Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

 

 

 

Приложение
к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики
от 17 мая 2017 года № 19/12

ПОЛОЖЕНИЕ
о корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1)

Глава 1. Общие положения

1. Положение "О корпоративном управлении в коммерческих банках Кыргызской Республики" (далее - Положение) распространяется на все коммерческие банки (далее - банки), а также на Государственный банк развития Кыргызской Республики с учетом особенностей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О Государственном банке развития Кыргызской Республики".

Эффективное корпоративное управление в банках является одним из важнейших условий обеспечения стабильного развития банков и банковской системы в целом.

2. Под корпоративным управлением понимается система взаимоотношений между акционерами, Советом директоров и Правлением банка в части:

- определения стратегических целей деятельности банка, путей их достижения и контроля за достижением этих целей;

- создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и работниками банка всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности банка;

- достижения баланса интересов акционеров банка, его кредиторов, включая вкладчиков, и стабильного развития банка;

- обеспечения соблюдения законодательства Кыргызской Республики, а также внутренних документов банка.

3. Основными компонентами эффективного корпоративного управления в банках являются:

- распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления банка, организация эффективной деятельности Совета директоров и Правления банка;

- определение и утверждение стратегии развития деятельности банка и контроль за ее реализацией;

- предотвращение конфликта интересов;

- определение и соблюдение стандартов профессиональной этики;

- обеспечение прозрачности деятельности банка.

Методологической основой эффективного корпоративного управления в банках и банковских группах являются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, которые размещены на сайте Банка международных расчетов (Швейцария) www.bis.org, а также принципы корпоративного управления ОЭСР, размещенные на сайте www.oecd.org.

4. В банке могут быть разработаны внутренние документы, направленные на реализацию эффективного корпоративного управления и не противоречащие настоящему Положению.

Глава 2. Общее собрание акционеров

5. Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров.

6. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка, определены законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" и "Об акционерных обществах".

7. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы другим органам управления.

8. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" (далее - Закон) акционеры банка не должны предпринимать действия, приносящие вред интересам клиентов банка.

9. Полномочия общего собрания акционеров банка в период режима Временной администрации осуществляются согласно нормативным правовым актам Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк).

Глава 3. Совет директоров банка

10. Совет директоров банка - орган управления банка, осуществляющий общее руководство банком в период между общими собраниями акционеров, в соответствии с внутренним положением о Совете директоров банка.

11. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции и ответственности Совета директоров, определены Законом и включают определение стратегий и политик банка.

12. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Совету директоров необходимо:

- устанавливать четкие уровни полномочий, ответственности и подотчетности в рамках организационной структуры банка;

- сформировать эффективную систему внутреннего контроля и обеспечивать ее надлежащее функционирование, адекватность размеру, сложности деятельности, структуре и профилю риска банка. При этом профиль риска - это сочетание показателей риска банка, основанных на собранной, проанализированной и систематизированной информации, которая характеризует подверженность банка рискам по направлениям деятельности с учетом сложившихся приоритетов;

- обеспечить надлежащую систему управления рисками, соответствующую требованиям, установленным Национальным банком;

- принять меры по доведению информации о стратегических целях банка до всех уровней организационной структуры банка;

- периодически (не реже одного раза в год) оценивать стратегию развития банка, бизнес-планы банка и политики по всем основным видам деятельности банка с целью определения их адекватности текущей деятельности, финансовому состоянию банка и внешним экономическим условиям;

- периодически (не реже одного раза в квартал) оценивать текущую банковскую деятельность и финансовые результаты с точки зрения достижения стратегических целей банка и прогнозных показателей бизнес-планов банка;

- обеспечить соответствие деятельности банка и его органов управления законодательству Кыргызской Республики, нормативным правовым актам и требованиям Национального банка;

- рассматривать результаты и принимать меры по итогам проверок внешних, внутренних аудиторов и органов банковского надзора;

- для принятия объективных и компетентных решений владеть достаточной и достоверной информацией и убедиться, что рекомендации и предложения Правления, других органов управления и должностных лиц банка обоснованы и отвечают интересам банка;

- периодически оценивать свою деятельность, определяя наличие слабых мест и принимая соответствующие корректирующие действия;

- обеспечить соответствие правил и порядка выплат вознаграждения корпоративной культуре банка, контрольной среде, а также долгосрочным задачам и стратегии банка.

13. Деятельность внутренних и внешних аудиторов, соответствующая законодательству Кыргызской Республики, нормативным правовым актам Национального банка и международным стандартам аудита, необходима для достижения эффективности корпоративного управления в банке. Функции аудита могут быть усилены посредством:

- признания на всех уровнях организационной структуры необходимости и важности работы аудиторов для устойчивости финансового состояния и достижения стратегических целей банка;

- принятия мер, укрепляющих независимость и адекватность внутреннего аудита;

- повышенного внимания со стороны Совета директоров к отчетам и рекомендациям внешних и внутренних аудиторов в целях независимой оценки деятельности банка;

- принятия своевременных корректирующих мер в отношении проблем, выявленных аудиторами.

14. При выборе внешнего аудитора для представления общему собранию акционеров Совету директоров следует принимать во внимание соблюдение баланса между затратами на проведение аудита и необходимостью обеспечить надлежащее качество внешнего аудита.

15. Для укрепления своих контролирующих функций Совету директоров целесообразно проводить регулярные обсуждения с внешним аудитором (не реже одного раза в год) и внутренним аудитором (не реже одного раза в квартал).

16. Совет директоров вправе привлекать аудиторов для проверки деятельности структурных подразделений, созданных комитетов и должностных лиц банка.

17. Совет директоров в обязательном порядке создает следующие комитеты:

1) Комитет по управлению рисками, обеспечивающий контроль за деятельностью Правления банка в вопросах управления рисками, которые принимает на себя банк;

2) Комитет по аудиту;

3) Комитет по назначениям и вознаграждениям.

В банке также могут создаваться Комитет по новым продуктам, Комитет по комплаенс-контролю и другие комитеты.

Деятельность комитетов Совета директоров должна соответствовать требованиям Национального банка и внутренним документам банка.

18. Банк должен создать иные комитеты в целях усиления корпоративного управления в банке, в частности:

- Кредитный комитет, принимающий решения по всем вопросам, касающиеся выдачи кредитов, гарантий, обязательств, поручительств, других активов и обязательств, по своей сути являющихся кредитными операциями и несущих в себе риск кредитной потери. Деятельность кредитного комитета регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров.

- Комитет по управлению активами и пассивами банка, осуществляющий контроль за общей структурой баланса банка, мониторинг за структурой активов и пассивов, а также обеспечивающий соблюдение политики по управлению активами и пассивами, установленной Советом директоров. Деятельность Комитета по управлению активами и пассивами регулируется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров.

Все комитеты в банке возглавляются председателями указанных комитетов.

19. Во внутренних документах банка, регламентирующих деятельность всех комитетов, созданных в банке, должны быть как минимум определены:

- цель создания и деятельности комитета;

- полномочия комитета;

- порядок назначения председателя комитета;

- порядок проведения заседаний, которые могут быть в очном виде (с присутствием членов комитета) или заочном виде (без присутствия членов комитета, например, через видео-, аудиоконференцию и т.п.), в т.ч. порядок голосования членов комитета;

- порядок отчетности;

- ответственность каждого члена комитета за принятые и подписанные им решения.

Также в этих документах к каждому члену комитета, участвующему в заседании и принимающему решения, должны быть установлены как минимум следующие требования:

- быть осведомленным о сути рассматриваемого вопроса;

- осознавать влияние принимаемых им решений на деятельность банка;

- оценивать возможность возникновения рисков и последствий принимаемых им решений.

Мнение члена комитета, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами комитета, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены комитета, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1)

20. Высокий уровень ответственности и широкий круг полномочий Совета директоров предполагает, что члены Совета директоров обладают достаточными знаниями об основных видах деятельности банка и способностью выражать мнение, независимое от мнения органов управления и должностных лиц банка. При принятии решений каждый член Совета директоров должен быть объективным и руководствоваться интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка. Мнение члена Совета директоров, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол и стенографический отчет (подробный письменный текст выступлений участников) заседания Совета директоров должны быть подписаны председательствующим и Корпоративным секретарем, после согласования (визирования) с членами Совета директоров, присутствовавшими на заседании. Члены Совета директоров, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись.

21. Члены Совета директоров должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком.

22. В целях обеспечения компетентности, объективности и независимости в Совет директоров должны быть избраны независимые члены Совета директоров, обладающие признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым, монетарным и юридическим вопросам. Не менее чем один член Совета директоров банка должен быть гражданином Кыргызской Республики, владеющим государственным и/или официальным языком.

Не менее одной трети состава Совета директоров банка должны составлять независимые члены Совета директоров.

23. Совет директоров банка должен принять все необходимые меры по идентификации и недопущению конфликта интересов на всех уровнях деятельности банка.

24. Совет директоров банка должен действовать добросовестно и разумно в наилучших интересах банка, что предполагает соблюдение ими следующих фидуциарных обязанностей:

1) действие в пределах своих полномочий с соблюдением требований банковского законодательства Кыргызской Республики и устава банка;

2) использование предоставленных им полномочий в целях выполнения задач и функций, для которых они избраны;

3) принимать взвешенные решения на основании собственной квалификации и опыта после принятия всех исчерпывающих мер/всевозможных усилий для получения необходимой и доступной информации в разумные сроки;

4) соблюдать требования по недопущению конфликта интересов;

5) соблюдать принцип равенства в отношении к акционерам, не отдавать предпочтение интересам одного акционера перед интересами других;

6) иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

25. Совет директоров вправе привлекать советников (специалистов, консультантов, экспертов и т.п.) для подготовки аналитических, справочных, информационных материалов и рекомендаций по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с возложенными на них обязанностями.

Деятельность советников должна осуществляться в рамках должностных инструкций/договоров о предоставлении услуг.

Советники не являются должностными лицами банка и не могут вовлекаться в осуществление операционной деятельности банка. Заключения советников носят рекомендательный характер, ответственность за все решения, принимаемые Советом директоров и Правлением банка, несут указанные органы.

Глава 4. Правление банка

26. Правление осуществляет руководство текущей деятельностью банка на основании законодательства Кыргызской Республики, внутреннего положения о Правлении и подотчетно Совету директоров.

27. Вопросы, отнесенные к компетенции и ответственности Правления, определены Законом и включают реализацию стратегий и политик, определенных Советом директоров.

28. В целях обеспечения эффективного корпоративного управления Правлению необходимо:

- обеспечить четкое распределение ответственности, полномочий и подотчетности структурных подразделений, должностных лиц и работников банка;

- установить эффективные системы мониторинга соблюдения политик, утвержденных Советом директоров, процедур и должностных инструкций на всех исполнительных уровнях организационной структуры и периодически проводить оценку адекватности данных систем;

- установить надежные информационные системы, которые обеспечивают надлежащую подготовку и своевременное представление информации (финансовой, анализ о событиях и условиях рынка и др.), необходимой для принятия управленческих решений;

- представлять Совету директоров своевременные, содержательные и достоверные отчеты о текущей деятельности, содержащие фактические результаты финансовой и операционной деятельности, позволяющие оценить выполнение прогнозных показателей бизнес-плана и стратегии развития банка;

- представлять (не реже одного раза в год) Совету директоров детальную оценку адекватности системы внутреннего контроля банка, в том числе и по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, а также представлять рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля;

- на периодической основе представлять Совету директоров отчеты и рекомендации по управлению рисками, которые позволят обеспечить эффективность и адекватность непрерывного процесса управления рисками;

- незамедлительно информировать Совет директоров о любых ухудшениях в экономическом положении банка или угрозе возникновения такой ситуации;

- информировать Совет директоров обо всех выявленных нарушениях законодательства, нормативных актов Национального банка, внутренних политик, утвержденных Советом директоров.

29. Члены Правления должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком.

30. При осуществлении своей деятельности членам Правления следует быть объективными и руководствоваться, прежде всего, интересами банка, а не личными интересами или интересами отдельных акционеров и должностных лиц банка, прилагая все усилия для обеспечения здоровой и безопасной банковской практики. Мнение члена Правления, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол и стенографический отчет (подробный письменный текст выступлений участников) заседания Правления должны быть подписаны председательствующим и секретарем Правления банка, после согласования (визирования) с членами Правления банка, присутствовавшими на заседании. Члены Правления, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись.

31. В практике управленческой деятельности не следует допускать случаев, когда:

- в принятии решений участвуют члены Правления, не имеющие соответствующих полномочий согласно функциональному распределению обязанностей, за исключением случаев, когда решение принимается коллегиально;

- члены Правления не имеют соответствующей квалификации, необходимых навыков и знаний по тем вопросам, которые входят в их компетенцию;

- члены Правления не способны осуществлять контроль за работой ключевых работников банка, результаты деятельности которых имеют большое значение для банка (с точки зрения генерируемого дохода, внедрения новых банковских продуктов и др.).

32. Члены Правления банка обязаны действовать добросовестно и разумно в наилучших интересах банка, что предполагает соблюдение ими следующих фидуциарных обязанностей:

- выполнять обязанности в пределах своих полномочий с соблюдением требований банковского законодательства Кыргызской Республики, устава банка, решений (принятых общим собранием акционеров и Советом директоров банка), включая реализацию стратегий и политик;

- использование предоставленных им полномочий в целях выполнения задач и функций, для которых они назначены на установленный Законом срок;

- принимать взвешенные решения на основании собственной квалификации и опыта после принятия всех исчерпывающих мер/всевозможных усилий для получения необходимой и доступной информации в разумные сроки;

- соблюдать требования по недопущению конфликта интересов;

- соблюдать принцип равенства в отношении к акционерам, Совету директоров и должностным лицам банка;

- иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5. Основные требования к Комитету по назначениям и вознаграждениям

33. Комитет по назначениям и вознаграждениям создается в банке независимо от осуществляемых видов деятельности для повышения эффективности работы Совета директоров банка и оптимизация принимаемых им решений.

Деятельность Комитета должна быть направлена на усиление контроля за назначениями и вознаграждениями членов Правления, руководителей и работников служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, а также ключевых работников, определяемых банком.

34. Комитет по назначениям и вознаграждениям определяет уровень выплачиваемого банком вознаграждения, который должен быть достаточным для привлечения, мотивации и удержания лиц, обладающих необходимой для банка компетенцией и квалификацией, при этом уровень выплачиваемого банком вознаграждения не должен привести к убыточной деятельности.

35. Деятельность Комитета регулируется требованиями законодательства Кыргызской Республики и внутренним положением о Комитете, которое утверждается Советом директоров банка.

36. Комитет должен состоять не менее чем из трех членов Совета директоров, назначаемых собранием акционеров банка, один из которых должны быть независимыми.

37. Комитет дает рекомендации Совету директоров по кандидатурам для включения в состав Правления, руководителей и работников служб внутреннего аудита, риск-менеджмента и комплаенс-контроля, а также ключевых работников, определяемых банком с учетом требований, установленных Национальным банком.

38. Комитет рассматривает кандидатуры на должность Корпоративного секретаря, оценивает соответствие кандидатур установленным требованиям и представляет свои рекомендации Совету директоров.

39. Выплата вознаграждения членам Совета директоров, Правлению, руководителям служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенс-контроля, а также ключевым работникам определяемых банком, должна осуществляться в соответствии с принятой в банке внутренним нормативным актом по вознаграждению.

Внутренний нормативный акт по вознаграждению должен разрабатываться Комитетом по вознаграждениям и утверждаться Советом директоров банка. Совет директоров при поддержке Комитета по вознаграждениям должен обеспечить контроль за внедрением и реализацией в банке внутреннего нормативного акта по вознаграждению, а при необходимости пересматривать и вносить коррективы.

40. Уровень вознаграждения, предоставляемого банком членам Совета директоров, Правлению, руководителям служб внутреннего аудита, риск-менеджмента, комплаенс-контроля и ключевым работникам определяемых банком, должен создавать достаточную мотивацию для их эффективной работы, позволяя банку привлекать и удерживать компетентных и квалифицированных специалистов.

Размер дополнительного вознаграждения членам Совета директоров должен устанавливаться решением общего собрания акционеров с учетом результатов работы банка, по итогам результатов финансового года и эффективного участия члена Совета директоров в деятельности Совета директоров.

41. Система оплаты труда должна соответствовать бизнес-стратегии, стратегии управления рисками, целям, ценностям и долгосрочным интересам банка, а также должна предусматривать меры по предотвращению конфликта интересов. Стимулирующие программы должны способствовать реализации принятой культуры управления рисками, в рамках которой практика принятия решений соответствует установленным критериям и поощряет работников действовать в интересах банка (учитывая при этом интересы клиентов), а не только в своих личных интересах или в интересах своего подразделения. В частности, премии (бонусы), предусмотренные стимулирующей программой, не должны способствовать принятию работниками чрезмерных рисков.

42. Размер вознаграждения должен напрямую зависеть от соотношения риска к результату. Способы выплаты вознаграждений в счет будущих доходов, срок и вероятность получения которых являются неопределенными, должен тщательно взвешиваются на основании принятых качественных и количественных показателей. Система вознаграждений должна предусматривать возможность изменения размеров выплачиваемых премий (бонусов) с учетом всех рисков, включая нарушения лимитов риск-аппетита, внутренних процедур или регуляторных требований.

43. Внутренний нормативный акт о вознаграждениях должен включать следующее:

- порядок и период выплаты премий (бонусов);

- систему критериев выплаты премий (бонусов), которая должна учитывать результаты управления рисками в перспективе в целях долгосрочной мотивации;

- размеры премий (бонусов);

- при необходимости условия отсрочки выплаты существенной доли премий (бонусов) до момента получения результата от принятия конкретного риска, с учетом мер по снижению рисков ("неблагонадежность/потеря");

- условия уменьшения или аннулирования премий (бонусов), на основании полученных результатов или принятия мер перед их выплатой;

- условия соблюдения и выполнения планов работ/утвержденного бюджета банка;

- прибыльность банка.

Глава 6. Основные требования к комитету по новым продуктам

44. Комитет по новым продуктам может создаваться в банке для принятия решения по необходимости разработки новых банковских продуктов, внедрения новых продуктов на рынок банковских услуг, а также для контроля процесс вхождения банка в рынок разработанных банком новых продуктов в соответствии с требованиями законодательства по антимонопольному регулированию.

45. Комитет уполномочен принимать решения в отношении новых банковских продуктов для обеспечения эффективного, целенаправленного и контролируемого процесса первоначальной оценки, последующей разработки, тестирования и внедрения банковских продуктов или услуг в рамках существующих ресурсных ограничений.

46. Комитет может определять степень вовлеченности тех или иных подразделений банка в процесс разработки новых банковских продуктов.

47. При разработке и внедрению новых банковских продуктов комитет должен проводить оценку рисков по новым банковским продуктам и пути их снижения (минимизации).

48. Деятельность комитета регулируется законодательством Кыргызской Республики и Положением "О комитете", которое утверждается Советом директоров банка.

49. Комитет может состоять из членов Совета директоров и/или членов Правления банка.

50. Комитет при принятии решения по разработке и внедрению новых банковских продуктов должен соблюдать в пределах своих полномочий требования законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов.

Глава 7. Корпоративный секретарь банка

51. Корпоративный секретарь банка обеспечивает и организовывает работу (заседаний и делопроизводство) общего собрания акционеров и Совета директоров банка.

52. Корпоративный секретарь является должностным лицом банка, назначается и освобождается от должности решением Совета директоров банка.

53. Корпоративный секретарь осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом, нормативными правовыми актами Национального банка, уставом банка и внутренними нормативными актами банка, а также решениями общего собрания акционеров и Совета директоров банка.

54. Совмещение самостоятельной должности корпоративного секретаря банка с выполнением иных обязанностей в банке допускается только с согласия Совета директоров банка.

55. Функциональные обязанности корпоративного секретаря разрабатываются банком самостоятельно в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и внутренними нормативными актами банка.

56. Корпоративный секретарь банка обязан действовать добросовестно и разумно в наилучших интересах банка, что предполагает соблюдение ими следующих фидуциарных обязанностей:

1) выполнять свои полномочия с соблюдением требований банковского законодательства Кыргызской Республики, устава банка и внутренних нормативных актов банка;

2) использовать предоставленные ему полномочия;

3) соблюдать принцип равенства в отношении к акционерам и к членам совета директоров;

4) соответствовать требованиям безупречной деловой репутации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

57. Корпоративный секретарь в обязательном порядке должен вести стенографический протокол (подробный письменный текст выступлений участников) заседаний Совета директоров банка и осуществлять подготовку протоколов по результатам в том числе голосования путем письменного опроса и с использованием средств коммуникаций.

Корпоративный секретарь в обязательном порядке должен ознакомить с подписанным протоколом всех членов Совета директоров, в том числе путем использования средств коммуникаций.

Глава 8. Профессиональная этика и предотвращение конфликтов интересов

58. Важным фактором достижения стратегических целей банка является деятельность Совета директоров и Правления, направленная на установление стандартов профессиональной этики, которые определяют важность следующих аспектов корпоративного управления:

- обеспечение эффективной системы внутреннего контроля, в том числе и по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности, на всех уровнях организационной структуры банка;

- проведение здоровой и безопасной банковской практики;

- защита интересов банка от ненадлежащих или незаконных действий акционеров, должностных лиц банка и иных лиц, имеющих возможность влиять на деятельность банка;

- соблюдение законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка и внутренних документов банка;

- предотвращение конфликтов интересов и выявление ситуаций и сфер деятельности, где могут возникнуть конфликты интересов;

- установление оплаты труда, вознаграждений и поощрений работникам (включая Совет директоров и Правление), с учетом не только результатов деятельности банка, но и соответствия стратегическим целям и соблюдения стандартов профессиональной этики банка;

- соблюдение требований безопасности и надежности банка при кредитовании работников и должностных лиц банка;

- наличие механизмов, предоставляющих возможность работникам выражать озабоченность о незаконных, неэтичных или сомнительных действиях руководства и обеспечивающих защиту от возможной негативной реакции со стороны руководства.

59. Стандарты профессиональной этики в целях обеспечения их позитивного влияния на уровень корпоративного управления банка должны быть доведены до всех работников и соблюдаться на всех уровнях организационной структуры банка, включая Совет директоров и Правление.

60. В банке должны быть разработаны механизмы, обеспечивающие соблюдение законодательства и нормативных правовых актов Национального банка по предотвращению конфликтов интересов и регламентации операций с аффилированными и связанными лицами банка, с членами Правления, Совета директоров, с другими должностными лицами, значительными участниками, а также с любыми другими физическими лицами, связанными с указанными лицами общими интересами.

В целях идентификации и недопущению конфликта интересов, банку необходимо как минимум следующее:

- разработать процедуры информирования Совета директоров и Правления банка о потенциальных угрозах в деятельности банка, связанных с конфликтом интересов;

- должностное лицо банка и работники банка до назначения (избрания) на должность, обязаны предоставлять банку список близких родственников;

- в случае возникновения конфликта интересов должностное лицо или работник банка, обязан немедленно уведомить об этом Правление и/или Совет директоров банка;

- банк должен вести базу данных об имевших место конфликтах интересов;

- несвоевременное раскрытие конфликта интересов влечет ответственность в соответствии с банковским законодательством Кыргызской Республики.

61. В области кадровой политики корпоративное управление предполагает наличие в банке Комитета по назначениям и вознаграждениям, а также наличие и соблюдение внутренних документов, которое должны обеспечить соблюдение внутренних документов, касающихся:

- приема на работу и увольнения работников (включая руководство банка);

- кадровых перемещений и карьерного роста;

- оплаты труда, вознаграждений и поощрений, предоставления социальных выплат и льгот, включая Совет директоров и Правление банка;

- обучения работников (включая Совет директоров и Правление);

- системы мер по сохранению квалифицированного и компетентного персонала (включая руководство);

- применения мер за неадекватное исполнение работниками банка (включая Совет директоров и Правление) своих обязанностей, за нарушение стандартов профессиональной этики, принятых банком.

Глава 9. Прозрачность управления банком

62. Прозрачность управления банком позволяет акционерам, вкладчикам и другим кредиторам банка осуществлять мониторинг деятельности органов управления, а также поддерживает репутацию банка, как осуществляющего эффективное корпоративное управление. Это будет способствовать привлечению новых клиентов, инвесторов, деловых партнеров.

63. В дополнение к требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики по раскрытию информации о деятельности банка, эффективное корпоративное управление предусматривает раскрытие информации, которая также включает:

- структуру органов управления банка (состав, квалификация и опыт, полномочия, обязанности, курируемые области, регламент работы и членство в комитетах, в том числе информацию о количестве проводимых заседаний комитетов и др.);

- структуру собственности банка (значительные акционеры банка, доля иностранных инвесторов в акционерном капитале банка, право голоса и др.);

- организационную структуру банка и, при наличии, структуру банковской группы;

- виды, условия и объемы операций с аффилированными и связанными лицами, членами Правления, Совета директоров, с другими должностными лицами, значительными участниками, а также с любыми другими физическими лицами, связанными с указанными лицами общими интересами;

- стандарты профессиональной этики;

- сведения по вопросам конфликта интересов, вознаграждения и управления рисками.

64. Информация, характеризующая корпоративное управление банка, в том числе, приведенная в пункте 63 настоящего Положения, может быть размещена на веб-сайте банка и опубликована в его ежегодных и периодических отчетах.