Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\c9ecf073-59c0-4f39-9736-457074b3537c\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2019 года № 267

О заключении Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об особых экономических зонах в Кыргызской Республике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")"

В соответствии со статьей 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемое заключение Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об особых экономических зонах в Кыргызской Республике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию", "Об особо охраняемых природных территориях")", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Мавляновой М.Э., Байпакбаевым Э.Дж., Туманбаевой P.M., Абжалиевым А.Т., Мамытовым Т.Т., Шараповым З.Э., Баатырбековым А.Б., Жамалдиновым З.И., Нурбаевым А.М., Зулпукаровым Т.З., Алимбековым Н.К., Жээнбековым А.Ш., Джумабековым Д.А.

2. Направить настоящее постановление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

М. Абылгазиев

 

 

 

Одобрено
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 3 июня 2019 года № 267

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правительства Кыргызской Республики на проекты законов Кыргызской Республики "Об особых экономических территориях в Кыргызской Республике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию")", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Мавляновой М.Э., Байпакбаевым Э.Дж., Туманбаевой Р.М., Абжалиевым А.Т., Мамытовым Т.Т., Шараповым З.Э., Баатырбековым А.Б., Жамалдиновым З.И., Нурбаевым А.М., Зулпукаровым Т.З., Алимбековым Н.К., Жээнбековым А.Ш., Джумабековым Д.А.

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики, рассмотрев проекты законов Кыргызской Республики "Об особых экономических зонах в Кыргызской Республике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию", "Об особо охраняемых природных территориях")", инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Мавляновой М.Э., Байпакбаевым Э.Дж., Туманбаевой P.M., Абжалиевым А.Т., Мамытовым Т.Т., Шараповым З.Э., Баатырбековым А.Б., Жамалдиновым З.И., Нурбаевым А.М., Зулпукаровым Т.З., Алимбековым Н.К., Жээнбековым А.Ш., Джумабековым Д.А., приходит к следующему заключению.

По проекту Закона Кыргызской Республики "Об особых экономических зонах в Кыргызской Республике".

Законопроектом предлагается создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в трех сферах: промышленно-производственной, инновационно-технологической и туристско-рекреационной, а также предоставление налоговых преференций.

Создание ОЭЗ производится на территории Кыргызской Республики, однако, не установлены предельные площади ОЭЗ. Учитывая, что проектом предполагается создание промышленно-производственных и инновационно-технологических территорий, а одними из целей создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающей промышленности, оздоровление простаивающих предприятий, предлагаем в законопроекте предусмотреть нормы о том, что ОЭЗ в части промышленно-производственных, а также инновационно-технологических территорий могут создаваться только на землях соответствующей категории.

Статьей 4 законопроекта предусматривается порядок создания особых ОЭЗ. В связи с этим считаем необходимым дополнить нормами об органе, в полномочия которого входит решение вопросов образования ОЭЗ.

Кроме того, частью 8 статьи 5 законопроекта также предусмотрено, что Правительство Кыргызской Республики решает вопрос предоставления льгот для ОЭЗ. В этой связи отмечаем, что у Правительства Кыргызской Республики таких полномочий не имеется.

Частью 2 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что в случае выбора управления путем управляющей компании, создается открытое акционерное общество. В справке-обосновании не отражена информация о том, на чем основано требование об учреждении нового юридического лица в форме ОАО. В то время, как путем проведения конкурса можно привлечь компании, имеющие опыт в управлении.

Частью 6 статьи 6 и далее по всему тексту законопроекта предусматриваются полномочия и функции управляющей компании, однако, управление ОЭЗ может осуществляться не только управляющей компанией. Одновременно, отмечаем, что пунктом 2 части 6 полномочиями предусмотрена регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что является недопустимым. Поскольку это является функцией государства.

Частью 3 статьи 7 законопроекта предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются во временное безвозмездное пользование, в то время как земельные участки, находящиеся в частной собственности, передаются на возмездной основе. В этой связи отмечаем, что в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Кыргызской Республики гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В связи с чем считаем, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, также должны передаваться на возмездной основе. Более того, отмечаем, что согласно проекту Закона, за резиденство в ОЭЗ производится платеж руководителю ОЭЗ. Таким образом, руководитель ОЭЗ будет получать прибыль за счет земельного участка, предоставленного государством или органом местного самоуправления, а государство и орган местного самоуправления обязаны передать его на безвозмездной основе.

Статьей 8 законопроекта предусмотрено обеспечение ОЭЗ необходимой инфраструктурой. В связи с чем возникает необходимость разрешения вопросов о праве собственности на объекты инфраструктуры, которые были построены после обретения статуса ОЭЗ. Пунктом 6 статьи 6 законопроекта предусмотрено, что управляющая компания имеет право управлять и распоряжаться объектами, расположенными на ОЭЗ, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В связи с чем отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 222 Гражданского кодекса Кыргызской Республики только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству. В связи с чем считаем необходимым данный пункт исключить из законопроекта.

Вместе с тем отмечаем, что редакция статьи 8 должна быть изложена не в виде перечисления функций управляющей компании, а как требования, предъявляемые к ОЭЗ, либо предлагаем наименование статьи изложить в следующей редакции: "Полномочия руководителя ОЭЗ".

Статьей 11 законопроекта предусматриваются различные виды платежей, в связи с чем предлагаем часть 1 указанной статьи привести в соответствие с законодательством о неналоговых платежах.

Пункт 3 статьи 16 законопроекта, определяющий применение специальных налоговых режимов, не соответствует нормам налогового законодательства Кыргызской Республики. Также такие термины, как "индустриальные парки", "логистические, научно-технические парки" не отражены в глоссарии проекта Закона, а их деятельность не регулируется другими отраслевыми законодательными актами Кыргызской Республики. По данным терминам предусмотрена лишь отсылочная норма о том, что Правительство Кыргызской Республики должно утвердить по ним отдельное положение.

В связи с чем отмечаем, что требуется доработка настоящего законопроекта.

По проекту Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальном страхованию")".

О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики.

Считаем нецелесообразным внесение изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, поскольку в нем предусмотрено достаточное количество налоговых льгот без отнесения особых экономических зон к специальному налоговому режиму.

Так, статьей 159-1 Налогового кодекса Кыргызской Республики предусмотрены преференциальные виды промышленной деятельности, подлежащие льготному налогообложению. Предприятия, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, работающие на основе инвестиционного соглашения, освобождаются от уплаты налога с продаж, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 0 процентов, предусмотрены льготы по налогу на имущество и земельному налогу.

Также Законом Кыргызской Республики "О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики" от 4 августа 2018 года № 86 предусмотрено уменьшение на 80 процентов суммы НДС в отношении облагаемых поставок, уплачиваемого субъектом, осуществляющим промышленную переработку сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, инициирование вышеуказанного законопроекта в части внесения изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики противоречит:

- Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 2015 года № 455, целями которой является максимально возможное выравнивание налоговой нагрузки субъектов разных секторов и отраслей экономики, и субъектов, применяющих разные режимы налогообложения;

- принятому обязательству Правительства Кыргызской Республики от 1 декабря 2017 года в Письме о намерениях в адрес Международного валютного фонда, где предусмотрена отмена налоговых льгот на некоторые товары и услуги, непредставление новых льгот или невозобновление льгот, срок действия которых истекает.

О внесении изменений в Земельный кодекс Кыргызской Республики.

Предлагается внести изменения в Земельный кодекс Кыргызской Республики, устанавливающие возможность предоставления земельных участков для организации ОЭЗ, в части государственных и муниципальных земель - на безвозмездной, а частных - на возмездной основе. В этой связи отмечаем, что государство, орган местного самоуправления и гражданин, обладающие правом собственности на земельный участок, обладают равными правами и обязанностями. В связи с чем предоставление возможности получать прибыль частным лицом от предоставления участка в пользование, а государству и органам местного самоуправления - непредоставление возможности получать прибыль является нарушением равенства. В связи с чем считаем нецелесообразным внесение изменений в Земельный кодекс Кыргызской Республики. Более того, в Земельном кодексе Кыргызской Республики установлены нормы о возмездной и безвозмездной возможности предоставления земель, и поэтому нет необходимости в уточнении того, что для целей ОЭЗ возможно предоставление земельных участков.

О внесении изменений в Лесной кодекс Кыргызской Республики.

Согласно Лесному кодексу Кыргызской Республики предоставление земельных участков лесного фонда Кыргызской Республики под виды лесных пользований, в том числе в рекреационных и туристических целях, производится только в рамках предоставленной компетенции республиканского государственного органа управления лесным хозяйством, а также территориальных государственных органов управления лесным хозяйством. В связи с чем, создание туристско-рекреационной зоны на земельных участках, относящихся в категории земель лесного фонда Кыргызской Республики, предлагаем исключить.

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию".

Проектом Закона вносится дополнительная статья 7-2 в Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию", в соответствии с которой тарифы страховых взносов для резидентов особых экономических зон и их работников устанавливаются в размере 10%, исчисленных от 40% размера среднемесячной заработной платы (для работодателей - 5%, для работников - 5%), что по республике в среднем составит 594 сома, из них для работодателя - 297 сомов, для работника - 297 сомов.

В настоящее время резиденты свободных экономических зон и их работники производят уплату страховых взносов по соответствующей категории плательщиков в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию". Так, общеустановленная ставка тарифа страховых взносов для юридических лиц равна 27,25%, что по республике в среднем составляет 4045 сомов. При условии снижения ставки тарифа страховых взносов для резидентов особых экономических зон и их работников тарифы будут в 6,8 раза ниже, чем для других граждан, производящих уплату страховых взносов согласно законодательству.

Решение вопроса о введении специального льготного режима для резидентов особых экономических зон не должно идти в ущерб пенсионному обеспечению данных лиц.

Институт государственного социального страхования призван обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение граждан при утрате ими дохода - в старости, при потере кормильца и инвалидности. Размеры получаемой пенсии зависят от стажа накопленных сумм страховых взносов на личных счетах застрахованных лиц.

При этом, в рамках Программы развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. "Единство, Доверие, Созидание", утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года № 2377-VI, предполагается разработка и реализация шагов, ставящих целью разумное и оправданное снижение бремени социальных выплат, на основе анализа данных и фокусировку на рост общего объема отчислений в результате изменений.

В связи с чем, решением Комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 10 декабря 2018 года создана межведомственная рабочая группа по выработке согласованного подхода к решению вопросов тарифной политики государственного социального страхования. Так, в настоящее время проводится анализ возможности пересмотра льгот по ставкам тарифов страховых взносов для хозяйствующих субъектов, в том числе и резидентов особых экономических зон.

Наряду с этим, проект вышеуказанного Закона требует проведения дополнительного анализа, расчетов для определения возможных рисков, проблем, которые могут возникнуть при условии его принятия, а также источников финансирования покрытия выпадающих доходов бюджета Социального фонда Кыргызской Республики.

Таким образом, внесение дополнительной статьи 7-2 в Закон Кыргызской Республики "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" является нецелесообразным.

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий".

Данным проектом предлагается внести изменения в Закон Кыргызской Республики "О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий" в части предоставления возможности перевода орошаемых земель в другие категории при условии создания ОЭЗ.

Орошаемые земли являются особо ценными землями сельскохозяйственного назначения. В категорию земель сельскохозяйственного значения также входят земли менее ценные. В соответствии с Земельным кодексом Кыргызской Республики в Кыргызской Республике предусмотрены несколько категорий земель, в том числе земли транспорта, населенных пунктов, промышленности и т.д. В связи с этим считаем, что для организации промышленно-производственных и инновационно-технологических ОЭЗ будет логичным использовать земли промышленности, а не переводить особо ценные земли в земли промышленности.

В связи с чем считаем, что данную статью необходимо исключить из законопроекта.

О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях".

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки территорий и/или акваторий, имеющие приоритетное природоохранное, научное, культурное, эстетическое и историческое значение, являющиеся общенациональным достоянием, полностью или частично, постоянно или временно изъятые из хозяйственной деятельности, для которых устанавливается особый режим охраны и использования.

Вышеуказанным Законом установлены категории и статус особо охраняемых природных территорий, режим их использования, границы возможности использования особо охраняемых природных территорий в целях туристско-рекреационной деятельности.

В этой связи внесение изменений в Закон Кыргызской Республики "Об особо охраняемых природных территориях" считаем нецелесообразным.

На основании вышеизложенного Правительство Кыргызской Республики приходит к заключению о необходимости доработки проектов законов Кыргызской Республики "Об особых экономических зонах в Кыргызской Республике" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики в сфере землепользования и лесного хозяйства, "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике", "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию", "Об особо охраняемых природных территориях")", инициированных депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Мавляновой М.Э., Байпакбаевым Э.Дж., Туманбаевой P.M., Абжалиевым А.Т., Мамытовым Т.Т., Шараповым З.Э., Баатырбековым А.Б., Жамалдиновым З.И., Нурбаевым А.М., Зулпукаровым Т.З., Алимбековым Н.К., Жээнбековым А.Ш. и Джумабековым Д.А., с учетом представленных замечаний и предложений.