Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

                        УТРАТИЛ СИЛУ

             в соответствии с Законом КР

             от 8 августа 2011 года № 149

 

 

г.Бишкек, Дом Правительства

от 8 октября 1999 года N 106

 

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

                О естественных и разрешенных монополиях

                        в Кыргызской Республике

 

          (В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190,

           30 марта 2009 года №100, 27 апреля 2009 года №135)

 

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики         30 сентября 1999 года

 

Глава I.   Общие положения

Глава II.  Государственное регулирование и контроль в сферах

           деятельности естественных и разрешенных монополий

Глава III. Функции и полномочия антимонопольного органа и

           отраслевых органов государственного регулирования

Глава IV.  Ответственность за нарушения настоящего Закона

Глава V.   Порядок принятия решений антимонопольным органом.

                  Порядок их исполнения и обжалования

Глава VI.  Заключительные положения

 

 

                              Глава I.

                            Общие положения

 

    Статья 1. Цели Закона

 

    Настоящий   Закон   определяет  правовые  основы   государственной

политики   в   отношении  естественных  и  разрешенных   монополий   в

Кыргызской  Республике.

    Целью настоящего Закона  является  обеспечение  баланса  интересов

потребителей  (абонентов)  и  субъектов  естественных  и   разрешенных

монополий   посредством  государственного  регулирования  и   контроля

деятельности   субъектов   естественных   и   разрешенных   монополий,

обеспечивающего  доступность  реализуемых  ими  товаров,   услуг   для

потребителей    (абонентов),   а  также  эффективное  функционирование

субъектов естественных и разрешенных монополий.

 

    Статья 2. Сфера применения Закона

 

    Настоящий  Закон  распространяется на отношения,   возникающие  на

товарных   рынках Кыргызской Республики,  в которых участвуют субъекты

естественных и разрешенных монополий,  потребители (абоненты),  органы

исполнительной   власти   и   местного самоуправления  при  исполнении

функций управления на этих товарных рынках.

 

    Статья 3. Определение основных понятий

 

    Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:

   антимонопольные     органы    (антимонопольный    орган)    —   это

государственные   органы,  проводящие  государственную   политику   по

развитию  товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической

деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

   В  отраслях  энергетики и связи антимонопольными органами  являются

государственные  органы, регулирующие деятельность в данных  отраслях,

то  есть  Государственное  агентство по энергетике  при  Правительстве

Кыргызской   Республики   и  Государственное   агентство   связи   при

Правительстве Кыргызской Республики соответственно;

(В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190)

    естественная монополия  -  состояние товарного рынка,  при котором

удовлетворение   спроса  на  этом  рынке  эффективнее   в   отсутствие

конкуренции  в  силу  технологических  особенностей  производства,   а

товары  и  услуги, производимые субъектами естественной монополии,  не

могут  быть  заменены в потреблении другими товарами  и  услугами,   в

связи  с  чем  спрос  на данном товарном рынке  на  товары  и  услуги,

производимые субъектами  естественной  монополии,  в  меньшей  степени

зависит  от  изменения  цены на этот товар или услугу,  чем  спрос  на

другие виды товаров и услуг;

    монопольно   высокая   цена   -   цена   товара,   устанавливаемая

хозяйствующим   субъектом,   занимающим  доминирующее   положение   на

товарном   рынке,    с   целью   компенсации  необоснованных   затрат,

вызванных  недоиспользованием  производственных  мощностей,  и   (или)

получения дополнительной прибыли;

    монопольно    низкая   цена   -   цена   приобретаемого    товара,

устанавливаемая  хозяйствующим  субъектом,   занимающим   доминирующее

положение  на   товарном   рынке   в  качестве  покупателя,   в  целях

получения  дополнительной  прибыли и (или) компенсации  необоснованных

затрат  за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая

хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном

рынке  в  качестве продавца, на уровне,  приносящем убытки от  продажи

данного  товара, результатом установления которой является  или  может

являться   ограничение  конкуренции посредством вытеснения конкурентов

с рынка;

    субъект  естественной  и  разрешенной  монополий  -  хозяйствующий

субъект   (юридическое  лицо),   занятый  производством  (реализацией)

товаров в условиях естественной и разрешенной монополий;

    потребитель   (абонент)   -  физическое  или   юридическое   лицо,

приобретающее    товар,     производимый    (реализуемый)    субъектом

естественной и разрешенной монополий;

    руководитель субъекта естественной и разрешенной монополий - лицо,

уполномоченное    выступать  без  доверенности   от   имени   субъекта

естественной и разрешенной монополий;

    группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических

лиц,    применительно  к  которым  выполняется  одно   или   несколько

следующих условий:

    лицо   или   несколько  лиц  совместно  в  результате   соглашения

(согласованных    действий)    имеют    право   прямо   или   косвенно

распоряжаться  (в  том  числе  на основании  договоров  купли-продажи,

доверительного  управления, о совместной деятельности,  поручения  или

иных  сделок)  более  чем  50  процентами общего  количества  голосов,

приходящихся  на акции (вклады,  доли), составляющие уставный  капитал

юридического  лица.  При  этом  под косвенным  распоряжением  голосами

юридического  лица  понимается  возможность фактического  распоряжения

ими  через  третьих лиц, по отношению к которым первое  лицо  обладает

вышеперечисленным правом или полномочием;

    между  двумя  или  несколькими лицами заключен  договор,   в  силу

которого  получено право давать другому или другим лицам,  участвующим

в  договоре,  или  иным  лицам обязательные  для  последних  указания,

относящиеся  к  ведению  ими  предпринимательской  деятельности,  либо

осуществлять функции их исполнительного органа;

    лицо   имеет   право  назначения  более  50   процентов    состава

исполнительного   органа  и  (или) совета директоров  (наблюдательного

совета) хозяйствующего субъекта;

    одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов

состава    исполнительного   органа   и   (или)   совета    директоров

(наблюдательного совета) двух и более хозяйствующих субъектов;

    разрешенная  монополия - хозяйствующий субъект,  имеющий  долю  на

соответствующем  рынке  в  целом 35 процентов  и  выше  или  величину,

ежегодно  устанавливаемую антимонопольным органом, занимающий  на  нем

доминирующее  положение,  устранение  которого  в  данное   время   не

представляется возможным.  К разрешенным монополиям могут  быть  также

отнесены   хозяйствующие субъекты - монополисты, деятельность  которых

требует соответствующего государственного регулирования в целях  недо-

пущения  роста инфляции,    а  также  в  тех  сферах,  где  ее наличие 

обусловлено соображениями общественной безопасности;

   отраслевые     органы     государственного     регулирования     —

государственные   органы  осуществляющие  регулирование   и   контроль

деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий в  сферах,

определенных  законодательством Кыргызской Республики, за  исключением

секторон энергетики и связи.

(В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190)

 

 

    Статья 4. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных

                        и разрешенных монополий

 

    Регулирование и  контроль  деятельности  субъектов  естественных и

разрешенных   монополий   осуществляют   антимонопольный   орган     и

отраслевые    органы    государственного   регулирования    Кыргызской

Республики  в  пределах полномочий,  предоставленных  им  настоящим  и

другими законами Кыргызской Республики.

 

                               Глава II.

           Государственное регулирование и контроль в сферах

           деятельности естественных и разрешенных монополий

 

    Статья 5. Методы регулирования деятельности субъектов естественных

                        и разрешенных монополий

 

    В сфере  действия  настоящего Закона антимонопольным органом и от-

раслевыми органами государственного регулирования в пределах своей ком-

петенции применяются  следующие методы регулирования деятельности субъ-

ектов естественных  и разрешенных монополий (далее - методы регулирова-

ния):

     - ценовое регулирование,  осуществляемое  посредством  определения

(установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

     - установление предельного уровня рентабельности;

     - определение  потребителей (абонентов),  подлежащих обязательному

обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в

случае  невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в то-

варе (услуге), производимом (реализуемом) субъектом естественной и раз-

решенной монополий, с учетом необходимости защиты прав и законных инте-

ресов граждан,  обеспечения безопасности государства,  охраны природы и

культурных ценностей;

     - установление величины торговой надбавки;

     - регулирование,  осуществляемое  путем  установления обязательств

для инженерно-технических  служб,  являющихся субъектами естественных и

разрешенных монополий, осуществление развития соответствующих сетей ин-

женерно-технического обеспечения  в случае невозможности удовлетворения

в полном объеме потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуе-

мом) данным субъектом..(В редакции  Закона  КР от30 марта 2009 года №100)

 

 

    Статья 6. Государственный контроль в сферах естественных и

    разрешенных монополий,осуществляемый антимонопольным органом

 

    1.  В   целях  проведения эффективной государственной  политики  в

сферах  деятельности  субъектов естественных и  разрешенных  монополий

антимонопольным органом осуществляется контроль за действиями, которые

совершаются  с  участием  или  в отношении  субъектов  естественных  и

разрешенных  монополий   и   которые  могут  иметь  своим  результатом

ущемление  интересов  потребителей  (абонентов)  товара  (услуг),    в

отношении   которого  применяется  регулирование  в   соответствии   с

настоящим  Законом,  либо сдерживание экономики оправданного  перехода

соответствующего   товарного   рынка   из  состояния  естественной   и

разрешенной монополий в состояние конкурентного рынка.

    2. Антимонопольный орган осуществляет контроль:

    за любыми сделками,  в результате которых субъект  естественной  и

разрешенной    монополий    приобретает   право    собственности    на

основные  средства  или  право пользования  основными  средствами,  не

предназначенными для производства (реализации) товаров,   в  отношении

которых  применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом,

если   балансовая  стоимость  таких  основных  средств  превышает   10

процентов  стоимости собственного капитала субъектов  естественной   и

разрешенной  монополий  по последнему утвержденному балансу;

    за  продажей,   сдачей  в  аренду или иной сделкой,  в  результате

которой  хозяйствующий  субъект приобретает право  собственности  либо

владения  и  (или)  пользования  частью  основных   средств   субъекта

естественной    и   разрешенной   монополий,    предназначенной    для

производства  (реализации)  товаров  (услуг),   в  отношении   которых

применяется  регулирование в соответствии с настоящим  Законом,   если

балансовая  стоимость  таких основных средств превышает  10  процентов

стоимости   собственного   капитала    субъектов    естественной     и

разрешенной монополий по последнему утвержденному балансу;

    за инвестициями  субъекта  естественной  и разрешенной монополий в

производство   (реализацию)   товаров,    в   отношении   которых   не

применяется  регулирование   в  соответствии  с  настоящим  Законом  и

которые  составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала

субъекта    естественной   и  разрешенной  монополий   по   последнему

утвержденному балансу.

    3. Для совершения действий, указанных в пункте 2 настоящей статьи,

субъект  естественной  и разрешенной монополий  обязан  представить  в

антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на совершение  таких

действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

    Требования к содержанию такой информации и форме ее представления,

а   также   порядок  рассмотрения ходатайства определяются  правилами,

утверждаемыми антимонопольным органом.

    Антимонопольный   орган    вправе    отказать   в   удовлетворении

ходатайства,  если  заявленные  в  нем  действия  могут   привести   к

отрицательным  последствиям,  указанным  в пункте 1 настоящей  статьи,

а  также  в  случаях, если заявителем не представлены все  необходимые

документы  либо   при  их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся  в

них  информация,  имеющая существенное значение для принятия  решения,

является недостоверной.

    Антимонопольный  орган   не  позднее  30  дней  со  дня  получения

ходатайства  сообщает заявителю в письменной форме о своем  решении  -

согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

    В  случае,   если  для принятия решения необходима  дополнительная

информация,  антимонопольный орган вправе запросить ее у  заявителя  и

продлить  срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при  условии,   что

такой  запрос  вместе  с уведомлением о продлении  срока  рассмотрения

ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней с момента получения

ходатайства.

    Если  в   15-дневный   срок  со дня истечения  увеличенного  срока

рассмотрения  ходатайства  ответ  антимонопольного  органа  не   будет

получен  либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по  мотивам,

которые  заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе  обратиться  в

суд.

    4.  Лицо  либо  группа лиц, которые в результате  приобретения  на

рынке  акций  (долей)  в  уставном капитале  субъекта  естественной  и

разрешенной  монополий  либо в результате иных  сделок  (в  том  числе

договора  поручения,  доверительного управления,  залога)  приобретают

более чем 10 процентов  общего  количества  голосов,  приходящихся  на

все  акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной

и разрешенной монополий,  обязаны  уведомить  об  этом антимонопольный

орган  в  30-дневный  срок с момента приобретения.   Кроме  того,  они

обязаны  уведомлять в указанный  срок антимонопольный орган  обо  всех

случаях  изменения  принадлежащего им количества  голосов.   Такую  же

обязанность  несет   субъект  естественной  и  разрешенной  монополий,

приобретающий  акции (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего

субъекта,   предоставляющие  ему  более  чем   10   процентов   общего

количества голосов,  приходящихся на все акции (доли).

    Для    осуществления    контроля   за   соблюдением    требований,

предусмотренных  настоящим  пунктом,   антимонопольный  орган   вправе

запрашивать    у  хозяйствующих  субъектов  сведения  о   составе   их

участников,  располагающих более чем 10 процентами  общего  количества

голосов (долей).

    5.  Если  действия,  указанные в пунктах 2 и 4  настоящей  статьи,

совершаются  с  участием  или  в отношении  субъектов  естественных  и

разрешенных   монополий,   регулирование   и   контроль   деятельности

осуществляются  отраслевым органом государственного регулирования,  то

антимонопольный орган в 30-дневный срок информирует об этих  действиях

соответствующий отраслевой орган государственного регулирования.

(В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190)

 

    Статья 7. Ограничения деятельности субъектов естественных и

                         разрешенных монополий

 

    1. Субъект естественной и разрешенной монополий должен производить

товары  и  услуги,   отнесенные  к сфере  естественной  и  разрешенной

монополий.

    2. Формы контрактов на поставку  (приобретение)  товаров  и  услуг

субъекта    естественной    и   разрешенной   монополий,    а    также

ведомственные  уставы  и  правила  предоставления  их  услуг  подлежат

согласованию с  антимонопольным органом.

    3.  В  сфере  деятельности  субъектов естественных  и  разрешенных

монополий не допускается:

   —  приостановление  производства и поставки  товаров  пли  оказание

услуг  с целью создания искусственного дефицита па рынке либо создание

таких  условий,  когда субъект естественной или разрешенной  монополии

будет  иметь возможность оказания воздействия на деятельность  третьих

лиц:

   —  субсидирование  производства  и поставки  товаров  или  оказания

услуг,  осуществляемых  па  условиях  конкуренции,  за  счет  доходов,

получаемых   от  деятельности,  отнесенной  к  сфере  государственного

регулирования.

 (В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190

 

 

    Статья 8. Обязанности субъектов естественных и разрешенных

                               монополий

 

    1. Субъекты естественных и разрешенных монополий обязаны заключить

договоры с отдельными потребителями (абонентами) на производство  (реа-

лизацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соот-

ветствии с настоящим Законом,  при наличии у  субъекта  естественной  и

разрешенной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары

и услуги.

     Инженерно-технические службы, являющиеся субъектами естественных и

разрешенных монополий,  обязаны предоставлять  технические  условия  на

подключение к инженерно-техническим сетям и заключить договоры с потре-

бителями (абонентами) на производство (реализацию) товаров, в отношении

которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом.

     2. Субъекты естественных и разрешенных монополий обязаны  предста-

вить  антимонопольному  органу  или отраслевому органу государственного

регулирования:

     - проекты инвестиций, бизнес-планов, планов капитальных вложений;

     - текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки,  установ-

ленные  антимонопольным органом и отраслевыми органами государственного

регулирования.

     3. Инженерно-технические службы,  являющиеся субъектами естествен-

ных и разрешенных монополий,  обязаны в установленном законодательством

порядке  предоставлять  уполномоченным государственным органам по архи-

тектуре и строительству и органам местного самоуправления полную инфор-

мацию и схемы всех существующих и планируемых сетей инженерно-техничес-

кого обеспечения в области электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и во-

доотведения.

     Инженерно-технические службы, являющиеся субъектами естественных и

разрешенных  монополий,  обязаны  размещать схемы инженерно-технических

сетей с информацией о наличии ресурсов на официальных сайтах  уполномо-

ченных государственных органов,  за исключением информации,  содержащей

государственную тайну. Данная информация представляется также по запро-

сам физических и юридических лиц в порядке, установленном законодатель-

ством Кыргызской Республики.

     4. Субъекты  естественных  и  разрешенных монополий не имеют право

реализовывать товары и услуги на дискриминационных условиях. (В редакции

 Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190,30 марта 2009 года №100

 

                              Глава III.

            Функции и полномочия антимонопольного органа и

           отраслевых органов государственного регулирования

 

    Статья 9. Функции антимонопольного органа и отраслевых органов

                    государственного регулирования

 

   1. Антимонопольный орган выполняет следующие функции:

     - формирует  и ведет Государственный реестр субъектов естественных

и разрешенных монополий,  в отношении которых осуществляется  государс-

твенное регулирование и контроль;

     - определяет методы регулирования, предусмотренные настоящим Зако-

ном;

     - контролирует в пределах своей компетенции соблюдение  требований

настоящего Закона;

     - вносит в установленном порядке предложения по  совершенствованию

законодательства о естественных и разрешенных монополиях;

     - осуществляет государственный контроль за правилами продажи това-

ров и оказания услуг субъектами естественных и разрешенных монополий, а

также развитием  сетей  инженерно-технического обеспечения, посредством

которых поставляются  товары (услуги), предоставляемые инженерно-техни-

ческими службами;

     - осуществляет государственный контроль за  предоставлением  инже-

нерно-техническими службами, являющимися субъектами естественных и раз-

решенных монополий,  информации о наличии товаров (услуг), существующей

и  планируемой  схемах инженерно-технического обеспечения,  посредством

которых осуществляется поставка данных товаров (услуг).

     2. Отраслевые органы государственного регулирования выполняют сле-

дующие функции:

     - адаптируют методы регулирования, предусмотренные настоящим Зако-

ном,  применительно  к  конкретному субъекту естественной и разрешенной

монополий;

     - регулируют  вопросы ценообразования товаров и услуг естественных

и разрешенных монополистов;

     - совместно  с антимонопольным органом принимают меры для предотв-

ращения деятельности, направленной против конкуренции;

     - осуществляют  государственный контроль за качеством и ценами то-

варов и услуг естественных и разрешенных монополий.

(В редакции Закона КР от30 марта 2009 года №100)

 

 

 Статья 10. Полномочия антимонопольного органа и отраслевых органов

                    государственного регулирования

 

      1. Антимонопольный орган вправе:

     - принимать  обязательные для субъектов естественных и разрешенных

монополий решения  о введении, изменении или прекращении регулирования.

При этом  решение  о  применении методов регулирования, предусмотренное

настоящим Законом, принимается в пределах своей компетенции;

     - принимать  в пределах своей компетенции меры по фактам нарушения

настоящего Закона;

     - направлять субъектам естественных и разрешенных монополий обяза-

тельные для исполнения предписания о прекращении  нарушений  настоящего

Закона, в том числе:

     - об устранении их последствий;

     - о перечислении в республиканский бюджет прибыли,  полученной ими

в результате действий, противоречащих настоящему Закону;

     - принимать решения о включении в Государственный реестр субъектов

естественных и разрешенных монополий либо исключении из него;

     - направлять органам исполнительной власти и местного самоуправле-

ния обязательные для исполнения предписания  об  отмене  или  изменении

принятых ими актов, противоречащих настоящему Закону;

     - принимать решения о наложении штрафа на субъект  естественной  и

разрешенной монополий;

     - привлекать  к  административной  ответственности   руководителей

субъектов естественной и разрешенной монополий, должностных лиц органов

исполнительной власти и местного самоуправления в  случаях,  предусмот-

ренных настоящим Законом;

     - обращаться в суд с иском и заявлением,  а  также  участвовать  в

рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением настоя-

щего Закона;

     - осуществлять иные полномочия,  предоставленные ему законодатель-

ством Кыргызской Республики.

     2. Отраслевые органы государственного регулирования вправе:

     - устанавливать цены (тарифы) на товары и услуги субъектов естест-

венных  и разрешенных монополий по согласованию с антимонопольным орга-

ном;

     - направлять субъектам естественных и разрешенных монополий обяза-

тельные для исполнения предписания о заключении договоров с  потребите-

лями (абонентами), подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в

заключенные договора  изменений и по развитию сетей инженерно-техничес-

кого обеспечения,  посредством  которых  осуществляется поставка данных

товаров (услуг);

     - направлять в антимонопольный орган сведения о нарушениях,  допу-

щенных субъектами естественных и разрешенных монополий,  положений нас-

тоящего Закона для принятия соответствующих законодательству мер;

     - принимать  решения о наложении штрафа на субъекты естественных и

разрешенных монополий;

     - осуществлять иные полномочия, предоставленные им законодательст-

вом Кыргызской Республики.

     В случае  отсутствия в сфере деятельности субъектов естественных и

разрешенных монополий отраслевого органа государственного регулирования

эти функции выполняются антимонопольным органом.(В редакции Закона КР от

 30 марта 2009 года № 100)

 

    Статья 11. Основания для принятия антимонопольным органом и

              отраслевыми органами государственного

              регулирования решений о применении методов

                          регулирования

 

    1.  Антимонопольный   орган и отраслевые  органы  государственного

регулирования  в  соответствии с их полномочиями принимают  решение  о

применении методов регулирования,  предусмотренных настоящим  Законом,

применительно  к  конкретному  субъекту  естественной  и   разрешенной

монополий на основе  анализа  его деятельности с учетом стимулирования

повышения   качества   производимых   (реализуемых)   им   товаров   и

удовлетворения  спроса  на них.  При  этом оценивается  обоснованность

состава затрат и принимаются во внимание:

    издержки производства  (реализации)  товаров (услуг),  в том числе

заработная  плата,  стоимость сырья и материалов,  накладные   расходы

и амортизационные отчисления;

    налоги и другие платежи;

    состояние   и   стоимость   основных   производственных    фондов;

потребности в инвестициях и амортизационные отчисления;

    прогнозируемая  прибыль   от  возможной  реализации   товаров   по

различным ценам (тарифам);

    удаленность  различных  групп потребителей  (абонентов)  от  места

производства товаров (услуг);

    соответствие качества  производимых  (реализуемых) товаров (услуг)

спросу потребителей (абонентов);

    государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

    2.   При   принятии  решения  о  применении  определенных  методов

регулирования   деятельности   конкретного   субъекта  естественной  и

разрешенной  монополий антимонопольный орган и отраслевые  органы

государственного   регулирования   обязаны  рассматривать  информацию,

предоставленную  заинтересованными  лицами,   о  деятельности  данного

субъекта естественной и разрешенной монополий.

 

    Статья 12. Право доступа к информации о деятельности субъектов

                 естественных и разрешенных монополий

 

    1.  В  целях  исполнения функций,  возложенных на  антимонопольный

орган  и  отраслевые органы государственного  регулирования,   их

работники  на  основании письменного запроса  имеют  право  доступа  к

информации  о  хозяйственной  деятельности  субъектов  естественных  и

разрешенных  монополий,  имеющейся у органов исполнительной  власти  и

местного   самоуправления,   а  также  у  субъектов   естественных   и

разрешенных монополий.

    2.   Субъекты   естественных  и  разрешенных  монополий,    органы

исполнительной  власти и местного самоуправления обязаны по требованию

антимонопольного  органа  и отраслевых  органов  государственного

регулирования   предоставлять  достоверные  документы,   объяснения  в

письменной   и  устной  форме  и  иную  информацию,  необходимую   для

осуществления ими функций, предусмотренных настоящим Законом.

    Сведения,    составляющие   коммерческую     тайну,     полученные

антимонопольным  органом  или  отраслевыми  органами  государственного

регулирования при осуществлении  полномочий,  не  подлежат разглашению.

 

    Статья 13. Информирование антимонопольного  органа   и  отраслевых  

                органов  государственного регулирования о принятых ими

                решениях

 

 

    Антимонопольный орган и отраслевые органы государственного регули-

рования обязаны через  средства  массовой  информации сообщить о  при-

нятых  им  решениях  о  введении,   изменении   или прекращении  регу-

лирования  деятельности  субъектов  естественных   и разрешенных   мо-

нополий,  а также о включении в Государственный  реестр субъектов 

естественных и разрешенных монополий либо об исключении  из него,при-

меняемых  методах   регулирования   деятельности  субъектов естествен-

ных  и  разрешенных  монополий  и  конкретных  показателях  и требова-

ниях, предъявляемых к ним.

    Антимонопольный  орган   обязан сообщать через  средства  массовой

информации  обо  всех  случаях привлечения субъектов  естественной   и

разрешенной  монополий  к  ответственности  за  нарушения   настоящего

Закона.

 

                               Глава IV.

            Ответственность за нарушения настоящего Закона

 

    Статья 14. Последствия нарушения настоящего Закона

 

    1. В случае нарушения настоящего Закона  субъекты  естественных  и

разрешенных монополий (их руководители), органы исполнительной  власти

и  местного  самоуправления (их должностные  лица)  в  соответствии  с

решениями (предписаниями) антимонопольного органа обязаны:

    прекратить   нарушение  настоящего  Закона   и    устранить    его

последствия;

    восстановить первоначальное положение или совершить иные действия,

указанные в решении (предписании);

    отменить  и  (или)  изменить  акт, не  соответствующий  настоящему

Закону;

    заключить   договор   с  потребителем   (абонентом),    подлежащим

обязательному обслуживанию;

    внести изменения в договор с потребителем (абонентом);

    уплатить  штраф  или  нести другую ответственность,   определяемую

законодательством Кыргызской Республики;

    возместить причиненные убытки.

    2. Субъект естественной и разрешенной монополий обязан перечислять

в   республиканский  бюджет  прибыль,   полученную  им  в   результате

нарушения   настоящего   Закона,   в  срок,   установленный   решением

антимонопольного органа.

 

    Статья 15. Возмещение субъектом естественной и разрешенной

         монополий убытков, причиненных нарушением настоящего

                                Закона

 

    Если действиями (бездействием) субъекта естественной и разрешенной

монополий,   нарушающими  настоящий Закон,  причинены  убытки  другому

хозяйствующему  субъекту  или физическому  лицу,  в  том  числе  путем

необоснованного   завышения  цены  (тарифа),   эти   убытки   подлежат

возмещению   субъектом   естественной  и   разрешенной   монополий   в

соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

    Статья 16. Ответственность должностных лиц антимонопольного органа

              и соответствующих органов государственного

             регулирования за нарушение настоящего Закона

 

    Должностные лица антимонопольного органа и соответствующих органов

государственного   регулирования  за нарушение настоящего  Закона,   в

том  числе за разглашение сведений,  составляющих коммерческую  тайну,

несут  ответственность,  предусмотренную законодательством  Кыргызской

Республики.

 

    Статья 17. Возмещение убытков, причиненных субъекту естественной и

        разрешенной монополий или иному хозяйствующему субъекту

          неправомерными решениями, действиями (бездействием)

           антимонопольного органа и отраслевых органов

                    государственного регулирования

 

    В случае, если антимонопольным органом  или  отраслевыми  органами

государственного    регулирования   принято   решение   с   нарушением

настоящего  Закона, в том числе решение об определении  (установлении)

цен  (тарифов)  без  достаточного  экономического  обоснования,  и   в

результате этого субъекту естественной и  разрешенной  монополий   или

иному   хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать

возмещения  этих  убытков в порядке, предусмотренном законодательством

Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190)

 

 

                               Глава V.

           Порядок принятия решений антимонопольным органом.

                  Порядок их исполнения и обжалования

 

    Статья 18. Основания для рассмотрения антимонопольным органом дел

                    о нарушениях настоящего Закона

 

    1. Основаниями  для рассмотрения дел о нарушении настоящего Закона

являются  заявления  субъектов естественной и  разрешенной  монополий,

органов    государственного  регулирования,   органов   исполнительной

власти    и    местного   самоуправления,   общественных   объединений

потребителей  (абонентов), их ассоциаций и союзов, граждан  Кыргызской

Республики  и  иных  юридических лиц,   а  также  информация  судов  и

арбитражных  судов  республики, результаты  проверок  антимонопольного

органа, представления правоохранительных органов.

    2. Антимонопольный  орган вправе рассматривать дела по собственной

инициативе  на  основании сообщений средств  массовой   информации   и

иных  имеющихся   в  их распоряжении материалов,  свидетельствующих  о

нарушении настоящего Закона.

 

    Статья 19. Принятие антимонопольным органом решений о

           введении, изменении или прекращении регулирования

           деятельности субъектов естественных и разрешенных

           монополий

  

   Решение  по  всем  вопросам  введения,  изменения  или  прекращения

регулирования   деятельности  субъектов  естественных  и   разрешенных

монополий  принимается антимонопольным органом. Решение по  применению

предусмотренных  настоящим  Законом методов регулирования  принимается

антимонопольным   органом  и  отраслевыми  органами   государственного

регулирования  в  пределах  своей  компетенции.  Отказ  (частичный)  в

принятии внесенного предложения должен быть мотивирован.

(В редакции Закона КР от 10 декабря 2004 года № 190

 

 

    Статья 20. Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел

           о нарушениях настоящего Закона и принятия по ним

                                решений

 

    1.   Порядок  рассмотрения  дел  о  нарушениях  настоящего  Закона

определяется    в  соответствии  с  законодательством  антимонопольным

органом Кыргызской Республики.

    2.  Решение,   принятое  антимонопольным  органом  по  результатам

рассмотрения  дела,  направляется заинтересованным лицам в  письменной

форме не позднее 5 дней со дня их принятия.  Предписания, выданные  на

основании принятых решений,  направляются заинтересованным   лицам   в

тот  же срок.

    3. Решения по делам,  связанным с нарушениями  настоящего  Закона,

которые   затрагивают  общественные  интересы,  подлежат опубликованию

в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня их принятия.

 

    Статья 21. Порядок исполнения решений (предписаний)

           антимонопольного органа и соответствующих органов

                    государственного регулирования

 

    1. Решения (предписания) антимонопольного органа и отраслевых

органов     государственного    регулирования   подлежат    исполнению

субъектами  естественных и разрешенных монополий (их  руководителями),

органами   исполнительной   власти  и  местного   самоуправления   (их

должностными    лицами)    в    срок,     предусмотренный    решениями

(предписаниями),  но не  позднее  30 дней со дня их получения.

    2. В случае неисполнения органами исполнительной власти и местного

самоуправления   решений   (предписаний)   об   отмене  или  изменении

актов,  принятых с нарушением настоящего Закона, либо о восстановлении

первоначального    положения,    существовавшего     до     нарушения,

антимонопольный   орган  и  отраслевые  органы   государственного

регулирования  вправе  обратиться  в  суд  с иском о признании  данных

актов недействительными полностью или частично.

    3.  В   случае  неисполнения субъектом естественной и  разрешенной

монополий предписания о заключении договора или о  внесении  изменений

в   заключенный    договор   антимонопольный    орган   или отраслевой

орган государственного  регулирования вправе   предъявить  в суд иск о

понуждении субъекта  естественной  и разрешенной  монополий  заключить

договор или о  внесении  изменений  в заключенный договор.

    4.   При    неисполнении  субъектами  естественных  и  разрешенных

монополий предписаний о перечислении в республиканский бюджет прибыли,

полученной  в результате нарушения настоящего Закона,  антимонопольный

орган  и отраслевые органы государственного регулирования  вправе

предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

    5.   В  случае  уклонения  субъектов  естественных  и  разрешенных

монополий,    руководителей   субъектов  естественных  и   разрешенных

монополий или должностных лиц органов исполнительной власти и местного

самоуправления  от  уплаты штрафа либо при  уплате  штрафа  в  размере

меньшем,   чем  указано  в  решениях (предписаниях),   антимонопольный

орган  и отраслевые органы государственного регулирования  вправе

предъявить в суд иск о взыскании штрафа.

 

    Статья 22. Порядок обжалования решений (предписаний)

           антимонопольного органа и отраслевых органов

                    государственного регулирования

 

    Субъекты естественных и разрешенных монополий  (их  руководители),

органы    исполнительной   власти  и   местного   самоуправления   (их

должностные  лица),  потребители (абоненты),  общественные объединения

потребителей  (абонентов),  их ассоциации и  союзы,  иные  юридические

лица,  а  также правоохранительные органы вправе обратиться  в  суд  с

заявлением  о  признании  недействительными   полностью  или  частично

решений   (предписаний)  антимонопольного  органа  и   отраслевых

органов  государственного   регулирования в случае  несоответствия  их

настоящему Закону.

    Субъекты  естественных  и  разрешенных монополий (их руководители,

органы исполнительной власти и местного самоуправления (их должностные

лица,  потребители (абоненты), их общественные объединения, ассоциации

и  союзы,  иные  юридические лица,  а также  правоохранительные органы

вправе обжаловать в суде решения (предписания) антимонопольного органа

и отраслевых органов  государственного  регулирования в случае несоот-

ветствия их законодательству Кыргызской Республики.

    Подача заявления в  суд  не  приостанавливает  исполнения  решений

(предписаний)   антимонопольного   органа  и  отраслевых  органов

государственного регулирования на время его рассмотрения в суде  и  до

вступления решения суда в законную силу.

( В редакции Закона КР от 27 апреля 2009 года №135)

                               Глава VI.

                       Заключительные положения

 

    Статья 23. Участие Кыргызской Республики в международных договорах

 

    Если   международным  договором,   участником  которого   является

Кыргызская  Республика,  установлены иные правила,   чем  те,  которые

предусмотрены    настоящим   Законом,     то    применяются    правила

международного договора.

 

    Статья 24. О введении в действие настоящего Закона

 

    Настоящий Закон  вводится  в действие со дня опубликования.

   ("Эркин Тоо", 27 октября 1999 года, N 84)

 

    Президент Кыргызской Республики              А.Акаев