Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\52b1203e-f8f2-4222-b5ba-dc2f7dbff53a\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 июля 2013 года № 129

О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты
Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 24 января 2017 года N 10)

Статья 1.

(Утрачивает силу с 1 января 2019 года в соответствии с Законом КР от 24 января 2017 года N 10)

 

Статья 2.

Внести в Закон Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 2, ст.79) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 2:

абзацы десятый и одиннадцатый (понятия "Прослушивание телефонных переговоров" и "Снятие информации с технических каналов связи") изложить в следующей редакции:

"Специальные технические средства - устройства, аппаратура, приспособления, оборудование, имеющие специальные функции, программное обеспечение и конструктивные особенности для добывания и документирования информации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе в сетях (на каналах) связи.

Оперативный поиск в сетях связи - конспиративные действия по выявлению признаков противоправной деятельности в информации, передаваемой по сети связи, осуществляемые с помощью специальных технических средств.

Негласное прослушивание и запись разговоров - конспиративный контроль видео- и речевой информации проверяемого лица, подозреваемого, обвиняемого с использованием видео-, аудиотехники и (или) специальных технических средств и фиксация ее содержания на материальном носителе.

Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - изъятие информации о входящих и исходящих звонках (соединениях) абонента, а также иных сведений из банка данных операторов связи.

Прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам - конспиративный слуховой контроль переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам, фиксация их содержания на материальном носителе с помощью звукозаписывающих и (или) специальных технических средств в целях обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач оперативно-розыскной деятельности.";

в абзаце двенадцатом слова "преступное формирование" заменить словами "окружение объекта оперативного интереса".

2. В статье 6:

часть 1 дополнить предложением первым следующего содержания: "Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, неприкосновенность жилища, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений.";

части 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по требованию прокурора или суда обязан представить ему оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, внедренных в окружение объекта оперативного интереса, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий, и также об организации и тактике проведения оперативно-розыскной деятельности и иных сведениях, составляющих государственные секреты.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю надзирающий прокурор или судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.";

часть 7 после слова "прокурор" дополнить словами "либо судья".

3. В статье 7:

в части 1:

- пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефону и другим переговорным устройствам;";

- часть дополнить пунктами 17-21 следующего содержания:

"17) применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

18) поиск технических средств незаконного снятия информации;

19) оперативный поиск в сетях и на каналах связи;

20) негласное прослушивание и запись разговоров (с использованием видео-, аудиотехники и (или) специальных технических средств);

21) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.";

часть 3 дополнить предложением вторым следующего содержания: "Ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз за ее пределы, а также разработка, производство, сертификация, реализация, приобретение и использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.";

часть 4 изложить в следующей редакции:

"Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с использованием сети связи, в интересах решения задач органами, указанными в части первой статьи 16 настоящего Закона, технически осуществляются органами национальной безопасности в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.".

4. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

 

Гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Кыргызской Республики, если иное не оговорено законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие и особо тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, исключительно на основании судебного акта с последующим уведомлением надзирающего прокурора в течение 24 часов. Перечень категорий таких руководителей устанавливается актами соответствующих уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях и только по решению суда, с незамедлительным уведомлением надзирающего прокурора.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомлением соответствующего суда (судьи) и надзирающего прокурора и последующим получением решения суда в течение 24 часов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) и надзирающего прокурора и последующим получением решения суда в течение 24 часов.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3 и 5 части второй статьи 8 настоящего Закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8-14 и 17-21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность органов внутренних дел, органов национальной безопасности, уполномоченного государственного органа по борьбе с экономическими преступлениями, уполномоченного государственного органа в сфере контроля наркотиков, органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченного государственного органа в области обороны, проводятся в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. По основанию, предусмотренному пунктом 4 части второй статьи 8 настоящего Закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8-14 и 17-21 части первой статьи 7 настоящего Закона, без решения суда (судьи) при согласии гражданина в письменной форме.".

5. В статье 12:

в части 1:

- слово "прокурором" заменить словом "судом";

- часть дополнить предложениями вторым и третьим следующего содержания: "Указанные материалы рассматриваются судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.";

в части 3 слова "прокурора" и "организованные преступные группы" заменить соответственно словами "судьи" и "окружение объекта оперативного интереса";

часть 4 изложить в следующей редакции:

"По результатам рассмотрения указанных материалов суд (судья) разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.";

в части 5 слова "прокурор" и "постановление" в различных падежных формах заменить соответственно словами "судья" и "судебное решение" в соответствующих падежах;

в части 6 слова "прокурор" и "вышестоящему прокурору" заменить соответственно словами "судья" и "в вышестоящий суд";

статью дополнить частью 7 следующего содержания:

"Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.".

6. В частях 1 и 2 статьи 15 слова "организованные преступные группы" заменить словами "окружение объекта оперативного интереса".

7. В статье 16:

части 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"Органы национальной безопасности и внутренних дел Кыргызской Республики вправе применять весь перечень оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в части первой статьи 7 настоящего Закона.

Уполномоченный государственный орган в сфере контроля наркотиков, уполномоченный государственный орган по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызской Республики вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-17, 20 и 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Органы военной разведки Министерства обороны Кыргызской Республики вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-17, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.

Таможенные органы вправе применять оперативно-розыскные мероприятия, указанные в пунктах 1-8, 13-16, 21 части первой статьи 7 настоящего Закона.";

части 4 и 6 после цифр "16" дополнить цифрами ", 21";

часть 8 после слова "мероприятий" дополнить словом ", хранение".

8. В части 3 статьи 23 слова "организованные преступные группы" заменить словами "окружение объекта оперативного интереса".

 

Статья 3.

Внести в Закон Кыргызской Республики "Об электрической и почтовой связи" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., № 8, ст.230а) следующие дополнения и изменение:

1. Статью 2 дополнить абзацами следующего содержания:

База данных Государственной системы идентификации мобильных устройств связи (база данных) - электронная база, содержащая информацию об идентификационном уникальном коде действующих и ввозимых на территорию Кыргызской Республики беспроводных устройств связи.

Государственная система идентификации устройств связи - комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающий распознавание международных идентификаторов мобильных устройств связи, эксплуатируемых или ввозимых на территорию Кыргызской Республики, сравнение их с базами данных операторов электросвязи по международным идентификаторам мобильных устройств связи и санкционирование использования данных устройств на территории Кыргызской Республики.

SIM-карта - персональный идентификационный модуль абонента, который обеспечивает доступ к сети оператора, а также защиту от несанкционированного использования выделенного абонентского номера.

Уполномоченный государственный орган по связи - постоянно действующий государственный орган, осуществляющий функции регулирования в области электрической и почтовой связи, независимо по отношению к любым операторам электрической и почтовой связи, службам электросвязи, предприятиям почтовой связи и иным юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в области связи.".

2. В статье 8:

часть 1 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"- создает, развивает, эксплуатирует Государственную систему идентификации мобильных устройств связи;";

часть 4 после слов "развитие государственной системы радиоконтроля" дополнить словами "и Государственной системы идентификации мобильных устройств связи".

3. Главу III дополнить статьей 9-1 следующего содержания:

"Статья 9-1. Порядок идентификации мобильных устройств связи и

персонификации абонентов

 

Все международные идентификаторы мобильных устройств связи на территории Кыргызской Республики должны быть внесены в базу данных Государственной системы идентификации.

Операторы связи обязаны обеспечить бесперебойное, надежное и безопасное взаимодействие своих систем регистрации идентификации оборудования и Государственной системы идентификации.

Без разрешения уполномоченного государственного органа в отрасли связи информация, содержащая сведения об идентификации и персонификации абонента, не может быть изменена, скопирована и распространена для иных целей.

Процедура регистрации осуществляется на платной основе. Стоимость услуги за регистрацию мобильных устройств связи устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

Ввоз, производство, распространение и эксплуатация любых устройств, SIM-карт, оборудования и технических средств, информация идентификации которых изменена, а также программное обеспечение и оборудование, предназначенные и/или используемые для изменения идентификационных данных, строго запрещены.

В случае обнаружения устройств, SIM-карт, оборудования и технических средств, у которых изменены информация об идентификации, а также программное обеспечение и оборудование, предназначенные для изменения идентификационных данных, подлежат конфискации, а лица, причастные к изменению идентификационных данных, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Операторы не имеют права предоставлять услуги устройствам, которые были запрещены к их активации и эксплуатации уполномоченным государственным органом по связи.

Все операторы электросвязи со всеми без исключения абонентами обязаны заключать письменный договор с указанием данных абонента в соответствии с его документом, удостоверяющим личность.

Регистрация абонента осуществляется оператором связи или его уполномоченным представителем с предварительным подтверждением информации об идентификации, запрашиваемой для регистрации.

Порядок организации Государственной системы идентификации и порядок персонификации устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.".

4. Статью 21-1 изложить в следующей редакции:

"Статья 21-1. Обязанности операторов связи и ограничение прав

пользователей услугами связи при проведении

оперативно-розыскных мероприятии и осуществлении

следственных действий

 

1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в сетях связи, информацию о пользователях услугами связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, обеспечивать им организационные и программно-технические возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий во всех сетях и на каналах связи, доступ к базам данных, автоматизированным системам оператора связи в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики.

2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных Правительством Кыргызской Республики требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

3. Операторы сотовой связи обязаны вести реестр идентификационных кодов абонентских устройств, работающих в их сети, а также в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, осуществлять сбор и хранение в течение 3 лет данных об абонентах.

В случае обнаружения в сети нескольких абонентских устройств с идентичными идентификационными кодами оператор сотовой связи обязан уведомить об этом соответствующие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

4. Технические требования к сетям связи, специальным техническим средствам, предназначенным для контроля и фиксации получаемых законным путем сведений/информации, передаваемой по техническим каналам связи, порядку взаимодействия при реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи, включая проработку интерфейса (технического регламента), разработку необходимого программного обеспечения, решение вопроса о соединении и каналах доступа, иные вопросы, связанные с обеспечением законности осуществления оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи, комплексного решения всех вопросов и проблем, связанных с внедрением и функционированием системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи, в соответствии с разработанными в этой сфере международными рекомендациями и техническими концепциями, а также требованиями действующего законодательства Кыргызской Республики устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий в сетях (на каналах) связи операторы связи оказывают этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики.

5. Приостановление деятельности любых сетей и средств связи, а также оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случаях, установленных законами Кыргызской Республики.

Операторы мобильной связи обязаны приостановить работу мобильного устройства, если его международный идентификатор включен в Реестр похищенных мобильных устройств, ведущийся органами внутренних дел Кыргызской Республики в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

6. Расходы операторов связи, связанные с обеспечением необходимыми программно-техническими и иными средствами для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях и на каналах связи, обеспечиваются за счет средств операторов связи.

7. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.".

5. Главу VI дополнить статьей 24-1 следующего содержания:

"Статья 24-1. Базы данных оператора связи об абонентах

 

1. Оператор связи создает базы данных об абонентах и оказываемых им услугах связи.

Базы данных оператора связи об абонентах содержат следующие сведения: фамилия, имя, отчество абонента, полное наименование абонента юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, являющихся абонентами, адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, другие данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал), сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи.

2. Сведения, получаемые юридическими и физическими лицами при обязательной регистрации абонентов и пользователей услуг и средств связи, а также сведения об оказываемых им услугах и средствах связи являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.".

 

Статья 4.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

- принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом;

- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев