Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                      УТРАТИЛ СИЛУ
  в соответствии с Законом КР от 31 июля 2009 года № 256
 
г.Бишкек от 26 февраля 2000 года N 46
 
                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
            Об основах государственной молодежной политики
 
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики           27 января 2000 года
 
     Глава I.   Общие положения
     Глава II.  Приоритеты государственной молодежной политики
                в Кыргызской Республике
     Глава III. Социальная и правовая защищенность молодежи
     Глава IV.  Государственная молодежная политика и молодежные
                и детские общественные объединения
     Глава V.   Обеспечение мероприятий государственной молодежной
                политики в Кыргызской Республике
     Глава VI.  Заключительные положения
 
    Настоящий Закон определяет цели,  принципы, основные направления и
организационные  меры реализации государственной  молодежной  политики
как  важного направления государственной политики в области социально-
экономического,   культурного  и  национального  развития   Кыргызской
Республики.  Настоящий Закон является правовой  основой  для  развития
законодательства  Кыргызской Республики по  вопросам,   относящимся  к
государственной молодежной политике в Кыргызской Республике.
    Государство  исходит  из  необходимости  создания   условий    для
гражданского    становления    и    социального   развития   молодежи,
реализации   ее   экономического,    интеллектуального   и   духовного
потенциала  в  интересах общества.
 
                               Глава I.
                            Общие положения
 
    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    молодежь - одна из социально-демографических групп,  выделяемая на
основе    совокупности    возрастных   характеристик,     особенностей
социального   положения   и  обусловленных   ими   других   социально-
психологических  свойств,  которые определяются  общественным  строем,
культурой,    закономерностями   социализации,   воспитания    данного
общества;
    молодые граждане - граждане Кыргызской Республики,  а  также  лица
без гражданства в возрасте от 14 до 35 лет;
    несовершеннолетние (дети) - лица,  не достигшие 18 лет, (положения
статей     настоящего     Закона     распространяются    только     на
несовершеннолетних-подростков в возрасте от 14 до 18 лет);
    молодая семья - семья в первые три года после заключения брака,  в
случае  рождения детей - без ограничения продолжительности  брака,   в
котором  оба супруга не достигли 35-летнего возраста,  а также  семья,
состоящая   из  одного  из  родителей  в  возрасте   до   35   лет   и
несовершеннолетнего ребенка;
    молодежная  коммерческая  организация  -  организация  со  штатным
составом     работающих,    преимущественно   молодежного    возраста,
занимающаяся коммерческой деятельностью;
    социальные  службы   для  молодежи  -  государственные  органы   и
общественные  объединения,  осуществляющие мероприятия  по  социальной
поддержке,    оказанию    социально-бытовых,    социально-медицинских,
психолого-педагогических,   социально-правовых  услуг  и  материальной
помощи,    по  содействию  социальной,  психологической  адаптации   и
социальной  реабилитации  молодых  граждан,   находящихся  в   трудной
жизненной     ситуации,      а    также     граждане,     занимающиеся
предпринимательской  деятельностью без образования юридического  лица,
в том числе по социальному обслуживанию молодежи;
    социальная инфраструктура  для  молодежи - система необходимых для
жизнеобеспечения  молодежи объектов (здания,  строения,   сооружения),
а  также  организаций, деятельность которых направлена на  обеспечение
охраны  здоровья,  образования, воспитания, социального  обслуживания,
развития     молодых   граждан,    на   обеспечение   их    занятости,
удовлетворение общественных потребностей молодых граждан;
    молодежное предпринимательство  (предпринимательская деятельность)
-   инициативная,    самостоятельная  деятельность  молодых   граждан,
направленная на получение прибыли и личного дохода,  осуществляемая от
своего  имени  и  под  свою  имущественную ответственность   или   под
имущественную ответственность юридического лица;
    молодежные общественные  объединения  -  добровольные  объединения
граждан,   участие в которых должно составлять не менее  75  процентов
молодых  граждан,  основными уставными целями которых являются решение
молодежных  проблем  и  содействие социальному  становлению  молодежи,
созданные   для   удовлетворения  духовных   и   иных   нематериальных
потребностей;
    детские общественные  объединения - добровольные объединения детей
и  подростков,  участие  в  которых  должно  составлять  не  менее  75
процентов  несовершеннолетних,   основными  уставными  целями  которых
являются  развитие  социальной  активности,   личности  ребенка,   его
творческих  задатков и способностей, приобщение детей  к  общественной
деятельности, организация досуга детей.
 
    Статья 2. Государственная молодежная политика в Кыргызской
                              Республике
 
    Государственная  молодежная   политика  в  Кыргызской   Республике
является   деятельностью   государства,   направленной   на   создание
правовых, социально-экономических  условий  и гарантий для воспитания,
социального  становления,   развития  и  самореализации   молодежи   и
подростков в общественной жизни, защиты их прав и законных интересов.
    Государственная  молодежная  политика  в  Кыргызской    Республике
осуществляется  органами  государственной власти,   органами  местного
самоуправления,      организациями    совместно    с     общественными
объединениями,  гражданами,   в том числе молодыми  гражданами,  путем
разработки  и реализации мер по защите прав и интересов,  образованию,
воспитанию,   развитию  подростков,   молодежи   и   их   общественных
объединений  и путем стимулирования общественно полезной  инициативной
деятельности молодежи.
 
    Статья 3. Принципы и приоритеты государственной молодежной
                   политики в Кыргызской Республике
 
    Государственная  молодежная   политика  в  Кыргызской   Республике
основывается на следующих принципах:
    координация  действий  органов  государственной  власти,   органов
местного   самоуправления,  организаций,  в  том  числе   общественных
объединений, граждан, в области государственной молодежной политики;
    участие   молодых  граждан,  молодежных  и  детских   общественных
объединений   в  формировании и реализации государственной  молодежной
политики,  программ и иных мероприятий органов государственной  власти
по  вопросам, затрагивающим  права и законные интересы молодых граждан
и направленным на социальное развитие Кыргызской Республики;
    инвестирование,  кредитование,   субсидирование  и  другие   формы
государственных   мероприятий   по   поддержке   молодежи   в    целях
выравнивания    ее   стартовых   возможностей   для   обеспечения   их
жизнедеятельности  и  самореализации, реализации общественно  полезных
инициатив молодых граждан и их объединений;
    содействие   физическим  и  юридическим  лицам   в   осуществлении
негосударственной   поддержки   молодежи,    молодежных   и    детских
общественных  объединений,   включая  приоритетное  финансирование   и
ресурсное  обеспечение общественных инициатив,  соответствующих  целям
государственной   молодежной   политики   в   Кыргызской   Республике,
мероприятий  и  программ  по  поддержке молодежи,  защите  ее  прав  и
законных интересов.
    Приоритетными  областями  государственной  молодежной  политики  в
Кыргызской Республике, осуществляемой органами государственной власти,
являются:
    обеспечение здоровья, здорового образа жизни молодежи;
    духовно-нравственное,  гражданское  и  патриотическое   воспитание
молодежи и государственная поддержка молодой семьи;
    гарантированное    обеспечение    профессиональной     ориентации,
профессиональной  подготовки,  трудоустройства молодежи,  развития  ее
экономической активности;
    обеспечение гарантированных социальных услуг молодежи;
    информационное обслуживание молодежи;
    развитие   общественно   значимых  молодежных   инициатив   и   их
практическая реализация.
 
    Статья 4. Цели государственной молодежной политики в Кыргызской
                              Республике
 
    Целями государственной молодежной политики в Кыргызской Республике
являются:
    воспитание, социальное становление, духовное и физическое развитие
молодежи,  создание  правовых,  социально-экономических  условий   для
выбора молодыми гражданами своего жизненного пути,  достижения личного
успеха,  реализации  выдвигаемых ими общественно  полезных  инициатив,
программ  и проектов;
    обеспечение активного участия молодежи в  социально-экономической,
политической и культурной жизни страны.
    Цели государственной молодежной политики в  Кыргызской  Республике
реализуются  органами  государственной власти  Кыргызской  Республики,
общественными    объединениями,    осуществляющими     на     условиях
государственного   заказа   деятельность  в  области   государственной
молодежной политики.
 
    Статья 5. Объект и субъекты государственной молодежной политики
 
    Объектом   государственной   молодежной  политики   в   Кыргызской
Республике  являются молодые граждане Кыргызской Республики  (молодежь
Кыргызской Республики).
    Субъектами   государственной  молодежной  политики  в   Кыргызской
Республике являются:
    органы государственной власти и  органы  местного  самоуправления,
призванные  обеспечивать формирование и реализацию единой  политики  в
отношении молодежи;
    молодые семьи: родители, дети;
    молодежные и детские общественные объединения;
    иные    организации,    оказывающие   поддержку    в    проведении
государственной молодежной политики.
 
    Статья 6. Законодательство Кыргызской Республики о государственной
              молодежной политике в Кыргызской Республике
 
    Законодательство   Кыргызской    Республики   о    государственной
молодежной   политике   в   Кыргызской  Республике   основывается   на
Конституции   Кыргызской Республики и состоит  из  настоящего  Закона,
принимаемых в соответствии с ним законов и иных  нормативных  правовых
актов   Кыргызской  Республики,   международных  договоров  Кыргызской
Республики,    касающихся   реализации   государственной    молодежной
политики.
 
    Статья 7. Полномочия органов государственной власти Кыргызской
       Республики в области государственной молодежной политики
                        в Кыргызской Республике
 
    К   полномочиям   органов  государственной   власти   в    области
государственной молодежной политики в Кыргызской Республике относятся:
    установление   основ   государственной   молодежной   политики   в
Кыргызской Республике;
    правовое   регулирование  отношений  в  области    государственной
молодежной политики в пределах компетенции Кыргызской Республики;
    формирование   органов  исполнительной  государственной    власти,
осуществляющих   государственную  молодежную  политику  в   Кыргызской
Республике;
    формирование  и   реализация   национальных  целевых  программ  по
государственной поддержке молодежи в Кыргызской Республике;
    финансирование республиканских  и  межрегиональных  мероприятий по
реализации    государственной   молодежной   политики   в   Кыргызской
Республике за счет средств, предусмотренных республиканским  бюджетом,
внебюджетными и иными источниками,  не запрещенными  законодательством
Кыргызской Республики;
    исполнение международных  обязательств  Кыргызской  Республики   и
представительство  интересов  Кыргызской  Республики  в  международных
организациях по вопросам государственной молодежной политики.
    Республиканские    органы    государственной   власти,     местные
государственные  администрации  и органы  местного  самоуправления  по
вопросам,  относящимся   к  предмету  совместного  ведения  в  области
государственной молодежной политики, осуществляют:
    установление государственных  минимальных  социальных стандартов и
нормативов,  определяющих развитие молодежи,  гарантии  реализации  ее
прав и законных интересов;
    информационное обеспечение государственной молодежной  политики  в
Кыргызской Республике;
    ведение реестров молодежных и детских общественных объединений;
    установление  мер   стимулирования юридических  лиц,   оказывающих
содействие и помощь в реализации государственной молодежной политики;
    установление мер  государственной  поддержки в организации летнего
отдыха молодежи;
    организацию подготовки,  переподготовки  и  повышения квалификации
кадров    государственных   служащих,    осуществляющих     реализацию
государственной молодежной политики;
    проведение научных исследований по  проблемам  молодежи,  а  также
экспертизы  проектов  и программ в области государственной  молодежной
политики;
    координацию  деятельности  организаций, осуществляющих  работу  по
реализации государственной молодежной политики;
    обеспечение соблюдения  законодательства в области государственной
молодежной политики.
 
    Статья 8. Участие молодежи в формировании и реализации
           государственной молодежной политики в Кыргызской
                              Республике
 
    Молодежь  участвует  в  формировании и реализации  государственной
молодежной политики посредством инициативных действий,  предложений  в
адрес    республиканских   органов   исполнительной    государственной
власти,   местных  государственных  администраций,  органов   местного
самоуправления,   осуществляющих  меры   в   области   государственной
молодежной политики,  молодежных и детских общественных объединений.
    Достаточными основаниями для участия молодых граждан  и  (или)  их
общественных   объединений,  выступивших   с   предложением,   в   его
реализации, в указанном случае признаются:
    отсутствие правовых  ограничений для осуществления соответствующей
деятельности  по  основаниям возраста, требований  к  профессиональной
квалификации,  других требований, определяемых нормативными  правовыми
актами  к  осуществлению  указанной  деятельности  (наличие  лицензии,
соблюдение авторских,  патентных прав и другие требования); отсутствие
медицинских противопоказаний;
    для  молодежных   и  детских общественных  объединений  -  наличие
необходимых  кадровых  ресурсов и опыта соответствующей   деятельности
(устанавливается   экспертно,  органом исполнительной  государственной
власти,  органом  местного  самоуправления,  принимающим  решение   по
представленному предложению).
    Молодежные и детские общественные объединения вправе участвовать в
конкурсах   проектов  и  программ  на  соискание  грантов  в   области
государственной молодежной политики в Кыргызской Республике.
 
    Статья 9. Государственная поддержка деятельности органов местного
        самоуправления по реализации государственной молодежной
                   политики в Кыргызской Республике
 
    Республиканские органы  исполнительной   государственной   власти,
местные   государственные  администрации в пределах  своих  полномочий
оказывают  финансовую,   организационную  и  методическую   помощь   и
содействие    органам    местного    самоуправления    в    реализации
государственной молодежной политики в Кыргызской Республике.
    В соответствии  с предметом ведения и в пределах имеющихся средств
органы  местного  самоуправления в своей  деятельности  по  реализации
государственной   молодежной   политики   могут  принимать  участие  в
реализации  региональных,  местных программ по поддержке молодежи,   в
осуществлении мероприятий в интересах молодежи.
 
    Статья 10. Участие коммерческих и некоммерческих организаций
         в реализации мер государственной молодежной политики
                        в Кыргызской Республике
 
    Коммерческие  и  некоммерческие организации  могут  участвовать  в
реализации    государственной   молодежной   политики   в   Кыргызской
Республике    в   соответствии   со   своими   уставными  положениями.
Указанные  организации вправе предлагать свои услуги  при  определении
организации-исполнителей  для осуществления  мероприятий,  входящих  в
национальные целевые программы по государственной поддержке  молодежи,
а  также  вправе  в  соответствии  с   гражданским   законодательством
Кыргызской    Республики   участвовать  в   конкурсах   на   получение
государственного  заказа на производство  продукции и  оказание  услуг
для  молодежи  и последующего заключения с государственным  заказчиком
контракта.
    Коммерческие   и   некоммерческие  организации   вправе   получать
информацию  о составе мероприятий национальных целевых   программ   по
государственной  поддержке  молодежи и условиях конкурса на  получение
государственного заказа на производство продукции и оказание услуг для
молодежи.
 
                               Глава II.
                 Приоритеты государственной молодежной
                   политики в Кыргызской Республике
 
    Статья 11. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие
                       ее здоровому образу жизни
 
    В области охраны здоровья молодежи приоритетными являются меры  по
оказанию  гарантированной медицинской помощи  молодым  гражданам,   по
ежегодной  профилактике и снижению заболеваемости,  в том числе  особо
опасными   и   социально  обусловленными  заболеваниями   (туберкулез,
венерические  заболевания,  ВИЧ-инфекция,  наркомания,  алкоголизм   и
другие  заболевания, способствующие  росту инвалидности  и  смертности
среди  молодежи),  государственной поддержке организации  оздоровления
молодежи в летний  период,  развитию семейных видов спорта,   а  также
меры,  способствующие закреплению среди молодежи ценностей  и  навыков
здорового образа жизни.
    Указанные    меры     осуществляются    органами    исполнительной
государственной  власти  посредством реализации  национальных  целевых
программ,   а  также посредством мероприятий, осуществляемых  местными
государственными  администрациями и органами местного  самоуправления,
нанимателями,  общественными объединениями.
    Уполномоченные   органы  исполнительной  государственной   власти,
местные     государственные    администрации,      органы     местного
самоуправления, наниматели могут заключать долгосрочные  договоры   об
оказании   услуг  по пропаганде  и  развитию  среди молодежи здорового
образа  жизни,   охране  здоровья молодежи  с  предоставляющими  такие
услуги  организациями,  действующими  в данной местности,  а также  за
ее  пределами,  прежде всего в районах с благоприятными климатическими
условиями,         специализированными       лечебно-профилактическими
учреждениями.
    Указанные органы  исполнительной  государственной  власти,  органы
местного   самоуправления поощряют осуществление  в  летний  период  в
условиях оздоровления молодежи программ организации досуга, особенно в
сферах художественного, научного и технического творчества.
    Государственные органы  здравоохранения,  местные  государственные
администрации   и   органы   местного   самоуправления   совместно   с
предприятиями,  учреждениями и организациями обеспечивают   проведение
бесплатного   ежегодного   медицинского   обследования   студентов   и
несовершеннолетних.
    Государственные органы здравоохранения обеспечивают развитие  сети
лечебно-профилактических     учреждений   наркологического    профиля,
которые   оказывали   бы  молодежи  необходимую   бесплатную   помощь;
совместно с органами исполнительной государственной власти по вопросам
образования,  науки  и  культуры и другими разрабатывают  и  реализуют
программы  и  мероприятия  по профилактике  среди  молодежи  пьянства,
наркомании,   токсикомании,  а  также  популяризации   и   утверждению
здорового образа жизни.
    Предприятия, учреждения и организации могут по ходатайству молодых
граждан  или  их  представителей в наиболее сложных случаях  полностью
или  частично  оплачивать  расходы  по оказанию медицинской  помощи  в
платных лечебных учреждениях страны или за рубежом.
    Органы исполнительной  государственной власти по вопросам молодежи
и  детей,  образования,  туризма и спорта разрабатывают и рекомендуют,
а  общеобразовательные школы, профессиональные  начальные,  средние  и
высшие  учебные  заведения включают в свои программы курсы  физической
культуры,  а   также   организуют  секции   для   занятия  туризмом  и
отдельными видами спорта.
    Государство содействует  развитию  молодежного туризма и оказывает
всемерную   поддержку   в   организации  и  проведении   международных
молодежных  визитов, способствующих развитию дружественных  и  деловых
отношений между странами, обмену опытом в области молодежной политики,
в   сфере   культуры,    образования,   науки,   туризма   и   спорта.
Правительство    Кыргызской   Республики,   местные    государственные
администрации  и  органы  местного самоуправления   устанавливают  для
молодежных  и  детских  делегаций льготы в пользовании  транспортными,
гостиничными, культурными и иными услугами, связанными с поездками  за
рубеж,  а также для молодежных и детских делегаций, прибывших  в  этих
целях  в  Кыргызскую  Республику в рамках  международного  молодежного
сотрудничества.
    Местные    государственные   администрации   и   органы   местного
самоуправления   вводят   систему льгот и поощрений  для  предприятий,
организаций,   направляющих   часть  своей   прибыли    на    развитие
физической   культуры   и  спорта, молодежного туризма,  строительство
объектов  физической культуры и спорта, организацию отдыха, проведение
рекреационных мероприятий.
    Молодые граждане  имеют право на бесплатное и льготное пользование
объектами  физической культуры и спорта. Порядок  предоставления  этих
льгот,  компенсации  разницы стоимости услуг  и  билетов  определяются
местными   государственными  администрациями   и   органами   местного
самоуправления.
    В  целях  сохранения  здорового генофонда Кыргызстана  запрещается
реализация  спиртных  напитков и табачных изделий  несовершеннолетним,
ведется пропаганда ведения здорового образа жизни.
    За     реализацию    спиртных    напитков,    табачных     изделий
несовершеннолетним, рекламу этих изделий законодательством  Кыргызской
Республики устанавливается административная ответственность.
    Основными задачами  государственной  молодежной политики в области
развития   спорта   среди  молодежи  и   ее   физической    подготовки
явлются:массовое   привлечение  к спорту и оздоровительной  физической
подготовке  молодых граждан;  развитие и обеспечение  доступности  для
молодежи   неолимпийских  видов  спорта,  в  том числе  технических  и
осуществляемых  в  рамках  подготовки  молодых  граждан  к  службе   в
Вооруженных Силах Кыргызской Республики.
    Указанные   задачи   осуществляются   республиканскими    органами
исполнительной   государственной  власти,  местными   государственными
администрациями,   органами  местного  самоуправления  с  привлечением
общественных объединений,  включая военно-патриотические,   молодежные
и  детские общественные объединения,  спортивные общества, а  также  с
привлечением на условиях договора собственников спортивных сооружений.
 
    Статья 12. Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое
                          воспитание молодежи
 
    Осуществление      духовно-нравственного,      гражданского      и
патриотического     воспитания    молодежи    является     приоритетом
государственной молодежной политики в Кыргызской Республике.
    Духовно-нравственное,  гражданское   и  патриотическое  воспитание
молодежи  реализуется  на основе государственной концепции  воспитания
молодежи, утверждаемой Президентом Кыргызской Республики.
    Республиканские органы  исполнительной   государственной   власти,
местные      государственные    администрации,     органы     местного
самоуправления  формируют  планы и программы  деятельности  в  области
духовно-нравственного,   гражданского   и  патриотического  воспитания
молодежи исходя из указанной концепции, задач, программ в этой области
и имеющихся ресурсов.
    Общественные  объединения,  исключая  политические  и  религиозные
объединения,    граждане   привлекаются    к    реализации    духовно-
нравственного, гражданского  и  патриотического  воспитания на  основе
договора  с  соответствующим  органом  исполнительной  государственной
власти   или  организацией-исполнителем  соответствующих  мероприятий,
входящих   в  национальные  целевые,   межрегиональные,   региональные
целевые программы по поддержке молодежи.
 
    Статья 13. Образование и культурное развитие молодежи
 
    В соответствии  с  законодательством Кыргызской Республики молодые
граждане  реализуют свои права и законные интересы в  сфере  получения
гарантированного   общедоступного  бесплатного  основного  общего,   а
также  среднего  (полного) общего образования,  получения  начального,
среднего,   высшего   профессионального  образования   в   учреждениях
образования.
    Правом на особую поддержку при  получении  образования  пользуются
молодые  граждане  из  малообеспеченных,  многодетных  семей,  молодые
граждане,  проживающие  в  сельской местности  и  приравненных  к  ним
местностях,    несовершеннолетние,   пользующиеся    особой    защитой
государства, особо одаренные молодые граждане.
    Приоритетные   меры    в   сфере   образования   молодежи    могут
предусматриваться  национальными  целевыми,   региональными   целевыми
программами    по   вопросам     социально-экономического    развития,
поддержки    образования,   обеспечения   занятости   населения,    по
государственной  поддержке молодежи и другими национальными  целевыми,
региональными   целевыми   программами   в   области   государственной
молодежной политики в Кыргызской Республике.
    Молодые  граждане   могут направляться для обучения  в  учреждения
образования  Кыргызской  Республики  и  за  рубеж  за  счет   средств,
предусмотренных  законодательством  Кыргызской Республики и различными
образовательными программами.
    Республиканские органы   исполнительной   государственной  власти,
местные  государственные администрации, органы местного самоуправления
государственные    заказчики   национальных    целевых   программ   по
поддержке   молодежи   способствуют  организации  или   самостоятельно
организуют  конкурсы,  смотры, выставки работ талантливой молодежи  на
основе    мероприятий,    предусмотренных    национальными    целевыми
программами.
    Для   поощрения   талантливой  молодежи   республиканские   органы
исполнительной   государственной   власти,   местные   государственные
администрации  и  органы  местного самоуправления могут  устанавливать
стипендии,   премии,  гранты  исходя  из  имеющихся  средств  на  цели
образования,  развития науки, техники и культуры  и  другие  социально
значимые цели.
    В учреждениях образования  поощряется  деятельность  молодежных  и
детских    общественных    объединений,    профессиональных     союзов
студентов (учащихся).
    Государственная   поддержка   профессиональных  союзов   студентов
(учащихся)  осуществляется республиканскими  органами   исполнительной
государственной    власти   в   области  общего  и   профессионального
образования,   занятости  населения,   по  реализации  государственной
молодежной    политики   и    другими    республиканскими     органами
исполнительной  государственной власти в соответствии с  ведомственной
подчиненностью   учреждения   образования,   по   итогам    конкурсов,
представляемых   указанными  профессиональными  союзами   проектов   и
программ.     Условия    конкурса   определяются     проводящим    его
республиканским органом исполнительной государственной власти.
    Органы   исполнительной   государственной   власти   по   вопросам
образования,  науки  и  культуры совместно  с  научными  обществами  и
творческими  союзами,   фондами, а также  родителями  могут  создавать
учреждения,  обеспечивающие  поиск,  поддержку и развитие  талантливой
молодежи в различных сферах жизни.
    Органы исполнительной  государственной  власти по делам молодежи и
детей      совместно     с      заинтересованными      министерствами,
государственными    комитетами,     административными     ведомствами,
местными    государственными   администрациями,    органами   местного
самоуправления,    общественными    организациями,    фондами    могут
устанавливать специальные стипендии, создавать необходимые условия для
наиболее одаренной молодежи.
    Органы исполнительной  государственной власти по вопросам молодежи
и  детей,  образования,  науки,  культуры,  туризма и спорта совместно
с    предприятиями    и    организациями,    научными    учреждениями,
профессиональными   начальными,    средними   и    высшими    учебными
заведениями, общественными организациями,  творческими  союзами  могут
создавать  по  месту  жительства  молодежи  учреждения,  содействующие
углублению  знаний  и  умений,  удовлетворению  творческих  интересов,
развитию способностей, интеллекта, организации содержательного  досуга
и отдыха детей, подростков и молодежи.
    В  целях  повышения  правовых  знаний и  сексуальной  грамотности,
предотвращения   ранних   половых  контактов,    ведущих   к    ранней
беременности,   заражению   возбудителями  венерических   заболеваний,
вирусом  иммунодефицита  человека  подростков,   в  учебные  программы
общеобразовательных    школ   вводятся  дисциплины   по   сексуальному
воспитанию.
 
    Статья 14. Государственная поддержка молодой семьи
 
    В   целях    поддержки   молодых   семей  республиканские   органы
исполнительной   государственной   власти,   местные   государственные
администрации   и   органы   местного   самоуправления   в    порядке,
установленном   законодательством   Кыргызской   Республики,     могут
формировать национальные и региональные целевые программы по поддержке
молодых семей.
    Формирование указанных программ осуществляется  в  соответствии  с
прогнозами   социально-экономического развития  Кыргызской  Республики
или   соответствующего  региона,   на  основе    анализа    социально-
экономического  положения,  потребностей молодых  семей,  в  отношении
которых  устанавливаются приоритетные меры государственной  поддержки.
Мероприятия  по   поддержке  указанных  семей направлены  на  оказание
помощи семьям в решении социально-экономических и бытовых проблем,  на
обеспечение  им  достаточных  условий  для  получения  соответствующих
образовательных,  медицинских, социальных,   психолого-педагогических,
юридических,  информационных  и других услуг и помощи, в том  числе  в
охране здоровья, образовании, воспитании и развитии детей, обеспечении
их социальной защиты.
    В соответствии с законодательством Кыргызской Республики указанные
целевые   программы  подлежат  утверждению  соответствующими  органами
законодательной и исполнительной государственной власти.
    Улучшение жилищных условий молодых семей может  осуществляться  из
резервов  жилищного  фонда социального использования.  Молодые  семьи,
проживающие вместе с родителями или другими родственниками, в  течение
двух   лет   после  заключения  брака  и  при  наличии  ребенка  могут
ходатайствовать об их регистрации в качестве нуждающихся  в  улучшении
жилищных  условий в порядке,  установленном жилищным законодательством
Кыргызской Республики.
    Молодые    семьи     получают   бесплатно    от    соответствующих
республиканских   органов   исполнительной  государственной    власти,
местных      государственных    администраций,    органов     местного
самоуправления,    государственных   предприятий   информационные    и
консультационные   услуги,   включенные   в   состав   государственных
минимальных  социальных  стандартов. Состав таких  услуг  и  формы  их
предоставления   молодым  семьям  устанавливаются    законодательством
Кыргызской Республики.
    Компенсация расходов коммерческих и некоммерческих организаций  по
информированию  и  консультированию  молодых  семей  производится   из
внебюджетных  источников  в  объеме,  предусмотренном  на   эти   цели
законодательством Кыргызской Республики.
 
    Статья 15. Жилищные условия молодежи
 
    Государство  обеспечивает   молодым  гражданам  равное  с  другими
гражданами   право  на  жилище,   содействует  молодежному   жилищному
строительству, созданию молодежных жилищных комплексов и т.п.
    При   отводе  земельных  участков  для  индивидуального  жилищного
строительства  местные государственные администрации и органы местного
самоуправления  утверждают квоты участков,   предоставляемых   молодым
семьям под строительство жилья.
    Местные    государственные   администрации   и   органы   местного
самоуправления совместно с предприятиями, учреждениями,  организациями
разрабатывают  и  реализуют программы создания благоприятных  жилищно-
бытовых условий для молодежи, проживающей в общежитиях.
    Молодые   семьи  могут  получать  за  счет  различных   источников
организаций,  учреждений,  предприятий, банков  льготные  долгосрочные
кредиты  на  строительство и приобретение жилых домов и  квартир,   на
оплату   вступительных   паевых взносов при  вступлении  в  молодежные
жилищные  комплексы,  а  также  на  обзаведение  домашним  хозяйством.
Молодежь,   переселяющаяся   в  сельские    населенные    пункты    на
постоянное  место  жительства,  а также местная молодежь,   занятая  в
сельском    хозяйстве,   перерабатывающих,   обслуживающих    отраслях
агропромышленного   комплекса,   социальной  сфере   этих   населенных
пунктов,   пользуется различными  льготами,  устанавливаемыми местными
государственными  администрациями и органами местного самоуправления в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 
    Статья 16. Содействие экономической самостоятельности молодых
                 граждан и реализации их права на труд
 
    Государство поощряет труд и инициативу молодых граждан в различных
областях  промышленного и сельскохозяйственного  производства,   науки
и   техники,   культуры  и  искусства,  образования,  здравоохранения,
предоставления  социальных  услуг и в  других  областях  деятельности,
способствующих  развитию  Кыргызской Республики,  обеспечению  прав  и
законных интересов молодых граждан.
    Правительство    Кыргызской   Республики   содействует    созданию
ученических,     студенческих   и   других   молодежных   предприятий,
кооперативов путем предоставления льготных кредитов и других льгот.
    Молодым  гражданам, достигшим совершеннолетия,  и  молодым  семьям
могут    предоставляться   различными   организациями,   учреждениями,
предприятиями, банками долгосрочные льготные кредиты:
    на строительство  или приобретение жилья в размере до 75 процентов
его стоимости;
    на  обзаведение   домашним   подсобным  хозяйством  в  размере  до
пятикратной  суммы  годовой минимальной заработной  платы  со   сроком
погашения начиная с 5-го года.
    Предприятия, организации,  учреждения могут погашать за счет своих
средств  указанные  кредиты молодым специалистам в зависимости  от  их
трудового  вклада и в порядке,  определяемом индивидуальным  договором
между предприятием, учреждением, организацией и молодым специалистом.
    Приоритетные государственные меры по  обеспечению  трудоустройства
молодежи   устанавливаются  в  отношении  молодых   граждан,   впервые
устраивающихся  на  работу  по  достижении  возраста  16  лет,   после
окончания учреждения образования,  а также несовершеннолетних граждан,
достигших   возраста   14  лет,  в  свободное   от   обучения   время.
Республиканские   органы  исполнительной  государственной   власти   в
пределах   своей   компетенции,   имеющихся   финансовых   средств   и
возможностей  оказывают содействие  организациям  независимо  от  форм
собственности  и  ведомственного  подчинения  в  их  деятельности   по
обеспечению  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки
молодых   граждан,  достигших  возраста  14  лет,  по  трудоустройству
молодежи, в том числе по созданию и квотированию рабочих мест.
    Уполномоченными республиканскими  органами  государственной власти
по   реализации   государственной   молодежной   политики,    местными
государственными  администрациями  и  органами местного самоуправления
дополнительно  к мерам,  осуществляемым органами занятости  населения,
образования,   здравоохранения,  могут создаваться  специализированные
организации  по  содействию  занятости,  профессиональной  ориентации,
профессиональной  подготовке и переподготовке кадров,  ориентированные
на  молодых  граждан,  в  том  числе  для  организации  их  временного
(сезонного)   трудоустройства.  Указанные   организации   осуществляют
свою  деятельность на основе государственного заказа и  обеспечиваются
необходимым помещением, оборудованием и финансовыми средствами.
    Республиканские органы  исполнительной   государственной   власти,
местные      государственные    администрации,     органы     местного
самоуправления поддерживают предпринимательскую деятельность  молодежи
путем формирования и реализации соответствующих программ на конкурсной
основе.  Об  объеме  и  характере мер поддержки, видах  поддерживаемой
деятельности,   условиях   участия   в   конкурсе   указанные   органы
информируют  молодых  граждан  через средства  массовой  информации  и
другими    способами   информации,   а  также   проводят   необходимые
консультации по вопросам участия в конкурсах.
    Уполномоченные      республиканские     органы      исполнительной
государственной власти, местные государственные администрации и органы
местного   самоуправления    бесплатно  или   на   льготных   условиях
предоставляют молодежным организациям информационные и консультативные
услуги  по  вопросам  их деятельности, перечень  которых  утверждается
ежегодно указанными органами исполнительной государственной власти.
    В  целях   стимулирования   молодежного   предпринимательства  при
осуществлении  государственной  молодежной  политики  республиканскими
органами  исполнительной  государственной  власти  в  соответствии   с
законодательством Кыргызской Республики,  на конкурсной  основе  может
формироваться   государственный    заказ    молодежным    коммерческим
организациям на производство продукции и оказание услуг для населения,
в   том  числе  молодежи,  посредством   заключения   государственными
заказчиками  государственных контрактов.
    Государственный  заказ  обеспечивается материальными  ресурсами  и
финансовыми средствами.
    Деятельность молодых граждан в возрасте от 18 лет,  объединившихся
для  строительства молодежного  жилищного  комплекса,   поддерживается
в  объеме  и  порядке,  предусмотренных частями  третьей  и  четвертой
настоящей статьи.
    В    случае    поддержки    конкурсного    проекта    (программы),
представленного молодежным жилищным комплексом,  организатор  конкурса
оказывает   содействие  в обеспечении его необходимыми  средствами  на
условиях, предусмотренных договором.
    Если молодежное или детское общественное объединение (в лице своих
совершеннолетних   представителей)  осуществляет   предпринимательскую
деятельность   постольку,  поскольку  это необходимо для  их  уставных
целей, оно вправе пользоваться всеми формами государственной поддержки
на     основаниях,   предусмотренных   для   молодежных   коммерческих
организаций.
    В   целях  создания  условий  для  занятости  молодежи  в  учебные
программы   общеобразовательных  школ,   профессиональных   начальных,
средних  и  высших учебных заведений вводятся дисциплины  по  изучению
основ  предпринимательства и права.
 
    Статья 17. Республиканский фонд развития молодежного
                          предпринимательства
 
    Республиканский   фонд  развития  молодежного  предпринимательства
создается  при органе исполнительной государственной власти  по  делам
молодежи  и  детей и является самостоятельной организацией, обладающей
статусом  юридического  лица.  Порядок  формирования  Республиканского
фонда    развития    молодежного   предпринимательства    определяется
Правительством  Кыргызской Республики.
    Средства     Республиканского    фонда    развития     молодежного
предпринимательства  формируются за счет  республиканского  и  местных
бюджетов, спонсорской и грантовой поддержки и направляются:
    на финансовую поддержку молодежного предпринимательства;
    на  обеспечение  страхования финансовых рисков и  выдачи  гарантий
молодым предпринимателям;
    на финансирование учебных, научных, технологических, экологических
программ молодежи.
 
                              Глава III.
              Социальная и правовая защищенность молодежи
 
    Статья 18. Особая защита государства
 
    Особой    защитой    государства   пользуются   несовершеннолетние
Кыргызской   Республики,   исходя из того,  что  несовершеннолетние  в
силу  своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих
действий.   Это   ограничивает   их  способность   своими   действиями
приобретать  права, создавать для себя обязанности и нести юридическую
ответственность,  а также устанавливает  особый  порядок осуществления
прав  непосредственно  несовершеннолетними  либо  их  родителями  (или
законными представителями).
    Органы государственной власти и должностные лица, педагогические и
социальные  работники,   родители не могут  использовать  в  отношении
несовершеннолетних   меры   воздействия,   основанные   на   публичном
распространении  сведений  о  деяниях  несовершеннолетних,  содержащих
признаки  преступлений   и  правонарушений,  за  исключением  случаев,
когда   названные  меры  являются  видом  уголовного  наказания    или
административного   взыскания, либо относятся к  принудительным  мерам
воспитательного характера, применяемым по решению суда.
    Особой защитой  государства  пользуется  также следующая категория
детей и молодежи:
    сироты;
    инвалиды;
    беженцы;
    дети из неполных и многодетных семей;
    дети,  находящиеся  в  зонах  военных  действий,   межнациональных
конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий, экологических катастроф.
 
    Статья 19. Благотворительная деятельность в пользу детей и
                               молодежи
 
    Государство    поощряет    создание   благотворительных    фондов,
благотворительную  деятельность  любых  организаций,   предприятий   и
граждан,    направленную   на   оказание   помощи  детям  и  молодежи.
Государство  всемерно способствует общественным и  иным  организациям,
предприятиям,  гражданам  и  их объединениям  в  создании  и  развитии
детских, молодежных учреждений, организаций путем установления льгот и
финансово-материального  поощрения благотворительной деятельности.
 
    Статья 20. Оказание социальных услуг молодежи
 
    Государственные минимальные стандарты на оказание социальных услуг
молодежи    определяют    гарантированный     уровень     и      объем
государственной    поддержки     молодежи     в     соответствии     с
законодательством  Кыргызской Республики. К таким  социальным  услугам
относятся:
    информирование  молодых  граждан  об  их  правах  и  обязанностях,
имеющихся   возможностях  для  образования,  воспитания  и   развития,
оказания  медицинской  помощи и охраны здоровья,  социальной защиты  и
обслуживания, для выбора жизненного пути,  трудоустройства,   оказания
помощи  молодым гражданам  в  занятиях физической культурой и спортом,
для   организации  отдыха,  оздоровления,  реабилитации,   преодоления
трудной жизненной ситуации и другие услуги;
    консультирование   молодых  граждан,   оказание   им   социальной,
психологической,  педагогической,  медицинской,  юридической  и   иной
помощи;
    социальная помощь молодым семьям и их социальное обслуживание;
    помощь  безнадзорной  молодежи, находящейся  в  государственных  и
коммунальных учреждениях образования,  учебно-воспитательных, лечебно-
профилактических учреждениях,  учреждениях социального обслуживания  и
иных  учреждениях,   в которых осуществляется  надзор  за   ней,   или
окончившей  пребывание в них; молодежи, вернувшейся  из  мест  лишения
свободы;
    осуществление социальной работы в учреждениях образования;
    социальная  и  психологическая помощь в адаптации  и  реабилитации
молодым  гражданам,   в том числе с недостатками физического  и  (или)
психического развития, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
    другие   социальные   услуги,   предусмотренные   государственными
минимальными социальными стандартами.
    Социальные услуги молодежи,  включенные в  состав  государственных
минимальных  стандартов,   предоставляются  социальными  службами  для
молодежи либо иными учреждениями независимо от организационно-правовых
форм  и  форм  собственности, которые осуществляют  социальные  услуги
населению, в том числе молодежи, в порядке выполнения государственного
заказа.
 
    Статья 21. Социальная защищенность студентов
 
    Учащимся и студентам учебных заведений  Правительством  Кыргызской
Республики,   местными  государственными  администрациями  и  органами
местного самоуправления,  устанавливаются льготы по оплате проезда  на
городском  общественном  транспорте, государственном  железнодорожном,
автомобильном  (за  исключением  такси)  и  всех   типах    воздушного
транспорта.   Правом  бесплатного  проезда  в  городском  общественном
транспорте  и  льготного проезда на государственном железнодорожном  и
воздушном   транспорте  пользуются лица,  указанные  в  части  третьей
статьи 18 настоящего Закона.
    Привлечение учащихся и студентов  к  сельскохозяйственным  работам
производится  на добровольной основе путем заключения  договора  между
администрацией  сельскохозяйственного  предприятия  и  представителями
(профсоюзами) учащихся, студентов и педагогов.
    В  случаях  ограничения  их прав и свобод  со  стороны  педагогов,
администрации учащиеся и студенты вправе требовать от Совета  учебного
заведения,  профсоюза принятия мер по восстановлению нарушенных прав и
применения   дисциплинарных  мер  к  виновным  лицам  либо  возмещения
причиненного ущерба.
    Если   принятые   администрацией,  Советом   учебного   заведения,
профсоюзом  меры не удовлетворяют учащегося, студента, то  они  вправе
обращаться  в  органы исполнительной государственной власти  по  делам
молодежи и детей за помощью либо в суд.
    Не     допускается     принудительное    привлечение     учащихся,
несовершеннолетних и студентов к различным общественным мероприятиям в
ходе  образовательного процесса и вне его,  в том числе  политическим,
религиозным,   культурным;   оно   может   производиться   только   на
добровольной   основе   путем  заключения   письменного   договора   в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 
    Статья 22. Социальные службы для молодежи, ее функции
 
    Для    оказания    практической   социальной    помощи    молодежи
республиканским   органом   исполнительной государственной  власти  по
делам молодежи и детей,  его структурными подразделениями совместно  с
другими    республиканскими  органами  исполнительной  государственной
власти,   общественными объединениями создаются социальные службы  для
молодежи.
    Социальные  службы   для  молодежи  оказывают  молодым   гражданам
информационную, правовую, психолого-педагогическую, медицинскую и иные
формы   социальной   помощи,   реализуют   необходимые  меры  с  целью
предупреждения    негативных    явлений    в     молодежной      среде
(правонарушений,  алкоголизма, наркомании,  токсикомании,  проституции
и  т.п.)  и  их преодоления,  осуществляют социальную опеку  отдельных
категорий  молодежи,  в  частности инвалидов, детей-сирот.
    Типовое положение о социальных службах для  молодежи  утверждается
Правительством Кыргызской Республики.
    Деятельность социальных служб для молодежи финансируется  за  счет
республиканского  и  местных  бюджетов,  молодежных  фондов,  а  также
других источников.
    Для работы  в  системе  социальных служб для молодежи на должности
социальных   работников  принимаются  лица,   имеющие  педагогическое,
медицинское,   юридическое  образование,   образование   психолога   и
соответствующую профессиональную подготовку.
 
    Статья 23. Правовая защита детей и молодежи
 
    Какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения прав и свобод
детей  и  молодежи  в  зависимости от возраста, кроме  предусмотренных
законодательством, являются противоправными и влекут  ответственность,
установленную законодательством Кыргызской Республики.
    Использование молодыми гражданами прав  и  свобод  при  социальном
становлении    и   развитии   не  должно  причинять  ущерб   интересам
общества, правам других граждан.
 
    Статья 24. Стимулирование общественно значимой молодежной
                              инициативы
 
    Республиканские органы   исполнительной   государственной  власти,
местные    государственные    администрации    и    органы    местного
самоуправления поддерживают  общественно  значимые инициативы  молодых
граждан  и  их  общественных  объединений.  Государственная  поддержка
молодежных  и  детских  общественных   объединений  осуществляется   в
соответствии     с     законодательством    Кыргызской     Республики.
Финансирование   общественно   значимой    деятельности,     инициатив
(проектов,   программ)  из республиканского бюджета  осуществляется  в
конкурсном   порядке   при   условии,  что  выдвигающие   инициативное
предложение    молодые    граждане,   их   общественные    объединения
участвуют в его реализации.
    Вкладом молодого  гражданина,  молодежных  и  детских общественных
объединений  в  реализацию  проектов,  программ  может  среди  прочего
признаваться  передача авторских, патентных прав и других  результатов
деятельности.
    Публичный   конкурс    по  государственной  поддержке   молодежных
инициатив является открытым.
    Приоритетные   меры    по   стимулированию  общественно   значимой
молодежной инициативы устанавливаются в отношении проектов и  программ
молодежных и детских общественных объединений.
    Указанные объединения участвуют в конкурсах проектов и программ на
соискание    государственных   грантов   в   области   государственной
молодежной   политики  в  соответствии  с  положением,    утверждаемым
уполномоченным  республиканским органом исполнительной государственной
власти  по  делам  молодежи  и детей.  Конкурсные  проекты,  программы
молодежных   и  детских  общественных  объединений  должны   содержать
характеристику   финансовых,   материальных,   кадровых   возможностей
данного     объединения     по    реализации   проекта,     программы.
Обоснованность проекта, программы устанавливается на тендерной основе,
проводимой  в  соответствии  с порядком, определяемым  республиканским
органом  исполнительной государственной власти  по  делам  молодежи  и
детей.
    Если одобренный конкурсный проект,  программа молодежных и детских
общественных     объединений    соответствуют    по     направленности
утвержденным  программам  и  планам социально-экономического  развития
региона, то организатор конкурса изыскивает возможности для финансовой
поддержки проекта,  программы в счет финансирования указанных программ
и планов в сроки,  не превышающие трех месяцев после подведения итогов
конкурса,   либо  определяет  очередность  предоставления  необходимых
средств.
    Условия,  которым  должны соответствовать  молодежные  и   детские
общественные объединения,  участвующие в конкурсе проектов,  программ,
а  также  другие меры государственной поддержки молодежных  и  детских
общественных   объединений  устанавливаются Правительством  Кыргызской
Республики.
    Нецелевое   использование  бюджетных   средств,    полученных   на
осуществление конкурсных проектов и программ молодежными коммерческими
организациями,   молодежными  и детскими общественными  объединениями,
другими  участниками реализации мероприятий государственной молодежной
политики,   влечет   за  собой  ответственность   в   соответствии   с
законодательством Кыргызской Республики.
 
                               Глава IV.
           Государственная молодежная политика и молодежные
                  и детские общественные объединения
 
    Статья 25. Молодежные и детские общественные объединения
                         Кыргызской Республики
 
    Правовой  статус   молодежных и детских  общественных  объединений
определяется   Законом   Кыргызской   Республики   "О   некоммерческих
организациях",  настоящим  Законом и  другими  нормативными  правовыми
актами Кыргызской Республики.
    Правами молодежных  и  детских общественных объединений пользуются
также их союзы и ассоциации.
    Членами   (участниками)    молодежных   и   детских   общественных
объединений  являются, как правило, граждане Кыргызской Республики,  а
также  лица без  гражданства в установленных в соответствии со статьей
1 настоящего Закона возрастных пределах.
    Уставами молодежных  и детских общественных объединений может быть
предусмотрено  членство  (участие) в  них   иностранных   граждан,   а
также коллективное членство.
    Не допускается прямое или косвенное принуждение молодых граждан  к
вступлению   в   молодежные   и детские общественные  объединения,   а
также   запрещение  на  участие  в  их  деятельности,  основанное   на
использовании их зависимого положения.
 
    Статья 26. Формы участия молодежных и детских общественных
        объединений, иных государственных организаций и граждан
                 в государственной молодежной политике
 
    Молодежные и детские общественные объединения,  фонды вправе через
своих  представителей обращаться с предложениями  по  любым   вопросам
в  республиканский  орган  исполнительной  государственной  власти  по
делам молодежи и детей,  а также другие органы государственной власти,
участвовать в их обсуждении.
 
    Статья 27. Пределы деятельности молодежных и детских общественных
                              объединений
 
    Деятельность молодежных  и  детских  общественных  объединений  не
должна  выходить  за пределы,  определяемые их уставами,  положениями,
утвержденными в установленном законом порядке.
    Деятельность  молодежных   и   детских   общественных  объединений
осуществляется   в   соответствии  с   законодательством    Кыргызской
Республики, нормами международного права.
 
    Статья 28. Поддержка государством молодежных и детских
               общественных организаций и их объединений
 
    Государство в лице соответствующих органов оказывает материальную,
финансовую   и   иную  поддержку  молодежным  и  детским  общественным
организациям, а также их объединениям путем:
    предоставления субсидий и льготных кредитов;
    предоставления  права  пользования  зданиями,  помещениями   школ,
внешкольных  учреждений,   клубами,   домами  культуры,   детскими   и
молодежными центрами,  спортивными и иными сооружениями бесплатно  или
на  льготных условиях;
    поощрения спонсорской и благотворительной деятельности юридических
и   физических   лиц,   направленной  на  укрепление  материальной   и
финансовой базы таких организаций.
    Местные    государственные   администрации   и   органы   местного
самоуправления вводят дополнительные льготы для молодежных  и  детских
общественных объединений.
 
    Статья 29. Республиканский и местные органы исполнительной
           государственной власти по делам молодежи и детей
                         Кыргызской Республики
 
    Проведение   государственной  молодежной  политики  осуществляется
республиканским органом исполнительной государственной власти по делам
молодежи   и   детей   совместно  с  другими  органами  исполнительной
государственной  власти через местные  государственные   администрации
и   органы  местного   самоуправления,  в  составе  которых  создаются
структурные  подразделения по работе с молодежью  и  детьми,  а  также
путем   взаимодействия   с   молодежными  и   детскими   общественными
объединениями.
    Деятельность  органов  исполнительной  государственной  власти  по
делам  молодежи  и  детей на областном, городском и  районном  уровнях
координируется непосредственно республиканским органом  исполнительной
государственной   власти  по  делам  молодежи   и   детей   Кыргызской
Республики.
    Республиканский  орган  исполнительной государственной  власти  по
делам   молодежи  и детей совместно с другими органами  исполнительной
государственной  власти  разрабатывает,  а  Правительство   Кыргызской
Республики  утверждает   социальные  нормы  и  нормативы  относительно
социального  становления и развития молодежи и детей,  их объединений,
учет которых является  обязательным  для  всех  органов исполнительной
государственной  власти,   местных  государственных  администраций   и
органов  местного  самоуправления, а также предприятий,  учреждений  и
организаций независимо от форм собственности.
 
    Статья 30. Функции республиканского и местных органов
        исполнительной государственной власти по делам молодежи
                                и детей
 
    Республиканский и местные  органы  исполнительной  государственной
власти по делам молодежи и детей осуществляют следующие функции:
    разрабатывают  проекты  нормативов,  определяющих   социальное   и
экономическое развитие молодежи и детей;
    участвуют   в   разработке   проектов  планов   экономического   и
социального развития Кыргызской Республики, республиканского бюджета;
    принимают участие в разработке и обеспечивают  реализацию  целевых
молодежных и детских программ;
    обеспечивают охрану прав и законных интересов молодежи и детей;
    оказывают финансовую  поддержку программам и проектам молодежных и
детских общественных объединений;
    исполняют  иные  функции, возложенные на них  согласно  настоящему
Закону,    положению    о   республиканском   органе    исполнительной
государственной  власти  по  делам  молодежи  и  детей,  утверждаемому
Правительством  Кыргызской  Республики  и  иными  законодательными   и
нормативными актами  Кыргызской Республики.
 
    Статья 31. Печатный орган республиканского органа исполнительной
           государственной власти по делам молодежи и детей
                         Кыргызской Республики
 
    В   целях    освещения    деятельности    органов   исполнительной
государственной  власти  по делам молодежи и детей,  взаимодействия  с
общественными    объединениями   и   государственными    учреждениями,
выполнения   законодательства   в   отношении   молодежи    и    детей
республиканским органом  исполнительной  государственной   власти   по
делам  молодежи и детей учреждается свой печатный орган, финансируемый
на основе грантовой поддержки и других источников.
 
    Статья 32. Государственный реестр молодежных и детских
            общественных объединений Кыргызской Республики
 
    Все  молодежные  и  детские общественные  объединения,  обладающие
статусом  юридического лица,  проходят государственную  регистрацию  в
Министерстве   юстиции   Кыргызской  Республики   в   соответствии   с
законодательством Кыргызской Республики.
    Для формирования информационного банка данных этих  организаций  и
учета    действующих   организаций  ежегодно  молодежные   и   детские
общественные объединения представляют соответствующие сведения о своей
деятельности   в  республиканский орган исполнительной государственной
власти  по  делам  молодежи  и детей в порядке,  устанавливаемом  этим
органом.
    Ежегодно республиканский   орган   исполнительной  государственной
власти  по  делам  молодежи  и  детей  представляет   в   Министерство
юстиции  Кыргызской Республики информацию о действующих  молодежных  и
детских  общественных объединениях для соответствующего  заключения  о
деятельности  и представления на коллегию для исключения недействующих
организаций  из  реестра  зарегистрированных  молодежных   и   детских
общественных  объединений.
 
                               Глава V.
               Обеспечение мероприятий государственной
              молодежной политики в Кыргызской Республике
 
    Статья 33. Информационно-аналитическое обеспечение государственной
              молодежной политики в Кыргызской Республике
 
    Республиканские органы  исполнительной   государственной   власти,
местные     государственные   администрации    и    органы    местного
самоуправления    осуществляют   систему   мер    по    информационно-
аналитическому   обеспечению  государственной  молодежной  политики  в
Кыргызской Республике.
    В указанных целях создаются условия для расширения информационного
обслуживания  молодых граждан: обеспечение доступа молодых  граждан  к
информации;  поддержка  молодежных и детских  электронных  и  печатных
средств  массовой   информации;  активизация действий  республиканских
органов     исполнительной    государственной     власти,      местных
государственных  администраций и органов  местного  самоуправления  по
информированию молодых граждан об их правах и обязанностях,  имеющихся
возможностях   для   реализации  прав  в  области   охраны   здоровья,
образования,   социальной  защиты  и  обслуживания,   профессиональной
ориентации,     профессиональной    подготовки    и   трудоустройства,
организации  отдыха,   оздоровления,   реабилитации,  для  преодоления
трудных  жизненных ситуаций,  поддержки молодой семьи,  молодежных   и
детских   общественных  объединений  и  других  действий   в   области
государственной молодежной политики в Кыргызской Республике.
    Республиканские органы   исполнительной   государственной  власти,
местные    государственные    администрации    и    органы    местного
самоуправления организуют  научные  исследования  проблем  молодежи  и
детей.  Указанные исследования осуществляются на долговременной основе
и   являются    обязательным   условием   разработки  мероприятий   по
реализации    государственной   молодежной   политики   в   Кыргызской
Республике.
    Исследования    проблем   молодежи   и   детей   предусматриваются
национальными  и  региональными  целевыми  программами  по   поддержке
молодежи,   детей и  другими  программами  и планами в соответствии  с
прогнозом   и  планами  социально-экономического  развития  Кыргызской
Республики  и  конкретных регионов.
    На   основании   данных   исследований  Правительство   Кыргызской
Республики ежегодно представляет в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
Национальный  доклад  о  положении  молодежи  и  детей  в   Кыргызской
Республике  и публикует его в официальном печатном органе.
    Национальный  доклад  рассматривается  республиканскими   органами
государственной  власти в соответствии с их компетенцией для  принятия
соответствующих решений.
    Республиканские и  местные  органы  государственной власти обязаны
информировать  молодежь и ее общественные объединения  о   планируемых
и  реализуемых   мероприятиях  в  области  государственной  молодежной
политики в Кыргызской Республике.
    Умышленное неинформирование  должностными лицами молодых граждан и
их  общественных  объединений по указанным вопросам влечет  за   собой
ответственность,     установленную    законодательством     Кыргызской
Республики.
 
    Статья 34. Специализированные организации, ведущие работу
                              с молодежью
 
    К  специализированным организациям, ведущим  работу  с  молодежью,
относятся:
    воспитательные  организации  (молодежные,  детские,   подростковые
клубы,    дома   и  дворцы  молодежи,   молодежные  центры  и   другие
организации); социальные службы для молодежи;
    организации по  содействию  занятости  молодежи  (молодежные биржи
труда,   центры  занятости молодежи и другие организации);  учреждения
дополнительного образования;
    другие       организации,       осуществляющие      некоммерческие
социальнозначимые проекты, программы по поддержке молодежи.
    Деятельность организаций, ведущих работу с молодежью, регулируется
их учредительными документами.
    Государственные  предприятия,  учреждения,  молодежные  и  детские
общественные   объединения,  иные  общественные   объединения   (кроме
политических),    благотворительные   фонды,   которые    осуществляют
мероприятия  по  социальной  поддержке,   оказанию  социально-бытовых,
социально-медицинских,  психолого-педагогических,   социально-правовых
услуг,  по  содействию  социальной,   психологической   адаптации    и
социальной  реабилитации  молодых  граждан,   находящихся  в   трудной
жизненной  ситуации,  в  порядке открытого  конкурса   могут  получать
государственный  заказ  на  производство  социальных   услуг   молодым
гражданам  в  объеме, предусматриваемом государственными  минимальными
социальными   стандартами.   Размещение  указанного   государственного
заказа    не    может    предусматривать    изменения    ведомственной
подчиненности выполняющих его организаций.
    Социальные  службы  для  молодежи  независимо  от  организационно-
правовых     форм   и   форм   собственности   в   случае   размещения
государственного заказа при его реализации руководствуются правилами и
нормативами,     предусмотренными     законодательством     Кыргызской
Республике для деятельности соответствующих учреждений.
    С     целью    координации    деятельности    государственных    и
негосударственных  организаций республиканские органы   исполнительной
государственной власти, местные государственные администрации и органы
местного    самоуправления,     осуществляющие    меры    в    области
государственной молодежной политики,  способствуют созданию молодежных
центров  (воспитательных организаций), оказывающих  молодым  гражданам
социальные услуги и осуществляющих мероприятия по охране их  здоровья,
образованию,  воспитанию, социальному становлению,  по  их  духовному,
культурному и физическому развитию.
    Такие молодежные центры обеспечиваются необходимыми  материальными
и  финансовыми  средствами  для  осуществления  социальных  услуг  для
молодежи  на основе договора с уполномоченным республиканским  органом
исполнительной   государственной  власти,    местной   государственной
администрацией и органом местного самоуправления.
    Профессиональные средние  и  высшие учебные заведения осуществляют
целевую   подготовку  специалистов  для  организаций  и    учреждений,
ведущих   работу    с    молодежью  на   основе   государственного   и
коммунального   заказа.   Перечень   специальностей,     по    которым
осуществляется   подготовка  кадров  в  порядке   государственного   и
коммунального  заказа,  определяется уполномоченными  республиканскими
органами     исполнительной    государственной     власти,    местными
государственными администрациями и органами местного самоуправления.
 
    Статья 35. Государственная поддержка социальной инфраструктуры
                             для молодежи
 
    Республиканские органы   исполнительной   государственной  власти,
местные     государственные    администрации,      органы     местного
самоуправления  формируют  и обеспечивают функционирование  социальной
инфраструктуры   для   молодежи,   в  том   числе   специализированных
организаций и учреждений, ведущих работу с молодежью.
    Порядок    принятия    республиканским   органом    исполнительной
государственной   власти,   местной   государственной   администрацией
или   органом   местного   самоуправления   решения   по   сооружению,
реконструкции, модернизации, изменению назначения, ликвидации объектов
социальной    инфраструктуры   для   молодежи   включает   специальные
мероприятия  по  оценке (экспертизе) последствий  такого  решения  для
обеспечения  жизнедеятельности,  образования,  воспитания  и  развития
молодых граждан.
    При   принятии  градостроительных  решений  компетентным   органом
исполнительной   государственной   власти,   местной   государственной
администрацией и органом местного самоуправления учитываются нормативы
(минимальные  стандарты)  сооружения  объектов,   составляющих   среду
жизнедеятельности,  образования,   воспитания  и  развития   молодежи.
Указанные нормативы устанавливаются в соответствии с законодательством
Кыргызской    Республики    с   учетом   региональных    особенностей,
национальных   традиций   и   обычаев,  если   они   не   противоречат
законодательству Кыргызской Республики,  а также  с учетом  перспектив
социально-экономического и культурного развития регионов.
    Являющееся   государственной   или   коммунальной   собственностью
имущество    (включая   земельные   участки,    здания,    сооружения,
оборудование  и  иное  имущество),   возникновение,   обособление  или
приобретение  которого  связано с образовательным   и   воспитательным
процессами,  обеспечением других функций социальной инфраструктуры для
молодежи,  может использоваться только на указанные цели.
    Если в силу сложившихся обстоятельств указанное имущество не может
далее   эффективно   использоваться  в   целях   обеспечения   функций
социальной  инфраструктуры  для молодежи,  решение о его использовании
в   иных   целях   принимается  компетентным  органом   исполнительной
государственной   власти,   местной  государственной   администрацией,
органом  местного самоуправления с условием предварительного  принятия
мер,   компенсирующих  утерю  объекта  социальной  инфраструктуры  для
молодежи.
    При формировании национальных,  региональных,  местных программ  и
планов  в  области социально-экономического развития в них  включаются
меры  по  строительству, реконструкции, ремонту зданий  и  сооружений,
входящих  в  социальную инфраструктуру для молодежи, в соответствии  с
нормативами,     разрабатываемыми   уполномоченными    на    указанную
деятельность  республиканскими органами исполнительной государственной
власти.
    Деятельность объекта социальной инфраструктуры для молодежи и меры
его     материальной     и     финансовой    поддержки    определяются
соответствующим  профилю  объекта примерным  положением,   принимаемым
уполномоченным  республиканским органом исполнительной государственной
власти.
 
    Статья 36. Целевые программы в области государственной молодежной
                   политики в Кыргызской Республике
 
    Приоритетной   мерой  по  реализации  государственной   молодежной
политики   в   Кыргызской Республике является исполнение  национальных
целевых программ, региональных целевых, местных программ.
    Разработка,    принятие    и   реализация    указанных    программ
осуществляются   в   соответствии   с   законодательством   Кыргызской
Республики,   с   учетом  мнения и предложений  молодежных  и  детских
общественных объединений, молодых граждан Кыргызской Республики.
    Республиканские    органы    государственной   власти,     местные
государственные  администрации, органы местного  самоуправления  могут
совместно  с  молодежными   и   детскими  общественными  объединениями
разрабатывать   совместные   программы   мероприятий   по   реализации
государственной  молодежной политики в Кыргызской Республике.
    Финансирование    местных   программ   по    поддержке    молодежи
осуществляется в порядке,  установленном нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления.
 
    Статья 37. Финансирование мероприятий по реализации
           государственной молодежной политики в Кыргызской
                              Республике
 
    Финансирование национальных целевых программ, иных республиканских
мероприятий    по   реализации  государственной  молодежной   политики
осуществляется  за счет средств,  предусмотренных  республиканским   и
местными бюджетами  на  каждый  год,  внебюджетных источников  и  иных
источников,  привлекаемых  для указанных  целей   в   соответствии   с
законодательством Кыргызской Республики.
    Средства, направляемые на  реализацию  государственной  молодежной
политики   в   Кыргызской   Республике,  предусматриваются   бюджетной
классификацией.
 
                               Глава VI.
                       Заключительные положения
 
    Статья 38. Надзор и контроль за исполнением настоящего Закона
 
    Надзор за  точным  и  единообразным  исполнением настоящего Закона
возлагается   на  Генерального  прокурора  Кыргызской   Республики   и
подчиненных ему прокуроров.
    Контроль   за   реализацией  настоящего   Закона    осуществляется
Правительством    Кыргызской    Республики   и   службой   контролеров
(Институтом омбудсмена).
 
    Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона
 
    Настоящий   Закон   вступает  в  силу   с   момента   официального
опубликования.
   ("Эркин Тоо" от 10 марта 2000 года N 23)
    Правительству  Кыргызской  Республики  привести  свои  нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
 
    Президент Кыргызской Республики                А.Акаев