Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                             УТРАТИЛ СИЛУ
         в соответствии с Законом КР от 16 июня 1999 года N 53

г.Бишкек от 17 апреля 1991 года N 416-XII

                      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

                           Об охране природы

       (В редакции Закона РК от 18 декабря 1992 года N 1091-XII,
         Закона КР от 28 июля и 26 сентября 1995 года N 27-I)

          (Введен в действие постановлением Верховного Совета
        Республики Кыргызстан от 17 апреля 1991 года N 417-XII)

         ("Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан"
                         1991 год N 8, cт.242)

    Раздел I.    Общие положения
    Раздел II.   Экономические меры по обеспечению охраны природы
    Раздел III.  Нормативно-техническое и метрологическое обеспечение
                 охраны природы
    Раздел IV.   Государственная экологическая экспертиза
    Раздел V.    Государственный контроль в области охраны природы
    Раздел VI.   Чрезвычайные экологические ситуации
    Раздел VII.  Особо охраняемые природные территории и объекты,
                 охрана атмосферы, климата и озонового слоя земли
    Раздел VIII. Право граждан на благоприятную среду, их участие в
                 охране природы
    Раздел IX.   Образование и воспитание в области охраны природы,
                 научные исследования
    Раздел X.    Разрешение споров в области охраны природы,
                 ответственность за нарушение природоохранного
                 законодательства
    Раздел XI.   Международные отношения в области охраны природы
    

    Все  более  усиливающееся воздействие человеческой деятельности на
природу   и   расширящееся  освоение  природных   ресурсов    вызывают
необходимость  принятия государством мер, направленных на рациональное
природопользование с учетом потребностей как нынешнего, так и  будущих
поколений,     формирование     жизненной    среды,    удовлетворяющей
материальные и духовные потребности человека.
    Настоящий  Закон  предоставляет необходимые  правовые  основы  для
сохранения   условий  природной  и  жизненной  среды  и  рационального
использования природных ресурсов.

                               Раздел I
                            Общие положения

    Статья 1. Законодательство Республики Кыргызстан об охране природы

    Отношения в области охраны природы и  рационального  использования
природных  ресурсов  регулируются настоящим  Законом,  принимаемыми  в
соответствии    с   ним   иными  законодательными  актами   Республики
Кыргызстан  и являются составной и приоритетной частью государственной
политики ведения народного хозяйства республики.

    Статья 2. Объекты природной среды, подлежащие охране

    Охране   от   загрязнения,  повреждения,  истощения,   разрушения,
уничтожения  и иного отрицательного воздействия подлежат  земля  и  ее
почвенный   покров,   недра,   воды,  растительный  и  животный   мир,
атмосферный  воздух, иные природные объекты, комплексы и экологические
системы, а также климат, озоновый слой Земли.

    Статья 3. Основные принципы охраны природы

    Основными принципами охраны природы являются:
    обеспечение  реальных  прав  граждан на  благоприятную  для  жизни
окружающую природную среду;
    приоритет охраны природы над другими видами деятельности;
    платность природопользования;
    сохранение устойчивости и нормального функционирования биосферы  и
ее экологических систем;
    рациональное природопользование с учетом потребностей настоящего и
будущих поколений;
    научно  обоснованное  сочетание  экологических,  экономических   и
социальных интересов общества;
    гласность   при   решении природоохранных задач и тесная  связь  с
общественными организациями и населением;
    сочетание  региональных,  республиканских,  межреспубликанских   и
международных интересов в области охраны природы;
    соблюдение     требований    природоохранного    законодательства,
ответственность за его нарушения.

    Статья 4. Взаимоотношения Республики Кыргызстан с Союзом ССР и
              другими суверенными республиками Союза ССР
                       в области охраны природы

    Взаимоотношения  Республики Кыргызстан  с  Союзом  ССР  и  другими
суверенными   республиками  Союза  ССР  в  области   охраны    природы
регулируются союзным  договором,  особыми  соглашениями  и  договорами
с Союзом ССР и другими суверенными республиками Союза ССР.

    Статья 5. Компетенция Верховного Совета Республики Кыргызстан в
           области регулирования отношений по охране природы

    Верховный  Совет  Республики Кыргызстан определяет природоохранную
политику,    утверждает   основные   направления    охраны    природы,
устанавливает   порядок  взимания,  предельные   размеры   платы    за
пользование  природными ресурсами и льготы по взиманию платежей.

    Статья 6. Компетенция Президента Республики Кыргызстан
                       в области охраны природы

    К  компетенции  Президента  Республики Кыргызстан в области охраны
природы относятся:
    установление режима особого природопользования;
    объявление,   установление  границ  и  режима   зон   чрезвычайной
экологической ситуации или экологического бедствия;
    утверждение  порядка  образования и  использования  фондов  охраны
природы.

    Статья 7. Компетенция Кабинета Министров Республики Кыргызстан
                       в области охраны природы

    Ведению Кабинета Министров Республики Кыргызстан в области  охраны
природы подлежат:
    осуществление  управления, координации и контроля за деятельностью
специально   уполномоченных  государственных   органов    по    охране
природы,    природоохранной   деятельностью   министерств,   ведомств,
объединений, предприятий,  учреждений, организаций вне зависимости  от
форм   собственности   и  способа  ведения  хозяйств   (в   дальнейшем
"предприятия");
    контроль за ведением  мониторинга  и  регулирования  использования
природных ресурсов на территории республики;
    разработка  и внесение на утверждение в Верховный Совет Республики
Кыргызстан   порядка   взимания,   предельных   размеров   платы    за
пользование природным ресурсами и льгот по взиманию платежей;
    организация  разработки  концепций,  утверждение,  финансирование,
реализация   и   контроль   за   осуществлением   республиканских    и
межрегиональных программ и планов по охране природы;
    организация ведения кадастров природных ресурсов;
    утверждение  норм экологической безопасности, лимитов и нормативов
природопользования;
    утверждение  положений  о  государственном  контроле    Республики
Кыргызстан  за охраной природы и государственной экспертизе Республики
Кыргызстан;
    утверждение  положений о специально уполномоченных государственных
органах по охране природы;
    принятие  решений  о приостановлении или прекращении осуществления
ранее    принятых    схем,    программ   развития     и     размещения
производительных сил, мелиорации, химизации и других решений, если  их
осуществление влечет ухудшение состояния природной среды;
    определение   мест   размещения  полигонов  по  обезвреживанию   и
захоронению неутилизируемых токсичных, а также радиоактивных отходов;
    разрешение  споров  по  вопросам охраны  природы,  не  входящим  в
компетенцию    местных    Советов   народных   депутатов,   специально
уполномоченных    государственных   органов   по    охране    природы,
государственного  арбитражи или суда;
    обеспечение экологического образования и воспитания граждан;
    осуществление международного сотрудничества.

    Статья 8. Компетенция местных Советов народных депутатов в области
               регулирования отношений по охране природы

    Ведению местных Советов народных депутатов в области регулирования
отношений по охране природы подлежат:
    осуществление государственного контроля за охраной природы;
    координация деятельности органов управления, предприятий в области
охраны природы;
    планирование   и   финансирование   природоохранных   мероприятий,
изыскательских,    проектных,   научно-исследовательских   и   опытно-
конструкторских работ;
    предоставление   (заключение  договоров,  выдача   и   регистрация
разрешений)  природных ресурсов во владение, пользование  и  аренду  в
соответствии  с  Законами Республики Кыргызстан, а  также  регистрация
договоров на аренду природных ресурсов во вторичное пользование;
    прекращение  права пользования природными ресурсами или их аренды;
    участие  в  организации  и обеспечении материально-техническими  и
финансовыми  средствами  ведения  кадастров  и  устройства  земельных,
водных   и   лесных   ресурсов,   а  также   ресурсов   рекреационных,
растительного и животного мира, недр;
    установление  нормативов  платы  за  природные  ресурсы,  выбросы,
сбросы  загрязняющих веществ и размещение отходов в  природную  среду,
взимание и использование средств от указанных платежей;
    организация  разработки  и  выполнения  региональных  программ  по
охране   окружающей  среды  и  рациональному  использованию  природных
ресурсов;
    регламентация региональных субарендных отношений;
    согласование   мест  размещения  полигонов  по  обезвреживанию   и
захоронению   неутилизируемых токсичных  и  радиоактивных  отходов,  а
также определение мест размещения иных отходов;
    пропаганда  экологических  знаний,  экологическое  образование   и
воспитание;
    решение    других   вопросов   охраны   природы   на   территории,
подведомственной Совету.
    Разграничение  компетенции  местных  Советов  народных   депутатов
различных  уровней в области регулирования отношений по охране природы
определяется законодательством Республики Кыргызстан.
    Местные   Советы  народных  депутатов  несут  ответственность   за
несоблюдение природоохранного законодательства.

    Статья 9. Компетенция специально уполномоченных государственных
                       органов по охране природы

    Компетенция  специально  уполномоченных государственных органов по
охране   природы  определяется  положениями,  утверждаемыми  Кабинетом
Министров Республики Кыргызстан.

    Статья 10. Права и обязанности природопользователей

    Природопользователь имеет право:
    пользоваться природными ресурсами в тех целях, для которых они ему
предоставлены;
    использовать  в  установленном  порядке природные ресурсы для иных
нужд, обеспечивающих достижение основной цели;
    использовать  другие природные свойства ресурсов  без  ущерба  для
окружающей природной среды;
    передавать природные ресурсы во вторичное пользование  в  случаях,
предусмотренных законодательством;
    вводить различные ограничения для иных организаций и лиц;
    требовать возмещения убытков, причиняемых как правомерными, так  и
противоправными   действиями,  кроме случаев,  когда  прекращение  или
изменение права природопользования производится в качестве санкции  за
правонарушение;
    требовать восстановления нарушенных прав.
    Природопользователь обязан:
    рационально  использовать  природные  ресурсы  в  тех  целях,  для
которых они ему предоставлены;
    осуществлять  контроль  за соблюдением законодательства вторичными
природопользователями;
    не нарушать права и законные интересы других природопользователей;
    соблюдать установленные требования и ограничения по использованию,
охране, сбережению, восстановлению природных ресурсов;
    содержать  принадлежащие  ему  на праве собственности или на праве
оперативного  управления строения, сооружения и территории,  связанные
с  использованием природных ресурсов, в состоянии не  наносящем  вреда
окружающей природной среде.
    Законодательством Республики Кыргызстан могут быть  установлены  и
иные права и обязанности природопользователей.

                               Раздел II
           Экономические меры по обеспечению охраны природы

    Статья 11. Экономический механизм охраны природы

    Экономический механизм охраны природы предусматривает:
    экономически  обоснованное  разделение региональных  и  отраслевых
интересов   во   владении,   пользовании  и  распоряжении   природными
ресурсами;
    установление нормативов платы за использование природных ресурсов,
сбросы,  выбросы  загрязняющих  веществ,  физические  и  иные  вредные
воздействия, размещение отходов в окружающей природной среде;
    введение  специальной  системы  налогообложения  за  использование
экологически  вредных технологий и другую опасную для природной  среды
деятельность;
    возмещение  ущерба,  причиненного природной  среде  и   проведение
мероприятий   по  восстановлению нарушенного благоприятного  состояния
природной среды;
    предоставление природопользователям налоговых, кредитных,  ценовых
и   иных   льгот   при   внедрении   ими  безотходных,   малоотходных,
ресурсосберегающих   технологий,  осуществлении   других   эффективных
природоохранных мер;
    материальное   поощрение   трудовых   коллективов   и   работников
предприятий,  а также граждан, добившихся положительных результатов  в
работе  по охране природы;
    антимонопольную политику в природопользовании;
    создание фондов по охране природы;
    экономическую защиту особо охраняемых территорий и объектов.
    Законодательством    Республики  Кыргызстан,   решениями   Советов
народных депутатов могут быть установлены и другие экономические  меры
по охране природы.

    Статья 12. Планирование мероприятий по охране природы

    Мероприятия   по  охране  природы  предусматриваются   в   составе
межреспубликанских,   республиканских,   отраслевых,   территориальных
программ   и  схем   развития   и  размещения  производительных   сил,
районной  планировки, использования природных ресурсов,  в  текущих  и
перспективных    планах    производственно-финансовой     деятельности
предприятий, а также целевыми экологическими программами.
    Планирование природоохранных мероприятий осуществляется с участием
и    под    контролем    местных   Советов     народных     депутатов,
Государственного  комитета Республики Кыргызстан по охране  природы  и
его   органов,  а  также  других  специально  уполномоченных   на   то
государственных органов.

    Статья 13. Финансирование природоохранных мероприятий

    Финансирование мероприятий по охране природы производится за счет:
    местных, республиканского и союзного бюджетов;
    местных и республиканского фонда охраны природы;
    кредитов банка;
    средств  предприятий, добровольных взносов граждан, а также других
источников.

    Статья 14. Фонды охраны природы

    Для финансирования мероприятий по охране природы,  воспроизводству
природных   ресурсов,  восстановлению  потерь   в   природной   среде,
ликвидации  экологических  последствий  аварий, катастроф и возмещения
причиненного  ущерба,  а также для непредвиденных  расходов  создаются
местные,  республиканские, общественные фонды охраны природы  и  фонды
природопользователей.
    Порядок  образования  и  использования  местных и республиканского
фондов охраны природы определяется Президентом Республики Кыргызстан.
    Общественные фонды охраны природы образуются за счет  добровольных
взносов    граждан,  общественных  организаций  и  других  источников.
Порядок  образования  и  использования указанных  фондов  определяется
положениями, утвержденными общественными организациями.
    Фонды  природопользователей  по  охране природы образуются за счет
добровольных    взносов   природопользователей,    а    порядок     их
использования определяется договором между ними.

                              Раздел III
               Нормативно-техническое и метрологическое
                      обеспечение охраны природы

    Статья 15. Нормативно-техническое и метрологическое обеспечение
               охраны и использования природных ресурсов

    В целях охраны и рационального  использования  природных  ресурсов
устанавливается     единая    система    нормативно-технического     и
метрологического    обеспечения,    предусматривающая    экологические
требования,     регулирующие    пределы    допустимого     воздействия
производственной или иной деятельности на окружающую природную среду.
    Система  нормативно-технического  и  метрологического  обеспечения
включает    стандарты,   правила,   положения,   инструкции,    другие
нормативные  документы  по вопросам охраны и  использования  природных
ресурсов, а также экологические нормативы.
    Нормативно-технические  и  метрологические  требования  в  области
охраны   природы  должны  соответствовать  международным   стандартам,
конвенциям  и  соглашениям,  в  которых участвуют  СССР  и  Республика
Кыргызстан, новейшим мировым достижениям науки, техники и технологии в
этой области.
    Нормативно-технические  и  метрологические  требования  по  охране
природы   разрабатываются  и утверждаются в  порядке,  устанавливаемом
Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.

    Статья 16. Экологические требования к размещению, проектированию,
            строительству, реконструкции, вводу в действие,
                эксплуатации и ликвидации предприятий,
                     сооружений и других объектов

    При   размещении,  проектировании,  строительстве,  реконструкции,
расширении      и      техническом     перевооружении     предприятий,
сельскохозяйственных  производств,   сооружений,   военных  и   других
объектов,  вводе  их  в  действие, эксплуатации  и  ликвидации  должны
выполняться      требования      экологической     безопасности      и
предусматриваться возмещение ущерба и мероприятия по охране природы.
    Проекты   хозяйственной  и  иной  деятельности  должны   содержать
материалы по оценке воздействия на природную среду, которая проводится
заказчиком проекта.
    Запрещается  ввод в эксплуатацию объектов, на которых не завершено
выполнение   в   полном   объеме  всех  экологических   требований   и
мероприятий, предусмотренных в проектах на строительство,  расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение этих объектов.

    Статья 17. Экологические требования при обращении с
           радиоактивными и вредными химическими веществами

    Предприятия и граждане обязаны соблюдать экологические  требования
при     производстве,    хранении,    транспортировке,     применении,
обезвреживании  и  захоронении  радиоактивных  и  вредных   химических
веществ,   соблюдать   установленные   нормативы   их   использования,
принимать  меры по предупреждению и ликвидации вредных последствий  их
применения для природной среды.
    Запрещается  ввоз  в  целях  хранения  и  захоронения,  равно  как
хранение  и  захоронение  в  Республике  Кыргызстан  радиоактивных   и
токсичных  неутилизируемых отходов из других  регионов  СССР  и  из-за
рубежа.

    Статья 18. Охрана природы от неконтролируемого и вредного
               химического и биологического воздействия

    Предприятия    обязаны   обеспечивать   экологически    безопасное
производство  (создание),  хранение  (содержание),  акклиматизацию   и
реакклиматизацию,    транспортировку,   использование,    уничтожение,
обезвреживание  и  захоронение микроорганизмов, животных,  растений  и
веществ,   разрабатывать и осуществлять мероприятия по  предотвращению
аварий   и  катастроф,  а  также   по   предупреждению   и  ликвидации
последствий  вредного  химического  и  биологического  воздействия  на
природу.

    Статья 19. Охрана природы от влияния техногенного шума, вибрации
                 и иных вредных физических воздействий

    Местные Советы народных депутатов, предприятия и граждане  обязаны
принимать    необходимые   меры   по   предупреждению   и   устранению
техногенного   шума,   вибрации,    электромагнитных,    радиоактивных
излучений   и  других вредных  физических  воздействий  на  окружающую
среду до установленных нормативов.

    Статья 20. Охрана природы от загрязнения производственными,
                      бытовыми и другими отходами

    Министерства,  ведомства, предприятия и граждане обязаны принимать
эффективные    меры   по   сокращению   образования,   обезвреживанию,
переработке,  утилизации  и  размещению  производственных,  бытовых  и
других отходов.
    Запрещается  самовольное размещение отходов в окружающей природной
среде.
    Запрещается захоронение неутилизируемых  вредных  отходов,  в  том
числе  радиоактивных отходов с высоким уровнем радиации, на территории
и  вблизи  городов и других населенных пунктов, в водных  объектах,  в
курортных,   лечебно-оздоровительных  и  рекреационных  зонах  и  иных
неустановленных местах.

    Статья 21. Соблюдение нормативно-технических и метрологических
                       требований охраны природы

    В  случае  невыполнения  предусмотренных настоящим разделом Закона
нормативно-технических  и  метрологических   требований   по    охране
природы  предприятиями   и гражданами деятельность  их  до  устранения
нарушений может быть приостановлена, ограничена или запрещена местными
Советами  народных  депутатов, природоохранными  органами  в  порядке,
устанавливаемом законодательством Республики Кыргызстан.

                               Раздел IV
               Государственная экологическая экспертиза

    Статья 22. Задачи и порядок проведения государственной
                       экологической экспертизы

    Задачами государственной экологической экспертизы являются:
    определение  экологической  опасности  намечаемой и осуществляемой
хозяйственной  и  иной  деятельности, достаточности  и  обоснованности
предусматриваемых проектом мер по охране природы;
    оценка   соответствия  принимаемых проектных  решений  в  процессе
хозяйственной   и   иной  деятельности  требованиям   природоохранного
законодательства.
    Государственная       экологическая     экспертиза      проводится
государственными  органами  по  охране  природы  на  основе  принципов
законности,  научной  обоснованности, комплексности,  независимости  и
гласности.
    Для участия в проведении государственной экологической  экспертизы
могут   приглашаться  эксперты, в том числе зарубежные,  представители
общественности, науки и техники.
    Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется
в  порядке,  определяемом  положением о государственной  экологической
экспертизе, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.

    Статья 23. Объекты государственной экологической экспертизы

    Государственной экологической экспертизе подлежат:
    проекты   концепций,  основных  направлений  и   схем   размещения
производительных   сил,   схем   использования   природных    ресурсов
республики,   областей,   города,  районов   и   отраслей    народного
хозяйства,   государственных планов,  программ,  другая  предплановая,
предпроектная  и  проектная документация по развитию  хозяйственной  и
иной  деятельности   (технико-экономические   обоснования,   расчеты),
проекты   строительства   (реконструкции,   расширения,   технического
перевооружения)  и   ликвидации   народнохозяйственных    предприятий,
объектов    и   комплексов,  в  том  числе  совместных  с  инофирмами,
размещаемых на территории Республики Кыргызстан;
    проекты   инструктивно-методических,   нормативно-технических    и
нормативно-правовых документов, регламентирующих природопользование  и
хозяйственную деятельность;
    документация по созданию новой техники, технологии,  материалов  и
веществ, в том числе закупаемая за рубежом, и иная документация;
    продукция, производимая в республике и ввозимая в нее;
    экологическое состояние отдельных регионов, мест и объектов.

    Статья 24. Заключение государственной экологической экспертизы

    Заключение  государственной  экологической  экспертизы должно быть
рассмотрено   органом,  принимающим  хозяйственное  решение   до   его
реализации.
    Финансирование   реализации   проектов  всех  видов  хозяйственной
деятельности  открывается заказчику только при наличии  положительного
заключения    государственной   экологической  экспертизы.  Реализация
проекта,  подлежащего  государственной экологической  экспертизе,  без
положительного заключения экспертизы запрещается.

                               Раздел V
           Государственный контроль в области охраны природы

    Статья 25. Задачи государственного контроля в области охраны
                                природы

    Задачи государственного контроля в области охраны природы  состоят
в    обеспечении   соблюдения  всеми  министерствами  и   ведомствами,
предприятиями,   а   также   гражданами  требований   природоохранного
законодательства.

    Статья 26. Органы, осуществляющие государственный контроль
                       в области охраны природы

    Государственный  контроль  в области охраны природы осуществляется
Советами     народных     депутатов,    специально     уполномоченными
государственными   органами  по  охране  природы  в   соответствии   с
Положением  о  государственном  контроле за охраной природы Республики
Кыргызстан, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.
    Решения органов государственного контроля Республики Кыргызстан по
охране природы подлежат исполнению в обязательном порядке.
    Советы  народных  депутатов  и государственные  органы  по  охране
природы   Республики  Кыргызстан  вправе  получать  бесплатно  и   без
ограничений  от  министерств,  ведомств,  предприятий  и  граждан  всю
информацию,  включая  и данные о результатах исследований,  об  охране
природы,  природопользовании и состоянии природной среды.

    Статья 27. Мониторинг окружающей природной среды

    Составной   частью  государственного контроля за  охраной  природы
является мониторинг окружающей природной среды.
    Структура,  содержание  и  порядок осуществления  государственного
мониторинга устанавливаются Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.

    Статья 28. Ответственность органов по охране природы

    Органы  по  охране  природы и их должностные лица  за  принимаемые
решения   несут  ответственность  в соответствии  с  законодательством
Республики Кыргызстан.

                               Раздел VI
                  Чрезвычайные экологические ситуации

    Статья 29. Предупреждение аварий и ликвидация их вредных
                       экологических последствий

    При проектировании, эксплуатации и ликвидации хозяйственных и иных
объектов  разрабатываются  и  осуществляются  меры  по  предотвращению
аварий и устранению их вредных экологических последствий.
    В  случае аварий, чрезвычайной экологической ситуации, предприятия
обязаны  немедленно  приступить  к ее  ликвидации  в  соответствии  со
своими  планами  действий  в  чрезвычайных экологических  ситуациях  и
оповестить  государственные  органы  и  население  в  соответствии   с
утвержденной в  установленном порядке схемой.

    Статья 30. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и
                        экологического бедствия

    Зоны   чрезвычайной  экологической  ситуации  или   экологического
бедствия, их границы и режим объявляются Указом Президента  Республики
Кыргызстан,   а  в  отдельных  случаях  Указом  Президента   СССР   по
представлению республики.
    Финансирование     мероприятий    по    ликвидации    чрезвычайной
экологической  ситуации или экологического бедствия осуществляется  за
счет   средств  предприятий,  виновных  в  возникновении  чрезвычайной
ситуации,  а также за счет целевых средств местного, республиканского,
союзного  бюджетов  и фондов охраны природы и других источников.

                              Раздел VII
           Особо охраняемые природные территории и объекты,
           охрана атмосферы, климата и озонового слоя земли

    Статья 31. Природные территории и объекты, подлежащие особой
                                охране

    К   особо  охраняемым  природным территориям и объектам  относятся
биосферные    и   другие   государственные   заповедники,   резерваты,
национальные,  историко-природные  и  мемориальные  парки,  заказники,
памятники   природы, ботанические и зоологические сады,  дендрарии,  а
также  животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в  Красную
книгу  Международного союза охраны природы, Красную  книгу  Республики
Кыргызстан.  Решениями  местных   Советов  народных  депутатов   могут
предусматриваться   и   иные  категории  особо  охраняемых   природных
территорий и объектов.
    Порядок   отнесения  природных  территорий  и  объектов  к   особо
охраняемым   и  их  режим  определяются  законодательством  Республики
Кыргызстан.
    Порядок ведения Красной книги Республики  Кыргызстан  определяется
Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.

    Статья 32. Охрана атмосферы, климата и озонового слоя Земли

    Охрана  атмосферы,  климата и озонового слоя Земли от экологически
опасных изменений обеспечивается:
    организацией сети наблюдения, учета и контроля изменения состояния
химического  состава  атмосферы, климата и озонового  слоя  Земли  под
влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
    установлением   и  соблюдением  нормативов  предельно   допустимых
выбросов,  сбросов  вредных веществ, физических и  иных   воздействий,
влияющих  на   состояние  химического  состава  атмосферы,  климата  и
озонового слоя Земли;
    сокращением и полным прекращением производства и  использования  в
народном  хозяйстве  и  быту химических веществ, разрушающих  озоновый
слой Земли;
    сокращением выбросов газов, вызывающих парниковый эффект;
    установлением  мер  ответственности  за  нарушение  требований  по
охране атмосферы, климата и озонового слоя Земли.
    Перечень   химических  веществ  и  отходов  производства,   вредно
воздействующих   на   состояние  атмосферы,  озонового   слоя   Земли,
утверждается Кабинетом Министров Республики Кыргызстан.

                              Раздел VIII
                 Право граждан на благоприятную среду,
                      их участие в охране природы

    Статья 33. Право граждан на благоприятную для жизни природную
                                 среду

    Каждый  гражданин имеет право на благоприятную  для  его  жизни  и
здоровья будущих поколений природную среду.
    Это право обеспечивается:
    проведением    государственных   мероприятий    по    поддержанию,
восстановлению и улучшению состояния природной среды;
    обязанностью   министерств,   ведомств,  предприятий   и   граждан
соблюдать  природоохранное законодательство, осуществлять технические,
технологические  и  другие  меры  по  предотвращению    отрицательного
воздействия  хозяйственной  и иной деятельности  на  природную  среду,
строго  выполнять  требования  по охране  природы  при   планировании,
размещении   производительных   сил,   строительстве,  эксплуатации  и
ликвидации народнохозяйственных и иных объектов;
    осуществлением    государственного   контроля    за    соблюдением
законодательства по охране природы;
    участием   общественных организаций и граждан  в  деятельности  по
охране природы;
    установлением мер ответственности  за  нарушения  природоохранного
законодательства;
    возмещением  в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью
и имуществу граждан вредным воздействием загрязненной природной среды;
    получением  информации о состоянии окружающей  природной  среды  и
намечаемых к осуществлению проектов;
    предоставлением    государством   населению   бесплатно    средств
индивидуальной и коллективной защиты, средств контроля  за  состоянием
окружающей  среды и состоянием средств жизнеобеспечения (в  том  числе
продуктов  питания) в чрезвычайных экологических ситуациях.

    Статья 34. Права и обязанности граждан в области охраны природы

    Граждане имеют право:
    находиться   на  природе, пользоваться ее  дарами,  если  этим  не
наносится  ущерб  природе и природопользователю. На  особо  охраняемых
природных  территориях  и  объектах с особым режимом  указанное  право
регулируется положениями об этих территориях и объектах;
    принимать  участие  в обсуждении проектов законодательных  и  иных
актов  в  области  охраны  природы, решений,  затрагивающих  состояние
окружающей   природной среды, и проведении общественной  экологической
экспертизы;
    участвовать   в  осуществлении  мер  по  охране  природы,   своими
средствами и трудом способствовать сбережению и приумножению природных
богатств;
    объединяться в общественные организации по охране природы;
    на экологическое образование и воспитание;
    обращаться  с  письмами,  жалобами, заявлениями и предложениями по
вопросам охраны природы;
    требовать и своевременно получать полную и достоверную  информацию
о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
    предъявлять  в  суде  иски к предприятиям и гражданам о возмещении
ущерба,   причиненного   их   здоровью  и   имуществу   в   результате
неблагоприятного воздействия на природную среду.
    Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства и соблюдать
требования природоохранного законодательства.
    Порядок осуществления прав и обязанностей граждан в области охраны
природы устанавливается законодательством Республики Кыргызстан.

    Статья 35. Правомочия общественных организаций

    Общественные организации и объединения имеют право:
    разрабатывать природоохранные программы и  пропагандировать  их  в
средствах  массовой  информации, привлекать  на  добровольных  началах
граждан к активной природоохранной деятельности;
    выполнять  за счет своих средств и добровольного трудового участия
членов  общественных  организаций работы по охране  и  воспроизводству
природных   ресурсов,   сохранению  и   улучшению   природной   среды,
участвовать  в проводимых государственными органами по охране  природы
проверках выполнения предприятиями и гражданами природоохранных планов
и   мероприятий   и  ставить  вопрос  о  проведении   таких   проверок
уполномоченными  государственными  органами,  создавать   общественные
фонды  по  охране  окружающей природной среды и использовать  средства
этих  фондов  на  осуществление природоохранных мероприятий;
    ставить   вопрос   о   проведении  государственной   экологической
экспертизы решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов,
об  ограничении,   приостановлении,  прекращении  (перепрофилировании)
их деятельности и принимать участие в работе экспертных групп, а также
проводить   независимую   экологическую  экспертизу   с   привлечением
специалистов, в том числе зарубежных;
    получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии
природной    среды,    источниках   ее   загрязнения,   об    основных
направлениях, программах и мероприятиях по охране природы;
    предъявлять в суде или арбитраже иски о возмещении ущерба природе,
здоровью,  имуществу  граждан  и имуществу  общественных  организаций,
причиненного нарушением природоохранного законодательства.
    Природоохранная деятельность общественных организаций проводится в
соответствии с их уставами и действующим законодательством.

    Статья 36. Гарантии прав граждан и общественных организаций
                       в области охраны природы

    Государство  гарантирует  гражданам  и  общественным организациям,
осуществляющим  деятельность  в области  охраны  природы,   реализацию
предоставленных им прав действующим природоохранным законодательством.
    Советы   народных  депутатов,  государственные  органы  по  охране
природы  и  другие государственные органы обязаны оказывать  всемерное
содействие  гражданам и общественным организациям в осуществлении  ими
природоохранной  деятельности, учитывать их предложения  по  улучшению
состояния  природной  среды  и рациональному  использованию  природных
ресурсов,  привлекать граждан и общественные организации к  участию  в
решении  вопросов охраны природы.

                               Раздел IX
          Образование и воспитание в области охраны природы,
                         научные исследования

    Статья 37. Образование и воспитание в области охраны природы

    В    целях    повышения   экологической   культуры   общества    и
профессиональной   подготовки  специалистов  обеспечивается   всеобщее
комплексное  образование   и   воспитание в  области  охраны  природы,
охватывающее   дошкольное,   школьное   образование   и    воспитание,
профессиональную  подготовку  специалистов  в  средних  специальных  и
высших учебных заведениях, повышение их квалификации.
    Во   всех   средних  специальных  и  высших  учебных   заведениях,
независимо    от   их   профиля,    предусматривается     обязательное
преподавание  основ знаний по охране природы.
    Руководители министерств и ведомств, предприятий, иные должностные
лица  и  специалисты, связанные с эксплуатацией объектов,  оказывающих
отрицательное  влияние на окружающую среду, обязаны иметь  необходимые
знания по охране природы.
    Органы    охраны    природы,   народного    образования,    другие
государственные    органы   и   общественные   организации,   средства
массовой  информации распространяют знания об охране природы  и  ведут
пропаганду  природоохранного законодательства.

    Статья 38. Научные исследования в области охраны природы

    Фундаментальные  и  прикладные  научно-исследовательские работы по
направлениям,  обеспечивающим  научно обоснованную  охрану  природы  и
природопользование, являются приоритетными.
    В    целях   научного   обеспечения  охраны   природы   проводятся
исследования, направленные:
    на разработку научных основ природоохранной политики  государства,
создание   прогрессивных  малоотходных и  безотходных  технологических
процессов    и   современных   технических   средств,   обеспечивающих
экологическую      безопасность      промышленных,       транспортных,
сельскохозяйственных и иных предприятий, сооружений и объектов при  их
эксплуатации;
    на    обеспечение    экономически   эффективного,   рационального,
ресурсосберегающего природопользования;
    на  создание  средств  и  систем мониторинга  состояния  природной
среды,     управления   производством,   безаварийной   и   безопасной
эксплуатации и оборудования;
    на   определение  допустимой  нагрузки  на  природу  и    изучение
процессов,   происходящих   в  природной   среде,   под   воздействием
хозяйственной деятельности человека;
    на   разработку  способов предотвращения,  снижения  и  ликвидации
последствий вредных воздействий на природную среду;
    на восстановление необходимых качеств природной среды;
    на    разработку   природоохранных  нормативов  и  природоохранной
нормативно-технической документации.

                               Раздел X
              Разрешение споров в области охраны природы,
    ответственность за нарушение природоохранного законодательства

    Статья 39. Порядок разрешения споров в области охраны природы

    Споры  по вопросам охраны природы и имущественные споры, связанные
с    нарушением   природоохранного    законодательства,    разрешаются
местными   Советами  народных  депутатов,  специально  уполномоченными
государственными    органами   по  охране   природы,   государственным
арбитражем  или  судом  в  соответствии с их компетенцией.  Споры,  не
входящие    в    их   компетенцию,  разрешаются  Кабинетом   Министров
Республики Кыргызстан.
    Споры предприятий Республики Кыргызстан по вопросам охраны природы
с    предприятиями    другой    союзной   республики   рассматриваются
комиссией,   образуемой  на  паритетных  началах   из   представителей
заинтересованных союзных республик. В случае, если комиссия не  пришла
к   согласованному  решению,  споры  по  указанным  вопросам  подлежат
рассмотрению в порядке, устанавливаемом Союзным договором.

    Статья 40. Ответственность за нарушение природоохранного
                           законодательства

    Дисциплинарную,   гражданскую,   административную   и    уголовную
ответственность   в   соответствии  с   законодательством   Республики
Кыргызстан несут лица, виновные:
    в нарушении требований стандартов, положений, правил, инструкций и
иных нормативно-технических документов по охране природы;
    в    невыполнении    требований   государственной    экологической
экспертизы;
    в нарушении экологических требований при планировании, размещении,
проектировании,  строительстве,  реконструкции,  вводе   в   действие,
эксплуатации   и   ликвидации  предприятий,  сооружений,   передвижных
средств,  иных объектов;
    в  выбросе,  сбросе  загрязняющих веществ в  окружающую  природную
среду,  размещении  отходов, вредном физическом и ином воздействии  на
природную  среду  без  разрешения  если  получение  такого  разрешения
предусмотрено законодательством;
    в пользовании природными ресурсами  сверх  установленных  лимитов,
без разрешения или после истечения установленных сроков разрешения;
    в   сверхнормативном   загрязнении, выбросе,  сбросе  загрязняющих
веществ  в  окружающую  природную среду,  физическом  и  ином  вредном
воздействии на нее;
    в  непринятии мер к ликвидации последствий вредного воздействия на
природную среду;
    в  неиспользовании  или  нарушении правил эксплуатации сооружений,
оборудования, приборов и аппаратуры природоохранного назначения;
    в задержке строительства объектов природоохранного назначения;
    в невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный
контроль за охраной природы;
    в  ликвидации природоохранных сооружений и объектов без разрешения
государственных органов по охране природы;
    в    нарушении    природоохранных   требований   при     хранении,
транспортировке,      использовании,    обезвреживании,     размещении
производственных, бытовых и иных видов отходов;
    в    нарушении   экологических   требований   при   обращении    с
радиоактивными и вредными химическими веществами;
    в  отказе  от  предоставления своевременной, полной и  достоверной
информации  или  предоставлении  искаженной  информации  о   состоянии
окружающей   среды  и  использовании  природных ресурсов, а  также  об
источниках  загрязнения,  в  сокрытии фактов  и  данных  о  размещении
отходов,    производственных   сверхнормативных   сбросах,    выбросах
загрязняющих  веществ  и  других нарушениях с  вредными  экологическим
последствиями.
    Законодательством  Республики Кыргызстан  может  быть  установлена
ответственность  и  за  нарушения других  требований  природоохранного
законодательства.
    Ответственность    за   указанные  правонарушения   не   исключает
ответственность   за   нарушения   земельного,    водного,     лесного
законодательства,  законодательства о недрах, об  охране  атмосферного
воздуха, растительного и животного мира и другого законодательства.
    Предприятия и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный ими в
результате  нарушения  законодательства  об  охране природы в  порядке
и размерах, установленных законодательством Республики Кыргызстан.

                               Раздел XI
           Международные отношения в области охраны природы

    Статья 41. Права и обязанности иностранных юридических и
                 физических лиц и лиц без гражданства

    На  иностранных  юридических и физических лиц,  а  также  лиц  без
гражданства    распространяется    действие   настоящего   и    других
природоохранных  законов, если иное не предусмотрено законодательством
Республики  Кыргызстан.

    Статья 42. Международные договоры в области охраны природы

    Если   международным договором установлены иные  правила  чем  те,
которые  содержатся  в  законодательстве  Республики   Кыргызстан   об
охране  природы,  то применяются правила международного  договора,  за
исключением  случаев,  когда в Республике Кыргызстан  действуют  более
строгие требования.

    Президент Республики Кыргызстан                         А.Акаев