Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

УТРАТИЛО СИЛУ

в соответствии с постановлением Правительства КР

от 28 марта 2016 года N 151

 

Приложение 1

 

                                                                                                                                                                                                                         Утверждена

                                                                     Постановлением Правительства

                                                                      Кыргызской Республики

                                                                      от 26 сентября 2012 года № 654

 

ПРОГРАММА

развития торгово-рыночных комплексов "Дордой" и "Кара-Суу"

 

Глава 1
Общая оценка текущей ситуации

 

С объединением в Таможенный союз основных торговых партнеров Кыргызской Республики - Беларуси и Казахстана, России (порядка 50 процентов внешнеторгового оборота) перспективы Кыргызстана, как центра оптовой торговли, значительно ухудшились. Причины ухудшения связаны с началом соблюдения формальных обязательств между Кыргызстаном и членами Таможенного союза. В контексте дальнейшей перспективы рассматриваемых рыночных комплексов такие существенные изменения правил торговли приведут к снижению рентабельности поставок и, вероятнее всего, к дальнейшему сокращению.

Также, одним из существенных рисков является высокая конкурентная среда в регионе. Период товарного дефицита и малой конкуренции, давший мощный толчок развитию торгово-рыночных комплексов (далее - ТРК) "Дордой" и "Кара-Суу", других крупных рынков, прошел, а сопредельные страны предпринимают активные попытки по организации торговых площадок на своей территории.

Товарные потоки (в основном они носят реэкспортный характер) можно разделить на два крупных направления. Первое направление, проходящее через северный транзитный маршрут и направленное в Казахстан и Россию, обслуживается ТРК "Дордой". Южный транзитный поток проходит через Ошскую область и обслуживается ТРК "Кара-Суу".

По экспертным оценкам, в случае полной ликвидации реэкспортной торговли экономические потери оцениваются в размере около 6 процентов от ВВП (2009 год). Значительными будут и возможные социальные последствия, которые в течение полутора-двух лет приведут к высвобождению около 15-20 тысяч безработных, без учета иждивенцев.

Вместе с рисками, имеющими внешний характер, существует большое количество внутренних проблем. Внутренние проблемы связаны с состоянием инфраструктуры, обеспечением деятельности рынков и вопросами их регулирования со стороны государства.

 

1.1. Общая характеристика ТРК и показатели экономической деятельности

 

ТРК "Дордой" расположен в пригороде города Бишкек. По состоянию на 1 января 2009 года, общая площадь, занимаемая торговым комплексом, составляет около 53 га. ТРК "Дордой" объединяет несколько самостоятельных субъектов предпринимательства. В их состав входят отдельные универсальные оптово-розничные рынки, которые в совокупности составляют крупнейший торгово-рыночный комплекс в Центральной Азии, обеспечивающие другие товарные рынки региона.

На территории ТРК "Дордой" установлены порядка 17000 контейнеров. Каждый контейнер представляет собой самостоятельную торговую точку. Собственниками контейнеров являются физические лица, непосредственно занимающиеся торговой деятельностью в ТРК "Дордой" или сдающие их предпринимателям в аренду.

Торговые ряды ТРК "Дордой", в зависимости от вида торговли, подразделяются на оптовые, розничные и оптово-розничные. В последнее время из-за снижения объемов оптовой торговли многие предприниматели, ранее занимавшиеся только оптовой торговлей, переориентировались на оптово-розничную торговлю.

ТРК "Дордой" обеспечивает товарами торговые предприятия и розничные рынки во всех регионах республики. Оптовые поставки товаров с ТРК "Дордой" осуществляются в Казахстан, Россию, Узбекистан и Таджикистан.

ТРК "Кара-Суу" в Ошской области по размерам и объему товарооборота уступает ТРК "Дордой" и является одним из самых больших рынков Центральной Азии. Его площадь составляет более 19,1 га. Рынок объединяет 1 государственный и 18 частных мини-рынков. Основным считается государственное предприятие "Тураталы базары". В настоящее время за данным госпредприятием закреплено 6,26 га земельного участка и часть имущественного комплекса рынка. Государственное предприятие свою хозяйственную деятельность ведет в части имущественного комплекса, состоящего из 1284 торговых мест и 610 контейнеров. Общая численность контейнеров, установленных на территории ТРК "Кара-Суу", составляет примерно 5061 единицу. Каждый контейнер представляет собой самостоятельную торговую точку. Собственниками контейнеров являются физические лица, занимающиеся торговой деятельностью на ТРК "Кара-Суу" или сдающие их в аренду предпринимателям.

Торговые ряды ТРК "Кара-Суу", в зависимости от вида торговли, подразделяются на оптовые, розничные и оптово-розничные. Как и на ТРК "Дордой", из-за снижения объемов оптовой торговли, предприниматели ТРК "Кара-Суу" переориентировались на оптово-розничную или на розничную торговлю.

Ассортимент реализуемых товаров на ТРК "Дордой" и "Кара-Суу", весьма широк, начиная с запасных частей для автомобилей и строительных материалов до потребительских товаров широкого спроса, как отечественных, так и зарубежных производителей.

ТРК "Кара-Суу" ориентирован на рынки Узбекистана и Таджикистана. В последнее время ТРК "Кара-Суу" значительно снизил объемы торговли вследствие ограничений на границе с Узбекистаном. Это привело к расщеплению товарных потоков, транспортировка части которых проходит без аккумулирования на территории ТРК "Кара-Суу".

Из-за отсутствия статистического учета, информация о динамике торгового оборота на ТРК "Дордой" собиралась посредством наблюдений и опроса предпринимателей. Результаты проведенных наблюдений показали значительное снижение торговой активности, начиная с IV квартала 2008 года.

К январю 2009 года в обследованных рядах 52 процента от общего количества контейнеров было закрыто, 4 процента контейнеров выставлены на продажу, 5 процентов контейнеров предлагалось для сдачи в аренду. По мнению опрошенных предпринимателей, по сравнению с прошлыми годами, товарооборот в 2008 году снизился примерно на 40 процентов, против ежегодного 20-25-процентного роста в течение предыдущих трех лет.

По данным Государственной налоговой службы Кыргызской Республики по городу Бишкек, из общего числа контейнеров, установленных на трех рынках, входящих в состав ТРК "Дордой", постоянно в течение 2008 года работало в среднем не более 33 процентов.

В 2011 году по ТРК "Дордой" выдано 97823 добровольных патента на сумму 294,5 млн. сомов, что меньше по сравнению с 2009 годом на 1753 патента и 37,3 млн. сомов (за 2009 год выдано 99576 патентов на 331,8 млн. сомов).

По ТРК "Кара-Суу" в 2011 году выдано 23992 добровольных патента на сумму 63,3 млн. сомов, что также меньше по сравнению с 2009 годом на 13134 патента и 46,9 млн. сомов (в 2009 году выдано 37126 патентов на 110,2 млн. сомов).

Уменьшение поступления налога на основе добровольного патента связано со снижением ставки патента по ТРК "Дордой" с мая 2010 года в среднем на 20 процентов, уменьшением количества предпринимателей, осуществляющих деятельность на ТРК "Кара-Суу", в связи с произошедшими событиями в июне 2010 года и закрытием границы с Республикой Узбекистан.

Также существенное пополнение республиканского бюджета идет за счет таможенных платежей (пошлина, акцизы, НДС) при таможенном оформлении товаров, ввозимых для реализации на ТРК "Дордой".

По информации Государственной таможенной службы Кыргызской Республики, невозможно выделить из базы данных сведения о поступлениях в республиканский бюджет от проведения таможенных операций субъектами предпринимательства ТРК "Дордой". Вместе с тем, данные Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, по товарным группам 32-83 и 91-96 (потребительские товары, составляющие ассортимент реализуемой в торгово-рыночных комплексах продукции), учитывая, что большая их часть реализуется через ТРК "Дордой", могут в какой-то степени дать представление об объемах поступления в бюджет от деятельности, связанной с ТРК "Дордой".

 

1.2. Инфраструктура рынков

 

За годы деятельности ТРК стимулировали появление соответствующей обслуживающей инфраструктуры в виде частных предприятий и подразделений государственных органов. На территории каждого ТРК функционируют значительное количество гостиниц, стоянок для транспорта, точек общественного питания, охранных организаций, обменных бюро, транспортных компаний и т.д.

Основным типом транспорта на рынках является автомобильный транспорт. При этом транспортная инфраструктура специальным образом не проектировалась под оптовые рынки.

На территории ТРК расположены частные:

- парковки для машин, станции технического обслуживания, автомойки, предприятия общественного питания, гостиницы, радиоузлы, душевые кабины, салоны красоты, обменные и аптечные пункты, филиалы коммерческих банков, пункты, предоставляющие услуги международной телефонной связи и Интернет, овощные мини-рынки, пошивочные и обувные мастерские, камеры хранения, склады и т.д.

В ТРК имеются представители государственных служб:

- отделение милиции;

- отделения налоговой службы и Социального фонда Кыргызской Республики;

- отделение пожарной службы;

- медпункты.

Организацией эффективной работы ТРК занимается администрация каждого мини-рынка отдельно. В функции администрации входит предоставление предпринимателям торговых площадей и земель для аренды под контейнеры, павильоны, киоски, обеспечение охраны, сбор арендной платы за предоставление торговых площадей.

 

1.3. Занятость

 

В настоящее время ТРК "Дордой" предоставляет рабочие места свыше 30 тыс. человек. Примерно 27 тыс. человек занимаются непосредственно торговой деятельностью, 3 тыс. - заняты в сфере обслуживания (сотрудники администрации рынков и службы охраны, грузчики, транспортировщики, водители, работники общепита и т.д.). Деятельность ТРК также обеспечивает занятость частных перевозчиков и водителей частных маршрутных автобусов, численность которых, по предварительной оценке, колеблется от 200 до 300 человек.

По опросам профсоюзной организации ТРК "Дордой", на иждивении каждого работающего на рынке находится в среднем два человека. С учетом иждивенцев, рабочие места на ТРК предоставляют средства к существованию около 600 тыс. человек.

Вопросы занятости в ТРК имеют ярко выраженный гендерный аспект: 60 процентов предпринимателей составляют женщины.

На ТРК "Кара-Суу" занимаются предпринимательской деятельностью более 15 тыс. человек, среди которых, наряду с гражданами Кыргызстана, трудятся граждане Узбекистана, Китая, Турции, Пакистана.

 

Глава 2

Содержание проблемы и необходимость решения

 

2.1. Вызовы и риски во внешней среде

 

Основным вызовом для дальнейшего функционирования ТРК являются существенные изменения условий торговли, обусловленные созданием Таможенного союза. Политическая позиция Кыргызской Республики по вступлению в эту организацию обозначена, однако сроки вступления в Таможенный союз не определены.

В период до вступления в Таможенный союз важным видится процесс подготовки к этому событию страны в целом и ТРК, в частности. Кроме того, исключительное значение приобретает возможность использования текущих возможностей торговых режимов в отношении Кыргызстана. Однако, очевидно, что время ориентирования на реэкспортные потоки в развитии рыночных комплексов уходит. Кыргызстан уже не сможет обеспечивать реэкспорт товаров столь привлекательный для торгового режима.

Таким образом, принципиальным вопросом для дальнейшего развития рынков является способность их приспособиться к изменившимся условиям.

Специфической проблемой для реэкспорта товаров "Кара-Суу" является препятствия к свободному перемещению товарных потоков через границу с Узбекистаном. В настоящее время пограничный переход (через мост) к ТРК "Кара-Суу" закрыт. Переход граждан разрешается только для посещения родственников. Осуществление торговой деятельности или просто покупка-продажа товаров между гражданами прилегающих территорий узбекской стороной запрещена.

Одним из основных рисков является высокая конкурентная среда в регионе. Период товарного дефицита и малой конкуренции, давший мощный толчок развитию ТРК "Дордой", "Кара-Суу" и других крупных рынков, прошел: потребительский рынок перенасыщен.

В Узбекистане строятся крупные современные торгово-рыночные комплексы, открыты прямые рейсы; Ташкент-Пекин, Ташкент-Урумчи, что способствует самообеспечению узбекского рынка. Данные меры приводят к снижению коммерческой привлекательности ТРК "Дордой" и "Кара-Суу".

Основные проблемы, препятствующие развитию ТРК:

- существенные изменения условий торговли, делающие нерентабельными реэкспортные поставки;

- ограничения на государственной границе с Узбекистаном, который является основным потребителем южного реэкспортного потока.

 

2.2. Внутренние проблемы

 

Негативное влияние на конкурентоспособность отечественных рынков оказывают существенные проблемы, с которыми сталкиваются оптовые покупатели при прохождении таможенных и пограничных постов.

Учитывая, что ТРК развивались стихийно, торговые места на территории ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" не соответствуют современным требованиям. Высокая степень раздробленности собственников ТРК приводит к отсутствию комплексного подхода к управлению рынками и его развитию.

Основные проблемы ТРК:

- плохое состояние подъездных дорог к ТРК, перегруженность автотранспортом;

- недостаток необходимого количества парковочных мест;

- существующая инфраструктура ТРК "Кара-Суу" не соответствует требованиям пожарной безопасности, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, отсутствует водообеспечение и канализация;

- недостаточное соблюдение правопорядка на ТРК "Дордой" и "Кара-Суу";

- изношенное состояние существующих электросетей;

- увеличение количества предпринимателей-нерезидентов, кроме предпринимателей из стран Содружества, имеющих возможность завозить товары, закупленные непосредственно у производителей, и реализовывать их по более низким ценам, что создает неравные условия для конкуренции отечественным предпринимателям;

- несоответствие ставки патента на занятие предпринимательской деятельностью при снижении объемов торговли;

- высокая единая ставка совокупного таможенного платежа.

 

Глава 3

Цель и задачи

 

Несмотря на негативные тенденции, отмеченные выше, необходимо отметить конкурентные преимущества рыночных комплексов, которые могут обеспечить дальнейшее развитие:

- близкое, удобное расположение к рынкам Центрально-Азиатского региона;

- либеральный торговый режим, действующий на территории Кыргызской Республики;

- приемлемые цены на предоставляемые товары и услуги;

- высокая пропускная способность;

- наличие квалифицированных, "дешевых" трудовых ресурсов;

- безвизовый режим со странами - основными торговыми партнерами;

- отсутствие языкового барьера.

Исходя из имеющихся предпосылок и возможностей, определены цель и задачи настоящей Программы развития торгово-рыночных комплексов "Дордой" и "Кара-Суу" (далее - Программа).

Цель:

укрепление и повышение конкурентоспособности ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" в Центрально-Азиатском регионе, странах-участниц Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Сохранение темпов роста торгового оборота и количества рабочих мест в ТРК на уровне предыдущих лет.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- придание ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" статуса стратегически важных объектов;

- расширение производственных и торговых возможностей ТРК "Дордой" и "Кара-Суу";

- совершенствование организационно-экономических условий развития ТРК "Дордой" и "Кара-Суу";

- создание условий для роста кредитования и инвестирования в сфере торговли;

- оптимизация фискальной политики.

 

Задача 1. Разработка нормативных правовых актов по развитию ТРК

"Дордой" и "Кара-Суу"

 

Формирование Таможенного союза - это, несомненно, большое изменение для экономики Кыргызстана. Эти факторы отрицательно сказываются на предприятиях, занимающихся торговлей импортной продукции из стран, не являющихся членами Таможенного союза.

Назрела необходимость параллельно создавать благоприятные условия для адаптации предпринимателей к новым условиям и активного развития.

В долгосрочной перспективе только экономическая интеграция позволит республике выстоять перед сложными геополитическими и глобальными вызовами. Неизбежен тот факт, что некоторые сегменты бизнеса будут испытывать большие трудности в процессе адаптации. Государство должно максимально минимизировать этот болезненный период, создав механизм экономического взаимодействия для отечественных предпринимателей.

ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" за годы деятельности стимулировали появление соответствующей обслуживающей инфраструктуры в виде частных предприятий и подразделений государственных органов. На каждом из ТРК функционирует значительное количество гостиниц, стоянок для транспорта, точек общественного питания, охранных организаций, обменных бюро и т.д. В перспективе ТРК должны стать основой крупных программных инвестиций.

В перспективе необходимо сохранение и создание конкурентоспособных ТРК в Центрально-Азиатском регионе.

 

Задача 2. Расширение производственного и торгового потенциала ТРК

"Дордой" и "Кара-Суу"

 

Основным ответом на внешние вызовы является переориентация ТРК с обслуживания реэкспортных потоков в промышленные производства, которые могли бы генерировать товарные потоки соответствующих объемов.

Из ныне действующих отраслей народного хозяйства, соизмеримых объему ТРК "Дордой" и "Кара-Суу", может генерировать только швейная промышленность и сельское хозяйство. В этой связи, с учетом накопленного опыта, на первом этапе целесообразным видится организация швейного и обувного кластеров, со специализацией на торговлю тканями и аксессуарами. С учетом компактности и низкого веса на единицу товара экспорт таких изделий может быть налажен как в оптовом, так и в розничном объеме.

Более того, согласно зеркальной статистике, около половины всего экспорта из Китая в Кыргызстан за 2010 год составили ткани, фурнитура, швейные изделия и обувь.

Другим существенным обстоятельством ориентирования именно на эти группы товаров являются правила определения страны происхождения товаров. В части, касающейся швейных изделий, Кыргызстан уже обладает полным циклом пошива швейных изделий. Аналогичный цикл может быть организован и для обувных изделий. В основе правил происхождения, принятых в рамках Содружества Независимых Государств, достаточным критерием признания страны происхождения является изменение одного из четырех первых знаков кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) товара.

Реализация поставленной задачи потребует создания соответствующих приемлемых условий для организации, прежде всего, швейных производств на территории ТРК. В этом направлении необходимо проведение переговоров на предмет обеспечения соответствующего уровня арендной платы. В этом направлении ведущая роль отводится государству, которое на базе соответствующих органов обеспечит площадку для диалога между предпринимателями и собственниками ТРК.

Кроме того, необходима организация политического диалога между Правительством Кыргызской Республики и правительствами стран, заинтересованных в локализации производства. Прежде всего, активизацию усилий необходимо провести в отношении Китая. Также рассматривается возможность проведения межправительственной встречи с целью создания совместного предприятия, с привлечением ассоциаций производителей из зарубежных стран (Российской Федерации, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Турции).

Вторым необходимым условием является подготовка специфичных обеспечивающих мероприятий, таких, как торговля тканями и фурнитурой. На сегодняшний день основным центром торговли сырья для швейного производства является рынок "Мадина" в городе Бишкек. Для обеспечения удобства швейных производств целесообразно разместить торговые точки с указанным ассортиментом на территории ТРК "Дордой".

Третьим условием является обеспечение соответствующими трудовыми ресурсами. Агентству профессионально-технического образования при Министерстве молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики совместно с предпринимателями целесообразно проработать вопрос организации краткосрочных интенсивных курсов подготовки по специальностям, необходимым для швейного производства.

Основным препятствием дальнейшему функционированию ТРК "Кара-Суу" является ограничение товарных потоков на территорию Республики Узбекистан через кыргызско-узбекскую государственную границу. Учитывая взаимную заинтересованность, необходимо изыскать возможности для организации политического диалога между странами относительно дальнейших перспектив ТРК. Базовой позицией для переговоров целесообразно принятие мер, предполагающих создание условий для осуществления физическими и юридическими лицами приграничной торговли на приграничной территории. Эта правовая форма станет основой для перспективного развития рыночного комплекса в контексте вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз, принимая во внимание наличие подобных зон между странами-членами Таможенного союза и третьими странами.

 

Задача 3. Совершенствование организационно-экономических условий

развития ТРК "Дордой" и "Кара-Суу"

 

В целях повышения эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с экономическими преступлениями, а также дальнейшего продолжения работ по сокращению коррупционных проявлений и других видов нарушений, проведения совместных мероприятий в этом направлении государственным и иным органам необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую, методическую и информационную базы.

Закрепить конкретных участковых инспекторов на территории ТРК совместно со службой безопасности рынков по выявлению правонарушений. При этом, определив ответственность представителей правоохранительных органов за вмешательство в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.

Непосредственно на территории ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" усилить освещение в СМИ информации по правовым, фискальным, регуляторным и практическим вопросам.

В сфере администрирования необходимо уменьшить до минимума проверки субъектов предпринимательства, принять меры по обеспечению упорядочения контроля со стороны государственных органов.

Уполномоченному государственному органу в сфере миграции, при рассмотрении и подготовке проекта решения по квотированию иностранной рабочей силы на территории Кыргызской Республики, рекомендуется проводить согласование с Ассоциацией рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана. Данная процедура позволит соблюдать баланс интересов государства, бизнеса, граждан Кыргызской Республики и иностранных предпринимателей. В случае несовпадения интересов между администрациями рынков и общественными объединениями (профсоюз) по представлению миграционных квот иностранным гражданам, решение данного вопроса будет принимать Правительство Кыргызской Республики.

Стабилизация и обеспечение ежегодного роста торгового оборота предполагает создание благоприятных условий для экспортеров (оптовых покупателей), реализацию мер по упрощению административных барьеров при осуществлении экспорта.

Необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности ТРК является создание комфортных условий для покупателей, развитие и совершенствование инфраструктуры рынка.

Необходимо также:

- создание условий работы для продавцов и потребителей на территории рынков;

- разработка проекта строительства крытого торгового комплекса на базе ТРК "Кара-Суу", создание современной инфраструктуры, с учетом обеспечения водоснабжения и канализации рынка путем присоединения к действующим инженерным коммуникациям или строительства локальных сооружений, медицинскими и аптечными пунктами, предприятиями общественного питания, душевыми кабинами, комнатами для гигиены женщин, туалетами согласно требованиям действующих нормативных документов;

- обеспечение торговли на ТРК с соблюдением требований санитарных, экологических норм, правил торговли и общественного питания, правил и норм охраны труда, пожарной безопасности. Необходимо наличие документов, подтверждающих безопасность для здоровья, на товары, продукцию и сырье;

- обеспечение оптимального транспортного сообщения ТРК с городом, открытие маршрутов, соединяющих ТРК со всеми районами города;

- построение транспортной развязки, обеспечивающей удобное примыкание въездов и выездов к территории комплексов с основными транспортными магистралями;

- наличие больших паркингов, обеспечивающих удобную парковку автомобилей для всех посетителей комплекса;

- осуществление ремонта и реконструкция подъездных дорог к торговому комплексу;

- осуществление ремонта и восстановление дорог международного значения, связывающих торговый комплекс с пограничными постами (Бишкек-Георгиевка; Бишкек-Чалдовар, Ош - Сары-Таш - Иркештам);

- открытие отделений милиции на территории ТРК;

- установка мощных подстанций проведение линий электропередачи, независимых от города.

Необходимо провести работы по благоустройству территории ТРК. Внедрить новые формы осуществления платежей, реформирование платежной системы через организацию/возобновление диспетчерско-кассового обслуживания в пригородном, междугороднем и международном направлениях.

 

Задача 4. Создание условий для роста кредитования в сфере торговли

 

Согласно результатам проведенного опроса, предприниматели, работающие на ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" более 5 лет, для продолжения своей деятельности в прежних объемах используют в качестве оборотного капитала личные средства. Для расширения объемов деятельности им необходимо привлечение дополнительных средств. Также, в получении кредитов остро нуждаются предприниматели, начавшие заниматься торговлей сравнительно недавно.

Сезонный характер основной группы товаров, реализуемых на рынке, а также быстрая смена спроса на тот или иной вид товаров требуют постоянного обновления ассортимента. Однако, вследствие снижения покупательской способности населения и падения потребительского спроса, многие торговцы не смогли своевременно реализовать свои товары. Для предпринимателей, взявших кредиты для приобретения товаров, это означает невозможность своевременного погашения своей задолженности.

Основным препятствием в получении кредитов для предпринимателей стало усложнение условий получения кредитов.

Кредиты, представляемые банками для осуществления торговой деятельности, имеют высокие процентные ставки и короткие сроки погашения. Вследствие этого встает вопрос о необходимости обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам на доступных (приемлемых) условиях, создание на ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" финансово-кредитной компании с привлечением инвесторов из заинтересованных стран, владельцев рынков и долевого участия государства. Также необходимо проработать возможность пролонгации полученных ранее кредитов и недопущения повышения кредитных ставок на ранее полученные кредиты.

 

Задача 5. Оптимизация фискальной политики

 

В целях создания благоприятной среды и ускоренного развития торгово-рыночных комплексов необходимо создать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности и прозрачности налогообложения на ТРК "Дордой" и "Кара-Суу" в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Кроме этого, следует автоматизировать работу по налоговому администрированию рынков с применением компьютерных технологий и современных прикладных программ. Эти меры будут способствовать сокращению многочисленных и длительных проверок со стороны налоговых органов и исключению условий для коррупционных проявлений в фискальных органах.

Также целью стимулирования предпринимательской деятельности является пересмотр налоговой службой ставок патентов на занятие предпринимательской деятельностью в соответствии с изменениями в экономике страны.

 

Глава 4

Ресурсное обеспечение

 

На реализацию мероприятий Программы привлекаются средства субъектов предпринимательства, участвующих в осуществлении конкретных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры ТРК, рекламной компании. Источниками финансирования Программы являются республиканский бюджет Кыргызской Республики и внебюджетные источники.

 

Глава 5

Необходимые условия и механизм реализации Программы

 

Механизм реализации предусматривает взаимодействие государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрии города Бишкек, администрации ТРК "Дордой" и "Кара-Суу", субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории ТРК "Дордой" и "Кара-Суу".

Управление реализацией Программы осуществляет Министерство экономики Кыргызской Республики, которое обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, осуществляет взаимодействие исполнителей на принципах государственно-частного партнерства, а также общий контроль за реализацией Программы.