Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ

в соответствии с постановлением Правительства КР

от 15 ноября 2016 года N 589

 
г.Бишкек, Дом Правительства
от 31 июля 2001 года N 401
 
           ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
          О работе Государственной комиссии при Правительстве
           Кыргызской Республики по антимонопольной политике
         по демонополизации экономики и ценовому регулированию
 
     Правительство Кыргызской Республики отмечает,  что с начала эконо-
мических преобразований в Кыргызстане антимонопольная  политика  прово-
дится  на  основе  комплексного подхода в рамках разработанных программ
демонополизации экономики и развития конкуренции на  1994-1995  годы  и
1997-1998  годы,  а  также Программы действий по развитию конкуренции в
Кыргызской Республике на 2000-2002 годы.
     В процессе реализации вышеназванных программ была сформирована за-
конодательная основа государственной антимонопольной политики: разрабо-
таны  и приняты Законы Кыргызской Республики "Об ограничении монополис-
тической деятельности,  развитии и защите конкуренции",  "О защите прав
потребителей",  "О рекламе", "О естественных и разрешенных монополиях в
Кыргызской Республике".
     В ходе  экономических реформ в результате воздействия внутренних и
внешних факторов (включая приватизационные процессы, либерализацию цен,
открытие внутреннего рынка для международной торговли,  применение про-
цедур банкротства и санации убыточных предприятий,  развитие  малого  и
среднего  бизнеса) происходит существенное изменение структуры товарных
рынков, характера и уровня монополизации экономики Кыргызстана.
     В связи  с этим особое значение приобретает целенаправленная и ак-
тивная антимонопольная политика,  обеспечивающая равные и  справедливые
условия функционирования хозяйствующих субъектов, эффективное государс-
твенное регулирование деятельности естественных монополий,  защиту прав
производителей и потребителей, пресечение опасных для общества проявле-
ний монополизма, исключение недобросовестных методов конкурентной борь-
бы, создание условий для демонополизации экономики.
     За прошедшие годы в большинстве отраслей значительно снизился уро-
вень монополизации, получила развитие свободная конкуренция. Это харак-
терно для потребительского рынка в  целом,  рынков  торговых,  бытовых,
строительных услуг,  услуг автомобильного транспорта, для ряда отраслей
промышленности,  выпускающих товары народного потребления. В результате
проводимой политики по поддержке предпринимательства резко возросло ко-
личество субъектов индивидуального, малого и среднего бизнеса, что так-
же  содействует  развитию свободной конкуренции и насыщению внутреннего
рынка продукцией и товарами первой необходимости.  Так,  например, на 1
апреля 1996 года было зарегистрировано 86,7 тыс.  хозяйствующих субъек-
тов,  а на 1 апреля 2001 года их число составило 225,5  тыс.,  то  есть
возросло в 2,6 раза.
     Вместе с тем,  анализ экономической ситуации,  уровня защиты  прав
потребителей, сохранение естественных монополистов и значительного чис-
ла разрешенных монополий требует активизации работы Государственной ко-
миссии при Правительстве Кыргызской Республики по антимонопольной поли-
тике.  Основными приоритетами ее работы должны стать: совершенствование
законодательной  базы для дальнейшего развития добросовестной конкурен-
ции,  пресечение фактов появления доминирующих фирм на рынке, эффектив-
ное  регулирование  деятельности  естественных  монополий,  обеспечение
действенной защиты прав потребителей и предпринимателей, предупреждение
опасных для общества проявлений монополизма.
     В настоящее время в республиканский Реестр субъектов  естественных
и  разрешенных монополий включены 7 естественных и 16 разрешенных моно-
полий,  а в региональные реестры - 22 естественные и 54 разрешенные мо-
нополии,  регулирование деятельности которых осуществляется в соответс-
твии с Законом Кыргызской Республики "О естественных и разрешенных  мо-
нополиях в Кыргызской Республике".
     На основании жалоб и заявлений как юридических лиц, так и граждан,
а также в целях контроля за деятельностью субъектов-монополистов в 2000
году и I квартале 2001 года проведено 120 проверок по вопросу  соблюде-
ния  антимонопольного законодательства и 520 проверок - по вопросу пра-
вильности формирования цен (тарифов).  По результатам проверок  приняты
решения  о  применении  экономических и штрафных санкций на общую сумму
10,03 млн.сомов,  в том числе на сумму 4,623 млн.сомов произведен пере-
расчет  с потребителями.  Выдано 96 предписаний об устранении нарушений
антимонопольного законодательства.
     Характерными нарушениями антимонопольного законодательства являют-
ся отступления от требований статей 6, 7, 8 Закона Кыргызской Республи-
ки  "Об  ограничении монополистической деятельности,  защите и развитии
конкуренции", то есть: навязывание контрагенту условий, не выгодных для
него,  а  также ставящих контрагента в неравное положение с другими хо-
зяйствующими субъектами; нарушение установленного порядка ценообразова-
ния;  раздел рынка по территориальному принципу;  установление органами
исполнительной власти исключительных условий для отдельных  хозяйствую-
щих субъектов, ущемление прав потребителей и т.д.
     В целях выявления и недопущения создания монопольных структур, де-
ятельность которых может привести к ограничению конкуренции,  государс-
твенным антимонопольным органом проводилась экспертиза учредительных  и
иных документов.  Так,  в 2000 году проанализированы 130 и в I квартале
2001 года 21 пакет документов хозяйствующих субъектов в ходе их  созда-
ния, присоединения и преобразования.
     Вместе с тем следует отметить, что уровень концентрации производс-
тва в энергетике, электротехническом комплексе, производстве строитель-
ных материалов,  некоторых подотраслях легкой промышленности, авиацион-
ных и железнодорожных перевозках, услугах связи все еще характеризуется
высокой степенью монополизации.
     На рынке появляются новые формы недобросовестной конкуренции,  та-
кие как картельные соглашения,  что характерно, например, для рынка го-
рюче-смазочных материалов.  Процессы экономической концентрации сущест-
венно усложняются, становятся многоуровневыми.
     Следует отметить,  что  некоторые соглашения,  заключенные ранее с
зарубежными инвесторами,  привели  к  возникновению  новых  монопольных
структур (СП "Кыргыз-Петролеум-Компани"). Нормы, предусмотренные в этих
соглашениях, противоречат антимонопольному законодательству и не позво-
ляют  вмешиваться в их деятельность антимонопольному органу,  что в ре-
зультате приводит к злоупотреблению доминирующим положением, в частнос-
ти,  возможности сговора о разделении рынка по территориальному призна-
ку, повышения цен и препятствия появлению на рынке других хозяйствующих
субъектов.
     Необходимо тщательно анализировать подобные соглашения, и в случае
необходимости,  вносить в установленном законодательством порядке соот-
ветствующие изменения, связанные с проведением антимонопольной политики
и созданием равных условий инвесторам.
     Анализ отдельных товарных рынков показывает наличие контрабандного
ввоза и оборота товаров. Так, например, неучтенный оборот лекарственных
средств за 1999 год,  по различным оценкам колеблется от 163  млн.сомов
до  692,5 млн.сомов,  за 2000 год - от 196,5 млн.сомов до 945,2 млн.со-
мов. Невозможность определения точного объема неучтенного товара объяс-
няется  расхождением данных по ввозу и вывозу лекарственных средств На-
ционального статистического комитета Кыргызской  Республики,  Государс-
твенной  таможенной инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Рес-
публики и Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники
Министерства здравоохранения Кыргызской Республики,  что связано с раз-
личными методиками и процедурами сбора и обобщения данных.
     Аналогичная ситуация складывается и на рынках чая,  табачных изде-
лий,  нефтепродуктов,  алкогольной продукции. В связи с этим, Государс-
твенной  комиссии  при Правительстве Кыргызской Республики по антимоно-
польной политике совместно с указанными и  другими  органами  государс-
твенного  управления  необходимо  осуществлять постоянный мониторинг за
движением товаров,  обеспечить полноту и достоверность их  учета  и,  в
случае необходимости,  внести предложения об изменениях и дополнениях в
нормативные правовые акты.
     Антимонопольные требования  в отношении банков и других финансовых
учреждений отражены в статье 7 Закона Кыргызской Республики "О банках и
банковской деятельности в Кыргызской Республике",  их соблюдение должно
контролироваться Национальным банком Кыргызской Республики.  Однако  до
сих  пор  не  разработаны  подзаконные акты,  регламентирующие механизм
действия данной статьи,  что,  в свою  очередь,  затрудняет  проведение
должного анализа и осуществление контроля на соответствующих финансовых
рынках. Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республи-
ки по антимонопольной политике совместно с Национальным банком Кыргызс-
кой Республики необходимо ускорить работу по созданию нормативной  базы
для  проведения антимонопольной политики в банковской и финансовой сфе-
ре.
     Государственной комиссии  при  Правительстве Кыргызской Республики
по антимонопольной политике совместно с Министерством юстиции  Кыргызс-
кой Республики,  Государственной комиссией при Правительстве Кыргызской
Республики по развитию предпринимательства,  другими  заинтересованными
органами  исполнительной власти необходимо эффективнее проводить работу
в рамках реализации Программы структурных преобразований (CSAC). В пер-
вую  очередь это связано с упорядочением процедур и механизмов проведе-
ния проверок хозяйствующих субъектов, деятельности органов исполнитель-
ной власти по вопросам лицензирования, выдачи различных разрешений, ре-
гистрации субъектов  предпринимательства,  устранения  административных
барьеров и бюрократизма, оказывающих негативное воздействие на развитие
предпринимательства и  конкуренции.  Должны  быть  полностью  устранены
конфликты  интересов  в этих направлениях деятельности органов исполни-
тельной власти и хозяйствующих субъектов.
     Необходимо продолжить работу по уточнению и последовательному сок-
ращению перечня платных услуг министерств,  государственных  комитетов,
административных ведомств,  государственных комиссий республики в соот-
ветствии с выполняемыми ими функциями,  совершенствованию методики фор-
мирования тарифов (цен) на платные услуги (работы), оказываемые органа-
ми исполнительной власти, их структурными подразделениями, организация-
ми  и  учреждениями.  В связи с реорганизацией органов государственного
управления,  а также предложениями министерств, государственных комите-
тов,  административных  ведомств,  государственных  комиссий необходимо
внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные  правовые
документы по указанным вопросам.
     Министерством образования и культуры Кыргызской Республики  в  не-
достаточной степени выполняется работа по подготовке и утверждению нор-
мативной базы для оказания  платных  образовательных  услуг.  Высшие  и
средние специальные учебные заведения несвоевременно представляют мате-
риалы для согласования платных услуг, чем вводят в заблуждение потреби-
телей по вопросу размера оплаты.  Государственным антимонопольным орга-
ном подготовлена информация "О вопросах платного обучения  в  государс-
твенных высших учебных заведениях", рассмотренная на заседании коллегии
Госкомиссии с участием Министерства образования и  культуры  Кыргызской
Республики.  В результате обсуждения данного вопроса было принято реше-
ние рекомендательного характера по вопросу формирования правовой  базы,
регламентирующей  деятельность  учреждений образования в части оказания
платных услуг.  Однако Министерством образования и культуры  Кыргызской
Республики  до  сих  пор не приняты необходимые меры по решению данного
вопроса.
     Министерством здравоохранения  Кыргызской Республики до сих пор не
выполняется статья 7 Закона Кыргызской Республики "О внебюджетной  дея-
тельности  в учреждениях здравоохранения Кыргызской Республики" в части
ежегодного утверждения Правительством Кыргызской Республики прейскуран-
та цен на оказываемые медицинские услуги, выполняемые работы и выпуска-
емую продукцию учреждениями здравоохранения,  что затрудняет формирова-
ние  стоимости  платных услуг по их видам.  Не решается вопрос о совер-
шенствовании нормативных основ калькулирования затрат в связи с  введе-
нием новых медицинских технологий.
     Сохраняются значительные проблемы в  сфере  оказания  коммунальных
услуг.  За  2000  год рассмотрена 381 жалоба и заявление,  за I квартал
2001 года - 185.  Монопольное положение коммунальных предприятий прояв-
ляется  не  столько в необоснованном завышении цен и тарифов на услуги,
сколько в неудовлетворительном качестве предоставляемых услуг,  при не-
возможности потребителя отказаться от их получения. В целях защиты прав
потребителей от негативных последствий некачественных коммунальных  ус-
луг  необходимо утвердить общие Правила предоставления коммунальных ус-
луг,  подготовленные Государственной комиссией при  Правительстве  Кыр-
гызской Республики по антимонопольной политике.
     В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О защите прав пот-
ребителей"  Государственной комиссией при Правительстве Кыргызской Рес-
публики по антимонопольной политике в 2000 году и I квартале 2001  года
проведено 1083 проверки.  По их результатам приняты решения о наложении
штрафных санкций на сумму 187,3 тыс.сомов.
     Государственным антимонопольным  органом проводится работа также в
области рынка рекламы,  ведется мониторинг за деятельностью  субъектов,
участвующих  на рынке рекламы.  По вопросу соблюдения Закона Кыргызской
Республики "О рекламе" в 2000 году и I квартале 2001 года  осуществлены
44 проверки и наложены штрафы на сумму 280,0 тыс.сомов.  Рассмотрено 28
заявлений и обращений юридических лиц и возбуждено 72 дела.  Выдано  66
предписаний об устранении нарушений законодательства, по которым испол-
нено 44.
     По этим  вопросам следует постоянно информировать население и про-
водить соответствующую разъяснительную работу.
     Государственной комиссии  при  Правительстве Кыргызской Республики
по антимонопольной политике следует проводить постоянную работу по  ин-
формированию  общественности  о  проводимой политике по демонополизации
экономики и ценовому регулированию, защите прав потребителей.
     В целях  повышения эффективности функционирования рынков товаров и
услуг,  предупреждения, ограничения и пресечения монополистической дея-
тельности хозяйствующих субъектов и недопущения недобросовестной конку-
ренции,  а также совершенствования политики по  ценовому  регулированию
Правительство Кыргызской Республики постановляет:
     1. Принять к сведению отчет Государственной  комиссии  при  Прави-
тельстве Кыргызской Республики по антимонопольной политике о проводимой
работе по демонополизации экономики и ценовому регулированию.
     Государственной комиссии  при  Правительстве Кыргызской Республики
по антимонопольной политике проводить более активную и эффективную  ра-
боту  по дальнейшему развитию конкурентных отношений в важнейших отрас-
лях экономики и осуществлению гибкой ценовой политики.
     2. Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республи-
ки по антимонопольной политике в течение III квартала  2001  года  сов-
местно  с Национальным банком Кыргызской Республики,  заинтересованными
министерствами,  государственными комитетами, административными ведомс-
твами, государственными комиссиями, местными государственными админист-
рациями разработать и утвердить комплекс мер, направленных на:
     - совершенствование  нормативной  правовой базы,  регламентирующей
конкурентные отношения на рынках товаров и услуг,  в том числе с учетом
рынка  банковских и финансовых услуг,  обеспечивающей эффективное госу-
дарственное регулирование и улучшение инвестиционного климата;
     - совершенствование системы оказания платных услуг государственны-
ми органами управления,  их структурными подразделениями, организациями
и  учреждениями  путем  пересмотра Реестра государственных бесплатных и
платных услуг,  утверждения в установленном порядке  тарифов  (цен)  на
платные услуги,  оказываемые государственными органами,  учреждениями и
предприятиями;
     - совершенствование механизма государственного регулирования в об-
ласти рекламной деятельности.
     3. Государственному агентству по энергетике при Правительстве Кыр-
гызской Республики,  Государственному агентству связи при Правительстве
Кыргызской Республики,  Государственной комиссии при Правительстве Кыр-
гызской Республики по антимонопольной политике в сроки, предусмотренные
Программой структурных преобразований (CSAC), провести работу по совер-
шенствованию механизма реализации тарифной политики и подготовить соот-
ветствующие нормативные акты, определяющие:
     - четкие принципы ценообразования, стимулирующие сокращение потерь
и оптимизацию расходов производства, порядок формирования цен и тарифов
на услуги субъектов естественных монополий;
     - систему  действенных форм контроля за соблюдением цен и тарифов,
обоснованностью отнесения расходов на себестоимость  продукции  (работ,
услуг).
     4. Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республи-
ки по антимонопольной политике,  Национальному статистическому комитету
Кыргызской Республики,  Государственной таможенной инспекции при Минис-
терстве  финансов  Кыргызской  Республики совместно с заинтересованными
министерствами,  государственными комитетами, административными ведомс-
твами и государственными комиссиями до 1 сентября 2001 года разработать
механизм выявления демпинговых поставок и  представить  предложения  по
внесению  дополнений и изменений в постановление Правительства Кыргызс-
кой Республики от 20 января 2001 года N 14 "Об утверждении Положения  о
порядке  антидемпингового разбирательства и разбирательства по установ-
лению подлежащих компенсации субсидий".
     5. Государственной  таможенной инспекции при Министерстве финансов
Кыргызской Республики,  Министерству здравоохранения Кыргызской Респуб-
лики:
     - совместно с  Национальным  статистическим  комитетом  Кыргызской
Республики,  разработать в течение III квартала 2001 года механизм сов-
местной  деятельности  по  мониторингу  ввоза,   вывоза   лекарственных
средств;
     - совместно с правоохранительными органами усилить контроль за не-
допущением  контрабандного  ввоза товаров на территорию Кыргызской Рес-
публики.
     6. Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республи-
ки по антимонопольной политике в месячный срок внести  в  установленном
порядке  проект постановления об утверждении Правил предоставления ком-
мунальных услуг.
     7. Министерству  сельского,  водного  хозяйства и перерабатывающей
промышленности Кыргызской Республики, Государственной комиссии при Пра-
вительстве  Кыргызской Республики по антимонопольной политике,  Чуйской
областной государственной администрации проводить постоянный мониторинг
за  исполнением  заключенных договоров между свеклосдатчиками и перера-
ботчиками сахарной свеклы.
     8. Министерству  здравоохранения Кыргызской Республики в срок до 1
января 2002 года разработать и утвердить в установленном порядке норма-
тивные  основы калькулирования затрат на оказываемые платные услуги го-
сударственными учреждениями здравоохранения и прейскурант цен на оказы-
ваемые  медицинские услуги,  выполняемые работы и выпускаемую продукцию
учреждениями здравоохранения на 2002 год.
     9. Министерству  образования  и  культуры  Кыргызской Республики в
срок до 1 сентября 2001 года:
     - разработать и утвердить в установленном порядке положение,  рег-
ламентирующее сроки согласования и виды платных услуг,  оказываемых го-
сударственными учреждениями образования;
     - совместно с Государственной комиссией при Правительстве Кыргызс-
кой  Республики  по  антимонопольной  политике  разработать и утвердить
учебную программу обучения по конкурентной политике и защите прав  пот-
ребителей для высших и средних учебных заведений,  с включением в общую
программу обучения.
     10. Министерству финансов Кыргызской Республики,  Государственному
комитету Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом
и привлечению прямых инвестиций поддержать предложение Государственного
агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики об обращении  к
Правительству Японии о предоставлении технической помощи для реализации
пилотного проекта по организации системы радиомониторинга в республике.
     11. Областным,  городским,  районным, районным в городах государс-
твенным администрациям,  органам местного самоуправления запретить вве-
дение  норм ограничивающих в рамках законодательства Кыргызской Респуб-
лики свободу экономической деятельности хозяйствующих субъектов и  пре-
пятствующих развитию конкуренции.
     12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Государственную комиссию при Правительстве Кыргызской Республики по ан-
тимонопольной политике,  а также  на  соответствующие  отделы  Аппарата
Премьер-министра Кыргызской Республики.
 
     Премьер-министр Кыргызской Республики             К.Бакиев