Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

Утверждено
постановлением Центральной
комиссии по выборам
и проведению референдумов Кыргызской Республики
от 28 июля 2015 года № 85

 

Положение
о предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

1. Общие положения

2. Общие условия проведения предвыборной агитации

3. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий по обеспечению проведения предвыборной агитации

4. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

5. Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний

6. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации

7. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий

8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

10. Контроль за соблюдением правил проведения предвыборной агитации

 

1.    Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение "О предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - Положение) регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации, а также участие государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации и избирательных комиссий в предвыборной агитации в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша.

1.2. Целями настоящего Положения являются укрепление демократических начал при подготовке и проведении свободных выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, увеличение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и иных участников выборов, обеспечение осознанного выбора избирателями и гласности выборов.

1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (далее - конституционный Закон), "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О средствах массовой информации", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О мирных собраниях", иных законов и нормативных правовых актов, постановлений и решений Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании;

билборд - термин используется для размещения наружной рекламы, устанавливаемой вдоль трасс, улиц. Щит представляет собой раму, обитую листами стали или фанеры, покрытую атмосфероустойчивыми составами, закрепленную на опоре;

брошюра - текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, без твердого переплета, в обложке, в которой содержится полная информация о кандидате, политической партии, группе избирателей;

буклет - категория печатной продукции, которая не определяется конкретным видом, но имеет общую характеристику, многополосность (печатная полоса - страница с размещенной на ней информацией, с 1 сгибом является 4 полосным изданием);

дискуссия - публичное обсуждение каких-либо вопросов на собрании, в печати, в беседе с оппонентом;

информационное обеспечение выборов - информирование избирателей и предвыборная агитация, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов;

листовка - вид агитационно-политической или информационной литературы;

плакат - крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях;

предвыборная агитация - деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, групп избирателей по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов, список кандидатов либо против них;

предвыборный штаб - временный коллектив людей, объединенных задачей добиться наилучшего результата кандидата, политической партии, а также место основного размещения этого коллектива;

публичные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, кандидатов из списка кандидатов политических партий, групп избирателей по различным общественно значимым вопросам, в том числе, касающихся предвыборных программ, озвученных в ходе публичного обмена мнениями;

юбилейные мероприятия - мероприятия, связанные с празднованием особо значимых исторических событий в жизни народа и государства, дней рождений (в юбилейном году) лиц, имеющих особые заслуги перед народом, государством, человечеством. К юбилейным мероприятиям относятся: торжественные собрания, конференции, праздничные шествия, демонстрации, концерты, конкурсы, состязания и другие мероприятия, связанные с празднованием юбилея.

2. Общие условия проведения предвыборной агитации

 

2.1. Предвыборная агитация - деятельность по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них.

2.2. Граждане Кыргызской Республики, кандидаты, включенные в список кандидатов, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы политических партий.

2.3. Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за те или иные списки кандидатов либо против них;

2) выражение предпочтения в отношении отдельных политических партий;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания списков кандидатов;

4) распространение информации о деятельности кандидатов, включенных в список кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

2.4. В период избирательной кампании граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с политическими партиями и через их избирательные фонды.

2.5. Агитация при проведении выборов может осуществляться:

1) через средства массовой информации;

2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных законами формах.

К иным не запрещенным формам относятся организация и проведение:

- публичных дебатов - публичный обмен мнениями двух и более представителей политических партий по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах;

- дискуссий;

- "круглых столов" - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями политических партий и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;

- пресс-конференций - изложение представителем политических партий предвыборной программы перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов;

- интервью - ответы представителей политических партий на вопросы, заданные им журналистами средств массовой информации в ходе личной встречи;

- выступлений - личное обращение (монолог) представителя политической партии к избирателям с изложением предвыборной программы;

- показа телеочерков;

- видеофильмов о зарегистрированном списке кандидатов.

В качестве отдельного метода можно выделить проведение агитации с использованием сети "Интернет". При применении этого метода должны соблюдаться общие правила агитации, установленные законом.

К иным не запрещенным формам агитации также относятся:

- публичные выступления в ходе выборов, организация и проведение листовочной кампании, наружная и уличная реклама;

- технологии "От человека к человеку", которые осуществляются в различных общественных местах, например, в поликлинике, магазине, на улице и т.д.;

- агитация с привлечением "известных людей", например, известных спортсменов, артистов эстрады с организацией агитационных поездов;

- организация спортивных мероприятий и т.д.

Политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации.

2.6. Не имеют права проводить предвыборную агитацию: работники государственных органов и органов местного самоуправления, члены избирательных комиссий, наблюдатели, международные наблюдатели, судьи, представители религиозных организаций, члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, лица, не достигшие 18 лет, иностранные граждане и организации, лица без гражданства.

2.7. Гражданам Кыргызской Республики, политическим партиям и их представителям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с конституционным Законом, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

2.8. Агитация может проводиться на собраниях, митингах и через средства массовой информации. Формы и методы проведения агитации должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями, а также вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях политических партий.

Политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для организации предвыборного штаба. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.

2.9. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.

3. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий по обеспечению проведения предвыборной агитации

 

3.1. Государственные органы и органы местного самоуправления в период предвыборной агитации обязаны обеспечить возможность проведения предвыборной агитации политическим партиям на равных условиях.

При этом работники государственных органов и органов местного самоуправления не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

3.2. Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

3.3. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Заявления от политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

3.4. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов и в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.

3.5. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Правоохранительные органы должны оказывать содействие избирательным комиссиям по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, а также по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.

3.6. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Члены избирательных комиссий не вправе проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

3.7. Центральная избирательная комиссия:

- своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах опубликования и предоставления средствами массовой информации сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади для участия в предвыборной агитации;

- оказывает средствам массовой информации информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах участия в предвыборной агитации;

- осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средств массовой информации;

- размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации, участвующих в предвыборной агитации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3.8. Члены избирательных комиссий вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях политической партии.

3.9. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для политических партий при проведении массовых мероприятий.

3.10. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих установленную законом информацию, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

3.11. В случае нарушения политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации правил проведения предвыборной агитации Центральная избирательная комиссия, вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством.

3.12. В случае нарушения политической партией установленных требований, Центральная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения политической партией требований избирательная комиссия по ходатайству соответствующей нижестоящей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации списка кандидатов.

4. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

 

4.1. Политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

4.2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются учредителями данного средства массовой информации, кандидатами, включенными в список кандидатов либо представителями политических партий в соответствии с законом. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций.

4.3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить политическим партиям равные возможности проведения предвыборной агитации.

4.4. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 4.3. настоящего раздела вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь политическим партиям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Размер оплаты за предоставление эфирного времени, публикацию в периодических печатных изданиях должен быть единым для всех политических партий.

4.5. При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в Центральную избирательную комиссию.

4.6. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, включенных в список кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

5. Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний

 

5.1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации и осуществляющих телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы обязаны предоставить политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов бесплатное эфирное время на каналах этих телерадиоорганизаций. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.

5.2. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов на равных основаниях.

5.3. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов исключительно для совместного проведения дискуссий "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все политические партии должны быть допущены на равных основаниях.

В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания политические партии могут участвовать только через своих уполномоченных представителей, доверенных лиц. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированным политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов.

Если представители политической партии не смогли принять участие в совместном агитационном мероприятии по объективным причинам, то они наряду с другими политическими партиями не принявшими участие в совместном агитационном мероприятии, вправе попросить использовать свое эфирное время.

5.4. Телерадиоорганизации, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела, применительно к уровню выборов, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации политическими партиями. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующей политической партии за плату по их требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех политических партий. При этом каждая политическая партия вправе получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число политических партий.

Стоимость предоставляемого политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

5.5. Запрещается прерывать выступления представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями.

5.6. Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим политическим партиям, эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

5.7. Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и распределяются с соблюдением принципа равенства между политическими партиями.

6. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации

 

6.1. Периодические печатные средства массовой информации, подпадающие под действие части 18 статьи 22 конституционного Закона и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых политическими партиями в размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы то ни было форме.

6.2. Печатные издания независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям печатные площади, обязаны предоставить другим политическим партиям печатные площади на тех же условиях (одинаковые расценка, объем и другие условия). При этом стоимость печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

6.3. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

7. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий

 

7.1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

7.2. Политические партии имеют право как на безвозмездное (бесплатное), так и на платное предоставление помещений для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий.

Заявления от политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

В случае отказа политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.

В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одной из политических партий отказ в предоставлении этого же помещения другой политической партии не допускается.

7.3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для политических партий при проведении массовых мероприятий. Избирательные комиссии составляют график этих встреч, информируют о графике представителей политических партий и соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны оказывать содействие в организации собраний и встреч с избирателями.

7.4. Политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для проведения массовых мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.

7.5. Политические партии вправе организовать спортивные, культурно-развлекательные мероприятия во время предвыборной агитации при условии, что все затраты, связанные с проведением мероприятий должны осуществляться из средств избирательного фонда политической партии. Артисты, спортсмены, участвующие в этих мероприятиях должны быть гражданами Кыргызской Республики. Участие иностранных граждан и лиц без гражданства в предвыборной агитации запрещается.

7.6. При проведении агитации посредством митингов, демонстраций, шествий политические партии должны соблюдать правила их проведения, установленные законодательством Кыргызской Республики, обязательно уведомлять органы государственной власти и местного самоуправления о месте, времени, предполагаемом количестве участников массового мероприятия, маршруте; не иметь при себе оружия или предметы, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан; не использовать агитационное мероприятие с целью призывов к изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, разжиганию национальной и религиозной ненависти, пропаганды войны и насилия и др. запрещенных призывов.

7.7. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О мирных собраниях" от 23 мая 2012 года № 64 организаторы и участники мирных собраний при их проведении имеют право:

1) получить информацию о предпринимаемых государственными органами и органами местного самоуправления мероприятиях по обеспечению проведения мирных собраний;

2) получить информацию о фамилии, имени, отчестве, должности, месте работы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в обеспечении проведения мирного собрания;

3) беспрепятственно осуществлять контакты с представителями средств массовой информации;

4) использовать при проведении мирного собрания звукоусиливающую аппаратуру без превышения допустимых законодательством Кыргызской Республики уровней звукового давления и уровней шума;

5) использовать различные средства агитации и формы привлечения внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественности, включая выражение мнения по каким-либо вопросам, акции по сбору подписей, являющиеся мирными по своему характеру и не преследующие противоправных целей;

6) принимать и направлять в государственные органы и органы местного самоуправления предложения, заявления, жалобы и иные формы обращения;

7) проводить собрания в любых формах;

8) проводить фото- или видеосъемки собрания;

9) требовать предоставления защиты со стороны органов внутренних дел в случае противоправного посягательства других лиц и обращаться с просьбами к сотрудникам органов внутренних дел об оказании иного содействия при проведении мирного собрания;

10) требовать предоставления медицинской помощи и оказания содействия в безопасной эвакуации с места проведения мирного собрания;

11) требовать от органов внутренних дел принятия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики мер по прекращению правонарушений и действий лиц, препятствующих достижению целей мирного собрания;

12) осуществлять иные действия, не запрещенные или не ограниченные законами.

7.8. Во время проведения мирного собрания его участники и организаторы обязаны:

1) соблюдать требования Закона и мирный характер собрания;

2) выполнять законные требования представителей органов внутренних дел, органов местного самоуправления и других государственных органов, вовлеченных в регулирование мирного собрания;

3) соблюдать общественный порядок и установленный организатором порядок проведения мирного собрания;

4) соблюдать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы санитарно-гигиенического характера;

5) обеспечить сохранность помещений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества, а также зеленых насаждений в месте проведения мирных собраний;

6) не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях.

Организаторы мирных собраний наряду с требованиями, также обязаны:

1) организовывать соблюдение участниками мирных собраний условий их проведения;

2) взаимодействовать с органами внутренних дел по соблюдению участниками мирных собраний общественного порядка и установленного порядка их проведения;

3) доводить до сведения участников мирного собрания информацию о запрете или ограничении собрания.

7.9. Участникам собрания запрещается:

1) иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда имуществу;

2) заниматься распространением или употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ.

В свою очередь органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность участников при проведении массовых мероприятий, не нарушая конституционные права и свободы участников массовых мероприятий.

7.10. Уведомление о проведении планируемого мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее 30-дневного срока и не позднее 2 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом или в иной форме.

Уведомление включает сведения об организаторе (наименование организации и (или) фамилия, имя, отчество лица) и его контактные данные (местонахождение организации и (или) адрес лица, номер телефона), информацию о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.

7.11. При наличии достоверной информации, касающейся проведения других мирных собраний или других обстоятельств, влияющих на безопасность граждан, государственные органы и органы местного самоуправления вправе предложить изменить дату проведения мирного собрания, место его проведения, а также маршрут движения.

7.12. Лица, уведомившие о проведении мирного собрания, вправе потребовать, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в этот же день при получении уведомления выдать письменное подтверждение получения уведомления.

Письменное подтверждение государственного органа или органа местного самоуправления должно включать в себя сведения о его наименовании, фамилию, имя, отчество и подпись сотрудника, принявшего уведомление, дату и время поступления уведомления.

7.13. Мирные собрания могут проводиться на всей территории Кыргызской Республики. В целях обеспечения безопасности участников мирные собрания не могут проводиться вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.

8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

 

8.1. Политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

8.2. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя политической партии оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

При размещении наружных агитационных материалов политическая партия обязана до их распространения подать письменное заявление с указанием вида наружного агитационного материала и точного адреса предполагаемого его места размещения в Центральную избирательную комиссию, приложив образцы или эскизы агитационного материала.

8.3. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов. Политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов.

8.4. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Памятники, обелиски и здания, имеющие историческую, культурную или архитектурную ценность являются историко-культурным наследием и связанны с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества. Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об охране и использовании историко-культурного наследия" от 26 июля 1999 года № 91 "объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые (целиком или в оговоренной части) материальные исторические свидетельства:

1. Недвижимые, в том числе:

- памятники истории: здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи и мемориалы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, а также с жизнью выдающихся деятелей республики;

- памятники археологии: пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и наскальная эпиграфика;

- памятники градостроительства и архитектуры: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и иных видов искусства".

8.5. Использование зеленых насаждений, деревьев в целях размещения агитационных материалов не допускается.

8.6. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.

8.7. Центральная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 7.2. настоящего раздела, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

8.8. Политические партии вправе использовать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, изготовленные до назначения выборов, в соответствии с требованиями законодательства в пределах суммы расходов политических партий из избирательного фонда.

8.9. За уничтожение, повреждение или порчу печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов граждане несут ответственность в установленном законом порядке.

8.10. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

 

9.1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

9.2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

Под иными формами злоупотребления свободой средств массовой информации следует понимать запреты установленные законами Кыргызской Республики. Так в соответствии со статей 23 Закона "О средствах массовой информации", не допускается:

а) разглашение государственной и коммерческой тайны;

б) призыв к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики и любого иного государства;

в) пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;

г) оскорбление гражданской чести народов;

д) оскорбление религиозных чувств верующих и служителей культа;

е) пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, предложений органов и (или) тканей человека, порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера; информации, направленной на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения под видом законной деятельности, знакомства с целью дальнейшего вступления в сексуальные отношения;

ж) употребление выражений, считающихся нецензурными;

з) распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн);

и) посягательство на честь и достоинство личности;

к) обнародование заведомо ложной информации.

9.3. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает уголовную ответственность за совершение подкупа голосов избирателей и раскрывает состав преступления: "Подкуп голосов избирателей кандидатом в Президенты Кыргызской Республики, кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или местного кенеша, кандидатом в другие выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их близкими родственниками, доверенными лицами и уполномоченными представителями путем дачи либо распространения материальных ценностей или способствования в получении какой-либо должности или иных благ..." (Ст.140 УК КР).

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией, группой избирателей и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии, группы избирателей.

9.4. Кандидаты, их близкие родственники, супруг(а), представители политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О меценатстве и благотворительной деятельности" от 6 ноября 1999 года № 119 под благотворительной деятельностью понимается осуществление гражданами и юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

К близким родственникам согласно законодательству относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

9.5. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О юбилейных мероприятиях в Кыргызской Республике" от 11 июня 2007 года № 82 организация юбилейных мероприятий не допускается в течение трех месяцев перед и в период выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и депутатов в местные кенеши.

9.6. Информирование избирателей политическими партиями, зарегистрированными в качестве участника в выборах, или ее представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.

Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партий наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) политических партий, не является предвыборной агитацией.

9.7. Представители политических партий, средства массовой информации, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов, политических партий. Средства массовой информации, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается ответ, в периодических изданиях - в следующем выпуске, а опровержения или разъяснения на выступления по телевидению или радио - в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный личности, гражданину, а также организации в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности, гражданина или организации, либо причинивших им иной неимущественный ущерб, подлежит возмещению по решению суда средством массовой информации в порядке, установленном законом. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.

Органы средств массовой информации не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

а) если эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях;

б) если они получены от информационных агентств или пресс-служб государственных и общественных органов;

в) если они являются дословным воспроизведением публичных выступлений;

г) если они содержались в выступлениях граждан, идущих в эфир без предварительной записи.

Непредставление кандидату, включенному в список кандидатов, политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации кандидата, политической партии может явиться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.

9.8. В случае нарушения политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации требований настоящего раздела избирательные комиссии, избиратели, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

9.9. В случае нарушения политической партией требований, установленных законами, а также настоящей статьей, Центральная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей нижестоящей избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации списка кандидатов.

10. Контроль за соблюдением правил проведения предвыборной агитации

 

10.1. Контроль за соблюдением политической партией, редакциями средств массовой информации и их сотрудниками правил, установленных в настоящем Положении, осуществляется Центральной избирательной комиссией, территориальными и участковыми избирательными комиссиями.

10.2. В целях обеспечения контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, Центральная избирательная комиссия формирует Рабочую группу по контролю за соблюдением правил ведения предвыборной агитации.

Рабочая группа образуются из числа членов Центральной избирательной комиссии, сотрудников аппарата Центральной избирательной комиссии, представителей средств массовой информации, независимых экспертов. Рабочая группа в пределах полномочий вправе осуществлять предварительное рассмотрение обращений о нарушениях норм действующего законодательства о выборах, регулирующих информирование избирателей, проведение предвыборной агитации; собирать и систематизировать материалы о нарушениях действующего законодательства, регулирующего порядок проведения предвыборной агитации, допущенных политическими партиями, средствами массовой информации, иными лицами в период избирательной кампании и выносить их рассмотрение на заседания Центральной избирательной комиссии.

10.3. Редакция средства массовой информации ведет учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от Центральной избирательной комиссии редакция средства массовой информации обязана предоставить ей письменную информацию в двухдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.

10.4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами избирательного законодательства, а также рассматривают заявления (жалобы) на их действия, связанные с обеспечением проведения предвыборной агитации в строгом соответствии с законодательством.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать Центральную избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Правоохранительные органы должны оказывать содействие по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, а также по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.

10.5. Контрольно-ревизионная группа по письменному поручению Центральной избирательной комиссии контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации политических партий.

10.6. Споры, связанные с публикациями, передачами в средствах массовой информации, рассматриваются Центральной избирательной комиссией или судами Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.