Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\CBD\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\7e06e9e0-87d5-4e01-b0db-272feb251bf6\document.files\image001.jpg

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕПУБЛИКИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

, от 13 декабря 2017 года № 2017-П-11/51-4-(НФКУ)

Об Основных направлениях развития сектора микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2018-2021 годы

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности", Правление Национального банка Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Основные направления развития сектора микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2018-2021 годы (прилагается).

2. Юридическому управлению:

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

4. Управлению внешнего надзора довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, областных управлений, Представительства Национального банка в Баткенской области, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", ассоциаций небанковских финансово-кредитных организаций, микрофинансовых организаций, кредитных союзов Кыргызской Республики.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики Джусупова Т.Дж.

 

Исполняющий обязанности председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики

 

Н.Жениш

 

 

 

Приложение
к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики
от 13 декабря 2017 года № 2017-П-11/51-4-(НФКУ)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития сектора микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2018-2021 годы

Глава 1. Общие положения

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11, была отмечена роль микрофинансирования как элемента финансовой системы, направленной на социальную мобилизацию населения путем расширения доступа к качественным финансовым услугам и предоставления финансового и социального посредничества для клиентов с низким уровнем доходов.

Программа Правительства Кыргызской Республики "Жаны доорго - кырк кадам", утвержденная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 августа 2017 года № 1836-VI предусматривает системную работу, направленную на развитие кредитного рынка, потенциала потребителей финансовых услуг, повышения уровня финансовой грамотности и ответственного кредитования. Данная программа предполагает дальнейшее снижение процентных ставок по кредитам, внедрение услуг, основанных на информационно-цифровых технологиях, увеличение охвата населения банковскими услугами, развитие кооперативов, а также исламских принципов финансирования. Кроме этого, данная программа ключевым параметром для развития объектов МСБ определяет введение системы самообеспечения и саморегулирования.

ОНРСМ на 2018-2021 гг. содержит оценку текущего состояния микрофинансового сектора и реализации Стратегии развития микрофинансирования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 28 февраля 2012 года № 150/40/6, а также определяет основные направления развития сектора микрофинансирования на 2018-2021 годы.

В настоящем документе под сектором микрофинансирования понимаются небанковские финансово-кредитные организации в виде микрофинансовых организаций, кредитных союзов, а также ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", занимающееся кредитованием кредитных союзов.

Цель ОНРСМ на 2018-2021 гг. - обеспечение благоприятной экономической, законодательной и регулятивной среды для институционального развития жизнеспособного, устойчивого и социально ответственного сектора микрофинансирования как важнейшего инструмента финансирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения занятости и благосостояния населения.

Для достижения указанной цели, предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование законодательной, нормативной базы, способствующей внедрению новых финансовых продуктов и услуг, а также расширению источников финансирования для НФКО;

- укрепление системы регулирования и надзора в сфере микрофинансирования;

- институциональное развитие сектора микрофинансирования для обеспечения его устойчивости и эффективности, расширение спектра оказываемых ими услуг, а также улучшение их ценовой и географической доступности;

- развитие институтов инфраструктуры рынка микрофинансирования;

- обеспечение прозрачности рынка микрофинансирования и защиты прав потребителей микрофинансовых услуг.

Успешная реализация ОНРСМ на 2018-2021 годы зависит от эффективной, последовательной и скоординированной работы всех участников рынка, включая Национальный банк, бизнес-ассоциации и НФКО.

Реализация ОНРСМ на 2018-2021 годы будет осуществляться Национальным банком совместно с заинтересованными сторонами в соответствии с Планом мероприятий по их реализации, с указанием конкретных мер и сроков выполнения согласно Приложению 1 к ОНРСМ на 2018-2021 годы.

Глава 2. Текущее состояние сектора небанковских финансово-кредитных организаций Кыргызской Республики

§ 2.1. Общая макроэкономическая и социально-экономическая среда

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы ключевым целевым ориентиром определяет макроэкономическую стабильность. При этом достижение макроэкономической стабильности определяется сохранением следующих ключевых количественных параметров: среднегодового роста реального ВВП не менее 7 процентов, инфляции в интервале 5-7 процентов, дефицита бюджета - не более 5 процентов к ВВП и государственного внешнего долга до 60 процентов к ВВП(1). По мере приближения к концу срока, охватываемого НСУР 2013-2017 гг., можно констатировать тот факт, что достижение целевых параметров более чем возможно.

Кыргызстану в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, мировой экономической напряженностью на финансовых рынках, удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию, сократить волатильность курса национальной валюты и рост уровня инфляции.

Проводимая денежно-кредитная политика была направлена на поддержание положительных темпов роста экономики. В целях снижения процентных ставок по кредитам для конечных заемщиков и расширения кредитования экономики Национальный банк продолжает предоставление кредитных ресурсов в рамках инструментов рефинансирования.

Наблюдается также улучшение отдельных социально-экономических показателей: уровень общей бедности, рассчитываемый Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики, в 2016 году составил 25,4 процента, снизившись на 6,7 процента по сравнению с 2015 годом. Необходимо отметить, что при этом абсолютное большинство бедного населения проживало в сельской местности (74 процента).

Начиная с 2012 года, Национальный банк начал осуществлять масштабные реформы по расширению финансового доступа и поддержке развития финансового сектора, направленные на усиление конкуренции между банками, укреплению финансовой инфраструктуры, расширению финансовых инструментов, внедрение системы защиты прав потребителей финансовых услуг и продвижение программ финансовой грамотности. В 2015-2016 гг. в Национальном банке были созданы отдел по защите прав потребителей и сектор финансовой грамотности.

Ведется работа по повышению доступа к финансовым услугам через электронные и платежные терминалы, развитие дистанционного банкинга. Ежегодно наблюдается прогресс в улучшении показателей по развитию инфраструктуры предоставления финансовых услуг (Таблица 1).

Таблица 1. Индикаторы финансовой доступности

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

Число отделений банков на 1000 км2

4,8

5,2

5,6

6,0

6,6

Число отделений банков на 100 тыс. чел

17,1

18,2

19,2

20,4

21,9

Число банкоматов на 1000 км2

3,1

4,1

5,0

6,2

6,5

Число банкоматов на 100 тыс. чел

11,0

14,4

17,3

21,0

21,6

Число терминалов на 1000 км2

12,4

17,4

23,4

30,3

35,5

Число терминалов на 100 тыс. чел

44,8

61,5

80,9

102,7

118,0

Депозиты в комбанках (% от ВВП)

16,33

18,94

20,59

23,9

23,38

Кредиты коммбанков (% от ВВП)

12,92

15,19

19,67

21,84

20,41

Кредиты НФКО

15,41

19,11

22,95

14,97

10,92

Кредиты НФКО (% от ВВП)

4,96

5,38

5,73

3,48

2,38

Однако в целом сохраняются факторы, сдерживающие экономический рост, - высокий уровень неравенства между регионами, недостаточная развитость инфраструктуры и институциональной системы, зависимость от денежных переводов и геоэкономических факторов. Несмотря на некоторое снижение, общий уровень бедности остается относительно высоким по сравнению с сопоставимыми странами региона.

В среднесрочном периоде целевым ориентиром денежно-кредитной политики будет удержание уровня инфляции в пределах 5-7 процентов. Поддержание макроэкономической стабильности и ускорение экономического роста в среднесрочном периоде требует диверсификации экономики, приостановления дальнейшего роста внешнего долга и улучшения деловой среды для развития предпринимательства, в том числе с использованием современных технологий. Ускорение экономического роста до 6-7 процентов является необходимым условием развития страны в целом и снижения уровня бедности.

§ 2.2. Текущее состояние микрофинансового сектора и его влияние на экономику страны

Микрофинансовый сектор Кыргызской Республики представлен микрофинансовыми организациями в виде микрофинансовых компаний, микрокредитных компаний, микрокредитных агентств и кредитных союзов.

Доля активов и кредитов микрофинансового сектора в общей сумме активов и кредитов банковской системы и системы небанковских финансово-кредитных организаций составляет 7,3 процента и 10,2 процента соответственно.

Микрофинансовые организации внесли значительный вклад в развитие МСБ и стимулирование деловой инициативы у населения с низкими доходами. Основными клиентами микрофинансовых организаций (около 56,2 процента) являются женщины. Кредитный портфель МФО на 60 процентов состоит из кредитов без залогового обеспечения, 34 процента из них выданы под групповое поручительство. В то же время уровень возвратности данных кредитов остается на уровне не ниже 95 процента.

В течение 2007-2011 годы сектор микрофинансирования характеризовался высокой динамикой роста и вхождением в него новых участников, последние четыре года рынок характеризуется замедлением темпов роста, при этом отмечается устойчивое сохранение основных качественных показателей деятельности. Так, за последние десять лет (с 2007 по 2016 годы) количество активных заемщиков выросло с 163,2 тыс. до 228,5 тыс. чел., а объем совокупного кредитного портфеля увеличился с 4,8 млрд. сом до 10,9 млрд. сом, при этом средний размер кредита на одного заемщика практически не изменился: 45,6 тыс. сом и 50 тыс. сом в 2007 и 2016 году соответственно, при этом показатель портфеля в риске свыше 30 дней не превышал 7,7 процента.

Следует отметить, в 2010 году прекратился рост количества участников сектора (454 МФО), и, начиная с 2011 года отмечается заметное сокращение количества МФО: на конец 2016 года количество МФО составило 162 единицы(2). Сокращение количества МФО происходило в связи с отсутствием достаточного капитала для ведения прибыльной деятельности, повышением регуляторных требований к МФО и другими причинами.

Таблица 2. Основные показатели развития НФКО

 

2005

2010

2016

МФО

КС

МФО

КС

МФО

КС

Количество

134

320

396

217

162

116

Заемщики, тыс. чел

5

2

3

1

2

9

Кредитный портфель, млрд. сом

 

 

 

 

 

 

Средний размер кредита, тыс. сом

 

 

 

 

 

 

Несмотря на сокращение количества МФО, охват населения микрокредитованием вырос с 1,4 процента до 3,8 процента (Таблица 3). Однако показатель финансового проникновения снизился с 3,9 процента в 2005 году до 2,5 процента.

Таблица 3. Основные показатели развития МФО

Основные показатели

2005

2010

2015

2016

Количество МФО

134

396

172

162

Охват населения микрокредитованием, %

1,4

7,1

9,1

3,8

Показатель финансового проникновения, %

3,9

5,2

3

2,5

Уровень бедности, %

43,1

33,7

32,1

25,4

ВВП на душу населения (в долл. США)

478

888

1163,3

1133,6

Инфляция (среднегодовая), %

4,9

19,2

13,6

0,4

Сокращение кредитного портфеля МФО, активов, ресурсной базы, показателя финансового проникновения с 2010 года объясняется в том числе трансформацией трех крупных МФО в коммерческие банки: микрофинансовых компаний "Бай Тушум и партнеры", "ФГ "Компаньон" - в ЗАО Банк "Бай Тушум", ЗАО "Банк Компаньон", микрокредитной компании "Финка" - в ЗАО "Финка Банк".

График 2. Динамика кредитного портфеля НФКО

См. графическую копию.

В связи с переходом ЗАО МФК "Финансовая группа Компаньон" в сектор коммерческих банков в 2016 году наблюдалось снижение основных показателей сектора НФКО, в частности активов и ресурсной базы, а также сокращение кредитного портфеля на 27,1 процента по сравнению с аналогичным показателем в 2015 году, который составил 10,9 млрд. сомов. Без учета ЗАО МФК "Финансовая группа Компаньон" размер кредитного портфеля НФКО увеличился на 3,3 процентных пункта по сравнению с 2015 годом.

График 3. Распределение кредитного портфеля НФКО по отдельным отраслям

См. графическую копию.

Совокупный кредитный портфель МФО уменьшился на 29,0 процента и на конец 2016 года составил 10,0 млрд. сомов. В целом кредитный портфель МФО состоит из кратко- и среднесрочных кредитов. Как видно из Графика 3, сельское хозяйство было и остается приоритетной областью кредитования МФО, доля сельского хозяйства в общем объеме микрокредитования упала с 44,2 процента в 2012 году до 27,7 процента в 2016 году. В 2009-2015 гг. доля сельского хозяйства варьировалась от 36 до 45 процентов. Доля коммерции и торговли за это время неуклонно падала: с 20,61 процента в 2012 г. до 16,1 процента в 2016 г. Наоборот, доля потребительских кредитов выросла с 9,5 процента до 23,5 процента, став вторым сектором по использованию микрокредитов.

Основным источником осуществления деятельности МФО является собственный капитал (чуть более 50 процентов). В структуре обязательств МФО доля обязательств перед иностранными организациями составила 26,8 процента. При этом обязательства в иностранной валюте составили 33,1 процента от общего объема обязательств, несмотря на то, что объем обязательств МФО уменьшился на 55,6 процента до 4,4 млрд. сомов с 2015 до конца 2016 года (связано с трансформацией МФК "ФГ "Компаньон" в коммерческий банк).

Общая сумма оплаченного уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций на конец 2016 года составила 3,9 млрд. сомов, уменьшившись с 2015 года на 17 процентов. При этом собственный капитал НФКО составил 6,9 млрд. сомов, который уменьшился на 8,0 процента или на 0,6 млрд. сомов.

Доля МФО (МФК, МКК, МКА) в общем объеме кредитного портфеля НФКО составляет 91,4 процента. Остальной кредитный портфель выдан кредитными союзами.

На конец 2016 года на территории Кыргызской Республики осуществляли деятельность 116 кредитных союзов. Кредитные союзы насчитывали около 16,4 тыс. участников, из которых 9,4 тыс. чел. являются заемщиками. В среднем на каждый КС приходится около 140 участников, что является достаточно низким показателем для системы кредитных союзов, учитывая потенциал и двадцатилетнее существование данной системы.

Начиная с 2013 года, кредитный портфель системы КС прекратил рост и на конец 2016 года составил 940 млн. сомов. Доля кредитов в активах соразмерна с долей кредитов в активах в системе МФО: 79,5 процента и 80,4 процента соответственно. Средний размер кредита кредитного союза составляет около 100 тыс. сом. (Таблица 4).

Таблица 4. Показатели деятельности кредитных союзов 2013-2016 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

Количество организаций

153

135

125

116

Число заемщиков (чел.)

15176

11613

9924

9396

Активы (млн. сом)

1747,2

1330,4

1136,5

1183,9

Кредитный портфель (млн. сом)

1456,5

1152,6

933,5

940,6

Средний размер кредита (тыс. сом)

96

99,3

94,1

100,1

Общий объем депозитов (млн. сом)

80,8

14,2

8,5

8,6

Число членов (чел.)

24541

20047

17488

16353

Процентная ставка кредит (%)

27,31

25,63

27,88

27,77

Основными источниками финансирования кредитных союзов являются собственный капитал, а также финансирование со стороны ОАО "Финансовая компания кредитных союзов". Отдельные кредитные союзы привлекают средства от других финансово-кредитных организаций страны и др. источников.

На конец 2016 года лицензию на привлечение депозитов имели только восемь кредитных союзов с незначительной депозитной базой. 42 процента кредитных союзов расположены в сельской местности, 15 процента - в городах Ош и Бишкек, остальные кредитные союзы осуществляют деятельность в небольших городах, охватывая при этом близлежащие к ним территории. За время деятельности КС не получило развитие филиальной сети и точек обслуживания, и кредитование ориентировано в основном на сельское хозяйство и торговлю.

SWOT анализ микрофинансового сектора Кыргызской Республики

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:

- недостаточная профессиональная компетентность по управлению рисками в НФКО;

- низкий уровень корпоративной культуры и управления существенного количества малых и средних НФКО;

- наличие значительного количества малых НФКО с низким уровнем финансовой устойчивости;

- неразвитость рынка депозитов;

- неадекватное ресурсное обеспечение ввиду ограниченного доступа к источникам финансирования, апексных институтов и высокой стоимости внешнего финансирования;

- наличие репутационного риска системы НФКО, недостаточный уровень кредитной культуры и доверия к системе НФКО;

- недостаточный уровень финансовой грамотности клиентов;

- отсутствие комплексной системы подготовки и повышения квалификации кадров для микрофинансового сектора, отсутствие высококвалифицированных специалистов в регионах;

- высокая зависимость от доходов мигрантов, денежных переводов, волатильности курса доллара;

- слабый институциональный потенциал профессиональных ассоциаций и организаций второго уровня;

- низкий уровень участия НФКО в системе обмена кредитной информации

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

- наличие продуктов и услуг, условия которых соответствуют потребностям малообеспеченных слоев населения (короткий срок рассмотрения заявок, беззалоговое кредитование, удобный график погашения, высокий уровень клиент ориентированности и т.д.);

- знания и опыт по обслуживанию сельского населения, в частности женщин;

- кредиты предлагаются преимущественно в национальной валюте, что снижает валютные риски для клиентов

УГРОЗЫ:

- правовые риски, связанные с частым изменением законодательства;

- отсутствие информации о масштабах теневой деятельности как среди самих участников финансового рынка (безлицензионная деятельность), так и субъектов МСБ;

- активное вхождение коммерческих банков в сектор микрофинансирования;

- уязвимость к влиянию внешних экономических и геополитических шоков;

- неопределенность, связанная со вступлением в ЕАЭС и его последствиями на уровень миграции, денежных переводов;

- неблагоприятный деловой климат (рост безработицы, низкий темп роста субъектов частного предпринимательства и МСБ);

- волатильность экономического восстановления и сопутствующее неблагоприятное воздействие на уязвимые секторы - бедные и сельские домохозяйства

ВОЗМОЖНОСТИ:

- наличие спроса на микрофинансовые услуги различных слоев населения;

- высокая потребность в различных услугах у целевых групп микрофинансирования;

- использование соответствующих информационно-коммуникационных технологий в целях расширения жизнеспособных банковских услуг и внедрение новых технологий, продуктов и услуг;

- интеграция совместных проектов по цифровизации финансовых услуг с мультипрофильными партнерами; партнерство с государственными программами развития и доступа к финансовым и нефинансовым услугам;

- широкое предоставление нефинансовых услуг - оказание содействия клиентам (консультации узкопрофильных специалистов, бесплатное обучение клиентов, организация выставок и ярмарок для продвижения продуктов и услуг и т.д.);

- готовность к внедрению успешных международных практик микрофинансирования и пропаганда прозрачного ведения деятельности НФКО

§ 2.3. Оценка реализации Стратегии развития микрофинансирования на период 2011-2015 гг.

Стратегия развития микрофинансирования на 2011-2015 гг. была принята 28 февраля 2012 года совместным постановлением Правительства и Национального банка № 150/40/6.

Основное направление СРМ на 2011-2015 гг. - дальнейшее развитие сектора НФКО, совершенствование нормативной базы, разработка концепции системы защиты депозитов МФО, внедрение принципов защиты прав потребителей, создание финансовых апексов и развитие агентского банкинга и операций по денежным переводам.

В рамках реализации СРМ на 2011-2015 гг. проводились мероприятия, направленные на совершенствование нормативной базы. В частности, в рамках реализации Стратегии были внесены изменения и дополнения в законы Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" и "О кредитных союзах", нормативные правовые акты Национального банка. Наиболее важные изменения в законодательной и регулятивной среде, которые оказали влияние на развитие сектора, а именно:

- расширение перечня операций для МФО, совершенствование законодательной и регулятивной базы для создания и функционирования МФО по исламским принципам финансирования;

- усиление лицензионных требований для новых участников рынка (увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала МФО, установление квалификационных требований и репутации должностных лиц МФО, установление требований к источникам происхождения денежных средств, направляемых в уставный капитал МФК и МКК, порядок подтверждения легальности их происхождения и другие инструменты обеспечения институциональной устойчивости МФО);

- внедрение норм, регламентирующих порядок трансформации НФКО, реализация мер по снижению уровня перекредитованности населения путем установления дополнительных требований по формированию РППУ по параллельным кредитам, установление требований к управлению кредитным риском;

- создание системы защиты прав потребителей, которая включает следующие регуляторные требования по юридическому оформлению взаимоотношений с клиентами, ограничение по максимальному размеру микрокредита, ограничение размера неустойки (штрафов, пени), требование по раскрытию информации о размере эффективной процентной ставки и полной стоимости кредита в абсолютном выражении и т.д.

В 2016 году постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 319 была утверждена Программа повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы и вступил в силу Закон Кыргызской Республики "Об обмене кредитной информацией".

Основные достижения сектора НФКО:

- снижение процентных ставок по кредитам НФКО с 38,8 процента в 2010 году до 31,4 процента в 2016 году;

- привлечение инвестиций от иностранных доноров и инвесторов в сектор на сумму более чем 1,5 млрд. сомов;

- увеличение капитализации НФКО по сравнению с 2010 годом на 62 процента;

- охват населения услугами кредитования, увеличение доступности кредитов. Количество заемщиков сектора НФКО составило 222 тыс. человек с общей суммой кредитов в 10 млрд. сомов; возвратность кредитного портфеля НФКО составляет 95 процентов;

- развитие микрофинансового сектора: увеличение минимального размера уставного капитала для МКК до 5 млн. сомов, трансформация мелких НФКО в более крупные. Трансформация трех МФО в коммерческие банки, тенденция к увеличению количества микрофинансовых компаний путем трансформации из микрокредитных компаний и кредитных союзов.

В ОНРСМ на 2018-2021 гг. также включены мероприятия, предусмотренные Стратегией развития микрофинансирования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 февраля 2012 года № 150/40/6, требующие постоянного исполнения: совершенствование регулятивной среды, которые, наряду с обеспечением финансовой стабильности, и будут создавать возможности для обеспечения финансовой доступности и формирование сильного и устойчивого сектора микрофинансирования.

Глава 3. Основные направления развития сектора микрофинансирования Кыргызской Республики

§ 3.1. Роль сектора микрофинансирования в социально-экономическом развитии страны

Спрос на микрофинансовые услуги формируется в результате ряда факторов, обуславливающих его растущее значение в решении важнейших проблем социально-экономического развития:

1. Микрофинансирование является одним из действенных инструментов методов борьбы с бедностью. Уровень бедности остается высоким - 25,4 процента, за чертой бедности находится свыше 1,5 млн. человек, основная часть которых (74 процента) проживает в сельской местности. Расширение доступа социально уязвимых слоев населения к услугам МФО в целях стимулирования самозанятости и улучшения материального положения может заменить субсидирование, выдачу пособий безработным, чья численность составила 2,2 процента от численности экономического активного населения (всего 2544,3 тыс. чел.).

2. Микрофинансирование считается действенным механизмом развития малого и среднего бизнеса, являющегося одним из основных факторов экономического роста. В экономике Кыргызской Республики доминируют небольшие хозяйствующие субъекты, большинство из которых являются фермерами, индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, являющиеся потенциальными клиентами для НФКО.

Доля малого бизнеса в ВВП по итогам 2016 г. составила 40,8 процента, количество осуществляющих предпринимательскую деятельность составляет 463,6 тыс. чел. Из общего количества созданных в 2016 году новых рабочих мест около 65 процента были созданы в сфере малого бизнеса. Особую роль микрофинансирование играет в сельском хозяйстве, занимая в портфеле НФКО значительное место (30 процента), тем самым содействуя занятости сельского населения.

3. Микрофинансирование способствует решению вопросов занятости молодежи. Согласно ЮНИСЕФ, Кыргызская Республика входит в число 20 крупнейших стран с наибольшей долей молодежи в их соответствующих группах населения. В возрастной структуре населения доля населения в возрасте до 19 лет составляет 38,5 процента и высокими темпами роста населения. В общей численности безработных большую часть составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. Данная категория населения нуждается в небольших займах для стартового бизнеса: работ на дому, оказания услуг по договору гражданско-правового характера и т.д., что в итоге приведет к снижению уровня молодежной безработицы.

4. Микрофинансирование может удовлетворить спрос на кредиты, возросший в городах вследствие начала процесса урбанизации. В последние годы вокруг городов Бишкек и Ош наблюдается усиление процессов урбанизации как следствие одновременного влияния двух факторов - возрастания темпов экономического роста и внутренней миграции. Отражением процесса формирования среднего класса и молодого городского населения можно считать бурный рост потребительского кредитования, что усилит спрос на микрофинансовые услуги.

5. Микрофинансирование зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма продвижения гендерного равенства и создания экономических возможностей для женщин. В Кыргызстане увеличилось количество женщин предпринимателей и растет экономическая активность женщин, например, количество женщин предпринимателей в 2015 году достигло 87125 человек по сравнению с 30254 в 2002 году(3).

6. Микрофинансирование через кредитные союзы способствует развитию кооперативного кредитования в сельской местности. Лишь 15 процентов кредитных союзов расположены в городах Ош и Бишкек, через остальные кредитные союзы, расположенные в селах, небольших городах и прилегающих к ним территориях, направляются средства, большая часть которых используется на развитие сельского хозяйства.

Кратко резюмируя роль микрофинансирования в социально-экономическом развитии и итоги развития сектора до настоящего времени, можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее значимыми в социальном и экономическом контексте целевыми группами, получающими максимальную выгоду от повышения доступности микрофинансовых услуг, являются малообеспеченные семьи, женщины, жители сельской местности, начинающие предприниматели и молодежь.

2. Микрофинансовый сектор занимает относительно небольшую долю в структуре финансового посредничества, однако наблюдается устойчивая динамика повышения его роли, что свидетельствует о наличии значительного потенциала для дальнейшего развития.

3. Ряд внешних и внутренних факторов социально-экономического развития страны будет формировать высокий спрос на микрофинансовые услуги в долгосрочной перспективе.

4. Одно из ключевых параметров программы "Жаны доорго - кырк кадам" в развитии сельскохозяйственного сектора и МСБ в отдаленных регионах направлено на развитие кооперативного кредитования, которым в секторе микрофинансирования занимается КС.

§ 3.2. Основные направления развития сектора микрофинансирования

Повышение доступности финансовых услуг независимо от типа финансовых институтов является основной задачей развития финансового сектора в Кыргызстане в долгосрочной перспективе. Это предполагает создание диверсифицированной модели микрофинансового рынка, отражающей разнообразие институтов и технологий финансового обслуживания. В среднесрочном периоде это требует усиления интеграции микрофинансовых институтов, что обуславливает необходимость как существенного увеличения масштабов микрофинансовой деятельности, так и значительного расширения охвата населения микрофинансовыми услугами.

В сложившихся условиях необходимо применить новый стратегический подход, базирующийся на развитии сектора микрофинансирования, на основе рыночно-ориентированного роста социально-ответственных институтов, а также улучшенного доступа населения, в том числе его социально-уязвимых слоев, к разнообразным качественным услугам микрофинансирования.

В комплексе мероприятий, указанных в Плане действий, предусматривается дальнейшее стимулирование развития сектора микрофинансирования как важнейшего инструмента снижения бедности и финансирования развития малого бизнеса, содействия занятости и повышения благосостояния населения. Особое значение придается расширению географического охвата НФКО, обеспечению их устойчивости и эффективности, расширению спектра услуг и укреплению инфраструктуры.

1. Совершенствование законодательной и нормативной базы, способствующей разработке и внедрению новых финансовых продуктов и услуг и расширению источников финансирования для НФКО.

В целях усиления роли НФКО в национальной экономике, продвижения доступных микрофинансовых услуг в труднодоступные регионы страны и поощрения устойчивого развития НФКО с учетом специфики деятельности микрофинансовой деятельности необходимо определить ряд концептуальных положений для дальнейшего совершенствования законодательной, нормативной и методологической базы НФКО.

В среднесрочной перспективе внимание должно сфокусироваться на качественном развитии сектора микрофинансирования.

В данном направлении необходимо осуществление таких мер, как:

- анализ и корректировка законодательных рамок, влияющих на повышение уровня финансового посредничества НФКО и степени проникновения микрофинансовых услуг, как по географическому охвату территории страны, так и по внедрению новых продуктов и услуг;

- расширение ресурсной базы НФКО и развитие обеспечения доступа к альтернативным источникам финансирования.

В целях обеспечения импульса для развития кредитных союзов необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм кооперативного управления, что требует изучения и внедрения лучшей международной практики функционирования кредитных союзов. Направление, прежде всего, должно быть ориентировано на стимулирование использования полного механизма кооперативного кредитования, в частности, аккумулирования сбережений участников КС для дальнейшего потребительского и предпринимательского кредитования, развитию кооперативной общности, эффективности механизмов управления кредитным союзом. Вместе с тем особое внимание необходимо уделить развитию вспомогательных и апексных институтов системы кредитных союзов, возможности внедрения саморегулирования системы.

Для дальнейшего развития исламских принципов банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике в системе НФКО будет продолжена работа по изучению лучших международных практик, корректировке действующих и разработке новых норм банковского законодательства в части расширения спектра и внедрения операций в соответствии с исламскими принципами финансирования.

2. Укрепление системы регулирования и надзора в сфере микрофинансирования.

Оптимизация регуляторного воздействия и развития микрофинансового рынка путем внедрения стандартов регулирования для различных видов НФКО, внедрения новых продуктов и альтернативных технологий, а также активное продвижение цифровых технологий и внедрение ИКТ будет способствовать созданию более благоприятных условий и позволит задействовать потенциал сектора микрофинансирования.

Дальнейшее развитие сектора предполагает создание и внедрение института саморегулирования, что также позволит повысить эффективность регулирования и надзора, снизить регуляторные издержки. До 2021 года планируется разработка комплекса мер по внедрению института саморегулирования, что потребует изучения международной практики, подготовки концепции саморегулирования системы для создания законодательной и нормативной базы.

В целях сокращения издержек регулирования и обеспечения его эффективности предусматриваются меры по внедрению риск-ориентированного надзора, усилению действия механизма по защите прав потребителей и укреплению потенциала регулятора посредством участия задействованных сотрудников в профессиональных программах по обмену опытом, постоянного повышения квалификации по новым подходам в регулировании сектора микрофинансирования.

Для мониторинга обеспечения более широкого доступа женщин к финансированию(4) в соответствии с международной практикой, а также дальнейшего развития женского предпринимательства будут осуществлены мероприятия по развитию гендерной статистики в Национальном банке, включающей сбор, анализ и применение гендерно дезагрегированных данных в выработке политики финансовой доступности.

Необходимо совершенствование регулятивной базы, касающейся противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансирования террористической или экстремистской деятельности, осуществление мероприятий по внедрению пропорционального и риск-ориентированного регулирования и надзора за новыми технологиями в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору и ФАТФ.

3. Институциональное развитие сектора микрофинансирования для обеспечения его устойчивости и эффективности, расширение спектра оказываемых ими услуг, а также улучшение их ценовой и географической доступности.

Полноценное институциональное развитие микрофинансовых организаций невозможно без внедрения профессиональных стандартов деятельности, таких как внедрение принципов ответственного финансирования и также внедрение стандартов корпоративного управления.

К сожалению, отсутствие стандартов деятельности и низкий уровень профессионализма кадров в большинстве НФКО является сдерживающим фактором по привлечению внутренних и иностранных инвестиций в сектор микрофинансирования, повышению капитализации НФКО. В этой связи развитие потенциала НФКО в части повышения квалификации кадров сектора является первостепенной задачей.

Для обеспечения качественного руководства и управления НФКО, основываясь на передовом международном опыте, предлагается ввести требование об обязательном ежегодном обучении персонала НФКО, повышении квалификации высшего руководства, внедрение принципов корпоративного управления.

Ценовая доступность финансовых услуг находится в прямой зависимости от стоимости микрофинансовых услуг, определяемой ценовой политикой НФКО. В Плане действий предусматривается разработка комплекса мер по совершенствованию ценовой политики НФКО, направленной на повышение доступности услуг, в том числе в соответствии с исламскими принципами финансирования.

Доступность микрофинансирования для населения будет повышаться путем расширения доступа МФО к долгосрочным и дешевым источникам ресурсов. В данном контексте ориентиром должно стать привлечение сбережений населения через стимулирование дальнейшего развития системы кредитных союзов, использование права на привлечение вкладов, привлечение инвестиций финансово-устойчивыми и социально-ответственными МФО и т.д. В целях повышения физической доступности, а также сокращения издержек по созданию и поддержанию филиальной сети необходимо создание условий для развития дистанционного банкинга, включая разработку стандартов операций и взаимодействия МФО с операторами цифровых финансовых услуг.

В рамках реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы необходимо предусмотреть проведение образовательных программ для широких слоев населения по дистанционному использованию микрофинансовых услуг со стороны МФО.

Опрос посредников микрофинансовых инвестиций (MIV)(5), проведенный Symbiotics в 2016 году, свидетельствует о том, что инвесторы в микрофинансировании уделяют все больше внимания экологическим, социальным и управленческим приоритетам (так называемые ESG) при принятии решений об осуществлении инвестиций. Итоги опроса 95 MIV показывают, что в процессе рассмотрения заявок на кредитование они используют ряд индикаторов по охране окружающей среды и 98 процентов MIV поддерживают внедрение системы принципов защиты клиентов и оценку социального воздействия. При этом 80 процентов MIV отчитываются по вопросам экологических, социальных и управленческих факторов (ESG) перед своими инвесторами.

Таким образом, для привлечения средств международных инвесторов и кредиторов сектор микрофинансирования должен демонстрировать свою приверженность по соблюдению выше перечисленных стандартов, включая создание комплексной системы защиты клиентов в соответствии с требованиями ответственного финансирования.

4. Укрепление и создание институтов инфраструктуры рынка микрофинансирования.

Профессионально функционирующие структуры поддержки микрофинансирования являются важным компонентом процветающей микрофинансовой отрасли. Функционирование адекватной и эффективной инфраструктуры мезо-уровня необходимо для снижения транзакционных издержек, расширения охвата, наращивания потенциала и обеспечение прозрачности сектора.

В настоящее время перечень источников формирования ресурсной базы НФКО ограничен. Несмотря на важность привлечения сбережений и направления их в инвестиционное русло в макроэкономическом контексте, необходимо иметь ввиду, что

во-первых, институты должны обладать соответствующим потенциалом для управления рисками связанные с предоставлением депозитных услуг;

во-вторых, должна быть соответствующая инфраструктура, обеспечивающая их защиту. В этой связи, а также в целях повышения доверия к сектору НФКО, принимающим депозиты, предлагается рассмотреть возможность создания института по защите депозитов, либо включение в существующую систему защиты депозитов путем создания отдельного механизма.

Несмотря на значительный интерес международных частных инвесторов и доноров в предоставлении кредитов и займов МФО, следует иметь ввиду, что они, в первую очередь, заинтересованы в партнерстве с финансово-устойчивыми организациями. Для решения проблем с обеспечением ресурсной базы НФКО с небольшим капиталом предлагается организовать деятельность апексных организаций. В международной практике апексные институты, кроме осуществления основных функций в виде привлечения средств от организаций и выдачи оптовых кредитов ФКО, осуществляют хеджирование валютных рисков, оказывают консультативную, техническую помощь. Через апексные институты реализуются программы по стимулированию отдельных отраслей экономики, внедрение новых методов и т.д.

Помимо создания новых вспомогательных институтов сектора микрофинансирования, требуется особое внимание уделить укреплению потенциала профессиональных ассоциаций. В настоящее время бизнес-ассоциации не могут предоставить четкую картину развития сектора ввиду того, что только 20 процентов участников сектора является членами бизнес-ассоциаций. Предполагается, что бизнес-ассоциациям будет отведена ключевая роль в развитии сектора, в том числе повышении потенциала НФКО, проведении образовательных программ и консультаций по всем аспектам деятельности НФКО: вопросы налогообложения, юридические консультации и сопровождение, обучение персонала и сертификация и т.д.

Наряду с развитием сопутствующей микрофинансированию инфраструктуры, данные меры обеспечат дополнительную финансовую устойчивость и прозрачность деятельности микрофинансовых организаций, будут способствовать существенному росту, консолидации и гармонизации сектора.

5. Обеспечение прозрачности рынка микрофинансирования и защиты прав потребителей микрофинансовых услуг.

Прозрачность сектора микрофинансирования будет способствовать систематическому сбору и публикации информации о кредитном портфеле, финансовых показателях, охвате и социальном воздействии для широкой общественности на национальном уровне.

Профессиональные ассоциации могут способствовать обеспечению прозрачности сектора путем распространения информации о своих членах на специализированных международных информационных площадках.

Расширение финансового охвата и повышение прозрачности не может происходить только посредством доступа к традиционным кредитным услугам и предполагает широкое участие населения в использовании микрофинансовых услуг. В целях привлечения населения к микрофинансовым услугам необходимо проведение комплекса мер, направленных на повышение доверия населения к НФКО, изменения сознания/представлений населения о личных долгосрочных финансовых перспективах, что в условиях низкой финансовой грамотности населения должно формироваться посредством специальных программ.

Развитие финансовой системы обуславливает рост количества финансовых споров. В целях обеспечения стабильности и дальнейшего развития финансового сектора республики все большую актуальность приобретает создание института финансового примирителя/омбудсмена.

В этой связи ключевая роль будет отводится полномасштабной реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 июня 2016 года № 319, проведения системных действий по внедрению схемы финансового омбудсмена.

Резюмируя, отметим, что микрофинансирование в Кыргызстане имеет большой потенциал развития. В республике существует значительный неудовлетворенный спрос на микрофинансирование малого бизнеса и доходоприносящей деятельности. Однако для успешного развития микрофинансирования необходимо активизировать работу по информированию и популяризации его целей и социальной значимости для населения страны на всех уровнях и с использование различных инструментов информирования.

Для достижения эффективных результатов основные направления развития сектора микрофинансирования будут затрагивать три уровня. Это, прежде всего макроуровень, который предполагает дальнейшие меры по созданию благоприятной законодательной и регулятивной среды для обеспечения эффективной деятельности НФКО, внедрения новых продуктов и услуг и их доступности. Второй уровень - мезоуровень - предполагает дальнейшее развитие инфраструктуры, поддерживающей сектор НФКО, в том числе обучение и консультирование. Третий уровень - микроуровень - направлен на создание и устойчивое функционирование НФКО. Следует признать, что, несмотря на существующие проблемы, рынок микрофинансирования в Кыргызстане развивается, бизнес-процессы микрофинансирования совершенствуются, облегчая доступ к заемным средствам широким слоям населения, малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям.

§ 3.3. Реализация и мониторинг ОНРСМ на 2018-2021 гг.

Реализация ОНРСМ на 2018-2021 гг. будет осуществляться Национальным банком АМФО, ОАО "ФККС", Ассоциациями КС и НФКО на основе Плана действий по реализации ОНРСМ на 2018-2021 гг. Система мониторинга реализации ОНРСМ на 2018-2021 гг. будет обеспечиваться путем организации регулярного процесса отчетности и оценки. В целях проведения адекватной оценки выполнения задач ОНРСМ на 2018-2021 гг. предлагается проведение ежегодных встреч с участием Национального банка, профессиональных ассоциаций, участников микрофинансового сектора и экспертного сообщества для оценки результативности мер, осуществляемых в рамках ОНРСМ. В рамках данных встреч будет организовано изучение мнений всех заинтересованных сторон о развитии рынка микрофинансирования для осуществления корректирующих действий и внесения дополнений/изменений в План действий по реализации ОНРСМ на 2018-2021 гг.

Глава 4. Ожидаемые результаты

В результате осуществления предусмотренных мер, расширение сектора микрофинансирования приведет не только к экономическим, но и к социальным результатам. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, в частности предпринимательской деятельности в производственной сфере, торговле и сфере оказания услуг, станет одним из путей сокращения бедности и уровня безработицы, развития регионов, продвижения гендерного равенства и решения других проблем социально-экономического развития страны.

Реализация Плана мероприятий ОНРСМ на 2018-2021 гг., внедрение предусмотренных приоритетных мер создаст условия для:

- формирования эффективной регуляторной среды в сфере финансовой доступности, обеспечивающее защиту социально-ответственных участников рынка микрофинансирования и потребителей микрофинансовых услуг, сокращения количества недобросовестных финансовых посредников, развитие эффективной инфраструктуры рынка микрофинансирования;

- увеличения ресурсного и инфраструктурного потенциала микрофинансовых организаций, предоставляющих микрокредиты, в первую очередь, на развитие частного предпринимательства, субъектов малого бизнеса, самозанятости и (или) иной деловой инициативы;

- формирования условий для вовлечения в сферу микрофинансирования на долгосрочной основе денежных средств физических лиц в форме депозитов и сберегательных паев;

- снижения рисков на рынке микрофинансирования;

- повышения уровня прозрачности, стабильности и надежности рынка микрофинансирования, снижения стоимости финансовых ресурсов для НФКО;

- повышения степени защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, снижение процентной ставки по кредитам для конечного потребителя.

Достижение ожидаемых результатов будет оцениваться на основе следующих показателей прогресса:

1. уровень охвата микрофинансовыми услугами населения Кыргызстана составит - 4,89 процента к концу 2021 году, общее количество клиентов составит 313 тыс. чел. и географический охват услугами микрофинансирования достигнет 60 процентов;

2. сумма активов составит 35,4 млрд. сомов на конец 2021 года (на 31.12.2016 г. - 14 млрд. сомов) или 5 процентов по отношению к ВВП;

3. показатель мобилизации внутренних сбережений достигнет 14,7 млрд. сом (на 31.12.2016 г. - 8 млрд. сомов).

Данные показатели были определены на основе прогноза макроэкономических индикаторов развития и тенденций развития сектора микрофинансирования, а также с учетом происходящих интеграционных процессов в рамках регионального сотрудничества.

Глава 5. Заключительные положения

Микрофинансирование в Кыргызстане, создав возможности для тысячи людей стать экономически активными членами общества, получая доходы и занимаясь предпринимательской деятельностью, все же остается недоступным для значительного количества населения. В действительности эффект от услуг микрофинансирования в большей степени значим для наиболее уязвимых слоев населения.

За годы, прошедшие с момента возникновения первых программ и институтов, микрофинансирование прочно заняло свое место в финансовой системе страны, способствуя развитию системы кредитных союзов, а также росту и развитию сектора МФО путем трансформации крупных игроков сектора в банки. Все эти изменения происходили созданием благоприятных условий для правового, нормативного, инфраструктурного и институционального формирования сектора микрофинансирования.

В настоящее время завершается этап динамичного количественного развития сектора микрофинансирования. Перспективы развития микрофинансирования на данном этапе тесно связаны с необходимостью дальнейшего углубления уровня финансового посредничества и усиления интеграции микрофинансовых институтов, укрепления финансового потенциала микрофинансовых организаций и диверсификации их ресурсной базы, в том числе путем расширения доступа институциональных инвесторов на микрофинансовый рынок, широкого и повсеместного развития микрофинансовых продуктов и услуг, внедрения новейших дистанционных и интерактивных технологий обслуживания.

Реализация ОНРСМ на 2018-2021 гг. ориентирована на более качественный этап развития сектора путем развития конкурентоспособных и социально-ответственных микрофинансовых институтов, нацеленных на расширение спектра и объема предоставляемых ими микрофинансовых услуг, с целью достижения целей социального и экономического благополучия населения Кыргызстана.

Список сокращений

АЗД

Агентство защиты депозитов при Министерстве финансов КР

АКСКК

ОЮЛ "Ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана"

АМФО

ОЮЛ "Ассоциация микрофинансовых организаций"

АИФ

ОЮЛ "Ассоциация исламских финансов"

ВВП

валовый внутренний продукт

ЕАЭС

Евразийский экономический союз

МФО

микрофинансовые организации

МКК

микрокредитные компании

МФК

микрофинансовые компании

МСБ

малый и средний бизнес

НБКР

Национальный банк Кыргызской Республики

НФКО

небанковские финансово-кредитные организации

НСКСКК

ОЮЛ "Национальный союз кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана"

НСУР 2013-2017 гг.

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы

КС

кредитный союз

ОНРСМ на 2018-2021 гг.

Основные направления развития сектора микрофинансирования на 2018-2021 годы

РППУ

Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков

ССРМ

Среднесрочная стратегия развития микрофинансирования на 2006-2010 годы

СРМ 2011-2015 гг.

Стратегия микрофинансирования на 2011-2015 гг.

СРО

саморегулируемая организация

SWOT

Strength, weaknesses, opportunities and threats/Сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы

ФККС

ОАО "Финансовая компания кредитных союзов"

СНГ

Содружество Независимых Государств

ИКТ

информационно-коммуникационные технологии

________________

Примечания:

(1) Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы.

(2) По итогам III квартала 2017 года имеют лицензию/свидетельство об учетной регистрации 155 МФО.

(3) www.un.org/womenwatch/daw/Review/responses/KYRGYZSTAN-Russian.pdf

(4) О Национальной стратегии Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальном плане действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы.

(5) MIV предоставляют инвестиции в виде долговых инструментов, инвестиций в капитал, а также выступают в качестве поручителей.

 

 

 

Приложение 1
к ОНРСМ на 2018-2021 гг., утвержденные постановлением Правления Национального банка
от 13 декабря 2017 года № 2017-П-11/51-4-(НФКУ)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Основных направлений развития сектора микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2018-2021 годы


п/п

Наименование мероприятия

Мероприятие/действие

Ожидаемые результаты

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1

Совершенствование законодательной, нормативной и методологической базы, способствующей внедрению новых финансовых продуктов и услуг и расширению источников финансирования для НФКО

1.1

Совершенствование законодательства и системы регулирования и надзора в области кредитных союзов и ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" с учетом международной практики

1) Инвентаризация законодательства и изучение международного опыта.

2) Подготовка предложений со стороны КС.

3) Разработка изменений и дополнений в законодательство и нормативные правовые акты, для обеспечения дальнейшего качественного и устойчивого развития системы кредитных союзов

- Изучение лучших международных практик и подготовка концепции по совершенствованию законодательства и регулирования.

- Эффективное использование потенциала кредитной кооперации для развития регионов, мобилизаций сбережений в инвестиционное русло.

- Функционирование устойчивой системы кредитных союзов.

- Формирование инфраструктуры системы кредитных союзов (ИКТ, аудит, страхование)

2018-2020 гг.

1) НБКР, ФККС.

 

2) ФККС, КС, Ассоциации КС.

 

3) НБКР, ФККС, КС

1.2

Создание законодательной основы для оказания НФКО новыми финансовыми услугами

1) Изучение и анализ необходимости внедрения новых финансовых услуг, направленных на оказание микрофинансовых услуг.

2) Проведение семинара по вопросам использования новых финансовых услуг на банковском и микрофинансовом рынках.

3) Внесение изменений и дополнений в НПА и/или разработка новых НПА Национального банка, предусматривающих возможность НФКО предоставления новых финансовых услуг

Нормативная база, позволяющая НФКО оказывать новые микрофинансовые услуги

2018-2021 гг.

1) НБКР, АМФО, ФККС, Ассоциации КС.

 

2) АМФО, ФККС, Ассоциации КС.

 

3) НБКР, АМФО, МФО, ФККС, Ассоциации КС

1.3

Создание законодательной базы и механизмов с целью предоставления НФКО соответствующих инструментов и механизмов по привлечению инвестиций по исламским принципам финансирования

1) Изучение международного опыта по привлечению инвестиций по исламским принципам финансирования.

2) Разработка нормативных правовых актов для обеспечения выпуска и обращения исламских ценных бумаг НФКО в связи с принятыми изменениями в Закон Кыргызской Республики "О рынке ценных бумаг"

Вопросы привлечения инвестиций в НФКО, осуществляющие деятельность по исламским принципам финансирования, регламентированы, разработаны соответствующие регулятивные и надзорные требования к НФКО в части привлечения инвестиций по исламским принципам финансирования

2018-2021 гг.

1) и 2) НБКР, АМФО, МФО, ФККС, Ассоциации КС

2

Укрепление системы регулирования и надзора в сфере микрофинансирования

2.1

Совершенствование системы регулирования и надзора НФКО, в том числе НФКО, осуществляющих деятельность по ИПФ

1) Изучение лучших международных практик и оптимизация воздействия на обеспечение финансовой доступности.

2) Внесение изменений и дополнений в нормативные акты НБКР в соответствии со стандартами регулирования для сектора микрофинансирования и международной практикой.

3) Совершенствование регулятивной отчетности в соответствии с новыми стандартами регулирования и надзора и сбора статистики в области гендерного финансирования.

4) Разработка механизмов для надзора за поставщиками исламского микрофинансирования и обучение/развитие надзорного органа.

5) Внесение изменений и дополнений в нормативные требования НБКР по расширению перечня операций, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами финансирования

- Законодательная и регулятивная среда, микрофинансирования улучшена. В регулировании и надзоре за НФКО применяется риск-ориентированный подход, с учетом особенностей деятельности НФКО и обслуживаемых ими целевых групп.

- Повышение качества регулирования и мониторинга и предупреждение системных рисков.

- Вопросы регулирования микрофинансовых услуг по исламским принципам финансирования, в том числе с использованием "исламского окна" регламентированы надлежащим образом, разрешены вопросы корректного налогообложения операций по исламским принципам финансирования

2018-2021 гг.

1) НБКР, АМФО, ФККС, Ассоциации КС.

 

2) НБКР, АМФО, ФККС, Ассоциации КС.

 

3) НБКР, АМФО, ФККС, Ассоциации КС.

 

4) НБКР

 

5) НБКР

2.2

Совершенствование регулятивной базы НФКО, касающейся ПОД/ФТ, в соответствии с законодательством КР и международными стандартами ФАТФ для НФКО

1) Инвентаризация регулятивной базы.

2) Внесение изменений и дополнений в нормативные акты НБКР

Снижение рисков в секторе НФКО

2018-2021 гг.

1) НБКР, АМФО, ОАО ФККС, КС.

 

2) НБКР

2.3

Внедрение института саморегулирования для МФО, непривлекающих депозиты

1) Изучение международного опыта по созданию и регулированию СРО.

2) Анализ влияния СРО на рынок.

3) Подготовка концепции СРО. Разработка комплекса мер по внедрению СРО

Разработка законодательной и нормативной базы по созданию и внедрению схемы саморегулирования

2018-2021 гг.

1) НБКР, АМФО.

 

2) НБКР.

 

3) НБКР, АМФО, МФО

2.4

Укрепление потенциала органа регулирования и надзора сектора микрофинансирования

Обучение и профессиональный обмен по новым подходам в регулировании сектора микрофинансирования, обмен опытом по созданию СРО, апексных институтов, хеджированию рисков и т.д.

Повышение качества регулирования и мониторинга. Система предупреждения рисков

2018-2021 гг.

НБКР

3

Институциональное развитие сектора микрофинансирования для обеспечения его устойчивости и эффективности, расширение спектра оказываемых ими услуг, улучшение их ценовой и географической доступности

3.1

Повышение доступности и снижение стоимости финансовых услуг в регионах Кыргызской Республики

Внесение изменений/дополнений в НПА, направленных на диверсификацию ресурсной базы НФКО и обеспечение доступности услуг микрофинансирования

МФО разрешен выпуск долговых ценных бумаг в пределах ограничений, установленных НБКР, пересмотрены ограничения по привлечению средств от акционеров и заимствованиям, разработаны регулятивные требования к эмитенту. Диверсификация ресурсной базы НФКО, снижение стоимости услуг и обеспечение жизнеспособности сектора в долгосрочной перспективе

2018-2021 гг.

НБКР, АМФО, МФО, ФККС, Ассоциации КС

3.2

Рассмотрение возможностей по оказанию агентских услуг по микрострахованию

1) Исследование спроса и предложения на услуги микрострахования.

2) Оценка правовых барьеров для разрешения НФКО выступить агентом страховой компании и разработка предложения в НПА.

3) Внесение изменений в законодательство, позволяющих НФКО оказывать услуги по микрострахованию

- Диверсификация деятельности НФКО, смягчение рисков в деятельности НФКО.

- Увеличение финансового проникновения

2018-2021 гг.

1), 2) и 3) АМФО, НБКР

3.3

Совершенствование ценовой политики НФКО для обеспечения доступности услуг и с учетом обеспечения рациональной прибыльности, в том числе по исламским принципам финансирования

1) Проведение анализа себестоимости и системы ценообразования НФКО различных типов, в том числе осуществляющих операции по исламским принципам финансирования, в соответствии с международной практикой.

2) Анализ регуляторных положений на наличие ограничений по расширению ресурсной базы НФКО.

3) Разработка комплекса мер по обеспечению эффективной ценовой политики.

4) Внесение соответствующих изменений в нормативные документы НБКР для обеспечения диверсификации источников финансирования

- Снижение стоимости услуг для обеспечения развития малого бизнеса и предпринимательства, избежание чрезмерной задолженности.

- Создание условий для диверсификации ресурсной базы и снижения стоимости привлеченных ресурсов

2018 г.

1) НБКР, АМФО, АИФ, ФККС, Ассоциации КС.

 

2) НБКР.

 

3) НБКР, АМФО, АИФ, ФККС, Ассоциации КС.

 

4) НБКР

3.4

Обеспечение внедрения принципов корпоративного управления в НФКО

1) Анализ существующей практики корпоративного управления.

2) Внедрение корпоративного управления для МФО и КС в соответствии с международной практикой.

3) Проведение обучающих семинаров

Повышение эффективности и прозрачности управления

2018-2021 гг.

1), 2) и 3) АМФО, Ассоциации КС

3.5

Разработка информационных коммуникационных технологий в деятельности НФКО

1) Анализ применяющихся IT продуктов в МФО.

2) Внедрение скоринговых карт, управления рисками и планшетного кредитования

Повышение эффективности НФКО

2018-2021 гг.

1) и 2) АМФО, Ассоциации КС

4

Развитие институтов инфраструктуры рынка микрофинансирования

4.1

Создание и функционирование вспомогательных институтов, в том числе по исламским принципам финансирования

1) Изучение опыта зарубежных стран по регулированию деятельности вспомогательных институтов МФО (апексные институты, схемы по хеджированию, институтов по защите/страхованию депозитов и т.д.).

2) Анализ существующей среды и разработка концепции создания вспомогательных институтов.

3) Подготовка концепции и технико-экономического обоснования по созданию апексного фонда для привлечения стратегического партнера в лице международных финансовых институтов или социальных инвесторов.

4) Разработка нормативных правовых актов и внесение изменений и дополнений в нормативно правовые документы, касающееся создания, деятельности и регулирования деятельности апексных институтов

- Заключение о необходимости создания законодательной основы для развития вспомогательных институтов МФО.

- Создан и функционирует апексный институт с функцией аккумулирования и перераспределения внешних и внутренних ресурсов между МФО, разработаны регулятивные и надзорные требования к деятельности апексного МФО

2018-2021 гг.

1), 2) и 4) НБКР, АМФО.

 

3) АМФО, МФО

4.2

Укрепление потенциала НФКО

1) Рассмотрение способов и методов повышения потенциала НФКО.

2) Внесение изменений в НПА в части ежегодного обучения персонала НФКО

Профессиональный и финансово устойчивый сектор предоставляющий эффективно доступные услуги

2018-2021 гг.

1)АМФО, Ассоциации КС, НФКО.

 

2) НБКР

5

Обеспечение прозрачности рынка микрофинансирования и защиты прав и интересов потребителей микрофинансовых услуг

5.1

Размещение информации об НФКО на международных информационных площадках, проведение внешнего аудита на ежегодной основе

1) Обучение НФКО по использованию международных площадок.

2) Проведение разъяснительной работы среди участников сектора о проведении аудита и публикации аудированной отчетности

Обеспечение прозрачности сектора и подтверждение социального воздействия

2018-2021 гг.

1) и 2) АМФО, Ассоциации КС

5.2

Создание условий для внедрения схемы финансового омбудсмена

1) Изучение международной практики по созданию и осуществлению схемы финансового омбудсмена.

2) Разработка законодательной среды для создания и внедрения схемы финансового омбудсмена

Эффективный механизм по обеспечению защиты прав потребителей финансовых услуг

2018-2021 гг.

1) и 2) НБКР, заинтересованные организации

5.3

Повышение финансовой грамотности заемщиков и участников микрофинансового сектора

1) Разработка процедуры проведения обучения заемщиков, участников по финансовому управлению, управлению долгом, управление бизнес-процессами и т.д.

2) Проведение обучающих семинаров, курсов заемщикам, участником сектора

Повышение доверия населения к сектору НФКО, повышение финансовой грамотности населения

2018-2021 гг.

1) и 2) АМФО, Ассоциации КС, НФКО