Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

                         УТРАЧИВАЕТ СИЛУ
     в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207

 

г.Бишкек от 26 марта 2003 года N 63

 

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

               О внесении изменений и дополнений в Закон

             Кыргызской Республики "О банках и банковской

                 деятельности в Кыргызской Республике"

 

  Принят Законодательным собранием

  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики              11 июня 2002 года

 

  Собранием народных представителей

  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

  не одобрен                                        3 июля 2002 года

 

  Принят в соответствии с абзацем вторым пункта

  2 статьи 59 Конституции Кыргызской Республики

  в редакции законов Кыргызской Республики

  "О внесении изменений и дополнений

  в Конституцию Кыргызской Республики"

  от 16 февраля 1996 года N 1, "О внесении

  изменений и дополнений в Конституцию

  Кыргызской Республики" от 21 октября 1998 года

  N 134, "О внесении изменений в статью 5

  Конституции Кыргызской Республики"

  от 24 декабря 2001 года N 112 4 марта 2003 года

 

 

 

 

  Статья 1.

 

  Внести   в  Закон  Кыргызской  Республики  "О  банках  и  банковской

деятельности  в  Кыргызской  Республике"  (Ведомости  Жогорку   Кенеша

Кыргызской  Республики, 1997 г., N 10, ст.471) следующие  изменения  и

дополнения:

  1. В статье 1:

  пункт  2  дополнить  словами: "(в дальнейшем  по  тексту  настоящего

Закона - Банк Кыргызстана)";

  статью дополнить пунктом 4 следующего содержания:

  "4.  Требования  к  банку,  установленные настоящим  Законом,  могут

предъявляться  и к иным финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым

Банком   Кыргызстана,   в  порядке,  установленном   законодательством

Кыргызской Республики и нормативными актами Банка Кыргызстана".

  2.   В   подпункте  2  пункта  2  статьи  2  слова  "физическим"   и

"физического" исключить.

  3. В статье 3:

  в  абзаце первом пункта 1 слова: "(в дальнейшем по тексту настоящего

Закона - Банк Кыргызстана)" исключить;

  в абзаце первом пункта 3 слово "виду" заменить словом "форме".

  4. В статье 4:

  в наименовании статьи слово "кредитные" заменить словами: "финансово-

кредитные";

  в  абзаце  первом  слова: "кредитные учреждения"  заменить  словами:

"финансово-кредитные учреждения";

  в  абзаце  втором  слова: "кредитных учреждений"  заменить  словами:

"финансово-кредитных учреждений".

  5. В статье 6:

  в пункте 2:

  в   абзаце  первом  слова:  "(кроме  Банка  Кыргызстана  в  пределах

полномочий,  предоставленных  ему  по  настоящему  Закону   и   Закону

Кыргызской  Республики "О Национальном банке Кыргызской  Республики")"

исключить;

  пункт дополнить абзацем третьим следующего содержания:

  "Банк  Кыргызстана  в  пределах полномочий, предоставленных  ему  по

настоящему Закону и Закону Кыргызской Республики "О Национальном банке

Кыргызской  Республики",  осуществляет  банковский  надзор,  а   также

административные  и другие регулятивные функции в отношении  банков  и

иных финансово-кредитных учреждений";

  в  абзаце  шестом пункта 4 слова: "сберегательно-кредитных" заменить

словами: "финансово-кредитных".

  6. Статью 7 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

  "5. Банки не должны вступать в сделки или осуществлять деятельность,

обеспечивающие  им  одним  или  вместе с другими  лицами  доминирующее

положение на рынке капиталов, денежном и валютном рынках, определяемое

в  соответствии  с  антимонопольным  законодательством,  и  не  должны

участвовать  в  деятельности или различного  рода  операциях,  которые

могли  бы  обеспечить  им  несправедливое преимущество  для  себя  или

третьих лиц".

  7. В статье 8:

  наименование  статьи  изложить  в  следующей  редакции:  "Банк,  его

учредители и акционеры";

  пункт 1 дополнить абзацами вторым-четвертым следующего содержания:

  "Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или  имеющие

в   качестве  участников  аффилированных  лиц,  зарегистрированных   в

оффшорных  зонах,  либо  физических  лиц,  проживающих  на  территории

оффшорных  зон  или  являющихся акционерами (участниками)  юридических

лиц¬   зарегистрированных   в  оффшорных   зонах,   перечень   которых

устанавливается   Банком  Кыргызстана,  не  могут   быть   акционерами

(участниками) банков-резидентов государства.

  Сделки,  связанные  с  приобретением  юридическими  или  физическими

лицами,  зарегистрированными или проживающими на территории  оффшорных

зон, определенных в соответствии с порядком, указанным в абзаце втором

настоящего   пункта,   акций  банка,  являются   недействительными   и

признаются ничтожными.

  Учредители  (участники, акционеры) банка, а также  аффилированные  с

ним   лица   обязаны  по  требованию  Банка  Кыргызстана  представлять

последнему  учредительные  документы, финансовую  и  иную  отчетность,

определяющие  его  учредителей  (акционеров,  участников),   а   также

сведения о их финансовом состоянии и проводимых операциях";

  в пункте 3:

  в   подпункте   1  слова:  "дочерней  компании"  заменить   словами:

"дочернего банка другого";

  подпункт 2 изложить в следующей редакции:

  "2)  основного  (родительского) банка другого банка или  финансового

учреждения,  созданного в соответствии с законодательством  Кыргызской

Республики;";

  в  подпунктах  3  и  4 слова: "компании, которой" заменить  словами:

"банка, которым".

  8. В статье 9:

  пункт 4 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

  "3)  в  иных  случаях, предусмотренных законодательством  Кыргызской

Республики";

  пункт  5  дополнить словами: "и регистрации отчета об итогах выпуска

ценных бумаг".

  9. В статье 11:

  пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

  "Капитал  банка" означает чистую стоимость или собственные  средства

банка,   представляющие   собой   разницу   между   его   активами   и

обязательствами  в  соответствии со статьями  бухгалтерского  баланса,

которые отражают установленные принципы бухгалтерского учета";

  пункт 3 изложить в следующей редакции:

  "3.  Уставный  капитал  банка формируется только  за  счет  денежных

средств   учредителей  (акционеров),  только  в  национальной   валюте

Кыргызской  Республики  и  должен  быть  оплачен  не  менее   размера,

установленного  Банком Кыргызстана. Не допускается  использование  для

формирования  уставного  капитала основных  средств  и  нематериальных

активов.

  Требования  к формированию уставного капитала банков устанавливаются

Банком  Кыргызстана. Банк не имеет права выкупать и принимать в  залог

собственные акции";

  в  пункте  5  слова:  "уставного капитала банка"  заменить  словами:

"уставного капитала для вновь открываемых банков";

  в абзаце первом пункта 6 слово "минимальный" исключить.

  10. В статье 12:

  наименование   статьи   дополнить  словами:  "и  финансово-кредитным

учреждением";

  в  пункте  1  слово  "обязан" заменить словами: "и  иные  финансово-

кредитные учреждения, лицензируемые Банком Кыргызстана, обязаны";

  пункт 2 после слов: "создаваемых банком" дополнить словами: "и иными

финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми Банком Кыргызстана";

  пункт 3 после слова "капитальные" дополнить словами: "и иные".

  11. В статье 13:

  пункт   3   дополнить  предложениями  первым  и  вторым   следующего

содержания:

  "Банк   Кыргызстана  является  единственным  органом  на  территории

Кыргызской Республики, уполномоченным на выдачу лицензии на проведение

банковских  операций.  Лицензия  на  проведение  банковских   операций

выдается в порядке, установленном Банком Кыргызстана";

  в   пункте   6  слова:  "являются  генеральными,"  и  "(постоянные)"

исключить.

  12.  Абзац  семнадцатый  пункта 1 статьи  14  изложить  в  следующей

редакцииє

  "Критерии  пригодности указанных в подпунктах 4-7 настоящего  пункта

лиц   определяются   Банком  Кыргызстана.  Документы,   подтверждающие

профессиональные   качества   вновь   назначаемых   должностных   лиц,

передаются  в Банк Кыргызстана в случае кадровых изменений  в  составе

должностных лиц банка".

  13. В статье 18:

  пункт 1 изложить в следующей редакции:

  "1.  Банк  признается дочерним, если другой банк (главный,  основной

банк)  в  силу преобладающего участия в его уставном капитале  либо  в

соответствии  с  заключенным между ними договором, либо  иным  образом

имеет   возможность  определять  решения,  принимаемые  этим   банком.

Дочерний банк не отвечает по долгам главного (основного) банка";

  пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

  "Иностранным  родительским  банком по отношению  к  дочернему  банку

могут    быть   банки-нерезиденты   Кыргызской   Республики,   имеющие

соответствующую  рейтинговую оценку согласно международной  банковской

классификации, приемлемую для Банка Кыргызстана".

  14. В статье 19:

  абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

  "2.  Банк  может открывать на территории Кыргызской Республики  свои

филиалы   после   представления  уведомления   Банку   Кыргызстана   в

соответствии  с  установленным  Банком Кыргызстана  порядком  открытия

банков";

  в  подпункте  9  пункта  5  слова: "об  исполнительных  должностных"

заменить словами: "о должностных".

  15. В статье 21:

  пункт 1 изложить в следующей редакции:

  "1.   Вопросы,  относящиеся  к  исключительной  компетенции   общего

собрания  акционеров банка, не могут решаться Советом  директоров  или

Правлением банка";

  в пункте 2:

  абзац  первый  дополнить словами: "и не ранее получения аудиторского

отчета";

  в  подпункте  3  слова: "внешнего аудитора банка" заменить  словами:

"Комитета по аудиту";

  в подпункте 4 слова: "и внешнему аудитору" исключить;

  пункт дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

  "5)  избрание  по  представлению Совета  директоров  банка  внешнего

аудитора   банка   и   определение  размера  вознаграждения   внешнему

аудитору".

  16.  В  абзаце  третьем  пункта 5 статьи 23  слово  "исполнительным"

исключить.

  17. В статье 24:

  пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

  "Совет директоров ответственен:

  1)  за  формулировку,  утверждение и периодическое  обновление  всех

бизнес-стратегий и политик банка;

  2)  за  определение  основных  рисков,  которым  подвержен  банк,  и

установление приемлемых уровней для этих рисков;

  3)  за  осуществление надзора в отношении действий Правления  банка,

предпринимаемых  для  выявления,  измерения,  мониторинга  и  контроля

рисков;

  4)  за  установление  и сохранение адекватной и эффективной  системы

внутреннего   контроля,   а   также   за   осуществление   мониторинга

эффективности системы внутреннего контроля Правлением банка;

  5)  совместно  с  Правлением  банка за  формирование  и  поддержание

высокоэтических  и честных стандартов и установление  культуры  внутри

банка,  которая придает особое значение и демонстрирует  всем  уровням

персонала важность внутреннего контроля";

  абзац второй считать абзацем третьим;

  в пункте 2 слова: "один год" заменить словами: "три года";

  пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

  "Минимум  один член Совета директоров банка должен быть приглашенным

специалистом-экспертом (неакционером или учредителем), соответствующим

минимальным требованиям, устанавливаемым Банком Кыргызстана для членов

Правления банка";

  абзац  второй  пункта  4  дополнить предложением  первым  следующего

содержания:

  "Члены  Совета  директоров и члены Правления  банка  не  могут  быть

членами ревизионной комиссии";

  в пункте 5:

  подпункт 7 исключить;

  в  подпункте  8 слова: "исполнительных должностных" заменить  словом

"должностных";

  пункт 8 дополнить подпунктами 4, 5 следующего содержания:

  "4)  за  систематические (более двух раз за  последние  12  месяцев)

нарушения  банковского законодательства, даже если они не повлекли  за

собой финансового ущерба банку;

  5)   если  он  являлся  одной  из  сторон  операции,  которая   была

осуществлена  в  нарушение настоящего Закона или нормативных  правовых

актов Банка Кыргызстана";

  статью дополнить пунктами 8-1 и 8-2 следующего содержания:

  "8-1.  Лицо  не может быть членом Совета директоров банка  и  должно

быть отстранено от занимаемой должности:

  1)  если  оно  является  членом ревизионной комиссии  банка,  членом

Правления банка;

  2)  если  оно  является или являлось в последние 12  месяцев  членом

надзорного органа Банка Кыргызстана;

  3)  если  оно  имеет  судимость,  не  снятую  и/или  непогашенную  в

установленном законодательством порядке;

  4)  если оно являлось руководителем юридического лица, подвергнутого

процедуре банкротства методом ликвидации;

  5)  если  оно было лишено права входить в состав органов  управления

юридического  лица  или  заниматься профессиональной  деятельностью  в

соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

  6)  если  оно  является  государственным  служащим  (за  исключением

государственных банков);

  7) если оно является акционером другого банка.

  8-2.  Каждый  член Совета директоров банка должен быть  независимым.

Независимость  означает, что членом Совета директоров банка  также  не

могут быть:

  1) члены семьи акционера банка;

  2) деловые партнеры акционера банка;

  3) члены Совета директоров и акционеры другого банка";

  статью дополнить пунктом 10 следующего содержания:

  "10. Отстранение членов Совета директоров банка в случаях, указанных

в  пунктах  7,  8-1  и 8-2 настоящей статьи, происходит  на  основании

решения   общего  собрания  акционеров  банка,  по  инициативе   Банка

Кыргызстана  или  Правления банка. В случае если подобное  решение  не

принято общим собранием акционеров банка в течение сорока дней с  даты

письменного  уведомления  банка Банком Кыргызстана,  Банк  Кыргызстана

вправе отозвать или приостановить действие лицензии банка.

  Решение об отстранении членов Совета директоров принимается открытым

голосованием большинством голосов акционеров, присутствующих на  общем

собрании".

  18. В статье 25:

  пункт 1 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

  "Правление банка ответственно:

  1)  за  исполнение бизнес-планов (стратегий) и политик, утвержденных

Советом директоров банка;

  2)  за  развитие  и  своевременное внедрение  банковских  процессов,

которые  выявляют, измеряют, производят мониторинг и контроль  рисков,

которым подвержены банки;

  3) за обеспечение адекватной системы управления банком, которая ясно

определяет  ответственность,  полномочия  и  взаимоотношения  органов,

структурных подразделений, должностных лиц и служащих банка;

  4) за установление адекватной политики внутреннего контроля, а также

мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля";

  в пункте 3:

  в абзаце третьем слово "исполнительных" исключить;

  абзац пятый исключить.

  19. Закон дополнить статьями 25-1 и 25-2 следующего содержания:

  "Статья 25-1. Согласование должностных лиц банка

 

  Председатель  и  иные  члены Совета директоров  банка,  председатель

Правления,  члены  Правления  банка,  главные  сотрудники   банка   по

финансам,   по  кредитам  являются  должностными  лицами  банка.   Под

"должностными  лицами  банка"  понимаются  лица,  которые   определяют

политику  банка или имеют полномочия участвовать или реально участвуют

в  основных операциях банка, формирующих политику банка, независимо от

того,  работают  ли  эти  лица на безвозмездной  основе  или  получают

вознаграждение.   Данное   определение   распространяется   также   на

должностных лиц компании, дочерним предприятием которой является банк.

  Должностные   лица   банка   обязаны   соответствовать   минимальным

требованиям,  устанавливаемым  Банком  Кыргызстана.  Должностные  лица

банка  и  лица, назначенные в установленном Банком Кыргызстана порядке

(включая   заместителей  и  лиц,  временно  исполняющих  обязанности),

проходят   обязательное   согласование   с   Банком   Кыргызстана   на

соответствие    минимальным    требованиям,    установленным    Банком

Кыргызстана.

 

  Статья 25-2. Система внутреннего контроля

 

  1. Банк должен иметь систему внутреннего контроля, позволяющую банку

на  постоянной основе опознавать и оценивать материальные и финансовые

риски,  которые могут неблагоприятно влиять на достижение целей банка.

Такая  оценка должна охватывать все риски, в том числе кредитный риск,

риск  изменения  процентной ставки, валютный риск, риск  концентрации,

риск  ликвидности, операционный риск, юридический риск, риск репутации

и прочие риски.

  2. Контрольные действия в рамках системы внутреннего контроля должны

быть   неотъемлемой  частью  ежедневных  действий  банка.  Они  должны

включать,   как  минимум,  следующие  действия:  обзоры   руководства;

контрольные   действия  на  уровне  отделов  и  управлений;   контроль

физического наличия; проверка на соответствие установленным лимитам  и

отслеживание  несоответствий; система рассмотрения и  санкционирования

операций и сделок; система проверки и сравнения на соответствие.

  3.  Банк  должен иметь систему разделения полномочий и обязанностей.

Сферы  потенциальных  конфликтов  интересов  должны  быть  определены,

минимизированы и подвержены независимому отслеживанию.

  4.  Банк  должен владеть адекватными и исчерпывающими финансовыми  и

другими  данными в оперативном режиме, а также обладать информацией  о

событиях  и  условиях рынка, которые могут влиять на принятие  решений

руководством банка.

  5.  Банк  должен  иметь  надежные  информационные  системы,  которые

охватывают  все  значимые сферы деятельности  и  операции  банка.  Эти

системы,  включая  данные в электронной форме, должны  быть  защищаемы

соответствующими   инструментами   и   технологиями.   Мониторинг   их

надежности осуществляется внутренними и внешними аудиторами.

  Банк  должен  иметь систему по мониторингу эффективности внутреннего

контроля.  Мониторинг  ключевых рисков должен быть  частью  ежедневной

деятельности банка".

  20. В статье 26:

  в  абзаце  первом пункта 1 слово "входит" заменить словом  "входят";

слова:   ",   как  минимум,  подтверждение  достоверности   финансовой

отчетности," исключить;

  статью дополнить пунктом 3 следующего содержания:

  "3.  В  банке должен существовать Комитет по аудиту, который  должен

состоять из трех членов, назначаемых общим собранием акционеров  банка

на  два  года из лиц, не подпадающих под действие пункта 8  статьи  24

настоящего Закона.

  Комитет  по  аудиту должен созываться Советом директоров  банка  или

двумя членами Комитета по аудиту не реже одного раза в квартал.

  Основными функциями Комитета по аудиту являются:

  1)   установка   соответствующих  бухгалтерских  процедур,   которые

предписаны   Банком  Кыргызстана,  и  осуществление  надзора   за   их

выполнением;

  2)  выработка  рекомендаций общему собранию акционеров  по  вопросам

назначения  внешних  аудиторов  и,  при  необходимости,  инициирование

специальных  аудиторских  проверок банка,  привлечение  экспертов  для

оказания содействия Комитету по аудиту за счет банка;

  3)  осуществление  надзора за выполнением  законодательства,  в  том

числе  нормативных правовых актов Банка Кыргызстана,  и  представление

отчета по данному вопросу Совету директоров банка".

  21. В статье 27:

  второе  предложение  пункта 3 изложить в следующей  редакции:  "Член

Совета   директоров  или  Правления  банка  не  принимает  участие   в

обсуждении  и  голосовании  по вопросам, в  которых  он  имеет  личный

интерес   (прямо  или  косвенно),  и  не  должен  присутствовать   при

рассмотрении вопросов, по которым он имеет личную заинтересованность";

  статью дополнить пунктами 5-10 следующего содержания:

  "5.  Член Совета директоров или Правления банка, являющийся стороной

сделки  или предполагаемой сделки, должен в письменной форме  раскрыть

банку  информацию  о  степени его заинтересованности  в  сделке  и/или

степени  взаимоотношений  с  конкретным  лицом.  Раскрытие  информации

членом  Совета директоров или Правления банка должно быть осуществлено

сразу  после  того,  как члену Совета директоров или  Правления  банка

стало  известно  о  существовании подобной сделки  или  предполагаемой

подобной сделке.

  Раскрытие информации осуществляется в случае если заключение  сделки

предоставит имущественную или финансовую, или иную выгоду члену Совета

директоров или Правления банка, или другим связанным с ним лицам.

  Член  Совета  директоров  или Правления банка  должен  содействовать

раскрытию фактов, способствующих возникновению конфликта интересов.

  6.  Член  Совета  директоров и член Правления банка должны  не  реже

одного  раза  в  год представлять соответственно Совету  директоров  и

Правлению  банка письменную информацию, касающуюся его  коммерческого,

предпринимательского   или   иного  материального   интереса   (личный

интерес).

  7.  Должностные  лица банка несут попечительские  обязанности  перед

банком,  в котором они работают, должны ставить интересы банка  и  его

клиентов выше своих денежных и иных материальных интересов и не  могут

получать  прибыль от занимаемой должности или своих действий  за  счет

банка  и  его  клиентов, кроме заработной платы и иных вознаграждений,

выплачиваемых  им  банком  на  основании договора,  в  соответствии  с

трудовым законодательством Кыргызской Республики.

  8.   Акционеры,  должностные  лица  банка  не  должны  предпринимать

действия,  приносящие вред интересам клиентов банка, включая действия,

способствующие  предоставлению банком им или связанным  с  ними  лицам

кредитов, гарантий, или осуществлять иные действия, предоставляющие им

какие-либо выгоды, включая установление повышенных процентных  ставок,

выплачиваемых  по  депозитам,  если  они  предоставлены  им  на  более

выгодных условиях по сравнению с условиями предоставления данных услуг

для  клиентов,  не связанных с банком. Данный запрет включает  в  себя

также  случаи,  когда кредиты предоставляются лицам,  которым  кредиты

обычно  не выдаются из-за рисков, связанных непосредственно с  данными

лицами  (заемщиками).  Запреты,  установленные  в  данном  пункте,  не

распространяются  на  случаи, когда подобные  действия  предприняты  с

предварительным  уведомлением других клиентов банка и  при  отсутствии

возражений с их стороны.

  9.  Банк  должен  разработать  приемлемые  внутренние  механизмы   и

процедуры   с  целью  предотвращения  возникновения  ситуаций,   когда

интересы  должностных лиц и служащих банка вступают в  противоречие  с

обязательствами  банка перед клиентами, или когда обязательства  банка

перед  одним  клиентом  противоречат его обязательствам  перед  другим

клиентом.

  Банк  должен заблаговременно извещать своих клиентов о потенциальных

угрозах интересам клиентов, вызванных как деятельностью банка,  так  и

действиями третьих лиц, в соответствии с требованиями законодательства

n банкротстве (несостоятельности).

  10. В случае нарушения положений настоящей статьи:

  1) суд может признать сделку недействительной на основании заявления

банка, акционера банка или Банка Кыргызстана;

  2)  Банк  Кыргызстана  вправе временно отстранить  должностное  лицо

банка  от  исполнения  обязанностей или  потребовать  смещения  его  с

должности;

  3)   Банк  Кыргызстана  вправе  предпринять  иные  меры  и  санкции,

предусмотренные банковским законодательством".

  22. В статье 28:

  абзац  второй пункта 1 после слов: "об увеличении количества  акций"

дополнить словами: "или увеличении их номинальной стоимости";

  пункт 2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

  "В  случае  если сделка по приобретению, передаче, отчуждению  акций

превышает  пять  и более процентов, регистратор обязан потребовать  от

приобретающего акции лица разрешение Банка Кыргызстана";

  абзац  второй пункта 4 дополнить словами: "независимо от  количества

эмиссий";

  подпункт 8 пункта 5 изложить в следующей редакции:

  "8) если финансовое состояние банка ухудшается".

  23. Абзац третий пункта 8 статьи 29 изложить в следующей редакции:

  "Любая  информация  из реестра акционеров должна быть  предоставлена

регистратором по требованию Банка Кыргызстана".

  24. В статье 35:

  пункт 1 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:

  "Совет   директоров  банка  должен  периодически   проводить   обзор

адекватности  кредитной  политики  и  кредитной  стратегии,  а   также

определять  примерный уровень рисков, которые принимает на  себя  банк

для  достижения своих целей по бизнесу, и доказательство того, что эти

риски  находятся  в пределах допустимых значений. Кредитная  стратегия

должна  отражать информацию об основных секторах экономики, в  которые

банк намерен направить кредиты, основных и потенциальных заемщиках,  о

сроках  кредитов,  в  какой валюте они выдаются,  о  месторасположении

заемщиков и ожидаемом уровне возвратности и доходности по кредитам.

  Правление   банка  несет  ответственность  за  исполнение  кредитной

политики  и кредитной стратегии банка, для чего обязано разработать  и

внедрять  в  деятельности  банка политики и  процедуры  по  выявлению,

измерению,  мониторингу и контролю кредитного риска. Такие политики  и

процедуры должны охватывать кредитные риски во всех видах деятельности

банка,  в конкретных кредитах и портфелях вложений банка. Банк  должен

управлять  кредитным риском во всех его проявлениях во всех банковских

продуктах,  операциях  и  деятельности  банка.  Банк  должен  добиться

уверенности  в  том, что все риски выявлены, оценены и  находятся  под

контролем  по  всем новым продуктам, прежде чем войти  в  рынок  таких

продуктов или риски по ним будут приняты банком. Это также должно быть

предварительно  подтверждено  Советом директоров  или  соответствующим

органом банка, в функции которого входит принятие таких решений";

  пункт   2   дополнить  предложением  и  абзацем  вторым   следующего

содержания: "Правление банка в особых случаях имеет право отменять или

пересматривать решения кредитного комитета.

  Банк  должен  осуществлять выдачу кредитов на  основании  критериев,

обеспечивающих   стабильное  состояние  банка.  Эти  критерии   должны

включать  требование  по  тщательному изучению  финансового  состояния

предполагаемого заемщика и его деятельности, а также целей и структуры

кредитного вложения, источников возврата кредита";

  пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

  "Банк  должен  установить  кредитные лимиты  по  группам  заемщиков,

отраслям,  группам связанных лиц, различным типам кредитных  вложений,

включая все кредитные заменители и все виды активных вложений, несущих

в  себе  риск кредитной потери, независимо от того, в каком  виде  они

были  предоставлены, юридически были оформлены или представляли  какие

бы то ни было разновидности финансовых инструментов";

  пункт  4 дополнить словами: "и несущие в себе риск кредитной  потери

независимо от того, в каком виде они предоставлялись, юридически  были

оформлены или представляли какие бы то ни было разновидности  активных

финансовых инструментов".

  статью дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:

  "9.  Банк должен иметь систему для постоянного мониторинга состояния

и качества каждого кредита, включая определение адекватности созданных

резервов    под   кредитные   потери,   а   также   для    постоянного

администрирования портфелей банковских вложений, несущих в  себе  риск

кредитной потери.

  Банк  должен  разработать  и внедрить систему  внутреннего  рейтинга

рисков  в  управлении  кредитным риском. Система внутреннего  рейтинга

рисков   должна   соответствовать  природе,   размерам   и   сложности

осуществляемых видов деятельности банка.

  Банк   должен  иметь  информационные  системы  и  технику   анализа,

позволяющие  измерять кредитные риски, присущие всем его балансовым  и

внебалансовым  операциям (деятельности). Эти системы должны  позволять

банку  получать адекватную информацию о составе и состоянии кредитного

портфеля   и   всех   портфелей  вложения,  включая  выявление   любых

концентраций рисков.

  При  оценке кредитов, кредитных портфелей и портфелей вложений  банк

должен  учитывать  потенциальные  будущие  изменения  в  экономических

условиях,  поэтому  он  должен оценивать уровни  кредитного  риска  из

критических позиций.

  10. Банк должен иметь систему для управления проблемными кредитами и

незапланированными ситуациями".

  25. В статье 37:

  пункт 1 изложить в следующей редакции:

  "1.  Банк  должен  определить и иметь постоянно действующую  систему

независимой  кредитной  проверки.  Результаты  такой  проверки  должны

представляться  непосредственно Совету директоров и  Правлению  банка.

Банк  не  имеет  право  предоставлять кредиты  (любые  виды  кредитных

заменителей  или любые виды финансовых инструментов,  несущих  в  себе

риск кредитной потери), если при этом нарушаются пределы кредитования,

установленные  настоящим  Законом, нормативными  актами  Национального

банка и внутренними ограничениями банка.

  Банк  должен  иметь налаженную функцию контроля кредитных  рисков  с

целью  соблюдения кредитных рисков в пределах установленных нормативов

и  внутренних  лимитов. Любые потенциальные нарушения,  отклонения  от

политик,  процедур и внутренних лимитов должны быть  вовремя  сообщены

руководству банка для срочного принятия мер";

  абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

  "2.  Банк  не  имеет право кредитовать своих инсайдеров  (внутренних

лиц):

  1) при наличии убытков;

  2) в течение двух лет после получения банком прибыли;

  3)  если  размер  всех  кредитов и их заменителей,  выданных  банком

одному  инсайдеру,  превышает  установленный  предел  в  процентах  от

суммарного  капитала  банка, определяемый  нормативными  актами  Банка

Кыргызстана;

  4) если общая сумма всех предоставленных инсайдерам банка кредитов и

их заменителей превышает размер, установленный Банком Кыргызстана";

  статью дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

  "2-1.  Банк  не  имеет  право кредитовать связанные  с  банком  лица

(инсайдеры и аффилированные лица), если при этом нарушаются требования

принципа  беспристрастности.  Принцип беспристрастности  предполагает,

что банк не имеет право выдавать кредиты связанным лицам, если условия

предоставления  таких кредитов являются более благоприятными,  чем  по

кредитам,  выданным  в аналогичных условиях не связанным  между  собой

заемщикам.  Банк  Кыргызстана в соответствии с требованиями  настоящей

статьи  может устанавливать требования принципа беспристрастности  для

связанных лиц";

  в  пунктах  3  и 5 слова: "аффилированная компания" и  "компания"  в

различных  падежных формах и числах заменить словами:  "аффилированное

лицо"  и "лицо", согласовывая их с сочетающимися словами в роде, числе

и падеже;

  статью дополнить пунктами 6-8 следующего содержания:

  "6.  Банк  не  должен осуществлять любые операции  с  инсайдерами  и

аффилированными  лицами, руководящими работниками аффилированных  лиц,

родственниками  инсайдеров или в их пользу, если такая операция  будет

осуществляться  на более льготных условиях по сравнению  с  операциями

банка  с  иными лицами. Операции, осуществленные с нарушением  условий

настоящего пункта, являются ничтожными.

  Предоставление более льготных условий означает осуществление  банком

сделки с каким-либо лицом или в пользу какого-либо лица, которую по ее

природе,  цели, особенностям и риску банк не осуществил бы  с  другими

клиентами, или снижение размера вознаграждения, взимание (процента)  и

платы за выполнение банковских операций или принятие обеспечения ниже,

чем то, которое требуется от других клиентов.

  7.  Банк  не  может  вступать в сделку с каким-либо  лицом  с  целью

предоставить ему возможность:

  оплатить  обязательство  перед инсайдером или  аффилированным  лицом

банка;

  покупать  какое-либо имущество у инсайдера или аффилированного  лица

банка;

  приобретать ценные бумаги, эмитированные аффилированным лицом банка.

  8.  Решение соответствующего органа по любой сделке между  банком  и

инсайдерами,   аффилированными   лицами,   руководящими    работниками

аффилированных  лиц,  родственниками  инсайдеров  может  быть  принято

только  после  рассмотрения Советом директоров банка всех  условий  ее

совершения.

  Банк  обязан  предоставить  Банку Кыргызстана  информацию  обо  всех

сделках   с   инсайдерами,  аффилированными  лицами   и   руководящими

работниками  аффилированных лиц, родственниками  инсайдеров  банка  по

формам, устанавливаемым Банком Кыргызстана".

  26.  В  абзаце  четвертом пункта 2 статьи 38 слово "штраф"  заменить

словом "пени".

  27. В статье 39:

  в пункте 2:

  в  абзаце первом слова: "следующие меры" заменить словами: "любые из

следующих мер";

  подпункт  7  после  слова  "приостанавливать"  дополнить  словом  ",

ограничивать";

  подпункт 9 изложить в следующей редакции:

  "9) применить процедуру консервации";

  статью дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

  "2-1.   С  целью  предупреждения  злоупотреблений  Банк  Кыргызстана

устанавливает  требования принципа беспристрастности  для  банков  при

предоставлении кредитов и осуществлении активных вложений  (инвестиции

и  т.п.).  Банк  Кыргызстана при нарушении банком требований  принципа

беспристрастности  имеет  право  применять  одну  или   несколько   из

перечисленных мер:

  1)   установить  банку  лимиты  по  категориям  таких  кредитов  или

вложений;

  2) потребовать дополнительные залоговые обеспечения;

  3)  вычитать  такие  кредиты или вложения  из  капитала  для  оценки

адекватности капитала;

  4)   потребовать   замены  должностных  лиц,  причастных   к   таким

нарушениям;

  5)  информировать общественность о фактах нарушения банком  принципа

беспристрастности и требований законодательства;

  6)  передать материалы по таким кредитам в правоохранительные органы

для  рассмотрения  ответственности  лиц,  причастных  к  выдаче  таких

кредитов с нарушением требований принципа беспристрастности;

  7)  при  систематическом (т.е. более двух раз в течение 12  месяцев)

нарушении принципа беспристрастности принять все меры, предусмотренные

настоящим  Законом  и  Законом Кыргызской Республики  "О  Национальном

банке  Кыргызской Республики" для банков, вплоть до отзыва лицензии  и

начала процесса принудительной ликвидации банка";

  статью дополнить пунктом 4 следующего содержания:

  "4.  Регулирование  деятельности банков может осуществляться  как  в

отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, то есть

в  отношении банка и его дочерних и/или материнских компаний.  Правила

консолидированного надзора устанавливаются Банком Кыргызстана".

  28. Закон дополнить статьями 39-1 и 39-2 следующего содержания:

  "Статья 39-1. Экономические нормативы

 

  1.  Банк  Кыргызстана устанавливает экономические нормативы  и  иные

обязательные  к  соблюдению  банками  и  компаниями  нормы  и  лимиты,

используемые в международной банковской практике.

  2. Нормативные значения и методики расчетов экономических нормативов

и  иных  обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер уставного  и

собственного  капитала  банка,  порядок  расчета  и  лимиты   открытой

валютной  позиции,  нормы резервных требований, формы  соответствующей

отчетности   и   сроки   ее   предоставления  устанавливаются   Банком

Кыргызстана.

  Банк  Кыргызстана  в  соответствии  с  законодательством  Кыргызской

Республики  вправе  применять  меры по привлечению  к  ответственности

руководителей банков и (или) их крупных участников либо их должностных

лиц   за  нарушение  банком  экономических  нормативов  и  (или)  иных

обязательных к соблюдению норм и лимитов.

  3.  Банк  Кыргызстана  в  целях  осуществления  функций  надзора   и

правового   регулирования  деятельности  банков   в   пределах   своей

компетенции   издает  нормативные  правовые  акты,  обязательные   для

исполнения всеми банками, юридическими и физическими лицами,  а  также

органами государственной власти и управления.

 

  Статья 39-2. Ограничительные меры воздействия

 

  1.  В случаях обнаружения Банком Кыргызстана нарушений нормативов  и

иных  обязательных к соблюдению норм и лимитов, нарушений  нормативных

правовых  актов Банка Кыргызстана, в том числе являющихся  результатом

неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, работников банка

и   аффилированных   лиц,  которые  могут  угрожать   его   финансовой

безопасности  и  стабильности,  а  также  интересам  вкладчиков,  Банк

Кыргызстана  вправе  применить  к банку  и  его  аффилированным  лицам

ограничительные меры воздействия, установленные законодательством.

  Порядок  применения ограничительных мер воздействия  устанавливается

Банком Кыргызстана.

  2.  Все  споры, возникающие между Банком Кыргызстана и банками,  или

организациями, осуществляющими отдельные виды банковских  операций,  и

их  учредителями (участниками), юридическими и физическими  лицами  по

исполнению  настоящего Закона, разрешаются с обязательным  соблюдением

досудебного  порядка урегулирования споров в порядке,  устанавливаемом

законодательством Кыргызской Республики".

  29. В статье 42:

  абзац  пятый  пункта 3 после слов: "безнадежных кредитов"  дополнить

словами: "и приравненных к ним активов";

  в  пункте  4  слова:  "аффилированные  компании"  заменить  словами:

"аффилированные лица"; после слов: "а также филиалов" дополнить словом

",  представительств"; слова: "дочерних компаний", "дочерние компании"

заменить словами: "дочерних банков", "дочерние банки".

  30.  Пункт  1  статьи  43  после слова "получать"  дополнить  словом

"любую".

  31. В статье 45:

  в пункте 1:

  в  абзаце  первом  слова:  "одного или нескольких"  заменить  словом

"любой";

  подпункт 4 дополнить словами: "или предписания с приложением справки

о финансовом положении банка";

  в  подпункте  8  слова: "временной администрации" заменить  словами:

"временного руководства";

  пункт дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

  "10) иные требования по оздоровлению финансового состояния банка,  в

том числе требования капитализации банка";

  в   пункте   7  слова:  "может  потребовать  сместить  или  временно

отстранить   от  должности"  заменить  словами:  "вправе   потребовать

прекращения полномочий"; слово "исполнительных" исключить;

  в  пункте  9  слова:  "Временная  администрация"  заменить  словами:

"Временное руководство".

  32. Закон дополнить статьей 45-1 следующего содержания:

  "Статья 45-1. Предупредительные меры и санкции, применяемые Банком

                              Кыргызстана

 

  1.  При  обнаружении  фактов  несоблюдения  банками  или  финансово-

кредитными  учреждениями,  деятельность которых  лицензируется  Банком

Кыргызстана,    экономических   нормативов,   нарушения    банковского

законодательства, нормативных актов и предписаний Банка Кыргызстана, а

также  непредставления либо представления недостоверной и/или неполной

информации,  либо  когда  банки  или  финансово-кредитные   учреждения

становятся  неплатежеспособными, Банк Кыргызстана через уполномоченный

им орган или должностное лицо может:

  1)  издать  обязательные для исполнения предписания  об  исправлении

обнаруженных нарушений немедленно или в течение установленного срока;

  2)  применить  иные  санкции в соответствии с  пунктом  2  настоящей

статьи;

  3) приостановить или отозвать лицензию;

  4)  начать  процесс  банкротства в соответствии с  законодательством

Кыргызской Республики.

  Банк  Кыргызстана, принимая меры в отношении банков  или  финансово-

кредитных   учреждений,  деятельность  которых  лицензируется   Банком

Кыргызстана,   должен   руководствоваться  необходимостью   сохранения

высоких  стандартов  банковской  практики  и  стабильности  финансовой

системы  Кыргызской  Республики.  Он  не  должен  руководствоваться  и

находиться под влиянием интересов акционеров, аффилированных  лиц  или

принимать во внимание возможные убытки, которые они могут понести  из-

за  каких-либо действий, которые Банк Кыргызстана может предпринять  в

целях  защиты  интересов  кредиторов  и/или  сохранности  стабильности

финансовой и банковской системы республики.

  Банк  Кыргызстана  не  несет ответственность за  какие-либо  убытки,

возникшие  в результате применения санкций, предусмотренных  настоящим

Законом.

  2.  В  случае  невыполнения в установленный Банком Кыргызстана  срок

предписаний  об  устранении нарушений, а также при обнаружении  фактов

несоблюдения  банком или финансово-кредитным учреждением, деятельность

которых  лицензируется  Банком Кыргызстана,  экономических  нормативов

либо  нарушения  банковского законодательства Банк Кыргызстана  вправе

применить одну или несколько из следующих мер:

  1) ввести более высокие экономические нормативы;

  2) повысить размер обязательных резервов;

  3)  взыскать  штраф  в размере не более одного процента  оплаченного

уставного   капитала   за  каждый  конкретный   случай   нарушения   в

соответствии с порядком, установленным Правлением Банка Кыргызстана;

  4)  взыскать  штраф  с отдельных исполнительных  должностных  лиц  в

размере   и   порядке,   установленных  законодательством   Кыргызской

Республики;

  5) обратиться с обязательным к исполнению требованием:

  - смены всех или некоторых должностных лиц;

  - проведения мероприятий по финансовому оздоровлению;

  - проведения рекапитализации либо реорганизации;

  - проведения внепланового аудита за счет средств проверяемого;

  6)  в  целях  сохранения активов назначить временное руководство  на

срок до шести месяцев;

  7) временно приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев

с возможным назначением временного руководства и ограничением всех или

отдельных операций, предусмотренных лицензией.

  3.  Банк  Кыргызстана может отозвать предварительное  разрешение  на

открытие банка в следующих случаях:

  1)   при   неоплате   в  течение  шести  месяцев   после   получения

предварительного  разрешения на открытие банка минимального  уставного

капитала создаваемого банка;

  2)   при   обнаружении  в  течение  шести  месяцев  после  получения

предварительного   разрешения   на  открытие   банка   недостоверности

сведений¬ на основании которых оно было выдано;

  3)  если финансовое состояние учредителей ухудшилось или установлены

факты, на основании которых может быть отказано в выдаче лицензии;

  4) если учредители банка решили не начинать деятельность банка.

  4.  Отзыв  лицензии  у  банка  или финансово-кредитного  учреждения,

деятельность   которых   лицензируется   Банком   Кыргызстана,   может

производиться в любом из следующих случаев:

  1) при наступлении событий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и

если  Правление  Банка Кыргызстана согласится с необходимостью  отзыва

лицензии;

  2)  систематического (два и более раза в течение 12 последовательных

календарных  месяцев)  невыполнения  обязательных  предписаний   Банка

Кыргызстана;

  3)   если   коэффициент  адекватности  суммарного   капитала   банка

составляет  два  процента или будет находиться  ниже  этого  уровня  в

ближайшее  время по расчетам Банка Кыргызстана и учредители,  несмотря

на  предварительное  предупреждение, не  пополняют  капитал  и/или  не

предпринимают  меры  по его пополнению сверх этого  уровня  в  течение

срока, определенного Банком Кыргызстана;

  4)   при  невыполнении  требований  и  санкций,  примененных  Банком

Кыргызстана, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

  5)  систематического (два и более раза в течение 12 последовательных

календарных   месяцев)  ненадлежащего  выполнения   или   невыполнения

нормативных актов Банка Кыргызстана;

  6)  при систематическом предоставлении недостоверной информации  или

обнаружении  в  течение  года  со  дня выдачи  лицензии  недостоверных

сведений, на основании которых она была выдана;

  7)  принятия  участия  в  операциях,  запрещенных  законодательством

Кыргызской  Республики, либо занятия деятельностью, не предусмотренной

лицензией;

  8)    неплатежеспособности   или   признания   Банком    Кыргызстана

неплатежеспособным  в  соответствии  с  законодательством   Кыргызской

Республики;

  9) если банк откладывает начало деятельности по принятию депозитов и

выдаче  кредитов  на срок более одного года после  его  регистрации  и

получения банковской лицензии;

  10)    при    невыполнении   банком   требований    антимонопольного

законодательства;

  11)  у  филиала иностранного банка - в случае ликвидации или  отзыва

банковской лицензии у головного иностранного банка страной, в  которой

он зарегистрирован.

  5.   Деятельность   банка   или   финансово-кредитного   учреждения,

лицензируемая  Банком  Кыргызстана, может быть  прекращена  по  другим

основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.

  Банк   или  финансово-кредитное  учреждение,  деятельность   которых

лицензируется Банком Кыргызстана, могут прекратить свою деятельность и

вернуть лицензию, известив об этом Банк Кыргызстана в письменной форме

с  указанием предполагаемой даты, только после получения одобрения  со

стороны   Банка   Кыргызстана.  Банк  Кыргызстана  может   потребовать

удовлетворения интересов вкладчиков и других кредиторов перед тем, как

он согласится с прекращением деятельности.

  6.   В   случае  наличия  угрозы  признания  банка  банкротом  (если

коэффициент адекватности капитала банка будет составлять два  и  менее

двух  процентов) в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков Банк

Кыргызстана помимо полномочий, предусмотренных в настоящем  Законе,  а

также  в Законе Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской

Республики", имеет право предпринять любые из следующих мер:

  1)  дать  предписание банку предпринять определенные  меры  либо  не

предпринимать определенных мер;

  2)    дать   предписание,   чтобы   акционеры   предоставили   банку

дополнительный капитал либо передали свои акции желающим по стоимости,

установленной Банком Кыргызстана;

  3) распорядиться, чтобы банк продал часть или все свое имущество для

получения ликвидных средств, не возбуждая процесса банкротства банка;

  4)  предоставить банку собственные ликвидные средства под  залоговое

обеспечение»

  5)  придать  банку статус консервированного и назначить консерватора

банка;

  6) возбудить внесудебный процесс банкротства банка;

  7)  поддержать заявление банка, его акционеров либо кредиторов банка

о  возбуждении  дела о банкротстве банка (в судебном  или  внесудебном

порядке)".

  33. В статье 47:

  в  пункте  2  слова:  "аффилированной  компании"  заменить  словами:

"аффилированного лица";

  абзац второй пункта 4 исключить;

  в пункте 6:

  абзац    первый    дополнить    словами:    "в    соответствии     с

законодательством";

  абзацы второй и третий исключить.

  34. В статье 48:

  в  абзаце первом пункта 1 слова: "или ограничении" заменить словами:

", ограничении или запрещении";

  в пункте 2:

  в  абзаце первом слова: "может назначить" заменить словами:  "вправе

провести", второе предложение исключить;

  абзац второй исключить;

  пункт 3 исключить;

  пункт 6 изложить в следующей редакции:

  "6.  Решение, принятое Банком Кыргызстана, вступает в силу с момента

его утверждения, если иное не установлено в самом решении. Обжалование

решения  Банка Кыргызстана о приостановлении, ограничении,  запрещении

некоторых   банковских   операций  в  суде  не  приостанавливает   его

действие".

  35. В статье 49:

  наименование   статьи   изложить  в  следующей   редакции:   "Защита

депозитов";

  в  абзаце  первом  пункта  1  слова:  "Фонд  страхования  депозитов"

заменить словами: "Фонд защиты депозитов за счет отчислений банков";

  пункт  2 после слов: "может также" дополнить словом "дополнительно",

слово "страхования" заменить словом "защиты".

  36.  В  абзаце  первом  пункта 1 статьи 50 слова:  "лиц  и  граждан"

заменить словами: "и физических лиц".

  37.  В пункте 1 статьи 52 слова: "лица и граждане" заменить словами:

"и физические лица".

  38.  Абзац первый пункта 1 статьи 54 дополнить словами: ", иначе как

по основаниям, предусмотренным законодательством".

  39. Статью 58 дополнить пунктами 5-7 в следующей редакции:

  "5. Банки осуществляют учет проводимых ими операций и отражение их в

финансовой   отчетности  в  соответствии  со  стандартами   финансовой

отчетности.

  Перечень,  формы и сроки предоставления бухгалтерской, банковской  и

иной  отчетности,  включая отчетность на консолидированной  основе,  а

также   ответственность   за  их  нарушение   устанавливаются   Банком

Кыргызстана.

  6.  В  случае наличия расхождений и противоречий в данных отчетности

банка,  которые могут дать неточную или некорректную информацию  Банку

Кыргызстана  о  выполнении  банком пруденциальных  нормативов  и  иных

обязательных  к соблюдению норм и лимитов, банк обязан в установленный

срок  уведомить  об этом Банк Кыргызстана с предоставлением  внесенных

изменений в ранее представленную им отчетность.

  При  отсутствии  обоснования банка или официального  согласия  Банка

Кыргызстана  на  внесение  изменений  приоритетными  считаются  данные

отчетности,  на  основании  которых осуществляется  расчет  для  банка

пруденциальных  нормативов и иных обязательных  к  соблюдению  норм  и

лимитов.

  7. Банки обязаны представлять Банку Кыргызстана по его запросу любую

информацию  о  своих средствах, в том числе находящихся  за  пределами

Кыргызской Республики (корреспондентские счета, межбанковские депозиты

и  т.д.),  размерах  принятых  депозитов и  предоставленных  кредитах,

произведенных  и  производимых банковских операциях и  иные  сведения,

включая сведения, составляющие банковскую тайну".

  40. В статье 59:

  статью  перед  словом "Банк" дополнить цифрой "1." и абзацем  вторым

следующего содержания:

  "Раскрытие  годовой  финансовой  отчетности  должно  соответствовать

размерам и природе операций банка";

  статью дополнить пунктом 2 следующего содержания:

  "2. Банк обязан при раскрытии основных показателей деятельности:

  раскрыть   информацию  о  политике,  практике  и  методах,   которые

используются  для расчета уровня кредитных рисков банка  по  различным

продуктам и портфелям вложения;

  раскрыть  информацию о политике и методах, которые используются  для

определения  отчислений  в  общие и специальные  резервы  на  покрытие

кредитных  потерь.  Банк должен пояснить основные данные,  которые  он

использует для такого определения;

  раскрыть  качественную информацию о природе кредитных рисков,  чтобы

пользователям было понятно, как банк определяет кредитные  риски  и  в

каких видах деятельности появляются эти риски;

  раскрыть  информацию  о  менеджменте, структуре  и  организации  его

функции  по управлению кредитным риском, а также о политике и практике

контроля рисков;

  раскрыть  информацию о технике и методах по возврату просроченных  и

плохих активов;

  представить информацию об используемых системах кредитного  рейтинга

и моделях измерения кредитного риска;

  раскрыть  задолженности по вложениям, включая текущую задолженность,

где это возможно, указывая будущие потенциальные потери по основным их

видам  и  категориям.  Информация дается  по  сумме  всех  номинальных

вложений  по кредитам, торговым и инвестиционным портфелям,  портфелей

по  управлению  активами и обязательствами и забалансовые  операции  в

разрезе  срочности  до  1  года, 1-5 лет, свыше  5  лет,  а  также  по

отраслевой   принадлежности   и   территориальному   месторасположению

заемщиков;

  раскрыть  информацию  обо  всех  значимых  концентрациях  кредитного

риска;

  раскрыть информацию о технике снижения кредитного риска, применяемой

банком,  включая  залоговое  обеспечение, гарантии  и  поручительства,

страхование кредита и другое;

  раскрыть  общую  информацию  о  кредитах,  реструктуризированных   в

течение года;

  раскрыть  информацию  о доходах, чистой прибыли  и  возвратности  на

активы и капитал;

  раскрыть  информацию о выполнении установленных законодательством  и

Банком Кыргызстана требований и экономических нормативов;

  раскрыть  информацию о принятых в отношении банка мерах  воздействия

со   стороны   органов  надзора  и  регулирования  (Банк  Кыргызстана,

Государственная  комиссия  по  рынку ценных  бумаг)  в  виде  штрафных

санкций   к  нему  и  его  должностным  лицам,  требования  о   замене

руководителей,   дополнительной   капитализации   или   предоставлении

дополнительного капитала".

  41. Закон дополнить статьями 59-1, 59-2, 59-3 следующего содержания:

  "Статья 59-1. Отчетность аффилированных лиц

 

  Любые  аффилированные лица, чья деятельность связана с деятельностью

банка, обязаны представлять по требованию Банка Кыргызстана финансовую

отчетность  и любую другую информацию в порядке, установленном  Банком

Кыргызстана".

 

  Статья 59-2. Аудит банка

 

  1.  Внешний  аудит финансовой отчетности банков и других  финансово-

кредитных  учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана,  производится

независимой аудиторской организацией (аудитором), правомочной(-ым)  на

проведение  аудита в соответствии с законодательством  об  аудиторской

детельности

  2.  Аудит годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности банка должен

быть завершен не позднее 105 дней после окончания финансового года.

  3.  Копия  аудиторского заключения банка, заверенная соответствующим

образом, должна быть представлена банком не позднее 105 дней с момента

окончания финансового года Банку Кыргызстана.

  4.  Банки публикуют в средствах массовой информации республиканского

и   местного  значения  финансовую  (бухгалтерскую)  отчетность  после

подтверждения  аудиторской  организацией  в  течение  120  дней  после

окончания   финансового   года  по  форме,  установленной   банковским

законодательством.

  Банки  публикуют финансовую (бухгалтерскую) отчетность о  выполнении

экономических   нормативов,  установленных   Банком   Кыргызстана,   в

средствах  массовой информации республиканского значения в течение  30

дней  с  момента  окончания каждого квартала по  форме,  установленной

банковским законодательством.

  5.   Аудит   банков   и   других   финансово-кредитных   учреждений,

лицензируемых  Банком Кыргызстана, должен соответствовать  минимальным

критериям,  установленным Банком Кыргызстана для аудиторской  проверки

банков.

 

  Статья 59-3. Ликвидация и реорганизация банка

 

  Ликвидация  и  реорганизация  банков,  в  том  числе  по  основаниям

банкротства, осуществляются в соответствии с законодательными  актами,

регулирующими банковскую деятельность, с согласия Банка Кыргызстана".

  42. Статью 61 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

  "2-1.  Установить,  что  в  случае  коллизии  норм  законодательства

Кыргызской  Республики в части, касающейся банковской  деятельности  и

банкротства  (несостоятельности)  банков  и  иных  финансово-кредитных

учреждений,  применяются нормы настоящего Закона и законодательства  о

банках".

 

  Статья 2.

 

  Настоящий   Закон   вступает   в   силу   с   момента   официального

опубликования.

 

  Президент Кыргызской Республики                    А.Акаев