопросов гендерного равенства.
Статья 8. Препятствия в осуществлении гендерного равенства
Поведение людей, основанное на нормах обычного права, традициях и
культуре, которое входит в противоречие с требованиями настоящего
Закона, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного
равенства.
Не поддерживаются нормы обычного права, традиций и культуры,
содержащие в себе элементы гендерной дискриминации.
ГЛАВА II. ГАРАНТИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВОМ И ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 9. Гарантии гендерного равенства в управлении
государством
Государство гарантирует равное участие лиц разного пола в
управлении государством.
Государство обеспечивает равное представительство лиц разного
пола в законодательной, исполнительной и судебной ветвях
государственной власти через правовые, организационные и иные
механизмы.
Статья 10. Гарантии гендерного равноправия на
государственной службе
Лица разного пола имеют равные права, обязанности,
ответственность и равные возможности при поступлении на
государственную службу и дальнейшем осуществлении деятельности в
ее органах.
Руководители государственных органов обязаны обеспечить равный
доступ лицам разного пола к государственной службе в соответствии
с их способностями и профессиональной подготовкой.
Государство обеспечивает соблюдение равнопартнерских отношений
лиц разного пола в законодательной, исполнительной и судебной
ветвях государственной власти, органах местного самоуправления.
Замещение вакантных должностей государственной службы, в том
числе руководящих, обеспечивается путем проведения конкурсов, в
которых в равной мере и на равных условиях участвуют лица разного
пола.
Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.
ГЛАВА III. ГАРАНТИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Статья 11. Равный доступ ко всем формам собственности
Государство гарантирует лицам разного пола реализацию права
собственности.
Государство обеспечивает лицам разного пола равные условия
доступа ко всем видам собственности.
Статья 12. Равный доступ к предпринимательской деятельности
Государство гарантирует лицам разного пола равный доступ к
предпринимательской деятельности.
Запрещается гендерная дискриминация при осуществлении
предпринимательской деятельности.
Статья 13. Равный доступ к управлению предприятиями
Государство создает лицам разного пола равные условия доступа к
управлению предприятиями (хозяйствующими субъектами).
Не допускается гендерная дискриминация в сфере управления
предприятиями (хозяйствующими субъектами).
Статья 14. Равный доступ к землепользованию
Государство обеспечивает лицам разного пола равное право
пользования земельным -участком, которое предоставляется, передается в
бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование.
Права на землю в равной мере защищены для лиц разного пола.
Статья 15. Доступ к равным социальным льготам
Лица разного пола имеют равный доступ к социальным льготам,
Родители имеют равный доступ к получению пособий по уходу за
малолетними детьми, престарелыми либо больными членами семьи.
ГЛАВА IV. ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Статья 16. Равный доступ к свободе выбора трудовой деятельности
Работодатель при осуществлении своей деятельности должен
обеспечить равенство лиц разного пола в трудовой деятельности.
Работодатель независимо от форм собственности обязан принимать
меры, чтобы условия работы были равноценными для лиц разного пола.
Работодатель обязан обеспечить лицам разного пола возможность
совмещать свою трудовую деятельность с обязанностями родителей.
Статья 17. Равный доступ к оплате труда
Равный доступ к оплате труда лиц разного пола предполагает равную
оплату труда при одинаковой квалификации работника и одних и тех же
условиях труда.
Снижение оплаты или ухудшение условий труда по признаку пола
рассматривается как проявление гендерной дискриминации.
Статья 18. Гарантии равноправия в случае массового увольнения
работников
В случае массового увольнения работников число увольняемых лиц
одного пола должно быть пропорционально сложившейся численности
персонала на данном предприятии, в учреждении, организации.
Статья 19. Равное отношение к домашнему труду
Принцип гендерного равенства в трудовой деятельности
распространяется и на домашний труд.
Лица разного пола несут равную обязанность в отношении
домашнего труда.
Домашний труд не может- служить способом гендерной
дискриминации и может осуществляться в равной степени лицами
разного пола.
Статья 20. Гарантии признания домашнего труда
Государство признает домашний труд одним из видов общественно —
производительного труда.
Собственность, образуемая за счет домашнего труда членов семьи,
является собственностью семьи.
Статья 21. Право лиц разного пола на получение сведений о
замещении должностей
Лица разного пола, в течение 3 лет не повышающиеся в должностях
и не направленные на обучение с целью дальнейшего повышения
квалификации, имеют право запросить и получить от работодателя
письменное обоснование причин таких действий, а также сведения,
касающиеся опыта и квалификации лица, назначенного (принятого,
повышенного) на претендуемую ими должность или направленного на
обучение.
Статья 22. Запрет на давление или преследование лиц
разного пола, подвергшихся со стороны работодателя
сексуальным домогательствам
Работодатель не имеет права подвергать работающих лиц разного
пола давлению или преследованию на основании того, что они
откапали работодателю в его сексуальных домогательствах или подали
на работодателя жалобу за половую дискриминацию.
В случае оказания давления или преследования работников по
вышеуказанным мотивам работодатель несет ответственность в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
ГЛАВА V. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТЕНДЕРНОГО
РАВЕНСТВА
Статья 23. Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по
обеспечению тендерного равенства
Жогорку Кеиеш Кыргызской Республики путем принятия законов
формирует правовую основу государственной политики гендерного
равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в пределах своей компетенции
назначает с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц
одного пола:
— судей Конституционного суда Кыргызской Республики;
— судей Верховного суда Кыргызской Республики;
— состав Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики, аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики не реже одного раза в год
заслушивает государственный доклад о положении дел в области
тендерного равенства. Доклад представляется Правительством Кыргызской
Республики в порядке, определяемом Жогорку Кенешем Кыргызской
Республики, и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 24. Компетенция Правительства Кыргызской Республики по
обеспечению тендерного равенства
Правительство Кыргызской Республики ш пределах своих полномочий:
— участвует в разработке и обеспечивает проведение в Кыргызской
Республике единой государственной политики, направленной на достижение
гендерного равенства во всех сферах общественной жизни;
— формирует государственные целевые программы по осуществлению
гендерного равноправия, обеспечивает их выполнение;
— финансирует мероприятия по реализации государственной политики в
области гендерного равенства за счет средств республиканского бюджета,
внебюджетных источников и иных, не запрещенных законодательством
Кыргызской Республики, источников;
— направляет и контролирует деятельность исполнительных органов
государственной власти по защите и обеспечению гендерного равенства.
Статья 25. Компетенция Национального совета по вопросам
женщин, семьи и тендерному развитию при Президенте
Кыргызской Республики
Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию
при Президенте Кыргызской Республики в пределах предоставленных ему
полномочий обеспечивает наблюдение за исполнением настоящего Закона.
Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию
при Президенте Кыргызской Республики публикует ежегодные отчеты об
исполнении настоящего Закона.
Статья 26. Деятельность органов местного самоуправления
по обеспечению гендерного равенства
Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по
разработке и реализации гендерного равенства, координируют свои
действия с действиями исполнительных органов государственной власти в
части поддержки соответствующих государственных, региональных
и местных программ.
Статья 27. Участие общественных организаций и иных
неправительственных объединений в обеспечении
гендерного равенства
Общественные организации и иные неправительственные
объединения:
— участвуют в разработке решений, принимаемых
органами государственной власти и органами местного самоуправления
по вопросам обеспечения гендерного равенства;
— представляют и защищают права граждан в судах и иных
государственных органах;
— выдвигают и поддерживают кандидатов, в программу которых
входит защита принципов гендерного равенства;
— вправе получать от соответствующих государственных органов
исполнительной власти Кыргызской Республики методическую,
информационную и иную помощь в объеме и порядке, установленных
государственными, региональными и местными программами, которые
направлены на устранение тендерной дискриминации.
Общественные организации и иные неправительственные
объединения вправе подготавливать ежегодные публичные отчеты.
Статья 28. Осуществление надзора за исполнением
настоящего Закона
Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона
осуществляет Генеральная прокуратура Кыргызской Республики.
Статья 29. Гендерно- правовая экспертиза законодательства
и иных нормативных правовых актов Кыргызской
Республики
Гендерно - правовая экспертиза проводится в целях изучения и
выявления фактов нарушения тендерного равенства в
законодательстве, иных нормативных правовых актах Кыргызской
Республики, а также государственных, региональных и местных
программах по вопросам тендерного равенства.
Гендерно-правовая экспертиза осуществляется государственными
органами, независимыми общественными организациями и иными
неправительственными объединениями.
Статья 30. Гендерная статистика
Руководство сбором информации о гендерных статистических
данных в Кыргызской Республике осуществляет Национальный
статистический комитет Кыргызской Республики.
Государственные органы, органы местного самоуправления и
руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны представлять
в Национальный статистический комитет Киргизской Республики
соответствующую информацию по тендерным вопросам.
Статья 31. Последствия невыполнения настоящего Закона
В случаях выявления фактов нарушения гендерного равенства, органы,
осуществляющие контроль и надзор за исполнением настоящего Закона,
имеют право:
— направлять государственным органам, органам местного
самоуправления и руководителям предприятий, учреждений и организаций
письменные предписания по устранению выявленных фактов нарушений
гендерного равенства с указанием срока исполнения;
— использовать возможности законодательства Кыргызской Республики
в целях обеспечения тендерного равноправия;
— обнародовать в средствах массовой информации названия
предприятия, учреждения или организации в списках субъектов,
нарушающих настоящий Закон.
Статья 32. Ответственность должностных лиц за нарушение
настоящего Закона
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, государственных и коммунальных организаций,
осуществляющиеорганизационно-распорядительные или
административно —хозяйственные функции, а также руководители и другие
работники иных организаций, выполняющие аналогичные функции, за
нарушение положений настоящего Закона несут ответственность в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
ГЛАВА VI. ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТЕНДЕРНОГО
РАВЕНСТВА
Статья 33. Процедуры рассмотрения фактов нарушения гендерного
равенства
К процедурам рассмотрения фактов гердерной дискриминации,
сексуальных домогательств, давления, преследования и иных нарушений
гендерного равенства относятся обращения:
— к Президенту Кыргызской Республики;
— в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
—в Правительство Кыргызской Республики;
— к Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;
— в органы местного самоуправления;
— в суд;
— в Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерному
развитию при Президенте Кыргызской Республики;
Государственные органы, органы местного самоуправления и
руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны представлять
в Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
соответствующую информацию по тендерным вопросам.
Статья 31. Последствия невыполнения настоящего Закона
В случаях выявления фактов нарушения гендерного равенства, органы,
осуществляющие контроль и надзор за исполнением настоящего Закона,
имеют право:
— направлять государственным органам, органам местного
самоуправления и руководителям предприятий, учреждений и организаций
письменные предписания по устранению выявленных фактов нарушений
гендерного равенства с указанием срока исполнения;
— использовать возможности законодательства Кыргызской Республики
в целях обеспечения гендерного равноправия;
— обнародовать в средствах массовой информации названия
предприятия, учреждения или организации в списках субъектов,
нарушающих настоящий Закон.
Статья 32. Ответственность должностных лиц за нарушение
настоящего Закона
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления, государственных и коммунальных организаций,осуществляющие
организационно —распорядительные или административно — хозяйственные
функции, а также руководители и другие работники иных организаций,
выполняющие аналогичные функции, за нарушение положений настоящего Закона
несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
ГЛАВА VI. ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТЕНДЕРНОГО
РАВЕНСТВА
Статья 33. Процедуры рассмотрения фактов нарушения гендерного
равенства
К процедурам рассмотрения фактов гендерной дискриминации,
сексуальных домогательств, давления, преследования и иных нарушений
гендерного равенства относятся обращения:
— к Президенту Кыргызской Республики;
— в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
— в Правительство Кыргызской Республики;
— к Омбудсмсну (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;
— в органы местного самоуправления;
— в суд;
— в Национальный совет по вопросам женщин, семьи и гендерному
развитию при Президенте Кыргызской Республики;
— к работодателям;
— в общественные организации и иные неправительственные
объединения;
— в правоохранительные органы.
Статья 34. Координация деятельности органов по разрешению
споров о нарушении тендерного равенства
Координация деятельности органов по разрешению споров о
нарушении тендерного равенства осуществляется Национальным советом
по
вопросам женщин, семьи и тендерному развитию при Президенте
Кыргызской Республики.
Статья 35. Регистрация и учет фактов нарушения
гендерного равенства
Регистрация и учет всех фактов нарушения гендерного равенства
осуществляется Национальным советом по вопросам женщин, семьи и
гендерному развитию при Президенте Кыргызской Республики.
Государственные органы, общественные организации и иные
неправительственные объединения регистрируют факты нарушений
гендерного равенства и представляют данные в Национальный совет по
вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте
Кыргызской Республики для проведения мониторинга в сфере обеспечения
гендерного равенства.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального
опубликования.
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Кыргызской Республики А. АКАЕВ