Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
      				   УТРАТИЛ СИЛУ
        в соответствии с Законом КР от 20 июля 2009 года № 241

г.Бишкек, Дом Правительства 
от 1 июля 1996 года № 34

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

          О нормативных правовых актах Кыргызской Республики

          (В редакции Законов КР от 21 ноября 1997 года № 82,
          16 июня 1998 года № 80, 17 июня 1999 года № 57,
          13 июля 1999 года № 69, 27 ноября 1999 года № 131,
          24 января 2002 года № 11,25 июля 2002 года №130,
          1 августа 2003 года №166, от 17 июля 2004 года №89,
          4 июня 2005 года №71, 4 августа 2006 года №148,
          9 августа 2006 года №168  20 февраля 2007 года № 18 
27 февраля 2007 года №24)

Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики                 5 июня 1996 года
    
    I.    Общие положения
    II.   Виды нормативных правовых актов
    III.  Планирование работы по подготовке проектов законов
    IV.   Подготовка и оформление проектов нормативных правовых 
                   актов
    V.    Опубликование законов и иных нормативных правовых актов
    VI.   Действие законов и иных нормативных правовых актов во
          времени, пространстве и по кругу лиц
    VII.  Толкование (разъяснение) нормативных правовых актов
    VIII. Государственный учет и регистрация нормативных правовых
          актов государства


     Настоящий Закон на основании Конституции Кыргызской Республики оп-
ределяет понятие и виды нормативных правовых  актов  и  их  соотношение
между собой, общий порядок их подготовки, опубликования, действия, тол-
кования и систематизации, а также способы разрешения юридических колли-
зий.

                                Глава I
                            Общие положения

     Статья 1.

     1. Нормативный  правовой акт - это письменный официальный документ
установленной формы,  принятый  правотворческим  органом в пределах его
компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых
норм, т.е.  общеобязательных предписаний постоянного или временного ха-
рактера, рассчитанных на многократное применение.
     2. В систему нормативных правовых актов Кыргызской Республики вхо-
дят:
     1) Конституция Кыргызской Республики,  конституционные законы Кыр-
гызской Республики, законы Кыргызской Республики;
     2) указы Президента Кыргызской Республики,  постановления  Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики, ак-
ты Национального банка Кыргызской Республики,  акты министерств,  госу-
дарственных  комитетов и административных ведомств Кыргызской Республи-
ки,  решения местных государственных администраций и  органов  местного
самоуправления.
     3. Подзаконный  нормативный  акт - нормативный правовой акт органа
государственной власти,  имеющий более низкую юридическую силу, чем за-
кон. Подзаконный нормативный акт принимается на основании и во исполне-
ние законов.
     4. К подзаконным нормативным актам относятся указы Президента Кыр-
гызской Республики, постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
постановления  Правительства Кыргызской Республики,  акты Национального
банка Кыргызской Республики,  министерств,  государственных комитетов и
административных ведомств Кыргызской Республики,  решения местных госу-
дарственных администраций и решения местного самоуправления.
     5. Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу
в системе законов и иных нормативных правовых актов.
     6. Конституционные  законы,  законы об изменении границ Кыргызской
Республики, толковании  Конституции и конституционных законов считаются
принятыми после проведения не менее двух чтений, если за них проголосо-
вало не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
     7. Изменение  либо отмена закона, принятого референдумом, возможны
только путем референдума.
     (В редакции Законов КР от 27 ноября 1999 года № 131,  24  января
2002 года № 11, 4 августа 2006 года № 148)

     Статья 2.

     Органы законодательной и исполнительной власти Кыргызской  Респуб-
лики издают нормативные правовые акты в пределах полномочий, предостав-
ленных им Конституцией и законами Кыргызской Республики.

     Статья 3.

     1. Нормативные правовые акты Кыргызской Республики должны соответ-
ствовать Конституции  Кыргызской  Республики,  а также иным нормативным
правовым актам Кыргызской Республики, имеющим по сравнению с ними более
высокую юридическую силу.
     2. Способами обеспечения законности нормативных правовых актов яв-
ляются:
     1) признание акта в установленном порядке неконституционным;
     2) обжалование акта в вышестоящий орган;
     3) иски и заявления в суд;
     4) приостановление действия акта;
     5) принесение протеста на принятый акт;
     6) признание акта утратившим силу;
     7) внесение в акт изменений и дополнений;
     8) государственная регистрация общеобязательных нормативных право-
вых актов.

     Статья 4.

     1. Жогорку  Кенеш  Кыргызской Республики в соответствии со статьей
68 Конституции  Кыргызской Республики может делегировать свои законода-
тельные полномочия  Президенту  Кыргызской  Республики на срок не более
одного года.  Президент Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской
Республики вправе  делегировать  часть своих правотворческих полномочий
подведомственным им органам, если это не противоречит Конституции и за-
конам Кыргызской Республики.
     2. В  акте о делегировании указывается, какому органу делегируется
конкретное полномочие  и на какой срок, устанавливаются рамки, в преде-
лах которых орган вправе реализовать делегированное ему полномочие.
     3. Орган,  которому делегировано то или иное полномочие, не вправе
его передать другому органу.
     4. Орган,  издавая  нормативный  правовой акт в порядке реализации
делегированного полномочия,  ссылается  на  закон  или иной нормативный
правовой акт, которым ему делегировано соответствующее полномочие.
     (В редакции Закона КР от 4 августа 2006 года № 148)

     Статья 5.

     Законы Кыргызской Республики,  указы Президента Кыргызской Респуб-
лики, постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительст-
ва Кыргызской Республики на всей территории Кыргызской Республики с мо-
мента  вступления  их в силу подлежат обязательному и незамедлительному
исполнению.
     (В редакции Закона КР от 27 февраля 2007 года № 24)

     Статья 6.

     1. В  случае  расхождения  закона или иного нормативного правового
акта с Конституцией Кыргызской Республики действует Конституция Кыргыз-
ской Республики.
     2. В  случае  противоречия  нормативных правовых актов, издаваемых
Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республи-
ки,  Правительством   Кыргызской   Республики   и  органами   местного
самоуправления  с законом - действует  закон  Кыргызской Республики.
     3.  В  случае расхождения текста Конституции,  законов  и    иных
нормативных правовых  актов Кыргызской Республики  на  государственном  
языке, с текстом на официальном  языке,  текст на государственном языке 
считается оригиналом.».
(В редакции Закона КР от 24 января 2002 года № 11 20 февраля 2007 года № 18)

     Статья 7.

     Конституционный суд Кыргызской Республики,  Верховный суд Кыргызс-
кой Республики,  местные суды, установив в связи с разрешением конкрет-
ного дела несоответствие нормативных правовых актов Конституции и зако-
нам Кыргызской  Республики,  принимают  решение на основе Конституции и
законов Кыргызской Республики.
     (В редакции Закона КР от 4 августа 2006 года № 148)

     Статья 8.

     1. В случае несоответствия закона или иного нормативного правового
акта Кыргызской Республики заключенным в установленном порядке междуна-
родным договорам, в которых участвует Кыргызская Республика, или общеп-
ризнанным нормам  международного права применяются правила, установлен-
ные этими договорами и нормами.
     2. Законы  и  иные нормативные правовые акты Союза ССР применяются
на территории Кыргызской Республики до принятия соответствующих законов
и иных  нормативных правовых актов в части, не противоречащей Конститу-
ции и законам Кыргызской Республики.

     Статья 9.

     1. Порядок  подготовки, рассмотрения и принятия законов Кыргызской
Республики определяется  Конституцией  Кыргызской  Республики,  Законом
Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республи-
ки" и настоящим Законом.
     2. Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Пра-
вительства Кыргызской  Республики  определяется Законом Кыргызской Рес-
публики "О  Правительстве  Кыргызской  Республики",  Регламентом работы
Правительства Кыргызской Республики.
     3. Порядок  рассмотрения и принятия нормативных правовых актов ми-
нистерств, государственных  комитетов и административных ведомств опре-
деляется положениями об этих органах, утверждаемыми Президентом Кыргыз-
ской Республики или Правительством Кыргызской Республики.
     4. Порядок  рассмотрения и принятия нормативных правовых актов На-
ционального банка  Кыргызской Республики определяется Национальным бан-
ком Кыргызской Республики в соответствии с Законом "О Национальном бан-
ке Кыргызской  Республики".  Издаваемые Национальным банком нормативные
правовые акты (положения, правила, инструкции и др.) утверждаются соот-
ветственно постановлениями или приказами.
     (В редакции  Законов  КР  от  27 ноября 1999 года №131, 4 августа
2006 года №148)

                               Глава II
                    Виды нормативных правовых актов

     Статья 10.

     1. Закон  - нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с
установленной процедурой  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики или пу-
тем референдума  и регулирующий важнейшие вопросы государственной и об-
щественной жизни.
     2. Законом могут решаться иные вопросы, если они в соответствии с 
Конституцией и законами Кыргызской Республики подлежат урегулированию в
форме закона.

     Статья 11.

     1. Конституционный закон - это закон, регулирующий правовые основы
государства и конституционного строя.
     2. В  соответствии со статьей 59 Конституции Кыргызской Республики
конституционными законами  признаются  законы об изменениях границ рес-
публики и другие предусмотренные Конституцией Кыргызской Республики за-
коны, принимаемые Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей го-
лосов от общего числа депутатов каждой из палат.
     (Статья признана  неконституционной Решением Конституционного суда
КР от 5 февраля 1997 года)

     Статья 12.

     Кодекс -  это закон,  содержащий всю или основную массу норм,  де-
тально или непосредственно регулирующих определенную сферу общественных
отношений.

     Статья 13.

     Регламент -  нормативный  правовой акт,  регулирующий порядок дея-
тельности какого-либо  государственного  органа,  его подразделения или
органа местного самоуправления.
     (В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года №71)

     Статья 14.

     Положение - нормативный правовой  акт,  детально  регламентирующий
правовой статус,  организацию, порядок деятельности государственных ор-
ганов, органов  местного  самоуправления,  организаций  и учреждений, а
также определяющий  их взаимоотношения с другими органами, организация-
ми, учреждениями и гражданами.
     (В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года №71)

     Статья 15.

     Правила - нормативный правовой акт,  детально регламентирующий по-
рядок организации какого-либо вида деятельности.

     Статья 16.

     Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по вопросам,  отнесенным к его
ведению Конституцией Кыргызской Республики, а также по вопросам органи-
зации его внутренней деятельности принимает постановления.
     (В редакции Закона КР от 9 августа 2006 года №168)

     Статья 17.

     1. Президент Кыргызской Республики на основе Конституции и законов
Кыргызской Республики издает в пределах своих полномочий указы и распо-
ряжения.
     2. Нормативные  правовые акты Президента Кыргызской Республики из-
даются в форме указов.
     3. По отдельным вопросам, отнесенным к его ведению, Президент Кыр-
гызской Республики издает распоряжения.

     Статья 18.

     1. Правительство  Кыргызской Республики на основе и во исполнение 
Конституции и законов Кыргызской Республики, указов Президента Кыргызс-
кой Республики  принимает  в  пределах своих полномочий постановления и
распоряжения.
     2. Нормативные  правовые  акты Правительства Кыргызской Республики
принимаются в форме постановлений.

     Статья 19.

     Министерства, государственные комитеты, административные ведомства
и иные центральные органы исполнительной власти,  местные государствен-
ные администрации, органы местного самоуправления на основе и во испол-
нение Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики,
постановлений Жогорку Кенеша Кыргызской  Республики,  актов  Президента
Кыргызской Республики, актов Правительства Кыргызской Республики издают
акты в пределах своих полномочий.
     Министерства, государственные комитеты, административные ведомства
и иные центральные органы исполнительной власти издают нормативные пра-
вовые акты в форме приказов; в органах центральной исполнительной влас-
ти с коллегиальной формой управления нормативные правовые акты издаются
в форме постановлений.
     Издаваемые министерствами,  государственными комитетами, админист-
ративными  ведомствами  и  иными  центральными  органами исполнительной
власти,  местными государственными администрациями,  органами  местного
самоуправления акты иных наименований (положения, инструкции, указания,
правила и др.) утверждаются приказами либо постановлениями.
     При издании министерством,  государственным комитетом, администра-
тивным ведомством и иным  центральным  органом  исполнительной  власти,
местной государственной администрацией, органом местного самоуправления
нормативного правового акта в нем указывается, во исполнение какого ак-
та (его статьи или пункта) вышестоящего правотворческого органа издает-
ся данный акт.
     (В редакции Закона КР от 9 августа 2006 года №168)

                               Глава III
                          Планирование работы
                    по подготовке проектов законов

     Статья 20.

     Подготовка проектов законов и иных нормативных правовых актов осу-
ществляется, как правило, на основе планов подготовки проектов в целях:
     - создания научно обоснованной системы нормативных правовых актов;
     - обеспечения гласности в правотворческой деятельности;
     - обеспечения комплексного и исследовательского решения правотвор-
ческих задач;
     - совершенствования организации законопроектных работ, аналитичес-
кой оценки проектов,  научного прогнозирования эффективности новых пра-
вотворческих решений,  усиления контроля за сроками подготовки проектов
нормативных правовых актов.

     Статья 21.

     1. Жогорку  Кенеш Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает
планы законотворческой работы.
     2. Президент Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает пла-
ны подготовки  проектов  законов,  которые  Президент намерен внести на
рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
     3. Правительство  Кыргызской Республики разрабатывает и утверждает
планы подготовки проектов законов, которые Правительство намерено внес-
ти на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
     4. Министерства,  государственные  комитеты и ведомства Кыргызской
Республики разрабатывают  и  утверждают планы подготовки проектов зако-
нов, указов Президента Кыргызской Республики, постановлений Правительс-
тва Кыргызской  Республики,  разработка которых поручена данному минис-
терству, государственному  комитету, ведомству или которые они намерены
разработать по собственной инициативе.
     5. Финансирование затрат, связанных с подготовкой проектов законов
и иных  нормативных  правовых актов, предусматривается при формировании
республиканского и  местных бюджетов отдельной статьей расходов в соот-
ветствии с классификацией расходов бюджета.
     (В редакции  Законов  КР  от  1 августа 2003 года № 166, 4 августа
2006 года №148)

     Статья 22.

     1. Текущие планы законопроектных работ разрабатываются, как прави-
ло, сроком на один год.
     2. При  необходимости разрабатываются перспективные планы законоп-
роектных работ  на срок до 5 лет и более, которые учитываются и конкре-
тизируются в текущих планах законопроектных работ.

     Статья 23.

     При разработке целевых комплексных программ  социально-экономичес-
кого  развития Кыргызской Республики в них выделяются разделы,  предус-
матривающие подготовку и принятие соответствующих законов и иных норма-
тивных правовых актов.

     Статья 24.

     При разработке  проектов  планов законопроектных работ учитываются
предложения заинтересованных органов, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызс-
кой  Республики,  научных учреждений,  а также предложения граждан и их
объединений.

См. также:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 28 ноября 2013 года №12-р Статья 25. Планы законопроектных работ предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов актов вне плана по поручению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Пре- зидента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики или по собственной инициативе. (В редакции Закона КР от 9 августа 2006 года №168) Глава IV Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов Статья 26. 1. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется либо самим правотворческим органом, либо по его поручению подведомст- венными ему органами, учреждениями, организациями, либо указанными ор- ганами, учреждениями, организациями по собственной инициативе. 2. Правотворческий орган может заказать подготовку первоначального проекта нормативного правового акта на договорной основе государствен- ным органам, научным учреждениям, отдельным гражданам или их коллекти- вам. 3. Правотворческий орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, лицам или зак- лючать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Статья 27. 1. Правотворческий орган, разрабатывающий проект, как правило, создает комиссию по подготовке проекта из числа работников этого орга- на, специалистов и ученых. 2. К участию в подготовке проектов могут привлекаться представите- ли заинтересованных государственных и иных органов, организаций и уч- реждений. 3. В подготовке проектов обязательно участие юридических подразде- лений органов и организаций, разрабатывающих проекты. Статья 28. 1. Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагиваю- щих интересы граждан и юридических лиц, а также проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в обяза- тельном порядке должны быть опубликованы для общественного обсуждения посредством размещения на официальном сайте правотворческого органа. По решению правотворческого органа, в случае отсутствия у правотворческого органа официального сайта, а также в случаях, предусмотренных законом, опубликование нормативных правовых актов производится в средствах мас- совой информации. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмот- рению правотворческим органом при доработке проектов. 2. Проекты законов по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики могут быть в установленном порядке вынесены на всенародное обсуждение. (В редакции Законов КР от 1 августа 2003 года №166, 17 июля 2004 года №89) Статья 29. Если для развития и конкретизации положений готовящегося проекта закона или иного нормативного правового акта необходимо принятие других нормативных правовых актов, в основном проекте или в проекте акта о введении его в действие предусматривается поручение соответствующим ор- ганам подготовить и принять в установленные правотворческим органом сроки такие акты.

См. также:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 28 ноября

2013 года №12-р

Статья 30. 1. Проекты нормативных правовых актов перед их внесением Президен- ту Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики подлежат в обязательном порядке согласованию с Министерством юстиции Кыргызской Республики, по вопросам, предусматривающим сокращение доходов или уве- личение расходов государства, - с Министерством финансов Кыргызской Республики, направленные на регулирование деятельности субъектов предп- ринимательства - с уполномоченным государственным органом по развитию предпринимательства, а также с заинтересованными министерствами, госу- дарственными комитетами и административными ведомствами. 2. Изменения в Закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств государства, другие проекты законов, предусмат- ривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюд- жета, либо сокращение его доходной части, могут быть приняты только с согласия Правительства Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 21 ноября 1997 года №82, 13 июля 1999 года №69, 1 августа 2003 года №166) Статья 31. 1. Подготовленный проект нормативного правового акта вносится в правотворческий орган с представлением, в котором обосновывается необ- ходимость принятия акта, дается краткая характеристика его содержания, приводится перечень органов и организаций, которые участвовали в разра- ботке проекта, а также с которыми проект согласован. 2. К проекту в случае необходимости прилагаются финансово-экономи- ческие расчеты, акты проведенных научных и иных специализированных экс- пертиз (правовой, финансово-экономической и др.), статистические дан- ные, прогноз возможных социальных, экономических, юридических и иных последствий действия принимаемого акта и другие сведения, необходимые для обоснования положений проекта. 3. В случае внесения нормативного правового акта, предусматриваю- щего новые виды государственного регулирования предпринимательской дея- тельности, необходимо приложить также справку с описанием проблем, ко- торые планируется решать путем вмешательства государства в соответству- ющую сферу предпринимательской деятельности, определение целей регули- рования, описание механизмов и мер для решения проблем, описание аль- тернатив предложенному акту, расчеты расходов и возможной выгоды от введения данного нормативного правового акта, обоснование срока дейст- вия нормативного правового акта и перечень мер, направленных на отсле- живание эффективности действия нормативного правового акта. При описа- нии проблем необходимо указать, почему проблемы не могут быть решены с помощью рыночных механизмов и требуется государственное вмешательство. 4. Новые виды государственного регулирования предпринимательской деятельности вводятся исключительно законами Кыргызской Республики. (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №166) Статья 32. 1. Проекты нормативных правовых актов по решению правотворческого органа могут подвергаться правовой, финансово-экономической, экологи- ческой и иной научной специализированной экспертизе. 2. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не прини- мавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. 3. В оценке проекта нормативного правового акта эксперты независи- мы и не связаны позицией правотворческого органа, по поручению которого проводится экспертиза. 4. Для проведения независимой научной экспертизы могут быть приг- лашены ведущие ученые и специалисты из других государств и международ- ных организаций. Проект может быть направлен для научной экспертизы в международную организацию. Статья 33. 1. Проекты законов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объедине- ний, средств массовой информации; государственного бюджета, налоговой системы; экологической безопасности; борьбы с правонарушениями; введе- ния новых видов государственного регулирования предпринимательской дея- тельности подлежат научной, правовой и иной специализированной (в зави- симости от профиля проекта) экспертизе. 2. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыр- гызской Республики и переданные на независимую научную экспертизу, рас- сматриваются на заседании законодательного органа при наличии заключе- ния экспертов. (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №166) Статья 34. Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты: - указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и др.); - указание на орган, принявший акт; - заголовок, обозначающий предмет регулирования; - дату, место принятия акта и его регистрационный номер; - подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствую- щие нормативные правовые акты. Статья 35. Тексты законов и иных нормативных правовых актов вносятся в пра- вотворческий орган на государственном и официальном языках. (В редакции Закона КР от 25 июля 2002 года №130) Статья 36. В случае необходимости в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юриди- ческой силы со ссылкой на такие акты. Статья 37. 1. В связи с принятием нормативного правового акта подлежат приз- нанию утратившими силу все нормативные правовые акты или их структурные единицы, если они противоречат включенным в новый акт предписаниям либо поглощены им. 2. В связи с принятием нормативного правового акта подлежат изме- нению и дополнению ранее принятые нормативные акты, если они частично противоречат включенным в новый акт нормативным предписаниям. Текст та- ких изменений и дополнений излагается в форме новой редакции соответс- твующих пунктов или их структурных единиц. 3. Перечень нормативных правовых актов и их структурных единиц, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в струк- турной единице самого акта, либо в специальном акте о порядке вступле- ния его в силу. 4. Если имеется значительное число нормативных правовых актов или их структурных единиц, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием нормативного правового акта, их переч- ни оформляются в виде самостоятельного акта и представляются одновре- менно с проектом основного акта. 5. Подготовка проектов перечней нормативных правовых актов, подле- жащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению, после приня- тия основного акта допускается как исключение, в случаях, когда их под- готовка требует длительного времени. В таком случае готовится проект поручения о разработке проектов соответствующих перечней, где указыва- ется каким органам, организациям поручается их разработка и определяет- ся срок представления в правотворческий орган. (В редакции Закона КР от 4 августа 2006 года №148) Статья 38. В случае ликвидации или преобразования правотворческого органа вопросы о признании его актов утратившими силу, их изменении и дополне- нии решаются его правопреемником или вышестоящим органом. Глава V Опубликование законов и иных нормативных правовых актов Статья 39. 1. Законы, указы Президента Кыргызской Республики, постановления Правительства Кыргызской Республики, а также нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств, ор- ганов местного самоуправления, т.е. акты, распространяющие свое дейст- вие на неподведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также на граждан и их объединения, публикуются (кроме актов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну) в открытых официаль- ных изданиях и на государственном Интернет-портале Кыргызской Республи- ки. 2. Нормативные правовые акты, затрагивающие: 1) права, свободы и обязанности человека и гражданина; 2) классификацию или оценку товаров для таможенных целей или став- ки таможенных пошлин, налогов или других сборов, или требования, огра- ничения или запреты на импорт или экспорт, или связанные с этим перево- ды платежей или касающиеся их продажи, распространения, транспортиров- ки, страхования, складирования, инспекции, выставления, переработки, смешивания или другого использования; 3) таможенное дело, антидемпинговые, защитные, компенсационные ме- ры, регистрацию и ликвидацию субъектов предпринимательской деятельнос- ти, лицензирование, разрешительную систему, осуществление государствен- ными органами контроля и надзора за предпринимательской деятельностью, запрет на предпринимательскую деятельность, стандартизацию и сертифика- цию, санитарные и фитосанитарные меры, а также другие нормативные пра- вовые акты, касающиеся внешней торговли, не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 3. Законы, подписанные Президентом Кыргызской Республики, заносят- ся в "Государственную книгу регистрации законов", хранятся, публикуются и рассылаются в государственные органы соответствующими службами Адми- нистрации Президента Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 16 июня 1998 года №80, 1 августа 2003 года №166, 4 июня 2005 года №71, 4 августа 2006 года №148, 9 августа 2006 года №168) Статья 40. 1. Порядок официального опубликования законов определяется зако- ном. 2. Порядок официального опубликования актов Президента устанавли- вается Президентом Кыргызской Республики. 3. Порядок официального опубликования актов министерств, государс- твенных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления устанавливается Прави- тельством Кыргызской Республики. (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №166) Статья 41. Днем официального опубликования нормативного правового акта счита- ется день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст соответствующего акта. Статья 42. Официальное опубликование нормативных правовых актов не в полном изложении не допускается. Статья 43. Каждый гражданин, проживающий на территории Кыргызской Республики, имеет право знакомиться с нормативными правовыми актами в установленном порядке. Государственные органы и должностные лица обязаны обеспечивать осуществление права граждан на получение информации о нормативных пра- вовых актах. Глава VI Действие законов и иных нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц Статья 44. 1. Порядок вступления в силу законов определяется законом. 2. Порядок вступления в силу актов Президента устанавливается Пре- зидентом Кыргызской Республики. 3. Порядок вступления в силу актов Правительства устанавливается Правительством Кыргызской Республики. 4. Порядок вступления в силу актов министерств, государственных комитетов, административных ведомств и органов местного самоуправления устанавливается их руководителями. 5. Нормативные правовые акты Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, а также министерств, государствен- ных комитетов и административных ведомств, указанные в пунктах 2 и 3 части второй статьи 39, вступают в силу не ранее пятнадцати дней с мо- мента опубликования, за исключением срочных обстоятельств, связанных с охраной здоровья, окружающей среды и национальной безопасностью. 6. Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, вступают в силу не ранее трех месяцев с момента официального опубликования. (В редакции Законов КР от 16 июня 1998 года №80, 1 августа 2003 года №166, 17 июля 2004 года №89, 4 июня 2005 года №71, 4 августа 2006 года №148) Статья 45. Нормативные правовые акты министерств, Социального фонда Кыргызс- кой Республики, государственных комитетов, государственных комиссий, административных ведомств, Национального банка Кыргызской Республики, местных государственных администраций и органов местного самоуправления вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в ор- ганах юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубли- кования, если это затрагивает интересы, права и обязанности граждан и юридических лиц. (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №166) Статья 46. 1. Действие нормативного правового акта не распространяется на от- ношения, возникшие до его введения в действие. 2. Исключения из правила части первой настоящей статьи представля- ют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его час- ти предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний устраняет или смягчает ответст- венность за правонарушение, предусмотренную ранее. 3. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие от- ветственность, возлагающие новые обязанности на граждан, юридических лиц или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. (В редакции Закона от 17 июля 2004 года №89) Статья 47. 1. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не оговорено иное. 2. До истечения срока действия временного акта орган, издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера. Статья 48. Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в следующих случаях: - истечение срока, на который был рассчитан временный акт (часть акта); - принятие нового нормативного правового акта, которому противоре- чат положения ранее принятого акта (его части) или который поглощает его (его часть); - заключение в установленном порядке международного договора, нор- мам которого противоречат положения ранее принятого акта (его части); - признание акта (его части) неконституционным в установленном за- коном порядке; - признание акта (его части) утратившим силу или приостановление действия акта (его части) органом, принявшим этот акт, либо иным упол- номоченным на то органом. Статья 49. 1. Действие законов, указов Президента Кыргызской Республики, пос- тановлений Правительства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и административных ве- домств Кыргызской Республики распространяется на граждан Кыргызской Республики, находящихся как на его территории, так и за пределами госу- дарства, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (апатри- дов), находящихся на территории Кыргызской Республики (за исключениями, установленными действующими нормативными правовыми актами). 2. Действие нормативных правовых актов органов местного самоуправ- ления распространяется на всех членов местных сообществ, находящихся на соответствующей территории. 3. В соответствии с международными договорами и нормами междуна- родного права законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Рес- публики могут не применяться к дипломатическим представителям и некото- рым другим сотрудникам представительств иностранных государств и между- народных организаций (право экстерриториальности). (В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года №71) Глава VII Толкование (разъяснение) нормативных правовых актов Статья 50. 1. В случае обнаружения неясностей нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения правотворческий орган, принявший соответствующий акт, дает необходимые разъяснения его норм, оформляемые в специальном акте. 2. Акты-разъяснения могут издаваться также иными органами, уполно- моченными по действующему законодательству толковать ту или иную кате- горию нормативных правовых актов. Статья 51. В соответствии со статьей 58 Конституции Кыргызской Республики Жо- горку Кенеш Кыргызской Республики дает официальное толкование принятых им нормативных актов. Статья 52. 1. Пленум Верховного суда Кыргызской Республики в случае необходи- мости вносит в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Президенту Кыргызс- кой Республики, в Правительство Кыргызской Республики представление о необходимости дать толкование изданных ими нормативных правовых актов, а также издает руководящие разъяснения по применению действующих норма- тивных правовых актов Кыргызской Республики, обязательные для судебных органов на территории Кыргызской Республики. 2. (Исключена в соответствии с Законом КР от 4 августа 2006 года № 148) 3. Президент Кыргызской Республики вправе уполномочивать на разъ- яснение изданных им нормативных правовых актов Правительство Кыргызской Республики. 4. Правительство Кыргызской Республики вправе уполномочивать на разъяснение изданных им нормативных правовых актов конкретное министер- ство, государственный комитет или административное ведомство Кыргызской Республики. Статья 53. 1. В процессе толкования (разъяснения) нормативных правовых актов не допускается внесение в них изменений и дополнений. 2. Смысл подзаконных нормативных актов в процессе толкования (разъяснения) объясняется и уточняется в полном соответствии с законом. Глава VIII Государственный учет и регистрация нормативных правовых актов государства Статья 54. 1. Законам Кыргызской Республики, актам Президента Кыргызской Рес- публики, актам Правительства Кыргызской Республики после их подписания присваиваются соответствующие регистрационные номера. 2. Нормативные правовые акты министерств, Социального фонда Кыр- гызской Республики, государственных комитетов, административных ве- домств Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республи- ки, местных государственных администраций и органов местного самоуправ- ления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждани- на, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регист- рации органами юстиции. 3. Единая государственная система регистрации и учета международ- ных договоров Кыргызской Республики осуществляется Министерством иност- ранных дел Кыргызской Республики. (В редакции Закона от 17 июня 1999 года № 57) Статья 55. 1. Министерство юстиции Кыргызской Республики и его территориаль- ные органы проводят анализ соответствия нормативных правовых актов ми- нистерств, Социального фонда Кыргызской Республики, государственных ко- митетов, государственных комиссий, административных ведомств, Нацио- нального банка Кыргызской Республики, местных государственных админист- раций и органов местного самоуправления законодательным актам Кыргызс- кой Республики, указам Президента Кыргызской Республики, постановлениям Правительства Кыргызской Республики и осуществляют их государственную регистрацию. 2. Отказ территориальных органов Министерства юстиции Кыргызской Республики в регистрации акта может быть обжалован издавшими его мест- ной государственной администрацией или органом местного самоуправления в Министерство юстиции Кыргызской Республики. Решение Министерства юс- тиции Кыргызской Республики является окончательным. 3. Отказ Министерства юстиции Кыргызской Республики в регистрации акта может быть обжалован издавшими его министерством, Социальным фон- дом Кыргызской Республики, государственным комитетом, государственной комиссией, административным ведомством, Национальным банком Кыргызской Республики Премьер-министру Кыргызской Республики. (В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года № 166) Статья 56. 1. Правотворческие органы издают сборники нормативных правовых ак- тов либо дают поручения об их издании иным органам и организациям. 2. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики издает "Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", в соответствующем разделе которых публи- куются ратифицированные международные договора. Статья 57. 1. Все действующие законы Кыргызской Республики, указы Президента Кыргызской Республики и постановления Правительства Кыргызской Респуб- лики включаются в Свод законов Кыргызской Республики. 2. Свод законов Кыргызской Республики является официальным издани- ем Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Президента Кыргызской Респуб- лики и Правительства Кыргызской Республики. 3. Министерства, государственные комитеты, административные ведом- ства и органы местного самоуправления Кыргызской Республики издают сис- тематизированные сборники принятых ими нормативных правовых актов, под- держивают сборники в контрольном состоянии, издают к ним дополнения, переиздают их. (В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года № 71) Статья 58. 1. Государственный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию нормативных правовых актов, создание и поддержание в конт- рольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих ак- тах. 2. Порядок государственного учета и регистрации нормативных право- вых актов определяется Правительством Кыргызской Республики. Статья 59. Ввести настоящий Закон в действие со дня его подписания. Статья 60. Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок: - привести в соответствие с настоящим Законом нормативные акты, изданные Правительством Кыргызской Республики, министерствами, госу- дарственными комитетами и административными ведомствами Кыргызской Рес- публики; - издать Правила о порядке подготовки проектов решений Правитель- ства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Рес- публики. Президент Кыргызской Республики А.Акаев