Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 31 мая 2017 года № 21/7

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
27 июня 2005 года. Регистрационный номер 90-05

 

Утверждено

постановлением Правления

Национального банка

Кыргызской Республики

от 19 мая 2005 года № 16/3

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
 о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской
Республики к микрофинансовым организациям

 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года № 5/3, 29 февраля 2008 года № 9/2,
25 апреля 2012 года № 18/9, 18 мая 2012 года № 19/7 21 декабря 2012 года № 50/13, 25 сентября 2013 года № 35/16
23 октября 2013 года № 39/4, 30 мая 2014 года № 24/10, 27 ноября 2014 года № 53/8)

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года № 5/3)

1.2. Целью настоящего Положения является установление порядка применения Национальным банком Кыргызской Республики (далее по тексту "Национальный банк") предупредительных мер и санкций к микрофинансовым организациям (далее по тексту "МФО"), действующим на основании лицензии и/или свидетельства Национального банка об учетной регистрации в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" (далее по тексту "лицензия"), и к должностным лицам МФО.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8)

1.3. Предупредительные меры и санкции применяются Национальным банком на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением.

1.4. Целью применения Национальным банком предупредительных мер и санкций в отношении МФО и их должностных лиц является обеспечение устойчивого развития МФО, поддержание доверия населения к их деятельности, защита интересов вкладчиков и потребителей услуг, оказываемых МФО, противодействие финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года № 5/3, 23 октября 2013 года № 39/4)

1.5. В целях настоящего Положения нарушениями считаются: неисполнение микрофинансовыми организациями и должностными лицами МФО требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов и предписаний Национального банка, проведение нездоровой и небезопасной банковской практики, а также действия или бездействие должностных лиц МФО, приводящие к ухудшению финансового состояния и/или создающие угрозу платежеспособности МФО.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года № 5/3, 29 февраля 2008 года № 9/2)

1.6. Должностными лицами микрокредитных агентств (далее по тексту "МКА") и микрокредитных компаний (далее по тексту "МКК") являются руководитель, главный бухгалтер (бухгалтер - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) и начальник подразделения по кредитованию, а также члены Совета директоров, при наличии данного органа.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

1.7. Должностные лица МФК определяются согласно нормативному правовому акту Национального банка о минимальных квалификационных требованиях к должностным лицам МФК.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

2. Предупредительные меры и санкции, применяемые к МФО

 

2.1. Настоящим Положением определены следующие предупредительные меры и санкции, применяемые к МКА и МКК и к их должностным лицам:

- предупреждение;

- предписание;

- денежный штраф с должностных лиц;

- введение ограничения на проведение отдельных видов операций и сделок, включая начисление и выплаты дивидендов;

- отзыв лицензии на право осуществления банковских операций по продаже и покупке долговых обязательств (факторинг);

- отзыв свидетельства об учетной регистрации.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8)

2.2. Настоящим Положением определены следующие предупредительные меры и санкции, применяемые к микрофинансовым компаниям (далее по тексту "МФК"):

- предупреждение;

- предоставление МФК письма-обязательства об улучшении финансового положения;

- заключение с МФК письменного соглашения о проведении мероприятий по оздоровлению финансового состояния МФК;

- предписание;

- введение более высоких экономических нормативов;

- требование о поддержании капитала на определенном уровне;

- назначение квалифицированного консультанта;

- денежный штраф с МФК;

- денежный штраф с отдельных членов Совета директоров и должностных лиц МФК;

- приостановление, ограничение или запрет на проведение отдельных видов операций, сделок, начислений и выплат, включая начисления и выплаты дивидендов;

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц МФК;

- консервация;

- отзыв лицензии.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 27 ноября 2014 года № 53/8)

2.3. При принятии решения о применении предупредительных мер и санкций, указанных в пунктах 2.1 и 2.2, принимаются во внимание следующие факторы:

- характер нарушения и влияние его на деятельность МФО;

- угрожают ли финансовому состоянию проблемы МФО;

- осознание должностными лицами МФО наличия и значительности возникших проблем;

- частота и продолжительность нарушения;

- подвергалась ли МФО за допущенное нарушение каким-либо санкциям ранее;

- осведомленность должностных лиц МФО о допущенном нарушении;

- способность должностных лиц МФО разрешать возникающие проблемы;

- выполняют ли должностные лица МФО рекомендации и/или требования Национального банка;

- размеры убытков МФО, в том числе потенциальных убытков, в результате допущенных нарушений;

- отсутствие/присутствие личной заинтересованности (моральной, материальной) связанных с МФО лиц (инсайдеров и аффилированных лиц) в допущенном нарушении;

- наличие политики МФО по основным направлениям деятельности и эффективность деятельности внутреннего контроля в предотвращении нарушений;

- соблюдение внутренних процедур, утвержденных Правлением/Советом директоров МФО;

- преднамеренность совершенного нарушения;

- значительность проблем операционной деятельности и внутреннего контроля;

- значительность числа нарушений требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка;

- характер, частота и объем деятельности или операции, подпадающей под нарушение Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- другие имеющие место обстоятельства, послужившие основной причиной нарушения (по вине или не по вине МФО).

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 31 января 2007 года № 5/3, 27 ноября 2014 года № 53/8)

2.4. При выявлении нарушений и недостатков в деятельности МФО, нарушении МФО прав и законных интересов потребителей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, Национальный банк вправе применить любые предупредительные меры и санкции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, в зависимости от вида и характера нарушения, конкретной ситуации, сложности проблем в МФО.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 октября 2013 года № 39/4)

2.5. В отдельных случаях за одно нарушение возможно применение двух и более санкций.

2.6. Предупредительные меры и санкции могут применяться как в последовательном порядке, так и выборочно, в зависимости от характера, вида допущенного нарушения и финансового состояния МФО.

3. Применение предупредительных мер и санкций к МКА и МКК

 

3.1. Предупредительные меры и санкции, применяемые к МКА и МКК, могут оформляться предупреждением и/или предписанием за подписью начальника структурного подразделения надзорного блока, обнаружившего факт нарушения, начальника областного управления Национального банка или директора Представительства Национального банка в Баткенской области (далее по тексту - уполномоченное лицо), решением Комитета по надзору.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

3.2. К компетенции Комитета по надзору относится принятие решений по применению следующих предупредительных мер и санкций:

- приостановление или ограничение отдельных операций, сделок, начислений и выплат;

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц МКК/МКА;

- приостановление действия лицензии или свидетельства;

- отзыв лицензии на право осуществления определенных банковских операций;

- отзыв свидетельства об учетной регистрации.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8)

3.2-1. Областные управления и Баткенское представительство Национального банка готовят проекты документов на заседание Комитета по надзору Национального банка и направляют их в соответствующие структурные подразделения надзорного блока Национального банка для последующего представления их на рассмотрение Комитета по надзору Национального банка:

- в Управление внешнего надзора - при обнаружении фактов нарушений в рамках внешнего надзора и мониторинга исполнения рекомендаций и требований/предписаний по результатам инспекторских проверок;

- в Управление инспектирования - при обнаружении фактов нарушений в рамках инспекторских проверок;

- в Управление методологии надзора и лицензирования - при обнаружении фактов нарушения требований законодательства по вопросам лицензирования.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8)

3.3. К компетенции уполномоченного лица относится принятие решений по применению следующих предупредительных мер и санкций:

- предупреждение;

- предписание.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

3.3-1. Национальный банк вправе потребовать прекращения полномочий должностных лиц МКК/МКА в следующих случаях:

- нарушения или вовлечение в деятельность, характеризующуюся как нездоровая банковская практика (Приложение 1);

- несоответствия минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком;

- непредставления информации или предоставления недостоверной, неполной информации;

- инициирования действий, которые угрожают финансовой стабильности МКК/МКА;

- неисполнения требований и предписаний Национального банка;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, включая нормативные правовые акты Национального банка.

Комитет по надзору Национального банка издает письменное предписание, содержащее требование об освобождении либо временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в МКК/МКА и/или запрет на какое-либо дальнейшее участие данного лица в деятельности МКК/МКА.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

3.4. Предупреждение направляется в случае необходимости информирования МКА и МКК о том, что они нарушают определенные нормы и правила, или занимаются деятельностью, угрожающей их стабильности и надежности, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к ним могут быть применены соответствующие санкции.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

3.5. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений направляется исполнительному органу МКА и МКК в случаях:

- непредставления финансовой отчетности, Периодического регулятивного отчета (далее по тексту "ПРО"), заключения внешнего аудитора и приложения к нему в установленные Национальным банком сроки;

- представления недостоверной, неполной информации;

- несоответствия бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики;

- а также по другим случаям выявленных нарушений.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

3.5-1. Решение о приостановлении или ограничении определенных операций, приостановлении действия лицензии или свидетельства может быть принято в любом из случаев, определенных в пунктах 3.7, 3.8 настоящего Положения.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 мая 2012 года № 19/7)

3.6. Денежный штраф с должностных лиц.

Денежный штраф с должностных лиц налагается согласно Кодексу Кыргызской Республики "Об административной ответственности" и нормативным правовым актам Национального банка.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

3.7. Отзыв лицензии.

Отзыв лицензии на право осуществления банковских операций по покупке и продаже долговых обязательств (факторинг) применяется в случаях:

- когда имеют место нарушения нормативных правовых актов Национального банка и законодательства Кыргызской Республики при проведении данных операций;

- при несоблюдении рекомендаций, предписаний и/или иных требований Национального банка, данных в целях исправления нарушений, связанных с проведением вышеуказанных операций;

- при непредставлении информации или предоставлении недостоверной, неполной информации.

Решение об отзыве лицензии может быть принято, минуя другие предупредительные меры и санкции.

Отзыв лицензии не означает прекращение деятельности МКА и МКК.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 23 октября 2013 года № 39/4, 27 ноября 2014 года № 53/8)

3.8. Свидетельство об учетной регистрации МКА и МКК может быть отозвано в следующих случаях:

- когда имеет место систематическое (два и более раза) нарушение законодательства Кыргызской Республики, включая нормативные правовые акты Национального банка;

- при систематическом (два и более раза) несоблюдении МКА/МКК рекомендаций, предписаний и/или иных требований Национального банка;

- когда имеет место систематическое (два и более раза) непредставление информации или представление недостоверной, неполной информации;

- при неосуществлении деятельности по выдаче микрокредитов и/или операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования более одного года;

- при нарушении целей деятельности микрофинансовых организаций, определенных Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике";

- при нарушении требований антимонопольного законодательства;

- при нарушении прав потребителей, установленных Законом КР "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике;

- в случае вовлечения в деятельность, характеризующуюся как нездоровая банковская практика (приложение 1);

- в других случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Решение об отзыве свидетельства может быть принято и без других предупредительных мер и санкций.

Отзыв свидетельства об учетной регистрации МКА и МКК влечет ее ликвидацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8)

4. Применение предупредительных мер и санкций к МФК

 

4.1. Предупредительные меры и санкции Национального банка, применяемые к МФК, могут оформляться предупреждением, предписанием или письмом-обязательством за подписью уполномоченного лица, решением Заместителя Председателя Национального банка, решением Комитета по надзору, постановлением Правления Национального банка.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

4.2. К исключительной компетенции Правления Национального банка относится принятие решения о консервации и отзыве лицензии МФК.

4.3. К исключительной компетенции Комитета по надзору относится принятие решений по применению следующих санкций:

- введение более высоких экономических нормативов;

- требование о поддержании капитала на определенном уровне;

- назначение квалифицированного консультанта;

- денежный штраф с МФК;

- (исключен в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2012 года № 50/13)

- приостановление, ограничение или запрет на проведение отдельных видов операций, сделок, начислений и выплат;

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц МФК;

- введение временного руководства по управлению МФК.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2012 года № 50/13, 27 ноября 2014 года № 53/8)

4.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8)

4.5. Уполномоченное лицо вправе принять решение по применению следующих предупредительных мер и санкций:

- предупреждение;

- требование о предоставлении письма-обязательства;

- предписание.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16)

4.6. Предупреждение направляется в случае необходимости информирования МФК о том, что она нарушает определенные нормы и правила, или занимается деятельностью, угрожающей ее стабильности и надежности, и в целях предупреждения, что в дальнейшем к ней могут быть применены санкции.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

4.7. Письмо-обязательство об улучшении финансового положения предоставляется МФК, в деятельности которой имеют место недостатки и нарушения, не вызывающие значительную обеспокоенность надзорного блока Национального банка. Письмо-обязательство должно содержать конкретные меры по устранению недостатков, которые будут предприняты Советом Директоров и руководством МФК, с установлением сроков и целевых показателей.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16)

4.8. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений направляется исполнительному органу МФК в случаях:

- непредоставления финансовой отчетности, ПРО, заключения внешнего аудитора и приложения к нему в установленные Национальным банком сроки;

- предоставления недостоверной, неполной информации;

- несоответствия бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики;

- а также по другим случаям выявленных нарушений.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

4.9. Письмо-обязательство между МФК и Национальным банком подписывается только в случаях, когда в деятельности МФК имеют место нарушения, но при этом:

1) МФК адекватно капитализирована;

2) Совет директоров и Правление МФК понимают проблемы и готовы предпринять конкретные меры по исправлению существующих проблем;

3) недостатки и нарушения не влекут за собой последствия, угрожающие финансовому состоянию МФК.

В письме-обязательстве указываются действия с указанием сроков их исполнения, которые предстоит предпринять Совету директоров и исполнительному органу МФК по исправлению недостатков в деятельности МФК. Письмо-обязательство готовится МФК, направляется на согласование в Национальный банк и подписывается с одной стороны Советом директоров МФК и с другой - Заместителем Председателя Национального банка, курирующим надзорный блок. Письмо-обязательство должно содержать план мероприятий МФК по устранению недостатков в деятельности МФК и улучшению ее финансового состояния. Подписав письмо-обязательство, МФК принимает на себя обязательства по выполнению его условий.

В случае неисполнения МФК условий письма-обязательства и/или если меры, указанные в письме-обязательстве, не привели к ожидаемым результатам, Национальный банк вправе применить более жесткие санкции.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16, 27 ноября 2014 года № 53/8)

4.10. Введение более высоких экономических нормативов.

Комитет по надзору может установить для МФК более жесткие экономические нормативы в случаях, когда в деятельности МФК наметилась тенденция к ухудшению, при этом МФК могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования Национального банка. Комитет по надзору вправе:

- снизить размер норматива максимального размера риска на одного заемщика, если в МФК отсутствует, либо не соблюдается внутренняя политика выдачи кредитов и, как следствие, отмечается рост невозврата кредитов;

- повысить размер норматива адекватности капитала при необходимости снижения существующих рисков.

4.11. Требование о поддержании капитала на определенном уровне направляется Комитетом по надзору в случае, когда МФК не выполняет требование Национального банка о соблюдении минимальных требований по капиталу. В этом случае руководство МФК должно в течение 30 дней подготовить и предоставить на согласование в Национальный банк детализированный план пополнения капитала до требуемого уровня с указанием конкретных сроков исполнения.

Заместитель Председателя Национального банка согласовывает план пополнения капитала в случае, если:

- план содержит требуемую информацию;

- мероприятия, включенные в план, основаны на реальных показателях;

- риски, которым подвержена МФК, не будут увеличены (включая кредитный риск, риск ликвидности и другие виды рисков).

Сроки исполнения, необходимые для достижения требуемого уровня капитала, не должны превышать один год с момента введения в действие плана пополнения капитала.

Заместитель Председателя Национального банка согласовывает план пополнения капитала в срок, не позднее 30 дней с момента его представления. Дата согласования плана Национальным банком является датой введения его в действие.

МФК, осуществляющая деятельность по плану пополнения капитала, должна представлять ежемесячную отчетность в Национальный банк о ходе реализации этого плана. Со стороны за ходом выполнения плана осуществляется мониторинг.

В случае неудовлетворительного хода реализации плана, а также несоблюдения его сроков и иных отклонений и/или ухудшении финансового состояния МФК, Национальный банк может ввести дополнительные требования и/или требования по пересмотру плана, либо применить любые другие санкции, предусмотренные настоящим Положением.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/8)

4.12. Назначение квалифицированного консультанта.

Комитет по надзору по представленной структурным подразделением надзорного блока Национального банка информации уполномочен назначить квалифицированного консультанта, ответственного за консультирование МФК по принятию мер, связанных с исправлением сложившейся в МФК ситуации.

Консультант проводит анализ выявленных проблем в соответствии с установленными Комитетом полномочиями. На основании своего обзора и анализа консультант формулирует рекомендации по исправлению выявленных нарушений и недостатков.

Все расходы, связанные с консультационными услугами, осуществляются за счет МФК.

Если нарушения или другие выявленные недостатки не устранены в течение определенного периода, установленного Национальным банком, то применяются другие, более жесткие санкции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

4.13. Денежный штраф с МФК.

Денежный штраф с МФК налагается Комитетом по надзору за несоблюдение требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка. Размер штрафа на МФК устанавливается не более одного процента собственного капитала МФК за каждый конкретный случай нарушения.

Наложение штрафов не означает, что Национальным банком не могут быть применены санкции за факты нарушения законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Национального банка.

Если штраф не уплачен МФК, то Национальный банк вправе применить к ней меры принудительного взыскания штрафа, а также другие санкции, предусмотренные законодательством.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 30 мая 2014 года № 24/10)

4.14. Денежный штраф с отдельных членов Совета директоров и должностных лиц МФК.

Денежный штраф, взыскиваемый с отдельных членов Совета директоров и должностных лиц МФК, налагается согласно Кодексу Кыргызской Республики об административной ответственности и нормативным правовым актам Национального банка.

(Абзац 3 исключен в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2012 года № 50/13)

Если штраф не уплачен должностным лицом МФК, то по отношению к нему Национальный банк вправе применить меры принудительного взыскания штрафа, предусмотренные законодательством.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 21 декабря 2012 года № 50/13)

4.15. Требование о смене всех или некоторых должностных лиц МФК.

Национальный банк вправе потребовать прекращения полномочий должностных лиц МФК в следующих случаях:

- нарушения или вовлечение в деятельность, характеризующуюся как нездоровая банковская практика (Приложение 1);

- несоответствия минимальным квалификационным требованиям, установленным Национальным банком;

- непредставления информации или предоставления недостоверной, неполной информации;

- инициирования действий, подвергающих риску потерь средства вкладчиков и финансовую стабильность МФК;

- неисполнения требований и предписаний Национального банка;

- в иных случаях, предусмотренных банковским законодательством и нормативными правовыми актами Национального банка.

Комитет по надзору издает письменное предписание, содержащее требование об освобождении либо временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в МФК и/или запрет на какое-либо дальнейшее участие данного лица в деятельности МФК.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16)

4.16. Приостановление или ограничение операций МФК.

Комитет по надзору вправе принять решение о приостановлении или ограничении операций, указанных в лицензии, в случае обнаружения в деятельности МФК нарушений, связанных:

- с нарушением законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Национального банка и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

- с несоблюдением МФК рекомендаций, предписаний и/или других предупредительных мер и санкций Национального банка;

- с нарушением экономических нормативов, установленных Национальным банком;

- имеется угроза платежеспособности или при неплатежеспособности МФК;

- при непредоставлении информации, или предоставлении недостоверной, неполной информации.

Решение о приостановлении или ограничении операций МФК должно содержать описание конкретных фактов нарушений, по причине которых было принято решение. В случае приостановления или ограничения операций решение должно также содержать следующие меры, но не ограничиваться только ими:

- ограничение на выплату МФК дивидендов;

- ограничение на рост МФК через запрет на создание филиалов;

- требование о продаже МФК указанных активов и использование вырученной суммы определенным способом;

- требование об аннулировании или внесении поправок МФК в определенные контракты или соглашения, заключенные МФК с нарушением законодательства Кыргызской Республики, или требование о воздержании от заключения таких контрактов в будущем;

- требование к МФК о приостановлении деятельности или определенных ее видов, разрешенных в рамках лицензии;

- требование к МФК о принятии других мер по устранению нарушений;

- применение процедур банкротства в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, в том числе банкротстве банков.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 октября 2013 года № 39/4, 27 ноября 2014 года № 53/8)

4.17. Консервация.

Консервация МФК осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков". Национальный банк вправе ввести консервацию и назначить в МФК консерватора в случаях, если:

- капитал МФК в течение предшествующих 6 месяцев составляет более 50, но менее 100 процентов от уровня капитала в соответствии с законодательством и нормативными актами Национального банка;

- МФК не выполняет требования и/или предписания Национального банка;

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики имеются основания для отзыва лицензии МФК.

Национальный банк обязан ввести консервацию и назначить в МФК консерватора при наличии любого из нижеследующих оснований:

- капитал МФК составляет менее 50 процентов капитала, требуемого в соответствии с нормативными актами Национального банка;

- МФК прекратила оплачивать свои обязательства после наступления сроков платежа, даже если по этим платежам не существует судебных споров;

- при получении извещения суда о принятии им заявления о возбуждении процесса банкротства или процедуры ликвидации в отношении МФК;

- необходимо завершение добровольной ликвидации МФК консерватором в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков";

- в отношении должностных лиц МФК возбуждено уголовное дело (по обвинению в совершении экономических и должностных преступлений) в связи с нарушениями, допущенными при исполнении служебных обязанностей.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

4.18. Отзыв лицензии.

Отзыв лицензии МФК осуществляется по основаниям, изложенным в Законах Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и "О консервации, ликвидации и банкротстве банков".

Решение об отзыве лицензии МФК принимается Правлением Национального банка.

Постановление Правления Национального банка об отзыве лицензии может быть принято, минуя другие предупредительные меры и санкции.

Отзыв лицензии МФК влечет ее ликвидацию, осуществляемую в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Ликвидация МФК, имеющих право на прием срочных вкладов, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о ликвидации и банкротстве банков.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 октября 2013 года № 39/4)

5. Порядок досудебного обжалования МКА/МКК решений Национального банка по применению санкций

 

5.1. МКА/МКК, по отношению к которым принято решение о применении предупредительных мер и санкций, вправе опротестовать данное решение в следующем порядке:

- в случае несогласия с решением, принятым уполномоченным лицом, МКА/МКК вправе направить свои возражения Заместителю Председателя Национального банка;

- в случае несогласия с решением Заместителя Председателя Национального банка, МКА/МКК вправе обратиться с этим вопросом к Председателю Национального банка.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

5.2. Процедура разбирательства начинается с получения письменного заявления об апелляции. Заявление об апелляции должно быть подано в течение 10 дней после получения предписания или другого решения Национального банка.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2013 года № 35/16)

5.3. Заявление об апелляции должно содержать:

- название и адрес МКА/МКК;

- фамилию, имя, отчество, место работы, должность, место жительства апеллянта, если он является физическим лицом;

- фамилию, имя, отчество, рабочий адрес и номер телефона представителя с приложением надлежащим образом выданной доверенности, если апеллянт представлен им при разбирательстве;

- указание на обжалуемое решение Национального банка о применении предписания или санкции;

- изложение обстоятельств и доводов, послуживших причиной обжалования;

- любые возражения апеллянта в отношении фактического или юридического обоснования решения Национального банка о применении санкции, и/или ее содержания;

- подпись апеллянта, которая сопровождается записью о том, что материалы, представленные апеллянтом, представляют собой материалы разбирательства и являются полностью укомплектованными и достоверными.

5.4. В течение трех рабочих дней после получения заявления об апелляции, Заместитель Председателя Национального банка (если обжалуются решения, принятые начальником уполномоченного структурного подразделения надзорного блока Национального банка), либо Председатель Национального банка (если обжалуются решения Заместителя Председателя Национального банка) определяет дату проведения заседания по рассмотрению апелляции, но не позднее 10 дней с момента получения заявления об апелляции. Не позднее следующего дня после определения даты проведения заседания уполномоченное структурное подразделение надзорного блока Национального банка направляет копии заявления об апелляции Заместителю Председателя Национального банка/Председателю Национального банка и соответствующим структурным подразделениям Национального банка и уведомляет стороны о времени и месте проведения заседания.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16)

5.5. О принятом решении уполномоченное структурное подразделение надзорного блока Национального банка извещает МКА/МКК в течение трех рабочих дней.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2, 25 сентября 2013 года № 35/16)

5.6. (Исключен в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 29 февраля 2008 года № 9/2)

6. Порядок досудебного обжалования МФК решений Национального банка о применении санкций

6.1. Обжалование решений Национального банка о применении санкций к МФК осуществляется в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами((1) см. примечание).

 

 

Приложение 1
к Положению о предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком к МФО

 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 18 мая 2012 года № 19/7, 27 ноября 2014 года № 53/8)

Признаки действий, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике:

1. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам.

2. Неспособность вести учет в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами Национального банка.

3. Осуществление операций, подпадающих под критерии подозрительных операций и/или нарушения законодательства по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

4. Осуществление деятельности без надлежащего уровня внутреннего контроля.

5. Отсутствие адекватного внутреннего аудита.

6. Осуществление операций с инсайдерами и аффилированными лицами в нарушение требований Национального банка.

7. Осуществление деятельности, для которой в МФО отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники.

8. Осуществление деятельности при отсутствии соответствующих политик и/или процедур, или когда они не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков МФО.

9. Предоставление кредитов заемщикам, которые не выполнили свои обязательства перед МФО или каким-либо другим финансово-кредитным учреждением, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным финансовым положением.

10. Представление несвоевременных, неполных или недостоверных отчетов в Национальный банк".

11. Неспособность органов управления и должностных лиц обеспечить адекватное руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушений законодательства.

12. Мошенничество, злоупотребление полномочиями или иные подобные действия.

13. Выдача МФО микрокредита заемщику-физическому лицу на условиях, при которых доходы данного заемщика заведомо не способны покрыть стоимость обслуживания выданного микрокредита.