Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском
                            УТРАТИЛ СИЛУ
           в соответствии с Законом КР от 30 июля 2002 года № 134


г.Бишкек от 26 июня 1998 года N 84

                    ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                    Об аудиторской деятельности

Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики              3 июня 1998 года

    Раздел 1. Общие положения
    Раздел 2. Осуществление аудиторской деятельности
    Раздел 3. Государственное    регулирование    аудиторской
              деятельности
    Раздел 4. Порядок проведения аудита и предоставления иных
              аудиторских услуг
    Раздел 5. Права  и  обязанности  аудиторов  и   аудиторских
              организаций
    Раздел 6. Права  и  обязанности  заказчика  и  хозяйствующих
              субъектов при проведении аудита
    Раздел 7. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
    Раздел 8. Профессиональное объединение аудиторов
    Раздел 9. Заключительные положения

                             Раздел 1.
                          Общие положения

    Статья 1. Законодательство об аудиторской деятельности

    Настоящий   Закон  определяет  правовые  основы   осуществления
аудиторской  деятельности в Кыргызской Республике  и  направлен  на
создание     системы      независимого    финансового     контроля,
способствующего  защите  имущественных  интересов  собственника   и
заинтересованных сторон.
    Нормы   настоящего   Закона   действуют   на  всей   территории
Кыргызской Республики по отношению ко всем хозяйствующим  субъектам
независимо   от организационно-правовой формы,  формы собственности
и сферы деятельности.

    Статья 2. Аудиторская деятельность

    Аудиторская  деятельность представляет собой осуществляемую  на
договорной   основе   предпринимательскую   деятельность   в   виде
независимой  проверки  аудиторами  или  аудиторскими  организациями
финансовых,  бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов,  налоговых
деклараций  и  других документов хозяйствующих  субъектов  с  целью
установления   их    достоверности  и    составления    мнения    о
соответствии   совершенных  финансовых  и  хозяйственных   операций
законодательным   и   нормативным  актам   Кыргызской   Республики,
регулирующим  финансовые вопросы,  а также правдивости,  полноте  и
правильности отражения основных средств, обязательств, собственного
капитала,  финансовых результатов деятельности во всех существующих
аспектах, установленных нормативными актами.
    Аудиторская  деятельность  включает в  себя  организационное  и
методическое    обеспечение   аудита,    практическое    выполнение
аудиторских  проверок  и  предоставление сопутствующих  аудиторских
услуг.
    Аудиторская    деятельность   является   лицензируемым    видом
предпринимательской деятельности.

    Статья 3. Аудит

    Аудит    -     это    независимое    исследование    документов
бухгалтерской и финансовой отчетности, учета первичных документов и
другой    информации   о   финансово-хозяйственной     деятельности
хозяйствующих   субъектов  с  целью  определения  достоверности  их
отчетности,   учета,   его  полноты  и  соответствия   действующему
законодательству и установленным нормативам.
    Целью  аудита является установление достоверности бухгалтерской
отчетности лиц,  подлежащих аудиту, и соответствия совершенных  ими
финансовых  операций нормам законодательства. Для целей  настоящего
Закона  под  достоверностью  бухгалтерской   отчетности  понимается
такая   степень  точности  данных  указанной  отчетности,   которая
позволяет пользователю  отчетности  делать  на ее основе правильные
выводы  о  результатах  деятельности лиц,   подлежащих  аудиту,   и
принимать основанные на этих  выводах решения.
    Аудит  могут  проводить иностранные аудиторы или   организации,
прошедшие процедуру аттестации и получившие в установленном порядке
лицензию  на право занятия аудиторской деятельностью на  территории
Кыргызской Республики.
    Порядок   проведения   аудита,   документирование   аудиторской
проверки,   формы    аудиторских  заключений   и   отчетов   должны
соответствовать стандартам аудиторской деятельности.
    Под   оказанием    сопутствующих    аудиту   услуг   понимается
предпринимательская деятельность осуществляющих аудит лиц:
    по   постановке,    восстановлению   и  ведению  бухгалтерского
учета,  а также составлению бухгалтерской отчетности;
    по налоговому планированию и расчету налогов;
    по  анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций  и
индивидуальных предпринимателей;
    по бухгалтерскому,  экономическому,  финансовому, налоговому  и
управленческому консультированию;
    по   обучению  бухгалтерскому  учету,  экономике  и   финансам,
аудиту;
    по оказанию других услуг по профилю аудиторской деятельности.
    Лицам,  осуществляющим  аудит,  запрещается  заниматься  какой-
либо   иной  предпринимательской  деятельностью,  кроме  проведения
аудита,  а  также оказания сопутствующих аудиту услуг (указанных  в
настоящей  статье). Нарушение этого требования влечет аннулирование
лицензий  на  осуществление  аудиторской  деятельности,  полученных
указанными   лицами,  а  также  административную    ответственность
виновных лиц в соответствии с настоящим Законом.

    Статья 4. Стандарты аудиторской деятельности

    Под    стандартами   аудиторской    деятельности     понимаются
нормативные    правовые    документы,    регламентирующие    единые
требования  к  порядку осуществления, оформления и оценке  качества
аудита  и  сопутствующих ему услуг, а также  к  порядку  подготовки
аудиторов и оценке их квалификации.
    Назначение  стандартов аудиторской деятельности  заключается  в
том, чтобы на основании положений настоящего Закона:
    определять    требования   к   порядку    проведения    аудита,
документирования   аудиторской  проверки,  оформления   отчетов   и
заключений аудиторов;
    определять требования,  которые следует выполнять при  оказании
сопутствующих аудиту работ и услуг;
    обеспечивать   правовые   гарантии  достоверности   результатов
аудиторской проверки при условии соблюдения стандартов;
    служить  доказательством  в  суде  при  выяснении  вопросов   о
качестве проведения аудита и определении ответственности аудиторов.
    Стандарты      аудиторской     деятельности     разрабатываются
профессиональным  объединением аудиторов совместно с  Министерством
финансов  Кыргызской  Республики. Указанные стандарты  утверждаются
государственной комиссией по аудиту.

    Статья 5. Обязательный и инициативный аудит

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
    Обязательная  аудиторская  проверка  проводится   в    случаях,
установленных   настоящим   Законом   и   законодательными   актами
Кыргызской Республики.
    Обязательный  аудит осуществляется в отношении  отдельных  лиц,
подлежащих  аудиту,   в соответствии с критериями,   установленными
законодательством.
    Уклонение   или  воспрепятствование  проведению   обязательного
аудита влечет предусмотренную законодательством ответственность.
    Инициативный аудит может проводиться в любое время  и   в   тех
объемах,  которые будут установлены самостоятельным решением органа
управления юридического лица,  а также собственниками и акционерами
согласно  законодательству   Кыргызской  Республики  либо  решением
физического  лица, занимающегося предпринимательской  деятельностью
(инициаторов аудита).

    Статья 6. Аудитор

    Аудитором    может    быть   физическое    лицо,     отвечающее
квалификационным  требованиям   и  аттестованное  в   установленном
порядке,   имеющее  лицензию  на  право  осуществления  аудиторской
деятельности.
    Аудитор   может   осуществлять   свою  деятельность  в  порядке
индивидуально-трудовой  деятельности без  образования  юридического
лица   либо   в  качестве   работника   аудиторской  организации  в
порядке   трудового  найма.  Аудитор,   работающий  самостоятельно,
может  заниматься  аудиторской  деятельностью   только  после   его
государственной     регистрации    в    качестве    индивидуального
предпринимателя.
    Аудиторы   не   могут  состоять  на  службе  в  государственных
органах,   за   исключением   лиц,    занимающихся   научной    или
преподавательской  деятельностью,  а  также  при проведении  аудита
совмещать   аудиторскую  деятельность  с  иной  предпринимательской
деятельностью.
    Аудитор  должен  зарегистрироваться  в  реестре,   определенном
настоящим Законом.
    Физическое  или  юридическое лицо,  не  отвечающее  требованиям
настоящей   статьи,   не   имеет  права  осуществлять   аудиторскую
деятельность   и   именовать   себя   аудитором   или   аудиторской
организацией.

    Статья 7. Аудиторская организация

    Аудиторской  организацией   является коммерческая  организация,
осуществляющая исключительно аудиторскую деятельность и  получившая
в    установленном   порядке   лицензию   на   осуществление   этой
деятельности.
    Аудиторская  организация  может  иметь  любую   организационно-
правовую форму,  предусмотренную законодательством,  за исключением
акционерного общества открытого типа.
    Аудиторские    организации     вправе     осуществлять     свою
деятельность только при соблюдении следующих обязательных условий:
    а)  аттестованным аудиторам,  являющимся гражданами  Кыргызской
Республики,   и (или) получившим лицензии аудиторским организациям,
созданным   как  с  участием,   так  и  без  участия  (прямого  или
косвенного)   иностранных  граждан  либо  лиц  без  гражданства   и
иностранных юридических  лиц, должно  принадлежать  более  половины
голосов,   учитываемых  при  принятии решений  органами  управления
аудиторской организации;
    б)  в   штате  аудиторской организации должно состоять не менее
двух  аттестованных аудиторов, постоянно работающих в ней и имеющих
аудиторскую специализацию, соответствующую профилю полученной  этой
организацией   лицензии   на   право   осуществления    аудиторской
деятельности;
    в)  руководителем   аудиторской организации может  быть  только
лицензированный аудитор;
    г)  аудиторская   организация   должна   зарегистрироваться   в
реестре, определенном настоящим Законом.
    Организации,  не отвечающие требованиям настоящей  статьи,   не
имеют права осуществлять аудиторскую деятельность,  использовать  в
своих   полных   или  сокращенных  наименованиях   слова   "аудит",
"аудитор",  "аудиторская(ий)" и любые сочетания с этими словами,  и
не  подлежат  государственной  регистрации   в  качестве  субъектов
предпринимательской  деятельности под  наименованиями,  включающими
эти слова в любых сочетаниях.

    Статья 8. Помощник аудитора

    Для  выполнения  вспомогательной работы при  проведении  аудита
аудитор  может иметь помощников из числа лиц с высшим  или  средне-
специальным  образованием.  Помощник аудитора не пользуется  правом
подписи  на  аудиторском заключении, экспертном заключении, справке
или ином официальном документе о проведении аудита.
    Взаимоотношения аудитора и помощника, объем работ,  выполняемый
помощником,   оплата  труда  и  иные  вопросы,  относящиеся  к  его
деятельности,   определяются   действующим   законодательством    и
соглашением между ними.
    На   помощника   аудитора  распространяется   обязанность    не
разглашать  сведения,  сообщаемые  ему  или аудитору  заказчиком  в
связи с оказанием аудиторских услуг.
    Время  работы в качестве помощника аудитора включается  в  стаж
работы,    необходимый   для  получения  возможности    прохождения
аттестации  на право занятия аудиторской деятельностью.
    В  ходе  проведения аудиторской проверки или выполнения  других
услуг,   для  которых  требуется заключение аудитора,  аудитор  при
формировании    своего   мнения   имеет    право    опираться    на
профессиональное мнение специалистов-неаудиторов в  соответствии  с
требованиями настоящего Закона.
    Аудитор  может  опираться  на  профессиональное  мнение  других
специалистов   только   тогда,   когда   экспертиза    сверх    его
профессиональных  знаний необходима аудитору для  формирования  его
мнения.
    Аудитор  должен  получить заключение специалистов в  письменной
форме.   Заключение  должно  также  подтверждать,   что  специалист
независим  от  аудируемого субъекта. Для  этой  цели  независимость
должна  быть определена для привлекаемого эксперта так же, как  она
определена для аудиторов.
    В  случае, если аудитор опирается на мнения других специалистов
при  формировании  заключения,  аудитор самостоятельно  несет   всю
финансовую ответственность за выданное заключение.

                             Раздел 2.
              Осуществление аудиторской деятельности

    Статья 9. Аудиторская проверка. Аудиторский отчет. Аудиторское
              заключение и иные официальные документы

    1. Аудиторская проверка

    Под   аудиторской   проверкой   понимается   обязательное   или
добровольное (инициативное) мероприятие,  осуществляемое на  основе
договора   лица,  осуществляющего  аудит,   и   заказчика   аудита,
заключающееся в сборе и оценке информации,  касающейся  финансового
положения  подлежащего  аудиту лица, и  имеющее  своим  результатом
выраженное  в  заключении аудитора мнение  о  правильности  ведения
учета и достоверность  бухгалтерской  отчетности.
    Проведение   аудиторской   проверки  в   обязательном   порядке
документируется     лицом,      осуществляющим     аудит.     Формы
документирования  аудиторских проверок  разрабатываются  указанными
лицами на основе  стандартов  аудиторской деятельности.
    Документирование  аудита  предусматривает  составление  рабочей
документации    аудитора  и  итоговой  документации   аудитора   по
результатам проведения аудиторской проверки.
    Итоговая  документация  включает  в  себя аудиторский  отчет  и
аудиторское заключение.

    2. Рабочая документация

    Рабочая документация аудитора составляется до начала,   в  ходе
и по завершении аудиторской проверки и должна содержать информацию,
необходимую  для  подготовки достоверного аудиторского   отчета   и
аудиторского    заключения.    Содержание   указанной    информации
определяется соответствующими стандартами аудиторской деятельности.
    Рабочая    документация    является    собственностью     лица,
осуществляющего   аудит.    Сведения,    содержащиеся   в   рабочей
документации,   являются   конфиденциальными    и    не    подлежат
разглашению   за   исключением  случаев,    прямо   предусмотренных
настоящим  Законом  и  другими  законодательными  актами Кыргызской
Республики.

    3. Аудиторский отчет

    Под   аудиторским   отчетом  понимается  официальный  документ,
адресованный   заказчику  аудита  либо   руководителям   и    (или)
собственникам   хозяйствующего субъекта,  содержащий  исчерпывающую
информацию о ходе аудиторской проверки,  отмеченных отклонениях  от
установленного порядка ведения бухгалтерского учета,   существенных
нарушениях  подготовки  бухгалтерской отчетности,  а  также  другие
сведения,  полученные в ходе проведения проверки и  предусмотренные
договором на проведение аудита.
    В  аудиторском  отчете  должны   содержаться   в   обязательном
порядке следующие сведения:
    а)   реквизиты   лица,   осуществляющего  аудит,    а   именно:
официальное наименование и юридический (почтовый) адрес аудиторской
организации  либо фамилия,  инициалы и адрес аудитора,  работающего
самостоятельно;  номер  и  дата выдачи  лицензии  на  осуществление
аудиторской деятельности;
    б)  реквизиты лица,  подлежащего аудиту, а именно:  официальное
наименование   и   юридический (почтовый) адрес  юридического  лица
либо  фамилия,  инициалы и адрес физического лица - индивидуального
предпринимателя;     номер    и   дата   выдачи    регистрационного
свидетельства;   перечень  должностных  лиц  (фамилии,    инициалы,
должность),  ответственных за составление бухгалтерской  отчетности
юридического лица;
    в)    выявленные   в   ходе   аудита   существенные   нарушения
установленного  законодательством  порядка  ведения  бухгалтерского
учета  и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие
повлиять на ее достоверность;
    г)  результаты  проверки  организации и ведения  бухгалтерского
учета,  составления  соответствующей отчетности  лица,  подлежащего
аудиту;
    д)   указание   на   период  времени,   к  которому   относится
документация,   проверенная   в  ходе   аудита,   дата   подписания
аудиторского отчета.
    Аудиторский   отчет   составляется  не   менее   чем   в   двух
экземплярах   и  подписывается аудиторами  и  иными  специалистами,
непосредственно  проводившими аудит.  Один  экземпляр  аудиторского
отчета  передается  под  расписку представителю  заказчика  аудита,
второй экземпляр остается у лица, проводившего аудит.
    Аудиторский   отчет   является   конфиденциальным   документом.
Сведения,   содержащиеся  в  аудиторском   отчете,    не   подлежат
разглашению  лицом,  осуществляющим аудит, за исключением  случаев,
прямо   предусмотренных  настоящим  Законом  и   другими   законами
Кыргызской   Республики.    Нарушение   этого   требования   влечет
административную     ответственность     в      соответствии      с
законодательством.

    4. Аудиторское заключение

    Под  аудиторским  заключением понимается официальный  документ,
предназначенный  для пользователей бухгалтерской  отчетности  лица,
подлежащего  аудиту,  который содержит выраженное  в  установленной
форме   мнение   лица,   осуществляющего  аудит,   о  достоверности
бухгалтерской    отчетности   и   соответствии   порядка    ведения
бухгалтерского  учета  требованиям,  установленным  нормами   актов
законодательства,  действующих  в  Кыргызской  Республике.    Форма
аудиторского  заключения  определяется  соответствующим  стандартом
аудиторской деятельности.
    Аудиторское  заключение должно содержать мотивированное  мнение
лица,  осуществляющего аудит, о достоверности либо  недостоверности
бухгалтерской отчетности лица, подлежащего аудиту.
    Аудиторское   заключение  имеет  открытый  характер.   Перечень
пользователей,   которым в обязательном порядке  передаются   копии
аудиторского  заключения,   периодичность   проведения  аудиторских
проверок   и   необходимость   открытой   публикации   аудиторского
заключения  определяются  заказчиком  аудита,   в  соответствии   с
настоящим Законом и другими правовыми актами.
    Составление заведомо ложного аудиторского заключения,  а  равно
составление  заведомо  ложного аудиторского отчета  влекут  лишение
лица,  осуществляющего аудит, лицензии на осуществление аудиторской
деятельности,  а в случаях,  установленных законом,  -  привлечение
виновных  лиц  к  материальной  (гражданско-правовой)  и  уголовной
ответственности.
    Под   заведомо   ложным  аудиторским  заключением  (аудиторским
отчетом)   понимается    положительное    аудиторское    заключение
(аудиторский   отчет),  составленное  без  проведения   аудиторской
проверки,  либо составленное по результатам такой проверки,  однако
явно  противоречащее содержанию документов,  полученных и изученных
аудитором (аудиторской организацией)  в ходе аудиторской проверки.
    Аудиторское  заключение аудитора иностранного  государства,  не
имеющего  лицензии,  при официальном его представлении  учреждению,
организации  или  хозяйствующему  субъекту  Кыргызской   Республики
подлежит   подтверждению  аудитором  Кыргызской  Республики,   если
иное не установлено международным договором.

    5. Содержание и оформление аудиторского заключения

    В    случае    проведения    аудита   аудитором,     работающим
самостоятельно, аудиторское  заключение  должно содержать следующие
обязательные сведения:
    а) фамилию и инициалы аудитора,  работающего самостоятельно,  и
его идентификационный номер налогоплательщика;
    б)  номер   и   дату  выдачи регистрационного свидетельства  на
занятие  предпринимательской деятельностью,   наименование  органа,
выдавшего свидетельство;
    в)  номер и дату выдачи квалификационного сертификата аудитора,
наименование органа, выдавшего сертификат, и срок его действия;
    г)  номер  и  дату выдачи аудитору лицензии  на   осуществление
аудиторской    деятельности,    наименование   органа,    выдавшего
лицензию,  срок действия лицензии.
    В   случае    проведения    аудита   аудиторской   организацией
аудиторское  заключение  должно  содержать  следующие  обязательные
сведения:
    а)   указание   на  организационно-правовую  форму   и   полное
официальное  наименование аудиторской организации,  ее  юридический
(почтовый)  адрес,  контактный телефон  и  идентификационный  номер
налогоплательщика;
    б)   номер   и   дату  выдачи  регистрационного   свидетельства
аудиторской    организации,    наименование    органа,    выдавшего
свидетельство;
    в)  номер  и  дату выдачи организации лицензии на осуществление
аудиторской    деятельности,    наименование   органа,    выдавшего
лицензию,  срок действия лицензии.
    Аудиторское    заключение    должно     содержать     следующие
nag`rek|m                             Раздел 3.
      Государственное регулирование аудиторской деятельности

    Статья    14.    Государственная   комиссия   по    аудиторской
деятельности

    Государственное   регулирование  аудиторской  деятельности   на
территории    Кыргызской  Республики  осуществляет  государственная
комиссия  по аудиторской деятельности при Правительстве  Кыргызской
Республики (далее государственная комиссия по аудиту).
    Государственная  комиссия по аудиту создается и   функционирует
как  коллегиальный  орган, координирующий  деятельность  в  области
аудита.
    Компетенция  государственной комиссии по аудиту определяется  в
соответствии   с  настоящим Законом и Положением о  государственной
комиссии   по   аудиту,   утверждаемым  Правительством   Кыргызской
Республики.
    Возглавляет государственную комиссию по аудиту председатель.
    Председатель    несет    персональную    ответственность     за
финансовые  средства   и   имущество  государственной  комиссии  по
аудиту,  а также за создание условий для исполнения обязанностей ее
членами.
    Ведение  дел  в государственной комиссии по аудиту осуществляет
секретарь государственной комиссии по аудиту.
    В  состав  государственной комиссии по аудиторской деятельности
входят   председатель,   заместитель  председателя   и   секретарь,
должности  которых являются должностями государственной службы,   а
также   представители  государственных  органов,    в   том   числе
Министерства   финансов   Кыргызской  Республики,   Государственной
налоговой   инспекции,    Счетной  палаты  Кыргызской   Республики,
Национального банка Кыргызской Республики,  Национальной   комиссии
по  рынку ценных бумаг,  Фонда госимущества,  и пять представителей
профессиональных объединений аудиторов.
    Все  члены государственной комиссии по аудиторской деятельности
при  голосовании  имеют  одинаковые права.   Члены  государственной
комиссии   по  аудиту  исполняют свои обязанности  на  общественных
началах.

    Статья 15. Полномочия государственной комиссии по аудиту

    Полномочия  государственной  комиссии  по  аудиту  определяются
настоящим  Законом  и  Положением  о  государственной  комиссии  по
аудиту.
    Государственная комиссия по аудиту осуществляет:
    -  разработку  программ подготовки кадров аудиторов   по   всем
видам аудиторской деятельности;
    -   разработку  и  утверждение  квалификационных  требований  к
юридическим  и  физическим лицам,  а также специальных требований к
аудиторским организациям;
    -   определение   порядка   допуска  к  экзаменам  и  процедуры
проведения  экзаменов  на  право  получения  лицензии  на   занятие
аудиторской  деятельностью;
    -  разработку  и согласование норм и стандартов по  аудиторской
деятельности;
    -   контроль   за   деятельностью   аудиторов   и   аудиторских
организаций  в пределах своих полномочий;
    -  методологическую работу по форме, методу, глубине проведения
аудита;
    -   разработку   рекомендаций  по  развитию   различных   видов
аудиторской деятельности, используя отечественный и мировой опыт;
    -   принятие  решений  по  другим  вопросам,  входящим  в   его
полномочия.

    Статья 16. Аттестация аудиторов

    Аттестация     аудиторов     (определение      квалификационной
пригодности)  производится аттестационной комиссией государственной
комиссии по аудиту.
    Порядок   аттестации   определяется   Положением   "О   порядке
аттестации   аудиторской  деятельности  в  Кыргызской  Республике",
утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.
    Процесс   аттестации  состоит  из  экзаменов   по    финансово-
экономическим, правовым дисциплинам и аудиту.
    Лица,  сдавшие  экзамен,  получают квалификационный  сертификат
сроком   на    пять    лет.   Размер  платы  за   прием   экзаменов
устанавливает   государственная  комиссия  по  аудиту   исходя   из
фактических затрат на эти цели.
    Лица,  не  сдавшие экзамен, имеют право повторно сдать  его  не
ранее,  чем  через  полгода после принятия  решения  аттестационной
комиссией.
    Правом на получение сертификата обладают лица:
    имеющие    высшее    и/или    средне-специальное    образование
(экономическое и/или юридическое);
    имеющие    опыт     экономической,     финансовой,      учетно-
аналитической,  контрольно-ревизионной  или  правовой   непрерывной
работы не менее пяти лет;
    не  имеющие  высшего образования, но имеющие восьмилетний  стаж
практической   работы   в   экономической,   финансовой,    учетно-
аналитической,  контрольно-ревизионной  или  правовой   непрерывной
работы;
    не имеющие судимость за корыстные преступления.
    Устанавливаются  три  типа  квалификационных   сертификатов   и
профессиональной специализации лиц,  осуществляющих аудит по  видам
аудиторской деятельности:
    по общему аудиту предприятий, их объединений;
    по  аудиту банков и кредитных учреждений, а также их  союзов  и
ассоциаций;
    по  аудиту  рынка  ценных бумаг,  бирж, страховых  организаций,
инвестиционных, пенсионных и других фондов.
    Для  получения   квалификационного  сертификата  на  проведение
аудита   банков  и  аудита  рынка  ценных  бумаг,  бирж,  страховых
организаций,   инвестиционных,   пенсионных    и    других   фондов
необходимо  иметь  дополнительно  квалификационный  сертификат   по
общему аудиту.

    Статья 17. Аттестационная комиссия

    В  целях  проведения аттестации физических лиц, в том  числе  и
иностранных,   желающих  заниматься  аудиторской  деятельностью   в
Кыргызской   Республике,   государственной  комиссией   по   аудиту
создается  аттестационная комиссия.
    Аттестационная   комиссия   формируется   из    числа    членов
профессиональных  объединений аудиторов,  специалистов  финансовых,
налоговых,    банковских    учреждений,    научно-исследовательских
институтов, профессорско-преподавательского состава высших  учебных
заведений, привлекаемых на договорной основе.
    Председатель аттестационной  комиссии  избирается из  числа  ее
членов.
    Положение  об  аттестационной комиссии,  перечень  вопросов  по
аудиту,      финансово-экономическим     и     учетно-аналитическим
дисциплинам,    выносимым  на  экзамен   и   порядок   его   сдачи,
утверждаются государственной комиссией по аудиту.

    Статья 18. Лицензирование аудиторской деятельности

    Под   лицензированием   аудиторской   деятельности   (далее   -
лицензирование)    понимается    процедура    выдачи   специального
разрешения   (лицензии),  дающего  право  осуществлять  аудиторскую
деятельность,   аттестованным аудиторам и аудиторским организациям,
зарегистрированным  в  установленном  законом  порядке  в  качестве
субъектов предпринимательской деятельности.
    Положение    о     лицензировании    аудиторской   деятельности
утверждается  Правительством Кыргызской Республики  с   соблюдением
требований   Закона  Кыргызской  Республики  "О  лицензировании"  и
настоящего Закона.
    Лицензии    выдаются    в   соответствии   со    специализацией
обратившихся  за ней  аудиторов (аудиторских организаций)  отдельно
на общий аудит,  банковский аудит, аудит бирж, небюджетных фондов и
инвестиционных   институтов   и  страховой   аудит   на   основании
соответствующего  заявления,   к  которому  прилагаются   следующие
документы:
    а)   для  аудитора,   желающего  работать  самостоятельно,    -
заверенные нотариально копии квалификационного аттестата аудитора и
копии   свидетельства  о  государственной  регистрации  в  качестве
индивидуального предпринимателя;
    б)  для  аудиторской организации - заверенные нотариально копии
учредительных  документов,  копии свидетельства  о  государственной
регистрации,  а  также  по установленной  форме  -  сведения  о  ее
участниках  (учредителях),   руководителях  и  аудиторах,   имеющих
квалификационные аттестаты аудиторов.
    Запрещается  требовать  в  процессе рассмотрения  заявления   о
выдаче   лицензии   какие-либо  дополнительные  документы,    кроме
указанных в части третьей настоящей статьи.
    Выдача  лицензий  осуществляется на  платной  основе.   Порядок
определения   размера   платы   устанавливается   в   Положении   о
лицензировании      аудиторской     деятельности      исходя     из
соответствующих  затрат  на  рассмотрение  заявления,    проведение
необходимой    экспертизы    и    оформление     лицензии.    Сумма
лицензионного   сбора  направляется  на  возмещение   вышеуказанных
расходов.
    Лицензии   на   занятие   аудиторской  деятельностью   являются
неотчуждаемыми и выдаются сроком до трех лет.
    Действительной  датой  аудиторской лицензии  является  дата  ее
выдачи.
    Аудиторские  организации при принятии  решений   об   изменении
своей   организационно-правовой  формы   или   состава   участников
(учредителей) обязаны письменно информировать об этом не позднее 20
дней  государственную комиссию по аудиту. Государственная  комиссия
по  аудиту  в  целях  принятия обоснованного решения  о  сохранении
действия   выданных  аудиторской   организацией   лицензий   вправе
проверить достоверность предоставленной им информации.
    Продление  срока  действия  лицензии  производится  в  порядке,
определяемом Положением о лицензировании аудиторской деятельности.
    Отказ  в   выдаче  лицензии может иметь место только  в  случае
прямого  нарушения  лицом,  обратившимся за  лицензией,  требований
настоящего Закона.
    Лицо, обратившееся за получением лицензии,  в месячный срок  со
дня  вручения  ему  мотивированного  решения  об  отказе  в  выдаче
лицензии вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.
    Осуществление  аудиторской  деятельности  без  лицензии  влечет
административную  ответственность виновных лиц в   соответствии   с
законодательством.
    После  выдачи лицензии аудитор обязан незамедлительно  сообщать
государственной   комиссии по аудиту о  каждом   случае   изменения
обстоятельств, которое может повлиять на действительность лицензии.
Если  такое   сообщение   не  сделано,  каждое  следующее  за  этим
аннулирование  или  приостановление  действия  лицензии   считается
происшедшим   на   момент  события  или  изменения   обстоятельств,
обусловивших приостановление или аннулирование.

    Статья 19. Специальная аудиторская лицензия

    Аудит  отдельных  видов хозяйственной деятельности,   требующих
наличие  специальных знаний, подлежит специальному  лицензированию.
Виды  специализации,  требующие специальной аудиторской   лицензии,
определяются статьей 16 настоящего Закона.
    Выдача  специальной  аудиторской  лицензии  осуществляется  при
наличии у аудитора квалификационного сертификата по общему аудиту и
сертификата на специальный вид аудиторской деятельности,   выданных
в соответствии с настоящим Законом, сдачи соответствующих экзаменов
и отсутствии нарушений закона, норм и стандартов аудита.
    Аудит  банков   и других финансово-кредитных учреждений  должен
соответствовать минимальным критериям,  установленным  Национальным
Банком Кыргызской Республики для аудиторской проверки банков.

    Статья 20. Основания и порядок прекращения действия лицензии

    Лишение  аудитора (аудиторской организации) лицензии  на  право
занятия аудиторской деятельностью может быть произведено в случае:
    1)  указания   аудитором   в заявлении  на  получение  лицензии
недостоверных   сведений,    а   также   предоставления   аудитором
ненадлежащим     образом     оформленного     или     просроченного
квалификационного сертификата;
    2)    осуществления   аудитором   (аудиторской    организацией)
аудиторской   деятельности,    не  предусмотренной   выданной   ему
лицензией,   без  получения  в  установленном  порядке  специальной
лицензии   на  осуществление  аудиторской  деятельности   по   иной
специализации;
    3)    использования   аудитором   (аудиторской    организацией)
полученных  им  в  ходе аудита сведений в целях осуществления  иной
предпринимательской деятельности;
    4)   разглашения   аудитором  (аудиторской  организацией)   без
разрешения   руководителя   проверяемого  хозяйствующего   субъекта
содержания   проверяемых   документов  и заключения  аудитора,   за
исключением   случаев,   прямо  предусмотренных   законодательством
Кыргызской Республики;
    5)  умышленного  сокрытия аудитором (аудиторской  организацией)
обстоятельств,   исключающих  возможность  проведения   аудиторской
проверки хозяйствующего субъекта;
    6)  вступления  в  законную  силу приговора  суда  в  отношении
аудитора по уголовному делу, возбужденному в связи с осуществлением
им аудиторской деятельности;
    7)   систематического   (два  и  более  раза)   поступления   в
государственную  комиссию  по  аудиту обоснованных  претензий  лиц,
подлежащих  аудиту,  к  работе аудитора (аудиторской  организации).
Обоснованность  этих  претензий  устанавливается  в  каждом  случае
проверкой, проводимой членами государственной  комиссии по аудиту с
составлением  ими  мотивированного заключения по  итогам  проверки,
которое  должно утверждаться решением государственной  комиссии  по
аудиту;
    8)   занятия   аудитором   (аудиторской  организацией)   другой
предпринимательской деятельностью.
    Лишение  аудитора  (аудиторской организации) лицензии  по  иным
основаниям не допускается.
    Решение  о  лишении лицензии принимается только  на   заседании
государственной   комиссии   по   аудиту  в  присутствии   аудитора
(представителя   аудиторской  организации),   объяснения   которого
государственная комиссия по аудиту обязана выслушать и  рассмотреть
в совокупности с документами, подтверждающими совершение нарушения.
    В  месячный  срок со дня вручения лицу, лицензия которого  была
аннулирована,   соответствующего мотивированного решения  это  лицо
вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.

    Статья 21. Государственный реестр аудиторов и аудиторских
                            организаций

    Государственная  комиссия  по  аудиту   ведет   государственный
реестр лицензированных аудиторов и аудиторских организаций.  Реестр
должен содержать имя и юридический адрес лицензированных  аудитора,
аудиторской  организации, в которой работает аудитор,  дату  выдачи
аудиторской  лицензии,   номер лицензии  и  образец  личной  печати
аудитора,   изготовляемой в установленном порядке.   Личная  печать
аудитора  при  любом  исполнении  содержит  имя  аудитора,    номер
лицензии. Изменения во всех деталях, фиксируемые в реестре,  должны
быть  доведены  до сведения государственной комиссии  по  аудиту  в
течение двадцати дней.

                             Раздел 4.
            Порядок проведения аудита и предоставления
                      иных аудиторских услуг

    Статья 22. Заказчик аудиторских услуг

    Заказчиком (инициатором) аудиторских услуг могут быть:
    представители   государственной  власти,    уполномоченные   на
основании законодательства Кыргызской Республики;
    хозяйствующие субъекты;
    собственники и учредители хозяйствующего субъекта;
    акционеры,  кредиторы,  инвесторы  и  другие  лица,  которые  в
соответствии  с  действующим  законодательством  имеют   право   на
получение  информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

    Статья  23.  Основания для проведения аудита  и  предоставления
иных
                         аудиторских услуг

    Аудит   проводится  на  основании  договора   между   аудитором
(аудиторской организацией) и заказчиком.
    Аудиторские  услуги в виде консультаций  могут  предоставляться
на  основании договора, письменного или устного обращения заказчика
к аудитору (аудиторской организации).
    В   договоре   на  проведение  аудита  и  предоставление   иных
аудиторских услуг предусматриваются предмет и сроки проверки, объем
аудиторских  услуг,   размер   и условия  оплаты,   ответственность
сторон.   В  договоре  по соглашению сторон за  некачественное  его
исполнение могут  быть  предусмотрены  также иные условия и санкции
за счет собственных средств договаривающихся сторон.
    Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых  на
условиях договоров,  относятся заказчиком на затраты, включаемые  в
себестоимость продукции (работ, услуг).
    Условия   договора   и   содержание   поручения    не    должны
противоречить   требованиям  настоящего   Закона,    а   содержание
поручения,   кроме  того, не должно выходить за  пределы  вопросов,
послуживших  основанием  для  проверки   материалов   о   нарушении
законодательства или возбуждения уголовного дела.
    Разногласия,   возникающие   по  выполнению   договоров   между
аудиторами  (аудиторскими организациями) и их  заказчиками,   могут
разрешаться судом в установленном порядке.

    Статья 24. Ограничения при проведении аудита

    Проведение аудита запрещается:
    1)  лицам,  имеющим личные имущественные интересы в проверяемом
хозяйствующем субъекте;
    2)   лицам,  состоящим  в  прямых  родственных  отношениях  или
qbniqrbe с руководством проверяемого хозяйствующего субъекта или  с
заказчиком;
    3)  лицам,  входящим  в  состав  руководства,  учредителям  или
собственникам проверяемого хозяйствующего субъекта;
    4) работникам проверяемого хозяйствующего субъекта;
    5)   руководителям,   совладельцам  или  работникам   дочернего
предприятия,     филиала    или   представительства    проверяемого
хозяйствующего субъекта;
    6) аудиторам и аудиторским организациям:
    -   в   отношении   хозяйствующих  субъектов,   являющихся   их
учредителями,     собственниками,     акционерами,     кредиторами,
страховщиками,  а  также  в отношении   которых   эти   аудиторские
организации  являются учредителями, собственниками, акционерами;
    -   в   отношении   хозяйствующих   субъектов,   являющихся  их
дочерними     предприятиями,      филиалами     (отделениями)     и
представительствами  или  имеющих  в  своем  капитале   долю   этих
аудиторских организаций;
    -   оказывавшим  данному  хозяйствующему  субъекту  услуги   по
восстановлению    и   ведению  бухгалтерского   учета,    а   также
составлению финансовой отчетности.
    Запрещается  заниматься   предоставлением   аудиторских   услуг
органам  государственной  исполнительной власти,  органам  местного
самоуправления,   контрольно-ревизионным    учреждениям,    имеющим
государственно-властные полномочия, а также лицам, которым  законом
запрещено осуществлять аудиторскую деятельность.

    Статья 25. Официальное назначение аудитора

    Хозяйствующие   субъекты,   которые  согласно  законодательству
обязаны   публиковать  финансовую  отчетность,  должны   официально
назначить аудитора либо аудиторскую организацию.  Данное назначение
(утверждение) производится собственниками, акционерами  аудируемого
субъекта каждый календарный год.
    Назначение  аудитора либо аудиторской организации  должно  быть
произведено   органом хозяйствующего субъекта,  имеющим  полномочия
согласно      нормоустанавливающим     документам,     утвержденным
собственниками хозяйствующего субъекта.
    Назначение  (утверждение)  аудитора считается  правомочным  при
условии   выполнения   требований   действующего   законодательства
Кыргызской Республики.
    При  назначении   аудитор   или аудиторская  организация  несут
ответственность за аудит в соответствии с настоящим Законом и любое
выданное ими заключение, требуемое настоящим или другими законами.
    Назначение аудитора не является  подтвержденным  пока   аудитор
не   подпишет   договор,   обозначая  акцептабельность  назначения.
Аудитор может не признать своего назначения как аудитора,   если  в
силу настоящего Закона он не может быть назначенным.
    В   случае,    если   аудитор  или   аудиторская    организация
акцептируют  неправомочное  назначение,  данное  назначение   будет
недействительным.
    В   случае,    если  аудитор  или  аудиторская  организация   в
соответствии с  требованиями  настоящего Закона не могут  выполнять
свои  обязанности, собственники правомочны переназначить официально
назначенного  аудитора с соблюдением требований настоящего Закона и
действующего законодательства Кыргызской Республики.

    Статья 26. Сложение и приостановление полномочий аудитора

    Несмотря  на  официальное назначение или договор на  проведение
аудиторской  проверки  с  хозяйствующим субъектом,   аудитор  может
снять   с   себя  полномочия  аудитора  в  соответствии  с  нормами
настоящего Закона.
    Сложение   полномочий  аудитора  должно  быть  представлено   в
письменной  форме  руководству  либо  собственникам  хозяйствующего
субъекта.
    Действительной  датой   сложения   полномочий   является   дата
сообщения хозяйствующему субъекту о сложении своих полномочий.
    Сложение  полномочий аудитора не действительно,   пока  оно  не
оформлено  в письменном виде,  не подписано и не скреплено  печатью
аудитора с указанием причин сложения полномочий.
    Хозяйствующий  субъект, назначивший аудитора,  обязан  оплатить
услуги аудитора до момента официального снятия им с себя полномочий
аудитора.
    Договор  на проведение аудита должен определять, когда сложение
аудитором своих полномочий является действительным.
    Собственники   хозяйствующего   субъекта  могут   приостановить
полномочия аудитора, несмотря на предыдущее назначение или  договор
на проведение аудиторской проверки.
    Аудитор  также может приостановить свои полномочия  по  решению
суда.
    Если договор на проведение аудиторской проверки оканчивается  в
соответствии   с  требованиями  настоящей  статьи,    хозяйствующий
субъект обязан оплатить услуги аудитора.

                             Раздел 5.
      Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций

    Статья 27. Права аудиторов и аудиторских организаций

    Аудиторы  и  аудиторские организации при проведении аудиторских
проверок в соответствии с заключенными договорами имеют право:
    -   самостоятельно  определять  формы  и   методы   аудита   на
основании  действующего  законодательства,   существующих  норм   и
стандартов, условий договора с заказчиком;
    -  проверять   в  полном объеме бухгалтерские  книги  и  другую
документацию о финансово-хозяйственной деятельности;
    -  проверять  наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных
ценностей;
    -   получать  в  устной  и  письменной  форме  от  проверяемого
хозяйствующего субъекта,  его должностных лиц все   разъяснения   и
дополнительные сведения, необходимые для проведения аудита;
    -  по  письменному  запросу  с аудируемым  лицом  получать  всю
необходимую для выполнения целей аудита информацию от третьих лиц;
    -  требовать  у  третьих  лиц  предоставления  имеющихся  в  их
распоряжении документов, касающихся предмета проверки;
    -   привлекать  для  работы  на  договорной  основе   различных
специалистов,  кроме  лиц,  работающих  на  проверяемых   объектах,
имеющих   с   руководителями  (собственниками)  служебные,   прямые
родственные отношения или общий финансовый интерес;
    -  отказаться  от  проведения  аудиторской  проверки  в  случае
непредоставления   проверяемым хозяйствующим субъектом  необходимой
документации,   а   также   в  случае  необеспечения   заказчиками,
поручившими  проведение проверки,  личной безопасности  аудитора  и
членов его семьи при наличии такой необходимости.

    Статья 28. Обязанности аудиторов и аудиторских организаций

    Аудиторы  без  письменного согласия проверяемого субъекта  либо
решения  суда  не  имеют  права разглашать информацию,   содержащую
коммерческую  тайну,  за исключением случаев  передачи  результатов
проверки  собственнику либо органу, назначившему проверку (ревизию)
по   решению  судебных  органов.  В  случаях  установления   фактов
нарушений  законности  финансово-хозяйственных   операций  аудиторы
обязаны  вносить  в  аудиторское  заключение  предложения   по   их
устранению.
    Реализацию    предложений     по    аудиторскому     заключению
осуществляет проверяемый субъект или орган, назначивший проверку.
    Аудиторы  обеспечивают  сохранность  документов,  полученных  и
составленных ими в связи с выполнением поручения.
    Аудиторы  и  аудиторские  организации  не  вправе  использовать
полученные  в ходе аудита сведения в целях осуществления  ими  иной
предпринимательской деятельности.
    Если  в  ходе  работы  аудитору  становятся  известными  факты,
подвергающие  опасности  существование  аудируемого предприятия или
вскрывающие  серьезные  нарушения закона  или  устава,   он  должен
сообщать   о   них    собственникам,  руководителям  хозяйствующего
субъекта  либо  органу, представляющему интересы собственников,   а
также отразить их в аудиторском заключении.
    Аудиторы и аудиторские организации обязаны:
    -   надлежащим    образом  предоставлять  аудиторские   услуги,
проверять    состояние   бухгалтерского    учета    и    отчетности
хозяйствующего субъекта, их достоверность,  полноту  и соответствие
действующему законодательству и установленным нормативам;
    -  извещать собственников, уполномоченных ими лиц, заказчиков о
выявленных   во   время   проведения  аудита  недостатках   ведения
бухгалтерского учета и ответственности;
    -   не  использовать  информацию,   полученную  при  проведении
аудита, в своих интересах или в интересах третьих лиц;
    -  отвечать  перед заказчиком за нарушение условий  договора  в
соответствии  с  действующими  законодательными  актами  Кыргызской
Республики;
    -   неукоснительно  соблюдать  при  осуществлении   аудиторской
деятельности требования законодательства Кыргызской Республики;
    -   немедленно   сообщать  заказчику,    поручившему   провести
аудиторскую проверку,  о невозможности своего участия в  проведении
аудиторской  проверки  данного хозяйствующего  субъекта  вследствие
обстоятельств,  указанных в статье 24 настоящего  Закона,  а  также
вследствие  отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую
проверку данного хозяйствующего субъекта.
    Данные, полученные в ходе аудиторской проверки,  проводимой  по
поручению   суда,   могут   быть  преданы  гласности  лишь  с   его
разрешения и в том объеме, в каком он признает это возможным.
    В   случае   возбуждения   уголовного   дела,    связанного   с
осуществлением   аудиторской   деятельности,   суд   может    своим
постановлением  освободить  аудитора от  обязанности  неразглашения
сведений,  полученных в ходе проведенной им проверки.

    Статья 29. Независимость аудиторов и аудиторских организаций

    При  проведении  аудита  и составлении аудиторского  заключения
лица,  осуществляющие аудит,  независимы от лиц, подлежащих аудиту,
а  также  от  любых  третьих  лиц,   в  том  числе  от  учредителей
(участников) аудиторских организаций.
    Аудит   не   может  осуществляться  аудиторами  и  аудиторскими
организациями,   оказывавшими   ранее   в   течение    двух    лет,
непосредственно  предшествовавших проведению аудиторской  проверки,
услуги по  восстановлению  и ведению бухгалтерского учета,  а также
по составлению бухгалтерской отчетности лицам, подлежащим аудиту, -
в отношении этих лиц.
    Порядок, размер и форма оплаты за оказание аудита (в том  числе
при  проведении  обязательного аудита) и сопутствующих  ему  услуг,
определяются   на основании соответствующих договоров  и  не  могут
быть  поставлены в зависимость от предварительного выполнения каких
бы  то  ни  было требований лиц,  подлежащих аудиту,  о  содержании
выводов,   которые  могут  быть  сделаны  в  результате  проведения
аудита.

                             Раздел 6.
           Права и обязанности заказчика и хозяйствующих
                  субъектов при проведении аудита

    Статья 30. Права заказчика

    Заказчик имеет право:
    - свободного выбора аудитора (аудиторской организации);
    - определять направления и объем аудиторских услуг;
    -  получать   консультации  и рекомендации  о  порядке  ведения
бухгалтерского  учета,  финансовой и статистической  отчетности   и
исправления обнаруженных недостатков и нарушений;
    -  обращаться  в  суд  для  разрешения  споров  по  результатам
аудиторской проверки;
    -  получать от аудитора (аудиторской организации) исчерпывающую
информацию  о  требованиях законодательства,  касающихся проведения
аудиторской проверки,  а после ознакомления с заключением  аудитора
(аудиторской  организации)  -  о  нормативных  правовых  актах,  на
которых основываются замечания и выводы аудитора;
    -  потребовать   у   хозяйствующего субъекта создания  аудитору
(аудиторской  организации) надлежащих условий   для   качественного
выполнения  аудита,  своевременного  предоставления  аудитору  всех
необходимых документов;
    -  исключительное  право  на аудиторское  заключение.  Без  его
письменного  согласия  запрещается  ознакамливать  кого-либо    или
передавать  кому-либо результаты аудиторской проверки.

    Статья 31. Обязанности заказчика

    Заказчик обязан:
    -  не  разглашать коммерческую тайну,  полученную в  результате
аудиторской проверки, если он не имеет на это право;
    - оплатить аудиторские услуги в соответствии с договором.

    Статья 32. Права хозяйствующих субъектов

    Хозяйствующие субъекты при проведении аудита имеют право:
    - знакомиться с результатами аудиторской проверки;
    -  получать  консультации  и рекомендации  о  порядке   ведения
бухгалтерского  учета,  финансовой  и статистической  отчетности  и
исправления обнаруженных недостатков и нарушений;
    -    обращаться   в   государственную   комиссию   по   аудиту,
профессиональное объединение аудиторов,  суд для разрешения  споров
по  вопросам,  связанным  с некачественным проведением  аудиторской
проверки.
    Проверяемый  хозяйствующий  субъект  имеет  право  получать  от
аудитора      исчерпывающую      информацию      о      требованиях
законодательства,   касающихся проведения аудиторской  проверки,  а
после  ознакомления с заключением аудитора - о нормативных правовых
актах,  на которых основываются замечания и выводы аудитора.

    Статья   33.   Ответственность  хозяйствующего   субъекта   при
проведении аудита

    Уклонение  хозяйствующего субъекта от  проведения  обязательной
аудиторской  проверки либо воспрепятствование ее проведению  влечет
за  собой ответственность согласно действующему законодательству.

    Статья 34. Обязанности хозяйствующих субъектов

    Руководители    и    иные    должностные   лица    проверяемого
хозяйствующего субъекта обязаны:
    -  создать   аудитору   (аудиторской   организации)  надлежащие
условия  для  своевременного,   полного,  качественного  проведения
аудиторской проверки,  предоставлять всю документацию,  необходимую
для  ее  проведения, нести ответственность за  их  подлинность,   а
также  давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной
и письменной форме;
    -   оперативно   устранять  выявленные  аудиторской   проверкой
нарушения  порядка   ведения  бухгалтерского  учета  и  составления
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    Запрещается  предпринимать любые действия с  целью  ограничения
круга  вопросов,  подлежащих выяснению при  проведении  аудиторской
проверки.
    Независимо   от    проведения   аудита    ответственность    за
соблюдение   действующего  законодательства   в   области   ведения
бухгалтерского    учета,   составление  периодической   и   годовой
финансовой   отчетности,    своевременное   предоставление   ее   в
уполномоченные   государственные  органы  лежит    на   руководстве
хозяйствующего субъекта.

                             Раздел 7.
        Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

    Статья 35. Гражданско-правовая ответственность аудиторов и
                      аудиторских организаций

    Аудиторы  и  аудиторские организации несут  ответственность  за
неквалифицированное и некачественное выполнение своих обязанностей,
предусмотренных настоящим Законом.
    За  ненадлежащее выполнение своих обязательств по объему работ,
определенному  договором, аудитор (аудиторская  организация)  несет
имущественную и иную ответственность,  определенную в  договоре,  в
соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
    Материальная    ответственность   аудиторов    и    аудиторских
организаций  в связи  с причинением ущерба заказчику  в  результате
некачественного проведения аудита предусматривается в договоре и не
может  превышать  фактически причиненных заказчику  убытков  по  их
вине.

    Статья 36. Другие виды ответственности аудиторов

    За    ненадлежащее     исполнение     своих    профессиональных
обязанностей  к  аудитору  могут быть применены  взыскания  в  виде
предупреждения,  приостановления  действия  лицензии   на  срок  до
трех   месяцев   или  аннулирования  лицензии  в   соответствии   с
положениями  настоящего Закона и  Закона  Кыргызской Республики  "О
лицензировании".

    Статья 37. Имущественная ответственность аудиторов

    Если  после   заключения   договора   или  дачи  поручения   на
проведение   аудиторской  проверки  возникли  или  стали   известны
обстоятельства,   указанные  в настоящей статье,  договор  подлежит
расторжению,    а  поручение  отзывается.   В  случае   умышленного
сокрытия   аудитором   (аудиторской   организации)   от   заказчика
обстоятельств,   исключающих  возможность  проведения   аудиторской
проверки,  заказчику  возмещаются  за  счет  аудитора  (аудиторской
организации)  все  расходы, понесенные им  в  связи  с  заключением
договора с аудитором (аудиторской организацией).
    В    случае    обнаружения    неквалифицированного   проведения
аудиторской  проверки,   приведшей  к  убыткам  для  хозяйствующего
субъекта   и   его    собственников,   с   аудитора    (аудиторской
организации)  на  основании решения суда или арбитражного  суда  по
иску  заказчика могут быть взысканы в  соответствии  с  действующим
законодательством:
    - понесенные убытки в полном объеме;
    - расходы  на проведение перепроверки;
    - штраф в пользу заказчика аудита.

    Статья 38. Страхование ответственности

    Аудиторские    организации   гарантируют   свою    материальную
ответственность  страхованием  за  счет  собственных  средств,    а
индивидуальные  аудиторы  -  как  за  свой  счет,  так  и  за  счет
страхования.
    Стандарт   по    страхованию   ответственности    аудиторов   и
аудиторских     организаций    разрабатывается    и    утверждается
государственной комиссией по аудиту.

                             Раздел 8.
              Профессиональное объединение аудиторов

    Статья 39. Профессиональное объединение аудиторов

    В   целях  выражения  профессиональных  интересов  аудиторов  и
аудиторских организаций,  оказания им консультативной и иной помощи
в  организации  аудиторского дела аудиторы могут   объединяться   в
профессиональное объединение,  осуществляющее свою  деятельность  в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставом.

                             Раздел 9.
                     Заключительные положения

    Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона

    Настоящий  Закон   вводится  в  действие  со  дня  официального
опубликования  ("Эркин Тоо",  июля 1998 года,  N   )  за  следующим
исключением:
    -   статья    38   "Страхование  ответственности"  вводится   в
действие  со  дня введения в действие закона,  определяющего  виды,
условия  и  порядок  обязательного страхования  гражданско-правовой
ответственности лиц, осуществляющих аудит.
    Законы   и    иные   нормативные   правовые   акты   Кыргызской
Республики,  действующие  на территории Кыргызской  Республики,   в
части,   касающейся  и  не   противоречащей   настоящему    Закону,
применяются  со дня введения в действие настоящего Закона.
    Квалификационные сертификаты  аудиторов на право  осуществления
аудиторской деятельности, выданные до вступления в силу  настоящего
Закона   на    основании   "Временного  положения  об   аудиторской
деятельности",     утвержденного    постановлением    Правительства
Кыргызской Республики N 33  от 26  января 1993 года "Об аудиторской
деятельности  и  организации независимого  финансового  контроля  в
Республике  Кыргызстан",  сохраняют  свое действие.
    Государственной  комиссии  по  аудиту  Кыргызской   Республики,
профессиональному  объединению аудиторов  Кыргызской  Республики  с
целью  продления квалификационных сертификатов в месячный срок   со
дня   введения   в  действие  настоящего Закона  провести  обучение
аудиторов.

    Президент Кыргызской Республики                   А.Акаев