Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики

23 августа 2004 года. Регистрационный номер 93-04

 

 

Утверждено
постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики
от 21 июля 2004 года № 18/1

ПОЛОЖЕНИЕ
об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 октября 2004 года № 26/3, 25 августа 2005 года № 26/5, 28 марта 2007 года № 16/4, 22 августа 2007 года № 38/14, 16 января 2008 года № 3/2, 10 июня 2009 года № 26/2, 14 сентября 2011 года № 52/4, 25 апреля 2012 года № 18/8, 25 апреля 2012 года № 18/9, 16 ноября 2012 года № 43/1, 27 ноября 2014 года № 53/9, 24 декабря 2014 года № 58/14, 23 декабря 2015 года № 78/23)

1. Общие положения

1.1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". Положение распространяется на все коммерческие банки, в том числе коммерческие банки, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций и на Государственный банк развития Кыргызской Республики (далее по тексту "банки").

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 22 августа 2007 года № 38/14, 10 июня 2009 года № 26/2, 16 ноября 2012 года № 43/1, 23 декабря 2015 года № 78/23)

1.2. Целью данного Положения является установление обязательных для выполнения банками экономических нормативов и требований.

1.3. В целях выполнения экономических нормативов и требований, указанных в настоящем Положении, и снижения рисков, банкам рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком Кыргызской Республики (далее по тексту "НБКР").

1.4. Для достижения цели и выполнения задач Национального банка. Правление Национального банка отдельным постановлением может изменять значения установленных в настоящем Положении экономических нормативов и требований на ограниченный срок.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 декабря 2014 года № 58/14)

2. Максимальный размер риска на одного заемщика (К1)

2.1. Максимальный размер риска на одного заемщика, не связанного с банком, не должен превышать следующие значения:

- для заемщиков, кроме банков (К1.1) - 20%;

- для банков (К1.3) - 30%.

2.2. Максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банком, не должен превышать следующие значения:

- для заемщиков, кроме банков (К1.2) - 15%;

- для банков (К1.4) - 15%.

2.3. Порядок расчета максимального размера риска на одного заемщика, не связанного с банком, определяется в соответствии с Инструкцией "Об ограничениях кредитования"((1) см. примечание).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 октября 2004 года № 26/3)

2.4. Порядок расчета максимального размера риска на одного заемщика, связанного с банком, определяется в соответствии с разделом 6. Инструкции "Об ограничениях кредитования" ((1) см. примечание) и Инструкцией "О требованиях к операциям банков с инсайдерами и аффилированными лицами" ((2) см. примечание).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 ноября 2014 года № 53/9)

3. Стандарты адекватности капитала (К2)

3.1. Минимальный размер капитала, устанавливаемый Правлением НБКР:

3.1.1. Минимальный размер уставного капитала банков.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

3.1.2. Минимальный размер капитала (собственных средств) банков.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 22 августа 2007 года № 38/14, 10 июня 2009 года № 26/2)

3.2. Коэффициенты адекватности капитала, основанные на взвешивании активов и забалансовых обязательств по степени риска:

- коэффициент адекватности суммарного капитала (К2.1) - не менее 12%;

- коэффициент адекватности капитала Первого уровня (К2.2) - не менее 6%.

3.3. Левераж (К2.3) - не менее 8%.

3.4. Стандарты адекватности капитала и порядок их расчета определяются согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков Кыргызской Республики((3) см. примечание).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

4. Норматив ликвидности (К3)

4.1. Норматив ликвидности (К3.1) необходимо поддерживать на уровне не ниже 45%.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.2. Норматив ликвидности определяется по формуле:

 

К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%, где:

 

1) ЛА - ликвидные активы, к которым относятся:

- наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте;

- средства на корреспондентских счетах в Национальном банке Кыргызской Республики;

- средства на корреспондентских счетах в банках;

- межбанковские депозиты со сроком погашения 7 дней;

- государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком (далее - высоколиквидные ценные бумаги). Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков);

- высоколиквидные ценные бумаги, купленные по репо-соглашению.

2) ОБ - обязательства банка, к которым для расчета норматива ликвидности относятся:

- депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, а также денежные средства в расчетах;

- сумма срочного вклада (депозита), если условиями договора предусмотрена возможность частичного пополнения и/или изъятия клиентом денежных средств до истечения срока или до наступления иных обязательств, без необходимости расторжения договора и оплаты штрафной процентной ставки, за исключением неснижаемого остатка;

- любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, обязательства по ценным бумагам, проданным по обратному репо-соглашению, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.3. Классифицированные межбанковские размещения((5) см. примечание) при расчете норматива ликвидности не включаются в состав ликвидных активов.

4.4. Любые ликвидные активы, являющиеся обеспечением по обязательствам банка, а также высоколиквидные ценные бумаги, проданные по репо-соглашению, исключаются из состава ликвидных активов.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.5. Депозиты, принятые банком и являющиеся обеспечением по активам, предоставленным клиентам, не включаются в состав обязательств банка, если банк имеет необходимые процедуры и систему контроля, гарантирующие, что залог не будет изъят до наступления срока возврата кредита.

4.6. В целях уменьшения риска ликвидности, руководство банка должно осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. Банк должен соблюдать норматив ликвидности в течение отчетного периода (один месяц) на основе средненедельных данных. В течение отчетного периода банк должен рассчитывать значения средненедельных ликвидных активов и краткосрочных обязательств банка (при подсчете средненедельных значений в расчет включаются только рабочие дни) на отчетные даты. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных.

4.7. Банк должен разработать политику управления риском ликвидности, которая должна включать, как минимум, следующее:

- ежедневное измерение и мониторинг притока и оттока средств, а также еженедельный мониторинг разрывов в сроках погашения активов и обязательств банка для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения обязательств;

- прогнозирование необходимой ликвидности;

- структуру и оценку устойчивости депозитной базы и других заемных средств;

- стоимость ресурсов;

- способность заимствовать на денежном рынке;

- качество активов;

- исполнение забалансовых обязательств;

- планирование на случаи кризиса ликвидности;

- управление ликвидностью в иностранных валютах;

- внутренний контроль за управлением риском ликвидности;

- необходимую управленческую отчетность.

4.8. Норматив краткосрочной ликвидности (К3.2) необходимо поддерживать на уровне не ниже 35%.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.9. Норматив краткосрочной ликвидности (К3.2) определяется по формуле:

 

К3.2 = (ВЛА / КОБ) * 100, где:

 

1) ВЛА - высоколиквидные активы, к которым относятся:

а) наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте;

б) средства на корреспондентском и других счетах в Национальном банке Кыргызской Республики;

в) средства на корреспондентских счетах в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории "BB", присвоенный рейтинговым агентством "Sta№dard & Poor's" (США) или равнозначный кредитный рейтинг, присвоенный другими международными рейтинговыми агентствами, за исключением аффилированных банков;

г) депозиты в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории "BB", присвоенный рейтинговым агентством "Sta№dard & Poor's" (США) или равнозначный кредитный рейтинг, присвоенный другими международными рейтинговыми агентствами, за исключением аффилированных банков, если условиями договора предусмотрена возможность изъятия депозита в течение 7 дней;

д) ноты Национального банка Кыргызской Республики;

е) государственные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики со сроком погашения до 7 дней;

ж) доля государственных ценных бумаг, выпущенных Правительством Кыргызской Республики (за исключением государственных ценных бумаг, указанных в подпункте "е" пункта 4.9. настоящего Положения), в размере, не превышающем 50% от общей суммы обязательств перед Социальным фондом Кыргызской Республики;

з) высоколиквидные ценные бумаги, купленные по репо-соглашению.

2) КОБ - краткосрочные обязательства:

а) депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, денежные средства в расчетах;

б) сумма срочного вклада (депозита), если условиями договора предусмотрена возможность частичного пополнения и/или изъятия клиентом денежных средств до истечения срока или до наступления иных обязательств, без необходимости расторжения договора и оплаты штрафной процентной ставки, за исключением неснижаемого остатка;

в) другие обязательства, в том числе забалансовые, расчеты по которым наступают в течение 7 дней;

г) 50% от общей суммы обязательств перед Социальным фондом Кыргызской Республики, не вошедших в абзацы "а"-"в" настоящего подпункта.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.10. Любые ликвидные активы, являющиеся обеспечением по обязательствам банка, а также высоколиквидные ценные бумаги, проданные по репо-соглашению, исключаются из состава ликвидных активов.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.11. В целях уменьшения риска краткосрочной ликвидности руководству банка необходимо осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. Банк должен соблюдать норматив краткосрочной ликвидности в течение отчетной недели (7 календарных дней) на основе средненедельных данных, включая рабочие, выходные и праздничные дни. При подсчете средненедельных данных в расчет принимаются ежедневные данные по состоянию на конец операционного дня. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.12. Норматив мгновенной ликвидности (К3.3) необходимо поддерживать банкам, депозитная база (счета юридических лиц, физических лиц и Социального фонда Кыргызской Республики) которых составляет 8% и более от депозитной базы банковской системы в целом.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.13. Норматив мгновенной ликвидности (К3.3) определяется по формуле:

 

К3.3 = (ВЛА / КОБ) * 100%, где:

 

1) ВЛА - высоколиквидные активы:

- наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте, за исключением средств в банкоматах;

- средства на корреспондентском и других счетах в Национальном банке Кыргызской Республики;

- средства на корреспондентских счетах в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже категории "BB", присвоенный рейтинговым агентством "Sta№dard & Poor's" (США) или равнозначный кредитный рейтинг, присвоенный другими международными рейтинговыми агентствами, за исключением аффилированных банков;

2) КОБ - краткосрочные обязательства:

- депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, денежные средства в расчетах;

- другие обязательства, в том числе забалансовые, расчеты по которым наступают в течение отчетного операционного дня.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.14. В целях уменьшения риска ликвидности руководство банка должно осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. Банк должен соблюдать норматив мгновенной ликвидности на конец отчетного операционного дня.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.15. Политика управления рисками банка должна содержать положения об управлении риском краткосрочной и мгновенной ликвидности, которая должна включать как минимум следующее:

- ежедневное измерение и мониторинг притока и оттока средств, а также ежедневный мониторинг разрывов в сроках погашения высоколиквидных активов и краткосрочных обязательств банка для контроля ежедневной потребности в краткосрочной и мгновенной ликвидности и обеспечения выполнения краткосрочных обязательств;

- прогнозирование необходимой краткосрочной и мгновенной ликвидности;

- структуру и оценку устойчивости депозитной базы;

- стоимость ресурсов;

- способность заимствовать на денежном рынке;

- качество активов;

- исполнение забалансовых обязательств;

- планирование на случаи кризиса ликвидности;

- управление ликвидностью в иностранных валютах;

- внутренний контроль за управлением риском краткосрочной и мгновенной ликвидности;

- необходимую управленческую отчетность.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.16. Перечень банков, которым необходимо соблюдать норматив мгновенной ликвидности (К3.3), а также значение норматива (К3.3) для конкретного банка устанавливаются Комитетом по надзору Национального банка Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

4.17. Нормативы (К3.1), (К3.2) и (К3.3) не распространяются на Государственный банк развития Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

5. Лимит открытой валютной позиции (К4)

5.1. Лимит открытой валютной позиции (К4) не должен превышать следующие значения:

- для лимита длинной/короткой открытой валютной балансовой/забалансовой позиции по каждой валюте (К4.1) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка;

- для суммарной величины длинных открытых валютных позиций (К4.2) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка;

- для суммарной величины коротких открытых валютных позиций (К4.3) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка.

5.2. Расчет лимитов открытой валютной позиции производится согласно Инструкции о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики((6) см. примечание).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

6. Норматив максимального размера риска по обязательствам перед физическими лицами (К5)

(Раздел в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 марта 2007 года № 16/4)

6.1. Норматив максимального размера риска по срочным депозитам физических лиц и прочим обязательствам перед физическими лицами (К5.1) рассчитывается по формуле:

К5.1 = ЧСК / СДФЛ * 100%, где:

ЧСК

-

чистый суммарный капитал банка;

СДФЛ

-

сумма срочных депозитов и прочих обязательств перед физическими лицами, включая векселя, сберегательные (депозитные) сертификаты, облигации, чеки и др.

6.2. Норматив максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц (К5.2) рассчитывается по формуле:

К5.2 = ЧСК / ДВФЛ * 100%, где:

ЧСК - чистый суммарный капитал банка;

ДВФЛ - сумма депозитов до востребования физических лиц.

6.3. Данные нормативы, а также их значения, могут устанавливаться индивидуально для конкретного банка по решению Комитета по надзору НБКР.

Данные нормативы не распространяются на Государственный банк развития Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года № 43/1)

6.4. Банк должен соблюдать норматив максимального размера риска по срочным депозитам и прочим обязательствам перед физическими лицами (К5.1) на ежедневной основе, а норматив максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц (К5.2) - в течение отчетного периода (один месяц) на основе средненедельных данных. В течение отчетного периода банк должен рассчитывать средненедельные значения депозитов до востребования физических лиц, при подсчете которых в расчет включаются только рабочие дни. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных.

6.5. Ежедневно до 9.00 ч. банки должны представлять в НБКР отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по срочным депозитам и прочим обязательствам перед физическими лицами (К5.1) по состоянию на конец последнего операционного дня согласно Приложению 1.

Данный отчет представляется в Управление внешнего надзора на бумажном носителе, заверенный подписью руководителя банка.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года № 18/9)

7. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом

7.1. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом, не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка.

7.2. Банк вправе исключить из расчета норматива максимального размера риска по кредитам, необеспеченным залогом, кредиты, выданные под поручительство членов группы солидарной ответственности при соблюдении условий и критериев, описанных в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики в части кредитования групп солидарной ответственности.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года № 18/8)

7.3. Максимальный объем депозитов, привлеченных от физических и юридических лиц, не должен превышать 100 процентов размера чистого суммарного капитала банка, в случае, если объем кредитов, выданных членам солидарной ответственности, в кредитном портфеле банка составляет 50 и более процентов.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года № 18/8)

8. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и аффилированными лицами

8.1. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и/или аффилированными лицами((7) см. примечание), выраженный в качестве размера совокупной задолженности инсайдеров и/или аффилированных лиц перед банком, не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка.

9. Максимальный размер любых инвестиций в каждую небанковскую организацию

9.1. Максимальный размер любых инвестиций, включая любые финансовые вложения и кредиты в каждую небанковскую организацию((8) см. примечание), должен составлять менее 20% размера чистого суммарного капитала банка.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2, 10 июня 2009 года № 26/2)

9.2. Общий размер таких инвестиций не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка.

9.3. Если банк намеревается инвестировать в капитал любой небанковской организации (в целях долгосрочного инвестирования, а не в целях торговли акциями) в размере, превышающем 10 процентов от его чистого суммарного капитала, то в этом случае банк обязан за 40 календарных дней до начала инвестирования письменно сообщить об этом в НБКР с приложением следующих документов/информации:

1) информация о цели и условиях инвестирования;

2) расчет доходности инвестиции в течение последующих двух лет;

3) общая информация об организации (наименование, местонахождение, организационно-правовая форма, виды деятельности, с какого времени работает на рынке, сведения о собственниках и руководителях);

4) информация о наличии общих интересов между небанковской организацией и инсайдерами или аффилированными лицами банка;

5) информация о кредитах и других видах финансирования, когда-либо предоставленных банком данной организации, и их погашении;

6) финансовая отчетность организации за последние два года (предпочтительно заверенная внешним аудитором);

Для осуществления своих функций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики НБКР вправе запрашивать любую дополнительную информацию.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2, 16 ноября 2012 года № 43/1)

9.4. НБКР вправе направить требование о приостановлении инвестирования за 10 дней до начала предполагаемой инвестиции, а также о прекращении или ограничении инвестирования в любое время после того, как банк инвестировал средства, в случае, если:

- результаты последней инспекторской проверки либо информация, полученная в рамках внешнего надзора, показали наличие угрозы финансовой стабильности и надежности банка или интересам вкладчиков и других кредиторов банка;

- осуществление инвестиции будет связано с вовлечением банка в ненадежную и нездоровую практику ведения его операций, с нарушением банковского законодательства, предписаний НБКР или письменных соглашений банка с НБКР;

- банк по каким-либо причинам не может проводить мониторинг этой инвестиции;

- НБКР известны факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации небанковской организации и/или ее должностных лиц, а также факты о том, что предыдущая деятельность небанковской организации и/или ее должностных лиц способствовала банкротству или значительным финансовым убыткам какого-либо юридического лица;

- банк предоставил документы/информацию не в полном объеме либо представил недостоверную информацию.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2)

9.5. При создании либо приобретении банком зависимой или дочерней компании должны выполняться требования ст.49-2 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и нормативных правовых актов НБКР, определяющих порядок создания и/или приобретения банком дочерней или зависимой компании.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2, 10 июня 2009 года № 26/2)

10. Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства)

10.1. Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства)((9) см. примечание) не должен превышать 100% размера оплаченного уставного капитала банка.

10.2. Для целей настоящего Положения под банковским помещением понимается недвижимое имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество), которое принадлежит банку или находится в распоряжении банка по договору финансовой аренды и используется/будет использоваться в качестве основного средства.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2)

10.3. В расчет максимального размера инвестиций в банковские помещения (основные средства) должны включаться все банковские помещения, капитальные вложения в благоустройство арендованной собственности (по договору операционной и/или финансовой аренды), а также любые вложения в акции или облигации или другие подобные долговые обязательства предприятия, владеющего помещениями банка, и все кредиты, выданные таким предприятиям и/или обеспеченные их акциями. Все указанные активы (за исключением банковских помещений по договору финансовой аренды) включаются в расчет по их балансовой стоимости.

Банковские помещения, находящиеся в распоряжении банка по договору финансовой аренды, должны включаться в расчет максимального размера инвестиций в банковские помещения (основные средства) по первоначальной стоимости за вычетом текущего размера обязательств по финансовой аренде.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2)

10.4. Банк может иметь недвижимое имущество, предназначенное для создания условий труда и отдыха сотрудников, при условии включения балансовой стоимости данного имущества в расчет максимального размера инвестиций в банковские помещения (основные средства).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 января 2008 года № 3/2)

10.5. При проведении переоценки стоимости банковского помещения, в результате которой будет нарушен максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства), банк предоставляет в НБКР письмо-обязательство о том, что в течение 12 месяцев с момента проведения переоценки приведет размер инвестиций в банковские помещения (основные средства) в соответствие с требованиями НБКР.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

10.6. Имущество, полученное банком в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято банком как основное средство при соблюдении требований законодательства и выполнении следующих условий:

- принятие имущества как основного средства не повлечет нарушения максимального размера инвестиций в банковские помещения;

- данное имущество будет использоваться для целей банковской деятельности;

- срок введения его в эксплуатацию не должен превышать 18 месяцев.

Имущество, полученное в погашение задолженности по выданным кредитам, может быть принято как основное средство только на основании решения Совета Директоров, если стоимость принимаемого имущества превышает 10% от чистого суммарного капитала.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

11. Размер инвестиций в ценные бумаги других государств и негосударственные долговые ценные бумаги

(Раздел в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 сентября 2011 года № 52/4)

11.1. Общий размер инвестиций банка в ценные бумаги Правительств и Центральных банков государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не должен превышать 100% размера чистого суммарного капитала банка. Перечень государств-членов ОЭСР размещен на официальном сайте www.oecd.org.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

11.2. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка.

12. Требования по управлению риском концентрации

12.1. Банк должен идентифицировать риск концентрации и управлять им. Риск концентрации - это возможность понести потенциальные потери, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние банка и привести к невозможности проведения текущих операций, что может возникнуть в связи с сосредоточением деятельности с определенными лицами, на определенных видах инструментов, активах и пассивах, отраслях экономики, регионах и странах. Риск концентрации - это не обособленный вид банковского риска, а обобщенный и может включать элементы следующих банковских рисков: кредитного, отраслевого, странового (регионального), в результате сосредоточения деятельности на отдельных видах операций или на отдельных источниках финансирования.

12.2. Банк должен разработать политику по управлению рисками, включая риск концентрации. В политике по управлению риском концентрации (далее политика) должны быть учтены следующие вопросы:

- при работе с индивидуальным клиентом (физическое или юридическое лицо) банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента и все суммы различных видов активов банка, предоставленных группе взаимосвязанных лиц, должны суммироваться и рассматриваться как единый актив;

- при привлечении денежных средств банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента (концентрация привлечения средств от одного клиента может негативно влиять на деятельность банка). Банк должен отразить в политике деятельность, касающуюся источников финансирования, и в своих внутренних документах установить условия принятия депозитов и других видов обязательств (далее депозиты), определить размеры крупных депозитов и критерии, когда различные депозиты должны суммироваться и рассматриваться как единый депозит;

- при вложении денежных средств в различные отрасли экономики банк должен учитывать взаимосвязь различных отраслей экономики. Банк, осуществляя свою деятельность, в определенных отраслях экономики, областях и странах подвергается различным видам рисков. Ухудшение ситуации в данных отраслях экономики, областях и странах подвергает банк риску потерь из-за невозврата и оттока размещенных и привлеченных денежных средств банка, соответственно. Одним из основных критериев, от которых будет зависеть размер таких убытков, является степень риска концентрации;

- размеры различных видов залога должны оцениваться банком. Концентрация риска проявляется при сосредоточении в банке одного вида залогового обеспечения по кредитам. При этом стоимость залога и состояние бизнеса клиента могут быть абсолютно несвязанными;

- банк должен проводить анализ каждого финансового инструмента для выявления его характерных особенностей, в силу которых он несет в себе риски различного вида, которые могут привести к потерям;

- взаимосвязи различного вида рисков и их воздействие на риск концентрации должны оцениваться банком. При взаимодействии различного вида рисков риск концентрации может увеличиваться (например, девальвация национальной валюты клиента-импортера может повысить степень его риска невозврата и страновой риск, и в целом также повышается риск концентрации);

- при управлении риском концентрации банк должен оценивать эффективность диверсификации своей деятельности.

12.3. Совет директоров и Правление банка должны иметь сведения о риске концентрации всех видов деятельности банка. Система измерения риска концентрации должна объединять подверженность риску концентрации, возникающую из различных видов деятельности банка. Банк для определения принятого банком риска концентрации, как минимум, должен измерять следующие позиции:

а) размеры вложений средств банка:

- в определенные виды активов;

- одному заемщику, связанному с банком и не связанному с банком((10) см. примечание);

- в определенную отрасль экономики;

- в область (регион) республики;

- в страну;

б) размеры определенных видов обязательств;

в) размеры различных видов залогов.

12.4. Банком должна быть установлена система ограничений риска концентрации, которая количественно определяла бы размер предельно допустимого для банка риска концентрации и эта система должна периодически пересматриваться. Банком должны быть, как минимум, установлены следующие ограничения риска концентрации:

- ограничения, связанные с концентрацией на отдельных финансовых инструментах;

- определенные виды активов в удельном весе от суммы всех активов;

- определенные виды пассивов в удельном весе от суммы всех пассивов;

- кредиты и другие виды задолженности одного заемщика, связанного с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящим Положением;

- кредиты и другие виды задолженности одного заемщика, не связанного с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящим Положением;

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну область в удельном весе от всех активов;

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну страну в удельном весе от всех активов;

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну отрасль экономики в удельном весе от всех активов;

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим клиентам в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов;

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим инсайдерам и аффилированным компаниям, в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов;

- депозиты физических лиц в удельном весе от всего привлеченных депозитов;

- определенные виды обязательств, привлеченных банком из одной отрасли экономики, в удельном весе от суммы всех обязательств банка;

- десять наиболее крупных источников финансирования банка в удельном весе от суммы всех обязательств банка;

- определенные виды залогового обеспечения по кредитам в удельном весе от суммы всех залоговых обеспечений.

Отрасль экономики определяется в зависимости от вида экономической деятельности хозяйствующего субъекта, приводящей к получению однородного набора продукции (товара или услуг). Банк должен установить ограничения риска концентрации по отраслям экономики.

12.5. Банк, как минимум, ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), и все это должно представляться руководству банка. Руководство банка должно периодически пересматривать политику управления риском концентрации.

12.6. Информация по управлению риском концентрации должна быть максимально раскрыта при публикации финансовой отчетности, включая количественные показатели размера риска концентрации, принятого банком.

13. Порядок и сроки представления и публикации отчетности о выполнении экономических нормативов и поддержке дополнительного запаса капитала банка (показатель "буфер капитала")

(Название раздела в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

13.1. Банки должны на ежедневной основе соблюдать все экономические нормативы (за исключением норматива ликвидности, норматива краткосрочной ликвидности и норматива максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц). Нормативы ликвидности и максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц соблюдаются в течение отчетного периода (один месяц). Норматив краткосрочной ликвидности соблюдаются в течение отчетного периода (одна неделя). Банкам необходимо на ежедневной основе поддерживать дополнительный запас капитала банка (показатель "буфер капитала").

Проверка соблюдения банками экономических нормативов и требований, поддержки дополнительного запаса капитала банка (показатель "буфер капитала"), которые должны рассчитываться ежедневно/еженедельно, может производиться по состоянию на любую дату на основании бухгалтерского баланса.

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 марта 2007 года № 16/4, 23 декабря 2015 года № 78/23)

13.2. Отчетность о выполнении экономических нормативов представляется в НБКР в составе Периодического регулятивного банковского отчета по форме приложения 1 к настоящему Положению.

13.3. Отчетность о выполнении экономических нормативов должна публиковаться в средствах массовой информации республиканского значения на государственном и/или официальном языках по форме приложения 2 к настоящему Положению.

13.4. Отчетность должна быть опубликована в течение 30 дней с момента окончания каждого квартала.

13.5. Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации ежеквартальной отчетности с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям.

13.6. Сведения о публикации с приложением копии публикации должны быть представлены в НБКР в течение 3-х рабочих дней после публикации.

14. Заключительные положения

14.1. В случаях несоблюдения банком экономических нормативов и требований, непредставления либо представления недостоверной и/или неполной информации, а также несоблюдения сроков публикации отчетности о выполнении экономических нормативов, НБКР вправе применить к банку меры и санкции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Примечания:

(1) утвержденной постановлением Правления НБКР № 24/4 от 15.09.2004 г., регистрационный номер Министерства юстиции Кыргызской Республики от 7 октября 2004 года № 109-04.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 октября 2004 года № 26/3)

(2) утвержденной постановлением Правления НБКР № 34/10 от 10.12.03 г., регистрационный номер МЮ КР 2-04 от 5.01.04 г.

(3) утвержденной постановлением Правления НБКР № 18/2 от 21.07.2004 г., регистрационный номер МЮ КР 94-04 от 23.08.04 г.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

(4) (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

(5) В соответствии с Положением о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденным постановлением Правления НБКР № 18/3 от 21.07.2004 г.

(6) утвержденной постановлением Правления НБКР № 36/13 от 29.12.2004 г., регистрационный номер МЮ КР 16-05 от 1.02.05 г.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

(7) В соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям банков с инсайдерами и аффилированными лицами" (см. сноску 2).

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

(8) В соответствии со ст.31 Закона КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".

(9) В соответствии со ст.32 Закона КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".

(10) В соответствии с пунктом 2.1. Инструкции об ограничениях кредитования, утвержденной постановлением Правления НБКР № 24/4 от 15.09.04 г., регистрационный номер МЮ КР 109-04 от 7.10.04 г.

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 10 июня 2009 года № 26/2)

 

Приложение 1

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 августа 2005 года № 26/5, 28 марта 2007 года № 16/4, 14 сентября 2011 года № 52/4, 23 декабря 2015 года № 78/23)

Наименование экономических нормативов и требований, дополнительный запас капитала банка (показатель "буфер капитала")

Обозначение

Расчет норматива и дополнительного запаса капитала банка (показателя "буфер капитала")

Фактическое значение норматива и дополнительного запаса капитала банка (показателя "буфер капитала")

Установленное значение норматива и дополнительного запаса капитала банка (показателя "буфер капитала")

Отклонение от установленного норматива и дополнительного запаса капитала банка (показателя "буфер капитала")

Максимальный размер риска на одного заемщика

К1.1

СЗ
------ ----
ЧСК

 

не более 20%

 

К1.2

СЗ
----- ----
ЧСК

 

не более 15%

 

К1.3

СЗ
----- ----
ЧСК

 

не более 30%

 

К1.4

СЗ
----- ----
ЧСК

 

не более 15%

 

Норматив адекватности капитала

К2.1

ЧСК
----- ----
ЧРА

 

не менее 12%

 

К2.2

ЧКПУ
------ ----
ЧРА

 

не менее 6%

 

К2.3

ЧСК
----- ----
СА

 

не менее 8%

 

Норматив ликвидности

К3.1

ЛА
----- ----
ОБ

 

не менее 45%

 

Дополнительный запас капитала банка (показатель "буфер капитала")

 

ЧСК
----- ----
ЧРА

 

не менее __% (указать значение)

 

 

Средние значения за отчетный период

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

ЛА - Ликвидные активы

 

 

 

 

 

 

ОБ - Обязательства банка

 

 

 

 

 

 

Норматив К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%

 

 

 

 

 

 

А. Ежедневный отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по срочным депозитам и прочим обязательствам перед физическими лицами (К5.1)

Дата

К5.1

ЧСК

СДФЛ

Фактическое значение

1.04.07

 

 

 

2.04.07

 

 

 

3.04.07

 

 

 

4.04.07

 

 

 

...

 

 

 

...

 

 

 

...

 

 

 

30.04.07

 

 

 

Б. Отчет о соблюдении норматива максимального размера риска по депозитам до востребования физических лиц (К5.2)

Средние значения за отчетный период

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

ЧСК - чистый суммарный капитал банка

 

 

 

 

 

ДВФЛ - сумма депозитов до востребования физических лиц

 

 

 

 

 

К5.2 = ЧСК / ДВФЛ * 100%

 

 

 

 

 

В. Отчет о выполнении требований НБКР

Обозначение

Фактическое значение

Установленное значение

Максимальный размер риска по кредитам, не обеспеченным залогом

 

Не более 50% ЧСК

Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и аффилированными лицами

 

Не более 60% ЧСК

Максимальный размер любых инвестиций в каждую небанковскую организацию

 

Не более 60% ЧСК

Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства)

 

Не более 100% размера оплаченного уставного капитала банка

Общий размер инвестиций в ценные бумаги Правительств и Центральных банков других государств

 

Не более 100% ЧСК

Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги

 

Не более 50% ЧСК

Г. Отчет о соблюдении норматива краткосрочной ликвидности (К3.2)

Дата

К3.2

ВЛА

КОБ

Фактическое значение

дд.мм.гггг

 

 

 

дд.мм.гггг

 

 

 

дд.мм.гггг

 

 

 

...

 

 

 

Среднее за неделю

 

 

 

 

должность

подпись

фамилия, имя, отчество

__________________________

___________________

______________________________

 

Д. Ежедневный отчет о соблюдении норматива мгновенной ликвидности (К3.3)

Дата

К3.3

ВЛА

КОБ

Фактическое значение

1.10.20__ г.

 

 

 

2.10.20__ г.

 

 

 

3.10.20__ г.

 

 

 

...

 

 

 

...

 

 

 

...

 

 

 

30.10.20__ г.

 

 

 

 

должность

подпись

фамилия, имя, отчество

__________________________

___________________

______________________________";

 

Приложение 2

СВЕДЕНИЯ(*)
о соблюдении экономических нормативов
за ________ квартал 200__ г.
по состоянию на ______________ 20__ г.
Банк _____________

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2015 года № 78/23)

Наименование экономических нормативов и поддержке дополнительного запаса капитала банка (показатель "буфер капитала")

Установленное значение норматива

Фактическое значение норматива

Максимальный размер риска на одного заемщика, не связанного с банком (К1.1)

не более 20%

 

Максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банком (К1.2)

не более 15%

 

Максимальный размер риска по межбанковским размещениям в банк, не связанный с банком (К1.3)

не более 30%

 

Максимальный размер риска по межбанковским размещениям в банк, являющийся аффилированным лицом банка (К1.4)

не более 15%

 

Коэффициент адекватности суммарного капитала (К2.1)

не менее 12%

 

Коэффициент адекватности капитала Первого уровня (К2.2)

не менее 6%

 

Левераж (К2.3)

не менее 8%

 

Норматив ликвидности банка (К3.1)

не менее 45%

 

Количество дней нарушений по суммарной величине длинных открытых валютных позиций (К4.2)

не более 20%

 

Количество дней нарушений по суммарной величине коротких открытых валютных позиций (К4.3)

не более 20%

 

Дополнительный запас капитала банка (показатель "буфер капитала")

 

ЧСК
----- ----
ЧРА

(*) Данные сведения подлежат раскрытию согласно ст.ст. 59, 59-2 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".