Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                     ПРЕКРАТИЛ ДЕЙСТВИЕ
в соответствии со статьей 36
Закона КР
от 20 июля 2009 года № 241
"О нормативных правовых актах Кыргызской Республики"
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
18 апреля 2000 года. Регистрационный номер 62

                                                     Утверждаю
                                             Министр охраны окружающей
                                            среды Кыргызской Республики
                                                             Т.Алыкулов
                                                 27 марта 2000 года

                                ПРАВИЛА
                      охраны атмосферного воздуха

                               Введение

     Настоящие Правила охраны атмосферного воздуха разработаны в  соот-
ветствии  с принятым Законом Кыргызской Республики "Об охране атмосфер-
ного воздуха" и Положением о государственном контроле за охраной  окру-
жающей среды,  рациональным использованием природных ресурсов и обеспе-
чением экологической безопасности Кыргызской Республики.
     Правила детально регламентируют организацию деятельности по охране
атмосферного воздуха,  содержат обязательные требования для всех приро-
допользователей, независимо от форм собственности.
     Правила предназначены для практического использования специалиста-
ми  Министерства  охраны окружающей среды и других специально уполномо-
ченных государственных органов в области охраны атмосферного воздуха  и
хозяйствующими субъектами.

                          1. Общие положения

     1.1. Охрана  атмосферного воздуха - это совокупность организацион-
ных,  экономических,  технических, правовых и иных мероприятий, направ-
ленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляе-
мых государственными органами, юридическими и физическими лицами.
     1.2. Настоящие Правила охраны атмосферного воздуха (далее - Прави-
ла) составлены в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об охра-
не атмосферного воздуха".
     1.3. Правила предусматривают организацию  деятельности  по  охране
атмосферного воздуха министерствами,  ведомствами, хозяйствующими субъ-
ектами,  с целью предотвращения загрязнения и  оздоровления  воздушного
бассейна городов, промышленных центров и других населенных пунктов Кыр-
гызской Республики,  а также регламентируют порядок осуществления госу-
дарственного  и  ведомственного контроля за выполнением воздухоохранных
мероприятий.
     1.4. Настоящие  Правила  подлежат выполнению всеми министерствами,
ведомствами,  хозяйствующими субъектами,  вне зависимости от форм собс-
твенности,  имеющими  стационарные  и передвижные источники загрязнения
атмосферы, а также отдельными гражданами.
     1.5. Одной из основных задач министерств,  ведомств,  предприятий,
учреждений,  организаций является сохранение в чистоте и улучшение сос-
тояния атмосферного воздуха в интересах настоящего и будущих поколений.
     1.6. В деятельности по охране атмосферного  воздуха  министерства,
ведомства,  хозяйствующие субъекты,  а также граждане обязаны руководс-
твоваться:
     Конституцией Кыргызской Республики;
     Законами Кыргызской Республики;
     постановлениями Правительства Кыргызской Республики;
     нормативными актами специально уполномоченных государственных  ор-
ганов контроля за охраной атмосферного воздуха:  республиканского госу-
дарственного органа охраны окружающей среды, здравоохранения и внутрен-
них дел;
     государственными стандартами;
     настоящими Правилами.

             2. Организация и планирование мероприятий по
                      охране атмосферного воздуха

     2.1. Все хозяйствующие субъекты, вне зависимости от форм собствен-
ности,  которые  являются источниками загрязнения атмосферного воздуха,
должны иметь структурные подразделения (или штатные единицы),  отвечаю-
щие  за  охрану  окружающей среды (в том числе и за охрану атмосферного
воздуха),  которые должны разрабатывать и осуществлять  мероприятия  по
предупреждению, снижению и устранению загрязнения атмосферного воздуха.
При разработке мероприятий по охране атмосферного воздуха хозяйствующие
субъекты  обязаны руководствоваться требованиями Закона Кыргызской Рес-
публики "Об охране атмосферного воздуха".
     2.4. Структурные подразделения (или штатные единицы) ответственные
за охрану атмосферного воздуха обязаны осуществлять:
     - контроль  за соблюдением законодательства Кыргызской Республики,
постановлений Правительства Кыргызской Республики,  коллегий,  приказов
(положений,  инструкций,  указаний) специально уполномоченных государс-
твенных органов по вопросам охраны атмосферного воздуха;
     - контроль  за соблюдением условий выбросов загрязняющих веществ и
других вредных воздействий на атмосферный воздух, а также за получением
разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдением ус-
тановленных нормативов;
     - первичный  учет вредных воздействий на атмосферный воздух и ста-
тистическую отчетность по охране атмосферного воздуха;
     - проведение  (или  организацию)  контрольных замеров количества и
состава выбросов загрязняющих веществ от отдельных источников и  произ-
водств;
     - организацию проведения аккредитации имеющихся лабораторий,  осу-
ществляющих  инструментальный контроль источников загрязнения атмосферы
и эффективности работы установок газа;
     - контроль  за выполнением мероприятий по сокращению выбросов заг-
рязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных  метеорологичес-
ких условий, а также мероприятий по предотвращению аварийных и залповых
выбросов;
     - контроль за эффективностью работы установок очистки газа;
     - контроль за  выполнением  предписаний  органов  государственного
контроля за охраной атмосферного воздуха.
     2.3. Обязанности и права структурных подразделений  (штатных  еди-
ниц),  ответственных  за охрану окружающей среды определяются соответс-
твующими положениями или должностными инструкциями, утвержденными в ус-
тановленном порядке.

           3. Разработка и утверждение нормативов предельно
             допустимых и временно согласованных выбросов
                   загрязняющих веществ в атмосферу

     3.1. Предельно  допустимый  выброс  вредных  веществ (ПДВ) в г/сек
(т/год) является научно-техническим,  санитарно-гигиеническим  нормати-
вом,  устанавливаемым для каждого конкретного источника загрязнения ат-
мосферы при условии,  что выбросы загрязняющих веществ от него  и  всей
совокупности  источников города или другого населенного пункта с учетом
их рассеивания и превращения в атмосфере,  а также перспектив  развития
предприятий не создадут приземных концентраций, превышающих установлен-
ные нормативы качества воздуха.
     3.2. Для предприятия или группы действующих предприятий,  располо-
женных в одном районе,  при невозможности немедленного  достижения  ими
значений ПДВ,  по согласованию с государственными органами охраны окру-
жающей среды устанавливается график поэтапного снижения выбросов с ука-
занием продолжительности каждого этапа.  Для каждого этапа устанавлива-
ются допустимые величины выбросов в г/с (т/год).
     В случае  невозможности  достижения  ПДВ  современными  средствами
должны быть предусмотрены меры и конкретные  сроки  по  сокращению  или
исключению данного загрязнения путем изменения технологического процес-
са, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.
     В плане  мероприятий  по  достижению ПДВ не допускается превышение
существующего выброса вредных веществ на  отдельных  этапах  достижения
ПДВ.
     На период достижения ПДВ при наличии данных о неблагоприятном вли-
янии  выбросов  на  здоровье  населения  производитель обязан возмещать
ущерб здоровью населения, проживающего в зоне влияния данного объекта.
     Невыполнение графика  поэтапного  снижения выбросов и несоблюдение
лимитов ведет к наложению санкций на предприятие,  вплоть  до  закрытия
производства или предприятия в целом в соответствии с действующим зако-
нодательством Кыргызской Республики.
     Для проектируемых и реконструируемых объектов непревышение ПДВ яв-
ляется обязательным условием.
     3.3. Общее руководство работами по нормированию выбросов загрязня-
ющих веществ в республике осуществляют  государственные  органы  охраны
окружающей среды.
     Выполнять работы по нормированию имеют право  институт-генпроекти-
ровщик данного предприятия,  отраслевые научно-исследовательские и про-
ектные институты,  организации,  специализирующиеся по вопросам  охраны
окружающей среды,  промышленные предприятия под научно-методическим ру-
ководством головных ведомственных институтов и организаций, кооператив-
ные и другие организации,  способные на договорных началах квалифициро-
ванно выполнять эти работы.
     3.4. Порядок  и методы установления ПДВ (ВСВ) промышленными предп-
риятиями определяются стандартами и иными нормативными документами.
     3.5. Разработанные  нормативы ПДВ (ВСВ) представляются в государс-
твенные органы охраны окружающей среды на согласование.  Объем и содер-
жание проекта нормативов ПДВ устанавливаются от категории предприятия в
соответствии с "Рекомендациями  по  делению  предприятий  на  категории
опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в ат-
мосферу загрязняющих веществ".
     3.6. При  наличии  разногласий по представляемым на согласование и
утверждение проектам нормативов ПДВ,  окончательное решение принимается
Республиканским  государственным  органом  охраны окружающей среды Кыр-
гызской Республики.
     3.7. Нормативы  ПДВ  пересматриваются в случае изменения мощности,
технологии производства или режима работы предприятия, но не реже 1 ра-
за в пять лет.
     3.8. Норматив ПДВ входит,  как составляющая, в систему экологичес-
кого нормирования.

              4. Выдача разрешений на выброс загрязняющих
                          веществ в атмосферу

     4.1. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными  источ-
никами  загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения
(лицензии),  выдаваемого государственными  органами  охраны  окружающей
среды.  В  разрешении  предусматриваются нормативы предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ,  а также другие  условия  и  требования,
обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
     4.2. Запрещается размещать,  проектировать,  строить и  вводить  в
эксплуатацию объекты,  являющиеся источниками загрязнения атмосферы, на
территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные нормати-
вы.
     Реконструкция и техническое  перевооружение  действующих  объектов
разрешается на таких территориях при условии сокращения на них выбросов
в атмосферу до предельно допустимых выбросов (ПДВ).
     4.3. Государственным  органам охраны окружающей среды предоставля-
ется право ограничивать, приостанавливать или запрещать выбросы загряз-
няющих веществ в атмосферу, производимые с нарушениями условий и требо-
ваний, предусмотренных разрешениями, вплоть до прекращения деятельности
отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
     4.4. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдает-
ся  действующим  предприятиям  на основании утвержденных нормативов ПДВ
(ВСВ) в 3-х месячный срок со дня их утверждения.
     4.5. Выдача  разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу
по вновь строящимся, расширяемым и реконструируемым предприятиям и дру-
гим объектам со стационарными источниками загрязнения атмосферного воз-
духа осуществляется на основании заключения государственных органов ох-
раны окружающей среды, здравоохранения Кыргызской Республики по проект-
ным решениям на строительство, расширение и реконструкцию объектов.

             5. Организация и осуществление мероприятий по
          снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
             транспортными и иными передвижными средствами
                             и установками

     5.1. На все виды транспортных и иных передвижных средств и устано-
вок и двигателей к ним,  изготовленных и эксплуатируемых на  территории
Кыргызской Республики, должен быть установлен норматив выбросов загряз-
няющих веществ в атмосферу, соответствующий современным достижениям на-
учно-технического прогресса.
     5.2. Транспортные средства должны подвергаться проверке  на  соот-
ветствие  токсичности  и  дымности  отработавших газов по установленным
нормативам в следующих случаях:
     - после изготовления;
     - после проведения всех видов технического обслуживания и  ремонта
систем и агрегатов, влияющих на выброс загрязняющих веществ;
     - при проведении технического осмотра;
     - при периодических проверках органами государственного контроля;
     - перед продажей их индивидуальным владельцам;
     - по заявкам водителей транспортных средств.
     5.3. Проверка токсичности и дымности отработавших газов транспорт-
ных  средств  осуществляется  в соответствии с требованиями действующих
стандартов.
     5.4. Эксплуатация  транспортных  средств разрешается лишь при исп-
равности и правильной регулировке всех систем и агрегатов,  влияющих на
выброс  загрязняющих  веществ в атмосферу.  Не допускается выход транс-
портных средств на линию с выбросами загрязняющих веществ,  превышающих
установленные нормативы.
     5.5. Система питания транспортного  средства  должна  обеспечивать
подачу топлива в двигатель без потерь и исключить его утечку.
     5.6. Экономические характеристики двигателя транспортного средства
на  протяжении  всего срока службы должны отвечать требованиям установ-
ленным заводом-изготовителем при испытаниях двигателя и различных режи-
мах работы.
     5.7. При соблюдении инструкции по  эксплуатации  двигателя,  соот-
ветствующей  международным  требованиям  по  вопросам экологии,  должен
обеспечиваться надежный запуск двигателя и  его  устойчивая  работа  на
всех эксплуатационных режимах.
     5.8. Все системы питания автомобилей работающих на бензине, должны
быть  отрегулированы  с  расчетом наименьшего выброса вредных веществ в
атмосферу с выхлопными газами двигателя.
     5.9. Система выпуска отработанных газов двигателя должна иметь на-
дежные и плотные соединения с элементами  конструкции  системы  выхлопа
отработанных газов и исключить их утечку помимо глушителя.
     5.10. В процессе эксплуатации транспортного средства не  допускать
работу двигателя на марках топлива,  не предусмотренных требованиям за-
вода изготовителя.
     5.11. Транспортное средство должно заправляться топливом и смазоч-
ными материалами строго в  соответствии  с  рекомендуемыми  предприяти-
ем-изготовителем.
     5.12. При выпуске с предприятий после изготовления, ремонта и тех-
нического обслуживания,  содержание загрязняющих веществ в отработавших
газах транспортных средств,  а также отдельных двигателей, должно соот-
ветствовать нормативам государственных стандартов, требованиям предпри-
ятия-изготовителя.
     5.13. Соответствие  нормативам  государственных стандартов по ток-
сичности и дымности отработавших газов транспортных средств должно быть
зафиксировано  в документах установленного образца (журнал,  протокол и
др.).
     5.14. Техническое состояние транспортных средств, двигателей и его
систем должно обеспечивать содержание загрязняющих веществ в отработав-
ших газах в соответствии с нормативами, установленными государственными
стандартами,  что должно быть подтверждено соответствующим документом о
прохождении регламентируемых стандартами проверок на токсичность и дым-
ность отработавших газов.
     5.15. При   несоблюдении  п.5.14.  настоящих  Правил  эксплуатация
транспортных средств запрещается.
     5.16. Требования к топливу,  используемому при эксплуатации транс-
портных средств:
     - запрещается  ввоз,  производство и использование топлива и горю-
че-смазочных материалов,  не соответствующих требованиям стандартов или
техническим условиям, применение которых приводит к превышению установ-
ленных нормативов выбросов, загрязняющих атмосферный воздух;
     - организации, занимающиеся реализацией топлива для автотранспорта
должны проводить входной контроль и периодическую проверку его  качест-
ва,  при  необходимости на предмет отсутствия в нем механических приме-
сей, либо воды, непосредственно перед заправкой транспортного средства.
     5.17. Министерства и ведомства,  хозяйствующие субъекты,  осущест-
вляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств обяза-
ны:
     - назначать приказом должностных лиц,  ответственных за охрану ок-
ружающей  среды и контролировать деятельность должностных лиц,  ответс-
твенных за охрану атмосферного воздуха от загрязнения передвижными  ис-
точниками;
     - разрабатывать мероприятия по снижению загрязнения  атмосферы  от
выбросов транспортными средствами, осуществлять контроль за их выполне-
нием;
     - организовать в аэропортах,  отделениях железных дорог, на автот-
ранспортных  предприятиях  и  автохозяйствах  контрольно-регулировочные
пункты (посты), лаборатории, по контролю токсичности и дымности отрабо-
тавших газов транспортных средств;
     - регламентировать  периодичность  проведения регулировочных работ
систем и агрегатов,  влияющих на выбросы загрязняющих веществ в  атмос-
ферный воздух;
     - разработать должностные инструкции для персонала,  занятого про-
ведением инструментального контроля токсичности и дымности;
     - проводить обучение персонала, занятого проведением контроля ток-
сичности и дымности,  а также обеспечивать его необходимой литературой,
стандартами, инструкциями и т.д.
     5.18. Министерства и ведомства,  научные институты,  хозяйствующие
субъекты,  осуществляющие разработку, изготовление, эксплуатацию транс-
портных средств, обязаны внедрять:
     - научно-технические решения,  направленные на сокращение выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами;
     - системы нейтрализации отработавших газов транспортных средств;
     - малотоксичные виды топлива.
     5.19. Хозяйствующие субъекты,  осуществляющие эксплуатацию, обслу-
живание и ремонт транспортных средств, обязаны внедрять:
     - мероприятия,  позволяющие сократить время прогрева двигателя  до
начала  движения транспортного средства,  в том числе прогрев двигателя
перед запуском, за счет нетоксичных источников энергии;
     - приемы вождения, пилотирования, маневрирования, позволяющие сни-
зить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
     - восстановление  технических  характеристик  транспортных средств
после ремонта,  в том числе по выбросам загрязняющих веществ в атмосфе-
ру.

              6. Экологическая экспертиза мероприятий по
              охране атмосферного воздуха в предпроектной
               и проектной документации на строительство
                (реконструкцию) хозяйственных объектов

     6.1. С целью предупреждения возможного негативного воздействия на-
мечаемой  хозяйственной  деятельности и иной деятельности на окружающую
природную среду,  в соответствии с законами Кыргызской  Республики  "Об
охране атмосферного воздуха" и "Об экологической экспертизе", государс-
твенные органы охраны окружающей среды Кыргызской  Республики  осущест-
вляют  государственную экологическую экспертизу предпроектных и проект-
ных материалов на строительство и реконструкцию  хозяйствующих  субъек-
тов, в частности, по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
     6.2. Организация и  порядок  проведения  экологической  экспертизы
предпроектной  документации  и  проектных  материалов  регламентированы
"Инструкцией о порядке проведения государственной экологической экспер-
тизы предпроектных, проектных и иных материалов и документов в Кыргызс-
кой Республике".
     6.2. Министерства, ведомства, хозяйствующие субъекты-заказчики при
разработке схем развития и размещения  хозяйственных  объектов,  техни-
ко-экономических обоснований (расчетов), проектов и другой документации
обеспечивают подготовку экологического обоснования  предполагаемой  хо-
зяйственной деятельности, проводят оценку воздействия планируемого вида
этой деятельности на состояние окружающей среды и обсуждение ее  с  об-
щественностью.  Заключение  по оценке воздействия является неотъемлемой
частью раздела "Охрана окружающей среды",  схемы, ТЭО, проекта и другой
документации.  Материалы  по экологическому обоснованию ведения хозяйс-
твенной деятельности, включая раздел "Охрана окружающей среды", предос-
тавляются  заказчиком на экспертизу в государственные органы окружающей
среды.
     6.3. Представляемые на экспертизу материалы должны содержать: опи-
сание технологии и технологического оборудования производства, имеющего
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,  приведен полный пе-
речень выбрасываемых веществ,  показатели удельных выбросов на  единицу
продукции;  обоснование развития этих производств на данной территории;
мероприятия по сокращению неорганизованных выбросов;  анализ  возможных
аварийных ситуаций и выбросов загрязняющих веществ; установлены показа-
тели, характеризующие аварийную ситуацию с точки зрения загрязнения ат-
мосферного воздуха.
     6.4. Основным требованием,  предъявляемым органами государственной
экологической  экспертизы  к проектным материалам,  является требование
соблюдения санитарно-гигиенических норм,  чистоты атмосферного  воздуха
на рассматриваемой территории от проектируемых, действующих и планируе-
мых к строительству в будущем объектов,  которые могут оказать негатив-
ное  воздействие на окружающую среду.  Документация,  представляемая на
государственную экологическую экспертизу, должна быть согласована с ор-
ганами Госсанэпиднадзора.
     6.5. В результате анализа проектных материалов,  раздела по охране
атмосферного воздуха от загрязнения,  подготавливается заключение госу-
дарственного органа охраны окружающей среды на проектные  материалы,  в
которых делается оценка их качества и обосновывается согласование мате-
риалов или отклонение от согласования с изложением мотивов отклонения.

           7. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в
            атмосферу при неблагоприятных метеорологических
                               условиях

     7.1. При получении предупреждения о возможном повышении концентра-
ции  загрязняющих  веществ  в  атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми
неблагоприятными  метеорологическими  условиями  (НМУ),   хозяйствующие
субъекты обязаны проводить специально разработанные мероприятия по сни-
жению выбросов веществ в атмосферный воздух, согласованные со специаль-
но  уполномоченными государственными органами по охране окружающей сре-
ды.
     7.2. Решение о регулировании выбросов в период неблагоприятных ме-
теоусловий принимается органами местного самоуправления совместно с ор-
ганами государственной службы наблюдения за уровнем загрязнения окружа-
ющей среды с указанием:
     - перечня предприятий, которые должны проводить регулирование выб-
росов;
     - организации,  ответственной за передачу информации о наступлении
периода неблагоприятных метеоусловий;
     - порядка передачи и регистрации этой информации;
     - порядка отчетности предприятий об осуществлении мероприятий.
     7.3. Контроль за осуществлением мероприятий по  снижению  выбросов
вредных  веществ  в  атмосферный воздух проводят государственные органы
охраны окружающей среды.
     7.4. Хозяйствующие субъекты,  которые обязаны регулировать выбросы
загрязняющих веществ, должны:
     назначать лиц, ответственных за организацию и выполнение комплекса
работ и мероприятий,  связанных с уменьшением количества выбросов вред-
ных веществ в атмосферу на период неблагоприятных метеоусловий, а также
за прием, регистрацию, передачу цехам, производствам, участкам информа-
цию о наступлении неблагоприятных метеоусловий, регистрацию выполненных
мероприятий, проведение инструментального контроля, передачу информации
контролирующим органам;
     разрабатывать перечень конкретных мероприятий по снижению выбросов
по всем подразделениям с указанием лиц, ответственных за их выполнение;
     вести учет поступающей информации.
     Порядок и форма учета проведения инструментального контроля источ-
ников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии,  согла-
совывается с государственными органами охраны окружающей среды.
     Руководящим документом при организации работ по регулированию выб-
росов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоуслови-
ях являются методические указания "Регулирование выбросов при неблагоп-
риятных метеорологических условиях" (РД 52.04.52-85).

             8. Оснащение источников загрязнения атмосферы
            газоочистным и пылеулавливающим оборудованием,
                  эксплуатация установок очистки газа

     8.1. Согласно статье 25 Закона Кыргызской  Республики  "Об  охране
атмосферного воздуха" все хозяйствующие субъекты,  деятельность которых
связана с выбросами загрязняющих веществ  в  атмосферу,  независимо  от
времени их ввода в действие,  должны быть оснащены сооружениями, обору-
дованием и аппаратурой для очистки выбросов в  атмосферу  и  средствами
контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ.
     8.2. Оснащение источников загрязнения атмосферы газоочистным и пы-
леулавливающим оборудованием осуществляется в соответствии с проектными
решениями  на  строительство,  расширение и реконструкцию предприятий и
проектами нормативов ПДВ.
     8.3. Эксплуатация  установок  очистки газов осуществляется в соот-
ветствии со следующими нормативно-техническими документами:
     Правилами эксплуатации пыле- и газоочистных установок, содержащими
требования к эксплуатации и ремонту установок очистки газов;
     отраслевыми, ведомственными инструкциями для персонала, обслужива-
ющего установки очистки газа.
     8.4. Контроль технического состояния  и  организация  эксплуатации
установок  очистки  газа  осуществляется  в соответствии с требованиями
проектной и технической документации к ним.

             9. Учет и отчетность по выбросам загрязняющих
                          веществ в атмосферу

     9.1. Государственный учет в области  охраны  атмосферного  воздуха
осуществляется по единой системе в порядке, установленном законодатель-
ством Кыргызской Республики.
     9.2. Государственному учету подлежат все  хозяйствующие  субъекты,
которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, виды и ко-
личество вредных веществ,  выбрасываемых в атмосферу,  а также  виды  и
уровни вредных физических воздействий.  Перечень этих субъектов утверж-
дается государственными органами охраны окружающей среды и  здравоохра-
нения Кыргызской Республики (по объектам,  оказывающим вредное физичес-
кое воздействие на атмосферный воздух,  отрицательно влияющих  на  здо-
ровье людей).
     9.3. Хозяйствующие  субъекты,  деятельность которых связана с заг-
рязнением, вредным физическим воздействием на атмосферный воздух обяза-
ны:
     - назначать приказами или распоряжениями лиц, ответственных за ве-
дение  первичного  учета  объемов,  видов и количества загрязняющих ве-
ществ,  выбрасываемых в атмосферу, по типовым формам и в соответствии с
инструкциями,  утвержденными Национальным статистическим комитетом Кыр-
гызской Республики;
     - раз  в  пять  лет проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу и представлять  результаты  инвентаризации  для  их
анализа в государственные органы охраны окружающей среды;
     - вести первичный учет видов и  количества  загрязняющих  веществ,
выбрасываемых в атмосферу, видов и размеров вредных физических воздейс-
твий на нее;
     - осуществлять  инструментальным  путем  определение видов и коли-
чества загрязняющих веществ,  выбрасываемых в атмосферу, видов и разме-
ров вредных физических воздействий на нее.  В случае отсутствия инстру-
ментальных методик для определения  какого-либо  вещества,  допускается
применение расчетных отраслевых методик по согласованию с государствен-
ными органами охраны окружающей среды;
     - передавать органам охраны  окружающей  среды  и  здравоохранения
экстренную  информацию  о превышении,  в результате аварийных ситуаций,
установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух;
     - составлять  и представлять в соответствующие органы,  в установ-
ленные сроки,  отчеты об охране атмосферного воздуха,  в соответствии с
инструкциями, утвержденными государственными органами статистики, охра-
ны окружающей среды.
     9.5. Первичный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ста-
ционарных источников загрязнения,  мероприятий по  охране  атмосферного
воздуха  и  работы газоочистных и пылеулавливающих установок ведется на
всех хозяйствующих субъектах, независимо от их ведомственной принадлеж-
ности и форм собственности.
     9.6. Организация первичного учета выбросов загрязняющих веществ  в
атмосферу  должна начинаться на хозяйствующих субъектах с проведения их
инвентаризации.
     9.7. Перечень типовых форм первичной учетной  документации  ПОД-1,
ПОД-2,  ПОД-З  утверждается  Национальным статистическим комитетом Кыр-
гызской Республики.  На основании данных первичного учета  производится
заполнение показателей форм статистической отчетности №2-ТП (воздух).
     9.8. Статистическая   отчетность   по  капитальному  строительству
N18-КС представляется всеми хозяйствующими субъектами,  осуществляющими
капитальные  вложения в строительство сооружений по охране атмосферного
воздуха.
     9.9. Юридические и физические лица - владельцы хозяйствующих субъ-
ектов-загрязнителей,  обязаны  в  установленном порядке разрабатывать и
вести экологические паспорта.
     Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс дан-
ных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использо-
вания  предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на ок-
ружающую среду.
     9.10. Экологический паспорт составляется предприятием сроком на  5
лет  и  ежегодно  уточняется и дополняется при изменении характеристик,
входящих в любой из его разделов. На проектируемое предприятие экологи-
ческий паспорт разрабатывает организация-проектировщик. Разработку пас-
порта или отдельных его разделов предприятие может  поручить  сторонней
компетентной организации.

             10. Контроль за охраной атмосферного воздуха

     10.1. В  соответствии  с  Законом Кыргызской Республики "Об охране
атмосферного воздуха" в республике функционирует государственная систе-
ма  контроля за охраной атмосферного воздуха,  включающая в себя органы
местного самоуправления и местной государственной администрации, специ-
ально  уполномоченные  государственные  органы,  органы  ведомственного
контроля, общественные организации и граждан.
     10.2. Задачами системы контроля являются:
     - контроль за соблюдением норм и  правил  по  охране  атмосферного
воздуха;
     - контроль за выполнением хозяйствующими субъектами мероприятий по
охране атмосферного воздуха;
     - разработка и внедрение  нормативно-технической  документации  по
контролю за выбросами в атмосферу;
     - обеспечение разработки методов и средств контроля за параметрами
выбросов в атмосферу и внедрение их в  практику  работы  контролирующих
органов;
     - получение достоверных данных о выбросах;
     - обеспечение информацией заинтересованные органы управления;
     - контроль за эффективностью работы установок по очистке отходящих
газов.
     10.3. Государственный  контроль  за  охраной  атмосферного воздуха
имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми  министерствами  и  ве-
домствами, государственными, кооперативными и другими общественными ор-
ганизациями и хозяйствующими субъектами, а также гражданами мероприятий
по охране атмосферного воздуха,  соблюдение условий выбросов загрязняю-
щих веществ и других вредных воздействий на атмосферу.
     10.4. Государственный  контроль  за  охраной  атмосферного воздуха
осуществляется специально  уполномоченными  государственными  органами,
местными  государственными  администрациями и органами местного самоуп-
равления в порядке,  установленном соответствующими нормативными право-
выми актами.
     10.5. Специально уполномоченными государственными органами по  ох-
ране атмосферного воздуха являются:
     Государственные органы охраны окружающей среды - в части  соблюде-
ния правил и норм по охране атмосферного воздуха, регулирования исполь-
зования воздушного бассейна городов и промышленных центров, оснащеннос-
ти  хозяйствующих  субъектов сооружениями,  оборудованием и аппаратурой
для очистки и контроля за выбросами загрязняющих веществ  в  атмосферу,
соблюдения правил эксплуатации этих сооружений,  оборудования и аппара-
туры.
     Государственные органы  здравоохранения - в части соблюдения сани-
тарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, вклю-
чая  охрану его от вредных физических воздействий,  оказывающих отрица-
тельное воздействие на здоровье людей (шум, электромагнитные излучения,
вибрация, радиация и т.п.).
     Государственные органы внутренних дел - совместно с органами охра-
ны окружающей среды,  в части соблюдения нормативов выбросов загрязняю-
щих веществ в атмосферу, а также уровней шума, установленных для автот-
ранспортных средств;
     соблюдения правил  приобретения,  хранения,  перевозки взрывчатых,
сильнодействующих химических, ядовитых веществ (СДЯВ).
     10.6. Координацию деятельности по контролю за охраной атмосферного
воздуха осуществляет Республиканский государственный орган охраны окру-
жающей среды Кыргызской Республики.
     10.7. Ведомственный и общественный контроль за охраной атмосферно-
го  воздуха осуществляется министерствами,  хозяйствующими субъектами и
общественными объединениями в соответствии с законодательством Кыргызс-
кой Республики.
     10.8. Органы ведомственного контроля за охраной атмосферного  воз-
духа осуществляют:
     - разработку проектов типовых положений о службе контроля выбросов
в атмосферу;
     - координацию научно-исследовательских  и проектно-конструкторских
работ в области контроля выбросов;
     - проверку деятельности служб контроля выбросов, а также оснащение
их современными средствами и приборами;
     - организацию обучения служб контроля современным методам  контро-
ля;
     - проверку выполнения мероприятий по снижению промышленных  выбро-
сов в атмосферу.
     10.9. Службы контроля выбросов в атмосферу хозяйствующих субъектов
осуществляют:
     - разработку и внедрение мероприятий по снижению выбросов  загряз-
няющих веществ в атмосферу;
     - контроль источников загрязнения атмосферы промышленных выбросов;
     - контроль за эксплуатацией установок очистки газов;
     - обработку данных контроля и представление их в  форме  статисти-
ческой отчетности в соответствующие государственные органы;
     - внедрение методов и средств контроля промышленных выбросов;
     - инвентаризацию источников выбросов в атмосферу.
     10.10. Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложе-
ния общественных организаций и граждан при осуществлении мероприятий по
охране атмосферного воздуха.
     Общественные организации принимают участие в деятельности, направ-
ленной на обеспечение охраны атмосферного воздуха,  в соответствии с их
уставами и законодательством Кыргызской Республики.
     Граждане, оказывая содействие государственным органам в охране ат-
мосферного воздуха, вносят предложения об улучшении охраны атмосферного
воздуха, сообщают об известных им фактах нарушения требований законода-
тельства по охране атмосферного воздуха.
     Для обеспечения широкого участия общественных организаций, а также
граждан в проведении контроля охраны атмосферного воздуха, привлекаются
общественные инспектора по охране окружающей среды.
     10.11. Для осуществления контроля источников загрязнения атмосферы
используются следующие методы:
     инструментально-лабораторный метод,  основанный на отборе проб от-
ходящих газов из контролируемых  источников  с  последующей  обработкой
проб в химических лабораториях и их анализом;
     индикационный метод, основанный на использовании селективных инди-
кационных элементов (колористических трубок), изменяющих свою окраску в
зависимости от концентрации загрязняющего вещества в  отбираемой  пробе
газа;
     расчетный метод, основанный на вычислении концентрации (или расхо-
да)  загрязняющего вещества в отходящих газах по данным о составе и ка-
честве исходного сырья, технологическом режиме, количестве готовой про-
дукции и т.д.;
     метод с использованием автоматических систем контроля,  основанный
на автоматическом сборе и обработке информации от первичных измеритель-
ных устройств о концентрации  загрязняющих  веществ,  термодинамических
параметрах,  технологических  режимах с целью представления необходимой
информации об уровне выбросов заинтересованным службам и выдачи  управ-
ляющих сигналов,  направленных на поддержание оптимальных с экономичес-
кой точки зрения режимов работы контролирующих источников.
     Во всех технически возможных случаях контроль должен осуществлять-
ся инструментальным или инструментально-лабораторным методом. Индикаци-
онный  метод может использоваться для получения первичной информации об
ориентировочных значениях концентраций загрязняющего вещества и качест-
венной оценки уровня выбросов по отношению к ПДВ(ВСВ).
     10.12. На основании выполненных измерений параметров отходящих га-
зов определяются:
     - объемы газовых потоков и его характеристики;
     - количество отходящих вредных веществ;
     - степень улавливания вредных веществ в газоочистных и пылеулавли-
вающих установках;
     - количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферный воздух.
     10.13. Максимальный выброс из источника не должен превышать  уста-
новленного   для   данного  источника  контрольного  значения  ПДВ(ВСВ)
(г/сек). Годовой выброс из источника не должен превышать установленного
для данного источника годового значения ПДВ (ВСВ) (т/год).

           11. Обязанности хозяйствующих субъектов и граждан
               по соблюдению законодательства об охране
                         атмосферного воздуха

     11.1. В  соответствии  с  Законом Кыргызской Республики "Об охране
атмосферного воздуха" хозяйствующие субъекты и граждане обязаны,  в ин-
тересах настоящего и будущих поколений людей, охранять атмосферный воз-
дух от загрязнения и других вредных физических воздействий, организовы-
вать производство на базе безотходных технологий.
     Осуществляемые природоохранные  мероприятия  должны полностью ком-
пенсировать отрицательное воздействие производства на атмосферный  воз-
дух.
     В проектах на строительство, расширение, реконструкцию и техничес-
кое перевооружение производства, хозяйствующие субъекты предусматривают
строительство и ввод в эксплуатацию сооружений,  оборудования и устано-
вок  для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,  налаживают
их эффективную и бесперебойную эксплуатацию.
     Хозяйствующие субъекты осуществляют воздухоохранные мероприятия за
счет собственных средств или кредитов или за счет централизованных  ис-
точников финансирования.
     Хозяйствующий субъект и граждане возмещают ущерб, причиненный заг-
рязнением атмосферного воздуха, и несут материальную ответственность за
несоблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха.
     Должностные лица и другие работники, по вине которых хозяйствующие
субъекты понесли расходы,  связанные с возмещением вреда несут  матери-
альную  ответственность  в  соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
     11.2. Хозяйствующие субъекты при добыче полезных ископаемых,  про-
ведении взрывных работ, размещении и эксплуатации терриконов, отвалов и
свалок обязаны:
     - проводить мероприятия,  направленные на  снижение  интенсивности
выбросов загрязняющих веществ и выделения пыли в атмосферный воздух при
проведении взрывных работ,  размещении и эксплуатации терриконов, отва-
лов, свалок, полигонов промышленных отходов;
     - выполнять требования при проектировании  разрезов,  карьеров  по
добыче полезных ископаемых,  терриконов, отвалов и промышленных свалок,
размещать их за пределами жилой застройки с учетом перспективы ее  раз-
вития,  соблюдения требований при создании санитарно-защитных зон, сог-
ласно санитарных норм и правил;
     - осуществлять  при  эксплуатации  терриконов и отвалов,  угольных
шахт, обогатительных фабрик меры по предупреждению самовозгорания;
     - производить  укладку породы слоями с последующим ее уплотнением,
увлажнением различными эмульсиями (растворами) или укладкой сверху  по-
роды инертных местных материалов, в том числе на откосах;
     - рекультивировать породные отвалы;
     - совершенствовать  и разрабатывать новые способы управления взры-
вом, обеспечивающие снижение пылеобразования.
     11.3. Потребители атмосферного воздуха для  производственных  нужд
обязаны иметь:
     - перечень производств,  технологических процессов и оборудования,
обеспечивающих  минимально необходимое потребление атмосферного воздуха
для производственных нужд, которые удовлетворяют требованиям охраны ат-
мосферного воздуха;
     - перечень мероприятий,  позволяющих исключить аварийные ситуации,
в случае,  когда они могут привести к изменениям состояния атмосферного
воздуха, оказывающем вредное воздействие на здоровье людей и окружающую
среду.
     11.4. Администрация хозяйствующих субъектов несет  ответственность
за  соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воз-
духа, настоящих Правил, в том числе за:
     - выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха, по дости-
жению нормативов ПДВ и регулированию выбросов при неблагоприятных мете-
оусловиях;
     - правильное ведение первичного учета,  достоверность статистичес-
кой отчетности и своевременное представление;
     - своевременную разработку (переработку) нормативов ПДВ и  получе-
ние  в  установленные сроки разрешения на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу;
     - соблюдение установленных нормативов ПДВ(ВСВ);
     - обеспечение бесперебойной эффективности работы и  поддержание  в
исправном  состоянии сооружений,  оборудования и аппаратуры для очистки
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
     - соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при  хране-
нии, транспортировке и применении пестицидов и минеральных удобрений;
     - соблюдение требований законодательства  об  охране  атмосферного
воздуха  при  размещении объектов,  их проектировании,  строительстве и
вводе в эксплуатацию;
     - выполнение  предписаний органов,  осуществляющих государственный
контроль за охраной атмосферного воздуха;
     - своевременное и достоверное представление органам  государствен-
ного контроля информации об аварийных выбросах, фактах экстремально вы-
сокого загрязнения атмосферы,  принятии мер к ликвидации причин и  пос-
ледствий загрязнения,  а также сведений о должностных лицах, виновных в
нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха;
     - выполнение постановлений специально уполномоченных государствен-
ных органов охраны атмосферного воздуха о приостановке, ограничении или
прекращении деятельности отдельных промышленных или иных установок про-
изводства;
     - организацию осуществления инструментального контроля за  работой
газоочистных установок и выбросами от стационарных источников загрязне-
ния атмосферы.
     11.5. Граждане Кыргызской Республики обязаны:
     - соблюдать правила складирования бытовых отходов и требования  по
охране атмосферного воздуха при их сжигании;
     - соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств
защиты растений,  ядохимикатов,  стимуляторов роста и др.,  не допуская
загрязнения атмосферного воздуха;
     - соблюдать установленные нормативы выброса загрязняющих веществ в
отработавших газах автотранспортных средств личного пользования, а так-
же уровней шума, производимого при их работе;
     - выполнять  предписания  органов,  осуществляющих государственный
контроль за охраной атмосферного воздуха,  об устранении нарушений пра-
вил охраны атмосферного воздуха.

           12. Ответственность за нарушение законодательства
                    об охране атмосферного воздуха

     12.1. Лица, виновные в нарушении законодательства об охране атмос-
ферного воздуха, несут уголовную, административную или иную ответствен-
ность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
     Лица, виновные в следующих нарушениях законодательства  об  охране
атмосферного воздуха, несут административную ответственность за:
     - превышение  нормативов ПДВ (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосфе-
ру;  превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воз-
действий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу
без разрешения специально на то уполномоченных органов;  вредное  физи-
ческое  воздействие  на атмосферный воздух без разрешения на то,  госу-
дарственных органов;
     - предоставление недостоверных сведений о выбросах вредных веществ
при  инвентаризации  выбросов  и в ежегодной отчетности по форме № 2-тп
(воздух);
     - ввод в эксплуатацию новых и реконструкцию предприятий,  сооруже-
ний и других объектов,  не удовлетворяющих требованиям по охране атмос-
ферного воздуха;
     - нарушение правил эксплуатации,  а также неиспользование или лик-
видацию установленных сооружений,  оборудования, аппаратуры для очистки
и контроля выбросов;
     - реализацию горюче-смазочных материалов, не отвечающих требовани-
ям стандартов и техническим условиям;
     - эксплуатация автотранспортных и других передвижных средств и ус-
тановок,  у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также
уровень  шума,  производимого  ими при работе,  превышают установленные
нормативы;
     - нарушение складирования промышленных и бытовых отходов, несоблю-
дение требований при сжигании их;
     - нарушение правил транспортировки,  хранения и применения средств
защиты  растений,  стимуляторов  роста,  минеральных удобрений и других
препаратов, повлекшие или могущие повлечь загрязнение атмосферного воз-
духа;
     - невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный
контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений зако-
нодательства и настоящих Правил.
     12.2. Порядок  привлечения должностных лиц и граждан к администра-
тивной и уголовной ответственности установлен в соответствии с Кодексом
Кыргызской  Республики  об административной ответственности,  Уголовным
кодексом Кыргызской Республики.
     12.3. Основанием для принятия решения о приостановке,  ограничении
или  запрещении  эксплуатации оборудования,  установок,  цехов,  произ-
водств, предприятий, передвижных источников, является превышение норма-
тивов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,  которые при непродол-
жительном воздействии наносят или могут нанести ущерб здоровью  челове-
ка, растительному и животному миру, хозяйственной деятельности.
     12.4. Решение о приостановке или прекращении эксплуатации оборудо-
вания,  цехов,  участков, производств принимается при технологических и
других  нарушениях,  приведших  к  сверхнормативным  выбросам и высоким
уровням загрязнения атмосферы, в том числе к предприятиям:
     - осуществляющим выброс загрязняющих веществ в атмосферу без  раз-
решения (ввиду отсутствия или невыполнения сроков разработки нормативов
ПДВ и неполучения разрешения на выброс по вине предприятия);
     - не обеспечившим в полном объеме выполнение мероприятий по сокра-
щению выбросов и создающим повышенные уровни  загрязнения  атмосферы  в
период неблагоприятных метеорологических условий;
     - не  обеспечившем  разработку и осуществление мероприятий по пре-
дотвращению залповых и аварийных выбросов вредных веществ в атмосферу;
     - допустившим аварийную ситуацию на предприятии,  аварийное отклю-
чение крупных газоочистных установок;
     - за нарушение правил эксплуатации газоочистных установок;
     - приступившим к эксплуатации технологического оборудования с  не-
завершенным строительством установок очистки газа;
     - допустившим выпуск продукции, в том числе двигателей с нарушени-
ем стандартов по токсичности и дымности в отработавших газах;
     - допустившим нарушение правил складирования промышленных отходов,
транспортировки,  хранения и применения средств защиты растений, стиму-
ляторов их роста,  минеральных удобрений и других препаратов, повлекших
или могущих повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
     - допустившим эксплуатацию транспортных средств,  если выбросы бо-
лее 30%  проверенной партии превышают установленные нормативы,  а также
за  отсутствие  контроля содержания загрязняющих веществ в отработавших
газах.
     12.5. Решение о приостановке или ограничении деятельности оборудо-
вания,  установок, цехов, предприятий принимаются также, в тех случаях,
если (при наличии наблюдений на  стационарных  постах,  при  проведении
подфакельных и маршрутных наблюдений):
     - содержание одного или нескольких веществ  превышают  максимально
разовую предельно допустимую концентрацию (ПДК м.р.) или ориентировочно
безопасный уровень воздействия (ОБУВ) в 5 и более раз, не менее, чем за
два срока наблюдений в течение суток;
     - отмечено систематическое превышение ПДК м.р.  при  повторяемости
более 20% общего объема наблюдений за срок более месяца;
     - зафиксированы превышения среднесуточного значения предельно  до-
пустимой концентрации (ПДК с.с.) в три раза и более (в среднем за полу-
годие).
     12.6. Государственные органы охраны окружающей среды принимают ре-
шение о выдаче предписания на приостановление выбросов, исходя из необ-
ходимости проведения работ по устранению допущенных нарушений, приведе-
нию в исправность сооружений и оборудования, упорядочению работы очист-
ной  аппаратуры  и  обеспечению  постоянного учета количества и состава
загрязняющих веществ,  выбрасываемых в атмосферу. Если для производства
работ  не  требуется полная остановка оборудования,  то в таких случаях
предписывается ограничение выбросов.
     12.7. При  принятии  решения о прекращении эксплуатации оборудова-
ния,  установок,  цехов,  предприятий учитывается следующее загрязнение
атмосферного воздуха,  формируемое сверхнормативными выбросами рассмат-
риваемого источника:
     - превышение ПДК м.р.,  ОБУВ в 30 раз и более, установленное более
2-х раз в течение года;
     - систематическое превышение ПДК м.р.  при повторяемости более 50%
общего объема наблюдений за срок более месяца;
     - превышение в среднем за полугодие в 5 раз и более ПДК с.с.;
     - экстремально высокое загрязнение атмосферного воздуха.
     12.8. Экстремально высоким загрязнением атмосферного воздуха явля-
ется:
     - содержание одного или нескольких веществ,  превышающих ПДК: в 50
раз и более;
     - в 30-49 раз при сохранении этого уровня концентрации 8  часов  и
более;
     - в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток.
     Примечание: В случае выброса в атмосферу веществ,  для которых  не
установлены ПДК и ОБУВ, или систематического повышения содержания в ат-
мосфере дурнопахнущих веществ,  решение о приостановке  принимается  на
основании данных об ухудшении самочувствия (показателей здоровья) насе-
ления, поражениях растительности. При повторении таких негативных явле-
ний принимается решение о прекращении эксплуатации оборудования, цехов,
участков, производств.


                                                             Приложение

                               ПЕРЕЧЕНЬ
           основных нормативных актов и стандартов по охране
                         атмосферного воздуха

     1. Закон Кыргызской Республики "Об охране окружающей среды", от 16
июня 1999 года № 54.
     2. Закон Кыргызской Республики "Об охране  атмосферного  воздуха",
от 12 июня 1999 года № 51.
     3. Закон Кыргызской Республики "Об экологической  экспертизе",  от
16 июня 1999 года № 53.
     4. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственнос-
ти, от 4 августа 1998 года № 115.
     5. Правила эксплуатации пыле- и газоочистных установок, Министерс-
тво охраны окружающей среды Кыргызской Республики, 1997 г. (Регистраци-
онный индекс в Министерстве юстиции № 383 от 1 июля 1997 года).
     6. Инструкция по проведению государственного контроля  за  стацио-
нарными источниками загрязнения атмосферного воздуха Кыргызской Респуб-
лики (Регистрационный индекс в Министерстве юстиции № 113 от 28 декабря
1999 года).
     7. Инструкция по проведению государственного контроля  за  охраной
атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ автотранспортными
средствами в Кыргызской Республики (Регистрационный индекс в Министерс-
тве юстиции № 104 от 16 декабря 1999 года).
     8. ГОСТ 17.2.2.03-87.  Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси
углерода  в  отработавших  газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
Нормы и метод определения.
     9. ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших га-
зов. Нормы и методы измерений.
     10. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установ-
ления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
     11. Руководство  по  контролю  источников  загрязнения  атмосферы.
ОНД-90. Часть I, II. Санкт-Петербург, ЛДНТП, 1992 г.
     12. Руководство  по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89
Л., Гидрометеоиздат, 1991 г.
     13. Сборник методик по определению концентраций  загрязняющих  ве-
ществ в промышленных выбросах. Л., Гидрометеоиздат, 1987 г.
     14. Сборник  методик  по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих
веществ различными производствами. Л., Гидрометеоиздат, 1987 г.
     15. Форма № 2-ТП (воздух),  утвержденная постановлением Нацстатко-
митета Кыргызской Республики № 47 от 03.07.95 г.
     16. Инструкция о порядке составления отчета об охране атмосферного
воздуха по форме № 2-ТП (воздух), Нацстаткомитет Кыргызской Республики,
1995 г.