Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

ВНИМАНИЕ!
Изменения, внесенные Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207, вступают в силу
по истечении шести месяцев со дня официального опубликования
Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики,
банках и банковской деятельности"

Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\5ab4f817-36c0-4201-8e9b-9c5045717aef\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 апреля 2013 года № 60

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 16 декабря 2016 года № 207)

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., № 9, ст.412) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Микрофинансовой организацией является специализированное финансово-кредитное или кредитное учреждение (микрофинансовая компания, микрокредитная компания, микрокредитное агентство), созданное как юридическое лицо в целях оказания микрофинансовых услуг для физических и юридических лиц, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.";

пункты 2-4 изложить в следующей редакции:

"2. Микрофинансовой компанией является специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в форме акционерного общества, получившее лицензию Национального банка и осуществляющее микрокредитование юридических и физических лиц и другие виды операций, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц, предусмотренные настоящим Законом.

3. Микрокредитной компанией является специализированное финансово-кредитное учреждение, созданное в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц и другие виды операций, предусмотренные настоящим Законом.

4. Микрокредитным агентством является специализированное кредитное учреждение, созданное в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными настоящим Законом, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц в соответствии с уставными целями организации.";

абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:

"Совокупные размеры микрокредита и лизинга для предоставления одному и тому же лицу или группе связанных лиц устанавливаются и регулируются Национальным банком.";

в пункте 7 слово "микрокредитов" заменить словами "микрофинансовых услуг";

пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Выдача микрокредитов оформляется кредитным договором в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц.".

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Цель деятельности микрофинансовой организации

Целью деятельности микрофинансовых организаций является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики.

При этом микрофинансовая организация вправе преследовать и иные цели, определенные ее учредительными документами и не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики.".

3. В статье 3:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Изменение наименования микрофинансовой организации осуществляется после предварительного согласования с Национальным банком. Микрофинансовая организация обязана в течение трех дней после изменения наименования и/или местонахождения дать об этом уведомление в средствах массовой информации.";

статью дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с наименованием ранее созданных или создаваемых на территории Кыргызской Республики банков либо микрофинансовых организаций.

Настоящий запрет не распространяется на дочерние банки или дочерние микрофинансовые организации при использовании ими наименований основных банков (материнских) или микрофинансовых организаций (материнских).".

4. В статье 7:

предложение первое пункта 3 исключить;

в пункте 4 слова "исключая учетную регистрацию филиала и/или представительства в органах юстиции" заменить словами "исключая учетную регистрацию в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц";

статью дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Деятельность филиалов и представительств микрофинансовых организаций на территории иностранных государств осуществляется на основании законодательства той страны, в которой они открыты, и/или соответствующих международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика.".

5. В статье 8:

в пункте 1:

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) заимствовать средства у юридических лиц;";

пункт дополнить подпунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5) заимствовать средства от учредителей (акционеров) в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком;

6) осуществлять операции с производными финансовыми инструментами с учетом ограничений, установленных Национальным банком.";

статью дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

"4. Микрофинансовые организации не имеют права:

1) выдавать поручительства и гарантии, кроме выдачи гарантий микрофинансовыми компаниями в соответствии с настоящим Законом;

2) осуществлять иные банковские операции и сделки, определенные законодательством Кыргызской Республики, кроме операций и сделок, предусмотренных настоящим Законом;

3) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

5. Особенности правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.".

6. В статье 9:

статью дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. Микрофинансовые организации, их филиалы и представительства по месту нахождения должны иметь вывеску с указанием своего наименования. Наименования филиалов и представительств должны соответствовать наименованию головной организации. При изменении местонахождения микрофинансовых организаций и их филиалов и представительств микрофинансовые организации должны своевременно уведомлять об этом уполномоченные государственные органы регистрации и Национальный банк.

4. Соблюдение антимонопольного законодательства в отношении микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с настоящим Законом, контролируется Национальным банком, который в этих целях может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения.".

7. В статье 10:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Микрофинансовая организация может быть ликвидирована по решению ее участников (акционеров) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, при этом микрофинансовая организация должна сдать оригинал лицензии или свидетельства Национальному банку в установленный срок и прекратить осуществление операций, предусмотренных лицензией и/или свидетельством, с момента принятия решения о ликвидации.

Обязанности по ликвидации микрофинансовой организации, в том числе и при отзыве лицензии или свидетельства микрофинансовой организации Национальным банком, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, возлагаются на ее участников (акционеров) либо на орган управления, уполномоченный на ликвидацию уставом микрофинансовой организации.";

в пункте 4 слова "как банк" исключить;

статью дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Ликвидация микрофинансовых компаний, имеющих право на прием срочных вкладов, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о ликвидации и банкротстве банков.".

8. Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Микрофинансовая компания, ее учредители и акционеры

1. Учредителями и акционерами микрофинансовой компании могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Кыргызской Республики при условии, что доля юридического лица в совокупности с долей любого другого юридического лица, контролирующего его, контролируемого им или находящегося под общим с ним контролем, не превышает 20 процентов голосующих акций микрофинансовой компании. Указанное ограничение не распространяется на юридическое лицо, занимающееся банковской и/или финансовой деятельностью, а также на иностранную некоммерческую организацию, при соответствии требованиям Национального банка.

2. Не допускаются в качестве учредителей или акционеров (участников) микрофинансовой компании лица, соответствующие одному или нескольким из следующих признаков:

1) финансовая несостоятельность (банкротство) учредителя или акционера (участника);

2) наличие судимости в сфере финансовых или экономических преступлений у учредителя или акционера (участника), не снятой и не погашенной в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;

3) наличие решения суда, запрещающего учредителю или акционеру (участнику) заниматься банковской деятельностью;

4) юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон, перечень которых устанавливается Национальным банком;

5) физические лица, являющиеся резидентами оффшорных зон, проживающие на территории оффшорных зон, перечень которых устанавливается Национальным банком;

6) юридические лица, зарегистрированные или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в государствах, которые не применяют рекомендации международных организаций по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, либо физических лиц, проживающих на территории данных государств, перечень которых устанавливается государственным уполномоченным органом Кыргызской Республики в области противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

7) физические лица, являющиеся резидентами и/или проживающие на территории государств, которые не применяют рекомендации международных организаций по разработке и внедрению международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, перечень которых устанавливается государственным уполномоченным органом Кыргызской Республики в области противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

8) юридические лица, зарегистрированные или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) международных организаций, к которым присоединилась Кыргызская Республика, о применении санкций, предусматривающих запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях;

9) физические лица, являющиеся резидентами и/или проживающие на территории государств, в отношении которых приняты решения (резолюции) международных организаций, к которым присоединилась Кыргызская Республика, о применении санкций, предусматривающих запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях.".

9. В статье 14:

пункт 3 дополнить предложениями вторым-четвертым следующего содержания: "Требование о внесении минимального размера уставного капитала на накопительный счет в коммерческом банке не распространяется на микрокредитные компании, преобразующиеся в микрофинансовые компании и имеющие капитал в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики, и прошедшим аудит по требованиям, выставляемым Национальным банком. Если размер уставного капитала микрокредитной компании, преобразующейся в микрофинансовую компанию, меньше размера, установленного Национальным банком, то ее учредители должны внести недостающую сумму на накопительный счет в коммерческом банке. Со стороны Национального банка может быть проведена специальная проверка формирования уставного капитала микрокредитной компании для подтверждения соблюдения выставленных требований по минимальному размеру уставного капитала.";

пункт 4 после слов "уставного капитала для" дополнить словами "действующих и".

10. Статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Особенности лицензирования микрофинансовой компании

Микрофинансовая компания, претендующая на получение лицензии (указания в лицензии), на право привлечения депозитов от своего имени на условиях, оговоренных с вкладчиком, дополнительно к документам, указанным в статье 23 настоящего Закона, представляет документы, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" для получения банковской лицензии. При этом помещения и оборудование микрофинансовой компании должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком для обеспечения безопасности средств вкладчиков.".

11. В статье 16:

в пункте 1:

слова "настоящей частью" заменить словами "настоящим пунктом";

пункт дополнить подпунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5) осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком - без открытия счетов клиентам в микрофинансовой компании;

6) выдача гарантий в размере, не превышающем в совокупности с микрокредитом (лизингом) норматив максимального размера кредита на одного заемщика.";

статью дополнить пунктами 1-1 и 1-2 следующего содержания:

"1-1. При наличии дополнительной лицензии (указания в лицензии) Национального банка микрофинансовая компания вправе осуществлять все или некоторые из операций, перечисленных в подпунктах 1-3 и 6 пункта 1 настоящей статьи, в иностранной валюте, а также покупку и продажу иностранной валюты от своего имени. При этом Национальный банк вправе устанавливать требования к микрофинансовым компаниям для получения дополнительной лицензии.

1-2. Заемщик (лизингополучатель) или группа заемщиков микрофинансовой компании могут осуществлять платежи в погашение микрокредита (лизинга) как в иностранной, так и в национальной валюте в той части, в которой микрокредит получен в иностранной валюте, включая платежи по основной сумме микрокредита, процентам и (или) другие платежи, связанные с погашением микрокредита. При этом платежи в национальной валюте в погашение микрокредита (лизинга) заемщик (лизингополучатель) или группа заемщиков осуществляют по официальному курсу иностранной валюты на день платежа, определяемому в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если иной курс не установлен договором.";

в пункте 3 слова "банки и иные финансово-кредитные учреждения" заменить словами "микрофинансовые компании";

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Микрофинансовая компания вправе выпускать акции и долговые ценные бумаги (облигации и векселя) в пределах, допускаемых Национальным банком, и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.";

пункт 5 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) по выдаче гарантий и другие.";

статью дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Микрофинансовая компания не имеет права осуществлять банковские операции, не предусмотренные настоящей статьей.".

12. В статье 17:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Микрофинансовая компания осуществляет размещение средств в соответствии с требованиями настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также согласно внутренней кредитной политике, утвержденной в установленном порядке, на цели деятельности, определенные настоящим Законом.";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Микрофинансовая компания не имеет права выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом.".

13. В пункте 2 статьи 19:

слова "(кроме микрокредитования и финансового лизинга)" заменить словами "по размещению активов";

буквенные обозначения подпунктов "а" и "б" заменить цифровыми обозначениями "1" и "2".

14. Пункт 1 статьи 23 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителей, внесенных в качестве уставного капитала микрофинансовой компании.".

15. В пункте 1 статьи 24:

слова "одного месяца" заменить словами "двух месяцев";

пункт дополнить предложением вторым следующего содержания: "В указанный срок не входит время прохождения регистрации (перерегистрации) микрофинансовой компании в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц.".

16. Подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:

"4) экономические нормативы (адекватность капитала, максимальный размер кредита на одного заемщика, ликвидность, лимиты открытых валютных позиций и другие);

5) ограничения и правила работы с депозитами (вкладами) и долговыми ценными бумагами;".

17. В статье 28:

подпункт 4 после слова "инструкции" дополнить словами "и/или предписания";

в подпункте 8 слова "Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" заменить словами "законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, в том числе банкротстве банков".

18. В статье 30:

подпункт 7 пункта 2 изложить в следующей редакции:

"7) применение процедур банкротства в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, в том числе банкротстве банков.";

предложение второе абзаца первого пункта 3 после слова "ликвидации" дополнить словами ", осуществляемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики".

19. Пункт 1 статьи 32 изложить в следующей редакции:

"1. Учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании и учредителями (участниками) микрокредитного агентства могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Кыргызской Республики при условии, что они не соответствуют одному или нескольким из признаков, перечисленных в подпунктах 1-9 пункта 2 статьи 13 настоящего Закона.".

20. Статью 33 изложить в следующей редакции:

"Статья 33. Операции, осуществляемые микрокредитной компанией

и микрокредитным агентством

1. Микрокредитная компания осуществляет микрокредитование (выдает обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) физических и юридических лиц в национальной валюте только за счет собственных средств и заемных средств от юридических лиц, учредителей (акционеров) в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком на условиях, оговоренных с заемщиком, при наличии свидетельства Национального банка.

2. Микрокредитная компания может дополнительно осуществлять следующие банковские операции при условии, что эти операции указаны в лицензии, полученной в соответствии с порядком лицензирования микрофинансовых компаний Национальным банком:

1) покупку и продажу долговых обязательств (факторинг);

2) розничные банковские услуги по агентскому договору с банком без открытия счетов клиентам в микрокредитной компании;

3) покупку и продажу иностранной валюты от своего имени.

3. Микрокредитное агентство осуществляет выдачу микрокредитов (обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) в национальной валюте за счет собственных средств и заемных средств финансово-кредитных учреждений и/или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком в соответствии с уставными целями некоммерческой организации, определяемыми участниками микрокредитного агентства, при наличии свидетельства Национального банка.

4. Микрокредитная компания, получившая лицензию Национального банка на осуществление банковских операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должна осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики.

Национальный банк вправе осуществлять в отношении данной микрокредитной компании, осуществляющей операции, указанные в пункте 2 настоящей статьи, меры регулирования, предусмотренные в главе 4 настоящего Закона в отношении микрофинансовых компаний.

5. Микрокредитная компания или микрокредитное агентство не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых микрокредитными компаниями в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные настоящей статьей, за исключением операций финансового лизинга.".

21. Пункт 4 статьи 34 после слов "уставного капитала для" дополнить словами "действующих и".

22. В статье 35:

в пункте 3:

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) список членов органов управления микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства, распорядок работы микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства;";

пункт дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) сведения, заверенные учредителями, об источниках происхождения денежных средств, внесенных в качестве уставного капитала микрокредитной компании.";

пункт 4 дополнить предложением вторым следующего содержания: "В указанный срок не входит время прохождения регистрации (перерегистрации) микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц.";

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. В случае изменений, касающихся любой информации, представленной Национальному банку, заявитель должен немедленно уведомить об этом Национальный банк и представить в Национальный банк документы, содержащие изменения, в течение трех дней с момента их возникновения. Национальный банк может продлить период рассмотрения заявления и всех требуемых документов на десять рабочих дней.";

пункт 9 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Национальный банк может проводить инспектирование деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Информация по результатам такой проверки направляется уполномоченному органу по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Национальный банк или уполномоченный им орган (лицо) вправе ограничить операции и сделки, приостановить действие и отозвать свидетельство об учетной регистрации микрокредитной компании или микрокредитного агентства в случаях, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона. Отзыв свидетельства об учетной регистрации влечет ликвидацию микрокредитной компании или микрокредитного агентства, осуществляемую в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.";

статью дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:

"11. Национальный банк предоставляет письмо-согласие на государственную регистрацию (перерегистрацию) микрокредитной компании и микрокредитного агентства в уполномоченном государственном органе регистрации по форме и в порядке, установленным Национальным банком по согласованию с органом регистрации для финансово-кредитных и кредитных учреждений, регулируемых Национальным банком.

12. Национальный банк вправе применять в отношении микрокредитных компаний и микрокредитных агентств меры регулирования, надзора и воздействия, предусмотренные настоящим Законом.".

23. Закон дополнить главой 5-1 следующего содержания:

"Глава 5-1

Защита прав потребителей и ответственность микрофинансовых организаций

Статья 35-1. Требования к информации о стоимости услуг

1. Информация о размере ставок процентов (процентных ставок), а также комиссионных вознаграждений и тарифов за оказание услуг должна быть открытой и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. Ставка процента по каждому из видов предоставляемых микрокредитов (лизинга) должна быть представлена для клиентов в годовом номинальном выражении, наряду со ставкой процента за период, и в годовом исчислении по методу эффективной ставки процента. Номинальная ставка процента должна начисляться на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной ставки процента для целей представления клиентам устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

2. Наряду с информацией о размере номинальной и эффективной ставки процента микрофинансовая организация, до заключения (подписания) договора по микрокредиту (лизингу) с клиентом, обязана предоставить клиенту информацию о полной стоимости микрокредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму микрокредита, проценты, комиссионные сборы и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора по микрокредиту. Микрофинансовая организация не вправе отказывать клиентам в предоставлении исчерпывающей информации о стоимости услуг. Не допускается использование кредитных продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора.

3. При рекламе, публикации и распространении информации о ставках процентов по выдаваемым микрокредитам (лизингу) микрофинансовые организации обязаны указывать номинальные и эффективные ставки процентов. Номинальные и эффективные ставки процентов, размеры комиссионного вознаграждения и тарифы должны быть указаны в договоре, заключаемом между микрофинансовой организацией и клиентом. В соответствии с договором величина процентных ставок по депозитам и кредитам по взаимному согласию сторон может периодически пересматриваться с учетом ситуации, складывающейся в экономике.

4. В целях предотвращения доминирующего положения в микрофинансовом секторе, а также обеспечения транспарентности оказываемых микрофинансовыми организациями услуг, соблюдение антимонопольного законодательства микрофинансовыми организациями контролируется Национальным банком. В этих целях Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты и принимать меры антимонопольного реагирования.

Статья 35-2. Минимальные требования к кредитованию

1. Микрофинансовые организации осуществляют кредитование и оказание других услуг на принципах добросовестности, прозрачности, достоверности по отношению к клиентам с учетом их экономических интересов и возможностей и соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики о коммерческой и банковской тайне.

Микрофинансовые организации при размещении средств, привлеченных в качестве коммерческих кредитов, обязаны обеспечить их соответствие цели деятельности, указанной в статье 2 настоящего Закона.

2. Микрофинансовая организация обязана обеспечить выполнение следующих минимальных требований при оказании услуг по кредитованию:

1) эффективная процентная ставка по кредиту, выдаваемому микрофинансовой организацией, не должна превышать значение декларируемой (публикуемой) эффективной процентной ставки на дату выдачи кредита;

2) до заключения кредитного договора должно быть обеспечено полное раскрытие для клиентов (потенциальных заемщиков) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов, включая информацию о полной стоимости кредитного продукта, на государственном и/или официальном языке по выбору клиента. Форма информации должна быть унифицированной и систематизированной для обеспечения возможности сравнения кредитных продуктов разных кредиторов;

3) до заключения кредитного договора должна быть изучена реальная платежеспособность заемщика, включая показатели занятости, доходов членов семьи, объем расходов, количество иждивенцев и т.п., особенно когда в качестве залога предоставляется единственное жилье заемщика;

4) запрещается включение в условия кредитного договора дополнительных сборов, комиссионных и других платежей, взимаемых и оплачиваемых в микрофинансовой организации и связанных с заключением и исполнением договора по микрокредиту, помимо публикуемых, а также иных сопутствующих услуг на платной основе, вне зависимости от договоренности с заемщиком;

5) типовые кредитные продукты и договоры к ним должны быть унифицированы;

6) текст кредитного договора должен быть предельно ясным и доступным для восприятия и понимания. При этом язык договора - государственный или официальный, должен определяться по выбору заемщика;

7) договор должен предусматривать право клиента на безвозмездной основе отказаться от получения кредита (услуги по лизингу) в период после заключения соответствующего договора до момента получения клиентом денежных средств либо осуществления платежа в оплату за имущество по лизингу по договору;

8) договор должен предусматривать право клиента на досрочное погашение кредита (лизинга) в любое время без каких-либо штрафных санкций при условии уведомления об этом микрофинансовую организацию не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата;

9) клиенту должны быть разъяснены под роспись все последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по договору;

10) при обращении заемщикам должна предоставляться исчерпывающая информация о размере фактической задолженности и в случае изменения условий кредитного договора - новый график платежей;

11) размер процента по неустойке (штрафам, пени) за просроченную задолженность по основной сумме и процентам, установленный в кредитном договоре с клиентом - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, должен быть не более номинальной процентной ставки по кредиту, указанной в договоре. При этом размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать 20 процентов от суммы выданного кредита;

12) клиент должен быть информирован о процедуре рассмотрения жалоб и о контактном лице, отвечающем в микрофинансовой организации за получение запросов, жалоб и их рассмотрение;

13) микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять или дополнять условия кредитного договора, если это ухудшает права и обязанности заемщика;

14) заемщику должно быть предоставлено преимущественное право на выкуп залогового имущества в соответствии с договором.

Статья 35-3. Ответственность за нарушение прав потребителей

1. За нарушения требований, указанных в настоящем Законе, должностные лица микрофинансовых организаций несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность.

2. За нарушение прав и законных интересов потребителей, предусмотренных настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка, Национальный банк вправе применить к микрофинансовой организации меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом, нормативными правовыми актами Национального банка и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.".

24. Статью 37 изложить в следующей редакции:

"Статья 37. Аудит микрофинансовой организации

1. Микрофинансовая организация осуществляет внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, а также проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания обязана, а микрокредитная компания (микрокредитное агентство) может создать свою службу внутреннего аудита.

2. Микрофинансовая компания должна проводить ежегодный независимый аудит силами независимых аудиторов. Микрофинансовая компания обязана ежегодно представлять Национальному банку один экземпляр полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству и финансовые отчеты, в течение тридцати дней с момента представления отчета внешним аудитором микрофинансовой компании, но не позднее 30 апреля следующего за отчетным года.

3. Микрокредитное агентство может проводить внешний аудит своей деятельности. Микрокредитная компания должна проводить внешний аудит своей деятельности и представлять отчет Национальному банку по форме и срокам, установленным Национальным банком.

4. Национальный банк издает нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные требования по проведению ежегодного независимого аудита.".

Статья 2.

Внести в Закон Кыргызской Республики "О кредитных союзах" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., N 2, ст.108) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"Кредитный союз - это финансово-кредитная организация, создаваемая в форме кооператива в целях оказания помощи своим участникам (членам) путем слияния личных сбережений участников кредитного союза и их использования для взаимного кредитования, а также оказания других финансовых услуг, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.";

статью дополнить абзацем третьим следующего содержания:

"Особенности правового регулирования деятельности кредитных союзов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики.".

2. В статье 4:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Национальный банк Кыргызской Республики ведет реестр кредитных союзов. Сведения о кредитных союзах, имеющих лицензию, публикуются в средствах массовой информации.

Кредитный союз действует на той территории, которая определена в уставе кредитного союза.";

пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. Кредитный союз может дополнительно осуществлять следующие банковские операции при условии, что эти операции указаны в лицензии, полученной в соответствии с требованиями Национального банка Кыргызской Республики:

1) привлечение вкладов (депозитов) от участников кредитного союза в национальной и иностранной валюте;

2) осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком - без открытия счетов клиентам в кредитном союзе;

3) осуществление расчетов по поручению участников кредитного союза по договору с банком или иным уполномоченным финансово-кредитным учреждением без открытия счета в кредитном союзе;

4) осуществление покупки и продажи иностранной валюты от своего имени;

5) предоставление участникам кредитного союза кредитов на условиях срочности, возвратности и платности в иностранной валюте.

5. Кредитный союз вправе оказывать только те финансовые услуги (операции), которые предусмотрены настоящей статьей, а также осуществлять операции по финансовому лизингу.";

статью дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6. Операции, указанные в подпунктах 2-5 пункта 4 настоящей статьи, вправе осуществлять только кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитов.".

3. Подпункт 1 статьи 4-1 изложить в следующей редакции:

"1) оказывать финансовые услуги лицам, не являющимся членами кредитного союза, кроме услуг, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 4 статьи 4 настоящего Закона;".

4. Подпункт 4 пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

"4) определение территории, на которой осуществляет деятельность кредитный союз;".

5. Пункт 3 статьи 15 изложить в следующей редакции:

"3. Физические лица - участники кредитного союза, соответствующие условиям пункта 1 настоящей статьи, могут голосовать на общих собраниях лично или назначить голосующего представителя с выдачей ему доверенности, оформленной в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Доверенное лицо не должно быть членом какого-либо органа управления кредитного союза (правления, кредитного комитета, ревизионной комиссии или иного комитета).".

6. В абзаце первом пункта 5 статьи 16 слова "бухгалтера и назначить секретаря" заменить словами "назначить бухгалтера и секретаря".

7. Абзац первый пункта 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:

"2. Национальный банк Кыргызской Республики осуществляет надзор за деятельностью кредитных союзов, имеющих лицензию, путем изучения и анализа их деятельности по представленным отчетам и информации, а также путем проведения проверок на местах.".

Статья 3.

(Утрачивает силу в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года № 207)

 

Статья 4.

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

 

А.Атамбаев