Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\0d559375-352b-4a40-9e79-3ddf0c0d10c2\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2002 года № 264

О состоянии архивного дела в Кыргызской Республике и мерах по его улучшению

(В редакции постановлений Правительства КР от 22 сентября 2003 года №598, 27 августа 2007 года №377, 18 марта 2014 года № 160)

 

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики" государственное управление архивным делом и документацией в Кыргызской Республике осуществляет государственная архивная служба. На нее возлагаются обязанности по сбору и хранению документов Национального архивного фонда, их учету, использованию и публикации, а также по разработке и внедрению современных систем документирования, осуществлению контроля за ведением делопроизводства и хранением документов в учреждениях и организациях независимо от форм собственности. В состав государственной архивной службы входят Государственное архивное агенство при Министерстве культуры и информации Кыргызской Республики; семь управлений архивами и документацией при областных государственных администрациях; Центр научно-методической работы и Центр документации; три центральных государственных архива; восемь областных государственных архивов; филиал Чуйского областного архива; пятьдесят четыре районных и городских архива, хранящих преимущественно документы по личному составу. Архивы республики проводят консультации, обучающие семинары для работников делопроизводственных служб учреждений, оказывают методическую помощь работникам ведомственных архивов в обеспечении сохранности документов и их отборе на государственное хранение, обеспечивают сохранность документов ликвидируемых и реорганизуемых учреждений. В последние годы значительно укрепилась нормативная база архивного дела. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики" подготовлен ряд подзаконных актов, которые создали правовую основу совершенствования деятельности архивных учреждений. Государственной архивной службой предоставляются необходимые архивные сведения по всем случаям обращения. Ежегодно исполняется до 35 тысяч запросов социально-правового характера, поступающих от граждан республики, ближнего и дальнего зарубежья. Архивистами проводится широкая пропаганда архивных документов путем публикации их в средствах массовой информации, подготовки выставок, теле- и радиопередач, участия в издании сборников документов. Однако в государственном управлении архивным делом имеется ряд проблем, требующих целенаправленного внимания Правительства Кыргызской Республики. Одной из острых проблем является несоблюдение учреждениями и организациями положений Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики", что выражается в нарушении условий хранения документов в ведомственных архивах, в их несвоевременной научно-технической обработке и передаче на государственное хранение. Документы, как правило, хранятся в рабочих кабинетах, обязанности заведующих ведомственными архивами возлагаются на сотрудников, занимающихся другой основной работой. Все это не способствует сохранности документов и работе архива учреждения. При ликвидации или реорганизации учреждений документы не передаются в учреждения-правопреемники или в соответствующий государственный архив в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики", а оставляются в помещениях без всякого надзора. Это приводит к утере документов в учреждениях и организациях. Государственной архивной службой разработаны Примерное положение о ведомственном архиве учреждения, организации и предприятия и Положение о порядке учета, хранения и передачи архивных документов при реорганизации и ликвидации учреждений, организаций и предприятий. Внедрение этих нормативных правовых актов позволит наладить работу по обеспечению сохранности документов до их сдачи на государственное хранение. Вторая серьезная проблема - это крайне неудовлетворительное состояние материально-технической базы архивных учреждений. В первую очередь это касается зданий архивохранилищ. Из 12 центральных и областных государственных архивов, осуществляющих постоянное хранение документов, специально спроектированные типовые здания имеют 8 архивов. Все они построены и введены в эксплуатацию в середине 60 - начале 70 годов XX века. Центральный государственный архив - ведущий архив республики полностью исчерпал возможности комплектования документами из-за перегруженности хранилищ. Здесь документы хранятся не только в специальных хранилищах здания, но и в других приспособленных помещениях, включая подвалы, что нарушает требования к хранению архивных документов и вызывает их порчу. Этому архиву необходимо дополнительное помещение площадью 1500 квадратных метров. Не имеет своего здания Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Кыргызской Республики. Имеющееся небольшое специальное кинохранилище не отвечает техническим требованиям к хранилищам подобного рода и полностью загружено. Этому архиву необходимо помещение площадью 1200 квадратных метров. Из областных архивов в наиболее трудных условиях находится Таласский. Он расположен в здании, построенном в 50 годах XX века из саманного кирпича и переданном архиву в 1977 году. С этого времени в нем ни разу не проводился капитальный ремонт, сейчас оно перегружено и находится в аварийном состоянии. В 1987 году строительство здания Центрального государственного архива было начато, но в 1994 году приостановлено на нулевом цикле. Строительство двух других архивов не начиналось. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 октября 1994 года N 770 "О реализации государственной политики в архивном деле" обязывало Государственный комитет Кыргызской Республики по экономике возобновить строительство архивохранилища Центрального государственного архива, но это постановление не было исполнено. Перегружены и требуют дополнительных помещений здания государственных архивов Чуйской, Иссык-Кульской, Ошской областей, Жайылского филиала Чуйского областного архива, ряд архивов районов и городов, в том числе Бишкекский городской архив. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы архивов проявляется также в морально и физически устаревшем и пришедшем в негодность специальном оборудовании архивов, а также в полном отсутствии современного оборудования. Все архивы испытывают нужду в стеллажах, стремянках, тележках для перевозки документов, компьютерной технике. Особенно остро проблема приобретения нового оборудования стоит перед единственным в республике специализированным архивом кинофотофонодокументов. Для дальнейшего функционирования архиву необходимо оборудование, на котором создаются аудиовизуальные документы учреждений, являющихся источниками пополнения фондов этого архива, т.е. современная видео- и звуковая аппаратура. Уникальному фонду фонодокументов республики, записанному на магнитной ленте, грозит полное разрушение из-за истечения предельных сроков хранения магнитной ленты, отсутствия средств на ее приобретение, пришедшей в негодность записывающей и воспроизводящей аппаратуры. Для перевода фонодокументов на современные цифровые носители необходимо приобретение аппаратуры стоимостью 4 миллиона сомов. Многие проблемы материально-технического оснащения порождены недостаточным финансированием отрасли. При общем росте бюджетных ассигнований фактически финансирование архивных учреждений из года в год было ниже запланированного. Кроме статьи "Заработная плата" другие бюджетные статьи финансируются не в полном объеме или совсем не финансируются. Из года в год наблюдается снижение плановых цифр бюджета по всем статьям. Архивные учреждения имеют возможность зарабатывать дополнительные средства за предоставление архивных услуг. Однако архивные учреждения не имеют право взимать оплату за оказание информационных услуг государственным органам власти; в соответствии с Соглашением о принципах и формах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области использования архивной информации, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2000 года N 33, бесплатно исполняются запросы социально-правового характера от граждан Содружества Независимых Государств, к тому же Министерство финансов Кыргызской Республики систематически не выделяет предусмотренные данным Соглашением средства на почтовые расходы. Остро стоит проблема социальной незащищенности работников государственных архивов, заработная плата которых составляет от 714 до 336 сомов. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 ноября 2001 года N 717 были определены новые должностные оклады для руководящего звена областных, районных и городских архивов, но повышение заработной платы не коснулось руководящего звена центральных государственных архивов и рядовых работников государственной архивной службы республики. Требует изменения статус районных и городских архивов, являющихся важным звеном государственной архивной службы, так как в них хранятся документы, подтверждающие социальные права граждан. В архивы обращаются жители не только Кыргызской Республики, но и бывшие граждане Кыргызстана, живущие в странах ближнего и дальнего зарубежья,с запросами о трудовом стаже, о подтверждении факта работы, учебы, получения свидетельств об образовании, о величине заработной платы и т.д. Эти документы хранятся 75 лет и будут востребованы обществом еще в течение многих лет. Кроме того, в последние годы районные и городские архивы начали принимать документы постоянного срока хранения, выполняя функции государственных архивов. Из пятидесяти четырех районных и городских архивов шесть архивов (в Чуйской области) находятся на самофинансировании и испытывают большие экономические трудности. Рассмотрев вопрос о состоянии архивного дела в Кыргызской Республике и отмечая серьезность сложившейся ситуации в этой отрасли, Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 18 марта 2014 года № 160)

2. Руководителям министерств, государственных комитетов, административных ведомств и государственных комиссий, других государственных учреждений, организаций и предприятий взять под персональную ответственность обеспечение сохранности архивных документов до передачи их на государственное хранение.

3. Государственному комитету Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций в двухмесячный срок рассмотреть вопрос о выделении дополнительных помещений для архивохранилищ Центрального государственного архива (1500 квадратных метров) и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов (1200 квадратных метров) взамен законсервированного объекта. города Бишкека в двухмесячный срок рассмотреть вопрос о выделении помещений Таласскому областному и Бишкекскому городскому архивам.

5. Областным, районным государственным администрациям и органам местного самоуправления в двухнедельный срок рассмотреть состояние материально-технической базы архивных учреждений, выделить помещения нуждающимся в них архивам.

6. Министерству финансов Кыргызской Республики:

- ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать необходимые средства на приобретение оборудования, капитальный ремонт, командировочные расходы за границу для учреждений государственной архивной службы;

- в соответствии с Соглашением о принципах и формах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области использования архивной информации ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать средства на почтовые расходы архивных учреждений республики.

7. Министерству иностранных дел Кыргызской Республики при формировании ежегодного Перечня приоритетных международных организаций и интеграционных объединений в рамках Содружества Независимых Государств, членом которых является Кыргызская Республика, включать Международный Совет Архивов.

8. Министерству образования и культуры Кыргызской Республики совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики и Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики внести в Правительство Кыргызской Республики соответствующие предложения об упорядочении условий оплаты труда архивных работников до 1 июня 2002 года.

9. Придать районным (городским) межведомственным архивам статус районных (городских) государственных архивов.

10. Контроль за выполнением данного постановления возложить на отдел социально-культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр

К. Бакиев