Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2018 года № 501

О проекте Закона Кыргызской Республики «О туризме»

 

В соответствии со статьей 79 и частью 2 статьи 80 Конституции Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О туризме».

2. Внести указанный законопроект на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

3. Просить Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассмотреть указанный законопроект во внеочередном порядке как неотложный.

4. Назначить заместителя министра культуры, информации и туризма Кыргызской Республики – директора Департамента туризма официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

М.Д. Абылгазиев

 

Проект

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О туризме

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

 

1.Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические, социальные, организационные и институциональные основы туристической деятельности как одной из приоритетных и экспортно-ориентированных отраслей экономики Кыргызской Республики.

2. Целями настоящего Закона являются регулирование общественных отношений в сфере туризма, развитие рынка туристических услуг, защиты субъектов туристической деятельности.

 

Статья 2. Сфера действия Закона

 

1.                  Действие настоящего Закона распространяется на всех участников общественных отношений в сфере туризма.

2.  Настоящий Закон определяет и регулирует:

1)  государственную деятельность по организации управления туристической отраслью;

2) порядок осуществления туристической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

3) отношения субъектов туристической деятельности;

4) требования, предъявляемые к обеспечению безопасности в сфере туризма;

5) международное сотрудничество в сфере туризма.

 

Статья 3. Законодательство в сфере туризма

 

1. Законодательство в сфере туризма основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма.

2. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые установлены законодательством Кыргызской Республики в сфере туризма, то применяются правила вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

Статья 4. Основные понятия

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) туризм временные выезды (путешествия) граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, эстетических, профессиональных деловых, спортивных, религиозных и других целях;

2) путешествие поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха); 

3) туристическая отрасль – специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристических предприятий по предоставлению комплекса туристических услуг и продаже туристических товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период путешествия;

4) турист физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, эстетических, профессиональных деловых, спортивных, религиозных и иных целях на срок от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки, без права занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

5) туристический кластер группа хозяйствующих субъектов двух и более отраслей, расположенных в границах определенных административно-территориальных единиц, связанных общественной деятельностью, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных субъектов предпринимательства и сферы туризма в целом;

6) туристская дестинация – место назначения туристического путешествия, (тура, экскурсии), определенная территория с удобствами и средствами обслуживания, на которой субъектами предпринимательской деятельности в сфере туризма предоставляется комплекс услуг туристам;

7) тур туристические услуги, включающие путешествие по определенному маршруту в рамках определенных сроков;

8) туристический маршрут – путь следования туриста с указанием перечня всех географических пунктов, объектов посещения, намеченных для прохождения и осмотра в ходе путешествия;

9) туристский продукт – комплекс услуг, включая тур по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые туристам, в зависимости от целей путешествия;

10) туристические ресурсы природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

11) туристский рынок обращение туристского продукта, продвижение товаров (работ, услуг) и денежных средств в сфере туризма;

12) туристическая деятельность туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

13) субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма – туроператоры, турагенты, осуществляющие деятельность на получение прибыли;

14) туристические услуги - совокупность целенаправленных действий субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма, направленных на обеспечение и удовлетворение потребностей туристов (экскурсантов) во время их путешествий;

15) туристическая индустрия совокупность гостиниц и иных мест размещения и питания туристов, средств транспорта, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, познавательного, эстетического, профессионального делового, спортивного, религиозного и иного назначения, организаций субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма, а также иных организаций, предоставляющих туристические услуги;

16) продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристических информационных центров, издание каталогов, буклетов, применение современных информационных технологий и другое);

17) туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая туроператором (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем);

18) турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая турагентом;

19) гид (экскурсовод) – профессионально подготовленное физическое лицо, оказывающее экскурсионно-информационные, организационные услуги туристам (экскурсантам) по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

20) гид – переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению туристов (экскурсанты) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

21) экскурсант физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных и эстетических целях на период не более 24 часов в стране (месте) временного пребывания;

22) чрезвычайное происшествие с туристом (экскурсантом) – невозвращение из путешествия туриста (экскурсанта), а также событие на определенной территории во время путешествия, возникшее в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель туриста (экскурсанта) или причинить вред его здоровью;

23) кемпинг – территория, оборудованная удобствами и средствами обслуживания, предназначенная для отдыха туристов (экскурсантов) в палатках или в стационарном легком жилье, включающая различные инфраструктурные объекты для предоставления сервисных услуг туристам (экскурсантам);

24) гостиница коллективное место размещения туристов (экскурсантов) и иных физических лиц, состоящее из определенного количества номеров, предназначенное для временного (почасового, посуточного, помесячного) проживания людей, также предоставляющее услуги по питанию, оздоровлению, досугу, интернета и автотранспортному сервису;

25) туристическая зона часть территории Кыргызской Республики, на которой действует особый правовой режим и сосредоточены туристические ресурсы, привлекающие туристов, и туристическая индустрия, обеспечивающая их комплексное обслуживание;

26) устойчивый туризм туризм, направленный на улучшение экономических и социальных условий населения, его культурную целостность и самобытность, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения.

 

Статья 5. Субъекты и объекты туристической деятельности

 

1. К субъектам туристической деятельности независимо от формы собственности относятся:

1) субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма;

2) специалисты лица, обладающие специальными познаниями и навыками в сфере туризма;

3) некоммерческие объединения юридических лиц (ассоциации, союзы);

4) общественные объединения граждан;

5) туристы, экскурсанты (далее туристы);

6) общественные объединения туристов;

7) общественные фонды;

8) государственные органы исполнительной власти, определенные настоящим Законом;

9) уполномоченный государственный орган в сфере туризма;

10) органы местного самоуправления;

11) поставщики (провайдеры) услуг (далее поставщики услуг) отельеры, рестораторы и другие.

2. К субъектам предпринимательской деятельности в сфере туризма относятся:

1) туроператоры;

2) турагенты;

3) индивидуальные предприниматели в сфере туризма.

3. К объектам сферы туризма относятся:

1) объекты для показа туристам: природные, курортно-санаторные, исторические, социально-культурные, спортивные, рекреационные места, учреждения искусства, культуры и спорта;

2) объекты, обеспечивающие материально-техническую часть организации туристической деятельности: информационные ресурсы, наземный, воздушный, водный транспорт, организации перевозчиков, места размещения и питания туристов, офисы туроператоров, турагентов и иных организаций сферы туризма.

3. Места размещения и питания туристов включают:
1) места размещения туристов – гостиницы, мини-гостиницы, отели, гостевые дома, дачи, частные дома, юрты, палатки, акватели (корабли, используемые для проживания), бунгало (строения из легких материалов), мотели (придорожные гостиницы), автодома (трейлеры), хостелы (общежития), пансионаты, дома отдыха, санатории и другие объекты;
2) места организации питания туристов – рестораны, вагоны-рестораны, кафе, кафетерии, кофейни, бары, чайные, пиццерии, бистро, столовые и другие.
 
Статья 6. Классификация форм и видов туризма

 

1. Классификацией туризма является систематизация форм, типов, видовых групп и видов туризма по однородным признакам.

2.Формы туризма:

1)   внутренний туризм – туризм в пределах территории Кыргызской Республики лиц, постоянно проживающих в Кыргызской Республике;

2)   международный туризм – туризм лиц в другую страну, за пределы страны постоянного проживания.

3. Типы туризма:

1)   выездной туризм – туризм за пределами территории Кыргызской Республики лиц, постоянно проживающих в Кыргызской Республике;

2)   въездной туризм – туризм в пределах территории Кыргызской Республики лиц, постоянно не проживающих в Кыргызской Республике.

4. Видовые группы туризма включают в себя:

1) рекреационно-курортный туризм, используемый в целях отдыха, лечебно-оздоровительного восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил туриста, через использование природных свойств климата, воздуха, почвы, леса и воды.

Виды рекреационно-курортного туризма: медицинский, пляжно-купальный, курортно-санаторный, джайлоо туризм, траволечение, грязелечение, кумысолечение и другие;

2) культурно-познавательный туризм, объединяющий туристическую деятельность по ознакомлению туриста с историко-культурными достопримечательностями, с уникальными природными местами, с народными обычаями и традициями.

Вид культурно-познавательного туризма: экскурсии по городам и селам (айылам), экскурсии к историко-архитектурным памятникам и природным достопримечательностям, путешествие по Великому Шелковому пути, посещение музеев и театров и другие;

3) приключенческий и экстремальный туризм, связанный с активными, рискованными способами передвижения на природе, имеющими целью получение новых впечатлений, экстремальных ощущений, поддержание и улучшение туристом психико - физической формы.

Виды приключенческо-экстремального туризма: автомотовелотуризм, кемпинговый (караванинг), виндсёрфинг (скольжение на доске под парусом), горный туризм, альпинизм, скалолазание, горнолыжный туризм, дайвинг (подводное плавание с аквалангом), дельтапланеризм, кайтвинг (полеты на универсальном крыле), конный туризм, мотокроссы, охота, рафтинг (сплав по горным рекам), сёрфинг (использование лыж на воде), сноубординг (спуск со склонов гор на доске), спортивный туризм, трекинг (путешествие пешком), фотоохота, фрирайдинг (полет на доске), яхтенный туризм и другие;

4) общественно-социальный туризм. Общественный туризм основан на взаимоотношениях и объединениях людей, связанных общими интересами и целями, такими как, посещения родственников, знакомых, друзей, а так же организованный общественными объединениями, клубами, предприятиями в качестве поощрения (интенсив - туризм). Социальный туризм путешествия незащищенных слоев населения, которые субсидируются из государственного и местного бюджетов.

Виды общественно-социального туризма: гостевой туризм, семейный, свадебный туризм, обмен туристами, туризм соотечественников (ностальгический), каучсерфинг (безвозмездное проживание), образовательный туризм, паломнический, религиозный, (интенсив-туризм) и другие;

5) эколого - аграрный туризм. Характеризуется посещением туристом экологически чистых уголков природы, заповедных мест с относительно нетронутой (дикой) природой и объектами природы, охраняемыми и развиваемыми государством, а также знакомство с сельским образом жизни, фермерским и частным растениеводством и животноводством.

Виды эколого-аграрного туризма – туры по дикой природе, посещение национальных заповедников, заказников, ботанических садов, зоологических музеев, аграрный туризм; охотничьи и рыболовные туры, фотоохота, хорсбординг (конные поездки на колесницах или на доске), зеленый туризм, посещение личных и фермерских хозяйств, научно-исследовательские конференции и практические мероприятия по экологии и другие;

6) этно событийный туризм, который связан с событиями и фольклорными мероприятиями, имеющими ярко выраженные этно, языковые и национально-культурные традиции и элементы.

Виды этно - событийного туризма: сельский туризм, туризм основанный на сообществах, традиционные этно игры, национальные праздники, творческие фестивали, конкурсы, выставки, спортивные игры, участие туристов во Всемирных играх кочевников, посещение национально-этнографических комплексов, туры с проживанием в юртах, этнографические туры, гастрономический туризм и другие. Сельский туризм – это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах, сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно – исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта;

7) экономический деловой туризм объединяет поездки, совершаемые в целях продвижения государственных инвестиционных и экономических задач, а также совершаемые из профессионального и коммерческого интереса.

Виды экономического делового туризма: экономический туризм (участие в международных саммитах, форумах, симпозиумах, конференциях), деловой туризм (участие в конгрессах и тренингах, посещение бирж, выставок, ярмарок), образовательный туризм, практическое заключение деловых контрактов и соглашений.

5. В научных и практических целях в сфере туризма допускается применение терминологической классификации:

1) по происхождению туристов: внутренний и международный туризм;

2) по организационной форме: организованный (паушальный – организованный субъектами предпринимательской деятельности) и неорганизованный (самодеятельный – организуемый самостоятельно туристами) туризм;

3) по числу участников: индивидуальный и групповой туризм;

4) по срокам путешествия: краткосрочный туризм (транзитный, однодневный без ночлега, деловой туризм и поездки на выходные дни) и долгосрочный туризм;

5) по времени года: летний и зимний туризм; по сезону: круглогодичный сезон и сезоны массового туризма;

6) по виду транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный и другие виды транспорта;

7) по возрасту туристов: детский и молодежный туризм, туризм для людей среднего и зрелого возраста;

8) по способу размещения: стационарное и передвижное, коллективное и индивидуальное.

 

Глава 2. Государственная политика в сфере туризма и регулирование туристической деятельностью

 

Статья 7. Государственная политика в сфере туризма

 

1. Государственная политика в сфере туризма является приоритетной частью социально-экономической политики государства.

2. Государственную политику в сфере туризма проводят:

1) Правительство Кыргызской Республики;

2) уполномоченный государственный орган в сфере туризма, который реализует государственную политику в Кыргызской Республике и координирует туристическую деятельность субъектов туристической отрасли;

3) органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в сфере туризма.

 

Статья 8. Основные направления государственной политики в сфере туризма

 

Основными направлениями государственной политики в сфере туризма являются:

1)  приоритетный и системный подход к развитию отрасли в сфере туризма и внешней торговли туристическими услугами;

2)  поддержка деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;

3)  развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;

4)  развитие диалога и сотрудничества с общественными организациями граждан и некоммерческими объединениями предпринимателей в сфере туризма;

5)  ведение разъяснительной работы с населением по вопросам проявления гостеприимства и доброжелательности по отношению к туристам;

6) обеспечение сохранности и рационального использования туристических ресурсов, охраны природы и памятников историко-культурного наследия;

7) обеспечение безопасности туристов и субъектов туристической деятельности в сфере туризма;

8) развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями по вопросам туризма и реализация различных туристических проектов.

 

Статья 9. Основные принципы системы государственного регулирования

 

Основными принципами системы государственного регулирования в сфере туризма признаются:

1) законность;

2) справедливость;

3) устойчивость в развитии туризма;

4) добросовестность участников туристической деятельности;

5) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования в сфере туризма;

6) разграничение полномочий в сфере туризма между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

7) развитие туризма в соответствии с международными стандартами.

 

Статья 10. Способы государственного регулирования туристической деятельности

 

1. Основными способами государственного регулирования туристической деятельности являются:

1) оптимизация нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в туристической деятельности;

2) улучшение инфраструктуры объектов, связанных с туризмом;

3) развитие государственно-частного партнерства;

4) создание равных условий для субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма;

5) принятие мер государственного воздействия по решению проблем загрязнения окружающей среды и охраны памятников историко-культурного наследия.

2. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма содействуют регулированию туристической деятельности через участие в международном сотрудничестве, в выработке профессиональных стандартов и классификаций.

 

Статья 11. Компетенция уполномоченного государственного органа в сфере туризма

 

1. Уполномоченный государственный орган в сфере туризма орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере туризма и осуществляющий функции государственного управления туристической отраслью.

2. Положение об уполномоченном государственном органе в сфере туризма утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Компетенция органов местного самоуправления

 

1. В целях создания условий для развития туризма органы местного самоуправления Кыргызской Республики реализуют следующие функции:

1)  проводят разъяснительную работу с населением местных сообществ по гармонизации общегосударственных и местных интересов в сфере туризма, а также о необходимости доброжелательного отношения к туристам;

2) обеспечивают развитие туризма на территориях административно-территориальных единиц через реализацию государственных программ, разработку и исполнение планов местного самоуправления по поддержке туризма, а также участвуют в привлечении инвестиций;

3) принимают решения по вопросам развития туризма и оказывают поддержку субъектам предпринимательской деятельности в сфере туризма;

4) обеспечивают надлежащее состояние, качественное обслуживание и развитие инфраструктуры туризма, включая ремонт и строительство муниципальных дорог и санитарно-гигиенических объектов, а также установку на туристических объектах, находящихся в муниципальной собственности, мусорных контейнеров, баков и урн;

5) создают в пределах своих полномочий условия для развития туристической индустрии в регионах, включая развитие туризма, основанного на местных сообществах, организации новых рабочих мест, развития туристских дестинаций, туристических кластеров и туристических информационных центров;

6) оказывают содействие в продвижении туристских продуктов на внутреннем и международном туристических рынках, сформированных на территориях, развивают различные формы рекламы и пропаганды местных достопримечательностей;

7) обеспечивают безопасную работу парков, аттракционов, спортивных сооружений и иных общественных мест отдыха, находящихся в муниципальной собственности;

8) оказывают содействие государственным органам в решении вопросов охраны природы, рекреационно-лечебных зон, местных историко-архитектурных памятников и иных местных достопримечательностей, в том числе в проведении мероприятий по благоустройству и озеленению мест посещения туристами;

9) создают условия для поддержки деятельности местных музеев, театров, клубов, и иных объектов культурно-исторического наследия;

10) участвуют в организации национальных игр, праздников и обрядов на территориях административно-территориальных единиц, участвуют в региональных, межрегиональных, республиканских и международных туристических мероприятиях;

11) оказывают содействие государственным уполномоченным органам в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных и иных экстремальных обстоятельств, связанных с туристами.

2. Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы и планы по развитию туризма на территориях административно-территориальных единиц и несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 13. Компетенция коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма

 

Коммерческие организации туроператоров, турагентов и индивидуальные предприниматели в сфере туризма являются организаторами туристической деятельности:

1) формируют, продвигают и реализуют туристский продукт, оказывают услуги в сфере внутреннего и международного туризма;

2) реализуют собственные туристические продукты, а также туры, предоставляемые иностранными партнерами;

3) организуют путешествия, заключают договоры на предоставление туристических услуг;

4) заключают договоры фрахтования (чартера) с воздушными перевозчиками (фрахтовщиками);

5) организуют трансферы - встречу, сопровождение и перевозку туристов до определенного пункта, гостиницы, аэропорта и иных мест;

6) реализуют туристам услуги: по размещению, питанию, перевозке по маршруту, по организации развлечений, оздоровлению, экскурсионному сопровождению, прокату автотранспорта, выдаче туристических виз;

7) бронируют и реализуют туристам билеты на транспортные средства, спектакли, художественные и спортивные представления и на другие мероприятия развлечения, оздоровления и отдыха;

8) взаимодействуют с Правительством Кыргызской Республики и Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по вопросам развития туризма, по подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма, принимают участие в работе советов, комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых государственными органами;

9) участвуют в организации туристских дестинаций, туристических кластеров, кемпингов и туристических информационных центров;

10) взаимодействуют с уполномоченным государственным органом в сфере туризма по вопросам доступа к Информационным услугам в сфере туризма Кыргызской Республики;

11) взаимодействуют с уполномоченным государственным органом в сфере туризма по вопросам формирования и продвижения имиджа, рекламы туристических брендов Кыргызской Республики за рубежом и по участию в международных мероприятиях и выставках;

12) взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам развития туристической отрасли в регионах;

13) обеспечивают защиту законных интересов туристов, участвуют в охране их жизни и здоровья, предоставляют туристам информационные, организационные, правовые и другие услуги;

14) образуют объединения юридических лиц - ассоциации (союзы).

 

Статья 14. Компетенция некоммерческих организаций в сфере туризма

 

1. Некоммерческие организации в сфере туризма создаются на добровольной основе юридическими и (или) физическими лицами, имеющих нематериальные интересы и не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

2. Некоммерческие организации в сфере туризма создаются в следующих организационно-правовых формах:

1) общественные объединения туристов и (или) иных физических лиц;

2) общественные фонды;

3) ассоциации (союзы).

3. Общественные объединения туристов и (или) иных физических лиц - добровольные объединения, туристов, граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

4. Ассоциации (союзы) - добровольные объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей и (или) некоммерческих организаций, создаваемые в целях координации деятельности, а также для защиты и представления общих интересов и решения общих задач и проблем.

5. Ассоциации (союзы) в туристической деятельности имеют право:

1)  вырабатывать единообразные подходы к реализации государственной политики развития туризма;

2)  координировать общественную роль и деятельность бизнес - сообщества в туристической отрасли;

3)  содействовать развитию рынка туристических услуг и цивилизованных рыночных отношений, становлению современной, высокоразвитой, конкурентоспособной туристической индустрии, противодействовать монополизму и коррупционным проявлениям в туристической деятельности;

4)  защищать законные интересы некоммерческих организаций в сфере туризма;

5)  вносить предложения по изменению нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма в установленном законодательством порядке;

6)  осуществлять разработку и реализацию туристических проектов, участвуют в реализации государственных программ и планов органов местного самоуправления по туризму;

7)  совместно с уполномоченным государственным органом в сфере туризма участвовать в создании системы стандартизации и сертификации туристических и сервисных услуг;

8)  разрабатывать совместно с соответствующими государственными органами профессиональные стандарты, отраслевые рамки квалификаций, систему сертификации гидов для признания их квалификаций на национальном и международном уровнях;

9)  выдавать сертификаты оценки соответствия качества туристических и сервисных услуг, присваивать категории гостиницам, выдавать соответствующие свидетельства;

10)        представлять сведения в уполномоченный государственный орган в сфере туризма для включения к Информационным ресурсам Кыргызской Республики;

11)  организовывать работу по обучению и повышению квалификации специалистов сферы туризма, создавать центры по обучению гидов и иных специалистов, проводить семинары, тренинги, осуществлять поездки в целях изучения международного опыта;

12)  оказывать методическую и консультативную помощь субъектам предпринимательской деятельности в сфере туризма;

13)  участвовать в продвижении имиджа и туристических брендов Кыргызской Республики, использовать возможности интернета, средств массовой информации, радио, телевидения для рекламирования туристических услуг, участвуют в создании онлайн - порталов туристических сервисов;

14)  устанавливать и поддерживать международные связи с иностранными туристическими компаниями и фирмами в целях привлечения интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов и оказания донорской помощи туристической индустрии республики;

15)  организовывать республиканские туристические мероприятия, ярмарки, выставки, участвовать в международных форумах и проектах.

6. Деятельность некоммерческих организаций в сфере туризма осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере туризма.

 

Глава 3. Государственная поддержка туризма

 

Статья 15. Подготовка специалистов

 

1.    Подготовка специалистов для сферы туризма осуществляется организациями системы образования, отвечающими за качество образования и имеющими соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2.    Учебные заведения по подготовке, переподготовке специалистов для туристической отрасли:

1)   разрабатывают и применяют инновационные, научные, высокотехнологичные программы, формы и методы обучения и развития практических навыков у обучающихся;

2)   используют единые государственные образовательные стандарты по специальностям в сфере туризма, разработанные на основе профессиональных стандартов;

3)   оптимизирует профессиональное образование для обеспечения качества обучения и признания уровней квалификации на внутреннем и международном туристском рынках труда.

3.    Порядок переподготовки и повышения квалификации специалистов в туристической отрасли определяется в соответствии с профессиональными стандартами и нормативными правовыми актами в сфере образования во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в сфере туризма.

4.    Развитие системы профессионально-технического образования по подготовке специалистов и персонала для туристической индустрии осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере образования во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в сфере туризма.

5. Развитие системы независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов в сфере туризма, а также выдача сертификатов (свидетельств) гидам осуществляются туроператорами, турагентами, индивидуальными предпринимателями в сфере туризма, их ассоциациями (союзами), имеющими соответствующую аккредитацию, и (или) создаваемыми ими аккредитованными юридическими лицами.

6. Сотрудничество с зарубежными государственными органами, учебными заведениями и бизнес - организациями по обмену опытом работы в туристической отрасли и стажировке специалистов организуется уполномоченным государственным органом в сфере туризма, учебными заведениями и субъектами туристической деятельности.

 

Статья 16. Туристические информационные центры

 

1. Туристические информационные центры создаются в целях формирования информационных ресурсов, распространения информации о Кыргызской Республике и ее туристическом потенциале, продвижения туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, а также в целях содействия созданию условий для развития туризма.

2. Туристические информационные центры обеспечивают консультационную, информационно-правовую и практическую поддержку туристов, своевременно предоставляют им, достоверную и актуальную информацию, а также содействуют формированию информационной системы по туризму Кыргызской Республики.

3. Туристические информационные центры образовываются самостоятельно или совместно с уполномоченным государственным органом в сфере туризма, туроператорами, турагентами и другими субъектами туристической деятельности.

4. Туристические информационные центры, учреждаемые уполномоченным государственным органом в сфере туризма, финансируются из привлеченных средств и других источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

5. Туристические информационные центры создаются в населенных пунктах, туристских дестинациях, туристических кемпинговых центрах и иных объектах туристической деятельности, а также на путях следования туристских потоков.

6. Туристические информационные центры обозначаются хорошо видимым информационным знаком, в котором на зеленом фоне расположена буква «i» белого цвета.

7. Туристические информационные центры предоставляют информацию и консультации по вопросам туризма на безвозмездной основе.

8. Туристические информационные центры могут предоставлять туристам платные услуги, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики.

9. Мониторинг деятельности туристических информационных центров осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере туризма.

10. Порядок деятельности туристического информационного центра утверждается уполномоченным государственным органом в сфере туризма.

 

Статья 17. Туристические зоны

 

1.  Туристические зоны создаются государственными органами исполнительной власти в целях развития туризма, поддержки субъектов предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций в туристическую индустрию и для улучшения инфраструктуры туризма.

2.  Туристические зоны создаются на территориях, отвечающих следующим критериям:

1)  обязательное проживание людей и развитие в местах их проживания сельского туризма и ремесленничества;

2)  наличие природных объектов, охраняемых с учетом развития экологического туризма;

3)  наличие туристических ресурсов (возможность использования для организации различных видов туризма, отдых и оздоровление туристов);

4)   наличие объектов историко-культурного наследия.

3. В Кыргызской Республике придание части территории Кыргызской Республики особого правового режима осуществляется законами Кыргызской Республики.

4. Выделение земель для туристических зон производится в порядке, установленном земельным законодательством Кыргызской Республики.

5. Право осуществления туристической деятельностью в туристических зонах имеют туроператоры, турагенты, предприниматели в сфере туризма, а также иные коммерческие организации.

6. Порядок создания и управления туристической деятельностью в туристических зонах определяется Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 18. Кемпинги

 

1. Кемпинги могут быть образованы государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и субъектами предпринимательской деятельности в сфере туризма.

2. На территориях кемпингов могут располагаться объекты туристической индустрии.

3. Кемпинги могут быть временными (сезонными) и стационарными (круглогодичными):

1) временные (сезонные) кемпинги - территории (стоянки), оборудованные необходимыми удобствами, на которых туристам предоставляются места для размещения палаток, автодомов (трейлеров) или места для ночлега и (или) проживания в легких постройках, юртах, а также места для стоянки их автомотовелотранспорта;

2) стационарные (круглогодичные) кемпинги территории комплексного туристического назначения, включающие различные инфраструктурные объекты, предназначенные для предоставления сервисных услуг туристам по размещению, питанию, интернет–коммуникациям, стоянке, ремонту и мойки автомотовелотранспорта, по продаже медикаментов, продуктов, сувениров, рекламной продукции и предоставлению других услуг.

4. Кемпинги предназначены для проживания туристов, функционирование которых основано на самообслуживании.

5. Кемпинги в зависимости от места расположения подразделяются на следующие виды:

1) придорожные;

2) природные;

3) городские.

 

Статья 19. Информационная система о туризме Кыргызской Республики

 

1.  Информационная система о туризме Кыргызской Республики (далее -Информационная система о туризме) состоит из следующих автоматизированных программ:

1)   реестр (кадастр) туристических ресурсов;

2)   реестр субъектов предпринимательской деятельности;

3)   реестр туристических услуг;

4)   реестр туристических туров, маршрутов и их карт;

5)   реестр аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию и стандартизацию объектов в сфере туризма.

2.  Информационная система о туризм включает классифицированные сведения о природных, историко-культурных, археологических, рекреационных зонах, познавательных, социально-бытовых и иных объектах, о картах туристических маршрутов, а также сведения о коммерческих организациях туроператоров, турагентов и индивидуальных предпринимателях, их ассоциациях (союзах) и оказываемых ими туристических услугах, а также об основных предприятиях гостиничного и ресторанного сервиса.

3.  Информационная система о туризме обеспечивает предоставление и распространение сведений, определенных в части 2 настоящей статьи, в электронном формате на государственном, официальном и при необходимости - на иностранных языках для неограниченного круга пользователей.

4.  Информационная система о туризме оптимизирует межведомственное взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления.

5.  Информационная система о туризме обеспечивает интегрирование данных с действующими кадастрами, реестрами и информационными системами государственных органов, связанных с туризмом.

6.  Информационная система о туризме обеспечивает взаимодействие уполномоченного государственного органа в сфере туризма и других государственных и местных органов с туроператорами, турагентами, индивидуальными предпринимателями в сфере туризма и с их ассоциациями (союзами).

7.  Формирование и ведение информационной системы о туризме Кыргызсской Республики осуществляются уполномоченным государственным органом в сфере туризма.

8.   Положение об Информационной системе о туризме утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 20.Фонд поддержки туризма Кыргызской Республики

 

1. Фонд поддержки туризма Кыргызской Республики (далее Фонд поддержки туризма) учреждается Правительством Кыргызской Республики в целях оптимизации развития туристической отрасли, реализации государственных программ, освоения туристского рынка, охраны туристических ресурсов и консолидации финансовых средств для использования их в приоритетных направлениях развития туризма.

2. В приоритетном порядке из средств Фонда поддержки туризма финансируются:

1)  социальный туризм;

2)  сельский туризм;

3)  национальный туристский продукт;

4)  пропагандистская, представительская и рекламно-информационная деятельность.

3. Фонд поддержки туризма формируется из:

1) внебюджетных средств;

2) донорских средств;

3) добровольных взносов субъектов туристической деятельности;

4) пожертвований частных лиц и спонсорских средств;

5) других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

4. Средства Фонда поддержки туризма могут использоваться для оказания помощи туристам, находящимся в районах бедствия, при чрезвычайных ситуациях для экстренного возвращения туристов в страну постоянного проживания из страны пребывания, при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

5. Управление Фондом поддержки туризма осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере туризма при участии представителей субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма и их ассоциаций (союзов).

6. Уполномоченный государственный орган в сфере туризма ежегодно представляет Правительству Кыргызской Республики финансовый отчет об использовании средств Фонда поддержки туризма. Отчет публикуется в средствах массовой информации.

7. Положение о Фонде поддержки туризма утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 21. Финансирование сферы туризма

 

1. Финансирование сферы туризма осуществляется из следующих источников:

1)  собственные финансовые ресурсы субъектов туристической деятельности;

2)  средства предприятий, учреждений, организаций;

3)  облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты;

4)  благотворительные вклады и пожертвования физических и юридических лиц;

5)  иностранные инвестиции.

2. Финансирование сферы туризма может осуществляться из других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

 

Глава 4. Права и обязанности туристов и субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма

 

Статья 22. Права туристов

 

1 . Туристы имеют право:

1)     на информацию о правилах въезда в страну (место) и правилах временного пребывания, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках истории, культуры и других туристических объектах, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

2)     на свободное передвижение, иметь свободный доступ к туристическим объектам Кыргызской Республики, за исключением объектов, доступ к которым ограничен в законном порядке;

3)     на обращение в дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в стране пребывания, в государственные и муниципальные организации, а также в организации субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма и их некоммерческие и общественные объединения;

4)     на получение квалифицированной, консультационной и правовой помощи в государственных органах и органах местного самоуправления, а также в коммерческих и некоммерческих организациях сферы туризма;

5)     на получение качественных услуг в местах размещения и питания туристов в туристических информационных центрах, в туристских дестинациях и туристических кемпингах;

6)     на гостеприимное и доброжелательное отношение граждан Кыргызской Республики;

7)     на личную безопасность, защиту своих прав, а также сохранность своего имущества;

8)     на получение квалифицированной неотложной медицинской помощи;

9)     на получение возмещения материального ущерба, а также компенсацию морального вреда в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора об оказании туристических услуг на территории Кыргызской Республики.

2. Туристы имеют иные права, определенные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами Кыргызской Республики, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

Статья 23. Обязанности туристов

 

1. Туристы обязаны:

1)  соблюдать правила въезда и выезда из Кыргызской Республики, правила таможенного и пограничного контроля на ее территории;

2)  соблюдать требования нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

3)  уважать традиции и обычаи народа Кыргызстана;

4)  исполнять условия договора об оказании туристических услуг, заключенного с субъектами предпринимательской деятельности в сфере туризма, на территории Кыргызской Республики;

5)  бережно относиться к природе и памятникам историко-культурного наследия Кыргызской Республики.

2. Туристы имеют иные обязанности, определенные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызской Республика.

 

Статья 24. Права субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма

 

1.      Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма в праве:

1)     участвовать в экономической деятельности по развитию туристической отрасли Кыргызской Республики;

2)     участвовать в реализации государственной политики, государственных программ и планов развития туризма органов местного самоуправления;

3)     заниматься предпринимательской деятельностью в сфере туризма;

4)     иметь свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом государственных ограничительных мер;

5)     участвовать в общереспубликанских и местных мероприятиях по поддержке имиджа Кыргызской Республики как страны, привлекательной для туризма;

6)     вносить предложения по оптимизации нормативных правовых актов, регулирующих туризм и предпринимательство;

7)     участвовать в общественных обсуждениях и парламентских слушаниях в установленном законодательством порядке;

8)     инициировать проекты государственно-частного партнерства;

9)     получать от государственных органов и органов местного самоуправления информацию, необходимую для осуществления туристической деятельности;

10)  формировать и продвигать туристский продукт, оказывать и реализовывать туристические услуги и совершать экспортно-импортные операции;

11)  принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с туристической индустрией;

12)  получать достоверную информацию о Кыргызской Республике, о действующих правилах, требованиях и ограничительных мерах в отношении туристов;

13)   предоставлять консультации учебным заведениям по вопросам подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма;

14)  объединяться в ассоциации (союзы);

15)  добровольно вступать в ассоциации (союзы);

16)   иметь представительства и филиалы своих организаций в Кыргызской Республике и за рубежом;

17)  требовать исполнения туристами договора об оказании туристических услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма могут иметь иные права, определенные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 25. Обязанности субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма

 

1. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма обязаны:

1)  исполнять требования нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

2)  предоставлять своевременную и полную информацию, а также рекламные материалы о достопримечательностях Кыргызской Республики, туристических программах, турах, маршрутах и условиях предоставления туристических услуг;

3)  предоставлять качественные туристические услуги;

4)  создать условия туристам (экскурсантам) для соблюдения личной гигиены, чистоты и порядка в местах посещения туристов;

5)  выполнять условия договора об оказании туристических услуг, заключенного с туристами, возмещать ущерб в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий договора в сфере туризма;

6)  участвовать в обеспечении безопасности жизни и здоровья туристов (экскурсантов), сохранности их имущества и не разглашать личные сведения о туристах (экскурсантах);

7)  обеспечивать наличие спасательных постов в целях предупреждения несчастных случаев с туристами (экскурсантами) и иными физическими лицами, отдыхающими на частных пляжах, в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах;

8)  обеспечивать соблюдение правил личной безопасности персонала при предоставлении туристических услуг;

9)  обеспечивать бережное отношение туристов (экскурсантов) к объектам природы и объектам историко-культурного наследия Кыргызской Республики;

10)        устанавливать профессиональные стандарты для специалистов, привлекать к выполнению туристических услуг сертифицированных гидов и квалифицированных специалистов;

11)        развивать самоуправление и саморегулирование в ассоциациях (союзах).

2. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма могут нести иные обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 26. Гарантии прав субъектов туристической деятельности и туристов

 

1. Государство гарантирует субъектам туристической деятельности создание правового пространства для установления эффективных общественных отношений в туристической отрасли.

2. Государство гарантирует субъектам предпринимательской деятельности в сфере туризма признание:

1) экспортом туристических услуг - предоставление услуг по организации въездного туризма на территорию Кыргызской Республики;

2) импортом туристических услуг- предоставление услуг по организации выездного туризма с территории Кыргызской Республики в другую страну.

3. Государство гарантирует принятие мер по защите законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма и туристов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Кыргызской Республики.

4. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере туризма, в целях исполнения обязательств перед туристами по договору об оказании туристических услуг, вправе применять в качестве гарантий финансовую (банковскую) гарантию.

5. Субъекты предпринимательской деятельности гарантируют режим наибольшего благоприятствования для туристов, рациональное использование туристических ресурсов и охрану окружающей среды.

 

Глава 5. Организация туристической деятельности

 

Статья 27. Общие условия организации туристической деятельности

 

1. Общими условиями организации туристической деятельности для субъектов туристической отрасли являются:

 1) создание стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере туризма посредством поддержки интереса к туризму, наращивания государственно-частного потенциала в области применения инновационных инструментов и технологий в сфере туризма, несменяемости правил и требований, определенных для организации и ведения туристической деятельности;

2) обязательное, своевременное и точное исполнение настоящего Закона и других нормативных правовых актов, регулирующих отрасли права, связанные с туризмом;

3) выделение санаторно-курортных и других рекреационных объектов для организации туристических зон, туристских дестинаций и туристических кемпингов;

4) недопущение монополистической деятельности и коррупционных проявлений на рынке туристических услуг;

5) обеспечение справедливого и взвешенного баланса интересов местного населения, проживающего на объектах туризма или рядом с ними, с законными интересами туристов и субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма;

6) предоставление свободы перемещения услуг и товаров туристического назначения и развития экспортно-импортных услуг в сфере туризма.

2. Требованиями для субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма являются:

1) профессиональная организация и надлежащее проведение внутреннего туризма;

2) реализация туров на международном рынке и реализация на территории Кыргызской Республики туристских продуктов, сформированных иностранными туроператорами;

3) обязательная регистрация компаний туроператоров, турагентов и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма в органах юстиции, налоговых органах и органах Социального фонда Кыргызской Республики;

4) осуществление деятельности гидов при наличии сертификата или иного документа о наличии квалификации, соответствующей профессиональному стандарту;

5) признание сертификатов или иных документов о квалификации, выданных гидам зарубежными органами по аккредитации, юридическими лицами по аккредитации Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики по аккредитации;

6) осуществление классификации мест размещения и питания туристов;

7) осуществление туроператорами продвижения и реализации туристского продукта при выездном туризме туроператором или через турагентов;

8) осуществление реализации туристского продукта турагентом на основании договора возмездного оказания услуг, заключенного с туроператором в письменной форме;

9) предоставление и реализация туроператором, турагентом и индивидуальным предпринимателем в сфере туризма услуг туристам по организации выездного туризма на основании договора об оказании туристических услуг, заключенного в письменной форме;

10) несение гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании туристических услуг.

 

Статья 28. Туристическая деятельность

 

1.Туристической деятельностью и предоставлением туристических услуг занимаются коммерческие организации и физические лица прямо, дополнительно или сопутствуемо, оказывающие услуги туристам:

1) прямые услуги оказывают -туроператоры, турагенты, индивидуальные предприниматели в сфере туризма и их специалисты, гостиницы и иные места размещения и питания туристов;

2) дополнительные услуги оказывают - рестораны, кафе и другие заведения питания, учреждения культуры и искусства, перевозчики, тренеры, переводчики и другие.

3) сопутствующие услуги предоставляют представители народных промыслов, творчества, торговли и другие.

2.      Деятельность туроператоров:

1) туроператоры коммерческие организации, являющиеся основными организаторами туризма, формируют туристский продукт, продвигают и реализуют его турагентам и туристам;

 2) туроператоры формируют туристский продукт из услуг юридических и физических лиц-поставщиков услуг, причастных к обслуживанию туристов;

3) туроператоры приобретают право на услуги, входящие в конкретный тур, на основании договоров с поставщиками услуг;

4) туроператоры разрабатывают и реализуют туристам конкретные туры, с указанием в программе путешествия маршрута, времени, даты и сроков путешествия, сведений о местах размещения и питания туристов, о транспорте, специалистах, предоставляющих услуги гидов, и другую необходимую информацию;

5) туроператоры формируют туристский продукт по своему усмотрению исходя из законных интересов туристов и конъюнктуры туристского рынка;

6) туроператоры осуществляют комплекс мер по продвижению туристского продукта, направленных на формирование спроса на туристические услуги, посредством распространения рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создании интернет - порталов, издании каталогов, буклетов и другими способами;

7) туроператоры несут ответственность перед туристами и турагентами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании туристических услуг, заключенному туроператором или турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

3. Деятельность турагентов:

1) турагенты коммерческие организации, являющиеся организаторами туризма, занимающиеся посредническими услугами по продвижению и реализации туристам туров, сформированных туроператорами;

2) турагенты приобретают конкретные туры у туроператоров и реализуют их туристам на основании выраженных ими запросов и интересов;

3) турагенты заключают с туроператорами возмездный договор о реализации туристского продукта;

4) турагенты могут оказывать туристам отдельные туристические услуги;

5) турагенты несут ответственность перед туристами и туроператорами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключенными с ними договорам об оказании туристических услуг и реализации туристского продукта.

4. Индивидуальные предприниматели в сфере туризма могут осуществлять туристическую деятельность по предоставлению услуг туристам и формированию туристского продукта и его реализации, а также по предоставлению дополнительных услуг туристам.

 

Статья 29. Договор об оказании туристических услуг

 

1. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере по организации выездного туризма реализуют туристский продукт на основании заключения с туристами письменного возмездного договора об оказании туристических услуг и выдачи им туристической путевки (ваучера).

2. Договор об оказании туристических услуг определяет предмет сделки, права и обязанности сторон, в нем указываются стоимость и объем услуг, условия и качество предоставления услуг, порядок расчетов, срок действия, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора, в нем отражаются особые условия. Договор должен иметь реквизиты сторон.

3. Договор об оказании туристических услуг имеет приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора. В приложениях указываются программа тура, его маршрут, в случае необходимости прилагается карта маршрута.

4. Обязательства, не включенные в договор об оказании туристических услуг, регулируются гражданским законодательством Кыргызской Республики.

5. Туристическая путевка документ, определяющий статус туриста, гарантирующий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оплаты за предоставляемые услуги.

6. Туристическая путевка подтверждает факт заключения договора об оказании туристических услуг между субъектом предпринимательской деятельности в сфере туризма и туристом, которая содержит основную информацию o предоставляемых услугах.

7. Туристическая путевка выдается туроператором, турагентом или индивидуальным предпринимателем в сфере туризма персонально туристу или руководителю (турлидеру) группы туристов.

8. Туристическая путевка заполняется туроператором турагентом или индивидуальным предпринимателем в сфере туризма, реализующим путевку.

 

Статья 30. Деятельность поставщиков услуг в сфере туризма

 

1.Деятельность поставщиков услуг в сфере туризма включает предоставление следующих услуг:

1) основные услуги, услуги, предоставляемые по договору между поставщиками и туроператорами и включенные в цену тура. К основным услугам относятся комплекс развлечений в месте отдыха туристов, транспортные услуги и трансфер, услуги по размещению и организации питания туристов и при необходимости - визовые услуги и услуги страхования;

2) дополнительные услуги услуги, не входящие в тур, определенный договором, и предоставляемые туристу за отдельную плату: посещение театров, музеев, ресторанов, шопинг, приобретение сувениров, национальных изделий и другие;

3) сопутствующие услуги безвозмездные услуги, предоставляемые в местах отдыха и проживания туристов: информирование, раздача проспектов, брошюр.

2. Перечень услуг, предоставляемых туристам, включается в Информационную систему о туризме Кыргызской Республики.
 

Статья 31. Классификация и стандартизация объектов в сфере туризма

 

1. Классификация и стандартизация объектов в сфере туризма осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

2. Классификация и стандартизация объектов в сфере туризма включают гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в сфере туризма. Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию и стандартизацию, проводится органами исполнительной власти.

Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию и стандартизацию объектов в сфере туризма, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, предоставляется на три года и позволяет организации осуществлять классификацию и стандартизацию объектов в сфере туризма, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, на всей территории Кыргызской Республики при условии уведомления местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, на территориях которых планируется осуществлять такую классификацию и стандартизацию.

Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления направляет сведения об аккредитованных ими организациях, в том числе сведения о прекращении действия их аккредитации, в уполномоченный государственный орган в сфере туризма для включения в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию и стандартизацию объектов в сфере туризма, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи. Уполномоченный государственный орган в сфере туризма ведет реестр аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию и стандартизацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, и размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в информационной системе о туризме в Кыргызской Республике.

 

Глава 6. Защита окружающей среды, объектов природы и

историко-культурного наследия

 

Статья 32. Общие положения

 

1. Окружающая среда и природные объекты историко-культурного наследия являются национальным достоянием Кыргызской Республики и подлежат защите и охране при осуществлении туристической деятельности.

2. Особо охраняемыми природными территориями, посещаемые туристами, являются туристические, защитные, курортные, зеленые и рекреационные зоны, а также государственные заповедники, биосферные территории, государственные природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки.

3. Особо охраняемыми объектами историко-культурного наследия для показа туристам являются здания, сооружения, памятники, мемориальные места, исторические некрополи, пещеры, археологические стоянки, городища, тепе (холмы), торткули (крепости), остатки древних поселений и фортификационных сооружений, курганы, наскальные изображения и наскальная эпиграфика.

 

Статья 33. Компетенция субъектов туристической деятельности в сфере туризма по защите окружающей среды

 

1. Туроператоры, турагенты и индивидуальные предприниматели в сфере туризма обязаны предоставлять туристам информацию об обязательствах и ответственности туристов относительно соблюдения требований и правил природопользования.

2. Лица, предоставляющие туристические услуги, непосредственно работающие с туристами, обязаны ознакомить туристов с правилами поведения на природных объектах при посещении объектов историко-культурного наследия и с последствиями их неисполнения. О фактах нарушений субъекты туристической деятельности информируют соответствующие государственные органы.

3. Юридические и физические лица, собственники, пользователи и владельцы мест размещения и питания туристов при проектировании, строительстве и эксплуатации своих объектов обязаны рационально и бережно использовать природные ресурсы.

4. Туристы (экскурсанты) обязаны соблюдать установленные требования и лимиты на использование природных ресурсов и при осмотре объектов историко-культурного наследия, а также не допускать уничтожения и порчи природных компонентов и не совершать актов вандализма в отношении памятников археологии, истории и культуры Кыргызской Республики.

5. Уполномоченные государственные органы по вопросам охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, а также органы местного самоуправления взаимодействуют с субъектами предпринимательской деятельности в сфере туризма по вопросам сохранности национального достояния Кыргызской Республики.

 

Статья 34. Ответственность за нанесение ущерба окружающей среде и объектам историко-культурного наследия

 

1. Субъекты туристической деятельности несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за совершение экологических правонарушений и нарушение законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия.

2. Привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба за порчу объектов природы и памятников археологии, истории и культуры.

3. Субъекты туристической деятельности, причинившие ущерб окружающей среде порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов и другими экологическими правонарушениями, возмещает ущерб в полном объеме.

4. Субъекты туристической деятельности, причинившие вред объектам историко-культурного наследия или их охранным зонам, обязаны восстановить объекты или их охранные зоны, а при невозможности этого - возместить причиненные убытки.

5. За ненадлежащее информирование туристов о правилах поведения на объектах природы и в охранных зонах памятников археологии, истории и культуры, руководители туроператоров и турагентов обязаны привлекать специалистов к дисциплинарной ответственности.

 

Глава 7. Обеспечение безопасности и страхование туристов

 

Статья 35. Система обеспечения безопасности туристов

 

1. Система обеспечения безопасности туристов - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства в сфере туризма по охране и защите личной безопасности туристов, по сохранности их имущества, а также комплекс мер, направленных на предотвращение использования туризма в целях совершения преступления, предусмотренных Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

2. Безопасность туристов на территории Кыргызской Республики гарантируется государством. Кыргызская Республика гарантирует туристам, являющимися гражданами Кыргызской Республики, защиту и покровительство за ее пределами.

3. Уполномоченные государственные органы в области безопасности, чрезвычайных ситуаций и туризма информируют туроператоров, турагентов и индивидуальных предпринимателей о туристических маршрутах и местах, временно опасных и закрытых для посещения туристами на территории Кыргызской Республики, а также о странах, посещение которых в данное время представляет угрозу безопасности туристов, посредством размещения соответствующей информации на своих официальных сайтах, в социальных сетях и в республиканских средствах массовой информации.

4. Уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций разрабатывает и организует выполнение программ по обеспечению защиты и безопасности туристов, организует поисково-спасательные работы с участием сертифицированных специалистов-спасателей.

5. Органы местного самоуправления на территориях административно-территориальных единиц участвуют в выполнении мероприятий по обеспечению защиты и безопасности туристов и по оказанию помощи туристам.

6. Туристы должны принять меры по обеспечению личной безопасности до начала совершения путешествия, особенно в приключенческом экстремальном туризме, ознакомиться с информацией о месте путешествия, принять превентивные меры по предотвращению возможных угроз здоровью и жизни, при намерении использовать личное снаряжение и оборудование убедиться в его исправности. В случае организованного туризма туристам рекомендуется выполнять правила прохождения маршрута и указания сопровождающих их специалистов.

7. Туроператоры, турагенты и индивидуальные предприниматели в сфере туризма разрабатывают конкретные меры по обеспечению безопасности туристов, оказанию им медицинской и иной помощи при травматизме, заболевании и других чрезвычайных ситуациях. Специалисты, непосредственно сопровождающие туристов, оказывают экстренную помощь туристам, попавшим в сложную ситуацию, в случае угрозы здоровью и жизни туристов незамедлительно информируют об этом соответствующие государственные органы и непосредственных руководителей.

8. Туроператоры, турагенты и индивидуальные предприниматели в сфере туризма должны:

1) предварительно предоставить в уполномоченные государственные органы в области чрезвычайных ситуациях и туризма информацию о маршруте группы туристов и их количестве, при наличии - сведения о туристах, путешествующих самостоятельно;

2) предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях тура, а также о возможных опасностях;

3) разработать и предоставить туристам памятку по безопасности с указанием адресов местонахождения, адресов электронной почты и номеров телефонов уполномоченных государственных органов по безопасности, чрезвычайным ситуациям и туризму, а также органов местного самоуправления, на территории которых путешествуют туристы;

4) обеспечить профессиональную подготовку и проверку готовности к работе с туристами руководителей походов и специалистов, непосредственно работающих с туристами, особенно в приключенческом экстремальном туризме;

5) допускать гидов и иных специалистов к работе с туристами на территории Кыргызской Республики в случае, если от их деятельности зависят жизнь и здоровье туристов, исключительно при наличии сертификата, выданного или признанного аккредитованными юридическими лицами Кыргызской Республики;

6) выполнять иные меры по обеспечению безопасности туристов.

 

Статья 36. Страхование в туристической деятельности

 

1. Страхование в туристической деятельности является способом возмещения убытков туристам и (или) субъектам предпринимательской деятельности в сфере туризма, специалистам при возникновении несчастного случая, внезапном заболевании, утрате имущества, форс-мажорных обстоятельств, возникших в процессе деятельности по организации или осуществления путешествия.

2. В Кыргызской Республике медицинское страхование рисков для здоровья и жизни, связанных с осуществлением гражданами внутреннего туризма, является добровольным.

3. В Кыргызской Республике обязательным является страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, связанное с его обязанностью по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также при перевозке их в туристических целях.

4. В Кыргызской Республике осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности работодателей (туроператоров, турагентов) за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.

5. Страхование здоровья и жизни туристов, въезжающих на территорию Кыргызской Республики, осуществляется ими на законодательства стран их гражданской принадлежности.

6. Гиды и иные специалисты - иностранные граждане осуществляют страхование своей жизни и здоровья на законодательства стран их гражданской принадлежности.

7. В случае отсутствия у гидов - иностранных граждан или у туристов въездного туризма страхового полиса или свидетельства о страховании туроператоры, турагенты и индивидуальные предприниматели в сфере туризма могут предложить им добровольно застраховаться в страховых организациях Кыргызской Республики.

 

Глава 8. Международное сотрудничество

 

Статья 37. Международное сотрудничество в сфере туризма

 

1. Кыргызская Республика поддерживает и развивает международное сотрудничество в сфере туризма, в том числе основываясь на принципах, разработанных Всемирной туристской организацией (ЮНВTО).

2. Правовую основу международного сотрудничества Кыргызской Республики в туристической отрасли составляют вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

Статья 38. Представительства и филиалы юридических лиц Кыргызской Республики за рубежом

 

1. В целях развития туризма и продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке юридические лица Кыргызской Республики, занимающиеся туризмом, вправе создавать свои представительства и филиалы за рубежом.

2. Создание юридическими лицами сферы туризма филиалов и открытие представительств за рубежом осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Кыргызской Республикой.

 

Глава 9. Заключительные положения

 

Статья 39. Государственный и общественный контроль в туристической деятельности

 

1. Государственный контроль в туристической деятельности осуществляют уполномоченные органы, имеющие право на проведение проверок в соответствии с законодательством о проверках субъектов предпринимательства.

2. Общественный контроль в туристической деятельности осуществляют ассоциации (союзы) сферы туризма.

 

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Ответственность за нарушение настоящего Закона определяется дисциплинарным, административным, уголовным и гражданским законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, за исключением части 6 статьи 17 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) Закон Кыргызской Республики «О туризме» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 8, ст.395);

2) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О туризме» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
2004 г., №2, ст.68);

3) Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения и изменений в Закон Кыргызской Республики «О туризме» (газета «Эркин Тоо», 10 декабря 2013 г., № 98);

4) статью 9 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере регулирования лотерейной деятельности» (газета «Эркин Тоо» от 19 мая 2017 года № 62).

3. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона принять нормативные правовые акты, необходимые для применения настоящего Закона.

 

Президент

Кыргызской Республики