Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                            Утратил силу 
                    в соответствии с Законом КР
                   от 18 августа 2005 года № 151

г.Бишкек от 16 апреля 1997 года № 28

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                  О статусе депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
                 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики            7 апреля 1997 года


            (В редакции Законов КР от 6 мая 1998 года № 60,
           14 января 1999 года № 4, 14 июля 1999 года № 73)

    1. Общие положения
    2. Деятельность депутата Законодательного собрания и депутата
       Собрания народных представителей в палатах Жогорку Кенеша и их
       органах
    3. Деятельность депутата Законодательного собрания и депутата
       Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской
       Республики в избирательном округе
    4. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов
       Законодательного собрания и Собрания народных представителей
       Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
    5. Дисциплина и иммунитет депутата Законодательного собрания и
       депутата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
       Кыргызской Республики

    Настоящий Закон определяет основные принципы деятельности депутата
Законодательного     собрания     и   депутата    Собрания    народных
представителей  Жогорку  Кенеша Кыргызской  Республики,   а  также  их
основные права,  обязанности и ответственность.

                          1. Общие положения

    Статья 1. Законодательство о статусе депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
                 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

    1. Статус депутата Законодательного собрания и  депутата  Собрания
народных     представителей   определяется   Конституцией   Кыргызской
Республики,  настоящим  Законом  и  другими  законодательными   актами
Кыргызской Республики.
    2. Депутат Законодательного собрания и депутат  Собрания  народных
представителей   являются   представителями   народа   Кыргызстана   в
Жогорку   Кенеше  -  парламенте  Кыргызской  Республики,    являющемся
представительным  органом,   осуществляющим  законодательную   власть,
избранными в установленном Конституцией и законом порядке.
    3. Депутату Законодательного собрания и депутату Собрания народных
представителей   при   осуществлении   их   депутатской   деятельности
обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной  реализации
их   прав  и  обязанностей,   установленных  Конституцией  и  законами
Кыргызской Республики, а также регламентами палат Жогорку Кенеша.
    4.  При  исполнении  своих  обязанностей депутат  Законодательного
собрания   и  депутат  Собрания  народных  представителей  подчиняются
Конституции  Кыргызской Республики, интересам  народа,  государства  и
своей совести.

    Статья 2. Срок полномочий депутата Законодательного собрания и
       депутата Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
                         Кыргызской Республики

    1. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей избираются на пять лет.
    2.  Отсчет   срока  полномочий депутата Законодательного  собрания
начинается    со    дня   первого    заседания    вновь     избранного
Законодательного собрания.  С  началом этого заседания  истекает  срок
полномочий депутата Законодательного собрания прежнего созыва.
    3.    Отсчет   срока   полномочий   депутата   Собрания   народных
представителей  начинается  со  дня  первой  сессии  вновь  избранного
Собрания  народных представителей. С началом этой сессии истекает срок
полномочий депутата Собрания народных представителей прежнего созыва.

    Статья 3. Удостоверение и нагрудный знак депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
                 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

    Положения о депутатском удостоверении и нагрудном  знаке  депутата
Законодательного     собрания     и   депутата    Собрания    народных
представителей  Жогорку  Кенеша  Кыргызской  Республики,   их  образцы
утверждаются палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    Удостоверение  депутата  Законодательного  собрания   и   депутата
Собрания   народных   представителей  является  основным   документом,
подтверждающим    их    личность   и   полномочия,     дающим    право
беспрепятственно  посещать все органы государственной власти,   органы
местного  самоуправления,  учреждения,   предприятия,   организации  и
воинские части.  Статус депутата подтверждается также нагрудным знаком
"Жогорку Кенеш".

    Статья 4. Деятельность, не совместимая с осуществлением
       полномочий депутата Законодательного собрания и депутата
            Собрания народных представителей Жогорку Кенеша

    1.  Одно   и  то же лицо не может одновременно являться  депутатом
Законодательного    собрания    и    депутатом    Собрания    народных
представителей.
    2. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей не могут быть одновременно депутатом местного кенеша.
    3. Депутат  Законодательного собрания работает на профессиональной
постоянной  основе  и  не  может находиться на другой  государственной
службе,    заниматься   предпринимательской   деятельностью.   Депутат
Законодательного собрания вправе заниматься преподавательской, научной
и  иной  творческой,  а также общественной деятельностью,  если  такая
деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей  на
пленарном  заседании, в комитетах и комиссиях палаты и  при  работе  с
избирателями.
    4. Депутат Собрания народных представителей не может  одновременно
занимать  должность члена Правительства,  прокурора,  судьи,  а  также
иные    должности    на   государственной   службе,    предусмотренные
законодательством  Кыргызской Республики.  Депутат  Собрания  народных
представителей,  находящийся на государственной  службе,   может  быть
освобожден от занимаемой должности без согласия палаты.
    5.   Депутаты  Собрания  народных  представителей  выполняют  свои
депутатские обязанности на общественных началах, не получая заработной
платы из бюджета, если иное не предусмотрено палатой.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)

    Статья 5. Сочетание деятельности депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
              с выполнением производственных, служебных,
                 профессиональных и иных обязанностей

    1. Депутат Собрания народных представителей освобождается на время
сессий    палаты   или  осуществления  депутатских   обязанностей   от
выполнения производственных или служебных обязанностей.
    2.   Порядок  освобождения  депутата  Законодательного   собрания,
депутата  Собрания народных представителей для работы в  избирательном
округе и в других случаях определяется регламентами палат.
    3. На срок полномочий депутат Законодательного собрания и  депутат
Собрания    народных  представителей  освобождаются  от   обязанностей
прохождения военной службы и военных сборов.

    Статья 6. Взаимоотношения депутата Законодательного собрания и
       депутата Собрания народных представителей с избирателями

    1. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей ответственны перед своими избирателями и им подотчетны.
    2. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей   поддерживают  связи  с  избирателями,   политическими
партиями и общественными объединениями, выдвинувшими их кандидатами  в
депутаты,   а  также  государственными органами  и  органами  местного
самоуправления, расположенными на территории их избирательного округа.
    3. Депутат Законодательного собрания и депутат  Собрания  народных
представителей     как    полномочные    представители    народа     в
представительном  органе,   осуществляющем  законодательную  власть  в
Кыргызской Республике, используют свой статус для обеспечения гарантии
прав,  свобод  и  законных  интересов  граждан,  защиты  их  чести   и
достоинства.
    4. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей,  не  оправдавшие  доверия  избирателей,   могут   быть
отозваны  по  решению большинства избирателей в порядке, установленном
законом.

    Статья 7. Досрочное прекращение полномочий и лишение
            полномочий депутата Законодательного собрания и
          депутата Собрания народных  представителей Жогорку
                     Кенеша Кыргызской Республики

    1.  Полномочия  депутата Законодательного  собрания  или  депутата
Собрания    народных   представителей   Жогорку   Кенеша    Кыргызской
Республики прекращаются досрочно в случае:
    1) подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий;
    2) признания его судом недееспособным;
    3) роспуска палаты;
    4)  вступления  в  законную силу решения суда  об  объявлении  его
умершим, а также смерти депутата.
    2. Депутат Законодательного собрания или депутат Собрания народных
представителей   Жогорку   Кенеша   Кыргызской   Республики   лишается
полномочий в случае:
    1) отзыва избирателями;
    2)  вступления  в силу обвинительного приговора суда  в  отношении
него;
    3) перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с
выполнением депутатских полномочий;
    4) признания выборов недействительными;
    5)   выезда   на  постоянное  жительство  за  пределы   Кыргызской
Республики;
    6)  выхода   из   гражданства  Кыргызской  Республики  или  утраты
гражданства Кыргызской Республики.
    3.  Досрочное  прекращение  полномочий  депутата  Законодательного
собрания  или  депутата  Собрания народных представителей,   а   также
лишение  его   полномочий  осуществляются  постановлением  Центральной
комиссии по выборам и проведению референдумов.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)

               2. Деятельность депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
                 в палатах Жогорку Кенеша и их органах

    Статья 8. Основные обязанности депутата Законодательного собрания
          и депутата Собрания народных представителей Жогорку
                     Кенеша Кыргызской Республики

    1.  На   заседаниях  Законодательного собрания и сессиях  Собрания
народных    представителей   депутаты   на   принципах   политического
многообразия   и   на  основе  свободного,  коллективного   обсуждения
рассматривают  вопросы,  относящиеся  в  соответствии  с  Конституцией
Кыргызской  Республики  к  их ведению.
    2. Депутат Законодательного собрания и депутат  Собрания  народных
представителей  обязаны  присутствовать  соответственно на  заседаниях
и  сессиях  своих палат.  О невозможности присутствовать на  заседании
Законодательного     собрания    или    сессии    Собрания    народных
представителей   по   уважительной  причине  депутат   заблаговременно
информирует  Торага  своей палаты или его заместителя.
    3.  Каждый   депутат Законодательного собрания  и  каждый  депутат
Собрания народных представителей,  за исключением Торага палаты и  его
заместителя, обязан быть членом любого из комитетов, участвовать в  их
работе.    Депутат  Законодательного  собрания  и   депутат   Собрания
народных  представителей  могут  быть членом  нескольких  комитетов  и
временных комиссий.
    4. Участвуя в заседаниях Жогорку Кенеша,  его палаты,  комитетов и
комиссий,   депутат  Законодательного  собрания  и  депутат   Собрания
народных представителей обязаны соблюдать настоящий Закон и регламенты
палат.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)
    (Действие пункта  3  отменено Решением Конституционного суда КР от
13 февраля 1999 года)

    Статья 9. Полномочия депутатов Законодательного собрания и
            Собрания народных представителей Жогорку Кенеша

    1. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей имеют право:
    1)  голосовать  по  всем  обсуждаемым вопросам  соответственно  на
заседаниях  Законодательного  собрания  и  сессиях  Собрания  народных
представителей, комитета и комиссии, членами которых они являются;
    2) избирать и быть избранными на любую должность и в органы палаты
Жогорку Кенеша;
    3)   высказывать   мнение   по  персональному   составу   органов,
создаваемых  Жогорку Кенешем либо одной из его палат,  и  кандидатурам
должностных  лиц,  избираемых, назначаемых или  утверждаемых  палатами
Жогорку Кенеша;
    4)  разрабатывать  и  вносить  на рассмотрение  в  соответствующую
палату  Жогорку  Кенеша проекты законов,  а также вносить  предложения
относительно  нормативно-правовых  актов,  подлежащих  рассмотрению  в
Жогорку Кенеше;
    5) предлагать  палате Жогорку Кенеша,  членом которой он является,
вопросы  для  обсуждения,   обосновывать  их,  вносить  предложения  и
замечания по повестке дня,  по порядку ведения заседания и сессии,  по
процедурным и другим вопросам;
    6)  участвовать  в  прениях по всем обсуждаемым вопросам,   делать
заявления,   подавать  реплики,   выступать  по  мотивам  голосования,
вносить устные и письменные предложения, замечания, поправки;
    7)    вносить    предложения   о   заслушивании    на    заседании
Законодательного  собрания и сессии Собрания  народных  представителей
отчета или информации любого государственного органа либо должностного
лица,  избираемого палатами Жогорку Кенеша или подконтрольного  им,  а
также о выполнении ими законов и решений палат;
    8) вносить в палате Жогорку Кенеша и ее органах, в местных кенешах
республики   предложения   о   необходимости   проведения     проверок
исполнения  законов Кыргызской Республики государственными органами  и
общественными    объединениями,    предприятиями,    учреждениями    и
организациями,  о  проведении депутатских расследований  по  вопросам,
относящимся к ведению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
    9)   задавать  вопросы  докладчикам  и  содокладчикам,   а   также
председательствующему на заседании и сессии;
    10) оглашать  на  заседаниях  Законодательного  собрания и сессиях
Собрания  народных  представителей Жогорку Кенеша  обращения  граждан,
имеющие общественное значение;
    11) передавать председательствующему текст  своей  непроизнесенной
речи для включения его в стенограмму заседания и сессии;
    12)  знакомиться  с текстами своих выступлений  в  стенограммах  и
протоколах  заседаний и сессий Жогорку Кенеша либо одной из его  палат
h их органов до опубликования;
    13) принимать  участие  в  заседаниях  Законодательного собрания и
сессиях  Собрания народных представителей Жогорку Кенеша,  а  также  в
заседаниях  их  комитетов и комиссий,  а в случае  необходимости  -  в
заседаниях  органов государственной власти, на которых рассматриваются
поставленные ими вопросы;
    14) получать копии зарегистрированных проектов  законов,  проектов
постановлений   Правительства  и других  государственных  органов,   а
также  копии решений,  принятых Торага палат Жогорку Кенеша, и  других
документов;
    15) обращаться с запросами;
    16)  на   бесплатное   пользование не менее одного  раза  в  месяц
государственным  радио  и телевидением по вопросам  своей  депутатской
деятельности.
    2.  Предложения  и замечания,  внесенные депутатами  на  заседании
Законодательного  собрания  и сессии Собрания народных  представителей
Жогорку  Кенеша,   рассматриваются  и  учитываются  при  доработке   и
принятии нормативно-правовых актов.
    3.  Порядок  осуществления перечисленных  и  иных  прав  депутатов
устанавливается  другими  статьями  настоящего  Закона,   регламентами
палат  Жогорку  Кенеша  и другими законодательными  актами  Кыргызской
Республики.

    Статья 10. Право законодательной инициативы депутата
        Законодательного собрания и депутата Собрания народных
          представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

    Депутат Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей  обладают правом законодательной инициативы  в  Жогорку
Кенеше Кыргызской Республики, которое может быть реализовано в форме:
    -  постановки  вопроса о необходимости разработки  проекта  нового
закона;
    - внесения  на  рассмотрение соответствующей палаты Жогорку Кенеша
проектов  новых  законов Кыргызской Республики,  проектов  законов  об
изменениях действующих законов Кыргызской Республики;
    - предложений о внесении изменений в действующие законы  и  другие
нормативно-правовые акты Кыргызской Республики.

    Статья 11. Право депутатов Законодательного собрания и депутатов
            Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
                       на объединение во фракции

    Депутаты,    представляющие    политические   партии    Кыргызской
Республики,   имеют  право на формирование фракций  в  Законодательном
собрании  и Собрании народных представителей Жогорку Кенеша.

    Статья 12. Депутатский запрос

    1.  Депутат   или  группа  депутатов Законодательного  собрания  и
депутат  или группа депутатов Собрания народных представителей Жогорку
Кенеша    Кыргызской  Республики  имеют  право  обратиться  к  органам
исполнительной  власти и их должностным лицам с  запросом  по   фактам
нарушения    или  невыполнения   Конституции  Кыргызской   Республики,
законов  и  иных  нормативно-правовых актов Кыргызской  Республики,  а
также  по  другим  вопросам,  имеющим государственное  и  общественное
значение.
    2.  Депутатский  запрос оформляется в письменной  форме.  Если  он
вносится  на  заседание Законодательного собрания, на сессию  Собрания
народных  представителей или на совместное  заседание  палат   Жогорку
Кенеша   Кыргызской  Республики,  то  депутат  или  по   его   просьбе
председательствующий  на заседании (сессии)  палаты  или  обеих  палат
Жогорку Кенеша оглашает запрос.
    3.   Запрос   депутата  Жогорку  Кенеша  Кыргызской    Республики,
прозвучавший  в  устной форме на заседании Законодательного собрания и
сессии  Собрания  народных представителей или  в  ходе   парламентских
слушаний,  оформляется Секретариатом и в письменном виде  направляется
соответствующим государственным органам и должностным лицам.
    4. Запрос  депутата  Законодательного собрания и депутата Собрания
народных   представителей,  а  также  пересланные   ими   предложения,
заявления  и жалобы избирателей,  государственные органы и должностные
лица,   которым   они   адресованы,   обязаны  рассмотреть   и    дать
официальный   ответ   в  письменной  форме  депутату  Законодательного
собрания и депутату Собрания народных представителей не позднее десяти
дней со дня их поступления.
    5. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей  вправе  дать оценку ответа   государственных   органов
или должностных лиц на запрос. По требованию депутата Законодательного
собрания и депутата Собрания народных представителей, поддержанному не
менее  1/5  частью депутатов соответствующей палаты,  в  повестку  дня
включается  вопрос  в  связи с депутатским запросом.   По  результатам
обсуждения  принимается  постановление.   Запрос,   ответ   на   него,
постановление   одной  или  обеих  палат  Жогорку  Кенеша   Кыргызской
Республики,  принятое по  результатам  рассмотрения  запроса,   должны
быть опубликованы в средствах массовой информации.

    Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний депутатов на
         заседании Законодательного собрания и сессии Собрания
                        народных представителей

    1. Предложения и замечания,  высказанные депутатами  на  заседании
Законодательного  собрания и сессии Собрания  народных  представителей
или    переданные   председательствующему   в    письменной     форме,
рассматриваются  палатами, комитетами и комиссиями  либо  направляются
ими  на рассмотрение соответствующим государственным органам,  органам
местного    самоуправления,   должностным   лицам    и    общественным
объединениям.
    2.  Государственные  и общественные органы,  а  также  должностные
лица,  которым  направлены предложения и замечания депутатов,  обязаны
рассмотреть  их  не позднее чем в 10-дневный срок  и   о   результатах
сообщить  непосредственно  депутату, а  также  Торага  соответствующей
палаты Жогорку Кенеша.
    3. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний
депутатов   осуществляется  комитетами,    комиссиями   и   аппаратами
Законодательного собрания и Собрания народных представителей.

    Статья 14. Деятельность депутата Законодательного собрания и
          депутата Собрания народных представителей в органах
              палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

    1.  Депутаты,  избранные  в  органы  Законодательного  собрания  и
Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
обязаны принимать участие в их работе.
    2. Депутат Законодательного собрания и депутат  Собрания  народных
представителей  вправе  принимать участие  в  заседаниях  комитетов  и
комиссий,   членами  которых  они  не являются,  вносить  предложения,
участвовать  в   обсуждении  вопросов  и  принятии  решений  с  правом
совещательного голоса.

    Статья 15. Участие депутатов в выполнении поручений
             Законодательного собрания и Собрания народных
              представителей Жогорку Кенеша и их органов

    Депутат Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей   по  поручению соответствующей палаты  Жогорку  Кенеша
или  ее  органов  участвуют в проверках исполнения законов  Кыргызской
Республики  государственными  органами и общественными  объединениями,
предприятиями,  учреждениями и организациями. О  результатах  проверок
депутат   Законодательного   собрания  и  депутат  Собрания   народных
представителей  информируют соответственно Законодательное   собрание,
Собрание    народных   представителей  или   их   органы.   В   случае
необходимости вносят предложения об устранении выявленных недостатков,
отмене   незаконных   решений,  привлечении  к  ответственности   лиц,
допустивших  нарушение закона или других нормативно-правовых  актов  и
невыполнение    постановлений   палат    Жогорку   Кенеша   Кыргызской
Республики.

    Статья 16. Депутатское расследование

    1.   По  решениям  Законодательного  собрания,  Собрания  народных
представителей   назначается  парламентское   расследование,    а   по
инициативе  депутата  Законодательного  собрания,  депутата   Собрания
народных представителей проводится депутатское расследование.
    2.   Все  государственные  органы  и  должностные  лица,  а  также
предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности
обязаны  оказывать   необходимое содействие в проведении  депутатского
расследования.   Они по требованию депутата Законодательного  собрания
и   депутата  Собрания   народных   представителей   или   депутатской
комиссии,     ведущей    расследование,    обязаны    беспрепятственно
представлять  необходимые  для объективного изучения вопроса  сведения
и  документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам,
ведущим депутатское расследование.
    3. Результаты расследования доводятся до сведения  соответствующей
палаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

               3. Деятельность депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей
                 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
                        в избирательном округе

    Статья 17. Полномочия депутата Законодательного собрания и
           депутата Собрания народных представителей Жогорку
           Кенеша Кыргызской Республики в связи с работой в
                         избирательном округе

    В целях  осуществления  своих  полномочий депутат Законодательного
собрания и депутат Собрания народных представителей имеют право:
    1) встречаться с избирателями;
    2) приглашать для участия во встречах с  избирателями  должностных
лиц государственных учреждений и органов местного самоуправления;
    3) участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и
управления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
    4)  участвовать  в  организации и контроле  исполнения  законов  и
постановлений    Законодательного   собрания   и   Собрания   народных
представителей;
    5)  осуществлять  контроль  за рассмотрением  направленных  ими  в
государственные  органы  и  общественные  объединения,    предприятия,
учреждения  и  организации предложений,  заявлений  и  жалоб  граждан,
принимать   личное  участие  в  их  рассмотрении.   Должностные   лица
государственных  и   общественных органов, предприятий,  учреждений  и
организаций  обязаны  оказывать  депутату  помощь  в  его  контрольной
деятельности;
    6) проводить собрания или конференции избирателей округа,  встречи
с   представителями  трудовых  коллективов,   политических  партий   и
общественных объединений;
    7)   беспрепятственно  посещать  все  предприятия,  учреждения   и
организации.     Порядок   посещения   предприятий,    учреждений    и
организаций,   деятельность которых связана с охраной  государственных
тайн,  устанавливается законами;
    8)   участвовать   в   работе  различных  объединений   депутатов,
избирателей, органов общественного и местного самоуправления, собраний
трудовых коллективов,  граждан по месту жительства и военнослужащих по
воинским частям.

    Статья 18. Право депутата Законодательного собрания и депутата
         Собрания народных представителей требовать устранения
                         нарушения законности

    1. В  случае нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан
или    иных    нарушений   законности   депутат   как    представитель
законодательной   власти  вправе  на  месте  потребовать   прекращения
нарушения,  а  в  необходимых  случаях  обратиться  с  требованием   к
соответствующим органам и  должностным лицам пресечь такие  нарушения.
Факт  нарушения  может  быть зафиксирован в  протоколе,   составленном
депутатом  или  по   его  требованию  представителем  соответствующего
правоохранительного или контролирующего органа.
    2. Должностные лица государственных органов,  руководители органов
самоуправления    и    общественных    объединений,      администрации
предприятий,    учреждений   и   организаций,   а   также    работники
правоохранительных  органов, к которым обращено  требование  депутата,
обязаны  незамедлительно принять меры  для  устранения  нарушения,   а
при  необходимости  -  для привлечения виновных  к  ответственности  с
последующим  информированием об этом  депутата.  В  случае  непринятия
мер  по  устранению нарушения должностные лица несут  ответственность,
установленную законом.

    Статья 19. Рассмотрение депутатом Законодательного собрания и
          депутатом Собрания народных представителей Жогорку
             Кенеша предложений, заявлений и жалоб граждан

    1. Депутат Законодательного собрания и депутат  Собрания  народных
представителей рассматривают поступившие к ним предложения,  заявления
и  жалобы  избирателей  и  в необходимых  случаях  направляют   их   в
государственные  органы  и общественные объединения для рассмотрения и
разрешения.
    2. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей  изучают общественное мнение,  ведут   прием   граждан.
По  просьбе  депутата  в  проведении  им  приема  избирателей  обязаны
участвовать руководители и другие должностные лица государственных   и
общественных органов, предприятий, учреждений и организаций.
    3. За невыполнение законных требований  депутата  Законодательного
собрания  и  депутата  Собрания народных  представителей  в  отношении
виновного должностного лица в установленном законом порядке может быть
применено дисциплинарное взыскание и другие меры воздействия вплоть до
освобождения  от занимаемой должности  с  последующим  информированием
об этом депутатов.

    Статья 20. Обязанности местных государственных администраций и
             органов местного самоуправления по содействию
           деятельности депутата Законодательного собрания и
               депутата Собрания народных представителей
                        в избирательном округе

    1.   Местные  государственные  администрации  и  органы   местного
самоуправления,  руководители государственных предприятий,  учреждений
и  организаций обязаны создавать депутату Законодательного собрания  и
депутату  Собрания народных представителей Жогорку Кенеша   Кыргызской
Республики  условия для встречи с избирателями, сообщать о  времени  и
месте  проведения  таких встреч, оказывать иную необходимую  помощь  и
представлять требуемую депутатом информацию.
    2.   Местные  государственные  администрации  и  органы   местного
самоуправления   обязаны  в избирательных округах  выделить  помещения
избранным  депутатам  Законодательного собрания  и  Собрания  народных
представителей  и  содержать их для приема  избирателей  и  проведения
собраний.

    Статья 21. Отчет депутата Законодательного собрания и депутата
            Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
               Кыргызской Республики перед избирателями

    1. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей  не  реже  одного раза в год  обязаны  отчитываться   о
своей  деятельности  и  ходе выполнения предвыборной  программы  перед
избирателями округа.
    2.   Местные  государственные  администрации  и  органы   местного
самоуправления  и  учрежденные  ими  средства   массовой    информации
обеспечивают освещение отчетов депутатов Законодательного  собрания  и
Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

                   4. Основные гарантии депутатской
           деятельности депутатов Законодательного собрания
              и Собрания народных представителей Жогорку
                     Кенеша Кыргызской Республики

    Статья 22. Гарантии реализации права законодательной инициативы

    Право   законодательной   инициативы   депутата   Законодательного
собрания  и  депутата Собрания народных представителей Жогорку  Кенеша
Кыргызской Республики гарантируется:
    1) обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной
инициативы  предложения  на  заседании  Законодательного  собрания   и
сессии  Собрания   народных  представителей  и  принятием  одного   из
следующих  решений:  принятие  закона,  принятие  решения   о   начале
разработки    нового    законопроекта,    направление    предложенного
законопроекта  на  доработку в соответствующие  комитеты  и  комиссии,
обоснованное отклонение законодательной инициативы;
    2) обязательной постановкой на голосование  предложений,  а  также
всех внесенных депутатом поправок и дополнений к проекту закона.

    Статья 23. Право депутата Законодательного собрания и депутата
         Собрания народных представителей на безотлагательный
                       прием должностными лицами

    При   осуществлении   своей   депутатской   деятельности   депутат
Законодательного  собрания и депутат Собрания народных  представителей
пользуются  правом  безотлагательного приема  руководящими  и  другими
должностными лицами органов государственной власти,  органов  местного
самоуправления,  предприятий, учреждений и  организаций,  общественных
объединений.

    Статья 24. Право участия депутата Законодательного собрания и
        депутата Собрания народных представителей в работе иных
           представительных органов государственной власти и
                    органов местного самоуправления

    Депутат Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей   вправе  участвовать в  работе  иных  представительных
органов  государственной власти и органов местного  самоуправления   с
правом совещательного голоса.

    Статья 25. Обращение депутата Законодательного собрания и депутата
          Собрания народных представителей с вопросом к члену
                  Правительства Кыргызской Республики

    Депутаты,  группа   депутатов  вправе  обращаться  с  вопросами  к
Премьер-министру и членам Правительства.
    В порядке  работы  заседания  Законодательного собрания или сессии
Собрания   народных   представителей   предусматривается   время   для
обращения  депутатов  с  вопросами  к членам Правительства  Кыргызской
Республики и ответов на них.
    Вопрос в  письменной  форме  заблаговременно передается депутатом,
группой   депутатов   в   соответствующие  комитеты   Законодательного
собрания  и  Собрания народных представителей, что является основанием
для   приглашения  соответствующего  члена  Правительства   Кыргызской
Республики.
    В   случае,    если  приглашенный  член  Правительства  Кыргызской
Республики  не имеет возможности прибыть на заседание Законодательного
собрания   или  на  сессию  Собрания народных  представителей,   он  в
обязательном порядке должен дать предварительный письменный  ответ  на
заданный   вопрос.   Ответ члена Правительства  Кыргызской  Республики
доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании  или
сессии.

    Статья 26. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений
        депутата Законодательного собрания и депутата Собрания
           народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской
                              Республики

    1. Должностное лицо обязано дать депутату ответ на его обращение в
течение  10  дней,   а  при  необходимости в дополнительном   изучении
соответствующего  вопроса или проверке - не  позднее  чем  в  месячный
срок.
    2. Обращения депутата по вопросам,  находящимся в ведении  местных
государственных администраций,  местного самоуправления,   министерств
и  ведомств,  подлежат рассмотрению этими органами. О дне рассмотрения
депутат должен быть извещен заблаговременно.

    Статья 27. Право депутата Законодательного собрания и депутата
            Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
         Кыргызской Республики на получение и распространение
                              информации

    1.  Торага  каждой  палаты Жогорку Кенеша  обеспечивает  депутатов
документами   Жогорку   Кенеша   Кыргызской   Республики,   а    также
информационными     и     справочными     материалами,      официально
распространенными  Администрацией  Президента  Кыргызской  Республики,
Правительством Кыргызской Республики, Конституционным судом Кыргызской
Республики,  Верховным судом Кыргызской Республики, Высшим Арбитражным
судом   Кыргызской  Республики,  иными  государственными  органами   и
общественными объединениями.
    2.   Органы   государственной  власти,  местного   самоуправления,
общественные  объединения,  а  также должностные  лица  при  обращении
депутата  Законодательного  собрания  и  депутата   Собрания  народных
представителей обязаны обеспечивать их консультациями специалистов  по
вопросам,   связанным  с  депутатской  деятельностью,  безотлагательно
предоставлять необходимую информацию.
    3. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей  для обеспечения депутатской деятельности  имеют  право
использования   копировально-множительной и  электронно-вычислительной
техники   государственных  предприятий,  учреждений   и   организаций,
расположенных на территории избирательного округа.
    4.   Депутат   Законодательного  собрания  и   Собрания   народных
представителей  имеют преимущественное право на бесплатное выступление
по вопросам своей депутатской деятельности по телевидению,  радио и  в
других  средствах массовой информации. Внесение изменений и дополнений
в представленные депутатом материалы без его согласия не допускается.

    Статья 28. Гарантии трудовых прав депутата

    1. В соответствии с Конституцией  Кыргызской  Республики  депутаты
Жогорку   Кенеша   осуществляют  свои  полномочия  в   Законодательном
собрании, действующем постоянно, и в Собрании народных представителей,
работающем  сессионно.   Депутат Собрания народных  представителей  не
порывает  с производственной или служебной деятельностью,   если   это
не  противоречит статье 56 Конституции Кыргызской Республики.
    2.  Депутат  Собрания народных представителей, не  находящийся  на
государственной службе, в период своих полномочий, а также  в  течение
двенадцати  месяцев после их окончания не может быть   по   инициативе
администрации  уволен с места работы или учебы,  а также  переведен  в
порядке  дисциплинарного  взыскания  на  нижеоплачиваемую  работу  без
согласия палаты.
    3. Депутату Законодательного собрания,  а также освобожденному  от
выполнения   производственных  или  служебных  обязанностей   депутату
Собрания  народных  представителей после  окончания  срока  полномочий
Правительством    Кыргызской  Республики  должна  быть   предоставлена
выполнявшаяся им до его избрания работа (должность) в  государственных
учреждениях,   на  предприятиях   и  в организациях,   за  исключением
должности   члена  Правительства  и  выборной  должности   в   органах
управления,   а   при   отсутствии  такой  возможности   в   связи   с
упразднением    прежней   должности   или   ликвидацией   предприятия,
учреждения или организации - другая равнозначная работа или  должность
на  том  же  предприятии, в учреждении, организации  либо  с  согласия
депутата - другом предприятии, учреждении, организации.
    4. Депутату Законодательного собрания и депутату Собрания народных
представителей     из     числа    военнослужащих     и     работников
правоохранительных  органов   не  может   быть   задержано  присвоение
очередного  воинского  или  специального  звания  согласно  занимаемой
должности.
    5.    Депутат    Собрания   народных   представителей   из   числа
военнослужащих и работников правоохранительных органов не  может  быть
по  инициативе  администрации   или  командования  уволен  со  службы,
понижен в должности, снижен в звании, а также перемещен по службе  без
его согласия.
    6.  Во  время  трудоустройства по истечении  срока  полномочий  за
депутатом  Законодательного  собрания и  депутатом  Собрания  народных
представителей,  работавшим на постоянной основе, сохраняется  средняя
заработная  плата  на период не свыше шести месяцев со  дня  окончания
срока  полномочий.
    7. Время проживания депутата Законодательного собрания и  депутата
Собрания     народных   представителей,    связанное   с   исполнением
депутатских обязанностей,  вне территории соответствующей области либо
города    Бишкек,   откуда  они  были  избраны,   считается   временем
постоянного проживания в указанных административных территориях,  если
они  там  проживали  до избрания.
    (В редакции Закона КР от 14 июля 1999 года N 73)

    Статья 29. Обеспечение материально-финансовых условий
                осуществления депутатом его полномочий

    1. Работа депутата Законодательного собрания и  депутата  Собрания
народных   представителей,   а  также   расходы,   связанные   с   его
парламентской  деятельностью, оплачиваются  за  счет  государственного
бюджета.
    2.  Размер   и  условия  оплаты  труда  депутата  Законодательного
собрания  и  депутата  Собрания народных  представителей  определяются
соответствующими палатами.
    3. Депутат Законодательного собрания не может получать какой бы то
ни  было  иной  оплаты,   кроме  оплаты  за  творческую  деятельность.
Оплатой  за творческую деятельность депутата Законодательного собрания
считается авторский гонорар за произведения искусства и их исполнение,
публикации статей и книг,  выступление по радио и в телепередачах,   а
также  оплата  за  научно-педагогическую,  консультационную  работу  в
свободное  от  заседаний Законодательного собрания,  его  комитетов  и
комиссий время.
    4. Депутату  Собрания народных представителей,  не привлеченному к
постоянной   работе  в  органах  Собрания   народных    представителей
Жогорку   Кенеша,    за  время  выполнения  депутатских   обязанностей
сохраняется  средняя  заработная плата по основному  месту  работы  за
последние   двенадцать  месяцев  работы  за  счет  Собрания   народных
представителей.

    Статья 30. Медицинское обеспечение депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей

    Депутату Законодательного собрания и  депутату  Собрания  народных
представителей  медицинское обеспечение предоставляется  на  условиях,
установленных для членов Правительства Кыргызской Республики.

    Статья 31. Дополнительные средства, связанные с депутатскими
                             обязанностями

    На канцелярские,  почтовые,  телефонно-телеграфные, транспортные и
иные   расходы,  связанные  с  парламентской  деятельностью,  депутату
Законодательного собрания и депутату Собрания народных  представителей
выделяются  дополнительные средства, размер и порядок выплаты  которых
устанавливаются соответствующей палатой Жогорку Кенеша.

    Статья 32. Отпуск депутата

    Депутату  Законодательного   собрания,   а   также  избранному  на
должность  на  постоянной  основе в Собрании  народных  представителей
депутату    Собрания    народных   представителей    Жогорку    Кенеша
предоставляется  ежегодный оплачиваемый отпуск  продолжительностью  30
рабочих  дней. Порядок оплаты отпуска устанавливается палатами Жогорку
Кенеша.    Депутату   Законодательного   собрания   трудовой    отпуск
предоставляется во время парламентских каникул.

    Статья 33. Право депутата на бесплатный проезд

    1. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей  Жогорку  Кенеша  на территории  Кыргызской  Республики
имеют право  на  бесплатное  пользование всеми видами государственного
пассажирского  транспорта,   за  исключением  такси,  а  также   право
внеочередного приобретения проездных документов.
    2. Эти права распространяются и на лицо,  сопровождающее  депутата
Законодательного    собрания    или   депутата    Собрания    народных
представителей - инвалида первой группы.
    3.   Местные  государственные  администрации  и  органы   местного
самоуправления,    предприятия,   учреждения  и  организации   обязаны
предоставлять депутату  Законодательного собрания и депутату  Собрания
народных   представителей  транспорт  для   поездок   при   выполнении
депутатских  обязанностей.

    Статья 34. Обеспечение депутата жилой площадью

    1. Депутату Законодательного собрания и депутату Собрания народных
представителей,     избранному    в    органы    Собрания     народных
представителей,  на   период  их полномочий предоставляется  служебная
квартира в соответствии с жилищным законодательством.

    Статья 35. Организация работы депутата Законодательного собрания
          и депутата Собрания народных представителей Жогорку
                                Кенеша

    1.   Организация  работы  депутата  Законодательного  собрания   и
депутата   Собрания  народных представителей осуществляется  Аппаратом
соответствующей   палаты  Жогорку  Кенеша,  который  обеспечивает   их
служебными    помещениями,   необходимыми   техническими   средствами,
средствами связи, а также транспортным обслуживанием.
    2. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей     обеспечиваются    специальной    литературой     по
законопроектной   работе,   необходимым   справочным   материалом    и
периодическими изданиями.
    3.   Местные  государственные  администрации  и  органы   местного
самоуправления  предоставляют депутатам Законодательного  собрания   и
Собрания  народных   представителей   Жогорку  Кенеша  помещения   для
выполнения  депутатской деятельности, обеспечивают их гостиницами  при
осуществлении депутатских обязанностей за пределами постоянного  места
жительства.  Депутат  имеет право на получение вне  очереди  номера  в
гостинице.
    4.  В  зарубежных  поездках  депутат Законодательного  собрания  и
депутат  Собрания  народных представителей пользуются  дипломатическим
паспортом,  а дипломатические представительства Кыргызской  Республики
за рубежом должны оказывать им необходимую помощь и поддержку.

    Статья 36. Возмещение расходов депутату при выезде в связи
                      с депутатской деятельностью

    1.  Возмещение   расходов  депутату  Законодательного  собрания  и
депутату  Собрания народных представителей Жогорку Кенеша,  выезжающим
в  командировки  за  пределы  Кыргызской Республики,  связанные  с  их
депутатской   деятельностью,   производится  в  порядке  и   размерах,
установленных нормативно-правовыми актами.
    2.   Во   всех  других  случаях  за  время  выполнения   депутатом
Законодательного     собрания    и    депутатом   Собрания    народных
представителей  депутатских полномочий при выезде в  другую  местность
ему    выплачиваются    по  месту   постоянной   работы   суточные   и
возмещаются расходы за проживание, питание и пользование транспортом в
порядке  и   размерах,  установленных законодательством   о  служебных
командировках в пределах Кыргызской Республики.

                  5. Дисциплина и иммунитет депутата
             Законодательного собрания и депутата Собрания
                народных представителей Жогорку Кенеша
                         Кыргызской Республики

    Статья 37. Декларация о доходах и сведения об изменении
          имущественного положения депутата Законодательного
         собрания и депутата Собрания народных представителей

    Депутат Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей  должны  в  установленном  законом  порядке    ежегодно
представлять  в  налоговые органы Кыргызской Республики  декларацию  о
доходах и сведения об изменении своего имущественного положения.

    Статья 38. Рассмотрение вопросов, связанных с досрочным
             прекращением полномочий и лишением полномочий
                               депутатов

    Рассмотрение   вопросов,   связанных  с   досрочным   прекращением
полномочий и лишением полномочий депутатов в соответствии со статьей 7
настоящего  Закона,  осуществляет Центральная комиссия  по  выборам  и
проведению референдумов.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)

    Статья 39. Компенсация расходов при прекращении или лишении
          депутатских полномочий, связанных с назначением на
          должность, не совместимую с выполнением депутатских
                             обязанностей

    Депутат Законодательного  собрания  или  депутат Собрания народных
представителей,    назначенный  на  должность,    не   совместимую   с
дальнейшим     выполнением     депутатских     обязанностей,      либо
государственный  орган или должностное лицо,  в распоряжении  которого
оказался  депутат,  возмещает государству  все  произведенные  расходы
по проведению выборов в избирательном округе, в котором он был избран.

    Статья 40. Порядок получения согласия на привлечение депутата
             Законодательного собрания и Собрания народных
            представителей Жогорку Кенеша к ответственности
           (Исключена Законом КР от 14 января 1999 года N 4)

    Статья 41. Ответственность за посягательство на честь и
           достоинство депутата Законодательного собрания и
           депутата Собрания народных представителей Жогорку
                     Кенеша Кыргызской Республики

    Оскорбление   депутата  Законодательного  собрания  или   депутата
Собрания   народных  представителей  при  исполнении  им   депутатских
обязанностей,   а    равно   клевета   в   отношении   депутата   либо
распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном
виде   влекут    ответственность,  предусмотренную   законодательством
Кыргызской Республики.

    Статья 42. Ответственность за неправомерное воздействие на
        депутата Законодательного собрания и депутата Собрания
           народных представителей, членов их семьи и других
                             родственников

    Неправомерное воздействие на депутата Законодательного собрания  и
депутата    Собрания    народных    представителей    Жогорку   Кенеша
Кыргызской  Республики,  членов их семьи и  других  их  родственников,
выраженное  в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное  в
целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера,
влечет  ответственность, предусмотренную законодательством  Кыргызской
Республики.

    Статья 43. Иммунитет депутата Законодательного собрания и
               депутата Собрания народных представителей
                 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

    Депутат Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей   в   течение   всего  срока   полномочий   не    могут
подвергаться  преследованию   или  нести  ответственность  в  связи  с
высказанным мнением или голосованием при осуществлении ими депутатских
полномочий.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)

    Статья 44. Ответственность за нарушение иммунитета депутата
             Законодательного собрания и депутата Собрания
                народных представителей Жогорку Кенеша
                         Кыргызской Республики

    Нарушение  положений  настоящего  Закона,   регулирующих   вопросы
иммунитета    депутатов,   влечет   ответственность,   предусмотренную
законодательством Кыргызской Республики.
    (В редакции Закона КР от 14 января 1999 года N 4)

    Статья 45. Ответственность за невыполнение требований Закона
        о статусе депутата Законодательного собрания и депутата
                   Собрания народных представителей

    Невыполнение  должностными  лицами и другими  работниками  органов
государственной власти, органов местного самоуправления,  предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений законных  требований
депутата   Законодательного  собрания  и  депутата  Собрания  народных
представителей  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики либо создание  им
препятствий  в  осуществлении  депутатской  деятельности,    а   равно
предоставление   им   заведомо  ложной  информации  или   несоблюдение
установленных   настоящим  Законом  сроков  и  порядка  предоставления
информации,     ответов    на   запросы   и     обращения     депутата
Законодательного  собрания  и Собрания народных представителей Жогорку
Кенеша  Кыргызской Республики влекут  ответственность, предусмотренную
законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 46. О введении в действие Закона Кыргызской Республики
            "О статусе депутата Законодательного собрания и
           депутата Собрания народных представителей Жогорку
                     Кенеша Кыргызской Республики"

    1.  Настоящий   Закон   вступает  в  силу   со  дня  опубликования
("Эркин-Тоо" от 26 апреля 1997 года N 29-30).
    2. Признать утратившими силу:
    Закон  Кыргызской   Республики  "О  статусе  народного   депутата
Республики Кыргызстан" от 5 февраля 1991 года;
    Постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан  "О  порядке
введения    в   действие  Закона  Республики  Кыргызстан  "О   статусе
народного  депутата Республики Кыргызстан" N 366  от  5  февраля  1991
года.

    Президент Кыргызской Республики                 А.Акаев