Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛ СИЛУ
в соответствии с Законом КР от 3 марта 2015 года № 46

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\d5435556-a7e2-4619-932f-076c6ac7d8a1\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 апреля 1994 года № 1474-XII

 О внутренних войсках Министерства внутренних дел Кыргызской Республики

 

(В редакции Законов КР от 25 июля 2002 года № 130, 17 октября 2008 года № 231, 30 декабря 2009 года № 319, 9 декабря 2011 года № 231)

 

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года № 1475-XII)

 

("Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" 1994 год № 6, ст.184)

 

Раздел I

Общие положения

 

Статья 1. Внутренние войска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики

 

Внутренние войска Министерства внутренних дел Кыргызской Республики призваны выполнять служебно-боевые задачи по охране порученных объектов, защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и других противоправных посягательств.

 

Статья 2. Задачи внутренних войск

 

Задачами внутренних войск являются:

- охрана стратегических, важных государственных объектов и специальных грузов;

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- участие в территориальной обороне Кыргызской Республики;

- участие в мероприятиях по локализации и блокированию района конфликта;

- участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований, террористических групп и организаций, уничтожении их баз (складов), коммуникаций;

- пресечение внутренних вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;

- участие в проведении мероприятий по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе внутреннего конфликта;

- усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта;

- поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда из нее, а также ограничение свободы передвижения по ней в указанный период;

- участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- содействие организациям здравоохранения, оказывающим медико-санитарную помощь. Работа в экстремальных условиях (эпидемии, чрезвычайные ситуации, военное положение, стихийные бедствия, работа в труднодоступных и опасных условиях), а также решение других задач, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 3. Принципы деятельности внутренних войск

 

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, уважения прав человека, единоначалия, централизации управления всеобщей воинской обязанности и комплектования войск в добровольном порядке по контракту.

 

Статья 4. Состав внутренних войск

 

В состав внутренних войск входят:

- командование внутренних войск;

- органы военного управления внутренними войсками;

- воинские части и подразделения специального и оперативного назначения;

- воинские части и подразделения по охране стратегических, важных государственных объектов и специальных грузов;

- военные образовательные учреждения профессионального образования;

- части и подразделения обеспечения;

- учреждения (лечебные и оздоровительные центры).

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 5. Основные фонды внутренних войск

 

Жилые помещения и другие строения воинских частей и подразделений, военно-учебных заведений и учреждений внутренних войск, учебные объекты, находящиеся на них учебно-материальная база и технические средства обучения, а также табельные инженерные комплексы, используемые внутренними войсками для выполнения своих задач и обязанностей, являются государственной собственностью Кыргызской Республики и составляют основные фонды внутренних войск. В отношении перечисленного и иного выделенного им имущества внутренние войска пользуются правом оперативного управления.

Внутренние войска осуществляют землепользование, использование воздушного пространства в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 6. Язык служебного общения и делопроизводства во внутренних войсках

 

Служебное общение и делопроизводство во внутренних войсках осуществляются на государственном или официальном языке.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2002 года № 130)

 

Статья 7. Правовая основа деятельности внутренних войск,

ответственность военнослужащих и права граждан

 

Правовую основу деятельности внутренних войск составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие законодательные акты Кыргызской Республики.

Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему честь и достоинство граждан. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах военнослужащими внутренних войск допустимо только по основаниям и в порядке, установленными законодательными актами Кыргызской Республики.

При нарушении военнослужащими прав и законных интересов граждан командиры и начальники обязаны принять меры по восстановлению прав граждан и возмещению причиненного ущерба в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики, привлечь виновных к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Действия военнослужащих внутренних войск могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему командиру (начальнику), органам военной прокуратуры и суду.

 

Раздел II

Взаимоотношения внутренних войск с государственными органами

 

Статья 8. Взаимодействие внутренних войск с государственными

администрациями областей, городов Бишкек и Ош и

органами местного самоуправления

 

Государственные администрации областей, городов Бишкек и Ош, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

- участвуют в рассмотрении предложений Министерства внутренних дел, командующего внутренними войсками Кыргызской Республики по формированию воинских частей и учреждений внутренних войск;

- создают внутренним войскам надлежащие условия для их деятельности, обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

- оказывают командованию внутренних войск содействие в комплектовании воинских формирований призывниками;

- в случаях, не терпящих промедления, привлекают личный состав воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением командующего внутренними войсками Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

В случае обращения государственных администраций областей, городов Бишкек и Ош и органов местного самоуправления об изменении дислокации внутренних войск, расположенных на их территориях, все расходы по перемещению и обустройству войск на новом месте производятся за счет средств бюджета соответствующего административно-территориального образования. Эти расходы включают в себя затраты на строительство и оборудование военных городков, жилых помещений для расквартирования личного состава, объектов связи и учебно-материальной базы, сооружений и зданий социального, культурного, бытового и иного назначения, строительство которых должно быть завершено до начала перемещения воинских частей.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 9. Взаимодействие внутренних войск с государственными

органами и должностными лицами

 

Государственные органы и их должностные лица в пределах своих полномочий оказывают содействие внутренним войскам в выполнении возложенных на них задач.

Министерство обороны Кыргызской Республики осуществляет призыв граждан на военную службу и сборы во внутренние войска, предоставляет самолеты военно-транспортной авиации для перевозки личного состава и техники внутренних войск при выполнении ими задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, оказывает помощь в подготовке и повышении квалификации офицерских кадров внутренних войск на договорной основе.

(Часть третья утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

Должностные лица органов управления всех видов транспорта, военные коменданты и представители органов воинских и специальных перевозок Министерства внутренних дел Кыргызской Республики на транспорте оказывают содействие в перевозке военнослужащих внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей, а при чрезвычайных обстоятельствах - вне очереди.

Министерство обороны, уполномоченные государственные органы в области связи, транспорта и коммуникаций, национальной безопасности, другие министерства и ведомства Кыргызской Республики предоставляют внутренним войскам бесплатно линии и каналы связи для управления воинскими частями и подразделениями при исполнении ими обязанностей по обеспечению правового режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Механизм реализации указанных обязанностей государственных органов и их должностных лиц определяется Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Раздел III

Руководство внутренними войсками

 

Статья 10. Полномочия Министра внутренних дел Кыргызской Республики

 

Министр внутренних дел Кыргызской Республики:

- осуществляет руководство внутренними войсками и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;

- издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск и контролирует их выполнение;

- вносит на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения об изменении общей численности, организационной структуры и дислокации внутренних войск;

- утверждает структуру и штаты Командования внутренних войск;

- представляет к назначению командующего внутренними войсками и присвоению воинских званий высшего офицерского состава;

- назначает по представлению командующего внутренними войсками офицеров на должность заместителей командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и командиров воинских частей, а также освобождает их от занимаемых должностей;

- присваивает первичные воинские офицерские звания, а также очередные звания офицерам войск: подполковник, полковник;

- увольняет с военной службы офицеров в соответствии с действующим законодательством;

- организует изучение и отбор пополнения, призываемого во внутренние войска через командующего внутренними войсками, территориальные органы внутренних дел, а при необходимости и через органы национальной безопасности Кыргызской Республики;

- оказывает семьям погибших (умерших) военнослужащих внутренних войск содействие в трудоустройстве, материальном и бытовом обеспечении в соответствии с действующим законодательством;

- определяет совместно с Командующим внутренними войсками объем служебно-боевых задач воинским частям (подразделениям) с учетом требований Устава боевой службы.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 11. Полномочия командующего внутренними войсками

Министерства внутренних дел Кыргызской Республики

 

Командующий внутренними войсками осуществляет непосредственное управление внутренними войсками.

Командующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в мирное и военное время несет персональную ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности внутренних войск и успешное выполнение возложенных на них задач.

Командующий внутренними войсками:

- является прямым начальником всего личного состава внутренних войск;

- утверждает в пределах установленной численности штаты воинских частей и подразделений внутренних войск в интересах служебно-боевых задач;

- организует разработку планов комплектования внутренних войск военнослужащими срочной службы, производит их увольнение с военной службы в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики;

- издает приказы, директивы, инструкции, положения;

- утверждает планы и программы боевой и мобилизационной подготовки внутренних войск, а также планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- решает вопросы прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов;

- присваивает воинские звания офицерам и увольняет с воинской службы офицеров до майора включительно;

- обеспечивает развитие материальной базы и создание необходимых социально-бытовых условий для личного состава;

- представляет военнослужащих, служащих и рабочих внутренних войск к награждению государственными наградами Кыргызской Республики;

- принимает по решению Правительства Кыргызской Республики на вооружение (снабжение) войск боевую и иную технику и имущество;

- списывает пришедшее в негодное состояние имущество или утраченные материальные ценности и денежные средства войскового (бюджетного) учета в порядке, установленном Министром внутренних дел Кыргызской Республики;

- в объеме предоставленных Министром внутренних дел Кыргызской Республики полномочий, в условиях введения правового режима чрезвычайного положения координирует действия внутренних войск, соответствующих территориальных органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения правового режима чрезвычайного положения.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 12. Командование внутренних войск

 

Командование внутренних войск является основным органом управления внутренними войсками.

Организация и порядок деятельности командования внутренних войск устанавливаются положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 13. Полномочия начальников органов внутренних дел

областей, городов Бишкек и Ош

 

Начальники органов внутренних дел областей, городов Бишкек и Ош являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения внутренних войск, дислоцированных на соответствующих территориях (области, городов Бишкек и Ош), и полномочны:

- привлекать силы и средства воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка в пределах соответствующей территории в порядке, предусмотренном настоящим Законом и Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;

- совместно с командирами воинских частей определять объем служебных задач для воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения;

- осуществлять контроль за несением службы караулами и войсковыми нарядами воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения;

- участвовать в проведении совместных учений и тренировок подразделений органов внутренних дел и воинских частей подразделений специального и оперативного назначения внутренних войск;

- заслушивать информацию командиров воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения о результатах служебно-боевой деятельности;

- оказывать содействие командирам в создании надлежащих условий для деятельности воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения внутренних войск, в том числе прибывающих для выполнения задач из других регионов Кыргызской Республики, а также соблюдении гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

- организовывать оборудование охраняемых внутренними войсками объектов инженерно-техническими средствами, строительство и обустройство караульных помещений, военных городков, а также ремонт.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Раздел IV

Служба во внутренних войсках

 

Статья 14. Кадры внутренних войск

 

Кадры внутренних войск состоят из военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Военнослужащие внутренних войск имеют воинские звания, а также установленные для них Правительством Кыргызской Республики знаки отличия и форму одежды. На них распространяются действия нормативных актов, регламентирующих условия прохождения службы в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и требования общевоинских уставов с учетом изъятий и дополнений, предусмотренных настоящим Законом.

Служебная и трудовая деятельность служащих и рабочих внутренних войск регулируется законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 15. Военная служба во внутренних войсках

 

Комплектование внутренних войск осуществляется в добровольном порядке по контракту, а также на основе призыва граждан Кыргызской Республики на военную службу. Правительство Кыргызской Республики определяет ежегодно количество граждан, подлежащих призыву на военную службу и сборы во внутренние войска.

Условия, порядок и срок прохождения военной службы военнослужащими внутренних войск, их статус, права и обязанности, порядок перемещения по службе, присвоения воинских званий, аттестования, увольнения и пенсионного обеспечения определяются законодательством Кыргызской Республики.

Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами граждан Кыргызской Республики с установленными законодательством Кыргызской Республики ограничениями, обусловленными особенностями прохождения военной службы.

(Часть пятая утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 16. Подготовка кадров внутренних войск

 

Подготовка офицеров для внутренних войск осуществляется в высших учебных заведениях, военных училищах, дислоцированных на территории республики, а также в военно-учебных заведениях других государств на договорных условиях.

Подготовка прапорщиков, сержантов (старшин) и солдат-специалистов осуществляется в учебной части внутренних войск. Повышение профессионального уровня офицерского состава внутренних войск осуществляется на факультетах, кафедрах и курсах высших учебных заведений.

 

Раздел V

Привлечение внутренних войск к исполнению возложенных на них обязанностей

 

Статья 17. Порядок исполнения воинскими частями и подразделениями

внутренних войск возложенных на них обязанностей

 

Порядок исполнения воинскими частями и подразделениями внутренних войск возложенных на них обязанностей определяется настоящим Законом, Уставом внутренних войск и нормативными актами Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

Продолжительность привлечения воинских частей и подразделений к исполнению обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения, как правило не должна превышать трех месяцев. При этом офицерам, прапорщикам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов, срок службы исчисляется из расчета один месяц за три в выслугу лет, дающую право на пенсию, а военнослужащим срочной службы - один месяц за три в трудовой стаж для назначения пенсии, а также выплачивается повышенное денежное содержание в размере устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 18. Привлечение воинских частей и подразделений внутренних

войск к исполнению обязанностей за пределами районов их дислокации

 

Привлечение воинских частей и подразделений внутренних войск к исполнению обязанностей за пределами районов их дислокации осуществляется Министром внутренних дел Кыргызской Республики.

Старшим оперативным начальникам предоставляется право привлекать подразделения воинских частей и подразделений специального и оперативного назначения на срок до одного месяца для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка в пределах соответствующих территорий (области, городов Бишкек и Ош) с обязательным уведомлением о принятом решении командующего внутренними войсками.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Раздел VI

Обязанности и права внутренних войск

 

Статья 19. Обязанности воинских частей и подразделений

специального и оперативного назначения

 

На воинские части и подразделения специального и оперативного назначения возлагаются:

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, а также в обеспечении правового режима чрезвычайного положения;

- участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительно-трудовых учреждениях;

- осуществление мероприятий разведывательного характера в районах исполнения внутренними войсками обязанностей, предусмотренных настоящей статьей.

Запрещается привлекать внутренние войска для пресечения несанкционированных митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 20. Обязанности воинских частей по охране

исправительно-трудовых учреждений и конвоированию

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 21. Обязанности воинский частей по охране важных

государственных объектов и специальных грузов

 

На воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов возлагаются:

- охрана важных государственных объектов, сооружений на коммуникациях и специальных грузов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики;

- участие в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях;

- участие в поиске и задержании лиц, проникших на охраняемую территорию.

 

Статья 22. Обязанности авиационных воинский частей

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 23. Права военнослужащих внутренних войск при исполнении

возложенных на них обязанностей

 

Военнослужащим внутренних войск при исполнении возложенных на них обязанностей боевой службы предоставляется право:

а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей;

б) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

в) задерживать и доставлять в органы милиции лиц, совершивших правонарушения или покушающихся на его совершение, либо с целью установления личности;

г) задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи органам милиции лиц, посягавших на охраняемые объекты, производить их личных досмотр, досмотр их вещей, изъятие их вещей и документов;

д) производить досмотр транспортных средств согласно правил, установленных на охраняемых внутренними войсками объектах;

е) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, за исключением имеющих дипломатический иммунитет и осматривать их в целях пресечения правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, проникших на охраняемую территорию;

ж) производить по решению старшего оперативного начальника, а в исключительных случаях - командира воинской части или подразделения, оцепления (блокирования) участков местности, отдельных строений и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, проникших на охраняемую территорию, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;

з) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

и) поощрять граждан, отличившихся в оказании содействия внутренним войскам при исполнении возложенных на эти войска обязанностей.

При исполнении обязанностей в условиях правового режима чрезвычайного положения внутренним войскам предоставляются дополнительные права в соответствии с законодательством о правовом режиме чрезвычайного положения.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Раздел VII

Применение внутренними войсками мер принуждения

 

Статья 24. Условия и пределы применения физической силы,

специальных средств, оружия и боевой техники

 

Военнослужащие внутренних войск при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право применять физическую силу, хранить и применять специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Военнослужащие внутренних войск обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

При применении физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники военнослужащий внутренних войск обязан:

- предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

- доложить по команде о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.

Соответствующие командиры и начальники внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора обо всех случаях ранения или смерти при применении физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники.

Применение физической силы, специальных средств, оружия или боевой техники с превышением полномочий влечет ответственность военнослужащих, установленную законом.

 

Статья 25. Применение физической силы

 

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц их совершивших, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих внутренних войск, если иные способы не обеспечивают исполнение возложенных на них обязанностей.

 

Статья 26. Применение специальных средств

 

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

а) для отражения нападения на граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел;

б) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск;

в) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности граждан и пытающихся скрыться;

г) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

д) для доставления задержанных лиц в органы милиции, конвоирования и охраны задержанных и лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

е) для отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы;

ж) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

з) для пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;

и) в условиях правового режима чрезвычайного положения для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили их законных требований остановиться, а также при задержании осужденных или лиц, заключенных под стражу, совершивших побег на транспортном средстве;

к) для розыска и задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны.

В качестве специальных средств, используемых военнослужащими внутренних войск, могут применяться:

- резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами а, б, в, г, е, ж, з, к части первой настоящей статьи;

- слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами а, б, в, г, е, ж, з, к части первой настоящей статьи;

- наручники - в случаях, предусмотренных пунктами б, в, д, к части первой настоящей статьи. При отсутствии наручников военнослужащий вправе использовать подручные средства для связывания;

- светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в случаях, предусмотренных пунктами а, г, ж, з, к части первой настоящей статьи;

- средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами г, ж, к части первой настоящей статьи;

- средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами и, к части первой настоящей статьи;

- водометы и бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами г, е, ж, з, к части первой настоящей статьи, и только по указанию старшего оперативного начальника (оперативного) с последующим уведомлением прокурора в течении 24 часов с момента применения;

- служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами а, б, в, г, д, е, ж, з, к части первой настоящей статьи.

Все виды специальных средств могут применяться в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц, с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

В состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости военнослужащий внутренних войск при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 27. Применение оружия

 

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие в следующих случаях:

а) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

б) для отражения нападения на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, когда их жизни или здоровью угрожает опасность, а также для пресечения попытки завладеть их оружием;

в) для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, грузов и боевой техники;

г) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности граждан и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление;

д) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения, указанных в настоящем пункте лиц;

е) для остановки транспортных средств путем его повреждения, если водитель в условиях правового режима чрезвычайного положения отказывается остановиться несмотря на законное требование сотрудника милиции или военнослужащего;

ж) для отражения группового или вооруженного нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты; сооружения и грузы, жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, в том числе с использованием транспортных средств;

з) для подавления противодействия вооруженных групп, отказывающихся выполнять законные требования о прекращении противоправных действий и сдаче имеющегося у них оружия и боевой техники;

и) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

к) для предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Без предупреждения оружие применяется при внезапном нападении, оказании вооруженного сопротивления, отражении, нападении с использованием оружия, боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, побеге из-под охраны с оружием либо при помощи транспортных средств, летательных аппаратов, а также при побеге в условиях ограниченной видимости и при побеге из транспортных средств во время движения.

Оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст очевиден, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни людей.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 28. Применение боевой техники

 

Штатная боевая техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется в следующих случаях:

а) для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений, грузов и боевой техники;

б) для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление;

в) для остановки транспортного средства в условиях правового режима чрезвычайного положения;

г) для отражения группового или вооруженного нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы, жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, в том числе с использованием транспортных средств;

д) для подавления противодействия вооруженных групп, отказывающихся выполнять законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у них оружия и боевой техники;

е) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 29. Гарантии личной безопасности военнослужащего внутренних войск

 

Военнослужащий внутренних войск имеет право обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 27 настоящего Закона.

Попытки задерживаемого лица приблизиться к военнослужащему внутренних войск с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо с предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное военнослужащим расстояние, достать что-либо из своей одежды без команды военнослужащего, а также попытки прикоснуться к оружию военнослужащего, а равно иные опасные действия и движения, которые могут быть истолкованы военнослужащим, как угроза насилия, предоставляют право последнему применить оружие в соответствии с пунктом б) части первой статьи 27 настоящего Закона.

В интересах обеспечения безопасности военнослужащих и членов их семей не допускается опубликование в средствах массовой информации сведений о местах дислокации (передислокации) воинских частей, прохождения службы и жительства военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в столкновениях с вооруженными преступными группами. Информация о служебно-боевой деятельности внутренних войск может предоставляться только с разрешения командующего внутренними войсками Кыргызской Республики.

 

Раздел VIII

Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск

 

Статья 30. Обязательность исполнения законных требований

военнослужащих внутренних войск

 

Законные требования военнослужащего внутренних войск обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Кыргызской Республики.

Неисполнение законных требований военнослужащего внутренних войск и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 31. Недопустимость вмешательства в действия военнослужащего внутренних войск

 

Военнослужащий внутренних войск при несении службы, исполняя возложенные на него обязанности, руководствуясь только законом, является представителем власти и находится под защитой государства.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия военнослужащего внутренних войск, кроме лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом. Никто не имеет право принуждать военнослужащего внутренних войск исполнять обязанности, которые не возложены настоящим Законом на внутренние войска.

 

Статья 32. Показания военнослужащего внутренних войск

 

Показания военнослужащего внутренних войск по делу о преступлении или административном правонарушении, потерпевшим или свидетелем по которому он является, оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

 

Статья 33. Право военнослужащего внутренних войск на судебную защиту

 

Военнослужащие внутренних войск имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов, в том числе на обжалование в военный суд приказа об увольнении с военной службы.

 

Статья 34. Обязательное государственное страхование жизни и

здоровья военнослужащих внутренних войск

 

Порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск в случае гибели (смерти), при получении ранения, травмы, контузии или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, военных сборов, регулируется Законом Кыргызской Республики "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и военнообязанных, призванных на учебные и специальные сборы, и приравненных к ним лиц.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 35. Обеспечение военнослужащих внутренних войск

жилой площадью

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 36. Обеспечение военнослужащих внутренних войск телефоном

и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях

 

Военнослужащие внутренних войск (кроме военнослужащих срочной службы) в случаях служебной необходимости имеют право на внеочередное установление квартирных телефонов.

Места в детских дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск предоставляются местными органами, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, предприятиями и учреждениями в течение 6 месяцев со дня подачи заявления с оплатой на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 37. Медицинское обеспечение военнослужащих внутренних войск

и членов их семей

 

Право военнослужащих внутренних войск на медицинское обеспечение реализуется путем проведения в войсках санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий, осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья военнослужащих, оказания им медицинской помощи в случае ранения или болезни, бесплатного предоставления им лекарств, медикаментов и различных медицинских услуг в медицинских учреждениях Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

Военнослужащие внутренних войск принимаются на амбулаторное и стационарное лечение учреждениями Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, а на договорных началах за счет бюджета Министерства внутренних дел Кыргызской Республики - в лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, других министерств и ведомств Кыргызской Республики.

В случае необходимости оказания военнослужащим внутренних войск экстренной медицинской помощи такая помощь оказывается им в ближайшем медицинском учреждении Министерства обороны или любых иных учреждениях здравоохранения Кыргызской Республики бесплатно.

Право на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях Министерства внутренних дел Кыргызской Республики имеют также члены семей лиц офицерского состава, прапорщиков, военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов, а также военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или отставку и имеющие выслугу лет не менее 20 календарных лет.

Санитарный надзор за объектами военных городков внутренних войск осуществляется санитарно-эпидемиологическими учреждениями Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 38. Право военнослужащих внутренних войск на бесплатный проезд

 

Военнослужащие внутренних войск при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме легкового такси).

Военнослужащие внутренних войск, несущие службу на транспортных коммуникациях либо в районах, где введен правовой режим чрезвычайного положения, кроме того, имеют право бесплатного проезда в поездах в пределах обслуживания участков.

Военнослужащим внутренних войск совместно с членами их семей (кроме семей военнослужащих срочной службы) один раз в год предоставляется право бесплатного проезда к избранному месту проведения очередного отпуска и обратно в пределах республики.

Офицерам, прапорщикам и военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов внутренних войск, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 9 декабря 2011 года № 231)

 

Статья 39. Права военнослужащих внутренних войск при нахождении в служебной командировке

 

Военнослужащие внутренних войск, направленные в служебную командировку, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

 

Статья 40. Социально-бытовое обеспечение военнослужащих внутренних войск

(Название статьи в редакции Закона КР от 30 декабря 2009 года № 319)

 

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих внутренних войск и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел и Министерством обороны Кыргызской Республики через органы военной торговли в порядке, устанавливаемом для Вооруженных Сил Кыргызской Республики, а также другими торговыми учреждениями из ресурсов, выделяемых ими по заявкам командиров воинских частей, начальников учреждений.

(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 30 декабря 2009 года № 319)

Военнослужащим внутренних войск, имеющим выслугу 15 и более календарных лет и лицам, уволенным с военной службы по возрасту, болезни, сокращению численности войск и штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющим выслугу 15 и более календарных лет, членам семей погибших военнослужащих или военнослужащих, умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, связанных с исполнением обязанностей военной службы, предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садовоогородные хозяйства по нормам не ниже установленных законодательством Кыргызской Республики и выдается ссуда для возведения соответствующих жилых построек в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Военнослужащим внутренних войск при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Офицерам, прапорщикам и военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов, имеющим выслугу 20 и более календарных лет, по их просьбе могут реализовываться по остаточной стоимости автомобили и автотракторная техника, стоящие на вооружении внутренних войск, в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Кыргызской Республики.

Неработающим женам офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового, сержантского составов внутренних войск в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, выплачивается ежемесячное социальное пособие в сумме, равной установленному законом минимальному размеру оплаты труда с включением времени получения этого пособия в общий трудовой стаж.

На военнослужащих внутренних войск и членов их семей в полном объеме распространяются иные нормы социальных и правовых гарантий, установленные для военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики, а при необходимости по решению Правительства Кыргызской Республики - нормы социальных и правовых гарантий, предусмотренные для соответствующих категорий сотрудников органов внутренних дел.

Местные органы исполнительной власти могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты военнослужащим внутренних войск, не предусмотренные настоящим Законом.

 (В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года № 231, 30 декабря 2009 года № 319, 9 декабря 2011 года № 231)

 

Раздел IX

Финансирование и материально-техническое обеспечение внутренних войск

 

Статья 41. Финансирование внутренних войск

 

Внутренние войска финансируются за счет средств республиканского бюджета Кыргызской Республики отдельной строкой.

 

Статья 42. Материально-техническое и военное обеспечение внутренних войск

 

Порядок, и нормы материально-технического и военного обеспечения внутренних войск с учетом функционального предназначения воинских частей устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по предложению Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

Ремонт боевой техники производится на ремонтных предприятиях Министерства обороны Кыргызской Республики на основании договоров (заявок) внутренних войск.

Строительство или предоставление объектов для расквартирования воинских частей (подразделений) внутренних войск производится в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики (с учетом особенностей, определяемых Министерством внутренних дел Кыргызской Республики), за счет министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в ведении которых находятся охраняемые внутренними войсками объекты, а для расквартирования Управления внутренних войск, воинских частей, учебных, авиационных, оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений внутренних войск, частей обеспечения - соответственно за счет республиканского бюджета Кыргызской Республики и бюджетных средств местных органов исполнительной власти с централизованным обеспечением материальными ресурсами.

Ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий и сооружений, выделяемых для расквартирования воинских частей (подразделений), производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Кыргызской Республики на людские и материальные ресурсы, выделяемые на эти цели министерствами и ведомствами, в интересах которых личным составом внутренних войск исполняются служебные обязанности, а также органами местного самоуправления.

Строительство, капитальный ремонт и реконструкция инженерно-технических средств и обеспечение их эксплуатации осуществляется за счет средств министерств, ведомств, предприятий, государственных учреждений и организаций, в ведении которых находятся объекты, охраняемые внутренними войсками.

Ремонт и коммунальное обслуживание зданий Управления внутренних войск, учебных частей, авиационных воинских частей, воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений, частей обеспечения внутренних войск производится соответственно за счет республиканского бюджета Кыргызской Республики и бюджетных средств местных органов исполнительной власти с централизованным обеспечением материальными ресурсами.

Военнослужащие внутренних войск, временно исполняющие обязанности в отрыве от мест постоянной дислокации их воинских частей, обеспечиваются жилыми помещениями для расквартирования, коммунальными услугами, линиями и каналами связи, автотранспортом и горюче-смазочными материалами, дополнительным питанием за счет средств, специально выделяемых из республиканского бюджета Кыргызской Республики

 

Раздел X

Надзор за соблюдением законности в деятельности внутренних войск

 

Статья 43. Прокурорский надзор за соблюдением законности

в деятельности внутренних войск

 

Надзор за соблюдением законности в деятельности внутренних войск осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему военные прокуроры.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев