Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                     УТРАТИЛ СИЛУ
       в соответствии с Законом КР от 18 декабря 2008 года № 267




г.Бишкек, Дом Правительства
от 18 августа 2005 года № 151

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                   О статусе депутата Жогорку Кенеша
                         Кыргызской Республики

                      (В редакции Законов КР от 
     29 декабря 2006 года №229, 29 декабря 2006 года №231 
     12 февраля 2007 года № 14, 5 апреля 2008 года № 45)

     Принят Жогорку Кенешем
     Кыргызской Республики                            30 июня 2005 года


     Настоящий Закон определяет основные принципы деятельности депутата
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  а также его основные права, обя-
занности и ответственность.

                                Глава I
                            Общие положения

     Статья 1. Законодательство о статусе депутата Жогорку Кенеша
               Кыргызской Республики

     Статус депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  определяется
Конституцией Кыргызской Республики,  настоящим Законом и другими норма-
тивными правовыми актами Кыргызской Республики.

     Статья 2. Срок полномочий депутата Жогорку Кенеша Кыргызской
               Республики

     1. Депутат  Жогорку  Кенеша Кыргызской Республики (далее - депутат
Жогорку Кенеша) избирается на пять лет.
     2. Полномочия  депутата  Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия
присяги перед Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
     3. Полномочия  депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с
прекращением полномочий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

     Статья 3. Удостоверение и нагрудный знак депутата Жогорку Кенеша

     Удостоверение депутата Жогорку Кенеша является  основным  докумен-
том, подтверждающим его личность и полномочия, дающим право беспрепятс-
твенно посещать все органы государственной власти,  органы местного са-
моуправления,  учреждения,  предприятия,  организации и воинские части.
Статус депутата Жогорку Кенеша подтверждается  также  нагрудным  знаком
"Жогорку Кенеш".
     Положения о депутатском удостоверении и нагрудном  знаке  депутата
Жогорку Кенеша, их образцы утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Рес-
публики.

     Статья 4. Деятельность, не совместимая с осуществлением полномочий
               депутата Жогорку Кенеша

     1. Депутат Жогорку Кенеша не может одновременно занимать должность
члена Правительства Кыргызской Республики или быть  депутатом  местного
кенеша.
     2. Депутат Жогорку Кенеша не может занимать должность судьи,  про-
курора,  а также находиться на другой государственной или муниципальной
службе; не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить
в  состав  руководящего  органа или наблюдательного совета коммерческой
организации.
     3. Депутат  Жогорку  Кенеша  не может заниматься иной оплачиваемой
деятельностью,  кроме научно-педагогической и творческой  деятельности,
если  такая  деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обя-
занностей.

     Статья 5. Сочетание деятельности депутата Жогорку Кенеша
               с выполнением иных обязанностей

     1. Порядок освобождения депутата Жогорку Кенеша для работы в изби-
рательном округе и в других  случаях  определяется  Законом  Кыргызской
Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".
     2. На срок полномочий депутат Жогорку Кенеша освобождается от обя-
занностей прохождения военной службы и военных сборов.

     Статья 6. Взаимоотношения депутата Жогорку Кенеша с избирателями

     1. Депутат  Жогорку  Кенеша как полномочный представитель народа в
представительном органе,  осуществляющем законодательную власть в  Кыр-
гызской  Республике,  использует  свой  статус для обеспечения гарантии
прав,  свобод и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинс-
тва.
     2. Депутат Жогорку Кенеша ответственен перед своими избирателями и
им подотчетен.
     3. Депутат Жогорку Кенеша поддерживает связь с избирателями, поли-
тическими партиями и общественными объединениями, выдвинувшими его кан-
дидатом в депутаты,  а также государственными органами и органами мест-
ного  самоуправления,  расположенными  на территории его избирательного
округа.

     Статья 7. Досрочное прекращение и лишение полномочий депутата
               Жогорку Кенеша

     1. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются досрочно в слу-
чаях:
     - подачи  им письменного заявления о сложении депутатских полномо-
чий;
     - роспуска Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
     - признания депутата судом недееспособным;
     - вступления  в  законную силу решения суда об объявлении его без-
вестно отсутствующим или умершим, а также смерти депутата.
     2. Депутат Жогорку Кенеша лишается полномочий:
     - при вступлении в законную силу обвинительного приговора  суда  в
отношении него;
     - при переходе на работу или неоставлении им работы,  не совмести-
мой с выполнением депутатских полномочий;
     - при признании выборов недействительными;
     - при  выезде  на постоянное жительство за пределы Кыргызской Рес-
публики;
     - при выходе из гражданства Кыргызской Республики или утрате граж-
данства Кыргызской Республики.
     3. Прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша, а также лишение
его полномочий осуществляются постановлением  Центральной  комиссии  по
выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
     4. За систематическое отсутствие без уважительных причин на  засе-
даниях  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в течение одной сессии де-
путат Жогорку Кенеша лишается депутатских полномочий по решению, приня-
тому  большинством  голосов  от общего числа депутатов Жогорку Кенеша в
порядке,  определенном Законом Кыргызской Республики "О Регламенте  Жо-
горку Кенеша Кыргызской Республики".

                               Глава II
                Деятельность депутата в Жогорку Кенеше

     Статья 8. Основные обязанности депутата Жогорку Кенеша

     1. На заседаниях депутат Жогорку Кенеша на принципах политического
многообразия и на основе свободного,  коллективного обсуждения рассмат-
ривает вопросы,  относящиеся в соответствии с  Конституцией  Кыргызской
Республики к его ведению.
     2. Депутат Жогорку Кенеша обязан присутствовать на заседаниях  Жо-
горку Кенеша. О невозможности присутствовать на заседании Жогорку Кене-
ша по уважительной причине депутат заблаговременно  информирует  Торага
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
     3. Депутат Жогорку Кенеша обязан присутствовать на заседаниях  ко-
митета, комиссии, членом которых он является.

     Статья 9. Полномочия депутата Жогорку Кенеша

     1. Депутат Жогорку Кенеша имеет право:
     1) голосовать по всем обсуждаемым вопросам на  заседаниях  Жогорку
Кенеша, комитета или комиссии, членом которых он является;
     2) избирать и быть избранным на любую должность и в органы Жогорку
Кенеша;
     3) высказывать мнение по персональному составу органов,  создавае-
мых Жогорку Кенешем, и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назна-
чаемых или утверждаемых Жогорку Кенешем;
     4) разрабатывать и вносить на рассмотрение в Жогорку Кенеш проекты
законов,  а также вносить предложения относительно нормативных правовых
актов, подлежащих рассмотрению в Жогорку Кенеше;
     5) предлагать на заседании Жогорку Кенеша вопросы для  обсуждения,
обосновывать их,  вносить предложения и замечания по повестке дня,  по-
рядку ведения заседания, процедурным и другим вопросам;
     6) участвовать в прениях по всем обсуждаемым вопросам,  делать за-
явления,  подавать реплики,  выступать по мотивам голосования,  вносить
устные и письменные предложения, замечания, поправки;
     7) вносить предложения о заслушивании на заседании Жогорку  Кенеша
отчета  или информации любого государственного органа либо должностного
лица,  избираемого Жогорку Кенешем или подконтрольного ему,  а также  о
выполнении ими законов и решений Жогорку Кенеша;
     8) вносить в Жогорку Кенеш и его органы предложения о необходимос-
ти  проведения  проверок исполнения законов Кыргызской Республики госу-
дарственными органами и общественными объединениями, предприятиями, уч-
реждениями  и организациями,  о проведении депутатских расследований по
вопросам, относящимся к ведению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
     9) задавать вопросы докладчикам и содокладчикам, а также председа-
тельствующему на заседании;
     10) оглашать на заседании Жогорку Кенеша обращения граждан,  имею-
щие общественное значение;
     11) передавать  председательствующему  текст своей непроизнесенной
речи для включения его в стенограмму заседания;
     12) знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и про-
токолах заседаний Жогорку Кенеша и его органов до опубликования;
     13) принимать участие в заседаниях Жогорку Кенеша, а также в засе-
даниях его комитетов и комиссий, а в случае необходимости - в заседани-
ях  органов государственной власти,  на которых рассматриваются постав-
ленные им вопросы;
     14) вправе  принимать  участие  в заседаниях комитетов и комиссий,
членами которых они не являются, вносить предложения, участвовать в об-
суждении вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса;
     15) получать копии зарегистрированных проектов  законов,  проектов
постановлений  Правительства и других государственных органов,  а также
копии решений, принятых Жогорку Кенешем и других документов;
     16) обращаться с запросами к органам исполнительной власти;
     17) на бесплатное пользование не менее одного раза в  месяц  госу-
дарственным радио и телевидением по вопросам своей депутатской деятель-
ности.
     2. Предложения  и замечания,  внесенные депутатом на заседании Жо-
горку Кенеша,  рассматриваются и учитываются при доработке  и  принятии
нормативных правовых актов.
     3. Порядок осуществления перечисленных и иных прав депутатов уста-
навливается другими статьями настоящего Закона, Законом Кыргызской Рес-
публики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"  и  другими
нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

     Статья 10. Право законодательной инициативы депутата Жогорку
                Кенеша

     Право законодательной инициативы депутата может быть реализовано в
форме:
     - внесения предложения о необходимости разработки  проекта  нового
закона;
     - внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша проектов  новых  законов
Кыргызской Республики, проектов законов об изменениях действующих зако-
нов Кыргызской Республики;
     - предложений  о  внесении изменений в действующие законы и другие
нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

     Статья 11. Право депутата Жогорку Кенеша на объединение во фракции
                и депутатские группы

     Депутаты, представляющие  политические партии Кыргызской Республи-
ки,  имеют право на формирование фракций в  Жогорку  Кенеше  Кыргызской
Республики.
     Депутаты, не вошедшие во фракции,  вправе образовывать депутатские
группы.
     Депутаты Жогорку Кенеша, не вошедшие ни в одно из депутатских объ-
единений  (фракций,  депутатских  групп)  либо выбывшие из депутатского
объединения (фракции,  депутатской группы),  в дальнейшем могут войти в
любое из них при согласии депутатского объединения (фракции,  депутатс-
кой группы).

     Статья 12. Депутатский запрос

     1. Депутат Жогорку Кенеша имеет право запроса к  органам  исполни-
тельной  власти  и их должностным лицам,  которые обязаны дать ответ на
запрос не позднее месячного срока.
     2. Депутатский запрос оформляется в письменной форме. Если он вно-
сится на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, то депутат или
по его просьбе председательствующий на заседании Жогорку Кенеша оглаша-
ет запрос.
     3. Письменные или высказанные устно во время заседания Жогорку Ке-
неша запросы депутатов к органам исполнительной власти и их должностным
лицам оформляются и подписываются депутатом лично.
     4. В случае если на депутатский запрос не получен письменный ответ
в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, представитель органа
или должностное лицо, виновные в задержке ответа, могут быть приглашены
на заседание Жогорку Кенеша для дачи объяснений.
     5. Должностное лицо вправе отказать в письменном ответе на запрос,
если  представляемая  информация  содержит  государственную или военную
тайну.
     6. Руководители министерств,  ведомств и организаций независимо от
форм собственности,  органов исполнительной власти, местного самоуправ-
ления обязаны по запросу депутата или соответствующих комитетов Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики предоставить  материалы,  необходимые  для
проверки проведения в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем
Кыргызской Республики, обеспечить условия для ее осуществления.
     Проверяющие имеют право беспрепятственно посещать объекты,  знако-
миться с принятыми руководителями мерами по претворению в жизнь законов
и решений.
     7. Депутат Жогорку Кенеша вправе дать оценку ответу  государствен-
ных  органов или должностных лиц на запрос.  По требованию депутата Жо-
горку Кенеша, поддержанному не менее 1/5 частью депутатов Жогорку Кене-
ша, в повестку дня включается вопрос в связи с депутатским запросом. По
результатам обсуждения принимается постановление.  Запрос, ответ на не-
го, постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, принятое по ре-
зультатам рассмотрения запроса,  должны быть опубликованы  в  средствах
массовой информации.

     Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний депутата
                на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

     1. Предложения и замечания, высказанные депутатом на заседании Жо-
горку  Кенеша  или переданные председательствующему в письменной форме,
рассматриваются на заседании Жогорку Кенеша или его органов  либо  нап-
равляются  им  на рассмотрение соответствующим государственным органам,
органам местного самоуправления,  их должностным лицам  и  общественным
объединениям.
     2. Государственные органы,  а также должностные лица, которым нап-
равлены  предложения  и  замечания депутата,  обязаны рассмотреть их не
позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить депутату и Жогорку
Кенешу.
     3. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний
депутатов осуществляется комитетами, комиссиями и Аппаратом Жогорку Ке-
неша.

     Статья 14. Участие депутата в выполнении поручений Жогорку Кенеша
                и его органов

     Депутат Жогорку Кенеша по поручению Жогорку Кенеша или его органов
участвует в проверках исполнения законов  Кыргызской  Республики  госу-
дарственными органами и общественными объединениями, предприятиями, уч-
реждениями и организациями.  О результатах проверок информирует Жогорку
Кенеш или его органы. В случае необходимости вносит предложения об уст-
ранении выявленных недостатков,  отмене незаконных решений, привлечении
к  ответственности лиц,  допустивших нарушение закона или других норма-
тивных правовых актов и невыполнение постановления Жогорку Кенеша  Кыр-
гызской Республики.

     Статья 15. Депутатское расследование

     По инициативе  депутата,  комитетов Жогорку Кенеша или депутатских
объединений (фракций,  депутатских групп) Жогорку Кенеша  может  прово-
диться депутатское расследование по любому вопросу, который относится к
полномочиям Жогорку Кенеша.
     Все государственные  органы  и  должностные лица обязаны оказывать
необходимое содействие в проведении депутатского расследования.  Они по
требованию  депутата  Жогорку Кенеша или депутатской комиссии,  ведущей
расследование,  обязаны беспрепятственно представлять  необходимые  для
объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе ук-
лониться от дачи объяснений депутатам,  ведущим депутатское расследова-
ние.

                               Глава III
                 Деятельность депутата Жогорку Кенеша
                        в избирательном округе

     Статья 16. Полномочия депутата Жогорку Кенеша в связи с работой
                в избирательном округе

     В целях осуществления своих полномочий депутат Жогорку Кенеша име-
ет право:
     1) встречаться с избирателями;
     2) приглашать  для  участия во встречах с избирателями должностных
лиц государственных учреждений и органов местного самоуправления;
     3) участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и
управления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
     4) контролировать исполнение законов и постановлений Жогорку Кене-
ша;
     5) контролировать  рассмотрение направленных в государственные ор-
ганы и общественные объединения,  предприятия, учреждения и организации
предложений,  заявлений и жалоб граждан,  принимать личное участие в их
рассмотрении.  Должностные лица государственных и общественных органов,
предприятий,  учреждений  и  организаций обязаны оказывать депутату со-
действие в его контрольной деятельности;
     6) проводить собрания или конференции избирателей округа,  встречи
с представителями трудовых коллективов,  политических партий и  общест-
венных объединений;
     7) беспрепятственно посещать все предприятия, учреждения и органи-
зации.  Порядок посещения предприятий,  учреждений и организаций,  дея-
тельность которых связана с охраной государственных тайн,  устанавлива-
ется законами;
     8) участвовать в работе различных объединений депутатов, избирате-
лей, органов общественного и местного самоуправления, собраний трудовых
коллективов,  граждан по месту жительства и военнослужащих по  воинским
частям.

     Статья 17. Право депутата Жогорку Кенеша требовать устранения
                нарушения законности

     1. В случае нарушения прав и охраняемых законом интересов  граждан
или иных нарушений законности депутат как представитель законодательной
власти вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходи-
мых  случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и долж-
ностным лицам пресечь такие нарушения. Факт нарушения может быть зафик-
сирован  в  протоколе,  составленном  депутатом  или  по его требованию
представителем соответствующего правоохранительного или контролирующего
органа.
     2. Должностные лица государственных органов,  руководители органов
местного   самоуправления  и  общественных  объединений,  администрации
предприятий,  учреждений и организаций,  а также работники правоохрани-
тельных органов,  к которым обращено требование депутата, обязаны неза-
медлительно принять меры для устранения нарушения,  а при необходимости
- для привлечения виновных к ответственности с последующим информирова-
нием об этом депутата.  В случае непринятия мер по устранению нарушения
должностные лица несут ответственность, установленную законом.

     Статья 18. Рассмотрение депутатом Жогорку Кенеша предложений,
                заявлений и жалоб граждан

     Депутат Жогорку Кенеша обязан принимать и в установленном  законо-
дательством  Кыргызской Республики порядке и сроках рассматривать пред-
ложения,  заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и в пределах
своих полномочий принимать необходимые меры.

     Статья 19. Обязанности местных государственных администраций
                и органов местного самоуправления по содействию
                деятельности депутата Жогорку Кенеша в избирательном
                округе

     1. Местные государственные администрации и органы местного самоуп-
равления,  руководители государственных предприятий, учреждений и орга-
низаций обязаны создавать депутату Жогорку Кенеша условия для встречи с
избирателями,  сообщать о времени и месте проведения таких встреч, ока-
зывать иную необходимую помощь и представлять требуемую  депутатом  ин-
формацию.
     2. Местные государственные администрации и органы местного самоуп-
равления  обязаны  в избирательных округах выделить помещения избранным
депутатам Жогорку Кенеша и содержать их для приема избирателей и прове-
дения собраний.

     Статья 20. Отчет депутата Жогорку Кенеша перед избирателями

     1. Депутат Жогорку Кенеша не реже одного раза в год обязан отчиты-
ваться о своей деятельности и ходе  выполнения  предвыборной  программы
перед избирателями округа.
     2. Местные государственные администрации и органы местного самоуп-
равления обеспечивают освещение отчета депутата Жогорку Кенеша в средс-
твах массовой информации.

                               Глава IV
              Основные гарантии депутатской деятельности
                        депутата Жогорку Кенеша

     Статья 21. Гарантии реализации права законодательной инициативы

     Право законодательной инициативы депутата Жогорку Кенеша  гаранти-
руется:
     - обязательным рассмотрением внесенного в порядке  законодательной
инициативы  предложения  на заседании Жогорку Кенеша и принятием одного
из следующих решений: принятие закона, принятие решения о начале разра-
ботки нового законопроекта,  направление предложенного законопроекта на
доработку в соответствующие комитеты и комиссии,  обоснованное отклоне-
ние законодательной инициативы;
     - обязательной постановкой на  голосование  предложений,  а  также
всех внесенных депутатом поправок и дополнений к проекту закона.

     Статья 22. Право депутата Жогорку Кенеша на безотлагательный
                прием должностными лицами

     При осуществлении своей депутатской деятельности  депутат  Жогорку
Кенеша пользуется правом безотлагательного приема руководящими и други-
ми должностными лицами органов государственной власти, органов местного
самоуправления,  предприятий,  учреждений,  организаций  и общественных
объединений.

     Статья 23. Право участия депутата Жогорку Кенеша в работе иных
                представительных органов государственной власти и
                органов местного самоуправления

     Депутат Жогорку Кенеша вправе участвовать в работе иных представи-
тельных  органов государственной власти и органов местного самоуправле-
ния с правом совещательного голоса.

     Статья 24. Обращение депутата Жогорку Кенеша с вопросом к члену
                Правительства Кыргызской Республики

     Депутат, группа  депутатов  вправе обращаться с вопросами к Премь-
ер-министру и членам Правительства.
     По необходимости  или по требованию депутата Жогорку Кенеша на за-
седании Жогорку Кенеша проводится "правительственный день" один  раз  в
месяц для ответов членов Правительства Кыргызской Республики, руководи-
телей административных ведомств,  руководителей  государственных  адми-
нистраций областей, районов на вопросы депутатов Жогорку Кенеша.
     Вопрос в письменной форме  заблаговременно  передается  депутатом,
группой депутатов в соответствующие комитеты Жогорку Кенеша,  что явля-
ется основанием для приглашения  соответствующего  члена  Правительства
Кыргызской Республики.
     В случае если приглашенный член Правительства Кыргызской Республи-
ки не имеет возможности прибыть на заседание Жогорку Кенеша,  он в обя-
зательном порядке должен дать предварительный письменный ответ  на  за-
данный вопрос. Ответ члена Правительства Кыргызской Республики доводит-
ся до сведения депутата председательствующим на заседании Жогорку Кене-
ша.

     Статья 25. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений
                депутата Жогорку Кенеша

     1. Должностное лицо обязано дать депутату ответ на его обращение в
течение месяца.
     2. Обращения депутата по вопросам,  находящимся в ведении  местных
государственных администраций,  местного самоуправления,  министерств и
ведомств,  подлежат рассмотрению этими органами. О дне рассмотрения де-
путат должен быть извещен заблаговременно.

     Статья 26. Право депутата Жогорку Кенеша на получение
                и распространение информации

     1. Торага Жогорку Кенеша обеспечивает депутатов документами Жогор-
ку Кенеша Кыргызской Республики,  а также информационными и справочными
материалами,  официально  распространенными  Администрацией  Президента
Кыргызской Республики,  Правительством Кыргызской Республики, Конститу-
ционным судом Кыргызской Республики, Верховным судом Кыргызской Респуб-
лики, иными государственными органами и общественными объединениями.
     2. Органы государственной власти, местного самоуправления, общест-
венные объединения, а также должностные лица при обращении депутата Жо-
горку Кенеша обязаны обеспечивать его  консультациями  специалистов  по
вопросам,  связанным с депутатской деятельностью,  безотлагательно пре-
доставлять необходимую информацию.
     3. Депутат Жогорку Кенеша для обеспечения депутатской деятельности
имеет право использования копировально-множительной и электронно-вычис-
лительной  техники государственных предприятий,  учреждений и организа-
ций, расположенных на территории избирательного округа.
     4. Депутат Жогорку Кенеша имеет преимущественное право на бесплат-
ное выступление по вопросам своей депутатской деятельности по телевиде-
нию, радио и в других средствах массовой информации. Внесение изменений
и дополнений в представленные депутатом материалы без его  согласия  не
допускается.

     Статья 27. Гарантии трудовых прав депутата

     1. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики депутат Жо-
горку Кенеша осуществляет свои полномочия в Жогорку Кенеше, действующем
постоянно.
     2. Депутату Жогорку Кенеша после окончания срока полномочий Прави-
тельством Кыргызской Республики должна быть предоставлена выполнявшаяся
им до его избрания работа (должность) в государственных учреждениях, на
предприятиях  и  в организациях,  за исключением должности члена Прави-
тельства и выборной должности в органах управления,  а  при  отсутствии
такой возможности в связи с упразднением прежней должности или ликвида-
цией предприятия,  учреждения или организации - другая равнозначная ра-
бота или должность на том же предприятии, в учреждении, организации ли-
бо с согласия депутата - другом предприятии, учреждении, организации.
     3. Депутату  Жогорку  Кенеша  из числа военнослужащих и работников
правоохранительных органов не может быть задержано присвоение очередно-
го воинского или специального звания согласно занимаемой должности.
     4. Во время трудоустройства по истечении срока полномочий за депу-
татом  Жогорку Кенеша сохраняется средняя заработная плата на период не
свыше шести месяцев со дня окончания срока полномочий.
     5. Время проживания депутата Жогорку Кенеша,  связанное с исполне-
нием депутатских обязанностей,  вне территории соответствующей  области
либо города Бишкек, откуда он был избран, считается временем постоянно-
го проживания в указанных административных  территориях,  если  он  там
проживал до избрания.

     Статья 28. Иммунитет депутата Жогорку Кенеша

     1. Депутат  Жогорку Кенеша обладает правом неприкосновенности.  Он
не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи  с  депу-
татской  деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку
Кенеше Кыргызской Республики.  Депутат не может быть задержан или арес-
тован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был
застигнут на месте совершения преступления. Привлечение депутата к уго-
ловной, а также к административной ответственности, налагаемой в судеб-
ном порядке,  допускается только с согласия Жогорку  Кенеша  Кыргызской
Республики.
     2. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, слу-
жебное помещения,  багаж, личные и служебные транспортные средства, пе-
реписку,  используемые им средства связи,  а также на принадлежащие ему
документы.
     3. Депутат Жогорку Кенеша не может быть  задержан  или  арестован,
подвергнут обыску,  допросу или личному досмотру,  кроме случаев, когда
был застигнут на месте совершения преступления.  В этих  случаях  Гене-
ральный прокурор Кыргызской Республики в течение трех суток дает предс-
тавление Жогорку Кенешу для получения согласия на привлечение к уголов-
ной ответственности депутата Жогорку Кенеша. Жогорку Кенеш рассматрива-
ет представление Генерального прокурора в течение трех суток во внеоче-
редном  порядке.  Если  Жогорку Кенеш не рассмотрел представление Гене-
рального прокурора в течение трех суток,  депутат подлежит освобождению
под поручительство группы депутатов Жогорку Кенеша.

     Статья 29. Порядок дачи согласия на привлечение депутата Жогорку
                Кенеша к уголовной или административной ответственности

     Уголовное дело в отношении депутата Жогорку Кенеша может быть воз-
буждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики.
     Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается:  по уголов-
ным  делам - по представлению Генерального прокурора Кыргызской Респуб-
лики,  по административным правонарушениям, по делам частного обвинения
- по представлению судьи, рассматривающего дело.
     Для получения согласия на привлечение депутата  Жогорку  Кенеша  к
уголовной ответственности,  а также к административной ответственности,
налагаемой в судебном порядке,  Генеральный прокурор Кыргызской Респуб-
лики либо судья, рассматривающий дело, вносит в Жогорку Кенеш представ-
ление.
     Для рассмотрения  представления  Генерального прокурора Кыргызской
Республики,  судьи, рассматривающего дело по частному обвинению относи-
тельно  лишения депутата неприкосновенности создается специальная депу-
татская комиссия (далее - комиссия) по расследованию в порядке, предус-
мотренном  Законом  Кыргызской  Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики".
     Комиссия рассматривает  представление  не  позднее  чем в месячный
срок. При необходимости от Генерального прокурора Кыргызской Республики
и суда (судьи) могут быть истребованы дополнительные материалы.
     Комиссия при рассмотрении вопроса о лишении  депутата  неприкосно-
венности  обязана  заслушать  депутата,  относительно которого решается
вопрос, представителя прокуратуры или заявителя (частного обвинителя).
     После составления  и  оглашения  комиссией  по расследованию своей
справки,  а также проекта решения вопрос о лишении депутата неприкосно-
венности включается в повестку дня ближайшего заседания Жогорку Кенеша.
     При рассмотрении указанного вопроса, а также в представленном про-
екте  решения  ограничиваются  интерпретацией,  оценкой  или уточнением
только указанных в представлении фактов.  В прениях по проекту  решения
принимают участие докладчик от комиссии,  депутат Жогорку Кенеша, отно-
сительно которого решается вопрос.
     Решение об удовлетворении представления Генерального прокурора или
суда считается принятым,  если за него проголосовало не менее двух тре-
тей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.  Решение оформляется пос-
тановлением Жогорку Кенеша.
     Генеральная прокуратура, суд извещаются в трехдневный срок о моти-
вированном постановлении Жогорку Кенеша.
     Жогорку Кенеш  при наличии оснований может пересмотреть свое реше-
ние.
     В случае  если  Жогорку  Кенеш не удовлетворил представление Гене-
рального прокурора или суда в течение трех  месяцев,  то  представление
считается отклоненным.
     Генеральный прокурор  или  суд  (судья)  Кыргызской  Республики  в
трехдневный  срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить
Жогорку Кенешу о результатах расследования или рассмотрения дела.
     Отказ Жогорку Кенеша дать согласие на лишение депутата Жогорку Ке-
неша неприкосновенности является  обстоятельством,  исключающим  произ-
водство  по уголовному делу или производство по административным право-
нарушениям, предусматривающим административную ответственность, налага-
емую в судебном порядке.
     Лица за нарушение неприкосновенности  депутата  несут  ответствен-
ность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 30. Обеспечение материально-финансовых условий
                осуществления депутатом его полномочий

     1. Работа депутата Жогорку Кенеша,  а также расходы,  связанные  с
его парламентской деятельностью,  оплачиваются за счет государственного
бюджета.
     2. Размер и условия оплаты труда депутата определяются Жогорку Ке-
нешем Кыргызской Республики.
     3. Депутат  Жогорку  Кенеша  не может получать какой бы то ни было
иной оплаты,  кроме оплаты за творческую деятельность. Оплатой за твор-
ческую деятельность депутата Жогорку Кенеша считается авторский гонорар
за произведения искусства и их исполнение,  публикации статей  и  книг,
выступления по радио и в телепередачах,  а также оплата за научно-педа-
гогическую,  консультационную работу в свободное от  заседаний  Жогорку
Кенеша, его комитетов и комиссий время.

     Статья 31. Медицинское обеспечение депутата Жогорку Кенеша

     Депутату Жогорку Кенеша медицинское обеспечение предоставляется на
условиях, установленных для членов Правительства Кыргызской Республики.

     Статья 32. Дополнительные средства, связанные с депутатскими
                обязанностями

     На канцелярские,  почтовые,  телефонно-телеграфные, транспортные и
иные расходы, связанные с парламентской деятельностью, депутату Жогорку
Кенеша выделяются дополнительные средства, размер и порядок выплаты ко-
торых устанавливаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

     Статья 33. Отпуск депутата

     Депутату Жогорку Кенеша предоставляется ежегодный оплачиваемый от-
пуск  продолжительностью 30 рабочих дней.  Порядок оплаты отпуска уста-
навливается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. Депутату Жогорку Ке-
неша трудовой отпуск предоставляется по окончании работы сессии.

     Статья 34. Право депутата на бесплатный проезд

     1. Депутат Жогорку Кенеша на территории Кыргызской Республики име-
ет право на бесплатное пользование всеми видами государственного пасса-
жирского транспорта,  за исключением такси, а также право внеочередного
приобретения проездных документов.
     2. Местные государственные администрации и органы местного самоуп-
равления,  предприятия,  учреждения и организации обязаны предоставлять
депутату  Жогорку Кенеша транспорт для поездок при выполнении депутатс-
ких обязанностей.

     Статья 35. Обеспечение депутата жилой площадью

     Депутат Жогорку  Кенеша  Кыргызской Республики, не имеющий жилья в
городе Бишкек,  со  дня  начала его полномочий обеспечивается служебным
жильем или  ему в установленном законодательством Кыргызской Республики
порядке выдаются денежные средства для найма жилья.
     (В редакции Закона КР от 5 апреля 2008 года № 45)

     Статья 36. Организация работы депутата Жогорку Кенеша

     1. Организация работы депутата Жогорку Кенеша осуществляется Аппа-
ратом Жогорку Кенеша,  который обеспечивает его служебными помещениями,
необходимыми техническими средствами,  средствами связи, а также транс-
портным обслуживанием.
     2. Депутат обеспечивается специальной литературой по законопроект-
ной работе, необходимым справочным материалом и периодическими издания-
ми.
     3. Местные государственные администрации и органы местного самоуп-
равления предоставляют депутату Жогорку Кенеша помещения  для  осущест-
вления  депутатской деятельности.  Депутат имеет право на получение вне
очереди номера в гостинице.
     4. В  зарубежных  поездках депутат пользуется дипломатическим пас-
портом,  а дипломатические представительства Кыргызской  Республики  за
рубежом должны оказывать ему необходимую помощь и поддержку.

     Статья 37. Возмещение расходов депутату при выезде в связи
                с депутатской деятельностью

     Возмещение расходов депутату Жогорку Кенеша,  выезжающему в коман-
дировки  за пределы Кыргызской Республики,  связанные с его депутатской
деятельностью,  производится в порядке и размерах, установленных норма-
тивными правовыми актами.

     См. также:
     постановление Жогорку  Кенеша КР от 24 мая 2005 года N 290-III "Об
утверждении Положения о порядке выезда в служебные командировки депута-
тов, консультантов, помощников депутатов и ответственных работников Ап-
парата и Управления делами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"

     Статья 38. Ответственность за посягательство на честь и
                достоинство депутата Жогорку Кенеша

     Оскорбление депутата Жогорку Кенеша при исполнении им  депутатских
обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение
информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут  от-
ветственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 38-1. Социальная защита депутата Жогорку Кенеша
                  Кыргызской Республики

     1. В случае гибели депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в
связи  с  осуществлением  депутатских  полномочий либо его смерти после
сложения полномочий вследствие ранения, травмы, заболевания, полученных
во время осуществления депутатских полномочий, семье погибшего (умерше-
го) и его иждивенцам из  средств  республиканского  бюджета  Кыргызской
Республики  выплачивается единовременное пособие в размере двадцати го-
довых заработков погибшего (умершего).
     Под заработком понимается средняя заработная плата,  все надбавки,
компенсации, премии и иные выплаты, получаемые депутатом в течение пол-
ного  календарного года.  При исполнении депутатских обязанностей менее
одного календарного года условный расчет производится исходя из предпо-
лагаемых выплат, которые получил бы депутат в течение полного календар-
ного года.
     2. Положения настоящей статьи распространяются на отношения,  воз-
никшие с января 2005 года.
     (В редакции Закона КР от 29 декабря 2006 года N 229)

     Статья 39.    Ответственность за неправомерное воздействие
                   на депутата Жогорку Кенеша, членов его семьи и других
                   родственников

     Неправомерное воздействие  на депутата Жогорку Кенеша,  членов его
семьи и других его родственников,  выраженное в виде насилия или угрозы
применения насилия,  оказанное в целях прекращения депутатской деятель-
ности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотрен-
ную законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 39-1.     Меры по обеспечению депутатов Жогорку Кенеша
                     Кыргызской Республики средствами обороны

     По ходатайству Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики депута-
там  Жогорку  Кенеша  Кыргызской Республики выдается именное оружие для
пожизненного пользования.  Уполномоченный государственный орган  выдает
разрешение на хранение и ношение данного оружия в порядке,  установлен-
ном законодательством Кыргызской Республики.
     (В редакции Закона КР от 12 февраля 2007 года № 14)

                                Глава V
                       Заключительные положения

     Статья 40. Ответственность за невыполнение требований настоящего
                Закона

     Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов го-
сударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, уч-
реждений,  организаций,  общественных объединений требований настоящего
Закона,  создание депутату Жогорку Кенеша препятствий  в  осуществлении
депутатской деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной ин-
формации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и  по-
рядка предоставления информации, ответов на запросы и обращения депута-
та Жогорку Кенеша влекут ответственность, предусмотренную законодатель-
ством Кыргызской Республики.

     Статья 41. О введении в действие настоящего Закона

     1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

	2.Признать утратившими силу:

     - Закон Кыргызской Республики "О статусе депутата Законодательного
собрания  и  депутата  Собрания  народных представителей Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
1997 г.,  №, ст.157);
     - Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в  Закон  Кыр-
гызской  Республики "О статусе депутата Законодательного собрания и де-
путата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской  Рес-
публики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., № 8,
ст.256);
     - Закон  Кыргызской  Республики "О внесении изменений в Закон Кыр-
гызской Республики "О статусе депутата Законодательного собрания и  де-
путата  Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Рес-
публики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 5,
ст.255);
     - Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон  Кыр-
гызской  Республики "О статусе депутата Законодательного собрания и де-
путата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской  Рес-
публики"  (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  1999 г.,  №
12, ст.541).".
     (В редакции Закона КР от 29 декабря 2006 года N 231)

     Президент 
     Кыргызской Республики                                  К.Бакиев