Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                                         Утверждена
                                  постановлением Правительства
                                    Кыргызской Республики
                                    от 25 марта 2004 №200

                            Концепция
           сотрудничества между общественными объединениями,
      общественными фондами (неправительственными организациями)
             и органами государственной власти



                            Введение.
                                   
      Концепция   сотрудничества  между  общественными  объединениями,
общественными фондами (неправительственными организациями) и  органами
государственной  власти  (далее  - Концепция)  разработана  на  основе
проведенного анализа текущего состояния развития сотрудничества  между
неправительственными   организациями   (общественными   объединениями,
общественными  фондами)  и органами государственной  власти,  с  целью
оказания   всемерной  поддержки,  дальнейшего  развития  и  укрепления
института гражданского общества в Кыргызской Республике.
     Настоящая  Концепция является одним из позитивных  направлений по
наполнению   конкретным  содержанием  выдвинутой  5  мая   2002   года
Президентом Кыргызской Республики Национальной идеи «Кыргызстан-страна
прав  человека» и направлена, в первую очередь, на выработку  наиболее
эффективных  механизмов становления полноправного диалога гражданского
общества    с    органами   государственной   власти   по    принципу:
«неправительственные    организации   должны    выступать    гарантами
демократической безопасности Кыргызской Республики».
     Одним  из  приоритетных  направлений демократизации  общественной
жизни  Кыргызской  Республики  является развитие  неправительственного
сектора.
     В  настоящее время в республике активно идет процесс формирования
и    развития    неправительственного   сектора,    неоходимого    для
функционирования  гражданского общества, что отмечено  в  отчетах  как
национальных, так и зарубежных стран и международных организаций.
     Так,  государственную регистрацию в качестве юридического лица  в
органах  юстиции Кыргызской Республики в настоящее время  прошло  1551
общественное   объдинение  и  1460  общественных   фондов,деятельность
которых,   безусловно,  направлено  на  укрепление   общенационального
согласия и единства.
      Отмечая   роль  и  значение  гражданских  инициатив,  необходимо
обратить   особое  внимание  на  то,  что  в  Конституции   Кыргызской
Республики   устанавливается  обязанность   Правительства   Кыргызской
Республики обеспечить взаимодействие с гаржданским обществом.
     Вместе  с  тем,  необходимо отметить, что у большинства  из  ныне
действующих   неправительственных организаций  возникают  определенные
сложности. Во многом причиной этого является отсутствие комплексной  и
целенаправленной    государственной   поддержки   неправительственного
сектора,  кроме того, недостаточно отработаны механизмы взаимодействия
и   сотрудничества    государственных  органов  и  неправительственных
организаций, особенно правозащитных.
     В  настоящее  время  финансирование проектов  неправительственных
организаций  осуществляется,  в основном, зарубежными  грантодателями,
что   зачастую  приводит  к  появлению  «карманных  НПО»,  которые   в
реализации своих проектов преследуют отнюдь не правозащитные  цели,  а
занимаются   демонстрированием   своих   позиций   или   беспочвенными
«заказными» обвинениями в адрес государственных органов.
     При  этом,  грантовая помощь международных организаций  и  фондов
оказывает     определенное    влияние    на    процесс     становления
неправительственного сектора в Кыргызской Республике.
       Сегодня   назрела   необходимость   в   выработке   комплексной
государственной политики поддержки неправительственных организаций.
     Настоящая  концепция  направлена  на  совершенствование  правовой
базы, внесение изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые
акты Кыргызской Республики.

           Анализ современной ситуации неправительственного
                    сектора в Кыргызской Республике

      За   время   обретения  независимости  в  Кыргызской  Республике
сформировался  неправительственный сектор, состоящий  из  общественных
объединений,  фондов.  Негосударственных некоммерческих  учреждений  и
других организаций, занимающихся значительным спектром вопросами.
      Анализ   развития  неправительственного  сектора  в   Кыргызской
Республике  показывает,  что  процесс становления  неправительственных
орагнизаций в республике прошел несколько этапов.
     Первый этап охватывает период с 1996 по 1998 годы, чему послужило
принятие Гражданского кодекса Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года
(Часть   I),   законов   Кыргызской  Республики   «О   государственной
регистрации  юридических лиц» от 12 июля 1996 года,  «О  хозяйственных  
товариществах  и  обществах» от 15 ноября 1996  года, аккредитация  
в Кыргызской   Республике представительств ряда крупных международных 
организаций и фондов.
    За  это время, по оценкам отечественных и международных экспертов,
было  образовано  более 300 неправительственных орагнизаций. При  этом
их  учредителями  основным видом деятельности  созданных  объединений,
общественных   фондов   было   выбрано,  в   основном,   правозащитное
направление,  что связано с переходным периодом, в котором  находилась
суверенная  Кыргызская  Республика,  и  обусловлено  началом  процесса
демократических  преобразований. Кроме того, в рассматриваемый  период
шел  процесс  выработки государством общих подходов и  приоритетов  по
отношению к неправительственному сектору.
    Следующим   этапом  явился  качественный  и  количественный   рост
неправительственных организаций.
Этот этап охватывает временные рамки с 1998 года  по 2000 год. Числен-
ность неправительственных организаций за  этот   период  возросла с 600
до более чем 1800, то есть, в  шесть  раз   больше   по  сравнению   с   
предыдущими  годами.  Следует   отметить   не   только  количественный 
рост  неправительственного сектора,  но  и  дифференциацию  по   видам   
деятельности.  Количественный  рост   неправительственных  организаций 
в первую очередь можно объяснить массированной  финансовой  поддержкой
со стороны международных фондов и организаций через систему грантов.
    Грантовая  поддержка  международных  фондов  и  организаций   была
направлена,  в  основном, на проведение семинаров,  «круглых  столов»,
тренингов,носила организационно-технический характер.
    Вместе  с  тем,  в  эти годы была обозначена  лишь  общая  позиция
государства  в  отношении неправительственного  сектора,  не  не  было
выработано   в  полном  объеме  единой  государственной  политики   по
взаимодействию с неправительственными организациями.
    Мониторинг   данного  этапа  показывает,  что  неправительственные
организации возникали, в основном, за счет грантов, основными центрами
развития  неправительственных организаций была столица –город  Бишкек,
затем  неправительственный  сектор стал  активно  развиваться  на  юге
республике, особенно в городах Ош, Джалал-Абад и ряде других.
    Данный   этап  характерен  плавным  переходам  неправительственных
организаций в новое качественное состояние.
    Неправительственный сектор республики начал занимать свое место  в
общественном процессе.
    Третий  этап  начинается  с 2000 года и продолжается  в  настоящее
время.
    Это   качественно   новый   этап,   характеризующийся   конкретной
постановкой  вопроса о реализации механизма взаимодействия государства
с неправительственными организациями.
    Количественный  рост неправительственного сектора привел  к  тому,
что  сейчас существует около 3011 неправительственных организаций (для
сревнения-   в   Республике   Казахстан  –  3500   неправительственных
организаций).  Сегодня  в  неправительственном  скторе  на  постоянной
основе работает более 20 тысяч человек и добровольцев – более 8  тысяч
человек.
    Анализ   развития   неправительственных  организаций    Кыргызской
Республики  показывает,  что  в  настоящее  время  сложились  довольно
устойчивые  группы неправительственных организаций   по  нижеследующим
напрвлениям:
    -экологическое,
    -детское и молодежное,
    -женское,
    -медицинское,
    -в области культуры, искусства, науки, образования,
    -по поддержке общественных инициатив,
    -многопрофильное,
    -общества инвалидов,
    -по реабилитации детей-инвалидов и т.д.
    В    этих    условиях   важное   значение   приобретает   реальное
сотрудничество   неправительственного  сектора    с   государственными
органами на принципах равноправного партнерства.
    Неправительственный  сектор  неумолимо  развивается   и   является
реальной    общественной   силой    и   важным   ресурсом   дальнейшей
демократизации  страны.  Государство оказывает  действенную  поддержку
неправительственным организациям.
        Вместе с тем, слабым  местом  в  развитии  неправительственных
организаций  в  настоящее  время является   неравномерность   развития
неправительственного   сектора  в   регионах  ,  особенно  в  сельской
местности.
    Анализ  показывает  активизацию  неправительственного  сектора,  в
основном, в крупных областных центрах и городах Бишкек и Ош. Небольшое
количество  неправительственных организаций представлены  на  районном
уровне,   что   совершенно  недостаточно  для  развития   общественной
инициативы.
    Принятие   Концепции   активизирует  создание  неправительственных
организаций   на   местном  уровне,  окажет  позитивное   влияние   на
трудоустройство  населения,  будет  способствовать  развитию   системы
информирования  граждан  об  их  правах  и  свободах,  гарантированных
Конституцией  Кыргызской  Республики и международными  документами  по
правам человека.

             Цель  и  основные  задачи  государственной
             поддержки неправительственных организаций.
                               

    Основной   целью   государственной  поддержки  неправительственных
организаций является формирование новой модели отношений в  проведении
социальной  политики  в  Кыргызской Республике, оказание  эффективного
содействия  социально ориентированным неправительственным организациям
посредством активного сотрудничества с ними, вовлечение их  в  решение
социально  значимых проблем, оказание информационной, консультативной,
методической, организационно-технической поддержки, а также содействие
через государственный социальный заказ.
    В   соответствии  с  поставленной  целью  определяются   следующие
задачи:
    1)   совершенствование  системы  взаимодействия  и  сотрудничества
государственных органов и неправительственных организаций;
    2) создание условий для роста гражданской инициативы;
    3)     финансирование    социально    ориентированных     программ
неправительственных   организаций  через  государственный   социальный
заказ;
    4)    создание    консультативных   Советов   по    взаимодействию
государственных органов и общественных объединений;
    5)   совместное  проведение  мероприятий  (конференции,   «круглые
столы»,   семинары,   тренинги   по  социально   значимым   проблемам,
благотворительные, культурно-массовые акции и другие);
    6)  информационное  обеспечение  деятельности  неправительственных
организаций Кыргызской Республики.

             Основные принципы  и формы государственной поддержки
                          неправительственных организаций
                                                   


    Выработка   подходов   к   вопросам  формирования   и   реализации
государственной   поддержки  неправительственных  организаций   должна
основываться на следующих принципах:
    1)  законность  -  соблюдение  норм действующего  законодательства
Кыргызской Республики;
    2)    партнерство   -   совместное   участие   неправительственных
организаций  и  государственных органов в решении социальных  проблем,
определении приоритетов социальной политики;
    3)  прозрачность - открытость сторон и общедоступность  информации
для   всех   заинтересованных   неправительственных   организаций    в
предоставлении государственного социального заказа;
    4)  согласованность - принятие согласованных решений по достижению
поставленной цели и способам организации общей деятельности;
    5)  ответственность  - строгое соблюдение сторонами  утвержденного
государственного договора на выполнение социального заказа.
    Государственная  поддержка неправительственных  организаций  может
осуществляться  в   разных  формах:  информационной,   консультативной,
методической, организационно-технической, а также оказания  содействия
через государственный социальный заказ.
    Информационная    поддержка    неправительственных     организаций
предполагает  освещение  в средствах массовой информации  деятельности
неправительственного  сектора в решении  социально  значимых  проблем,
создание  специализированных рубрик, тематических радио- и телепередач
о  развитии  неправительственного  сектора  в  Кыргызской  Республике,
содействие  в создании неправительственными организациями  собственных
средств массовой информации.
    Консультативная    поддержка    неправительственных    организаций
заключается   в  разъяснении  законодательных  и  нормативных   актов,
предоставлении  им  информации о регистрации, методах  и  направлениях
работы,  зарубежных  и  отечественных  грантодателях,  о  возможностях
получения  государственной поддержки, данных о существующих  в  стране
неправительственных организаций и иной информации.
    Методическая    поддержка    осуществляется    путем    разработки
методических рекомендаций, материалов, справочников и другими путями.
    Важными    направлениями   организационно-технической    поддержки
являются   проведение   «круглых  столов»,   семинаров,   конференций,
тренингов    иных    акций   с   неправительственными   организациями,
направленных на решение социально значимых проблем.
    Наиболее  эффективной и существенной должна стать  государственная
поддержка неправительственных организаций в форме социального заказа.
    Предметом  социального заказа может являться  разработка  и  (или)
реализация  целевых социальных пилотных мероприятий (акций, программ),
направленных на решение конкретных социально значимых проблем, а также
участие  на конкурсной основе в выполнении мероприятий республиканских
, областных, районных, городских  программ.
    
       Основные меры, направленные на государственную поддержку
                    неправительственных организаций
                                   
    В  рамках  реализации настоящей Концепции Правительство Кыргызской
Республики примет следующие меры:
    -рассмотрит   вопрос   о  внесении  изменений   и   дополнений   в
национальное  законодательство  Кыргызской  Республики  о  нормативном
закреплении   положений   об   оказании   государственной    поддержки
неправительственным организациям;
    -разработает        Программу      государственной       поддержки
неправительственных   организаций  Кыргызской   Республики    и   План
мероприятий по ее реализации.
    В  соответствии  со  структурой органов государственной  власти  и
наличием   соответствующих   финансовых  ресурсов   будут   определены
республиканский, областной, районный, городской уровни формирования  и
размещения государственного социального заказа.
    
    Государственный социальный заказ как наиболее эффективная форма
       государственной поддержки неправительственных организаций
                                   
    Важным    этапом    в    реализации   государственной    поддержки
неправительственных  организаций является  разработка  законодательной
основы,   в   которой   важно  определить  весь   комплекс   правовых,
организационных и иных вопросов взаимодействия государственных органов
и   неправительственных  организаций,  а  также  отразить  приоритеты,
принципы,    механизмы,   обязанности   сторон,   уровни    реализации
государственной   поддержки   неправительственных   организаций,   что
позволит  обеспечить  правовую. Основу для участия неправительственных
организаций   в   решении   социально  значимых   за   счет   средств,
предусмотренных в последующем в государственном бюджете.
    Формирование системы государственного социального заказа  является
наиболее эффективной формой поддержки неправительственных организаций.
    
     Программа государственной поддержки общественных объединений,
         общественных фондов (неправительственных организаций)
                                   
    В   Программе   государственной  поддержки   необходимо   отразить
конкретные  социально  значимые  программы  и  мероприятия,  сроки  их
реализации, формы завершения, ответственных исполнителей.
    Приоритеты        Программы       государственной        поддержки
неправительственных     организаций     определяются     направлениями
государственной  политики в социальной сфере, где  достаточно  успешно
осуществляют деятельность неправительственные организации.
    Приоритетными  направлениями Программы  государственной  поддержки
неправительственных   организаций  являются  экологические,   детские,
молодежные,  образовательные,  социальные,  гендерные,  правозащитные,
медицинские.
    Решение   обозначенных   в  данной  Концепции   проблем   развития
неправительственного сектора Кыргызской Республики, с учетом  создания
соответствующей   законодательной  основы,  положит  начало   созданию
устойчивой   и   эффективной  системы  партнерских   отношений   между
государственными  органами  и  неправительственными  организациями,  а
также развитию гражданского общества республики.