Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                             УТРАТИЛ СИЛУ
        в соответствии с Законом КР от 27 июля 1998 года N 113


г.Бишкек от 20 апреля 1991 года N 440-XII

                      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

                         О занятости населения

         (В редакции Законов КР от 8 мая 1993 года N 1235-XII,
        14 января 1994 года N 1424-XII, 21 июля 1997 года N 57)

         (Введен в действие постановлением Верховного Совета
        Республики Кыргызстан от 20 апреля 1991 года N 441-XII)

         ("Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан"
                         1991 год N 8, cт.266)

    Раздел I.   Общие положения
    Раздел II.  Права граждан в области занятости
    Раздел III. Регулирование и организация занятости
    Раздел IV.  Социальные гарантии при потере работы
    Раздел V.   Контроль и ответственность за нарушение Закона
             Республики Кыргызстан "О занятости населения"


     Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организацион-
ные основы занятости населения в условиях рыночной экономики и  равноп-
равия различных форм собственности, а также границ со стороны государс-
тва в реализации права граждан на труд.

                               Раздел I
                            Общие положения

     Статья 1. Занятость граждан

     Занятость -  это  любая,  не противоречащая Конституции Кыргызской
Республики деятельность граждан,  связанная с удовлетворением их личных
и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход.
     Гражданам принадлежит исключительное  право  распоряжаться  своими
способностями к производительному и творческому труду. Добровольная не-
занятость граждан не может служить основанием для их привлечения к  ад-
министративной, уголовной и иной ответственности.
     Государство несет ответственность за осуществление политики содей-
ствия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной
на создание условий для реализации права граждан на труд.
     К занятому населению относятся:
     - граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за
вознаграждение  в течение полного либо неполного рабочего дня (недели),
а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим до-
говором, контрактом,  соглашением, но временно не занятые в связи с бо-
лезнью, отпуском, временной приостановкой производства;
     - граждане,  самостоятельно  обеспечивающие себя работой,  включая
предпринимателей,  лиц,  занятых индивидуальной трудовой деятельностью,
членов производственных кооперативов, фермеров, членов семьи, участвую-
щих в производстве;
     - военнослужащие,  служащие  органов  национальной  безопасности и
внутренних дел;
     - учащиеся общеобразовательных  школ,  профессионально-технических
училищ, средних специальных и высших учебных заведений;
     - работающие граждане других стран, временно пребывающие на терри-
тории республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением де-
ятельности посольств и миссий;
     - работающие на совместных предприятиях,  в международных и иност-
ранных организациях в Кыргызской Республике и за рубежом;
     - занятые в общественных организациях и учреждениях  культа,  дея-
тельность которых не противоречит законодательству Кыргызской Республи-
ки;
     - занятые воспитанием детей,  ведением домашнего хозяйства, уходом
за больными, инвалидами и престарелыми;
     - избранные,  назначенные  или  утвержденные на оплачиваемую долж-
ность в органы государственной власти и управления;
     - лица, находящиеся в местах лишения свободы;
     - иными видами деятельности, установленными законодательством Кыр-
гызской Республики.

     Статья 2. Условия признания граждан безработными

     Безработными признаются трудоспособные граждане,  которые не имеют
оплачиваемой работы  и  дохода,  зарегистрированные  в  государственной
службе занятости в целях поиска подходящей работы, готовые приступить к
ней и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
     Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-лет-
него возраста,  а также граждане,  которым в соответствии с  пенсионным
законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по
инвалидности III группы.

     Статья 3. Подходящая работа

     Для  граждан, потерявших оплачиваемую занятость, подходящей счита-
ется работа, соответствующая их профессиональной подготовке,  учитываю-
щая  возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспорт-
ную доступность рабочего места (не более одного часа).
     Подходящей не может считаться работа, если:
     - она значительно удалена от постоянного места  жительства  (более
одного часа);
     - оплата за нее более чем на 20 процентов ниже среднего уровня за-
работной  платы по данной специальности (профессии) и в данной местнос-
ти;
     - отказ от нее обоснован другими основаниями, в частности,  личным
или семейным положением.
     Для  лиц, не имеющих специальности, подходящей считается любая, не
требующая квалификации работа. При этом учитывается состояние его  здо-
ровья,  возраст,  трудовой стаж и опыт работы, транспортная доступность
нового рабочего места (не более одного часа).
     По истечении первоначального периода безработицы,  в случае невоз-
можности предоставления гражданину работы по профессии (специальности),
подходящей может считаться работа,  требующая изменения профессии (спе-
циальности) с учетом способностей гражданина,  физических возможностей,
прошлого опыта и доступных для него средств обучения.

     Статья 4. Основные принципы государственной политики в области
               занятости населения

     Государственная политика Кыргызской Республики в области занятости
населения основывается на следующих принципах:
     - обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от ра-
сы, национальности, языка, пола, возраста, отношения к религии, полити-
ческих  убеждений  и  социального положения в реализации прав на добро-
вольный труд и свободный выбор занятости;
     - содействие полной, эффективной занятости и предотвращение безра-
ботицы или нехватки рабочей силы, создание новых рабочих мест и условий
для развития предпринимательства;
     - обеспечение социальной защиты в области занятости;
     - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, особенно
для граждан, нуждающихся в социальной защите;
     - взаимодействие профессиональных союзов, ассоциаций (союзов)  ра-
ботодателей, органов государственного управления в разработке, реализа-
ции и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости;
     - международное сотрудничество по проблемам  занятости  населения,
включая  труд  граждан  Кыргызской  Республики за рубежом и иностранных
граждан в республике.

     Статья 5. Государственные гарантии в области занятости

     Государство гарантирует гражданам,  проживающим в Кыргызской  Рес-
публике:
     а) исключен;
     б) свободу выбора рода занятий и работы;
     в) бесплатное  содействие в подборе  подходящей работы и трудоуст-
ройстве в соответствии с  призванием,  способностями,  профессиональной
подготовкой и образованием;
     г) защиту  от  проявлений  любых  форм дискриминации и обеспечение
всем трудящимся равных возможностей в получении профессии и  работы,  в
выборе формы занятости и труда;
     д) бесплатное обучение безработных новой профессии (специальности)
и повышение квалификации по направлению службы занятости;
     е) компенсацию в  соответствии с действующим законодательством ма-
териальных затрат в связи с направлением на работу в  другую  местность
или на переобучение и переподготовку;
     ж) возможность заключения срочных трудовых договоров и  участие  в
оплачиваемых  общественных работах, организуемых с учетом возрастных  и
иных особенностей граждан.
     Государственные органы обеспечивают публикацию статистических дан-
ных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу,
возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и  переподго-
товки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

     Статья 6. Дополнительные гарантии занятости для  отдельных катего-
               рий населения (Исключена)

     Статья 7. Законодательство о занятости

     Отношения в сфере занятости регулируются настоящим Законом,  зако-
нодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодатель-
ными актами Кыргызской Республики,  а также коллективными  соглашениями
(договорами).
     Законодательство о занятости распространяется также  на  постоянно
проживающих в Кыргызской Республике иностранных граждан и лиц без граж-
данства,  если это не противоречит действующим на ее территории законо-
дательным актам.
     Если международным договором или соглашением, заключенным Кыргызс-
кой Республикой,  установлены  иные правила или нормы,  предусмотренные
настоящим Законом и другими нормативными актами о занятости  Кыргызской
Республики,  то  применяются нормы международных договоров или соглаше-
ний.

     Статья 8. Полномочия Кыргызской Республики (Исключена)

                               Раздел II
                   Права граждан в области занятости

     Статья 9. Права граждан на трудоустройство

     Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого
обращения  к  работодателям, через бесплатное посредничество государст-
венной службы занятости или аналогичных коммерческих предприятий.

     Статья 10. Право граждан на профессиональную подготовку,
                переподготовку и получение консультаций и информаций

     Граждане  имеют право на бесплатную консультацию, профессиональную
ориентацию и бесплатное получение информации в  государственной  службе
занятости  с  целью выбора работы, режима труда, возможности профессио-
нального обучения.
     Безработные граждане имеют право  на  бесплатную  профессиональную
подготовку и переподготовку по направлению государственной службы заня-
тости.

     Статья 11. Право граждан на трудовую и профессиональную
                деятельность за границей

     Каждый гражданин  имеет  право на трудовую и профессиональную дея-
тельность в период временного пребывания за  границей.  Порядок  защиты
прав и интересов таких граждан,  а также условия предоставления им пос-
реднической помощи определяется законодательством Кыргызской  Республи-
ки.

     Статья 12. Право граждан на контрактные формы трудоустройства 
                (Исключена)

     Статья 13. Право  граждан  на  социальную  поддержку в сфере труда
                (Исключена)

     Статья 14. Право обжалования действия государственной службы
                занятости

     Граждане вправе  обжаловать  действия  работников  государственной
службы занятости в вышестоящий по подчиненности орган,  а также в суд в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

                              Раздел III
                 Регулирование и организация занятости

     Статья 15. Регулирование занятости

     В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной заня-
тости населения государство предусматривает:
     - меры финансово-кредитной,  инвестиционной и налоговой  политики,
направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение
мобильности трудящихся,  создание новых технологий,  поощрение создания
малых предприятий,  развития частного предпринимательства и  применения
гибких режимов труда и другие меры,  способствующие сохранению и разви-
тию системы рабочих мест;
     - правовое регулирование,  направленное на сохранение и содействие
занятости на основе обеспечения законных прав и интересов граждан, пре-
доставление  им гарантий,  создания благоприятных условий на производс-
тве, совершенствования законодательства о занятости населения и труде;
     - создание государственной службы занятости и фонда содействия за-
нятости.

     Статья 15-1. Статистическая отчетность о занятости населения

     С  целью объективной оценки состояния рынка рабочей силы и положе-
ния в области занятости населения в Кыргызской Республике  устанавлива-
ется государственная статистическая отчетность.

     Статья 15-2. Лицензирование трудоустройства граждан Кыргызской
                  Республики за границей и иностранных граждан
                  в Кыргызской Республике

     Посредничество  в трудоустройстве граждан Кыргызской Республики за
границей и иностранных граждан в Кыргызской Республике является  правом
государства  и осуществляется управлением по миграции населения при Ми-
нистерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики.
     Другие негосударственные предприятия и организации могут занимать-
ся посредничеством в трудоустройстве граждан Кыргызской  Республики  за
границей и иностранных граждан в Кыргызской Республике только при нали-
чии соответствующих лицензий, выданных Министерством труда и социальной
защиты Кыргызской Республики.
     Порядок  лицензирования  определяется положением, утвержденным Ми-
нистерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики.

     Статья 15-3. Лицензирование деятельности негосударственных
                  организаций содействия занятости населения

     Лицензии на деятельность негосударственных организаций и предприя-
тий по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан выдаются в
установленном порядке областными и республиканскими органами государст-
венной службы занятости.

     Статья 15-4. Государственные программы занятости населения

     Органы государственной службы занятости разрабатывают республикан-
скую  и региональные программы, предусматривающие меры содействия заня-
тости населения в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 16. Добровольное переселение граждан и членов их семей

     На республиканском и  местном  уровнях  осуществляется  содействие
добровольному  переселению граждан и членов их семей с выделением соот-
ветствующих материальных и финансовых средств. Порядок разработки и ре-
ализации этих мер определяется законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 17. Территории приоритетного развития

     Правительство Кыргызской Республики определяет территории  приори-
тетного  развития на определенный период (прежде всего трудоизбыточные,
горные, сельские), где развитие рабочих мест особо поощряется государс-
твом.
     На территории приоритетного  развития  государством  стимулируется
создание новых рабочих мест, предоставляются специальные займы, времен-
ные субсидии, налоговые и другие льготы, способствующие занятости насе-
ления.
     Предприятиям,  учреждениям  и организациям, создающим на указанных
территориях производства,  филиалы  и  рабочие  места,  предоставляются
льготы  по  налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и
на условиях, определяемых законодательством республики.

     Статья 18. Координационные комитеты содействия занятости

     С целью выработки согласованных решений по определению и осуществ-
лению политики занятости на республиканском и местном уровнях создаются
на паритетных началах координационные комитеты содействия занятости  из
представителей  профессиональных союзов, ассоциаций работодателей и го-
сударственных органов, на которые возложена ответственность за проведе-
ние политики занятости.
     Порядок формирования и организация работы координационных  комите-
тов  определяются  представленными  в  них сторонами, а их полномочия и
функции - законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 19. Государственная служба занятости

     Для реализации политики занятости населения и обеспечения  гражда-
нам  соответствующих  гарантий на всей территории Кыргызской Республики
создается государственная служба занятости.
     Деятельность государственной  службы  занятости координируется Ми-
нистерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики. Органы го-
сударственной службы занятости формируются на республиканском,  област-
ном, городском и районном уровнях.
     В системе  государственной  службы  занятости функционируют центры
профессиональной ориентации.
     Государственная служба занятости обязана:
     - анализировать и прогнозировать спрос и  предложения  на  рабочую
силу, информировать о состоянии рынка труда;
     - вести учет свободных рабочих мест  и  граждан,  обращающихся  по
вопросам трудоустройства;
     - консультировать обращающихся в государственную службу  занятости
граждан  и работодателей по вопросам, связанным с обеспечением занятос-
ти;
     - оказывать помощь гражданам в подборе подходящей работы,  работо-
дателям - в подборе необходимых работников;
     - организовывать профессиональное обучение, переобучение и повыше-
ние квалификации граждан в системе государственной службы занятости или
в других заведениях;
     - оказывать услуги населению по профессиональной ориентации;
     - обеспечивать регистрацию безработных и  оказывать  им  помощь  в
пределах своей компетенции, включая выплату пособий;
     - организовывать разработку программ занятости;
     - готовить предложения по  присвоению  отдельным  районам  статуса
"территории  приоритетного  развития",  в которых создание рабочих мест
особо поощряется государством.
     Услуги  гражданам, связанные с обеспечением занятости, оказываются
государственной службой занятости бесплатно.
     Государственная служба занятости имеет право:
     - запрашивать от работодателей информацию о предполагаемых  струк-
турных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может прои-
зойти  высвобождение работников, их количество и категории, которых оно
может коснуться, а также данные о потребности в рабочей силе;
     - создавать комиссии быстрого реагирования при массовом  высвобож-
дении работников с предприятий, организаций и учреждений;
     - направлять на все виды  предприятий,  учреждений  и  организаций
граждан,  обратившихся в государственную службу занятости для трудоуст-
ройства в соответствии с уровнем  их  квалификации  и  профессиональной
подготовки  при наличии там соответствующих свободных рабочих мест (ва-
кантных должностей);
     - направлять в установленном порядке безработных граждан на  опла-
чиваемые общественные работы;
     - распоряжаться в установленном порядке средствами фонда  содейст-
вия занятости;
     - оплачивать  за счет средств фонда содействия занятости стоимость
профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в ка-
честве  безработных,  а  также устанавливать им на весь период обучения
стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;
     - выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработи-
це, приостанавливать или отменять выплату этих пособий.

     Статья 20. Участие предприятий, учреждений, организаций
                в реализации государственной политики занятости

     Предприятия, учреждения,  организации независимо от форм собствен-
ности и хозяйствования, их объединения, государственные органы, а также
индивидуальные предприниматели (работодатели), осуществляющие свою дея-
тельность на территории Кыргызской Республики,  содействуют  проведению
государственной политики занятости на основе:
     - соблюдения условий договоров (соглашений, контрактов), регулиру-
ющих  трудовые  отношения в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики;
     - создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работающих;
     - предоставления  достоверной,  полной  и оперативной информации о
наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест;
     - предоставления своевременной, не менее чем за два  месяца,  и  в
полном  объеме  в  государственную службу занятости и профсоюзный орган
информации о возможных увольнениях работников, числе и  категории  лиц,
которых  оно  может  коснуться, и срок, в течение которого его намечено
осуществить;
     - возмещения расходов граждан при переезде на новое место  работы,
обеспечения жильем в сроки, определенные договором по найму;
     - реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (согла-
шениях, контрактах) по защите граждан в случае безработицы или приоста-
новки производства;  оказания содействия в трудоустройстве,  профессио-
нальной подготовке и предоставления сверх установленной законодательст-
вом дополнительной материальной  помощи  высвобождаемым  работникам  за
счет средств работодателей.
     При приеме  на  работу  гражданина  направленного  государственной
службой  занятости,  работодатель возвращает в пятидневный срок в госу-
дарственную службу занятости направление с указанием дня приема гражда-
нина на работу.
     В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного госу-
дарственной  службой  занятости, работодатель делает отметку о дне явки
гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление
гражданину.
     Работодатели имеют право принимать на работу граждан,  непосредст-
венно  обратившихся  на предприятие, на равных основаниях с гражданами,
имеющими направления государственной службы занятости,  и  получать  от
государственной службы занятости бесплатную информацию о рынке труда.
     Работодатель имеет право обжаловать действия органов государствен-
ной  службы  занятости в вышестоящий орган государственной службы заня-
тости, а также в суд.
     В случае создания работодателями рабочих мест и проведения профес-
сионального обучения и переподготовки, затраты  работодателей  частично
компенсируются  за счет средств фонда содействия занятости и могут быть
установлены льготы по налогообложению прибыли, в предусмотренных  зако-
ном случаях.
     Работодатели выплачивают высвобожденным работникам при расторжении
договора, контракта, соглашения в связи с осуществлением мероприятий по
сокращению численности или штата выходное пособие  в  размере  не  ниже
среднего месячного заработка.

     Статья 21. Участие профессиональных союзов в содействии занятости

     Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной  по-
литики  занятости в соответствии с законодательством Кыргызской Респуб-
лики.
     Профессиональные союзы, органы государственного управления и рабо-
тодатели регулярно проводят совместные консультации по проблемам  заня-
тости населения.
     Права  и  полномочия  профессиональных союзов по защите граждан от
безработицы и ее последствий определяются  действующим  законодательст-
вом,  а  также коллективными договорами и соглашениями на государствен-
ном, региональном и отраслевом уровнях с органами государственного  уп-
равления и объединениями работодателей.

     Статья 22. Фонд содействия занятости

     Фонд содействия занятости является  составной  частью  Социального
фонда  Кыргызской  Республики. В Социальном фонде Кыргызской Республики
сохраняется банковский счет фонда содействия занятости, денежные средс-
тва  которого  не  могут передаваться на другие счета Социального фонда
Кыргызской Республики.
     Фонд содействия занятости используется для финансирования меропри-
ятий  по реализации политики занятости и эффективной деятельности госу-
дарственной службы занятости.
     Фонд содействия занятости образуется за счет:
     - обязательных страховых взносов  работодателей  от  фонда  оплаты
труда;
     - ассигнований из республиканского и местного бюджетов;
     - добровольных взносов предприятий,  организаций, граждан, а также
других поступлений.
     Размеры страховых взносов и  ассигнований  из  республиканского  и
местного  бюджетов, направленные на формирование фонда содействия заня-
тости, ежегодно уточняются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и мес-
тными кенешами при утверждении бюджетов.
     Фонд содействия занятости освобождается от уплаты налогов от дохо-
дов, получаемых от коммерческой деятельности, а также государственных и
таможенных пошлин.
     Средства фонда содействия занятости расходуются на:
     - выплату пособий по безработице, стипендий безработным  и  оплату
периода временной нетрудоспособности безработного;
     - финансирование затрат по профессиональной подготовке,  повышению
квалификации и переподготовке безработных;
     - создание и развитие материальной базы учебных центров по  подго-
товке и переподготовке безработных;
     - создание рабочих мест для безработных граждан, нуждающихся в со-
циальной защите;
     - выделение средств на организацию общественных работ;
     - содержание государственной службы занятости, развитие ее матери-
альной базы;
     - финансирование исследований по проблемам занятости и рынка  тру-
да;
     - финансирование  мероприятий  международного  сотрудничества   по
проблемам занятости и безработицы;
     - создание и содержание центров социальной реабилитации инвалидов,
граждан, освобожденных после отбытия уголовного наказания и  потерявших
трудовые навыки.
     Средства фонда содействия занятости,  не использованные в отчетном
году, изъятию не подлежат и переходят в следующий финансовый год.

     Статья 23. Организация общественных работ

     Местные государственные администрации по предложению и при участии
государственной службы занятости организуют проведение оплачиваемых об-
щественных работ на предприятиях,  в учреждениях, организациях, находя-
щихся в их ведении, и по договорам - на других предприятиях, в учрежде-
ниях, организациях.
     С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключает-
ся договор сроком до двух месяцев с правом его  продления.  Преимущест-
венным правом заключения договоров пользуются безработные,  не получаю-
щие пособий.
     Граждане, занятые  на общественных работах,  получают оплату труда
за фактически выполненные работы, но не ниже увеличенного на 15 процен-
тов пособия по безработице.  На граждан,  занятых на общественных рабо-
тах,  распространяется законодательство о труде и социальном  страхова-
нии.
     Финансирование общественных работ производится работодателями, для
которых выполняются эти работы, а также за счет средств соответствующе-
го местного бюджета, а при необходимости  привлекаются  средства  фонда
содействия занятости.
     Порядок организации и условия проведения общественных работ  опре-
деляются законодательством Кыргызской Республики.

     Статья 24. Профессиональная подготовка, повышение квалификации
                и переподготовка безработных

     Профессиональная подготовка,  повышение квалификации и  переподго-
товка безработных граждан может осуществляться в случае, если:
     - невозможно  подобрать подходящую работу из-за отсутствия у граж-
данина необходимой профессиональной квалификации;
     - необходимо  изменить  квалификацию в связи с отсутствием работы,
отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
     - утрачена способность к выполнению работы  по прежней профессии.
     Профессиональная подготовка,  повышение квалификации и  переподго-
товка  таких  граждан  осуществляется  по  направлениям государственной
службы занятости в учебных центрах этой службы или в иных учебных заве-
дениях по направлениям этой службы за счет средств,  предусмотренных на
эти цели в Государственном фонде содействия занятости.
     Учебные заведения,  осуществляющие профессиональное обучение и пе-
реподготовку  безработных  по договорам с государственной службой заня-
тости,  могут освобождаться от уплаты налогов на прибыль в соответствии
с законодательством Кыргызской Республики.

                               Раздел IV
                 Социальные гарантии при потере работы

     Статья 25. Гарантии материальной поддержки

     Государство гарантирует безработным гражданам:
     - выплату пособия по безработице;
     - выплату вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных  ра-
ботах;
     - выплату стипендий в период профессиональной подготовки,  повыше-
ния квалификации и переподготовки.
     Время, в течение которого гражданин в установленном законом поряд-
ке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в  оп-
лачиваемых  общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчи-
тывается в общий трудовой стаж.

     Статья 26. Особые гарантии материальной поддержки работникам, выс-
                вобождаемым с предприятий, из учреждений  и организаций
                (Исключена)

     Статья 27. Размеры стипендий, выплачиваемых безработным гражданам
                в период профессиональной подготовки, повышения
                квалификации и переподготовки

     В период  профессиональной подготовки,  повышения квалификации или
переподготовки граждан по направлению государственной службы  занятости
им выплачивается стипендия в размере причитающегося пособия по безрабо-
тице, увеличенного на 20 процентов.
     Размер стипендии может быть уменьшен на 30 процентов в случаях не-
успеваемости и выплата ее может быть прекращена на  период  непосещения
занятий без уважительной причины.

     Статья 28. Порядок, сроки и размеры выплаты пособия по безработице

     Решение  о назначении гражданам пособия по безработице принимается
государственной службой занятости на 11 день с момента их регистрации в
государственной службе занятости при  предъявлении  паспорта,  трудовой
книжки или документов их заменяющих, а также документов, удостоверяющих
их профессиональную квалификацию, а для впервые ищущих работу и не име-
ющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
     Пособие  безработным гражданам (включая инвалидов III группы), по-
терявшим  работу по независящим от них причинам и имеющим трудовой стаж
более половины срока, дающего право на пенсию, устанавливается в разме-
ре 1,5 минимальных ставок в течение 6 календарных месяцев.
     Всем остальным категориям безработных граждан  (включая  инвалидов
III  группы) пособие по безработице устанавливается в размере минималь-
ной ставки, увеличенной на 10 процентов, в течение 6 календарных  меся-
цев.
     Выпускникам  школ, зарегистрированным в государственной службе за-
нятости в качестве безработных граждан в течение 12 месяцев после окон-
чания средней школы, пособие по безработице устанавливается  в  размере
минимальной ставки на срок 6 месяцев.
     Безработным,  имеющим нетрудоспособных иждивенцев (дети в возрасте
до 14 лет и другие члены семьи, не имеющие  средств  к  существованию),
размер пособия увеличивается на 10 процентов.
     С  пособия по безработице производятся все виды удержаний (алимен-
ты, возмещение ущерба и т.п.), кроме подоходного налога.
     Период выплаты пособия по безработице не может превышать 26 кален-
дарных недель в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.
     Пособие по безработице выплачивается не реже 1 раза в месяц.
     Размер  пособия по безработице подлежит индексации в установленном
законом порядке.
     В период получения пособия безработный должен содействовать своему
трудоустройству в порядке и на условиях, определенных законодательством
о занятости.

     Статья 29. Сроки выплаты пособий по безработице гражданам со
                стажем работы, дающим право на пенсию

     Для граждан, общий трудовой стаж  которых  дает  право  на  пенсию
(включая пенсию на льготных условиях), продолжительность периода выпла-
ты  пособия  по безработице увеличивается на 2 календарные недели сверх
установленных 26 календарных недель за каждый год  работы,  превышающий
пенсионный стаж.

     Статья 30. Приостановка и прекращение выплаты пособия
                по безработице

     Выплата пособия по безработице может быть прекращена или  приоста-
новлена органами государственной службы занятости.
     Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
     - трудоустройства безработного;
     - прохождения профессиональной подготовки,  повышения квалификации
или переподготовки по направлению государственной  службы  занятости  с
выплатой стипендии;
     - истечения установленного периода выплаты пособия по безработице;
     - получения пособия по безработице обманным путем;
     - осуждения лица,  получающего пособие по безработице, к наказанию
в виде лишения свободы или принудительного лечения по решению суда;
     - назначения в соответствии с пенсионным законодательством  пенсии
(кроме пенсии по инвалидности III группы);
     - временной нетрудоспособности на период получения пособия по  до-
родовому и послеродовому отпуску;
     - выезда за пределы республики лиц, получающих пособие по безрабо-
тице.
     Выплата пособия по безработице может быть приостановлена  на  один
месяц в случаях:
     - отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы,
как  и от двух предложений такой работы после завершения профессиональ-
ного обучения (переподготовки) по  направлению  государственной  службы
занятости;
     - длительного (более одного месяца) отсутствия безработного в мес-
те  постоянного проживания без уведомления государственной службы заня-
тости;
     - трудоустройства безработных на временную работу или работу с не-
полным рабочим днем (неделей) без  уведомления  государственной  службы
занятости;
     - нарушения безработным условий его регистрации, перерегистрации в
качестве безработного.
     Период,  на который приостанавливается выплата пособия по безрабо-
тице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
     Решение о прекращении или приостановке выплаты пособия по безрабо-
тице принимается государственной службой занятости с обязательным  уве-
домлением безработного.

     Статья 31. Социальная поддержка безработных в период временной
                нетрудоспособности

     Гражданам, получающим пособие по безработице или стипендию, в  пе-
риод  временной нетрудоспособности оплачивается в размерах, установлен-
ных законодательством. Оплата производится, исходя из  размера  пособия
или  стипендии,  на основании документа медицинского учреждения за счет
средств фонда содействия занятости.
     Безработным женщинам оплата периода отпуска по беременности и  ро-
дам производится органами социального обеспечения за счет средств фонда
социального  страхования  в размере установленного к выплате пособия по
безработице или стипендии.

                               Раздел V
            Контроль и ответственность за нарушение Закона
             Кыргызской Республики "О занятости населения"

     Статья 32. Органы, осуществляющие контроль

     Контроль за  реализацией настоящего Закона осуществляется местными
государственными администрациями, соответствующими государственными ор-
ганами,  профессиональными  союзами и инспекцией государственной службы
занятости.

     Статья 33. Ответственность за нарушение Закона
                Кыргызской Республики "О занятости населения"

     Законодательством Кыргызской Республики  устанавливается дисципли-
нарная,  материальная,  административная и уголовная ответственность за
нарушение Закона "О занятости населения".

     Президент Кыргызской Республики                        А.Акаев