Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
Утратил силу см. Указ Президента КР от 24 октября 2005 года №485
                             Приложение 1
                              Утверждено
                          Указом Президента
                        Кыргызской Республики
                      от 25 июля 2000 года N 191

                               ПОЛОЖЕНИЕ
            о порядке проведения аттестации государственных
                    служащих Кыргызской Республики

                    (В редакции Указа Президента КР 
                   от 23 октября 2002 года №288)


                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Положение  разработано в соответствии с Конституцией
Кыргызской Республики и статьей 20 Закона Кыргызской Республики "О  го-
сударственной  службе" и определяет порядок проведения аттестации госу-
дарственных служащих в государственных органах (далее - государственных
служащих).
     Действие настоящего Положения не распространяется:
     - на  лиц,  замещающих  государственные  должности,  установленные
Конституцией Кыргызской Республики,  назначаемых или избираемых  Прези-
дентом Кыргызской Республики или Жогорку Кенешем Кыргызской Республики;
     - на государственных служащих,  порядок прохождения аттестации ко-
торых регулируется специальными законами (военнослужащие,  судьи,  сот-
рудники органов прокуратуры,  внутренних дел,  национальной безопаснос-
ти).
     2. Цель проведения аттестации государственных служащих - определе-
ние  их  соответствия занимаемой должности и очередному классному чину,
уровня профессиональной подготовки и  перспектив  служебного  роста,  а
также совершенствование деятельности государственного органа по отбору,
перемещению,  продвижению и повышению квалификации государственных слу-
жащих.
     Аттестация государственных  служащих  представляет  собой  процесс
оценки их профессиональной квалификации,  уровня знаний,  способностей,
профессиональных,  личностных и иных качеств для определения их требуе-
мой квалификации.
     Аттестация государственных служащих  осуществляется  на  следующих
общих принципах:
     - объективность - беспристрастное, непредвзятое отношение к аттес-
туемому государственному служащему и его деятельности в государственном
органе;
     - единообразие - установленный по единому образцу перечень оценоч-
ных показателей и критериев при оценке государственных служащих на  ос-
нове констатации фактов;
     - прозрачность -  открытая  процедура  аттестации  государственных
служащих,  результаты  которой сообщаются всем государственным служащим
государственного органа с разъяснением всех причин и мотивов их  приня-
тия;
     - регулярность - периодически правильная и постоянно  организован-
ная процедура аттестации государственных служащих.
     3. Аттестация государственных служащих может проводиться в следую-
щих видах:
     - аттестация по истечении испытательного срока - проводится  после
истечения  испытательного срока для определения уровня соответствия го-
сударственного служащего занимаемой должности, выработки предложений по
дальнейшему служебному использованию аттестуемого, а также для присвое-
ния классного чина;  не исключается совпадение по срокам этого вида ат-
тестации с видом аттестации, указанным ниже;
     - аттестация для оценки соответствия занимаемой должности и  прод-
вижения  по службе (далее - очередная аттестация) - проводится на регу-
лярной основе для оценки деятельности государственных служащих,  но  не
более  одного  раза в два года,  и обязательна для всех государственных
служащих,  кроме государственных служащих,  сроки проведения аттестации
для которых установлены специальными нормативными правовыми актами; ос-
нова аттестации - краткий отчет о проделанной работе и достигнутых  ре-
зультатах по утвержденной аттестационно-конкурсной комиссией структуре,
оценка уровня профессиональных знаний и выявление потенциальных возмож-
ностей государственного служащего,  а также уровня его профессиональной
подготовки для занятия более высокой должности.
     4. Аттестации подлежат государственные служащие,  замещающие млад-
шие,  старшие,  главные государственные должности. Аттестация государс-
твенных служащих законодательной ветви власти производится высшим долж-
ностным лицом - торага обеих палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
в сроки, установленные настоящим Положением.
     Аттестация государственных служащих  аппаратов  местных  государс-
твенных  администраций проводится по согласованию с Администрацией Пре-
зидента Кыргызской Республики.
     Аттестацию государственных служащих органов,  подведомственных ми-
нистерствам,  государственным комитетам,  административным ведомствам и
другим органам государственной власти, проводят их центральные органы.
     5. Очередной аттестации не подлежат государственные служащие:
     - замещающие  государственную  должность соответствующей категории
менее одного года;
     - беременные женщины;
     - находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
     Очередная аттестация указанных государственных служащих проводится
не ранее чем через год после выхода из вышеуказанных социальных  отпус-
ков.
     6. В результате аттестации государственному служащему дается  одна
из следующих оценок:
     - соответствует замещаемой государственной должности;
     - соответствует  замещаемой  государственной должности при условии
выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его  служебной  дея-
тельности с повторной аттестацией через 6 месяцев;
     - не соответствует замещаемой государственной должности.

                 II. Аттестационно-конкурсная комиссия

     7. Для проведения аттестации по предложению руководителя  кадровой
службы государственного органа формируется аттестационно-конкурсная ко-
миссия (далее - комиссия) государственного органа.  Кадровая служба го-
сударственного органа готовит на утверждение руководителя государствен-
ного органа проект решения по формированию комиссии, ее количественному
и персональному составу.
     8. Структура и состав комиссии:
     - председатель  комиссии - руководитель (заместитель руководителя)
центрального государственного органа;
     - секретарь  комиссии  - государственный служащий государственного
органа;
     - члены комиссии, включая:
     представителя Администрации Президента Кыргызской Республики;
     руководителей кадровой и юридической служб, а также иных структур-
ных подразделений государственного органа;
     других ответственных государственных служащих.
     9. Основными функциями комиссии являются:
     - утверждение  программы аттестации государственных служащих госу-
дарственного органа;
     - определение вида аттестации и формы ее проведения (с использова-
нием письменного тестирования или устной проверки знаний);
     - утверждение критериев полноты и достаточности ответа аттестуемо-
го государственного служащего;
     - организация  и  проведение  процедуры аттестации государственных
служащих государственного органа;
     - рассмотрение  и утверждение результатов аттестации государствен-
ных служащих в государственном органе;
     - подготовка предложений и рекомендаций по вопросам продвижения по
службе государственных служащих и присвоения им классных чинов;
     - доведение мотивированных рекомендаций и отказов по вопросам слу-
жебного продвижения, присвоения классного чина;
     - утверждение  рекомендуемой  структуры  краткого отчета государс-
твенного служащего о проделанной работе для прохождения аттестации.
     10. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутс-
твует не менее двух третей ее членов.
     Решения комиссии  по результатам проведения аттестации принимаются
в отсутствие аттестуемого  тайным  или  открытым  голосованием  простым
большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.
     При равенстве голосов в случае тайного голосования членов комиссии
проводится повторное,  открытое голосование. При равенстве голосов чле-
нов комиссии при открытом голосовании решающим является мнение ее пред-
седателя.
     Проходящий аттестацию государственный служащий,  являющийся членом
комиссии, в голосовании по своей кандидатуре не участвует.
     Заседания комиссии оформляются протоколом,  который ведется секре-
тарем комиссии, избираемым или назначаемым из числа членов аттестацион-
ной комиссии.

          III. Организация и процедура проведения аттестации

     11. Решение о проведении аттестации принимается высшим должностным
лицом - руководителем государственного органа.
     Аттестация государственных служащих в государственном органе  про-
водится в три этапа:
     - первый этап - подготовительная работа;
     - второй этап - оценка деятельности государственных служащих;
     - третий этап - непосредственно процедура аттестации.
     12. Подготовительная  работа включает в себя подготовку всех необ-
ходимых документов для проведения аттестации государственных  служащих.
Ответственность за осуществление подготовительной работы возлагается на
кадровую службу государственного органа.
     Кадровая служба государственного органа:
     - готовит на утверждение руководителя государственного органа про-
ект графика проведения аттестации;
     - составляет списки государственных служащих,  подлежащих аттеста-
ции;
     - готовит необходимые документы для формирования комиссии;
     - разрабатывает  проекты критериев и показателей оценки по катего-
риям должностей государственной службы;
     - готовит  соответствующее  количество бланков оценки деятельности
государственных служащих (далее - бланк оценки),  с инструкцией по  его
заполнению и требованиями к должности аттестуемого,  заполняет раздел I
бланка оценки согласно приложению 1 к настоящему Положению;
     - консультирует  государственных служащих по вопросам,  касающимся
аттестации;
     - готовит  необходимые  материалы  на  аттестуемых государственных
служащих;
     - оказывает организационно-методическую помощь структурным подраз-
делениям органа государственной власти по проведению  аттестации  госу-
дарственных служащих.
     13. Оценка деятельности  государственных  служащих  в  структурных
подразделениях  государственного органа осуществляется с использованием
письменных и устных процедур.  Письменные процедуры включают тестирова-
ние государственных служащих на предмет профессиональных знаний,  вклю-
чая знание законодательства и  документов,  регламентирующих  служебную
деятельность.
     14. Основным документом аттестации является бланк оценки,  в кото-
рый заносится вся информация по аттестации согласно приложению 1 к нас-
тоящему Положению.
     Государственные служащие,  подлежащие  аттестации,  самостоятельно
заполняют раздел II бланка оценки,  дают собственную оценку своей  дея-
тельности за аттестационный период.
     15. Руководители структурных подразделений государственного органа
дают  собственные комментарии и соображения по разделу II бланка оценки
на основе проделанной работы за аттестуемый период,  документов о повы-
шении  квалификации и степени реализации предложений и замечаний преды-
дущей аттестации аттестуемым государственным служащим. По этим вопросам
с ним проводится беседа.  После беседы руководители структурных подраз-
делений государственного органа заполняют разделы III (части А и  Б)  и
IV  бланка оценки и направляют бланк оценки в кадровую службу государс-
твенного органа. Для правильной оценки и заполнения части Б раздела III
бланка оценки используется приложение 2 к настоящему Положению.
     16. Материалы по оценке  деятельности  государственного  служащего
направляются  кадровой  службой для дальнейшего рассмотрения в комиссию
государственного органа. При этом комиссия обсуждает представленные ма-
териалы  с непосредственным руководителем аттестуемого государственного
служащего,  а в случае возникновения конфликтных ситуаций - с самим ат-
тестуемым государственным служащим.
     17. График проведения процедуры аттестации утверждается  руководи-
телем государственного органа и доводится до сведения каждого аттестуе-
мого государственного служащего не менее чем за месяц до начала  аттес-
тации.  В  графике  указываются:  наименование государственного органа,
подразделения, в котором проводится аттестация; дата и время проведения
аттестации; дата представления в комиссию необходимых документов (бланк
оценки) с указанием ответственных за такое представление  руководителей
соответствующих подразделений государственного органа.
     18. Не позднее,  чем за две недели до начала проведения  процедуры
аттестации в комиссию представляются бланки оценки,  подписанные непос-
редственными руководителями аттестуемых государственных служащих и  вы-
шестоящими руководителями.
     При каждой последующей аттестации кадровая служба государственного
органа представляет в комиссию бланк оценки с данными предыдущей аттес-
тации.
     Кадровая служба государственного органа не менее чем за одну неде-
лю до начала непосредственной процедуры аттестации знакомит каждого го-
сударственного служащего с данными, характеризующими его служебную дея-
тельность.  При этом аттестуемый государственный служащий вправе предс-
тавить  в  комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за
предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представ-
ленными данными.
     19. Процедура аттестации проводится в присутствии аттестуемого го-
сударственного служащего.
     В случае неявки государственного служащего на  заседание  комиссии
без  уважительных  причин  комиссия может провести аттестацию в его от-
сутствие.
     Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сооб-
щения государственного служащего и,  в случае необходимости, его непос-
редственного  руководителя  о  служебной  деятельности государственного
служащего.  Комиссия,  в целях объективной оценки деловых и  личностных
качеств  аттестуемого  государственного служащего,  может рассматривать
представленные дополнительные сведения о его служебной деятельности  за
предшествующий период; в случае заявления аттестуемого государственного
служащего о несогласии с представленными данными вправе  перенести  ат-
тестацию на свое следующее очередное заседание.
     20. Обсуждение профессиональных и личностных качеств государствен-
ного  служащего применительно к его должностным обязанностям и полномо-
чиям должно быть объективным и доброжелательным. Комиссия несет ответс-
твенность за соблюдение принципов объективности и единообразия при при-
менении оценочных критериев.
     Аттестация государственного  служащего  основывается на содержании
бланка оценки, а также на обязательной проверке профессиональных знаний
государственного  служащего,  соответствии  государственного  служащего
квалификационным требованиям по замещаемой  государственной  должности,
определении  его  участия  в решении поставленных перед соответствующим
подразделением (государственным органом) задач,  сложности  выполняемой
им работы,  ее результативности. При этом должны учитываться профессио-
нальные знания государственного служащего, опыт работы, образовательный
уровень, повышение квалификации и переподготовка, а также - в отношении
соответствующей группы должностей - организаторские способности.
     21. Комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотре-
ние руководителя государственного органа мотивированные рекомендации  о
повышении государственного служащего в должности, присвоении очередного
классного чина, о включении во внутренний резерв кадров государственной
службы для выдвижения на вышестоящую государственную должность.
     22. Результаты аттестации заносятся  в  раздел  V  бланка  оценки.
Бланк оценки подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на
заседании и принимавшими участие в голосовании.  С бланком оценки госу-
дарственный служащий знакомится под роспись.
     Бланк оценки государственного служащего,  прошедшего аттестацию, и
иные данные на него хранятся в личном деле государственного служащего.
     23. Результаты  аттестации  (протокол  заседания)  государственных
служащих представляются руководителю государственного органа не позднее
чем через семь дней после ее проведения.
     24. Решения  о  дальнейшем  служебном продвижении государственного
служащего по итогам аттестации принимаются в соответствии с  Положением
о служебном продвижении государственных служащих Кыргызской Республики.
     25.  Отчет  о результатах  проведения  аттестации  направляется  в
Комиссию  по  вопросам этики государственных служащих  при   Президенте
Кыргызской Республики для обобщения.
(В редакции Указа Президента КР от 23 октября 2002 года №288)
     26. После проведения аттестации государственных служащих  принима-
ется решение государственного органа,  в котором обязательно анализиру-
ются результаты проведения аттестации,  определяются направления и  ут-
верждаются мероприятия по обучению, переобучению и повышению квалифика-
ции государственных служащих, а также по улучшению работы с кадрами.
     27. Споры,  связанные с проведением аттестации,  рассматриваются в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
                                          
                                               Приложение 1
                                     к Положению о порядке проведения
                                    аттестации государственных служащих
                                           Кыргызской Республики

                                 БЛАНК
            оценки деятельности государственного служащего

     До заполнения  настоящего бланка оценки необходимо прочесть содер-
жание вопросов в каждом разделе, учитывая квалификационные требования к
должности аттестуемого государственного служащего.


     РАЗДЕЛ I. (заполняется сотрудником кадровой службы (отдела кадров)
               органа государственной власти)

-----------------------------------------------------------------------
      Ф.И.О.    |  С какого времени   |Тип контракта (на фиксированный
                |в настоящей должности|срок, постоянно, кратковременно)
----------------|---------------------|--------------------------------
        1       |           2         |                3
-----------------------------------------------------------------------
     Занимаемая должность,  классный чин (дипломатический ранг или иное
специальное звание),  общий трудовой стаж (в т.ч.  стаж государственной
службы) _______________________________________________________________
     Название структурного подразделения органа государственной  власти
(управление, отдел, бюро и т.д.) ______________________________________
_______________________________________________________________________
     Вид аттестации (нужное подчеркнуть):
     - очередная;
     - истечение испытательного срока.
     Дата предыдущей аттестации _______________________________________
     Образование (какое учебное заведение,  когда, где закончил, специ-
альность, квалификация) _______________________________________________
     Имеется ли ученая степень (звание),  если "да" - тема научной дис-
сертации ______________________________________________________________
     Имеются ли научные публикации,  разработки, изобретения, если "да"
- тема или область научной публикации, работы _________________________
_______________________________________________________________________
     Повышение квалификации (участие в обучающих семинарах, программах,
курсах,  стажировки  и  т.д.  с приложением соответствующих документов:
дипломы, сертификаты и т.д.) __________________________________________

     Дата: ____________________________________________________________
     Ф.И.О., должность сотрудника кадровой службы: ____________________
_______________________________________________________________________
     Подпись: _________________________________________________________

     РАЗДЕЛ II. (заполняется аттестуемым государственным служащим)

     1. Собственная оценка полноты и качества работы, выполненной госу-
дарственным служащим за аттестационный период _________________________
     2. Форма  и время последнего повышения квалификации (переподготов-
ки) ___________________________________________________________________
     3. Собственная оценка личной готовности и способности обнаруживать
проблемы по собственной инициативе ____________________________________
     4. Собственная  оценка  личной способности самостоятельно и опера-
тивно принимать обоснованные решения __________________________________
     5. Собственная  оценка  личной  готовности к выполнению задач,  не
входящих в компетенцию ________________________________________________
     6. Собственная оценка своих организаторских способностей _________
_______________________________________________________________________
     7. Собственная оценка личного умения вести переговоры,  приспосаб-
ливаться к партнеру по переговорам и убедительно  аргументировать  свои
мысли _________________________________________________________________
     8. Собственная оценка своих  способностей  по  управлению  людьми,
постановке задач и стимулированию труда подчиненных ___________________
_______________________________________________________________________
     9. Собственная  оценка своих способностей выдерживать большие наг-
рузки _________________________________________________________________
     10. Что и по каким причинам не удалось сделать по реализации пред-
ложений предыдущей аттестации _________________________________________
_______________________________________________________________________
     11. Конечные цели своей карьеры __________________________________
     12. Наиболее сильные стороны своей профессиональной подготовки ___
_______________________________________________________________________

     Дата: ____________________________________________________________
     Подпись аттестуемого государственного служащего: _________________

     РАЗДЕЛ III. (заполняется непосредственно руководителем)

     Часть А.

     1. Дайте Ваши комментарии или соображения по пунктам,  приведенным
в разделе II Вашим подчиненным ________________________________________
     2. Укажите, в какой период Вы обсуждали с ним (ней) его (ее) рабо-
ту во время аттестационного периода ___________________________________
     3. Краткая оценка выполнения государственным служащим рекомендаций
предыдущей аттестации (выполнены, выполнены частично, не выполнены) ___
_______________________________________________________________________
     4. Считаете ли Вы необходимым повысить квалификацию Вашего сотруд-
ника, если "да" - в какой сфере (направлении, области) ________________
_______________________________________________________________________
     Справочно:
     А) Рабочие контакты с аттестуемым служащим (нужное подчеркнуть):
     - ежедневно или почти ежедневно;
     - несколько раз в месяц.
     Б) В  подчинении  непосредственного руководителя аттестуемый госу-
дарственный служащий находился(лась):
     - менее 6 месяцев;
     - от 6 до 12 месяцев;
     - 1-3 года;
     - более 3 лет.

     Часть Б.

     При заполнении нижеприведенных граф по оценке работы  подчиненного
служащего  примите во внимание его должность и обязанности,  чтобы пра-
вильно сформулировать выводы и предложения.
     Предусматриваются следующие оценки:
     "А" - отлично;
     "Б" - хорошо;
     "В" - удовлетворительно;
     "Г" - неудовлетворительно.
     Каждое значение "А" или "Г" должно обязательно сопровождаться  по-
яснениями  (примерами) в графе "Комментарий",  в противном случае бланк
оценки не будет считаться завершенным. Примерное содержание оценок при-
ведено в приложении 2.
     В колонках,  приведенных ниже, оценка должна наиболее близко соот-
ветствовать работе аттестуемого государственного служащего.
-----------------------------------------------------------------------
  |                     Показатели                  |Оценка|Комментарий
--|-------------------------------------------------|------|-----------
1 |Полнота и качество работы, выполненной           |      |
  |государственным служащим за аттестационный период|      |
2 |Профессиональные знания                          |      |
3 |Знание законодательства и документов,            |      |
  |регламентирующих служебную деятельность          |      |
4 |Ответственность и исполнительность               |      |
5 |Дисциплинированность                             |      |
6 |Способность самостоятельно и оперативно принимать|      |
  |обоснованные решения                             |      |
7 |Организаторские способности                      |      |
8 |Интенсивность труда (работоспособность)          |      |
9 |Способность к накоплению и обновлению            |      |
  |профессионального опыта (самосовершенствование)  |      |
10|Степень реализации профессионального опыта на    |      |
  |занимаемой должности                             |      |
11|Способность к творческому применению             |      |
  |профессионального опыта                          |      |
12|Способность управлять персоналом                 |      |
13|Способность вести переговоры и убеждать          |      |
  |(коммуникабельность)                             |      |
14|Инициативность и предприимчивость                |      |
-----------------------------------------------------------------------
     Выводы, предложения  и замечания в соответствии с видом аттестации
(см. пункт 3 раздела I):
     __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

     Дата: ____________________________________________________________
     Ф.И.О., должность: _______________________________________________
     Подпись: _________________________________________________________

     РАЗДЕЛ IV. (заполняется следующим вышестоящим руководителем, если
                таковой имеется)

     Если Вы не согласны с выводами, предложениями и замечаниями непос-
редственного руководителя, дайте собственные комментарии ______________
_______________________________________________________________________

     Дата: ____________________________________________________________
     Ф.И.О., должность: _______________________________________________
     Подпись: _________________________________________________________

     РАЗДЕЛ V. (заполняется членами аттестационно-конкурсной комиссии)

     Решение аттестационно-конкурсной комиссии (нужное подчеркнуть):
     - соответствует замещаемой государственной должности;
     - соответствует  замещаемой  государственной должности при условии
выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его  служебной  дея-
тельности с повторной аттестацией через 6 месяцев;
     - не соответствует замещаемой государственной должности;
     - с выводами и предложениями согласны;
     - с выводами и предложениями не согласны.
     Заключение _______________________________________________________
_______________________________________________________________________

     Дата: ____________________________________________________________
     Ф.И.О., должность  (каждого  члена аттестационно-конкурсной комис-
сии): _________________________________________________________________
     Подписи: _________________________________________________________


                                               Приложение 2
                                     к Положению о порядке проведения
                                    аттестации государственных служащих
                                           Кыргызской Республики

                            БАЛЛЫ/ОПИСАНИЕ

-----------------------------------------------------------------------
        5       |      4,5-4      |      3,5-3     |        2,5-2
----------------|-----------------|----------------|-------------------
        А       |        Б        |        В       |          Г
-----------------------------------------------------------------------
                       Полнота и качество работы
-----------------------------------------------------------------------
Работа всегда   |Работа в целом   |Работа не всегда|Полнота и качество
выполняется     |выполняется      |выполняется     |результата
полностью,      |полностью.       |полностью в срок|деятельности не
качество и      |Качество         |и не всегда     |соответствуют
эффективность   |деятельности     |соответствует   |необходимым
результата      |хорошее.         |необходимым     |требованиям
деятельности    |Стремится к      |требованиям,    |
всегда высокая  |высокому качеству|качество работы |
                |работы и         |требует         |
                |конечному        |дальнейшего     |
                |результату       |улучшения       |
-----------------------------------------------------------------------
                        Профессиональные знания
-----------------------------------------------------------------------
Обладает        |Обладает твердыми|Обладает        |Знания
глубокими,      |и системными     |профессиональны-|поверхностные, не
прочными и      |знаниями,        |ми знаниями для |системные,
всесторонними   |способен к       |решения задач   |затрудняется
знаниями, имеет |решению          |профессионально-|самостоятельно
целостное       |теоретических    |го характера    |решать
представление об|задач            |                |профессиональные
их системе,     |профессионального|                |задачи
способен решать |характера        |                |
сложные задачи  |                 |                |
теоретического  |                 |                |
характера в     |                 |                |
профессиональной|                 |                |
области         |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                 Знание законодательства и документов,
                регламентирующих служебную деятельность
-----------------------------------------------------------------------
Обладает        |Хорошо знает     |С содержанием   |Знание
всесторонними и |содержание       |документов      |законодательства и
глубокими       |законодательства |знакомится,     |документов
знаниями        |и документов,    |способности к   |поверхностное.
содержания      |стремится к      |систематической |На практике их
законодательства|постоянному      |работе с ними   |требования
и руководящих   |руководству ими  |развиты         |учитывает не
документов,     |на практике      |удовлетворитель-|всегда.
обдуманно       |                 |но. Допускает   |Допускает случаи
руководствуется |                 |случаи нарушения|грубого нарушения
ими на практике.|                 |требований      |требований
Способен        |                 |руководящих     |руководящих
самостоятельно  |                 |документов      |документов
разрабатывать   |                 |                |
нормативные     |                 |                |
документы       |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                  Ответственность и исполнительность
-----------------------------------------------------------------------
Высоко развиты  |Присуще          |Ответственность |Проявляет
чувство долга,  |достаточно ярко  |и исполнитель-  |безответственность,
ответственности,|выраженное       |ность           |склонен к
исполнительская |чувство          |проявляются не  |неисполнительности
дисциплина      |ответственности и|постоянно.      |
отличная.       |исполнительности |Требуется       |
Надежен в       |                 |контроль за     |
решении задач   |                 |исполнением     |
повседневной    |                 |                |
деятельности    |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                         Дисциплинированность
-----------------------------------------------------------------------
Высокодисципли- |Дисциплинирован- |Основные        |Положения
нированный,     |ный, стремится   |требования по   |документов,
строго и точно  |выполнять        |соблюдению      |регламентирующих
соблюдает       |требования       |дисциплины      |требования по
требования      |нормативных      |знает, но не    |соблюдению
нормативных     |документов,      |всегда их       |дисциплины, знает
документов,     |регламентирующих |выполняет       |поверхностно,
регламентирующих|служебную и      |                |проявляет
служебную и     |профессиональную |                |недисциплинирован-
профессиональную|деятельность     |                |ность
деятельность    |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
         Самостоятельность и оперативность в принятии решений
-----------------------------------------------------------------------
Высоко развита  |В принятии       |Способен к      |К принятию
способность к   |решений, как     |принятию        |самостоятельных
обоснованному   |правило,         |самостоятельных |решений подготовлен
принятию        |самостоятелен;   |решений, однако |недостаточно.
самостоятельных |способен         |они не всегда   |В критических
решений.        |анализировать и  |бывают          |ситуациях
Обладает        |прогнозировать   |обоснованными; в|самостоятельно
навыками        |события; в       |критических     |действовать
предвидения; в  |критических      |ситуациях       |затрудняется,
критических     |ситуациях        |допускает       |проявляет
ситуациях       |способен к       |проявления      |нерешительность
способен к      |решительным      |нерешительности |
продуманным и   |действиям        |                |
решительным     |                 |                |
действиям       |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                      Организаторские способности
-----------------------------------------------------------------------
Обладает        |Способен грамотно|Обладает опытом |Опыт организации
высокоразвитыми |организовать     |организации     |деятельности слабый
организаторскими|деятельность и   |деятельности    |(недостаточный),
качествами и    |добиваться       |подчиненными, но|накапливает его
успешно         |результатов на   |не всегда       |медленно и не
проявляет их в  |практике.        |использует его в|стремится к его
повседневной    |Несуетлив,       |повседневной    |активному
деятельности,   |постоянно        |деятельности,   |использованию,
постоянно       |повышает культуру|результативность|результативность в
добивается      |планирования,    |деятельности при|работе низкая.
высоких         |учитывает        |соответствующей |В работе суетлив,
результатов.    |плановость в     |помощи может    |действия зачастую
Организованность|работе           |быть выше.      |непродуманы,
и собранность   |подчиненных      |Допускает       |внимания
высокая, умеет  |                 |проявления      |планированию работы
планировать свою|                 |суетливости,    |подчиненных уделяет
работу, ценит и |                 |испытывает      |недостаточно
учитывает       |                 |проблемы с      |
плановость в    |                 |планированием   |
работе          |                 |своей работы и  |
подчиненных,    |                 |недостаточно    |
развита         |                 |уделяет внимание|
рациональность в|                 |планированию    |
практической    |                 |работы          |
деятельности    |                 |подчиненных     |
-----------------------------------------------------------------------
                Интенсивность труда (работоспособность)
-----------------------------------------------------------------------
Работоспособ-   |Работоспособен,  |Работоспособ-   |Работоспособность
ность высокая,  |трудолюбив,      |ность удовлет-  |низкая, ленив,
отличается      |состояние        |ворительная,    |состояние здоровья
трудолюбием,    |здоровья         |трудолюбием не  |требует постоянного
состояние       |соответствует    |выделяется,     |медицинского
здоровья        |возрастным       |состояние       |освидетельствова-
соответствует   |показателям,     |здоровья        |ния, часто болеет,
возрастным      |способен         |удовлетворитель-|нагрузки переносит
показателям,    |переносить       |ное, нагрузки   |с большими усилиями
способен легко  |физические и     |переносит с     |
переносить      |психологические  |затруднением    |
большие         |нагрузки         |                |
физические и    |                 |                |
психологические |                 |                |
нагрузки        |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                 Способность к накоплению и обновлению
            профессионального опыта (самосовершенствование)
-----------------------------------------------------------------------
Активно,        |Работает над     |Профессиональный|Профессиональный
целенаправленно,|повышением и     |опыт накопляет  |опыт накапливает
систематически и|обновлением      |и обновляет     |медленно,
результативно   |профессионального|по мере         |результаты
работает над    |опыта усердно,   |необходимости.  |профессиональной
повышением      |результативно.   |Результатами    |деятельности
профессиональных|Не лишен         |профессиональной|слабые,
знаний, умений и|новаторского     |деятельности не |профессиональное
навыков.        |подхода в        |выделяется из-за|новаторство
Способен        |профессиональной |консервативного |воспринимает с
поддержать новое|деятельности     |подхода к новому|трудом
в профессиональ-|                 |                |
ной области     |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                 Степень реализации профессионального
                     опыта на занимаемой должности
-----------------------------------------------------------------------
С должностными  |Опыт             |Требованиям     |Профессиональный
обязанностями   |соответствует    |должности в     |опыт недостаточен,
справляется с   |требованиям      |основном        |требуемого качества
высоким         |должности, с     |соответствует,  |выполнения
качеством,      |должностными     |однако, с       |должностных
постоянно       |обязанностями    |должностными    |обязанностей не
превосходит     |справляется      |обязанностями не|достиг
должностные     |                 |всегда          |
требования      |                 |справляется с   |
                |                 |требуемым       |
                |                 |качеством.      |
                |                 |Возможности     |
                |                 |накопления      |
                |                 |профессионально-|
                |                 |го опыта на     |
                |                 |должности не    |
                |                 |исчерпаны       |
-----------------------------------------------------------------------
                 Способность к творческому применению
                        профессионального опыта
-----------------------------------------------------------------------
Способен        |Способен         |Затрудняется    |Профессиональные
адекватно       |критически       |самостоятельно  |задачи решает
оценивать       |оценивать        |решать          |только лишь
сложные задачи в|накопленный опыт |нестандартные   |традиционными
профессиональной|и использовать   |(неординарные)  |способами. Новое в
области и       |его для          |задачи в        |профессиональной
находить        |квалифицированно-|профессиональной|области не
конструктивные и|го решения задач |области.        |воспринимает или
нетрадиционные  |в профессиональ- |Предпочитает    |отвергает
способы их      |ной области      |действовать без |
решения.        |                 |новаций, по     |
Генерирует      |                 |шаблону         |
новации,        |                 |                |
способен к      |                 |                |
обоснованному   |                 |                |
риску           |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                   Способность управлять персоналом
-----------------------------------------------------------------------
Обладает        |Способен грамотно|Обладает опытом |Опыт организации
высокоразвитыми |руководить       |руководства     |деятельности
качествами,     |подчиненными и   |подчиненными, но|подчиненными слабый
необходимыми для|добиваться       |не всегда       |(недостаточный),
руководства     |результатов на   |использует его в|накапливает его
подчиненными и  |практике.        |повседневной    |медленно и не
успешно         |Постоянно        |деятельности,   |стремится к его
проявляет их в  |стремится к      |результативность|активному
повседневной    |совершенствованию|деятельности при|использованию,
деятельности.   |руководства      |соответствующей |результативность в
Руководимые им  |подчиненными     |помощи может    |работе низкая
подчиненные и он|                 |быть выше       |
лично постоянно |                 |                |
добиваются      |                 |                |
высоких         |                 |                |
результатов     |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------
                    Способность вести переговоры и
                     убеждать (коммуникабельность)
-----------------------------------------------------------------------
В общении с     |Способен         |При             |1. Тактичностью в
людьми доступен,|устанавливать    |необходимости   |общении не
легко           |контакт с        |способен        |отличается,
устанавливает   |окружающими, в   |устанавливать   |допускает грубость
контакты,       |общении тактичен,|контакт с       |в общении, на
обладает высоким|проявляет        |людьми, такт в  |контакт с людьми
чувством такта в|элементы чуткости|общении,        |идет с трудом,
общении,        |и доброжелатель- |чуткость и      |замкнут.
доброжелателен и|ности, способен  |доброжелатель-  |2. Замкнут, к
чуток, обладает |расположить к    |ность проявляет |контактам с
чувством юмора. |себе. Владеет    |редко, в общении|окружающими не
Присутствует    |демократичным    |бывает несдержан|стремится, пассивен
гибкость в      |стилем общения,  |и не всегда     |к проявлению
использовании   |при необходимости|доступен. Стиль |доброжелательности
стилей общения. |использует       |в общении       |и чуткости. Слабо
При этом всегда |элементы         |проявляется     |выражены
ясно выражает   |авторитарно-     |соответственно  |способности
свои мысли и    |демократического |ситуации, но    |выразить свои мысли
убедительно     |стиля общения.   |всегда ей       |и аргументировать
аргументирует их|Мысли выражает   |адекватен.      |их
                |доходчиво,       |Способен        |
                |способен         |правильно и     |
                |убедительно      |доходчиво       |
                |аргументировать  |выражать мысли, |
                |                 |но не всегда    |
                |                 |умеет уверенно  |
                |                 |аргументировать |
                |                 |их              |
-----------------------------------------------------------------------
                   Инициативность и предприимчивость
-----------------------------------------------------------------------
Инициативен,    |Способен к       |Инициативу      |Безынициативен, в
творчески       |проявлению       |проявляет по    |отношении к работе
относится к     |инициативы,      |необходимости,  |преобладает
решению         |активен, не лишен|активностью и   |пассивность,
практических    |творческого      |творческим      |элементы
задач, способен |отношения к делу;|отношением к    |творческого подхода
генерировать    |обладает         |делу не         |к делу не проявлены
обоснованные и  |способностями к  |выделяется,     |
заслуживающие   |предприимчивости |предприниматель-|
внимания идеи и |                 |ские способности|
предложения;    |                 |не проявлены    |
предприимчив    |                 |                |
-----------------------------------------------------------------------