Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\3c48ebc8-9349-4c86-8f76-6f113c1757b0\document.files\image001.jpg

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2013 года №2970-V

Об исполнении Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики"

Рассмотрев и обсудив вопрос "Об исполнении Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики" (далее Закон о НАФ) Жогорку Кенеш Кыргызской Республики отмечает следующее.

В рамках контроля состояние исполнения Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики" в 2009 году было рассмотрено на заседании Комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Решением Комитета были даны ряд соответствующих поручений в том числе Правительству Кыргызской Республики, министерствам и ведомствам.

За прошедшие три с половиной года Архивным агентством при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики выполнена значительная работа: разработан проект Государственной программы развития архивного дела Кыргызской Республики на 2013-2015 годы; проведен капитальный ремонт в трех центральных государственных архивах, они оснащены системами пожарной сигнализации и автоматической системой пожаротушения; проведен капитальный ремонт в Таласском областном, Каракульском, Таш-Кумырском городских, Манасском, Иссык-Кульском, Жайылском, Аламединском районных архивах. Пять архивов переведены на баланс архивной службы. Сделаны пристройки к зданиям Джалал-Абадского и Иссык-Кульского областных, Ошского городского и Иссык-Атинского районного архивов. Оперативно восстановлено сгоревшее здание Базар-Коргонского районного архива. Частично решен вопрос с выделением новых помещений: местными органами государственной власти и самоуправления ими обеспечены Сулюктинский, Таласский, городские, Аламединский, Алайский, Араванский, Манасский, Токтогульский районные архивы.

В целях оцифровки архивных документов приобретены книжные сканеры для Центрального государственного архива Кыргызской Республики, Ошского, Джалал-Абадского, Иссык-Кульского и Чуйского областных архивов. Приобретено компьютерное оборудование. Архивохранилища оснащены недостающими металлическими стеллажами. Установлены передвижные механические стеллажи в Иссык-Кульском областном архиве.

Вместе с тем, по исполнению Закона о НАФ имеется ряд проблем и недостатков. В систему управления Архивного агентства входят Центр документации, Центр информационных технологий и 65 государственных архивов, из них: 3 центральных, 8 областных (в Ошской области два), Ошский и Бишкекский городские (республиканского подчинения), 52 районных и городских архивов.

Из-за недостаточного финансирования и устаревшей материально-технической базы государственная архивная служба не имеет возможности в полной мере выполнять требования статьи 22 Закона о НАФ по обеспечению сохранности документов Национального архивного фонда.

Количество хранящихся в государственных архивах документов ежегодно возрастает, что требует дополнительных материальных ресурсов, в первую очередь - дополнительных площадей. Однако более 30 лет капитальное строительство объектов для государственной архивной службы не велось.

По состоянию на 1 января 2012 года из 65 архивов только 52 имеют собственные здания, 13 располагаются в зданиях, принадлежащих другим организациям (например, Тюпский, Каракольский и др.). Всего 9 архивов, или 14% от общего количества, располагают типовыми архивохранилищами, 56 находятся в приспособленных под архивы помещениях.

Не имеет своего здания специализированный архив кинофотофонодокументов. На сегодняшний день на хранении имеется более 100 тыс. аудиовизуальных документов, в том числе особо ценных и уникальных. Существует риск безвозвратной потери значимой аудиовизуальной информации Национального архивного фонда.

Для решения данной проблемы необходимо строительство специализированного здания на территории кинохранилища (ул.Краснодонцев, 1А), где есть возможность возведения двух- или трехэтажного корпуса. Архив юридически закрепил территорию под строительство здания актом бессрочного пользования № 010812. Имеется эскизный проект здания.

После землетрясения 20 июля 2011 года серьезные повреждения получило здание Кызыл-Кийского городского архива. Четыре районных архива Сокулукский, Алабукинский, Ак-Талинский и Кара-Бууринский - располагаются в аварийных саманных зданиях постройки 40-50-х годов прошлого века.

В бедственном положении, из-за отсутствия свободного места в хранилищах, находится Центральный государственный архив Кыргызской Республики. Из-за перегруженности хранилищ, где размещено около 530 тыс. ед. хранения, он полностью исчерпал свои возможности по комплектованию. Ввиду отсутствия архивных площадей он принимает документы только ликвидированных учреждений, в то время как плановому приему на государственное хранение подлежит более 30 тысяч дел от органов государственной власти и других учреждений республиканского значения.

Учитывая потребности центральных архивных учреждений, в 80-х годах прошлого века планировалось строительство нового 12-этажного архивного здания в столице республики. И оно было начато, но, к сожалению, успели построить только фундамент. С распадом СССР строительство было приостановлено, а в 2003 году на основании приказа Фонда госимущества Кыргызской Республики земля вместе с фундаментом была продана в нарушение ст.16 Закона о НАФ в части недопустимости приватизации объектов государственной архивной службы.

В условиях сильнейшей перегруженности работают также Джалал-Абадский, Ошский и Чуйский областные, Каракольский, Балыкчинский городские, Аксыйский, Араванский, Узгенский районные и другие архивы. Перегруженность архивов обусловливает нарушение статьи 17 Закона о НАФ о предельных сроках хранения документов в архивах организаций.

Большинство зданий архивов построены в 60-70 гг., они не оснащены необходимым оборудованием и не отвечают современным требованиям хранения документов. В них отсутствуют системы отопления и кондиционирования воздуха, вследствие чего не поддерживается стандартный температурно-влажностный режим. Сезонные колебания температуры и влажности воздуха приводят к гибели документов.

По республике 48 архивов не имеют пожарную сигнализацию, несмотря на то, что архивы являются пожароопасными объектами. Для большинства архивов остаются нерешенными вопросы оснащения современными средствами пожаротушения.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 октября 2003 г. № 676 "О мерах по обеспечению безопасности важных режимных объектов, объектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения в Кыргызской Республике" государственные архивы входят в число важных режимных объектов, подлежащих охране подразделениями Службы охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. Однако из-за отсутствия финансовых средств подавляющее число архивов охраняется штатными сторожами.

Архивные документы являются национальным достоянием, они широко используются в хозяйственных, научных, культурно-пропагандистских, социально-правовых целях. Однако их всестороннее и оперативное использование затруднено, т.к. из-за недостатка компьютерной техники практически не внедряются новые информационно-коммуникационные технологии. Документы государственных архивов требуют срочной оцифровки, для чего необходимы специальные книжные сканеры и серверы.

Для автоматизации поиска архивных документов необходимо создавать электронные каталоги. Количество и качество компьютерной техники пока не позволяют в полной мере всем архивам заниматься этой работой.

В перспективе архивные учреждения должны принимать на хранение от организаций документы, созданные в электронном формате, обеспечивать их сохранность и использование. Для этого нужны специальные хранилища, техника и программное обеспечение.

Одна из основных причин критического состояния материально-технической базы архивов в том, что многие годы архивная отрасль финансируется по остаточному принципу, средств на развитие практически не выделяется.

Согласно статье 31 Закона о НАФ государственной архивной службой осуществляется организационно-методическое руководство работой архивов всех учреждений, организаций, предприятий независимо от их статуса и формы собственности. На сегодняшний день на учете в государственных архивах республики находится 4349 организаций. За 2012 год государственными архивами разработаны и согласованы 881 номенклатура дел для организаций, 685 положений о ведомственном архиве и экспертной комиссии организации, архивами или при их методической помощи обработано более 69 тысяч дел, принято на хранение более 80 тысяч дел, проведено около одной тысячи проверок работы организаций с документами НАФ Кыргызской Республики, проведено 243 семинара для работников учреждений по вопросам делопроизводства и ведомственного хранения документов. Однако в этом направлении деятельности у государственной архивной службы имеется ряд трудностей, т.к. не все организации выполняют требования Закона о НАФ.

Согласно статьям 17, 22 Закона о НАФ в организациях должны создаваться ведомственные архивы, обеспечиваемые специальными помещениями, оборудованием. Требования к помещениям и оборудованию утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 апреля 2002 года № 264 "О состоянии архивного дела в Кыргызской Республике и мерах по его улучшению". Однако эти требования многими учреждениями нарушаются. Специальные помещения для хранения документов отсутствуют, например, в Департаменте по предупреждению, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, Государственном проектном институте "Кыргызгипрозем", Доме-музее М.В.Фрунзе, Бишкекском ветеринарно-санитарном управлении, Бишкекской городской дезинфекционной станции и др.

В целях выполнения норм ст.18 обработкой документов должны заниматься сами организации и сдавать их на хранение в обработанном виде, однако большинство организаций этой работой не занимаются. Только в центральных учреждениях скопилось в необработанном виде около 40 тысяч дел за 1968-2009 годы.

Имеются факты нарушения статьи 20, регламентирующей порядок сдачи документов в архивы в случае реорганизации либо ликвидации организации, статьи 24, когда документы уничтожаются учреждениями без ведома архивной службы. Наиболее часто нарушается статья 25, регламентирующая правила ведения делопроизводства.

Не всеми министерствами и административными ведомствами осуществляется ведомственный контроль за сохранностью, учетом и использованием документов согласно статье 33 Закона о НАФ.

В подавляющем большинстве учреждений (82%) отсутствуют штатные сотрудники, ответственные за ведение делопроизводства и хранение документов, что влечет некачественное формирование Национального архивного фонда, утрату документов, несвоевременную обработку и сдачу документов в архивы.

В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 июля 2012 года № 517 "О Типовой инструкции по делопроизводству в Кыргызской Республике".

Статья 12 Закона о НАФ запрещает изъятие подлинных документов из государственных архивов, потому что архивный документ уникален по своей природе, он существует в единственном экземпляре. Изъятие архивного документа означает, как правило, его невозврат в государственный архив, а значит его утрату для всех последующих пользователей. Эта аксиома практически ежедневно оспаривается работниками правоохранительных органов, потому что Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики содержит нормы по изъятию подлинников документов для проведения следственных мероприятий. Государственные архивы предлагают для этих целей предоставление заверенных копий документов, а для проведения почерковедческой экспертизы временное предоставление подлинников. Необходимо устранить это противоречие.

На основании вышеизложенного Жогорку Кенеш Кыргызской Республики,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики по исполнению Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

2. Правительству Кыргызской Республики:

- принять меры по утверждению и реализации Государственной программы развития архивного дела Кыргызской Республики на период 2013-2015 гг.;

- включить в список объектов капитального строительства здания Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Кыргызской Республики, Сокулукского, Ала-Букинского, Ак-Талинского, Кызыл-Кийского и Кара-Буринского районных государственных архивов;

- выделить Архивному агентству при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики в первом полугодии 2013 года денежные средства в размере 1 млн. сомов для проведения 14-й Общей конференции Евроазиатского отделения Международного совета архивов ЕВРАЗИКА, Консультативного совета руководителей архивных служб государств-участников СНГ;

- инициировать дополнения и изменения в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, усиливающие ответственность министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций и предприятий независимо от форм собственности за нарушение Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики";

- инициировать дополнения и изменения в Закон Кыргызской Республики "О политических партиях", регламентирующие порядок ведения делопроизводства и формирования текущих архивов политических партий;

- разработать программу по выявлению архивных документов в государственных архивах зарубежных стран, касающихся истории Кыргызстана;

- внести дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 июля 2012 года № 517 "О Типовой инструкции по делопроизводству в Кыргызской Республике", обязывающие разработчиков пособий по делопроизводству согласовывать их с государственной архивной службой; учреждениям, организациям, предприятиям ввести в штатное расписание должность архивариуса;

- рассмотреть возможность привлечения целевых грантов международных финансовых организаций для внедрения информационно-компьютерных технологий и современных технологий хранения документов в архивной сфере;

- рассмотреть возможность ежегодного выделения финансовых средств на издание фотодокументальных сборников, подготовленных Архивным агентством при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики.

3. Архивному агентству при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики:

- обеспечить надлежащее исполнение Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики";

- создать Учебный центр для повышения квалификации архивных работников.

4. Министерству финансов Кыргызской Республики и Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики:

- рассмотреть возможности поэтапного повышения заработной платы работников государственных архивов.

5. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:

- информировать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики до 1 июня 2013 года о законности продажи в 2003 году частному лицу земельного участка вместе с фундаментом строящегося здания Центрального государственного архива на пересечении улиц Ибраимова и Огомбаева.

6. Министерству юстиции Кыргызской Республики:

- провести юридический анализ законодательных актов, предусматривающих изъятие подлинников документов для проведения следственных действий из государственных архивов и организаций, и внести в них изменения согласно Закону Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

7. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти и местного самоуправления, организациям и предприятиям:

- в соответствии со статьями 17, 18, 32, 33 Закона Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики" создать надлежащие условия для накопления, учета, хранения документов и обеспечить их передачу государственным архивам в установленном порядке.

8. Местным государственным администрациям и органам местного самоуправления:

- принять меры по обеспечению областных, районных, городских государственных архивов зданиями (помещениями), соответствующими условиям хранения документов.

9. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по образованию, науке, культуре и спорту (Осмоналиев К.).

 

Торага

 

А.Жээнбеков