Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\e70c5d48-9ca7-4d75-836b-9cb9de0d2544\document.files\image001.jpg

ЖОГОРКУ КЕНЕШ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2018 года № 2662-VI

О докладе Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2017 году

Заслушав в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2017 году, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики постановляет:

1. Принять к сведению доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2017 году.

2. Направить для рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями следующие рекомендации Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики:

1) Правительству Кыргызской Республики:

- усилить контроль за целевым расходованием средств, направленных на решение вопросов водоснабжения населения безопасной питьевой водой, а также при приемке выполненных работ по строительству, ремонту и реконструкции систем водоснабжения;

- принять меры по вовлечению гражданского сообщества в процесс контроля на местах за целевым расходованием финансовых средств, направляемых для решения вопросов водоснабжения населения безопасной питьевой водой;

- рассмотреть вопрос о снижении ставок бонуса права пользования недрами с целью отбора (извлечения из недр) подземных вод, установленных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года № 736;

- рассмотреть вопрос о включении в образовательные программы уроков по рациональному использованию водных ресурсов;

- при определении и разработке направлений Комплексной программы по повышению качества жизни пожилых граждан до 2027 года брать за основу рекомендации международного Мадридского плана по проблемам старения, рекомендации Международной организации труда № 162, касающиеся трудовых прав пожилых работников, а также рекомендации ВОЗ, указанные в докладе "Старение и здоровье";

- рассмотреть вопрос о подготовке проекта закона о ратификации Конвенции о правах инвалидов и возможность изыскания финансовых средств для поэтапного исполнения требований Конвенции;

- рассмотреть вопрос об установлении выплаты компенсации за труд родителям (иным лицам), осуществляющим уход за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, и изыскании соответствующих финансовых средств;

- в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Кыргызской Республики "Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом":

утвердить программу государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом;

принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию закона;

- усилить защиту прав мигрантов - граждан Кыргызской Республики вне зависимости от статуса их пребывания в стране трудовой миграции, направленную на защиту их социальных и экономических прав, а также на создание условий для быстрой адаптации и удовлетворения базовых потребностей в период осуществления ими трудовой деятельности;

- разработать проекты двусторонних соглашений с правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и медицинского страхования, где будут предусмотрены механизмы реализации пенсионных прав и медицинского обслуживания наших граждан, временно пребывающих на территориях данных государств;

- рассмотреть вопрос о разработке критериев, на основании которых комиссии по делам детей будут принимать решения об утверждении или отказе в утверждении решений управлений социального развития о даче разрешения законным представителям на отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним; при рассмотрении дел данной категории в каждом случае ставить перед законными представителями и управлениями социального развития вопрос об обязательном оформлении доли на несовершеннолетнего во вновь приобретенном жилье;

- проводить регулярный мониторинг соблюдения прав и свобод человека, в том числе права на свободу мирных собраний;

- обеспечить сотрудников органов внутренних дел защитными средствами - щитами, шлемами, огнезащитной одеждой, пуленепробиваемыми жилетами и пуленепробиваемыми транспортными средствами;

- привести Инструкцию о порядке и размерах возмещения свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым расходов, связанных с их вызовом к лицу, производящему дознание, к следователю, прокурору или в суд, утвержденную постановлением Кабинета министров Республики Кыргызстан от 1 июля 1991 года № 321, в соответствие требованиям действующего законодательства; а также рассмотреть возможность внесения положений, предусматривающих порядок и размеры возмещения сурдопереводчикам расходов, связанных с их вызовом к лицу, производящему дознание, к следователю, прокурору или в суд;

- предусмотреть расходы для обеспечения Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов сурдопереводчиками для осуществления судопроизводства с участием слабослышащих и глухих граждан;

- обеспечить дифференцированное содержание осужденных с различными режимами и видами содержания;

- обеспечить реализацию Программы Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения Кыргызской Республики на 2018-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 марта 2018 года № 119;

2) Верховному суду Кыргызской Республики:

- обобщить судебную практику по вопросам землепользования (в том числе по придомовым земельным участкам многоквартирных жилых домов), в частности касающимся порядка предоставления их в аренду;

- обратить внимание на соблюдение судами Конституции и законов Кыргызской Республики, исключить случаи нарушения прав граждан, выраженные в фактах неоправданной судебной волокиты, а также исключить случаи одностороннего, субъективного подхода при рассмотрении дел судами;

- рассмотреть возможность создания специализированного суда по делам детей, находящихся в конфликте с законом;

- на постоянной основе осуществлять обучение судей по вопросам ювенальной юстиции и обеспечить контроль качества их работы при рассмотрении дел детей, находящихся в конфликте с законом;

- разработать руководство о минимизации содержания подсудимых во время судебного разбирательства за барьером (внутри решеточного ограждения);

- рассмотреть вопрос о создании условий для обеспечения равных прав подсудимого с другими участниками процесса (установить стол за барьером, то есть внутри решеточного ограждения);

- организовывать "круглые столы" судьям по теме соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон;

- дать руководящие разъяснения председателям местных судов о необходимости обеспечения строгого контроля за соблюдением сроков рассмотрения судебных дел;

- дать руководящие разъяснения судьям о необходимости применения штрафов к лицам, не явившимся на судебное разбирательство по вызову суда без уважительных причин;

- провести процедуры инвентаризации зданий судов на предмет обеспечения их доступности для ЛOB3;

- рассмотреть вопрос о применении шрифта Брайля для информирования ЛOB3 в зданиях судов (в том числе назначенных к слушанию судебных дел);

- при ремонте и строительстве зданий судов учитывать возможности доступа в них ЛOB3, в том числе передвигающихся с помощью кресел-колясок, оснащения другими вспомогательными средствами и приспособлениями;

- изучить практику применения судами законодательства о мерах пресечения и дать им соответствующие руководящие разъяснения:

о необходимости обеспечения строгого соблюдения норм законодательства при избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу;

о недопустимости формального подхода к разрешению соответствующих ходатайств, так как заключение под стражу обвиняемых лиц является самой строгой мерой пресечения, ограничивающей права, свободу и личную неприкосновенность человека и гражданина;

о необходимости проведения анализа причин и условий, влекущих отложение судебных разбирательств;

3) Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики:

- усилить надзор за деятельностью комиссий по делам детей;

- усилить надзор за деятельностью Инспекции по делам несовершеннолетних в части обоснованности и законности постановки и снятия несовершеннолетних с профилактического учета Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;

- усилить работу по обеспечению явки потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;

- проводить постоянный анализ случаев, когда по вине работников органов прокуратуры не была обеспечена явка потерпевшего, свидетеля и других участников судебного процесса, с применением к виновным соответствующих дисциплинарных взысканий;

- усилить надзор за исполнением законодательства по соблюдению прав ЛОВЗ (установка пандусов, перил, лифтов или других приспособлений), а также контроль над соблюдением требований СНиПов, обеспечивающих потребности ЛOB3;

4) Министерству здравоохранения Кыргызской Республики:

- совместно с Министерством труда и социального развития Кыргызской Республики:

провести работу по предотвращению отказов в назначении диагностических исследований пожилым людям, провести анализ предоставляемого им лечения, разработать актуальный клинический протокол по вопросам специфики лечения и реабилитации этой категории граждан;

на уровне центров семейной медицины, фельдшерских пунктов ввести распространение информации о процессах и условиях здорового старения, создать соответствующие информационные материалы для населения;

- в приоритетном порядке выделить средства для капитального ремонта здания Республиканской детской психиатрической больницы (село Ивановка Чуйской области);

- обеспечить Республиканскую детскую психиатрическую больницу (село Ивановка Чуйской области) дополнительными штатами детских врачей-психиатров;

- рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств для капитального ремонта отделений Республиканского центра психического здоровья города Бишкек;

- обеспечить контроль за санитарно-гигиеническими условиями и питанием в психиатрических учреждениях;

- рассмотреть вопрос о создании на базе Республиканского центра психического здоровья города Бишкек и в других регионах отделений для лечения детей от 14 до 16 лет, страдающих психическими заболеваниями;

5) Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики:

- разработать и ввести в практику программы подготовки пожилых людей к выходу на пенсию, позволяющие планировать этот выход. В частности, создать информационный онлайн ресурс для пожилых людей, предоставляющий следующие сведения:

правовую информацию, включая сведения о добровольности выхода на пенсию, гарантиях пенсионного обеспечения, возможности получения ежемесячного социального пособия;

о платных и бесплатных социальных услугах, доступных учреждениях, включая стационарные и полустационарные (с указанием конкретного адреса учреждения и конкретного содержания каждой услуги, условий их предоставления, процедур подачи жалобы на некачественно предоставленную услугу, контактных данных соответствующих учреждений и организаций, доступных на местах);

о различных возможностях трудоустройства для желающих продолжать трудовую деятельность в региональном разрезе;

о клубах для пожилых людей или услугах, которые могут представлять интерес для организации их свободного времени (по регионам);

о возможностях обучения, непрерывности образования и перспективах в этой сфере;

о процессах и условиях здорового старения;

о любых других формах поддержки пожилых людей, доступных в стране;

- ввести дополнительные платные услуги стационарного, дневного пребывания и ухода на дому для пожилых людей, не сужая спектра возможностей получения бесплатных социальных услуг для пожилых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- разработать спектр мер последовательного улучшения условий работы социальных работников, а также усовершенствовать механизм их аттестации;

- ввести в содержание курсов повышения квалификации социальных работников вопросы геронтологии;

- рассмотреть вопрос экономического стимулирования работодателя льготными условиями налоговых выплат для приема на работу ЛOB3;

- рассмотреть вопрос о компенсации государством затрат работодателя на оборудование рабочих мест для ЛОВЗ;

- разработать систему повышения уровня информированности населения по укреплению и развитию института семьи;

- усилить развитие услуг приемной семьи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обязать всех руководителей учреждений (любой формы собственности), где содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в обеспечении жильем, совместно с руководителями отделов по поддержке семьи и детей ставить их на учет с правом внеочередного получения жилья (земельного участка). В органах МСУ и местных государственных администрациях проводить планомерную работу в данном направлении до достижения соответствующего результата;

- провести анализ причин и условий, способствующих побегу детей из интернатных учреждений, а также принять меры по их устранению и привлечь к ответственности лиц, виновных в возникновении подобных фактов;

- организовать межведомственное взаимодействие с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики для решения вопроса о переводе детей с хроническими психическими заболеваниями в специализированные социальные учреждения;

- решить вопрос о строительстве банного комплекса и столовой в Токмокском смешанном психоневрологическом социально-стационарном учреждении № 2;

6) Министерству образования и науки Кыргызской Республики:

- предусмотреть оснащение общеобразовательных организаций приспособлениями и оборудованием для детей с ОВЗ (в частности, пандусами, лифтами, специальными местами в классах, специальными кабинками в общественных туалетах и т.д.);

- рассмотреть возможность предоставления специалиста (либо родителя) для сопровождения ребенка в общеобразовательных организациях на определенный срок (для адаптации в новой для ребенка ситуации);

- обеспечить получение образования детьми независимо от религиозных и иных убеждений, исповедуемых в их семьях;

- принять меры по искоренению практики поборов в школьные фонды;

- подготовить и внести соответствующие предложения на законодательном уровне, по запрещению создания общественных фондов при общеобразовательных организациях;

- усилить мониторинг учета детей с ОВЗ, не посещающих школы;

- разработать методы взаимодействия между комиссией по делам детей, медико-социально-экспертной комиссией и психолого-медико-педагогической комиссией, работа которых направлена на устранение препятствий в получении детьми с ОВЗ образования по программе инклюзивного образования;

- совместно с Государственной службой исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики создать условия и обеспечить непрерывность обучения для получения среднего образования всем детям, находящимся в СИЗО;

- рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание школ должности школьного психолога;

7) Министерству иностранных дел Кыргызской Республики:

- для повышения уровня доступности консульских услуг и правовой помощи гражданам Кыргызской Республики усилить практику расширения консульских представительств в Российской Федерации;

- усилить меры по оказанию правовой помощи лицам, содержащимся под стражей, в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях и Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой;

- обеспечить полное и качественное информирование на кыргызском и русском языках граждан Кыргызской Республики об услугах и правовой помощи, регламенте их предоставления консульским отделом посольства Кыргызской Республики в Москве;

8) Министерству внутренних дел Кыргызской Республики:

- своевременно оповещать родственников (близких и иных лиц) задержанных и находящихся под стражей детей;

- во всех ИВС исключить случаи совместного содержания совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, а также возможность их физического и/или морально-психологического контактирования;

- обеспечить неукоснительное соблюдение сотрудниками органов внутренних дел законов и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, устанавливающих гарантии соблюдения права на мирные собрания, тщательное расследование всех фактов нарушений и неотвратимость наказания независимо от должности и заслуг;

- обеспечить работу Главного управления общественной безопасности Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в строгом соответствии с конституционными нормами, гарантирующими право на свободу мирных собраний, независимо от характера оперативных и иных задач, а также обеспечить тщательное расследование всех фактов нарушений;

- повысить правовое просвещение сотрудников органов внутренних дел по соблюдению прав и свобод человека;

- исключить случаи субъективного отношения со стороны руководства к рядовым сотрудникам органов внутренних дел (незаконное увольнение и т.д.);

- обеспечить питьевой водой, душевыми и санитарными узлами ИВС ОВД Тонского, Джеты-Огузского и Тюпского районов Иссык-Кульской области для улучшения условий содержания лиц, находящихся под стражей;

9) Государственной службе исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики:

- обеспечить в воспитательной колонии № 14 отдельную звуконепроницаемую комнату для проведения конфиденциальных разговоров по телефонной связи между несовершеннолетними осужденными и операторами службы "Горячая линия 115";

- в штрафном изоляторе, расположенном в СИЗО № 25, провести капитальный ремонт в соответствии с требованиями законодательства;

- рассмотреть вопрос об этапировании осужденных к пожизненному лишению свободы из СИЗО № 25 в колонию особого режима ИК-19 Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики;

- рассмотреть вопрос о переводе осужденных с психическими заболеваниями в Республиканскую психиатрическую больницу в селе Кызыл-Жар для проведения адекватного лечения;

- не допускать фактов превышения предельного лимита содержания заключенных в камерах СИЗО № 25;

10) Государственной судебно-экспертной службе при Правительстве Кыргызской Республики разработать квалификационные требования к экспертам-религиоведам, которые должны будут осуществлять религиоведческую экспертизу;

11) Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Государственная регистрационная служба) обеспечить доступ следователей к электронным базам данных Государственной регистрационной службы, необходимый для обеспечения установления личности задержанных и в целях соблюдения сроков, установленных законом, а также сокращения числа задержанных, содержащихся в ИВС;

12) Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики:

- осуществлять постоянный мониторинг и контроль в строительных фирмах на предмет соблюдения трудового законодательства;

- разработать и осуществлять информационно-просветительские программы с целью повышения уровня информированности населения о праве на труд;

- провести обучение по вопросам права на труд для руководителей частных компаний и организаций в целях предотвращения нарушений трудовых прав граждан;

13) Фонду обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики обеспечить открытый доступ пациентам и их родственникам к своей информации и постановлению о прейскурантах услуг;

14) мэрии города Бишкек:

- неукоснительно соблюдать при рассмотрении вопросов землепользования требования действующего законодательства Кыргызской Республики;

- усилить контроль за деятельностью сотрудников, представляющих законные интересы мэрии Бишкека, а также Управления земельных ресурсов при мэрии Бишкека в судебных инстанциях, а также пресекать случаи необъективного, недобросовестного и предвзятого их отношения к служебным обязанностям;

15) органам местного самоуправления:

- в пределах своей компетенции усилить контроль за функционированием систем питьевого водоснабжения, деятельностью предприятий, эксплуатирующих эти системы, качеством питьевой воды;

- усилить просветительскую работу среди населения по рациональному использованию питьевой воды и обеспечению своевременной платы за ее использование;

- рассматривать пожилых людей как одну из уязвимых и основных целевых групп населения при разработке программ развития населенных пунктов;

- проводить систематическую оценку потребностей пожилых людей на местном уровне, разработать и внедрить в оценку своей работы систему показателей, которые позволяли бы в динамике отслеживать прогресс в улучшении качества жизни пожилых людей и иных уязвимых групп населения (таких как ЛOB3) на местном уровне;

- рассматривать мероприятия, организуемые для пожилых людей, с точки зрения инклюзивного подхода, создающего возможности участия и позитивного взаимодействия людей разных поколений;

- развивать на местном уровне волонтерские инициативы как среди пожилых людей, так и среди молодежи;

- предоставлять информацию об услугах, доступных для пожилых на местном уровне, организовать справочные службы, доступные на официальных вебсайтах и по телефону и представляющие исчерпывающие сведения о правах пожилых, социальных услугах, учреждениях на местном уровне;

16) комиссиям по делам детей:

- при рассмотрении материалов дел в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требовать от управлений социального развития представления плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка;

- при утверждении плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка уделять особое внимание работе школьного психолога с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, в частности с детьми, находящимися в конфликте с законом;

- при утверждении плана индивидуальной работы с семьей и/или индивидуального плана по защите ребенка, размещаемого по решению комиссий по делам детей на шесть месяцев в детские учреждения интернатного типа, в том числе в различные реабилитационные центры, ставить вопрос перед управлениями социального развития о необходимости принятия мер для возвращения ребенка в семью либо, в случае отсутствия такой возможности, - передачи в родственную семью, приемную (фостерную) семью на усыновление (удочерение). Направление управлениями социального развития документов в суд о направлении ребенка в интернатное учреждение по истечении шестимесячного пребывания должно рассматриваться как крайняя мера;

- принимать меры по недопущению со стороны управлений социального развития продления шестимесячного срока пребывания детей в детских учреждениях интернатного типа;

17) специализированным высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам страны развивать исследовательскую деятельность и поддерживать исследования в области старения в Кыргызской Республике;

18) государственным средствам массовой информации:

- пересмотреть свои подходы в подаче информации о пожилых людях, сделать их более сбалансированными, позволяющими видеть не только исключительно существующие физические, социальные и правовые проблемы пожилых людей, но и возможности здоровой и позитивной старости;

- способствовать формированию позитивного восприятия в обществе старости и пожилых людей, их здоровья, возможностей, стремлений, активного образа жизни;

- информировать общественность о процессах и условиях здорового и активного старения;

- при освещении информации учитывать индивидуальные личные особенности и достижения пожилых людей. Рассматривать пожилых людей как личности, не только уже внесшие свой вклад в развитие государства и общества в прошлом, но и продолжающие вносить существенный вклад в настоящее время;

- рассматривать пожилых людей не только в контексте пенсий, пособий, болезней, насилия, но также и в контексте их интересов и достижений в спорте, культуре, образовании.

3. Соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в пункте 2 настоящего постановления, представить в трехмесячный срок в Аппарат Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики информацию по реализации рекомендаций Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, принятых по итогам ежегодного доклада.

4. Акыйкатчы (Омбудсмену) Кыргызской Республики:

в течение 10 дней со дня принятия настоящего постановления рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Омбудсмена Кыргызской Республики за допущенные нарушения части 1 статьи 10 и статьи 14 Закона Кыргызской Республики "О государственном языке Кыргызской Республики", части 1 статьи 164 Закона Кыргызской Республики "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей при внесении в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики специальных докладов Омбудсмена Кыргызской Республики;

провести мониторинг реализации рекомендаций соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, указанными в пункте 2 настоящего постановления, и представить информацию при внесении в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики очередного ежегодного доклада.

 

Торага Жогорку Кенеша

 

Д.Джумабеков