Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                               УТРАТИЛО СИЛУ
                в соответствии с постановлением Правительства КР 
                          от 3 февраля 2004 года №53                                                       



                                                 Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                                 Кыргызской Республики
                                         от  14 марта 2002  года  №142
                                   
                                   
                               ПОЛОЖЕНИЕ
  о структуре и условиях реализации образовательных профессиональных
    программ профессионального образования в Кыргызской Республике
                                   
                          I. Общие положения
    
    1.1.  Положение  о структуре и условиях реализации образовательных
профессиональных программ профессионального образования  в  Кыргызской
Республике  (далее  Положение)  регулирует  реализацию  многоуровневой
системы   образовательных  профессиональных  программ,   установленных
Законом  Кыргызской Республики "Об образовании", различающихся целевым
назначением и обеспечивающих последовательное углубление теоретической
и практической подготовки обучающихся.
    Многоуровневая система призвана:
   -   обеспечить   мобильность  и  гибкость  системы  общекультурной,
научной  и  профессиональной подготовки специалистов  применительно  к
быстро меняющимся потребностям рыночной экономики и рынка труда;
   -  создать  условия  для постепенного внедрения  зарубежного  опыта
развития  высшей школы и содержания высшего образования, международной
стандартной классификации образования, принятой ЮНЕСКО;
   -   создать  условия  для  удовлетворения  многообразных  культурно
образовательных  и профессиональных потребностей населения  Кыргызской
Республики;
   -  обеспечить  возможность получения непрерывного профессионального
образования   и   реализации   потребностей   человека   в   повышении
профессионального уровня;
   -     обеспечить    возможность    наиболее    полной    реализации
интеллектуального  потенциала  личности  и  повышения  общего   уровня
образованности населения Кыргызской Республики.
   Образовательные профессиональные программы всех уровней  базируются
на     требованиях    государственных    образовательных    стандартом
соответствующих уровней профессионального образования.
   1.2.     Система    образовательных    профессиональных    программ
профессионального образования представляет собой совокупность:
   -   многоуровневых  образовательных  профессиональных  программ  по
направлениям подготовки;
   -  образовательных  профессиональных программ по  специальностям  с
разными  сроками обучения (в зависимости от получаемой  по  завершению
обучения квалификации, а также от уровня предыдущего образования),  по
непрерывной форме обучения.
                                   
   II. Характеристика программ высшего и среднего профессионального
                              образования
   
   2.1.    Многоуровневая    структура    высшего    профессионального
образования
реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными
образовательными профессиональными программами трех уровней,
обеспечивающих:
   -   неполное  высшее  образование  первого  уровня,  подтвержденное
дипломом о неполном высшем образовании;
   -  базовое  высшее  профессиональное  образование  второго  уровня;
подтвержденное  присвоением  квалификационной  академической   степени
"бакалавр";
   -  полное  высшее  профессиональное  образование  третьего  уровня,
подтвержденное  присвоением  квалификационной  академической   степени
"магистр".
   2.2.  Полное  высшее  профессиональное образование,  подтвержденное
присвоением    квалификации   "дипломированный   специалист",    может
функционировать   параллельно  с  многоуровневой  структурой   высшего
профессионального образования.
   2.3.  Неполное высшее образование предполагает двухлетнее  обучение
по  образовательным профессиональным программам. Обучение  завершается
государственной аттестацией, но без присвоения квалификации.
   Лица,  освоившие программы неполного высшего образования, готовы  к
продолжению   образования  по  программам   второго   уровня   высшего
профессионального образования и образовательным программам  подготовки
дипломированных специалистов, а также к профессиональной  деятельности
на должностях, не требующих высшего образования.
   Срок обучения по программам неполного высшего образования не менее
двух лет на основе среднего (полного) общего образования или среднего
профессионального образования.
   2.4.  Базовое высшее профессиональное образованно является основным
звеном  в многоуровневой системе высшего профессионального образования
и обязательным компонентом содержания полного высшего образования.
   Базовое    высшее   профессиональное   образование   обеспечивается
профессиональными    программами    по    направлениям     подготовки,
соответствующим перечню (классификатору) направлений и  специальностей
высшего образования в Кыргызской Республике.
   Базовое    высшее    профессиональное   образование    обеспечивает
возможность  овладения личностью системой научных знаний  о  человеке,
обществе, его истории и культуре, получить языковую, фундаментальную и
общепрофессиональную  подготовку,  а  также  основы   профессиональных
знаний.
   Лица,   освоившие  программы  базового  уровня,  подготовлены   для
продолжения образования по образовательным профессиональным программам
третьего   уровня   соответствующего   направления,   самостоятельного
овладения  профессиональными  знаниями и  навыками,  необходимыми  для
адаптации  к  трудовой деятельности. Они могут работать на должностях,
для   которых  квалификационными  требованиями  предусмотрено   высшее
профессиональное образование.
   Срок  обучения  по  программам базового  высшего  профессионального
образования  не менее четырех лет на основе среднего (полного)  общего
образования или среднего профессионального образования и не менее двух
лет на основе неполного высшего образования.
   2.5.  Образовательные  профессиональные  программы  полного  высшею
образования   имеют  целью  подготовку  специалистов   с   углубленном
теоретической    и    практической   подготовкой   с   квалификациями:
"дипломированный   специалист"   -  по   определенной   специальности,
"дипломированный   специалист"  -  по  определенному   направлению   и
"магистр" - по определенному направлению.
   Образовательные   профессиональные   программы   полного    высшего
образования  по  направлениям и специальностям  включают  обязательные
дисциплины программы неполного высшего образования.
   Образовательные      профессиональные     программы      подготовки
дипломированных    специалистов    ориентированы    на    практическую
профессиональную   деятельность  выпускника   в   конкретной   области
(отрасли)  и  возможность продолжения образования в аспирантуре.  Срок
освоения этих программ составляет не менее пяти лет на основе среднего
(полного) общего образования и не менее трех лет - на основе неполного
высшего образования.
   Образовательные   профессиональные   программы   полного    высшего
образования  по  подготовке  магистров включают  в  качестве  базового
компонента   обязательные   дисциплины   программ   базового   высшего
образования. Они реализуются по многоуровневой форме обучения.
   Образовательные  профессиональные  программы  подготовки  магистров
ориентированы  преимущественно на научно-исследовательскую  и  научно-
педагогическую  деятельность выпускника и  продолжение  образования  в
аспирантуре.  Магистерские программы включают в качестве обязательного
компонента  научно-исследовательский раздел и выполнение  магистерской
квалификационной работы.
   Срок освоения программ подготовки магистров составляет:
   - не менее шести лет на основе среднего (полного) общего
   образования,
   - не менее четырех лет на основе неполного высшего образования,
   - не менее двух лет на основе базового высшего образования.
   Лица,    имеющие   полное   высшее   образование   и   квалификацию
"дипломированный  специалист",  обучаются  по  программам   подготовки
магистров  в  порядке  получения второго высшего образования  третьего
уровня.  При  этом  срок  освоения магистерских программ  определяется
академической  разницей  по обязательным дисциплинам,  предусмотренным
соответствующими государственными образовательными стандартами, но  не
менее одного года.
   2.6.    Профессиональные   образовательные    программы    среднего
профессионального   образования  имеют  целью  ускоренную   подготовку
личности к трудовой деятельности по определенной специальности на базе
общего среднего (полного) образования.
   Лицам,   успешно  освоившим  программы  среднего  профессионального
образования  и  прошедшим  государственную  аттестацию,  присваивается
квалификация  «специалист».  Они могут  работать  на  должностях,  для
которых    квалификационными   требованиями   предусмотрено    среднее
профессиональное образование.
   Диплом  о  среднем профессиональном образовании является основанием
для  поступления  на обучение по программам высшего  профессионального
образования.
   Срок  обучения по программам среднего профессионального образования
два   года  на  основе  среднего  (полного)  общего  образования.   На
специальностях  исполнительского  искусства,  медицины  и   воздушного
транспорта   (бортового  обслуживания  самолетов)   допускается   срок
обучения до трех лет на основе среднего (полного) общего образования.
   Квалификация   «специалист»  присваивается   специальным   решением
государственной   аттестационной  комиссии  в  порядке,   определяемом
центральным    органом   государственного   управления    образованием
(государственными      образовательными      стандартами      среднего
профессионального образования).
   2.7.   Профессиональные  образовательные  программы  всех   уровней
(ступеней)   образования   разрабатываются  учебными   заведениями   и
соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов
и  утверждаются в порядке, установленном Министерством  образования  и
культуры Кыргызской Республики.
                                   
   III. Порядок реализации образовательных профессиональных программ
           высшего и среднего профессионального образования
   3.1.   Образовательные  профессиональные  программы  всех   уровней
профессионального   образования  и  форм   обучения   реализуются   по
направлениям  подготовки,  специальностям,  предусмотренным  перечнями
(классификаторами)  направлений  и  специальностей;  профессионального
образования  Кыргызской  Республики,  разработанными  и  утвержденными
Министерством   образования  и  культуры  Кыргызской   Республики   по
согласованию  со всеми заинтересованными министерствами и  ведомствами
Кыргызской Республики
   3.2.   Перечень  образовательных  профессиональных   программ   по
направлениям   и  специальностям  подготовки  для  каждого   учебного
заведения   устанавливается  Министерством  образования  и   культуры
Кыргызской Республики.
   3.3.  Прием  на  обучение  по образовательным  и  профессиональным
программам  любого  уровня  осуществляется в  порядке,  установленном
Министерством   образования  и  культуры  Кыргызской   Республики   и
соответствующими государственными образовательными стандартами.
   Прием   осуществляется   на  конкурсной   основе   по   результатам
государственной   аттестации   по   завершению   предыдущего    уровня
образования и вступительных испытаний.
   Условия  конкурса должны гарантировать соблюдение прав  граждан  в
области  образования  и  обеспечивать  зачисление  граждан,  наиболее
способных  и  подготовленных  к  освоению  образовательных   программ
соответствующих уровней.
   Число   студентов,  принимаемых  на  обучение  за   счет   средств
республиканского  бюджета  и  структура  их  приема   устанавливаются
ежегодно  Министерством образования и культуры Кыргызской  Республики
на основании контрольных цифр (государственного заказа), определяемых
Правительством Кыргызской Республики.
   Общее число студентов, принимаемых на обучение как за счет средств
республиканского  бюджета, так и на договорной и платной  основе,  по
отдельным  учебным заведениям определяется предельными  контингентами
обучающихся,  устанавливаемыми Министерством образования  и  культуры
Кыргызской   Республики  в  зависимости  от  наличия  соответствующих
условий осуществления учебного и научного процессов.
   3.4.    Обучение   по   программе   любого   уровня    завершается
государственной  аттестацией  выпускников,  по  итогам   которой   им
выдаются  дипломы об образовании соответствующего уровня с  указанием
присвоенной квалификации или квалификационной академической  степени,
специальности или направления, по которым присвоена квалификация  или
степень.
   Порядок  проведения  и  требования  к  государственной  аттестации
выпускников  устанавливается  Министерством  образования  и  культуры
Кыргызской    Республики    в   соответствии    с    государственными
образовательными  стандартами  высшего и  среднего  профессионального
образования.
   Перечень документов государственного образца, выдаваемых высшими  и
средними    профессиональными   учебными   заведениями,   определяется
Положением    о   документах   о   среднем,   высшем,   дополнительном
послевузовском   профессиональном  образовании,           утверждаемым
Правительством Кыргызской Республики.
    Статус  документов  государственного образца, их  формы,  а  также
 порядок   обеспечения   ими   выпускников  профессиональных   учебных
 заведений   определяется   Министерством   образования   и   культуры
 Кыргызской Республики
   3.5.    Получение    образования   впервые    по    образовательным
профессиональным  программам  высшего или  среднего  профессионального
образования различных уровней не рассматривается как получение второго
высшего или среднего профессионального образования.
   3.6.   Обучение  по  образовательным  профессиональным   программам
высшего (среднего) профессионального образования может проводиться  по
очной, очно-заочной (вечерней), и заочной (дистантной) формам, а также
в  форме  экстерната. Допускается сочетание различных  форм  получения
высшего профессионального образования.
   Перечень  специальностей  и  направлений  подготовки,  по   которым
получение  высшего (среднего) профессионального образования в  заочном
(дистантной)  форме  обучения или в форме экстерната  не  допускается,
утверждается  Правительством  Кыргызской  Республики  по   предложению
Министерства образования и культуры Кыргызской Республики.
   Положение  об  экстернате утверждается Министерством образования  и
культуры  Кыргызской Республики. Министерство образования  и  культуры
Кыргызской   Республики  устанавливает  также   перечень   разрешенных
программ  обучения в форме экстерната в том или ином учебном заведении
в зависимости от наличия условий для их реализации.
   3.7. Сокращение нормативных сроков обучения по программам высшего и
среднего профессионального образования не допускается.
   Ученые  советы высших учебных заведений могут в  отдельных  случаях
принимать решения по обучению по ускоренным (относительно нормативных)
программам   лиц,   имеющих  среднее   профессиональное    образование
соответствующего   профиля,  но  без  сокращения  общей   трудоемкости
освоения программы и ее содержания.
   3.8.    Выбор    форм    реализации   и   уровней   образовательных
профессиональных   программ   осуществляется   учебными    заведениями
самостоятельно   с   последующей  государственной   аттестацией   этих
программ.
   Введение  в  высшем  учебном заведении магистратуры  осуществляется
Министерством образования и культуры Кыргызской Республики.
   3.9.  Государственный  контроль за  качеством  высшего  и  среднего
профессионального  образования  и  соблюдением  учебными  заведениями,
независимо  от  организационно-правовых форм  условий  образовательной
деятельности  осуществляется  Министерством  образования  и   культуры
Кыргызской  Республики  в  процессе их  государственной  аттестации  и
аккредитации, а также государственной аттестации выпускников.