Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\e1909fdf-cfbd-4e80-8760-eff07e2066ee\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 9 августа 2012 года № 161

О Государственном банке развития Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы формирования, цели создания и деятельности Государственного банка развития Кыргызской Республики, предназначенного для развития и стимулирования приоритетных и стратегических отраслей экономики Кыргызской Республики.

 

Глава 1
Общие положения

 

Статья 1. Государственный банк развития Кыргызской Республики и его статус

 

1. Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее Банк) является юридическим лицом, созданным в форме открытого акционерного общества.

Единственным акционером Банка является Правительство Кыргызской Республики в лице Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики.

2. Местом нахождения Банка является город Бишкек.

3. Кыргызская Республика не несет ответственности по обязательствам Банка. Банк не несет ответственности по обязательствам Кыргызской Республики.

 

Статья 2. Правовое регулирование деятельности Банка

 

1. Правовое регулирование деятельности Банка осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207)

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Статья 3. Цель Банка

 

Основной целью деятельности Банка является диверсификация и стимулирование экономики Кыргызской Республики посредством инвестиционной деятельности, включая инвестиции в крупные национальные проекты на коммерчески разумных условиях.

 

Статья 4. Задачи Банка

 

Приоритетными задачами Банка являются:

1) мультипликативное воздействие на смежные сектора экономики;

2) стимулирование структурных сдвигов экономики;

3) реабилитация и развитие производственной инфраструктуры;

4) формирование экспорто-ориентированного производственного сектора экономики;

5) содействие росту деловой и инвестиционной активности в регионах;

6) выравнивание экономического развития регионов;

7) обеспечение доступа субъектов экономики к кредитным ресурсам на средне- и долгосрочной основе;

8) стимулирование привлечения инвестиций в развитие отечественных предприятий;

9) внедрение современных методов менеджмента, оценки и контроля процессов кредитования и реализации проектов.

 

Статья 5. Функции и полномочия Банка

 

1. Функции Банка:

1) отбор и финансирование проектов, включая участие (в капитале) в деятельности юридических лиц;

2) оценка проектов, предлагаемых к финансированию, в соответствии с внутренними актами Банка;

3) отбор юридических лиц для реализации проектов;

4) мониторинг реализации финансируемых Банком проектов;

5) привлечение и погашение займов из различных источников;

6) взаимодействие с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и участие в реализации международными организациями развития проектов на территории Кыргызской Республики;

7) оказание Банком услуг финансового, инвестиционного и аналитического консалтинга;

8) контроль за соблюдением юридическими лицами требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Банка.

2. Для осуществления своей деятельности Банк наделяется следующими полномочиями:

1) осуществляет свою кредитную политику в соответствии с внутренними актами, утверждаемыми Советом директоров Банка;

2) определяет целесообразность финансирования проекта;

3) привлекает экспертов и консультантов для осуществления банковской экспертизы;

4) привлекает заемные средства, в том числе из республиканского бюджета, согласно закону о республиканском бюджете на соответствующий год;

5) выступает организатором и участником заимствования с участием отечественных и зарубежных банков и других финансовых институтов.

 

Глава 2
Взаимоотношения Банка с государственными органами Кыргызской Республики, Национальным
банком Кыргызской Республики, международными финансовыми институтами и зарубежными банками

 

Статья 6. Взаимоотношения Банка с государственными органами Кыргызской Республики

 

1. Банк самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Запрещается вмешательство в любой форме государственных органов, их должностных лиц в деятельность Банка, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

 

Статья 7. Взаимоотношения с Национальным банком Кыргызской Республики

 

1. Национальный банк Кыргызской Республики осуществляет надзор и регулирование деятельности Банка в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики, с особенностями, установленными настоящим Законом. Банку не требуется получение лицензии на право осуществления банковских операций.

1) при возникновении противоречий между настоящим Законом и Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" применяются положения настоящего Закона;

2) Банку не требуется получение лицензии в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности".

2. Средства Банка размещаются на отдельном счете в Национальном банке Кыргызской Республики и в иных коммерческих банках (банках-участниках).

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Статья 8. Взаимоотношения Банка с международными финансовыми институтами и зарубежными банками

 

В своей деятельности Банк взаимодействует с международными финансовыми институтами и зарубежными банками по финансированию проектов на техническом уровне.

 

Глава 3
Привлечение и использование финансовых ресурсов

 

Статья 9. Операции Банка

 

1. Для выполнения своих функций Банк может проводить следующие виды банковских операций:

1) привлекать займы от своего имени на договорных условиях;

2) предоставлять кредиты на основе платности, срочности и возвратности;

3) открывать и вести банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Банка, и корреспондентские счета в Национальном банке Кыргызской Республики;

4) оказывать консультационные и информационные услуги, связанные с кредитной деятельностью;

5) производить покупку и продажу иностранной валюты для своих нужд наличным и безналичным платежом;

6) выдавать банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Банка на возмездной основе.

2. Договорная документация по каждой операции, в которой участвует Банк, включает указание о том, что обязательства Банка по операциям не гарантированы Кыргызской Республикой и Кыргызская Республика не несет ответственности за убытки, понесенные в связи с операцией.

 

Статья 10. Привлечение и использование Банком финансовых ресурсов из других источников

 

1. Банк имеет право получать финансовые ресурсы из других источников на основе платности, срочности и возвратности. Порядок и условия предоставления, использования и возврата финансовых средств, получаемых Банком из других источников, определяются Советом директоров Банка, а также двусторонними договорами.

2. Средства государства, предназначенные для Банка, проводятся только через государственный бюджет согласно закону о республиканском бюджете на соответствующий год.

 

Статья 11. Взаимоотношения Банка с банками-участниками

 

1. Кредитное обслуживание банков-участников осуществляется Банком на основе договора в соответствии с внутренними актами Банка, утвержденными правлением Банка.

2. Общие условия обслуживания являются открытой информацией. В случае изменения условий обслуживания Банк уведомляет об этом банки-участники в порядке, установленном внутренними актами Банка, утвержденными правлением Банка.

3. При осуществлении обслуживания банков-участников Банк вправе использовать любые применяемые в международной практике системы расчетов, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

4. Банк осуществляет контроль целевого использования средств банками-участниками в соответствии с настоящим Законом и внутренними актами Банка.

 

Статья 12. Финансирование проектов

 

1. Банк финансирует проекты, отвечающие требованиям, установленным Советом директоров Банка.

2. Финансирование Банком проектов осуществляется посредством:

1) участия в деятельности юридических лиц, реализующих проекты в соответствии с внутренними актами и соглашениями, утверждаемыми Советом директоров Банка;

2) кредитования проектов в соответствии с внутренними актами и кредитными договорами, утверждаемыми Советом директоров Банка.

3. Финансирование Банком проектов производится на условиях, в порядке и сроки, которые определены в соответствии с внутренними актами, утверждаемыми Советом директоров Банка. Величина ставки вознаграждения по предоставляемым кредитам исчисляется с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов Банка.

4. Предоставляемые Банком кредиты должны быть обеспечены залогом, гарантией и другими, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики, способами обеспечения исполнения обязательств.

 

Статья 13. Мониторинг реализации проектов, финансируемых Банком

 

1. Банк в отношении финансируемых им проектов на основе соглашений с субъектами, реализующими проекты, осуществляет мониторинг, включая:

1) графики финансирования реализации проектов банками-участниками;

2) финансовое состояние банков-участников и юридических лиц, реализующих проекты;

3) эффективность расходования средств по итогам промежуточных результатов проекта;

4) распределение рисков.

2. Банки-участники в соответствии с договорами на агентское обслуживание в отношении обслуживаемых ими проектов осуществляют мониторинг фактического выполнения объемов работ, предоставленных услуг по реализуемым проектам.

3. Правление Банка ежегодно проводит анализ реализации и финансирования проектов с оценкой соответствия результатов проектным технико-экономическим показателям и представляет соответствующее заключение Совету директоров Банка.

 

Статья 14. Ограничения деятельности Банка

 

Банку запрещается:

1) выдавать кредиты физическим и юридическим лицам, кроме банков-участников, организаций-лизингодателей и юридических лиц, реализующих отобранные для финансирования Банком проекты;

2) привлекать депозиты, открывать счета физическим лицам;

3) предоставлять займы без обеспечения их возврата;

4) осуществлять дополнительное внешнее и внутреннее заимствование при наличии просроченных (более одного года) обязательств по ранее привлеченным им займам;

5) предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики, другим государственным органам и органам местного самоуправления;

6) предоставлять финансовую помощь в любой форме органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также хозяйствующим субъектам;

7) привлекать финансирование из государственных источников, кроме финансирования в соответствии с законом о республиканском бюджете.

 

Глава 4
Капитал и прибыль Банка

 

Статья 15. Капитал Банка

 

1. Минимальный уставный капитал Банка составляет 2000000000 (два миллиарда) кыргызских сомов и должен быть полностью оплачен.

Уставный капитал Банка формируется в национальной валюте за счет средств, распределенных через республиканский бюджет и переданных Банку его Акционером, и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по предложению Правительства Кыргызской Республики.

2. Банк не имеет права выкупать и принимать в залог собственные акции.

3. Акции Банка не могут быть проданы, заложены, обременены или отчуждены каким-либо иным способом.

 

Статья 16. Прибыль Банка

 

1. Прибыль Банка определяется по результатам финансового года в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности после учета всех доходов и расходов, имевших место в данном периоде, включая:

1) операционные и иные расходы на содержание, необходимые для обеспечения нормальной деятельности Банка, принятые в международной практике;

2) формирование Банком резервов на покрытие потенциальных убытков.

2. Порядок распределения чистой прибыли Банка определяется его Советом директоров на основании рекомендаций правления Банка.

 

Статья 17. Формирование Банком резервов на покрытие потенциальных убытков

 

Формирование Банком резервов на покрытие потенциальных убытков по классифицированным активам и условным обязательствам производится в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

 

Глава 5
Бюджет, отчетность и независимый аудит Банка

 

Статья 18. Бюджет и отчетность Банка

 

1. Финансовый год Банка устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Ежегодный проект бюджета Банка подготавливается по форме, утвержденной Советом директоров Банка.

3. Правление Банка ежегодно подготавливает отчет об исполнении бюджета Банка, баланс и отчет о прибыли и убытках Банка. Отчет об исполнении бюджета Банка утверждается Советом директоров Банка.

4. Банк представляет отчетность:

1) о расходах средств республиканского бюджета в уполномоченный орган по исполнению бюджета ежеквартально, если есть таковые;

2) прошедшую аудиторскую проверку после утверждения ее Советом директоров Банка, а также иные отчеты о деятельности Банка, определяемые Советом директоров Банка, в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики до 31 мая года, следующего за отчетным.

5. Акционер имеет право запрашивать и получать соответствующую отчетность о деятельности Банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставом Банка.

6. Годовой отчет Банка, утвержденный Советом директоров Банка, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации. Информация о деятельности Банка размещается на официальном сайте Банка в сети Интернет.

 

Статья 19. Аудит Банка

 

1. По результатам проведенного Банком тендера Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в срок не позднее 6 месяцев до окончания финансового года Банка рассматривает и утверждает аудиторскую организацию, имеющую признанную международную репутацию и опыт проведения аудита центральных банков не менее 5 лет.

Одна и та же аудиторская организация не может рассматриваться и утверждаться Жогорку Кенешем Кыргызской Республики более двух раз подряд.

2. Аудит Банка должен осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита и может быть проведен аудиторской организацией, зарегистрированной в Кыргызской Республике и имеющей соответствующую лицензию.

3. Банк, согласно договору, заключенному с аудиторской фирмой, представляет отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки в соответствии с международной аудиторской практикой.

4. Оплата услуг аудиторской фирмы по аудиту Банка осуществляется за счет собственных средств Банка.

 

Глава 6
Структура органов управления Банка

 

Статья 20. Органы управления Банка

 

1. Наблюдательный орган - Совет директоров Банка.

2. Исполнительный орган - правление Банка.

3. Контрольные органы - внутренний аудитор и риск-менеджер.

 

Статья 21. Совет директоров Банка

 

1. Наблюдательным органом Банка является Совет директоров Банка, который несет фидуциарную ответственность перед Акционером.

2. Совет директоров Банка состоит из председателя и 6 других членов.

3. Члены Совета директоров Банка назначаются Премьер-министром Кыргызской Республики на 3-летний срок и могут назначаться на повторные сроки.

4. Члены Совета директоров Банка не работают в Банке на постоянной основе.

5. Члены Совета директоров отвечают всем требованиям, предъявляемым к должностным лицам банков в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", за исключением того, что их назначение не подлежит утверждению Национальным банком Кыргызской Республики.

6. Не более 3 членов Совета директоров представляются депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, остальные члены - Правительством Кыргызской Республики.

7. Полномочия члена Совета директоров могут быть досрочно прекращены решением Премьер-министра Кыргызской Республики по рекомендации большинства членов Совета директоров. В 2-месячный срок с даты прекращения полномочий члена Совета директоров Банка Премьер-министр Кыргызской Республики назначает нового члена Совета в соответствии с настоящим Законом.

8. К исключительной компетенции Совета директоров Банка относятся следующие вопросы его деятельности:

1) утверждение годового отчета Банка;

2) принятие решений о выпуске Банком облигаций и определение порядка выпуска ценных бумаг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

3) принятие решений об одобрении сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Банком имущества, балансовая стоимость которого составляет 10 процентов и более размера собственных средств (капитала) Банка на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о заключении таких сделок;

4) определение основных рисков операционной и инвестиционной деятельности Банка, установление предельных уровней для этих рисков, а также организация управления ими;

5) утверждение финансового плана доходов и расходов (бюджет) Банка, порядка формирования резервов и фондов, а также порядка использования прибыли, резервов и фондов;

6) формирование и сохранение адекватной и эффективной системы внутреннего контроля Банка;

7) утверждение регламентов и правил деятельности Банка и его взаимодействия с банками-участниками, кредиторами и иными третьими лицами.

9. Все решения Совета директоров Банка принимаются в соответствии с заявлением о корпоративных намерениях:

1) Совет директоров Банка не позднее чем за 1 месяц до начала каждого финансового года представляет Акционеру проект заявления о корпоративных намерениях;

2) в заявлении о корпоративных намерениях приводится следующая информация по Банку на данный финансовый год и каждый из непосредственно следующих за ним двух финансовых годов:

а) цели Банка в рамках целей, установленных настоящим Законом;

б) характер и масштабы деятельности, которая будет проводиться;

в) отношения собственного капитала к совокупным активам;

г) политика бухгалтерского учета;

д) целевые показатели работы и другие показатели, по которым может быть оценена работа Банка, сопоставление с его целями;

е) заявление о принципах, принятых для определения годового дивиденда вместе с оценкой суммы или доли годовой прибыли после уплаты налогов, предназначенной для распределения государству;

ж) вид информации, которая будет представляться Акционеру Банком в течение этих финансовых годов;

3) Совет директоров рассматривает любые сделанные Акционером замечания по проекту заявления о корпоративных намерениях не позднее чем за 14 дней до начала финансового года;

4) окончательное заявление о корпоративных намерениях представляется Акционеру на начало или до начала финансового года и впоследствии публикуется на официальном веб-сайте Банка.

10. Передача полномочий Совета директоров Банка, предусмотренных настоящим Законом и уставом Банка, правлению Банка не допускается.

11. Полномочия, регламент и процедуры принятия решений Советом директоров Банка определяются уставом Банка.

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Статья 22. Правление Банка

 

1. Правление Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка. В состав правления Банка входят председатель правления Банка и 4 члена правления Банка.

2. Председатель правления Банка и члены правления Банка назначаются на должность Советом директоров Банка и подлежат утверждению Национальным банком Кыргызской Республики. Председатель правления Банка и члены правления Банка освобождаются от должности Советом директоров Банка.

3. Члены правления Банка работают в Банке на постоянной основе и должны удовлетворять всем требованиям, применимым к должностным лицам банков в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности". Независимо от вышеуказанного, ни один из членов правления не может быть одновременно депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, членом Правительства Кыргызской Республики или должностным лицом министерства или другого государственного органа.

4. Размер вознаграждения или иных выплат членам правления Банка утверждается Советом директоров Банка.

5. Члены правления Банка могут быть досрочно освобождены от исполнения полномочий Советом директоров по представлению председателя правления Банка. В случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц назначаются новые члены правления Банка в порядке, установленном настоящим Законом и уставом Банка.

6. Правление Банка действует на основании устава Банка, которым устанавливаются полномочия, регламент, сроки, порядок созыва и проведения заседаний правления Банка, а также порядок принятия решений.

7. На заседании правления Банка ведется протокол, который представляется членам Совета директоров Банка, членам службы внутреннего контроля Банка и аудиторской организации по их требованию.

8. Председатель правления Банка руководит его работой. Председатель правления Банка наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Банка, заключать от имени Банка договоры (соглашения), а также пользоваться иными полномочиями в соответствии с уставом Банка.

9. Передача полномочий правления Банка, предусмотренных уставом Банка, Совету директоров не допускается.

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Статья 23. Контрольные органы Банка

 

1. Банк должен иметь систему внутреннего контроля и управления рисками, позволяющую на постоянной основе выявлять и оценивать материальные, инвестиционные и финансовые риски, которые могут неблагоприятно влиять на достижение целей деятельности Банка. Такая оценка должна охватывать все риски, в том числе кредитный и инвестиционный риски, валютный риск, риск концентрации, риск ликвидности, операционный риск, юридический риск, политический риск и другие риски.

Банк должен иметь систему разделения полномочий и обязанностей. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть определены, минимизированы и подвержены независимому отслеживанию.

Для оперативного независимого контроля за рисками Банка Совет директоров Банка назначает риск-менеджера, который является ответственным за реализацию политики Банка по управлению его рисками. Риск-менеджер подотчетен Совету директоров Банка.

2. В Банке должен осуществляться внутренний аудит, проводимый внутренним аудитором, в компетенцию которого входят проверка и оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, а также качества выполнения вмененных исполнительным должностным лицам Банка обязанностей, согласно утвержденным должностным инструкциям, соблюдения законодательства и адекватности учета и другие вопросы в соответствии с политикой Банка.

Внутренний аудитор Банка назначается и подотчетен Совету директоров Банка. Порядок проведения и требования к аудиту определяются Советом директоров Банка в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.

 

Глава 7
Заключительные положения

 

Статья 24. Реорганизация или ликвидация Банка

 

Банк может быть реорганизован или ликвидирован только законодательным актом.

 

Статья 25. Ответственность Банка и порядок разрешения споров

 

1. Банк, его руководители и директоры несут совместную и солидарную ответственность за исполнение своих обязательств по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики.

2. Все споры, возникающие между Банком, государственными органами, юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев