Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                             УТРАТИЛ СИЛУ
         в соответствии с Законом КР от 2 июня 1999 года N 46
                                   
г.Бишкек от 19 апреля 1991 года N 432-XII

                      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

                          О земельной реформе

          (Введен в действие постановлением Верховного Совета
        Республики Кыргызстан от 19 апреля 1991 года N 433-XII)

         ("Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан"
                         1991 год N 8, cт.258)

    Настоящий   Закон  регулирует общественные отношения,  правовые  и
организационные вопросы, связанные с проведением земельной  реформы  в
Республике Кыргызстан.

    Статья 1. Цели и задачи земельной реформы

    Земельная  реформа  осуществляется  в  порядке  землеустройства  и
предусматривает  перераспределение земли в целях создания условий  для
равноправного  развития  различных  форм  хозяйствования   на   земле,
формирования  многоукладной  экономики,  определение размеров платежей
за  землю, рациональное использование и охрану  земель  на  территории
Республики Кыргызстан.
    В  ходе  земельной  реформы  уточняются и устанавливаются в натуре
границы  областей,  города  Бишкека,  районов,  городов,  поселков   и
сельских  населенных  пунктов, производится экономически  обоснованное
предоставление  земельных  участков  юридическим  лицам   в   порядке,
установленном Земельным кодексом Республики Кыргызстан.

    Статья 2. Органы, осуществляющие проведение земельной реформы

    Проведение   земельной  реформы  возлагается  на  местные   Советы
народных  депутатов, Комитет по земельной реформе и землеустройству  с
участием заинтересованных министерств и ведомств.
    На  Комитет  по  земельной  реформе и землеустройству  возлагаются
землеустроительная,  организационная,  контрольная  и  консультативная
функции по проведению земельной реформы.

    Статья 3. Основные направления осуществления земельной реформы

    Земельная реформа предусматривает:
    1)  проведение  инвентаризации всех  земель  республики  по  видам
угодий;
    2)  уточнение  и  установление  в натуре  границ  земель  сельских
населенных пунктов, поселков, городов, районов, областей;
    3) создание специального земельного фонда;
    4) преобразование неэффективно  работающих  колхозов,  совхозов  и
других сельскохозяйственных предприятий;
    5)  предоставление  земель гражданам по основаниям  и  в  порядке,
предусмотренном Земельным кодексом Республики Кыргызстан;
    6) предоставление земель во временное пользование  другим  союзным
республикам;
    7) уточнение площадей межобластного и межрайонного пользования,  а
также перераспределение земель между ними;
    8) инвентаризацию земель, предоставленных для нужд обороны;
    9) предоставление земель в пользование совместным предприятиям,  с
участием   советских  и  иностранных  юридических  лиц,  международным
объединениям, иностранным юридическим лицам и гражданам;
    10)  обоснование  размещения и установления  границ  территорий  с
особыми  природоохранными, оздоровительными, рекреационными, историко-
культурными и заповедными режимами;
    11) переоформление и выдача документов на право владения  и  право
пользования землей;
    12)   ведение   земельно-кадастровой  документации  и   паспортной
системы;
    13)  установление  ставок земельного налога и  арендной  платы  за
землю;
    14)    развитие     научно-исследовательских,     технологических,
проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному  кадастру
и мониторингу земель;
    15)  осуществление  государственного  контроля  за  использованием
земель,   ведением   мониторинга   земель,   земельного   кадастра   и
землеустройства,  организацию  и  проведение  топографо-геодезических,
картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и  других
обследовательских и изыскательских работ.

    Статья 4. Проведение инвентаризации земель

    Инвентаризация   земель  проводится с  целью  уточнения  данных  о
наличии  и  распределении  земельного фонда Республики  Кыргызстан  по
категориям земель, землевладельцам, землепользователям и угодьям.
    Инвентаризации подлежат все категории земель,  предоставленных  во
владение,    аренду    или    другое   пользование    государственным,
кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и  организациям,
независимо  от ведомственной подчиненности, и гражданам, а также земли
городов,  поселков,  сельских населенных пунктов  и  нераспределенного
земельного запаса.

    Статья 5. Уточнение и установление в натуре границ земель сельских
       населенных пунктов, поселков, городов, районов, областей

    Уточнение,  установление или изменение в  натуре  границ  сельских
населенных пунктов, поселков городского типа  и  городов  производится
в случаях:
    1) отсутствия границы населенного пункта;
    2) изменение генерального плана населенного пункта;
    3)   предоставления  дополнительной  земельной  площади  для  нужд
населенного пункта.
    Границы  населенного  пункта  устанавливаются  с  учетом  создания
оптимальных   территориальных  условий  его  развития,   максимального
сохранения  природных  ландшафтов, улучшения условий  жизни  и  отдыха
трудящихся,  создания   возможностей  для  развития  личных  подсобных
хозяйств  граждан,  а также интересов всех смежных  землевладельцев  и
землепользователей.
    На  каждый  населенный  пункт разрабатывается  описание  границ  и
планово-картографический   материал,  которые  утверждаются   местными
Советами   народных  депутатов  в  соответствии  с  их   компетенцией.
Утвержденные  в  установленном  порядке  границы  населенного   пункта
переносятся в  натуру  и обозначаются межевыми знаками.
    Разрабатывается   описание   границ   и   планово-картографический
материал  на  каждый  район  и область. Утвержденные  в  установленном
порядке   границы   районов   и   областей  переносятся  в  натуру   и
обозначаются межевыми знаками.

    Статья 6. Порядок формирования специального земельного фонда

    Специальный     земельный    фонд   формируется   по   результатам
систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых
земель  за  счет  земель всех категорий, используемых не  по  целевому
назначению;    земель,   предоставленных   для   сельскохозяйственного
производства  и   не  использованных в течение одного  года,  а  также
предоставленных для несельскохозяйственных  целей  и не использованных
в   течение   двух   лет;  земель  сельскохозяйственных   предприятий,
фактическая  продуктивность  которых  за  последние  пять   лет   ниже
нормативной, определяемой по кадастровой  оценке; сельскохозяйственных
угодий,  выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли,  и
других земель, право владения и право пользования которыми  прекращено
в  соответствии  с Земельным кодексом  Республики Кыргызстан.
    По    результатам   выявления   неиспользуемых   и   нерационально
используемых    земель   формируется   специальный   земельный   фонд,
разрабатываются  и вносятся на рассмотрение районного Совета  народных
депутатов    предложения   о  возможности   и   условиях   дальнейшего
пользования    всех    или    части   земель   землевладельцами    или
землепользователями,   их   изъятии  в  установленном    порядке   для
предоставления другим землевладельцам и землепользователям, зачислении
в  состав  земель  запаса  для последующего  выделения   во  владение,
аренду    и    иное   пользование,  или  консервации   деградированных
сельскохозяйственных   угодий,   если   иными   способами   невозможно
восстановить  плодородие  почв, обмена в установленном  порядке  более
продуктивных  земель из состава лесного фонда и несельскохозяйственных
предприятий  на  менее  продуктивные из  земель  сельскохозяйственного
назначения и т.п.
    Выявленные неиспользуемые и нерационально используемые участки  до
передачи    их    новым    владельцам  и  пользователям   остаются   в
распоряжении   прежних   землевладельцев   и   землепользователей    и
используются  ими  на   условиях,  установленных  районными   Советами
народных депутатов.

    Статья 7. Порядок преобразования неэффективно работающих колхозов,
          совхозов и других сельскохозяйственных предприятий

    Преобразование неэффективно работающих колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных       предприятий      в      различные      виды
сельскохозяйственных   кооперативов  и   в   ассоциации   крестьянских
хозяйств,  а  также предоставление их земель арендаторам, крестьянским
хозяйствам,    другим    юридическим   лицам    и     гражданам    для
сельскохозяйственного  производства  производится  районным    Советом
народных депутатов с согласия общего собрания членов колхоза, собрания
трудового   коллектива  совхоза  или   другого   сельскохозяйственного
предприятия.
    Порядок  преобразования неэффективно работающих колхозов, совхозов
и  других  сельскохозяйственных предприятий устанавливается  Кабинетом
Министров Республики Кыргызстан.
    Принудительное  расформирование  колхозов,  совхозов   и    других
сельскохозяйственных предприятий не допускается.

    Статья 8. Переоформление документов на право землевладения или
                      землепользования гражданам

    Земельные   участки,   предоставленные   гражданам   для   ведения
крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и
обслуживания   жилого  дома,  дачного  строительства,  садоводства   и
животноводства  и   для  других,  предусмотренных  Земельным  кодексом
Республики  Кыргызстан  целей,  подлежат  в  течение  1991-1995  годов
переоформлению с выдачей  документов, подтверждающих землевладение или
землепользование  в  существующих  границах  и  размерах.   Оформление
документов    на  право  владения  (пользования)  землей  осуществляют
сельские,  поселковые, городские,  районные  Советы народных депутатов
по месту нахождения земельного участка.
    До переоформления земельных участков в течение пяти лет  с  начала
земельной   реформы   сохраняется установленное ранее  право  на  этот
участок.   По  истечении  этого  срока  право  на  земельный   участок
утрачивается.

    Статья 9. Переоформление и выдача документов на право владения и
              право пользования землей юридическим лицам

    Переоформление и выдача юридическим лицам государственных актов на
право  владения  (постоянного пользования) землей и  удостоверений  на
право  временного пользования землей осуществляется местными  Советами
народных    депутатов   и   землеустроительной   службой    за    счет
государственного бюджета.
    До переоформления документов на землевладение или землепользование
в   течение   пяти   лет   с  начала  земельной  реформы   сохраняется
установленное  ранее право на соответствующий земельный  участок.   По
истечении  этого срока право на земельный участок утрачивается.
    Конкретные сроки осуществления работ по  переоформлению  и  выдаче
документов   на   право   владения   и   право   пользования    землей
устанавливаются местными Советами народных депутатов по согласованию с
землеустроительной службой.

    Статья 10. Организация работы по предоставлению земель во
           временное пользование другим союзным республикам

    Местные  Советы народных депутатов, Комитет по земельной реформе и
землеустройству   совместно  с  заинтересованными  в    предоставлении
земель  союзными  республиками уточняют в  натуре  площади  и  границы
испрашиваемых  земель,   их  качество, подготавливают  предложения  по
оформлению   документов  на  право  временного   пользования   землей,
определяют размеры платежей за землю и вносят на рассмотрение Кабинета
Министров  Республики Кыргызстан и заинтересованной союзной республики
проект договора  на  предоставление во временное пользование земель на
возмездной основе.
    После  подписания  обеими республиками договора  о  предоставлении
земель     во     временное   пользование   на    возмездной    основе
землеустроительные   органы   Комитета   по   земельной   реформе    и
землеустройству  производят  отвод  земель  в  натуре  с  обозначением
межевыми   знаками  установленного  образца,  изготовляют  необходимую
документацию, удостоверяющую  право  временного пользования землей,  в
соответствии с Земельным кодексом Республики Кыргызстан, а  ее  выдачу
производят местные Советы народных депутатов.

    Статья 11. Уточнение площадей межрайонного и межобластного
        пользования. Решение вопросов перераспределения земель

    Районные   Советы  народных  депутатов, землеустроительные  органы
Комитета   по   земельной  реформе  и  землеустройству   совместно   с
землевладельцами  и землепользователями уточняют в  натуре  площади  и
границы    земель  межрайонного   и   межобластного  пользования,   их
качество,  подготавливают  предложения по перераспределению  земель  и
размерам платежей за землю  и вносят их на рассмотрение:
    областного  Совета  народных  депутатов,  - в случаях межрайонного
пользования;
    Кабинета   Министров   Республики   Кыргызстан,   -   в    случаях
межобластного пользования.
    После   принятия  решения  о предоставлении  земель  во  временное
пользование    между   районным   Советом   народных    депутатов    и
землепользователем   заключается  договор  на  временное   пользование
землей.  Землеустроительные органы Комитета  по  земельной  реформе  и
землеустройству  производят  отвод  земель  в  натуре  с  обозначением
межевыми  знаками  установленного образца,  изготавливают  необходимую
документацию, удостоверяющую право временного пользования землей.

    Статья 12. Инвентаризация земель, предоставленных для нужд обороны

    Местные  Советы  народных  депутатов,  землеустроительная   служба
Комитета   по   земельной  реформе  и  землеустройству   совместно   с
заинтересованными    сторонами  осуществляют  инвентаризацию   земель,
предоставленных  для  нужд обороны, уточняют  их  размеры,  границы  и
дальнейшее  целевое  использование,  подготавливают   предложения   по
переоформлению  документов  на  право пользования  землей,  определяют
размеры  платежей за землю и вносят на рассмотрение Кабинета Министров
Республики  Кыргызстан,  который   направляет   материалы  с  проектом
договора  на  предоставление  земель на  возмездной  основе  для  нужд
обороны в Верховный Совет  Республики  Кыргызстан.
    После подписания обеими сторонами договора о предоставлении земель
для   нужд  обороны  на  возмездной основе, землеустроительные  органы
Комитета  по  земельной  реформе  и землеустройству  производят  отвод
земель   в  натуре  с  обозначением  межевыми  знаками  установленного
образца, изготавливают  необходимую документацию, удостоверяющую право
пользования землей,  в  соответствии  с Земельным кодексом  Республики
Кыргызстан, а ее выдачу производят местные Советы народных депутатов.

    Статья 13. Организация работы по предоставлению земель во
            временное пользование совместным предприятиям,
                международным объединениям, иностранным
                     юридическим лицам и гражданам

    Выбор   земельного  участка  для  предоставления   в   пользование
совместным    предприятиям   с   участием  советских   и   иностранных
юридических  лиц, международным объединениям, иностранным  юридическим
лицам   и   гражданам  производится   с  участием  этих  лиц  местными
Советами  народных  депутатов,  Государственным  комитетом  по  охране
природы   и    Комитетом   по   земельной  реформе  и  землеустройству
Республики    Кыргызстан,    с    привлечением    землевладельцев    и
землепользователей, у которых намечается изъятие земель.
    Согласованный  проект  отвода земель с решениями  местных  Советов
народных  депутатов  и  проект  договора направляются  на  утверждение
Кабинета Министров Республики Кыргызстан.
    После  принятия Кабинетом Министров решения о предоставлении земли
в    пользование   указанным   в   части   первой   настоящей   статьи
землепользователям, между местным Советом народных депутатов по  месту
нахождения   земельного   участка  и  землепользователем   заключается
договор  на пользование землей. Землеустроительные органы Комитета  по
земельной  реформе  и землеустройству производят отвод земель в натуре
с  обозначением межевыми знаками установленного образца, изготавливают
необходимую документацию, удостоверяющую право пользования землей.

    Статья 14. Обоснование размещения и установления границ территорий
             с особыми природоохранными, оздоровительными,
                 рекреационными, историко-культурными
                        и заповедными режимами

    Формирование  и  размещение территорий с особыми природоохранными,
оздоровительными,     рекреационными,      историко-культурными      и
заповедными   режимами,   установление  их  границ  производятся   при
разработке республиканских и региональных программ, схем использования
и   охраны    земельных  ресурсов,  схем  землеустройства  и  проектов
внутрихозяйственного землеустройства, а при необходимости - в качестве
самостоятельного вида землеустроительных работ.
    В  документах,  удостоверяющих  право владения и право пользования
землей,  в  договорах об аренде земли указываются  границы  территорий
с особыми режимами и обязательные требования по соблюдению режима.
    В  целом  на территорию с особым природоохранным, оздоровительным,
рекреационным,   историко-культурным   и   заповедным   режимами    по
результатам  выполнения  работ  подготавливается  паспорт   охраняемой
территории,  включающий перечень мероприятий, нормативов и  требований
по поддержанию режима и необходимые графические документы.

    Статья 15. Ведение земельно-кадастровой документации и
                          паспортной системы

    Землеустроительная   служба  Комитета  по  земельной   реформе   и
землеустройству  осуществляет ежегодное ведение установленной земельно-
кадастровой документации, систематическое ведение мониторинга  земель,
производит   обследование,  оформление  и  выдачу  землевладельцам   и
землепользователям,  занимающимся сельскохозяйственным  производством,
паспорта   земель. Данные паспорта земель используются для  исчисления
ставок  земельного   налога и арендной платы за  землю,  а  также  для
контроля за изменением почвенного плодородия земель.
    Форму паспорта земель устанавливает Кабинет  Министров  Республики
Кыргызстан.

    Статья 16. Установление ставок земельного налога и арендной
                            платы за землю

    Землевладельцы,  арендаторы  и другие землепользователи облагаются
ежегодным  земельным налогом или арендной платой  в   соответствии   с
Земельным кодексом и другим законодательством Республики Кыргызстан.
    Максимальные    значения   ставок   налогообложения   определяются
Комитетом  по  земельной реформе и землеустройству  в  зависимости  от
качества  и местоположения земельного участка и утверждаются Верховным
Советом Республики Кыргызстан.
    Конкретные   ставки   платы  за землю,  но  не  выше  утвержденных
максимальных   значений,   устанавливают   местные   Советы   народных
депутатов.

    Статья 17. Развитие научно-исследовательских, технологических,
           проектно-изыскательских работ по землеустройству,
               земельному кадастру и мониторингу земель

    Развитие   научно-исследовательских,  технологических,   проектно-
изыскательских  работ  по  землеустройству,  земельному   кадастру   и
мониторингу земель,  необходимых для осуществления земельной  реформы,
проводится  за счет средств республиканского бюджета и возлагается  на
Комитет  по  земельной реформе и землеустройству.
    Комитет   по  земельной  реформе  и  землеустройству  осуществляет
выполнение  необходимых научно-исследовательских работ по  договору  с
научными подразделениями Кыргызского отделения ВАСХНИЛ, Академии  наук
Республики Кыргызстан и другими научными подразделениями республики  и
Союза ССР.

    Статья 18. Осуществление Государственного контроля за
          использованием земель, ведением мониторинга земель,
         земельного кадастра и землеустройства, организация и
         проведение топографо-геодезических, картографических,
          почвенных, агрохимических, геоботанических и других
               обследовательских и изыскательских работ

    Осуществление государственного контроля за использованием  земель,
ведением  мониторинга земель, земельного кадастра  и  землеустройства,
организация   и  проведение топографо-геодезических, картографических,
почвенных,      агрохимических,      геоботанических      и     других
землеустроительных,    обследовательских   и   изыскательских    работ
возлагается   на   землеустроительную  службу  Комитета  по  земельной
реформе    и   землеустройству   и   проводится   за   счет    средств
республиканского бюджета.
    Разработка землеустроительных проектов, связанных  с  устройством,
коренным   улучшением  и охраной земельных участков, может  проводится
по   инициативе  землевладельцев  и  землепользователей  за  их   счет
государственными и другими землеустроительными организациями.

    Статья 19. Создание и организация работы земельных комиссий
                  местных Советов народных депутатов

    Для координации и правового обеспечения работ по земельной реформе
местные   Советы   народных депутатов создают  земельные  комиссии  из
числа  народных  депутатов соответствующего местного  Совета  народных
депутатов.
    Земельные  комиссии  работают  в  тесном взаимодействии с органами
землеустройства    соответствующего   местного     Совета     народных
депутатов,   могут   привлекать   к  своей   работе   заинтересованных
специалистов.

    Статья 20. Земельная комиссия сельского, поселкового, городского
                       Совета народных депутатов

    Земельная  комиссия  сельского,  поселкового,  городского   Совета
народных  депутатов  избирается из числа народных депутатов в  составе
3-5 человек.
    Земельная    комиссия   совместно   с   органами   землеустройства
регистрирует,  обобщает  и анализирует ходатайства  на  предоставление
земель,  разрабатывает   и   вносит  на рассмотрение  соответствующего
Совета  народных  депутатов предложения по  вопросам  распределения  и
использования  земель в границах населенного пункта.

    Статья 21. Земельная комиссия районного Совета народных депутатов

    Земельная  комиссия районного Совета народных депутатов избирается
из числа народных депутатов в составе 5-7 человек.
    Земельная комиссия районного Совета народных депутатов совместно с
районной   землеустроительной   службой   регистрирует,   обобщает   и
анализирует   ходатайства  сельских,  поселковых,  городских   Советов
народных депутатов, граждан, кооперативов, предприятий, учреждений   и
организаций  на предоставление земель, организует работу по  выявлению
неиспользуемых  по  целевому  назначению и нерационально  используемых
земель,  разрабатывает  и  вносит  на  рассмотрение  районного  Совета
народных   депутатов    предложения  по   вопросам   распределения   и
использования земель в границах района.

    Статья 22. Земельная комиссия областного Совета народных депутатов

    Земельная комиссия областного Совета народных депутатов избирается
из числа народных депутатов в составе 5-9 человек.
    Земельная  комиссия областного Совета народных депутатов совместно
с  областной  землеустроительной службой разрабатывает предложения  по
регулированию  земельных отношений межрайонного  значения  в  пределах
границ  области,  контролирует и направляет работу земельных  комиссий
сельских, поселковых, городских и районных Советов народных депутатов.

    Статья 23. Земельная комиссия Бишкекского городского Совета
                          народных депутатов

    Земельная    комиссия  Бишкекского  городского   Совета   народных
депутатов  избирается  из  числа  народных  депутатов  в  составе  5-9
человек.
    Земельная   комиссия   Бишкекского  городского   Совета   народных
депутатов   совместно   с   землеустроительной  службой  регистрирует,
обобщает   и   анализирует   ходатайства  на  предоставление   земель,
разрабатывает  и   вносит   на  рассмотрение   Бишкекского  городского
Совета  народных  депутатов предложения по  вопросам  распределения  и
использования земель в границах города.

    Статья 24. Земельная комиссия Верховного Совета
                         Республики Кыргызстан

    Земельная   комиссия   Верховного  Совета  Республики   Кыргызстан
избирается из числа народных депутатов в составе 7 человек.
    Земельная   комиссия   Верховного  Совета  Республики   Кыргызстан
совместно   с  Комитетом  по  земельной  реформе   и   землеустройству
разрабатывает   предложения  по  регулированию   земельных   отношений
республиканского  и  межобластного  значения,  предоставлению   земель
другим союзным республикам, контролирует и направляет работу земельных
комиссий   областных   и  Бишкекского  городского   Советов   народных
депутатов.

    Статья 25. Этапы проведения земельной реформы

    Земельная   реформа   проводится  поэтапно,   с   учетом   местных
особенностей и по мере готовности материалов инвентаризации земель.
    На  первом  этапе  земельной реформы, в течение  1991-1993  годов,
разрабатываются  нормативные правовые акты по регулированию  земельных
отношений,  создается  специальный  земельный   фонд,   отрабатываются
принципы  платы  за  землю, разрабатываются, утверждаются  и  вводятся
ставки  земельного   налога  и арендной платы за землю,  уточняются  и
устанавливаются  в  натуре  границы  земель  сел,  поселков,  городов,
районов.
    На   первом   этапе   земельной   реформы   осуществляется   также
экономически   обоснованное  преобразование   убыточных   колхозов   и
совхозов.
    На последующих этапах земельной реформы  корректируется  плата  за
землю,  создается и обновляется банк данных по земельному  кадастру  и
мониторингу  земель,  осуществляется оформление  и  ведение  паспортов
земель,   находящихся   во  владении,  аренде  и   ином   пользовании,
обновление  земельно-оценочных и планово-картографических  материалов,
почвенных  и   геоботанических обследований,  прогнозных  и  проектных
документов, контроль за использованием земель, соблюдением  земельного
законодательства и другие землеустроительные работы.

    Президент Республики Кыргызстан                         А.Акаев