Утверждена
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 11 марта 2009 года № 155
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике
Преамбула
I. Введение
II. Анализ ситуации
III. Цель и задачи стратегии
IV. Приоритеты
V. Мероприятия по направлениям и сферам деятельности
VI. Риски при реализации Стратегии
VII. Ресурсное обеспечение
VIII. Мониторинг и оценка
IX. План действий по реализации Стратегии
X. Глоссарий и список сокращений
Преамбула
В Кыргызской Республике государственные органы, организации граж-
данского общества и предпринимательские круги уделяют все больше внима-
ния проблеме коррупции. Тема коррупции стала постоянным предметом об-
суждения не только в частной жизни, в средствах массовой информации, но
и в высших органах государственной власти. Очевидно, что коррупция в
Кыргызстане - это явление, негативно влияющее на все сферы общественной
жизни и требующее тщательного изучения, специфического подхода и немед-
ленного противодействия.
Негативное влияние коррупции на процессы социально-экономического
развития, борьбу с бедностью, подрыв доверия граждан к институтам де-
мократического государства требуют разработки антикоррупционной полити-
ки в национальном масштабе, которая должна стать средством консолидации
усилий государственных органов и гражданского общества. Настоящая Стра-
тегия - это программный документ антикоррупционной политики, определяю-
щий ее основные принципы и подходы.
Разрабатываемые меры направлены на эффективное и действенное пре-
дупреждение, выявление и пресечение коррупции, организацию эффективной
борьбы с нею. Стратегия предусматривает также активное международное
сотрудничество и координацию борьбы с коррупцией с международными орга-
низациями.
Борьба с коррупцией является долгосрочной задачей и требует твер-
дой воли со стороны каждого гражданина республики с целью достижения
консенсуса между всеми здравомыслящими общественными силами.
Настоящая Стратегия является постоянно обновляемым документом, со-
держание которого необходимо изменять и дополнять в зависимости от при-
оритетов, стоящих перед страной, и новых данных о состоянии коррупции.
I. Введение
Определение коррупции
Коррупция - это социальное явление, которое часто выражается в ви-
де конкретного правонарушения, но в целом не может быть полностью охва-
чено определениями уголовного права. Поэтому Стратегия рассматривает
коррупцию в самом широком смысле как любое использование властных пол-
номочий или служебного положения в личных целях. Данная формулировка
совпадает с рабочим определением, предложенным междисциплинарной груп-
пой по коррупции Совета Европы: "коррупция представляет собой взяточни-
чество или любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение оп-
ределенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое
ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них в рамках должности,
и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".
Общий подход к борьбе с коррупцией
Эффективные меры борьбы с коррупцией будут вырабатываться в зави-
симости от конкретного ее вида. Основными средствами борьбы станут вы-
явление и устранение существующих условий для коррупции, а также пресе-
чение попыток создать условия, которые могут привести к коррупции. Го-
сударственная политика по борьбе с коррупцией будет основана на том,
что антикоррупционные меры, в виде специально разработанного механизма
ограничений, будут встраиваться в повседневную работу государственных
органов и будут ими регулярно выполняться.
В целях борьбы с масштабной коррупцией в стране, а также для объ-
единения антикоррупционных усилий государства, гражданского общества,
представителей бизнеса и международных организаций в Кыргызской Респуб-
лике создано Национальное агентство КР по предупреждению коррупции. Су-
ществующие правоохранительные структуры республики не справляются с
масштабами коррупции в основном по причине разрозненности их усилий и
акценте на борьбе со следствиями коррупции. Что касается целей и задач
антикоррупционного органа, то его деятельность сосредоточена на мерах
по предупреждению коррупции: разработке антикоррупционной политики,
контроле исполнения антикоррупционных мероприятий. Также в перспективе
данный орган будет обладать определенными средствами реакции на факты
коррупции, в том числе полномочиями по расследованию преступлений и
анализу достоверности сведений, представляемых в декларациях о доходах
государственных служащих и членов их семей. Деятельность антикоррупци-
онного органа будет основана на принципах открытости и прозрачности, с
обязательным контролем со стороны гражданского общества. Кроме того,
должна быть обеспечена финансовая и организационная независимость анти-
коррупционного органа.
Общественная поддержка является одним из ключевых элементов борьбы
с коррупцией. Поэтому Стратегия включает мероприятия по привлечению
поддержки общества как составляющей части любых антикоррупционных мер.
Репрессия коррупционных преступлений остается частью антикоррупци-
онной борьбы, поскольку государство обязано реагировать на любые нару-
шения закона. В этом направлении особое внимание будет уделено укрепле-
нию и совершенствованию правовой базы борьбы с коррупцией, повышению
профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, надле-
жащему материально-техническому обеспечению судебных и правоохранитель-
ных структур.
В целях обоснования мер антикоррупционной Стратегии будет регуляр-
но проводиться оценка сфер и масштабов распространения коррупции.
Ущерб от коррупции
Проблема коррупции заключается не в том, что кто-то получает воз-
можность обойти за незаконное вознаграждение существующие барьеры, а в
том, что при этом наносится огромный ущерб всей системе управления и
всему обществу. Массовая, при этом мелкая, коррупция в школах, вузах и
больницах, к примеру, может привести к последствиям еще более опасным
для всей страны, прежде всего для морального и физического здоровья на-
ции, чем крупные хищения при распределении государственных контрактов.
Коррупция как явление имеет первичные выгоды и своих бенефициаров, поэ-
тому в первую очередь должны быть выявлены указанные факторы. Коррупция
- это ответ на некие сбои в работе существующих механизмов управления в
виде использования их недостатков, намеренное искажение или подмена не-
обходимых обществу и государству управленческих механизмов их коррупци-
онными формами.
Так, теневая экономика - это частично попытка уйти от чрезмерного
государственного регулирования, а злоупотребления на земельных аукцио-
нах - признак отсутствия цивилизованного рынка земли. Ниже перечисляют-
ся лишь отдельные экономические, социальные и политические последствия
коррупции, перечень которых впоследствии может быть расширен.
Экономические последствия
- Ухудшается конкурентная среда и как следствие, рынок получает
неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, ко-
торые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высо-
ких покровителей или возможность и желание откупиться от государства.
- Рост теневой экономики.
- Бюджет государства перестает быть инструментом управления, но
становится распределительным механизмом для коррупционных финансовых
потоков.
- Увеличиваются цены на товары и услуги, в стоимость которых про-
давцы вынуждены закладывать неофициальные выплаты.
- Практически отсутствует рост доходной части бюджета по сравнению
с потенциальными возможностями.
Социальные последствия
- Усугубляется социальное неравенство, так как у бедных из-за ог-
раниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам
(бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обес-
печение).
- Резко ухудшается кадровый потенциал, нивелируется значение обра-
зования и профессиональных заслуг.
- Распространяется правовой нигилизм, который, в свою очередь,
становится питательной средой для коррупции.
- Обычными становятся двойная мораль и двойные стандарты в поведе-
нии.
Политические последствия
- Государство теряет поддержку общества из-за недоверия населения
к коррумпированным чиновникам.
- Дискредитируются в глазах граждан идеи, подходы и принципы, ко-
торые власть декларирует, но не выполняет (например, открытость и проз-
рачность).
- Государственное управление переходит к группировкам, которые уп-
равляют государством исключительно в личных интересах.
- Снижается доверие инвесторов и авторитет государства в мировом
сообществе.
Оценка ущерба от коррупции
Конкретные масштабы ущерба от коррупции сложно оценить количест-
венно. По экспертным оценкам, проведенным в других странах, государс-
твенные заказы и закупки, как правило, становятся на 30% дороже за счет
коррупционной составляющей. Неофициальные выплаты при этом часто сос-
тавляют от 10 до 15% стоимости товаров и услуг. В настоящее время в
Кыргызской Республике нет четкой методики количественной оценки ущерба
от коррупции, что затрудняет разработку адекватных мер противодействия.
Разработка специальной методики оценки ущерба от коррупции в Кыргызской
Республике одна из задач Национального агентства КР по предупреждению
коррупции.
II. Анализ ситуации
Анализ уровня коррупции в стране проводится для выработки приори-
тетов и конкретных мероприятий антикоррупционной политики в Кыргызской
Республике. Анализ ситуации и ее последующий мониторинг являются одними
из основных функций Национального агентства КР по предупреждению кор-
рупции. Анализ ситуации включает:
- Оценку текущего состояния коррупции в стране.
- Оценку критических факторов, в наибольшей степени способствующих
росту коррупции.
- Анализ выполненных антикоррупционных мероприятий.
- Состояние законодательной и институциональной базы в борьбе про-
тив коррупции в нашей стране.
- Ресурсную оценку.
Оценка состояния коррупции
В настоящее время существует методика исследования уровня корруп-
ции, однако данную методику необходимо привести в соответствие с между-
народными стандартами. Для оценки состояния коррупции в Кыргызстане ис-
пользуются несколько видов исследования:
1. Экспертные оценки.
2. Интегральные индексы, состоящие из нескольких экспертных оце-
нок.
3. Опросы общественного мнения.
Оценка должна регулярно проводиться Национальным агентством КР по
предупреждению коррупции с привлечением гражданского общества, междуна-
родных организаций, бизнес структур, государственных и неправительст-
венных структур, а также некоммерческих исследовательских организаций.
Факторы, порождающие коррупцию
Возникновению коррупции в республике способствует целый ряд факто-
ров: низкий уровень жизни населения, низкая заработная плата государс-
твенных служащих, слабость государственных институтов, безработица, не-
развитость институтов гражданского общества, непомерные полномочия пра-
воохранительных органов и др. Однако для успешной реализации Стратегии
выделены ключевые факторы, воздействуя на которые можно в короткие сро-
ки и существенно сократить условия для возникновения коррупции.
Анализ деятельности государственных органов в Кыргызской Республи-
ке, в том числе функциональный анализ, проводимый в рамках администра-
тивной реформы, мероприятия по дерегулированию экономики свидетельству-
ют о том, что коррупция стала составной частью механизма государствен-
ного управления. Большинство сотрудников органов государственного уп-
равления и государственных учреждений выполняют свои функции исключи-
тельно в обмен на законные (утвержденные Правительством) и незаконные
платежи от населения и хозяйствующих субъектов. Государственная служба
стала источником незаконных доходов, а не деятельностью на благо об-
щества.
Очевидно, что чрезмерное вмешательство государства в деятельность
хозяйствующих субъектов создает широкие возможности для чиновников ре-
гулирующих и контролирующих органов злоупотреблять своими полномочиями.
Низкая заработная плата государственных служащих стала для них дополни-
тельным стимулом поиска побочных заработков в виде взяток, подарков за
исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.
Поэтому мерами первостепенной важности Стратегии станут сокращение
и упорядочение регулятивных функций государства и реформа оплаты труда
государственных служащих в сторону ее существенного повышения и измене-
ния тарифной сетки, которая будет сопровождаться реформой системы под-
бора, обучения и расстановки кадров.
Ранее предпринятые меры борьбы с коррупцией
В Кыргызской Республике не раз предпринимались попытки системати-
зировать борьбу с коррупцией, но они носили формальный и декларативный
характер. Основным недостатком ранее принятых антикоррупционных мер бы-
ло отсутствие специализированного органа по координации и мониторингу
исполнения и, как следствие, невозможность определить, в каком объеме
были выполнены те или иные мероприятия.
Ситуация стала меняться к концу 2003 года. К борьбе о коррупцией
было привлечено внимание мирового сообщества. В декабре 2003 года Кыр-
гызская Республика, первая из стран СНГ и единственная страна в регио-
не, подписала Конвенцию ООН против коррупции, которая ратифицирована
Жогорку Кенешем в 2005 году. В 2004 году впервые миссия зарубежных экс-
пертов ОБСЕ, ПРООН и ЮСАИД по добросовестному управлению/борьбе с кор-
рупцией, а также группа экспертов ОЭСР провели экспертизу законодатель-
ной и институциональной базы Кыргызской Республики для борьбы с корруп-
цией. Рекомендации зарубежных экспертов внесли большой вклад в формиро-
вание антикоррупционной стратегии в Кыргызской Республике. В том же го-
ду был образован Консультативный совет по добросовестному управлению,
который начал аналитическую и координационную работу по предупреждению
коррупции с широким привлечением общественности и международного сооб-
щества. В рамках Конвенции ООН и других международных обязательств Кыр-
гызская Республика выполнила практически все требования институциональ-
ного характера, направленные против коррупции:
- в 2004 году в Кыргызской Республике был принят Закон "О госу-
дарственных закупках", разработанный в соответствии с рекомендациями
Всемирного банка, Всемирной торговой организации и Европейского союза.
Главным учреждением, ответственным за исполнение закона, является Госу-
дарственное агентство по государственным закупкам и материальным резер-
вам при Правительстве Кыргызской Республики, в обязанности которого
входит нормативное и правовое регулирование, организация и осуществле-
ние закупок, координация и регулирование деятельности различных госу-
дарственных органов в процессе государственных закупок, а также конт-
роль за реализацией Закона "О государственных закупках". Закон о госу-
дарственных закупках и механизм его исполнения соответствуют междуна-
родным стандартам в данной области;
- в ноябре 2004 года Указом Президента Кыргызской Республики обра-
зован институт статс-секретарей, в полномочия которых входят такие воп-
росы, как обеспечение единой системы подготовки и повышения квалифика-
ции государственных служащих и соблюдение госслужащими профессиональной
этики;
- также в 2004 году в Кыргызской Республике был принят Закон "О
государственной службе", разработанный в соответствии с рекомендациями
международных экспертов в области государственной службы. Согласно дан-
ного закона замещение вакантных административных государственных долж-
ностей государственной службы проводится путем проведения конкурса, что
позволяет реализовать право граждан Кыргызской Республики на равный
доступ к государственной службе с учетом их способностей и профессио-
нальной подготовки. Ответственным за исполнение данного закона является
Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы;
- в ноябре 2006 года вступил в силу Закон "О противодействии фи-
нансированию терроризма и легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем (ПФТ/ОД)". Ответственным за исполнение данного закона
является Служба финансовой разведки Кыргызской Республики, которая вы-
полняет функции по сбору, анализу и передаче в компетентные органы ин-
формации, связанной с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Законодательная и институциональная база борьбы с коррупцией
Законодательная и институциональная база для борьбы с коррупцией в
Кыргызской Республике к настоящему моменту достаточно подробно изучена
местными и зарубежными специалистами. Особенно подробно данный вопрос
был проработан экспертами ОЭСР в рамках Стамбульского плана действий
против коррупции. В нашей стране существует определенная законодатель-
ная база для борьбы с коррупцией. В частности, законы "О борьбе о кор-
рупцией", "О государственной службе", "О государственных закупках", "О
противодействии финансированию терроризма и легализации (отмывания) до-
ходов".
Также вступили в силу Закон Кыргызской Республики "О декларирова-
нии и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц,
замещающих политические и иные специальные государственные должности, а
также их близких родственников" и Указ Президента КР "Об этике госу-
дарственных служащих". Однако специалисты отмечают декларативный харак-
тер Закона "О борьбе с коррупцией", что не позволяет ему стать дейс-
твенным средством борьбы с коррупцией. Комиссии по этике, образованные
во всех государственных органах, также не стали действенным антикорруп-
ционным механизмом, поскольку проводят свою работу формально и непроз-
рачно.
Необходимо отметить, что статья 303 УК КР не соответствует нормам
международного права и противоречит критериям борьбы с коррупцией.
Законодательство Кыргызской Республики не предусматривает специ-
альных методов выявления и расследования преступлений в сфере корруп-
ции. Международные эксперты считают, что существующая система выявле-
ния, расследования и уголовного преследования коррупции и дел, связан-
ных с коррупцией, излишне сложна и раздроблена.
Кроме того, существует еще целый ряд законов о доступе к информа-
ции, преследовании за отмывание преступных доходов, финансирование тер-
роризма и других вопросах, которые Кыргызская Республика приняла для
усиления правовой и институциональной базы борьбы с коррупцией.
Что касается институциональной базы расследования коррупционных
преступлений, то она практически отсутствует. Уголовно-процессуальный
кодекс устанавливает единые рамки для расследования всех видов преступ-
лений, включая преступления в сфере коррупции. Следствие по уголовным
делам проводят следователи прокуратуры, органов внутренних дел, Госу-
дарственного комитета национальной безопасности, финансовой полиции,
Государственной таможенной инспекции, Агентства по контролю наркотиков
и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. В некоторых
правоохранительных органах созданы подразделения, специализирующиеся на
борьбе с коррупционными преступлениями, но их работа является лишь
частью деятельности соответствующих министерств и ведомств.
Следует отметить, что правоохранительные органы, в рамках их ком-
петенции, не занимаются разработкой и осуществлением превентивных мер
по борьбе с коррупцией, так как это не является приоритетом их деятель-
ности. На практике они имеют дело с конкретными правонарушениями, таки-
ми как взятки, злоупотребление должностными полномочиями, подкуп, кото-
рые являются лишь последствиями коррупции. Так, МВД является исполни-
тельно-распорядительным органом, который занимается обеспечением об-
щественного порядка, безопасности личности и общества, а также борьбой
с преступностью. В свою очередь органы прокуратуры осуществляют надзор
за точным и единообразным исполнением законодательных актов, а также
осуществляют уголовное преследование и участвуют в судебном разбира-
тельстве дел в случаях и порядке, предусмотренном законом. Таким обра-
зом, необходимо осуществлять разработку, координацию, мониторинг и
оценку реализации государственной политики по борьбе с коррупцией.
III. Цель и задачи стратегии
Цель антикоррупционной Стратегии - уменьшение уровня коррупции в
Кыргызской Республике путем устранения причин, порождающих ее, адекват-
ных правоохранительных мер, а также через создание в обществе нетерпи-
мого отношения к коррупции с помощью координации сил и средств различ-
ных государственных структур, общественности, международных донорских
организаций. После разработки соответствующей методики будут указаны
параметры количественной и качественной оценки степени достижения ука-
занной цели. Количественно уровень коррупции будет отслеживаться путем
оценки ущерба от коррупции в долях ВВП, а качественно - через восприя-
тие общественностью и экспертами уровня коррумпированности страны.
Задачи Стратегии:
- Определить единую, последовательную и долгосрочную программу
борьбы с коррупцией.
- Обозначить приоритетные направления борьбы с коррупцией.
- Определить мероприятия и ресурсы для достижения приоритетов, а
также ответственные структуры и сроки исполнения.
- Установить систему отслеживания реализации антикоррупционных ме-
роприятий.
- Создать механизмы координации антикоррупционных усилий государс-
твенных органов и институтов.
- Провести оценку осуществлявшихся ранее антикоррупционных мер.
- Выработать критерии оценки состояния коррупции в стране.
IV. Приоритеты
Приоритетные сферы мероприятий Стратегии выбраны исходя из крите-
риев наибольшего ущерба, наносимого коррупцией, а также выполнимости
мероприятий в обозримом будущем. При этом было учтено, что социальные и
политические последствия коррупции намного опаснее для национальной бе-
зопасности и морального климата в стране, чем последствия экономичес-
кие. Это - сокращение и упорядочение регулятивных и контрольных функций
государства и реформа оплаты труда государственных служащих. Для того,
чтобы предпринимаемые усилия были последовательными и систематическими,
мероприятия разработаны краткосрочные (2008-2011 гг.) и среднесрочные
(2011-2015 гг.). Что касается направлений, то превентивные меры и об-
щественная поддержка являются безусловными приоритетами, как наиболее
действенные.
V. Мероприятия по направлениям
и сферам деятельности
Все мероприятия Стратегии будут проводиться по четырем направлени-
ям, которые уже изучены в мировой практике и тесно взаимосвязаны между
собой:
1. Предупреждение коррупции.
2. Общественная поддержка.
3. Расследование коррупционных преступлений.
4. Международное сотрудничество.
Сферы действия Стратегии
Предлагается выделить следующие сферы, где коррупция имеет свою
специфику, и где требуется разработка отдельных антикоррупционных мер:
- политическая деятельность;
- администрирование;
- государственные финансы;
- судебные, правоохранительные органы и вооруженные силы;
- социальное развитие.
В каждой из этих сфер разработаны мероприятия по всем четырем нап-
равлениям, которые необходимо реализовать. Таким образом, направления
представляют собой содержание антикоррупционной работы, а сферы - это
отрасли, в которых проводятся конкретные антикоррупционные мероприятия:
-----------------------------------------------------------------------
| Сферы/Направления | Предуп- | Общест- | Рассле-| Междуна-|
| |реждение | венная | дование| родное |
| |коррупции|поддержка| корруп-|сотрудни-|
| | | | ционных| чество |
| | | |преступ-| |
| | | | лений | |
|------------------------------|---------|---------|--------|---------|
|Политическая коррупция | | | | |
|------------------------------|---------|---------|--------|---------|
|Административная коррупция | | | | |
|------------------------------|---------|---------|--------|---------|
|Коррупция в сфере | | | | |
|государственных финансов | | | | |
|------------------------------|---------|---------|--------|---------|
|Коррупция в судебных, | | | | |
|правоохранительных органах и | | | | |
|вооруженных силах | | | | |
|------------------------------|---------|---------|--------|---------|
|Коррупция в социальной сфере | | | | |
-----------------------------------------------------------------------
1. Предупреждение коррупции
Предупреждение коррупции будет осуществляться путем выявления и
устранения условий и причин, создающих и провоцирующих коррупцию, в
нормативно-правовых актах, других правоустанавливающих документах, а
также в процедурах и деятельности государственных и муниципальных орга-
нов.
Большое значение придается формированию негативного отношения к
коррупции в обществе. Будут разработаны и реализованы специальные обу-
чающие программы для взрослых, студентов, школьников о коррупционных
рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведе-
нии.
1.1. Политическая коррупция
Предупреждение политической коррупции осуществляется в сфере дея-
тельности политических партий и общественных объединений, предвыборной
и выборной деятельности, продвижения законопроектов (лоббирования), го-
сударственной и муниципальной службы (особенно в вопросах отбора кад-
ров, конфликта интересов). Специфика политической коррупции в том, что
незаконное использование политического влияния, как правило, не влечет
за собой прямого и непосредственного материального вознаграждения. Если
политический или общественный деятель в обход существующих процедур
устраивает своих родственников на государственные должности, то налицо
стремление укрепить собственное политическое положение, что может при-
нести "дивиденды" в будущем. Политическая коррупция появляется в усло-
виях закрытости информации о деятельности партий и других общественных
объединений, отсутствия общественного контроля над конфликтами интере-
сов политических и общественных деятелей, поэтому будет предупреждаться
через максимальную открытость и прозрачность общественно-политической
деятельности в Кыргызской Республике. В первую очередь в данной сфере
необходимо:
- Обеспечить максимально открытую отчетность (в том числе перед
гражданским обществом) ЦИК с тем, чтобы не возникало возможностей для
дискриминации в отношении отдельных партий и кандидатов, гарантировать
прозрачность процессов формирования и использования избирательных фон-
дов.
- Обеспечить публикацию ежегодной отчетности политических партий,
в том числе составлять и публиковать отчеты об источниках формирования
и использовании избирательных фондов.
1.2. Административная коррупция
Данный вид коррупции есть следствие недостатков в процессах приня-
тия решений и рабочих процедур в органах исполнительной власти и в ор-
ганах местного самоуправления, а также низкого морального уровня части
государственных и муниципальных служащих. Необходимо ликвидировать
конфликты функций, когда государственные и муниципальные органы однов-
ременно контролируют, осуществляют надзор и оказывают услуги, четко
регламентировать процедуры государственного регулирования, лишить воз-
можности чиновников произвольно принимать решение, деперсонализировать
взаимодействие государственных служащих с гражданами и организациями.
Противодействие административной коррупции в основном будет осущест-
вляться в рамках административной реформы, в частности, путем:
- упорядочения функций государственных органов, особенно регуля-
тивных;
- реформы системы заработной платы государственных и муниципальных
служащих;
- совершенствования процедур принятия решений;
- реформы системы подбора, обучения и расстановки кадров;
- контроля над конфликтом интересов;
- совершенствования законотворческой техники;
- внедрения обязательной антикоррупционной экспертизы действующих
законов и внесенных законопроектов антикоррупционным органом;
- сокращения административных барьеров;
- четкого контроля и прозрачности в земельных вопросах, при сдел-
ках с недвижимостью, приватизации, аренде государственной и муниципаль-
ной собственности;
- установления четких и жестких санкций за административные право-
нарушения;
- оптимизации административно-территориального деления.
1.3. Коррупция в сфере государственных финансов
Государственный бюджет является основным "объектом" коррупционных
правонарушений. В данном разделе сосредоточены все антикоррупционные
меры в области составления госбюджета (внедрение реального программного
бюджетирования), доходной части бюджета (фискальные органы, государс-
твенные предприятия, акционерные общества с государственной долей ак-
ций), исполнения бюджета (казначейство, министерства и ведомства, осо-
бенно в части государственных закупок, реализации инвестиционных проек-
тов) и контроля его исполнения (Счетная палата и внутренний аудит).
Первоочередные превентивные меры включают:
- Опубликование отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, а
также материалов проверок Счетной палаты.
- Внедрение мер поощрения для добросовестных налогоплательщиков.
- Регулярное проведение общественных слушаний бюджетов всех уров-
ней.
1.4. Коррупция в судебных, правоохранительных органах и
вооруженных силах
Специальные антикоррупционные мероприятия для существенного сокра-
щения коррупции в судебной ветви власти и в среде так называемых "сило-
вых" структур содержат: в первую очередь, полный пересмотр системы от-
бора кадров, люстрацию, пересмотр внутренних процедур, сокращение не-
нужных структур с одновременным улучшением материального обеспечения
оставшихся, переход на уплату всех административных штрафов через без-
наличный расчет. Критически важны следующие шаги:
- Введение приоритетного финансирования судебной системы и право-
охранительных органов.
- Придание гласности военного бюджета и ежегодного отчета об ис-
полнении.
1.5. Коррупция в социальной сфере
Поскольку на социальную сферу приходится половина всех бюджетных
расходов в Кыргызской Республике, коррупция в здравоохранении, образо-
вании, социальной защите сопоставима по масштабам с коррупцией в право-
охранительных органах, а по социальному урону значительно превосходит
последнюю. С другой стороны, нужно учитывать, что изменения в данной
области возможны только наряду с масштабными финансовыми вливаниями,
поэтому антикоррупционные меры могут дать только отложенный во времени
эффект.
Наиболее продуктивным будет точечный подход, основанный на выявле-
нии наиболее социально "вредных" проявлений коррупции в социальной сфе-
ре, и на первых порах следует сосредоточиться именно на них, например,
на взимании неофициальной платы в системе здравоохранения, в государс-
твенных образовательных учреждениях, незаконные назначения пенсий и по-
собий. В первую очередь необходимо:
- Провести анализ рабочих процессов в социальной сфере с целью вы-
явления коррупционных зон.
- Жестко регламентировать денежные сборы в учреждениях образования
и здравоохранения.
1.6. Вовлечение общественности в предупреждение коррупции
Вовлечение общественности является обязательным компонентом всех
мероприятий Стратегии. Стратегия должна включать меры по активизации
СМИ, так как они - "естественные" враги коррупции. Важным инструментом
вовлечения общественности в борьбу с коррупцией является разработка и
внедрение антикоррупционных учебных курсов для взрослых, студентов и
школьников. Основными методами продвижения мер по предупреждению кор-
рупции будут: постоянное освещение в СМИ предупредительных мер, прове-
дение общественных кампаний, Дня борьбы с коррупцией, организация "го-
рячих линий" для сообщений о фактах коррупции.
Ключевой шаг в этой сфере - введение в законодательство понятия
"публичное лицо", для того, чтобы чиновники как публичные лица, были
ограничены в использовании права на защиту чести и достоинства при вы-
полнении своих служебных обязанностей.
2. Общественная поддержка
Коррупцию во многих случаях можно предотвратить, если граждане бу-
дут более ответственно относиться к реализации своих законных прав. Об-
щественность будет осведомлена о коррупционном риске и о своих правах.
Цель антикоррупционного просвещения - формирование такого стереотипа
поведения граждан, когда они предпочтут более длительный, но законный
путь простому решению проблемы путем дачи взятки официальным лицам.
Коррупция должна быть признана в обществе как один из видов опасного
антиобщественного поведения.
Для этого будут осуществляться:
- регулярное освещение в средствах массовой информации антикорруп-
ционных мероприятий;
- информирование общественности (потребителей, избирателей, предп-
ринимателей и других заинтересованных лиц) о коррупционных рисках в той
или иной сфере;
- проведение общественных слушаний, регулярных и обязательных кон-
сультаций с организациями гражданского общества перед принятием важных
решений, особенно в сфере государственного регулирования и налогов;
- образование института общественных инспекторов;
- образование в каждом государственном органе комиссии по предуп-
реждению коррупции.
3. Расследование коррупционных преступлений
Преступления, связанные с коррупцией, относятся к разряду сложно-
доказуемых. Поскольку прямые улики совершения действий, классифицирую-
щихся как коррупция, нередко бывает трудно получить, многие страны вве-
ли уголовную ответственность за такие виды деятельности, как отмывание
доходов и другие правонарушения, которые часто ассоциируются с корруп-
цией. Например, легализация доходов, полученных преступным путем, расс-
матривается как один из признаков наличия коррупции.
Качество расследований коррупционных преступлений будет повышено
за счет более четкого инструментария в виде усовершенствованного зако-
нодательства и процедур, соответствующим образом обученного штата и вы-
деления необходимых ресурсов.
3.1. Политическая коррупция
- Довести до логического завершения уголовные дела, возбужденные
по фактам коррупции в отношении высших должностных лиц, и обнародовать
результаты расследований.
- Внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс, предусмот-
рев уголовную ответственность за коррупционные деяния, включая взяточ-
ничество иностранных должностных лиц и должностных лиц международных
организаций, путем расширения понятия должностного лица либо в качестве
отдельного вида преступной деятельности.
3.2. Административная коррупция
- Внести поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный ко-
декс в отношении определения доходов и средств преступной деятельности
с тем, чтобы привести положения обоих кодексов в соответствие между со-
бой и с Конвенцией ООН против коррупции.
- Предусмотреть уголовную ответственность за "сокрытие", "злоупот-
ребление полномочиями", "незаконное обогащение" в соответствии с их оп-
ределениями в Конвенции ООН против коррупции.
3.3. Сфера государственных финансов
- Провести расследование законности и обоснованности размеров та-
рифов на электроэнергию и финансирования электроэнергетической отрасли,
а также провести расследование потерь в электроэнергетической и газовой
системе республики.
3.4. Расследование в судебных, правоохранительных органах и
вооруженных силах
- Обеспечить предоставление регулярной информации Национальному
агентству КР по предупреждению коррупции, охватывающей все сферы госу-
дарственной службы, органов внутренних дел, прокуратуры и судов.
- Обеспечить на автодорогах республики поэтапное внедрение автома-
тизированного видеонаблюдения за дорожным движением.
- Создать единую автоматизированную информационную систему судеб-
ных органов и ввести автоматическое (электронное) распределение дел в
судебных органах.
3.5. Социальная сфера
- Распространить действие антикоррупционного законодательства на
работников социальной сферы (врачей, учителей).
4. Международное сотрудничество
Международные организации являются важным фактором в плане экс-
пертной и донорской поддержки разрабатываемой Стратегии. Международное
сообщество будет активно привлекаться к организации тренингов, семина-
ров и круглых столов, в обеспечении техническими средствами и методи-
ческими материалами правоохранительных органов, государственных и об-
щественных организаций.
В рамках сотрудничества с международными организациями Кыргызская
Республика продолжит взаимодействие с соответствующими структурами за
рубежом, реализующими антикоррупционные меры, будет внедрять в практику
антикоррупционной борьбы положительный опыт зарубежных стран, постоянно
вести работу с антикоррупционными организациями мира. Для расширения
взаимовыгодного сотрудничества необходимо:
- Привести законодательство Кыргызской Республики в соответствие с
положениями Конвенции ООН против коррупции.
- Расширить участие в международных и региональных антикоррупцион-
ных программах, в частности в рамках Стамбульского плана действий Анти-
коррупционной сети для стран с переходной экономикой ОЭСР.
- Регулярно обмениваться опытом с зарубежными антикоррупционными
структурами.
VI. Риски при реализации Стратегии
Настоящая Стратегия не может быть выполнена полностью при следую-
щих условиях:
- Отстранение или неучастие гражданского общества в реализации и
мониторинге Стратегии.
- Противодействие НАПК, осуществляющему функции контроля за реали-
зацией Стратегии, со стороны правоохранительных и иных государственных
органов.
- Включение в Стратегию слишком амбициозных мероприятий, которые
не могут быть выполнены.
- Преобладание среди мероприятий законодательных и правоохрани-
тельных мер в ущерб превентивным действиям.
- Создание зон недоступности для действия антикоррупционных мер.
- Отсутствие механизмов защиты лиц, обеспечивающих реализацию ан-
тикоррупционных мер.
VII. Ресурсное обеспечение
Реализация Стратегии потребует значительных финансовых ресурсов. В
то же время готовность Правительства выделить средства на антикоррупци-
онные мероприятия в условиях бюджетного дефицита и необходимость финан-
сировать большое количество социальных обязательств перед населением
рассматривается как один из надежных индикаторов наличия политической
воли и решимости вести борьбу с коррупцией.
Существуют еще два аргумента в пользу необходимости адекватного и
своевременного финансирования Стратегии: во-первых, ущерб от коррупции,
особенно прямые потери бюджета от неполучения доходов, хищений и раст-
рат, даже по предварительным оценкам, намного превысят стоимость анти-
коррупционных мероприятий; во-вторых, часть мероприятий может быть осу-
ществлена в рамках действующих международных кредитных и грантовых сог-
лашений, а значит, ресурсы на их осуществление практически уже находят-
ся в распоряжении Правительства.
VIII. Мониторинг и оценка
Для успешной реализации Стратегии критически важно разработать и
внедрить систему мониторинга и оценки. К разработанным в Стратегии ме-
роприятиям уже подобраны индикаторы для отслеживания результатов, кото-
рые станут органической частью Стратегии. Органом мониторинга является
Национальное агентство КР по предупреждению коррупции. В свою очередь,
общественность будет вести мониторинг деятельности антикоррупционного
органа. Для соблюдения объективности и беспристрастности к мониторингу
и оценке должны привлекаться неправительственные организации и незави-
симые институты.
IX. План действий по реализации Стратегии
В приложении представлен План действий по реализации Стратегии,
который по структуре соответствует самой Стратегии. В План включены ме-
роприятия, ожидаемые результаты, индикаторы, сроки, ответственные ис-
полнители, а также партнеры по реализации мероприятий. После согласова-
ния конкретных мероприятий и оценки их стоимости в таблицу будет допол-
нительно включена колонка "Ресурсы". План также является постоянно об-
новляемым документом, содержание которого будет изменяться и дополнять-
ся в зависимости от развития ситуации в данной сфере.
X. Глоссарий и список сокращений
Антикоррупционная политика - система разносторонних и последова-
тельных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и
условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Антикоррупционный орган - в данном случае означает любые государс-
твенные институты, первоочередной целью которых является предотвращение
коррупции, а также разработка, координация и контроль исполнения анти-
коррупционных мер, стратегий и планов действий, расширение и распрост-
ранение знаний по вопросам предупреждения коррупции. В некоторых случа-
ях антикоррупционные органы наделяются правоохранительными функциями
расследования коррупционных правонарушений.
Бенефициар - лицо, получающее доходы или другие выгоды от деятель-
ности третьих лиц.
Захват государства - возможность для отдельных лиц или группы лиц
создания выгодного для себя правового поля путем незаконного воздейс-
твия на органы государственной власти (например, путем подкупа, шанта-
жа, использования конфликта интересов должностных лиц).
Индексы (в статистике) - относительные величины, количественно ха-
рактеризующие динамику совокупности, состоящей из непосредственно несо-
измеримых единиц, или части такой совокупности. Интегральные индексы
сами строятся на основе других индексов, то есть являются индексами ин-
дексов. Например, Индекс Восприятия Коррупции считается исходя из ре-
зультатов нескольких опросов, которые сами по себе уже являются индек-
сами.
Индекс восприятия коррупции - показатель, используемый международ-
ной НПО "Трансперенси Интернэшнл" для измерения уровня коррупции для
отдельной страны. Индекс Восприятия Коррупции является "опросом опро-
сов", отражающим восприятие положения дел с коррупцией в отдельных
странах бизнесменами и аналитиками как зарубежными, так и представляю-
щими сами страны. В 2004 году Индекс Восприятия Коррупции рассчитан на
основании результатов 18 исследований, предоставленных Трансперенси Ин-
тернэшнл в период с 2002 по 2004 годы 12-ю независимыми исследователь-
скими институтами. Индекс рассчитывается только для тех стран, в кото-
рых было проведено не менее трех исследований. Соответственно, многие
страны, включая те, которые могли бы входить в число стран с наиболее
высоким уровнем коррупции, не попали в Индекс, поскольку данных для
расчета Индекса для них оказалось недостаточно.
Коррупция [от лат. corruptio - подкуп] - преступная деятельность в
сфере общественных отношений, заключающаяся в использовании должностны-
ми лицами доверенных им прав и властных возможностей в личных целях.
Конвенция ООН против коррупции - принята Генеральной Ассамблеей
ООН 31 октября 2003 года и является универсальным международно-правовым
актом, содержащим всеобъемлющий пакет мероприятий и правил, которые все
страны могут применять для укрепления своих правовых норм и системы го-
сударственного регулирования в области борьбы с коррупцией. Кыргызская
Республика, одной из первых среди стран СНГ, 10 декабря 2003 года под-
писала Конвенцию ООН против коррупции.
Конфликт интересов - конфликт интересов возникает в ситуации, ког-
да решения должностных лиц могут быть подвержены влиянию их личной за-
интересованности путем использования преимуществ своих должностных пол-
номочий в продвижении личных интересов. Конфликт интересов приводит к
тому, что должностные лица принимают решения, которые не обязательно
совпадают с более широкими интересами государства.
Латентный [латин. latens - скрывающийся] - не проявляющийся вовне,
недоступный внешнему наблюдению.
Люстрация [от латинского lustratio - очищение посредством жертвоп-
риношения] - очищение; принесение очистительной жертвы; моральное, ду-
ховное очищение. В контексте антикоррупционной Стратегии "люстрация"
это комплекс законодательных мер и практика недопущения в аппарат уп-
равления государственных органов и учреждений, правоохранительные орга-
ны, на иные важные государственные посты лиц, осужденных ранее за кор-
рупцию или должностные преступления.
Нигилизм - [от лат. nihil - ничто], отрицание общепринятых ценнос-
тей: идеалов, правовых и моральных норм, культуры, форм общественной
жизни.
Превентивные меры [от латин. praeventus - более ранний приход,
предшествование, предупреждение] - предупреждающий, предохранительный.
Публичное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое ли-
цо, занимающее какую-либо должность в органах государственной власти,
судебных органах и органах местного самоуправления, в организациях,
предприятиях, учреждениях, объединениях любой формы собственности, и
уполномоченное в силу занимаемой должности осуществлять права и обязан-
ности, направленные на обеспечение (соблюдение) законных государствен-
ных и/или общественных интересов.
Репрессия [латин. repressio - обуздание] - карательная мера, нака-
зание.
Стамбульский план действий - в ходе 5-й ежегодной Сети по борьбе с
коррупцией для стран с переходной экономикой, в сентябре 2003 года в
г.Стамбуле (Турция), Армения, Азербайджан, Грузия, Российская Федера-
ция, Таджикистан и Украина на политическом уровне одобрили региональный
план действий по борьбе с коррупцией; Кыргызстан присоединился к этой
инициативе в ноябре 2003 года.
Стратегия борьбы с коррупцией - наиболее общий план действий, оп-
ределяющий приоритеты, последовательность и пути достижения комплексной
цели - снижения уровня коррупции в обществе.
ВВП - валовой внутренний продукт.
СМИ - средства массовой информации.
СНГ - Содружество Независимых Государств.
ОВСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
ПРООН - Программа развития ООН.
ЮСАИД - Агентство международного развития Соединенных Штатов Аме-
рики.
ЦИК - Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики.