Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                        УТРАТИЛ СИЛУ
       в соответствии с Законом КР от 18 февраля 2003 года № 40 


г.Бишкек от 16 февраля 1996 года N 1

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

            О внесении изменений и дополнений в Конституцию
                         Кыргызской Республики

            ("Свободные горы" N 27 за 17 февраля 1996 года)

    Мы, народ Кыргызстана,  осуществляя свою  власть  непосредственно,
принимаем  на переходный период настоящий Закон Кыргызской  Республики
"О   внесении   изменений   и  дополнений  в  Конституцию   Кыргызской
Республики".

                               Раздел I

    Внести  в  Конституцию Кыргызской Республики от 5  мая  1993  года
(Ведомости  Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,   1993  год,   N  7,
ст.175) следующие изменения и дополнения:
    1. В статье 1:
    предложение первое пункта 5 изложить в следующей редакции:
    "5. Изменения  и  дополнения  в Конституцию Кыргызской Республики,
законы  Кыргызской  Республики и иные важные  вопросы  государственной
жизни могут выноситься на референдум (всенародное голосование)";
    в абзаце первом пункта 6 слова "Жогорку  Кенеш"  заменить  словами
"Законодательного    собрания  Жогорку  Кенеша  и  Собрания   народных
представителей Жогорку Кенеша".
    2. Статью 6 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
    "Денежной единицей Кыргызской Республики является сом".
    3. Статью 7 изложить в следующей редакции:
    "Статья 7.

    1. Государственная власть в Кыргызской Республике основывается  на
принципах:
    верховенства   власти  народа,  представляемой  и   обеспечиваемой
всенародно   избираемым  главой государства -  Президентом  Кыргызской
Республики;
    разделения     государственной    власти    на    законодательную,
исполнительную,  судебную ветви,  их согласованного функционирования и
взаимодействия;
    ответственности   государственных   органов   перед   народом    и
осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
    разграничения   функций   государственной   власти   и    местного
самоуправления.
    2. В пределах полномочий,  установленных  настоящей  Конституцией,
государственную   власть  в  Кыргызской  Республике   представляют   и
осуществляют:
    Президент Кыргызской Республики;
    Жогорку  Кенеш  Кыргызской Республики,  состоящий из  двух  палат:
Законодательного   Собрания  Жогорку  Кенеша   и   Собрания   народных
представителей Жогорку Кенеша;
    Правительство  Кыргызской   Республики и  местные  государственные
администрации;
    Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, суды и
судьи системы правосудия".
    4. В  пункте  2  статьи  9 слова "Жогорку Кенеша" заменить словами
"Законодательного собрания".
    5. В статье 10:
    в пунктах 2 и 3 слова "Жогорку Кенеш",  "Жогорку Кенешу", "Жогорку
Кенешом"     заменить    соответственно    словами    "Законодательное
собрание", "Законодательному собранию", "Законодательным собранием";
    в  пункте  4  слова  "сессии Жогорку Кенеша",   "сессия"  заменить
соответственно   словами   "заседания   Законодательного    собрания",
"заседание  Законодательного  собрания",   а   слова  "Жогорку  Кенеш"
заменить словами "Законодательное собрание".
    6. В статье 11:
    в  пункте  1  слова "Жогорку Кенешом" заменить словами  "Собранием
народных представителей";
    абзац   второй   пункта   2  дополнить  предложением    следующего
содержания:
    "Законы,  устанавливающие  новые  налоги  и  ухудшающие  положение
налогоплательщиков, обратной силы не имеют".
    7. Статью 42 изложить в следующей редакции:
    "Статья 42.

    1. Президент  Кыргызской  Республики  является главой государства,
высшим должностным лицом Кыргызской Республики.
    2.  Президент   Кыргызской Республики является  символом  единства
народа  и  государственной  власти,  гарантом  Конституции  Кыргызской
Республики, прав и свобод человека и гражданина.
    3. Президент Кыргызской Республики определяет основные направления
внутренней  и  внешней  политики государства, представляет  Кыргызскую
Республику внутри страны и в международных отношениях,  принимаем меры
по  охране   суверенитета  и  территориальной  целостности  Кыргызской
Республики,  обеспечивает единство и  преемственность  государственной
власти,     согласованное     функционирование     и    взаимодействие
государственных органов, их ответственность перед народом".
    8.  В   пункте  2  статьи 45 слова "на заседании  Жогорку  Кенеша"
заменить словами "в присутствии депутатов Законодательного собрания  и
Собрания народных представителей".
    9. Статью 46 изложить в следующей редакции:
    "Статья 46.

    1. Президент Кыргызской Республики:
    1) определяет структуру Правительства Кыргызской Республики;
    2)   назначает   с   согласия   Собрания  народных  представителей
Премьер-министра Кыргызской Республики;
    3)  назначает   по   консультации  с Премьер-министром  Кыргызской
Республики  членов  Правительства  Кыргызской  Республики,   а   также
руководителей административных ведомств; освобождает их от должности;
    4)   принимает   прошение  Премьер-министра,   Правительства   или
отдельного   его   члена   об отставке; по своей инициативе  принимает
решение об отставке Премьер-министра или Правительства;
    5)  назначает  с  согласия соответствующих  местных  кенешей  глав
государственных администраций областей, районов, городов;  освобождает
их от должности;
    6)  назначает  Государственного секретаря  Кыргызской  Республики,
определяет   его   статус   и  полномочия;   формирует   Администрацию
Президента Кыргызской Республики;
    7)  образует  и  упраздняет исполнительные органы, не  входящие  в
состав Правительства;
    8) образует и возглавляет Совет безопасности Кыргызской Республики
и иные координационные органы;
    9)  формирует  подчиненные  ему службы  государственной  охраны  и
Национальную гвардию;
    10) по  консультации с Премьер-министром утверждает единую систему
подготовки  и  подбора  кадров  для  органов,  содержащихся  за   счет
государственного  бюджета,  финансирования государственных  органов  и
оплаты труда государственных служащих.
    2. Президент Кыргызской Республики:
    1)   назначает   с   согласия  Собрания  народных   представителей
Генерального  прокурора Кыргызской Республики;  назначает заместителей
Генерального прокурора, прокуроров областей, города Бишкека и военного
прокурора Кыргызской Республики; освобождает их от должности;
    2)   назначает   с   согласия  Собрания  народных   представителей
Председателя   Правления  Национального банка  Кыргызской  Республики;
освобождает его от должности;
    3) представляет  Законодательному  собранию  и  Собранию  народных
представителей  кандидатуры  для избрания  на  должности  Председателя
Конституционного суда Кыргызской Республики,  его заместителя и  судей
Конституционного суда Кыргызской Республики;
    4) представляет  Собранию  народных представителей кандидатуры для
избрания   на  должности  председателей  Верховного  суда   Кыргызской
Республики,   Высшего  Арбитражного  суда  Кыргызской  Республики,  их
заместителей  и  судей  Верховного суда и  Высшего  Арбитражного  суда
Кыргызской  Республики;
    5)   назначает  председателей,   их  заместителей  и  судей  судов
областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражных судов областей
и  города  Бишкека,  а также военных судов Кыргызской Республики  и  в
случаях,  предусмотренных Конституцией и законами, освобождает  их  от
должности.
    3. Президент Кыргызской Республики:
    1)   осуществляет   руководство   внешней   политикой   Кыргызской
Республики;
    2)   ведет    переговоры  и  подписывает  международные   договоры
Кыргызской Республики;
    3) подписывает ратификационные грамоты;
    4) назначает и отзывает дипломатических представителей  Кыргызской
Республики     в     иностранных    государствах    и    международных
организациях;  принимает верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых
при     Президенте    Кыргызской   Республики   глав   дипломатических
представительств иностранных государств и представителей международных
организаций;
    5) решает  вопросы  принятия в гражданство и выхода из гражданства
Кыргызской Республики, предоставления политического убежища.
    4. Президент Кыргызской Республики:
    1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;
    2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
    3) присваивает  высшие  воинские  звания,  дипломатические  ранги,
классные чины и иные специальные звания;
    4) осуществляет помилование.
    5. Президент Кыргызской Республики:
    1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
    2) подписывает  законы либо возвращает их со своими возражениями в
соответствующую  палату  Жогорку Кенеша для  повторного  рассмотрения;
обнародует   законы;   вправе  опротестовать  в  Конституционный   суд
Кыргызской   Республики   законы   или   ратифицированные   Кыргызской
Республикой  международные договоры;
    3) обращается к народу с ежегодными посланиями о положении  дел  в
стране,  оглашаемыми  на  совместном  заседании  обеих  палат  Жогорку
Кенеша;
    4) вправе приостановить или отменить действие актов  Правительства
Кыргызской Республики, актов других органов исполнительной власти;
    5)  вправе  решать  вопросы  финансирования  мероприятий,  имеющих
неотложный характер, за счет государственных средств; учреждает фонды;
    6)  в  случаях  и  порядке, предусмотренных статьей  68  настоящей
Конституции, осуществляет законодательные полномочия.
    6. Президент Кыргызской Республики:
    1) вправе  досрочно  созвать  заседание Законодательного собрания,
сессию   Собрания   народных  представителей  и  определить   вопросы,
подлежащие рассмотрению;
    2)  назначает  по  собственной  инициативе  референдум;  принимает
решение о назначении референдума по инициативе не менее трехсот  тысяч
избирателей,   большинства  от  общего  числа  депутатов  обеих  палат
Жогорку Кенеша;
    3) назначает выборы в Законодательное собрание и Собрание народных
представителей,    осуществляет  досрочный  роспуск   Законодательного
собрания    и    Собрания   народных   представителей    в    случаях,
предусмотренных настоящей Конституцией;
    4) назначает выборы в местные кенеши и, в предусмотренных  законом
случаях осуществляет их роспуск;
    5)  назначает  председателя  Центральной  комиссии  по  выборам  и
проведению референдумов и одну треть ее членов;
    6)   назначает  председателя  Счетной  палаты  и  одну  треть   ее
аудиторов.
    7.   Президент   Кыргызской  Республики  при  наличии   оснований,
предусмотренных    законом,   предупреждает  о  возможности   введения
чрезвычайного положения,  а при необходимости вводит его  в  отдельных
местностях   без  предварительного объявления, о  чем  незамедлительно
сообщает в Законодательное собрание.
    8. Президент  Кыргызской  Республики объявляет общую или частичную
мобилизацию;  объявляет  состояние   войны  в  случае   агрессии   или
непосредственной   угрозы   агрессии  на   Кыргызскую   Республику   и
незамедлительно  вносит  этот вопрос на рассмотрение  Законодательного
собрания;   объявляет в интересах  защиты  страны  и  безопасности  ее
граждан  военное положение и незамедлительно вносит этот   вопрос   на
рассмотрение  Законодательного собрания.
    9.  Президент  Кыргызской  Республики  является  Главнокомандующим
Вооруженными    Силами,   назначает  и  смещает  высшее   командование
Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
    10. Статью 47 изложить в следующей редакции:
    "Статья 47

    1. Президент Кыргызской Республики издает указы и распоряжения.
    2.   Указы   и   распоряжения   Президента  Кыргызской  Республики
обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.
    3.  Указы,   принимаемые   Президентом Кыргызской  Республики  при
осуществлении  в  соответствии  с подпунктом  6  пункта  5  статьи  46
Конституции законодательных полномочий, имеют силу закона."     
    11. Статью 48 изложить в следующей редакции:
    "Статья 48

    Президент  Кыргызской  Республики  вправе  передавать  полномочия,
предусмотренные   подпунктом   2   пункта   3  статьи   46   настоящей
Конституции,   Премьер-министру,   членам   Правительства   и   другим
должностным    лицам,    а  также   ратифицировать   подписанные   ими
международные финансовые договоры и кредитные соглашения".
    12. Статью 49 изложить в следующей редакции:
    "Статья 49

    1.    Президент     Кыргызской    Республики    обладает    правом
неприкосновенности.    Честь  и  достоинство   Президента   Кыргызской
Республики охраняются законом.
    2.  Обеспечение,   обслуживание  и  охрана  Президента  Кыргызской
Республики, а также его семьи осуществляются за счет государства."
    13. Статью 50 изложить в следующей редакции:
    "Статья 50

    1.  Полномочия   Президента  могут быть  прекращены  в  результате
отставки по его заявлению, сделанному им на совместном заседании палат
Жогорку    Кенеша,    отрешения    его   от   должности   в   порядке,
предусмотренном  настоящей Конституцией,  а  также  при  невозможности
осуществления полномочий по болезни или в результате его смерти.
    2.   При   невозможности   осуществления  Президентом   Кыргызской
Республики своих обязанностей по болезни обе палаты Жогорку Кенеша  на
основании  заключения  создаваемой  ими  государственной   медицинской
комиссии  принимают   решение   о  досрочном  освобождении  Президента
Кыргызской Республики от должности не менее чем двумя третями  голосов
от общего числа депутатов каждой из палат."
    14. Статью 51 изложить в следующей редакции:
    "Статья 51

    1. Президент Кыргызской Республики может быть отрешен от должности
Собранием  народных  представителей только  на  основании  выдвинутого
Законодательным  собранием  обвинения  в  государственной  измене  или
совершении  иного  тяжкого  преступления, подтвержденного  заключением
Конституционного суда Кыргызской Республики.
    2. Решение Законодательного собрания о выдвижении обвинения против
Президента   Кыргызской  Республики для  отрешения  его  от  должности
должно  быть  принято  большинством не менее двух  третей  голосов  от
общего    числа  депутатов  Законодательного  собрания  по  инициативе
большинства от общего числа депутатов палаты и при наличии  заключения
специальной  комиссии, образованной Законодательным собранием.
    3.   Отрицательное  заключение  Конституционного  суда  Кыргызской
Республики   по   выдвинутому   Законодательным  собранием   обвинению
влечет за собой роспуск Законодательного собрания.
    4. Постановление  Собрания народных представителей об отрешении от
должности  Президента  Кыргызской  Республики  должно   быть   принято
большинством   не менее двух третей голосов от общего числа  депутатов
палаты   не  позднее  чем  в  двухмесячный   срок   после   выдвижения
Законодательным собранием обвинения против Президента.   Если  в  этот
срок  решение  Собранием  народных представителей  не  будет  принято,
обвинение считается отклоненным."
    15. Статью 52 изложить в следующей редакции:
    "Статья 52

    1.   При    невозможности  осуществления  Президентом   Кыргызской
Республики по причинам,  указанным в статье 50 настоящей  Конституции,
своих  обязанностей  впредь до избрания нового  Президента  Кыргызской
Республики его обязанности исполняет  Премьер-министр.  Выборы  нового
Президента Кыргызской  Республики  при  этом  должны быть проведены  в
трехмесячный   срок   с   момент  прекращения  полномочий   Президента
Кыргызской Республики.
    2. Премьер-министр,  исполняющий обязанности Президента Кыргызской
Республики,    не   вправе   осуществлять  роспуск    Законодательного
собрания  или Собрания народных представителей,  назначать референдум,
прекращать  полномочия Правительства,  а также вносить  предложения  о
внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики."
    16. Статью 53 изложить в следующей редакции:
    "Статья 53

    1. Все  бывшие президенты Кыргызской Республики,  кроме отрешенных
от   должности   в   порядке,  установленном  статьей   51   настоящей
Конституции, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики.
    2. Обеспечение,  обслуживание и охрана  экс-президента  Кыргызской
Республики    осуществляются   за   счет   государства   в    порядке,
установленном законом."
    17. В главе четвертой слова "Раздел первый" и наименование раздела
"Избрание Жогорку Кенеша" исключить.
    18. Статью 54 изложить в следующей редакции:
    "Статья 54

    1. Жогорку Кенеш -  парламент  Кыргызской  Республики  -  является
представительным органом, осуществляющим законодательную власть.
    2. Жогорку Кенеш состоит из двух палат:
    Законодательного собрания  в  составе  35 депутатов,  действующего
постоянно  и  избираемого на основе представительства интересов  всего
населения республики;
    Собрания   народных   представителей  в  составе   70   депутатов,
работающего   сессионно  и  избираемого  на  основе  представительства
территориальных интересов.
    3.   Депутаты   Законодательного  собрания  и  Собрания   народных
представителей избираются на 5 лет.
    Порядок избрания  депутатов  Законодательного  собрания и Собрания
народных представителей определяется конституционным законом."
    19. Статью 55 изложить в следующей редакции:
    "Статья 55

    1.   Каждая  палата  Жогорку  Кенеша  собирается  на  свое  первое
заседание   после   избрания  не менее двух третей состава  палаты  не
позднее 30 дней после опубликования результатов их избрания.
    2.  Первое  заседание  каждой из палат  Жогорку  Кенеша  открывает
старший по возрасту депутат данной палаты.
    3.  Законодательное  собрание и Собрание  народных  представителей
заседают  раздельно.  Палаты   заседают   совместно   при   принесении
присяги судьями  Конституционного  суда  Кыргызской  Республики,   для
заслушивания  посланий  и заявлений Президента Кыргызской  Республики,
выступлений  руководителей иностранных государств,   а  также  в  иных
случаях, предусмотренных регламентом палат Жогорку Кенеша.
    4.  Со  дня  начала работы Законодательного собрания  и   Собрания
народных   представителей  нового созыва  полномочия  Законодательного
собрания   и   Собрания   народных  представителей   прежнего   созыва
прекращаются".
    20. В статье 56:
    в  пункте   1  слова  "Депутатом Жогорку Кенеша" заменить  словами
"Депутатом  Законодательного  собрания Жогорку  Кенеша  или  депутатом
Собрания народных представителей Жогорку Кенеша";
    в  пункте  2  слова  "Депутат  Жогорку  Кенеша"  заменить  словами
"Депутат    Законодательного  собрания  и  депутат  Собрания  народных
представителей";
    пункты 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:
    "3. Депутат Законодательного собрания и депутат Собрания  народных
представителей  обладает  правом  неприкосновенности:  не  может  быть
задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру,  кроме
случаев   задержания   на  месте преступления или  совершения  тяжкого
преступления.   Привлечение  депутата к уголовной  ответственности,  а
также   к  административной  ответственности,  налагаемой  в  судебном
порядке, допускается только с согласия соответствующей палаты.
    4.  Одно   и  то же лицо не может одновременно являться  депутатом
Законодательного    собрания    и   депутатом    Собрания     народных
представителей. Депутат Законодательного  собрания и депутат  Собрания
народных  представителей не может быть одновременно депутатом местного
кенеша.
    Депутат Законодательного  собрания  не  может находиться на другой
государственной      службе,       заниматься      предпринимательской
деятельностью.  Депутат  Законодательного собрания  вправе  заниматься
преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если такая
деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей.
    Депутат  Собрания  народных представителей не  может  одновременно
занимать должности члена Правительства,  прокурора,  судьи,   а  также
иные  должности  на государственной службе,  предусмотренные  законом.
Депутат    Собрания   народных   представителей,     находящийся    на
государственной службе, может быть освобожден от занимаемой  должности
без согласия палаты.
    5. Депутат  Законодательного  собрания и депутат Собрания народных
представителей,   не  оправдавший  доверия  избирателей,  может   быть
отозван  по  решению большинства избирателей в порядке,  установленном
законом".
    Дополнить статью пунктами 6 и 7 следующего содержания:
    "6. Депутат  Законодательного собрания и депутат Собрания народных
представителей  лишается  своего мандата  постановлением   Центральной
комиссии  по  выборам  и проведению референдумов  в  случае  подачи  в
отставку,  вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении
него,  признания  его  недееспособным, отзыва  избирателями,  роспуска
палаты,  а также выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской
Республики.
    7.  Подготовка  вопросов,   связанных с  применением  взысканий  к
депутатам,  соблюдением  ими  требований пункта  4  настоящей  статьи,
правил  депутатской  этики,  а также прекращением полномочий депутатов
и   лишением   их   полномочий   и   депутатской   неприкосновенности,
возлагается    на   Центральную  комиссию  по  выборам  и   проведению
референдумов".
    21. Статью 57 изложить в следующей редакции:
    "Статья 57

    Депутат    Законодательного   собрания   и    Собрания    народных
представителей имеет право запроса к органам исполнительной  власти  и
их   должностным  лицам, которые обязаны дать ответ на  запрос  в  10-
дневный срок".
    22. Слова "Раздел второй.  Полномочия Жогорку Кенеша"  изложить  в
следующей редакции:
    "Раздел первый.  Полномочия Законодательного собрания  и  Собрания
народных представителей".
    23. Статью 58 изложить в следующей редакции:
    "Статья 58

    1. К  ведению  Законодательного собрания Жогорку Кенеша относятся:
    1)  внесение  изменений  и  дополнений в  Конституцию   Кыргызской
Республики в установленном Конституцией порядке;
    2) принятие законов Кыргызской Республики;
    3) официальное толкование Конституции и принятых им законов;
    4) изменение границ Кыргызской Республики;
    5) одобрение законов, принятых Собранием народных представителей;
    6) избрание  по  представлению  Президента  Кыргызской  Республики
Председателя   Конституционного  суда  Кыргызской   Республики,    его
заместителя  и  судей  Конституционного  суда  Кыргызской  Республики;
решение  вопроса об освобождении их от должности в случае  и  порядке,
предусмотренных настоящей Конституцией;
    7) избрание  одной трети состава Центральной комиссии по выборам и
проведению референдумов;
    8) назначение одной трети аудиторов Счетной палаты;
    9)   ратификация   и   денонсация  международных   договоров,   за
исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящей Конституции;
    10)  введение  чрезвычайного положения,   утверждение  или  отмена
указов Президента Кыргызской Республики по этому вопросу;
    11) решение вопросов войны и мира;  введение  военного  положения,
объявление    состояния   войны,   утверждение   или   отмена   указов
Президента Кыргызской Республики по этим вопросам;
    12) решение  вопроса  о  возможности использования Вооруженных Сил
Кыргызской  Республики  за  ее пределами при необходимости  выполнения
межгосударственных   договорных обязательств  по  поддержанию  мира  и
безопасности;
    13) установление воинских званий, дипломатических рангов, классных
чинов и иных специальных званий Кыргызской Республики;
    14) учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской
Республики;
    15) издание актов об амнистии;
    16)  заслушивание  ежегодных отчетов  Премьер-министра,   а  также
назначаемых  или  избираемых  Законодательным  собранием   органов   и
должностных   лиц   с   учетом  положений  настоящей   Конституции   о
самостоятельности и  независимости этих органов и должностных лиц;
    17) выдвижение обвинения против Президента  Кыргызской  Республики
для отрешения его от должности.
    2.   Законодательное   собрание  по   вопросам,    предусмотренным
подпунктами  5-8  и  16,  17  пункта  1  настоящей  статьи,  принимает
постановления.
    3.  К  ведению  Собрания  народных представителей  Жогорку  Кенеша
относятся:
    1)  внесение  изменений  и  дополнений в  Конституцию   Кыргызской
Республики; принятие законов в предусмотренных Конституцией случаях;
    2)  одобрение  законов,  принятых  Законодательным  собранием,   в
случаях, установленных Конституцией;
    3) официальное толкование Конституции и принятых им законов;
    4) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
    5) изменение границ Кыргызской Республики;
    6) решение  вопросов  административно-территориального  устройства
Кыргызской Республики;
    7) назначение выборов Президента Кыргызской Республики;
    8)   дача   согласия  на  назначение  Премьер-министра  Кыргызской
Республики;
    9) дача согласия на назначение Генерального  прокурора  Кыргызской
Республики;
    10)   дача   согласия   на   назначение   Председателя   Правления
Национального банка Кыргызской Республики;
    11) избрание по  представлению  Президента  Кыргызской  Республики
Председателя  Конституционного  суда   Кыргызской   Республики,    его
заместителя и судей Конституционного суда Кыргызской Республики;
    12) избрание  по  представлению  Президента  Кыргызской Республики
председателей   Верховного   суда,    Высшего    Арбитражного     суда
Кыргызской  Республики,  их заместителей и  судей  Верховного  суда  и
Высшего Арбитражного суда Кыргызской Республики;
    13) избрание одной трети состава Центральной комиссии по выборам и
проведению референдумов;
    14) решение вопроса об освобождении от должности судей в случаях и
порядке, предусмотренных настоящей Конституцией;
    15) назначение одной трети аудиторов Счетной палаты;
    16) отрешение Президента Кыргызской Республики от должности;
    17)  заслушивание  ежегодных отчетов  Премьер-министра,   а  также
назначаемых   или   избираемых  Собранием   народных    представителей
органов  и должностных  лиц  с  учетом положений настоящей Конституции
о самостоятельности и независимости этих органов и должностных лиц;
    18) выражение недоверия Премьер-министру;
    19) заслушивание отчетов  Генерального  прокурора  и  Председателя
Правления Национального банка.
    4. Собрание народных представителей по вопросам, предусмотренным в
подпунктах   2,   7-19   пункта   3   настоящей   статьи,    принимает
постановления."
    24. Статью 59 изложить в следующей редакции:
    "Статья 59

    1.  Законы  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  Конституцию,
конституционные  законы,   законы  об  изменении   границ   Кыргызской
Республики,   толковании   Конституции   и   конституционных   законов
принимаются обеими палатами Жогорку Кенеша большинством не менее  двух
третей голосов от  общего числа депутатов каждой из палат.
    2. Принятые Законодательным собранием законы по вопросам налогов и
сборов,    финансового   и   таможенного   регулирования,   банковской
деятельности,   ратификации  и  денонсации   международных   договоров
Кыргызской  Республики,   амнистии  подлежат  рассмотрению   Собранием
народных   представителей  и  считаются  одобренными,  если   за   них
проголосовало более половины общего числа депутатов Собрания  народных
представителей.
    В  случае  неодобрения  Собранием народных представителей  решения
Законодательного   собрания   решение  по   рассматриваемому   вопросу
принимается большинством не менее двух третей голосов от общего  числа
депутатов Законодательного собрания.
    3. Законы, принятые Собранием народных представителей по вопросам,
указанным    в   подпунктах  4,   6  пункта  3  статьи  58   настоящей
Конституции,   подлежат  рассмотрению  Законодательным   собранием   и
считаются   одобренными,  если  за них  проголосовало  более  половины
общего числа депутатов Законодательного собрания.
    В случае  неодобрения  Законодательным собранием закона решение по
рассматриваемому  закону  принимается  большинством  не  менее    двух
третей   голосов   от   общего  числа  депутатов   Собрания   народных
представителей.
    4. Законы,  указанные в абзаце первом пункта  2  и  абзаце  первом
пункта  3  настоящей  статьи,   также считаются  одобренными,  если  в
течение 60 дней со дня принятия не будут  рассмотрены  соответствующей
палатой Жогорку Кенеша."
    25. Статью 60 изложить в следующей редакции:
    "Статья 60

    1. Каждая  палата Жогорку Кенеша избирает из своего состава Торага
палаты, его заместителя, формирует комитеты, комиссии.
    2.  Торага  каждой  палаты  избирается  тайным  голосованием.   Он
подотчетен   соответствующей  палате  и  может  быть  освобожден    от
должности   по решению этой палаты,  принятому большинством  не  менее
двух третей голосов от общего числа депутатов.
    3.   Торага   Законодательного  собрания   и   Собрания   народных
представителей  ведут заседания соответствующих  палат,   осуществляют
общее   руководство подготовкой вопросов, подлежащих  рассмотрению  на
заседаниях  палаты,   и  ведают  внутренним  распорядком,  подписывают
постановления, принятые соответствующей палатой.
    4.   Заместитель  Торага  соответствующей  палаты  Жогорку  Кенеша
избирается   тайным  голосованием,  выполняет  по   поручению   Торага
отдельные его функции и замещает Торага в случае его отсутствия."
    26. В статье 61:
    после слов "временные комиссии" дополнить словом "палат";
    после слов "отнесенные к" дополнить словом "их";
    после слов "компетенции" исключить слова "Жогорку Кенеша".
    27. Статью 62 изложить в следующей редакции:
    "Статья 62

    1. Деятельность Законодательного собрания осуществляется  в  форме
заседаний.  Заседание  Законодательного  собрания проводится один  раз
в  год,   начиная  с первого рабочего дня сентября  и   по   последний
рабочий день июня.
    2. Деятельность Собрания народных представителей осуществляется  в
форме  сессий.  Сессии Собрания народных представителей созываются  не
реже двух раз в год.
    3. Заседание  Законодательного собрания и сессия Собрания народных
представителей  правомочны при условии присутствия  на  них  не  менее
двух третей от общего числа депутатов соответствующей палаты.
    Порядок   деятельности  палат  Жогорку  Кенеша  определяется    их
регламентами."
    28. Статью 63 изложить в следующей редакции:
    "Статья 63

    1.  Законодательное  собрание и Собрание  народных  представителей
могут  быть  досрочно распущены по решению принятому  большинством  не
менее  двух  третей голосов от общего числа депутатов  соответствующих
палат.
    2. Законодательное собрание или Собрание  народных  представителей
либо   одновременно  обе  палаты Жогорку Кенеша  могут  быть  досрочно
распущены   Президентом  Кыргызской  Республики  соответственно:    по
результатам референдума;  в  случае трехкратного отказа дать  согласие
на    назначение    Премьер-министра;   иного   кризиса,    вызванного
непреодолимыми противоречиями между палатами Жогорку Кенеша, одной или
обеих палат Жогорку Кенеша с другими ветвями государственной власти.
    3.  В  случае,  предусмотренном  пунктом  3  статьи  51  настоящей
Конституции, Законодательное собрание считается распущенным с  момента
вынесения заключения Конституционным судом Кыргызской Республики.
    4.  Палаты  Жогорку  Кенеша  не могут  быть  распущены:  во  время
чрезвычайного или военного положения;  в период рассмотрения  палатами
Жогорку  Кенеша вопроса об отрешении Президента Кыргызской  Республики
от   должности;  когда  до истечения полномочий Президента  Кыргызской
Республики остается менее шести месяцев.
    5. В случаях роспуска Законодательного собрания, Собрания народных
представителей  или  обеих палат Жогорку Кенеша  Президент  Кыргызской
Республики  назначает  дату  выборов  депутатов соответствующей палаты
или  обеих  палат  с  тем,  чтобы вновь избранная  палата  или  палаты
собрались  на свои  первые заседания не позднее чем через 6 месяцев  с
момента роспуска".
    29.  Слова  "Раздел  третий. Законодательная деятельность  Жогорку
Кенеша"    заменить    словами   "Раздел    второй.    Законодательная
деятельность".
    30. Статью 64 изложить в следующей редакции:
    "Статья 64

    Право законодательной инициативы принадлежит:
    30 тысячам избирателей (народная инициатива);
    Президенту Кыргызской Республики;
    депутатам Законодательного собрания;
    депутатам Собрания народных представителей;
    Правительству Кыргызской Республики;
    Верховному суду Кыргызской Республики и Высшему Арбитражному  суду
Кыргызской Республики по вопросам их ведения."
    31. Статью 65 изложить в следующей редакции:
    "Статья 65

    1. Законопроекты  представляются в обе палаты Жогорку Кенеша.  При
этом  соответствующая  палата  Жогорку  Кенеша  не  позднее   чем    в
месячный  срок  обязана  решить вопрос  о  внесении  законопроекта  на
рассмотрение   палаты  с  определением  очередности  рассмотрения  или
мотивированном его отклонении.
    2. Поправки в проект закона о республиканском бюджете  могут  быть
внесены с согласия Правительства.
    3.   Законопроекты  или  поправки  к  законам,   предусматривающие
сокращение  доходов либо увеличение расходов государства,  могут  быть
приняты лишь при наличии заключения Правительства.
    4. Законопроект  считается  принятым,  если  за него проголосовало
большинство от общего числа депутатов палаты.
    5. Принятый  одной  палатой законопроект по вопросам,  требующим в
соответствии  с  настоящей  Конституцией  одобрения  другой    палаты,
представляется   этой  палате не позднее пяти рабочих дней  с  момента
принятия  первой  палатой.  Эти законопроекты  считаются  принятыми  с
момента  одобрения другой палатой,  а в случае,  когда такое одобрение
не  получено - с момента утверждения в соответствии с пунктами  2,   3
статьи 59 настоящей Конституции.
    6.   Проекты   законов  о  внесении  изменений  и  дополнений    в
Конституцию,   конституционных  законов,  законов об изменении  границ
Кыргызской  Республики,  о  толковании Конституции  и  конституционных
законов  считаются   принятыми  после  проведения не  менее  чем  двух
чтений,   если  за  них проголосовало не менее двух третей  от  общего
числа  депутатов  каждой   из  палат Жогорку  Кенеша.  Датой  принятия
законопроекта считается день, когда состоялось голосование по принятию
проекта  в  обеих палатах. Если палаты голосовали в  разные  дни,   то
датой   принятия  закона  считается  день,  когда  за   его   принятие
проголосовала вторая палата.
    7. Не  допускается внесение изменений и дополнений в Конституцию и
конституционные законы во время чрезвычайного и военного положения."
    32. Статью 66 изложить в следующей редакции:
    "Статья 66

    1.  Принятый  закон  в  течение  пяти  рабочих  дней  направляется
Президенту Кыргызской Республики для подписания.
    2. Президент Кыргызской Республики не позднее  пятнадцати  рабочих
дней  с  момента  получения закона подписывает или возвращает  его  со
своими  возражениями.   Данный закон подлежит повторному  рассмотрению
принявшей  его палатой.  Если при повторном рассмотрении  закон  будет
одобрен  в ранее принятой редакции большинством не менее двух   третей
голосов    от   общего   числа  депутатов,   он  подлежит   подписанию
Президентом Кыргызской Республики в течение семи рабочих дней.
    3.  Отклоненный  Президентом  закон,  который  в  соответствии   с
настоящей  Конституцией  принят большинством  не  менее  двух   третей
голосов   от  общего числа депутатов каждой из палат  Жогорку  Кенеша,
подлежит  подписанию  Президентом  в  срок,  установленный  пунктом  2
настоящей  статьи,  если  закон при повторном его  рассмотрении  будет
одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертей
голосов от  общего  числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша.
    4. Подписанный Президентом Кыргызской  Республики  закон  подлежит
опубликованию в сроки, установленные законом."
    33. Статью 67 изложить в следующей редакции:
    "Статья 67

    Закон  вступает  в  силу по истечении десяти дней  с  момента  его
опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или в  законе
о порядке введения его в действие."
    34. Статью 68 изложить в следующей редакции:
    "Статья 68

    1. Палаты  Жогорку  Кенеша могут делегировать свои законодательные
полномочия  Президенту Кыргызской Республики на срок не  более  одного
года.
    2. Законодательные полномочия переходят  к  Президенту  Кыргызской
Республики в случаях роспуска палат Жогорку Кенеша.
    3.    Законодательные   полномочия   осуществляются    Президентом
Кыргызской Республики путем принятия указов, имеющих силу закона.
    4.  В  случае  роспуска  одной из палат Жогорку  Кенеша  Президент
Кыргызской  Республики осуществляет законодательные полномочия  только
этой палаты."
    35. В статье 70:
    пункт 3 изложить в следующей редакции:
    "3. Вступление  в должность вновь избранного Президента Кыргызской
Республики   влечет   за   собой  сложение  полномочий   Правительства
Кыргызской Республики."
    дополнить статью пунктами 4 и 5 следующего содержания:
    "4.  Премьер-министр,   Правительство  Кыргызской  Республики  или
отдельный  его  член  вправе  подать  прошение  об  отставке,  которая
принимается или отклоняется Президентом Кыргызской Республики.
    5. Принятие отставки Премьер-министра Кыргызской Республики влечет
за  собой  отставку  всех  членов  Правительства.  В  случае  принятия
отставки   Правительство  Кыргызской  Республики  может  по  поручению
Президента    Кыргызской    Республики   продолжать   действовать   до
сформирования нового состава Правительства."
    36. Статью 71 изложить в следующей редакции:
    "Статья 71

    1. Премьер-министр назначается Президентом Кыргызской Республики с
согласия Собрания народных представителей.
    2. Предложение о кандидатуре Премьер-министра вносится в  Собрание
народных  представителей  не  позднее  двухнедельного  срока  со   дня
вступления   в   должность  вновь  избранного  Президента   Кыргызской
Республики, после  отставки  Премьер-министра,  Правительства  либо  в
течение  недели  со  дня  отклонения  кандидатуры  Собранием  народных
представителей.
    3.  Собрание   народных представителей принимает  решение  о  даче
согласия  на назначение Премьер-министра не позднее семи дней  со  дня
внесения предложения о кандидатуре.
    4. После трехкратного отклонения Собранием народных представителей
представленных   кандидатур  Премьер-министра   Президент   Кыргызской
Республики  назначает Премьер-министра и распускает Собрание  народных
представителей.
    5. Собрание  народных  представителей  может  выразить   недоверие
Премьер-министру.    Постановление   о   недоверии    Премьер-министру
принимается большинством не менее двух третей голосов от общего  числа
депутатов   Собрания   народных   представителей.    После   выражения
Собранием народных представителей недоверия Премьер-министру Президент
Кыргызской   Республики  вправе объявить об отставке  Премьер-министра
либо  не  согласиться с решением Собрания народных представителей.   В
случае,  если Собрание народных представителей в течение трех  месяцев
повторно  выразит  недоверие  Премьер-министру,  Президент  Кыргызской
Республики  объявляет  об  отставке Премьер-министра  либо  распускает
Собрание народных представителей.
    6.  Премьер-министр  в  соответствии  с  Конституцией   Кыргызской
Республики,  законами  и  указами  Президента  Кыргызской   Республики
определяет    основные    направления   деятельности    Правительства,
организует его работу и персонально отвечает за его деятельность."
    37. В статье 72:
    пункт 2 изложить в следующей редакции:
    "2.   Премьер-министр  ежегодно  представляет  в   Законодательное
собрание   и   Собрание  народных  представителей   отчет   о   работе
Правительства."
    38. В статье 73:
    в пункте первом исключить слова "распорядительных и контрольных";
    в  абзаце  2  пункта  2  слова "Жогорку Кенешу"  заменить  словами
"Собранию народных представителей".
    39. В статье 75:
    пункт 2 перед словами "Жогорку Кенеша" дополнить словом "палат".
    пункт 3 изложить в следующей редакции:
    "3.   Правительство   Кыргызской  Республики  заслушивает   отчеты
руководителей      министерств,       государственных       комитетов,
административных   ведомств,   а  также глав  местных  государственных
администраций  и  отменяет  их  акты, противоречащие  законодательству
Кыргызской Республики".
    40. Статьи  77 и 78 считать статьями 76 и 77 раздела второго главы
пятой, изложив их в следующей редакции:
    "Статья 76

    Исполнительную власть  в областях,  районах и городах осуществляет
местная государственная администрация.

    Статья 77

    1.  Местные  государственные  администрации  действуют  на  основе
настоящей Конституции и законов Кыргызской Республики.
    2.  Решения  местной  государственной администрации,   принятые  в
пределах    ее    компетенции,    обязательны    для   исполнения   на
соответствующей территории."
    41.  Дополнить  главу  пятую  разделом  третьим,   изложив  его  в
следующей редакции:
                            "Раздел третий
                              Прокуратура

    Статья 78

    Надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов
осуществляется   Прокуратурой  Кыргызской  Республики  в  пределах  ее
компетенции.
    Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование, участвуют
в  судебном  разбирательстве дел в случаях и порядке,  предусмотренных
законом."
    42.  Пункт  2  статьи 79 после слов "арбитражные  суды   областей"
дополнить  словами "и города Бишкека",  исключив слова "а  также  суды
аксакалов и третейские суды".
    43. В статье 80:
    в части второй пункта 1 слова "Жогорку Кенешом"  заменить  словами
"Законодательным собранием и Собранием народных представителей";
    в части третьей пункта 1 слова "Жогорку Кенешом" заменить  словами
"Собранием народных представителей";
    в  части  второй  пункта  2  слова "с  согласия  Жогорку   Кенеша"
исключить.
    44. Статью 81 изложить в следующей редакции:
    "Статья 81

    1. Судьи освобождаются от  должности  по  состоянию  здоровья,  по
собственному   желанию,    за  совершение   преступления   на   основе
вступившего в законную силу обвинительного приговора суда  и  по  иным
основаниям, предусмотренным законом.  Судьи местных судов  могут  быть
освобождены от должности также и по результатам аттестации.
    2. Судьи Конституционного суда Кыргызской  Республики  могут  быть
освобождены  от  должности  по  представлению  Президента   Кыргызской
Республики  большинством не менее двух третей голосов от общего  числа
депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
    3.  Судьи  Верховного  и  Высшего Арбитражного  судов  могут  быть
освобождены   от  должности  по  представлению  Президента  Кыргызской
Республики  большинством  не менее двух  третей  голосов   от   общего
числа  депутатов Собрания народных представителей.".
    45. В статье 84:
    пункт 1  после  слов "арбитражные суды областей" дополнить словами
"и города Бишкека";
    в пункте  3  слова  "областных арбитражных судов" заменить словами
"арбитражных судов областей и города Бишкека".
    46. Статью 91 изложить в следующей редакции:
    "Статья 91

    Местное самоуправление  в  Кыргызской  Республике   осуществляется
местными   сообществами,  которые  в  пределах  закона  и   под   свою
ответственность управляют делами местного значения."
    47. Статью 92 изложить в следующей редакции:
    "Статья 92

    Местное  самоуправление  осуществляется  через  местные  кенеши  и
другие  органы, формируемые самим населением в порядке,  установленном
законом.
    Органы  местного  самоуправления могут  иметь  в  своем  владении,
пользовании и распоряжении коммунальную собственность."
    48. Статью 93 изложить в следующей редакции:
    "Статья 93

    Законами Кыргызской Республики устанавливаются основы  организации
и  деятельности органов местного самоуправления, а также  регулируются
их взаимоотношения с органами государственной власти."
    49. Статью 94 изложить в следующей редакции:
    "Статья 94

    Органы   местного  самоуправления  могут  наделяться    отдельными
государственными    полномочиями  с  передачей  необходимых   для   их
осуществления материальных,  финансовых и иных средств. По  переданным
полномочиям  органы местного самоуправления подотчетны государственным
органам."
    50. Статью 95 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
    "5. Местные  кенеши  и другие органы местного самоуправления несут
ответственность   перед  государством  за  соблюдение   и   исполнение
законов,   а   перед   местным  сообществом  -  за  результаты   своей
деятельности."
    51. Статью 96 изложить в следующей редакции:
    "Статья 96

    1.  Изменения   и  дополнения в настоящую Конституцию  принимаются
референдумом, назначаемым Президентом Кыргызской Республики.
    2. Изменения и дополнения могут приниматься платами Жогорку Кенеша
по   предложению  Президента  Кыргызской  Республики,  большинства  от
общего  числа депутатов Законодательного собрания и депутатов Собрания
народных  представителей  либо  по  инициативе  не  менее  300   тысяч
избирателей.
    3. Предложения  о  внесении  изменений  и дополнений в Конституцию
Кыргызской  Республики  рассматриваются  Законодательным  собранием  и
Собранием народных представителей с учетом заключения Конституционного
суда Кыргызской Республики не ранее чем через 3 месяца,  но не позднее
6   месяцев   со   дня   поступления   предложений  в  Законодательное
собрание и Собрание народных представителей.
    4.  Текст   проекта  закона о внесении изменений  и  дополнений  в
Конституцию  Кыргызской Республики не может быть изменен  в  ходе  его
обсуждения   в   Законодательном   собрании   и   Собрании    народных
представителей."
    52. Статью 97 изложить в следующей редакции:
    "Статья 97

    1.  Изменения  и  дополнения  в  настоящую  Конституцию  считаются
принятыми  Жогорку Кенешем, если за них проголосовало  не  менее  двух
третей от общего числа депутатов каждой из его палат.
    2.  Непринятое  предложение может быть  внесено  в  Жогорку  Кенеш
повторно не ранее чем через один год."

                               Раздел II

    Законы  и   другие   правовые акты,  действовавшие  на  территории
Кыргызской   Республики  до  вступления  в  силу  настоящего   Закона,
применяются   в   части,  не  противоречащей  Конституции   Кыргызской
Республики.

                              Раздел III

    "Настоящий  Закон   подлежит  подписанию  Президентом   Кыргызской
Республики   и    вступает   в   силу   со    дня   его   официального
опубликования." 
("Эркин-Тоо" от 17 февраля 1996 года N 26).

    Президент Кыргызской Республики                         А.Акаев