Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\aa9f2318-d558-4f47-88ef-478c9b1d164f\document.files\image001.jpg

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2015 года № 455

Об утверждении Концепции фискальной политики

Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и Плана мероприятий

по реализации Концепции фискальной политики

Кыргызской Республики на 2015-2020 годы

 

В целях дальнейшего совершенствования проводимой фискальной политики и улучшения реализации мер, предусмотренных Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

- Концепцию фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы согласно приложению 2.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

 

Премьер-министр

Т.А. Сариев

 

Приложение 1

 

Концепция

фискальной политики Кыргызской Республики

на 2015-2020 годы

 

1. Введение

 

Настоящая Концепция определяет меры в области фискальной политики, которые будут реализованы в 2015 – 2020 годах в Кыргызской Республике в отношении налогов, неналоговых платежей и страховых взносов по государственному социальному страхованию (далее – обязательные платежи) с учетом целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.

Миссией фискальной политики является обеспечение финансовой безопасности страны с минимальными затратами для общества.

В течение периода до 2015 года концептуальные основы фискальной политики Кыргызской Республики формировались следующими документами:

- Концепция совершенствования налоговой политики в Кыргызской Республике, одобренная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 мая 2001 года № 255, постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2001 года № 410-II;

- Указ Президента Кыргызской Республики «О Стратегии фискальной реформы в Кыргызской Республике до 2005 года» от 16 июля 2002 года;

- Указ Президента Кыргызской Республики «О Среднесрочной стратегии совершенствования налоговой политики в Кыргызской Республике на 2006-2008 годы» от 13 апреля 2006 года.

Основными направлениями фискальной политики на 2015-2020 годы будет продолжение реализации мер, предусмотренных Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года:

1) улучшение инвестиционного климата;

2) обеспечение полноты сбора налогов;

3) модернизация налоговой и таможенной служб;

4) усовершенствование и автоматизация системы налоговой отчетности, сокращение количества отчетов и упорядочение периодичности их представления;

5) выявление и минимизация факторов, приводящих к возникновению системной коррупции, вскрытие ее подлинных социально-экономических корней, пропаганда законопослушного образа жизни, реализация антикоррупционной политики государства в фискальной сфере.

В целом фискальная политика в средне- и долгосрочной перспективе будет направлена на стабилизацию экономики и обеспечение опережающего темпа роста доходной части государственного бюджета по сравнению с расходной таким образом, чтобы можно было достичь к концу периода планомерного преодоления дефицита бюджета.

С целью поддержания бюджетной сбалансированности должны быть предприняты меры, направленные на увеличение доходов государственного бюджета Кыргызской Республики, в первоочередном порядке на улучшение администрирования и пополнения бюджета за счет субъектов и операций теневой экономики.

Сохранится стимулирующая роль фискальной политики, направленная на диверсификацию, технологическое обновление и модернизацию производства, а также повышение конкурентоспособности экономики, в том числе в рамках участия Кыргызской Республики в ЕАЭС.

 

2. Основные проблемы фискальной политики

Кыргызской Республики

 

Фискальная политика страны за последнее десятилетие существенно изменила основные подходы к налогообложению и была направлена, главным образом, на снижение налоговой нагрузки.

Динамика изменения соотношения суммы бюджетных поступлений от обязательных платежей бизнеса к ВВП за период начиная с 2000 года представлена в нижеследующей диаграмме:

 

 

Динамика доли бюджетных поступлений в ВВП в период с 2000 года по 2007 год имела четкую и стабильную тенденцию к повышению, и к 2007 году указанная доля составила 24,4 процента к ВВП. В 2008-2010 годы наблюдалось небольшое снижение данного показателя, что было связано как с последствиями мирового кризиса 2008 года, так и с беспрецедентным в налоговой истории Кыргызстана разовым снижением ставки НДС с 20 до 12 процентов. В последующие годы рост доли обязательных платежей бизнеса стабилизировался и составил в 2013 году 26,8 процента в экономике в целом. Динамика роста поступлений обязательных платежей в бюджет за рассматриваемый период, несмотря на значительное снижение в указанном периоде не только ставки НДС, но и ставок подоходного налога, налога на прибыль и страховых взносов, исключения ряда мелких налогов, является подтверждением правильности общего курса фискальной политики, выбранного Кыргызской Республикой.

В настоящее время, несмотря на положительную динамику роста соотношения платежей к ВВП, ситуация усугубляется неравномерностью ее распределения по отраслям и секторам экономики. В 2014 году показатели налоговой нагрузки по основным секторам экономики (без учета налогов на импорт и страховых взносов) были следующими:

 

Налоговая нагрузка по отраслям экономики

                                                                                                                   (млн. сом)

Отрасли экономики

2014 г.

Структура ВВП

% к итогу

Налоговые поступления *

в % к общим налогам

Налоговая нагрузка

(в %)

Всего

337 277,1

40 054,0

Промышленность

61 741,3

15,5

13 884,1

34,7

22,5 %

Сельское хозяйство

58 888,7

14,8

722,4

1,8

1,2 %

Строительство

29 461,1

7,4

2 047,4

5,1

6,9 %

Услуги

191 139,3

48,1

23 400,1

58,4

12,2 %

Налоги на продукты и импорт

56046,7

14,1

(*) не включает налоги на импорт и страховые взносы.

Самая большая нагрузка приходится на промышленную отрасль – 22,5 процента, в то время как в отрасли сельского хозяйства налоговая нагрузка составляет всего 1,2 процента в связи с тем, что данный сектор экономики освобожден от налогов за исключением налогов на землю и имущество.

Сектор услуг занимает основную долю в ВВП страны, поступления налогов от данного сектора также составляют существенную долю налоговых поступлений, однако налоговая нагрузка в данном секторе значительно уступает налоговой нагрузке отрасли промышленности и составляет всего 12,2 процента.

В настоящее время не представляется возможным точно оценивать налоговую нагрузку по налогоплательщикам разных категорий – крупного, среднего и малого бизнеса, субъектов, применяющих разные налоговые режимы, разной организационно-правовой формы, а также в разрезе отраслей, в целях принятия решений по их налогообложению, по причине отсутствия исчерпывающей информации об объемах финансовых и товарных потоков. В этой связи наряду с продолжением реформ по всем направлениям фискальной политики необходимо обратить особое внимание на повышение качества сбора информации, необходимой для повышения эффективности фискального администрирования и контроля.

Анализ фискальной системы, существующей в настоящее время в Кыргызской Республике, позволяет выделить следующие проблемы.

1.  Недостаточно эффективное государственное управление, которое выражается в:

1)  дублировании администрирования двух основных бюджетных финансовых потоков двумя государственными ведомствами – Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики и Социальным фондом Кыргызской Республики;

2)  недостаточном уровне прозрачности формирования и распределения доходов Социального фонда Кыргызской Республики;

3)  установлении ряда неналоговых платежей подзаконными нормативными актами, а также в отсутствии системного правового регулирования их администрирования;

4)  невозможности принятия качественных государственных решений из-за отсутствия достоверной статистической и регистрационной информации по секторам и субъектам предпринимательства в классификации, адекватной целям проводимой фискальной политики;

5)  недостаточном участии и мотивации местных органов самоуправления в администрировании и увеличении собираемости местных налогов;

6)  дублировании регистрации бизнеса государственными органами и отсутствии оперативного взаимодействия по обмену информацией между ними.

Кроме того, отсутствие единообразного применения норм налогового законодательства различными государственными институтами: фискальными ведомствами, правоохранительными органами, судебными органами, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики на практике приводят к многочисленным и длительным судебным разбирательствам по налоговым правоотношениям.

2. Неравномерное распределение налоговой нагрузки, сопровождающееся обширным и не всегда обоснованным перечнем освобождений от уплаты налогов и других обязательных платежей, значительным уровнем теневой экономики, существенной нагрузкой на работодателя по отчислениям в Социальный фонд Кыргызской Республики.

3. Наличие неясностей и пробелов в законодательстве, которое не в полной мере соответствует задачам по администрированию обязательных платежей, осуществляемых фискальными и правоохранительными органами, с одной стороны, и потребностям плательщиков для обеспечения исполнения обязательств по ним, с другой.

4. Недостаточно эффективное, несмотря на явные позитивные изменения в последние годы, администрирование налогов и других обязательных платежей в бюджет, в первую очередь обусловленное низким кадровым потенциалом органов, отвечающих за разработку и реализацию фискальной политики в стране.

5. Отсутствие системы формирования налоговой культуры у налогоплательщиков и должностных лиц всех ветвей власти, в обществе в целом.

За период государственности Кыргызской Республики в стране сложился крайне негативный стереотип поведения граждан в отношении исполнения налоговых обязательств, разрушающий сами основы государства. Отсутствие у значительной части населения страны понимания того, что уплата налогов является главной обязанностью, препятствует росту конкурентоспособности легальной экономики, преодолению системной коррупции, увеличению возможностей государства исполнять социальные обязательства.

Устранение вышеназванных проблем будет осуществляться на фоне процессов, связанных с вхождением Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз, интеграция с которым является для республики основным вызовом в рассматриваемом периоде.

 

3. Цели и задачи фискальной политики

 

Целью фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы является максимально возможная реализация в повседневной практике государственного управления главных принципов, установленных налоговым законодательством страны: справедливое и прозрачное взимание обязательных платежей в бюджет по законным, точно установленным правилам, минимально обременяющим налогоплательщика.

Для достижения поставленной цели основными задачами фискальной политики являются:

1)     повышение качества государственного управления и принятия решений в области фискальной политики;

2)     максимально возможное выравнивание налоговой нагрузки субъектов разных секторов и отраслей экономики и субъектов, применяющих разные режимы налогообложения;

3)     дальнейшее совершенствование законодательства по обязательным платежам и их администрированию, позволяющее налогоплательщику с наименьшими временными и трудовыми затратами исполнить свои обязательства, а должностным лицам уполномоченных государственных органов – осуществлять эффективное администрирование;

4)     развитие существующих и освоение новых инструментов администрирования, обеспечивающих повышение эффективности и успешную интеграцию с государствами-членами Евразийского экономического союза;

5)     постоянное обогащение практики взимания обязательных платежей новыми механизмами администрирования, внедряемыми по результатам изучения лучших мировых практик с учетом особенностей и потребностей страны;

6)     разработка и реализация первого этапа долгосрочной государственной программы формирования налоговой культуры и повышения налоговой грамотности, как налогоплательщиков, так и государственных служащих.

 

4. Меры в области фискальной политики

 

Для решения поставленных задач в 2015-2020 годы предполагается реализация следующих мер.

 

§ 4.1. Управление государственными доходами

 

1. Администрирование неналоговых платежей. Формирование единого подхода к классификации неналоговых платежей с максимальным приведением в соответствие подходов по их администрированию с подходами, применяемыми в налоговом законодательстве.

Разработка и принятие единого нормативного правового акта по регулированию правоотношений по неналоговым платежам.

Принятие в законодательном порядке нормативного правового акта, устанавливающего запрет на введение любых обязательных платежей подзаконными нормативными правовыми актами, с обеспечением его исполнения за счет введения соответствующих мер ответственности за нарушение данного запрета.

Поэтапная передача органам местного самоуправления полномочий по сбору неналоговых платежей.

2. Администрирование местных налогов. Предоставление полномочий органам местного самоуправления по дифференцированному применению действующих инструментов администрирования местных налогов и налогов на основе патентов, включая установление дополнительных коэффициентов по местным налогам и неналоговым платежам и увеличение диапазонов действующих ставок.

3. Администрирование страховых взносов по государственному социальному страхованию. Проведение подготовительных работ и реализация пилотного проекта в соответствии с мероприятиями, утвержденными распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 7 мая 2014 года № 149-р, и принятие решения по передаче функций по администрированию страховых взносов от Социального фонда Кыргызской Республики Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики.

Доработка законодательства о государственном социальном страховании с целью применения подходов налогового администрирования для взимания социальных взносов.

4. Формирование государственной статистической информации и предоставление отчетности. Пересмотр системы формирования и предоставления государственной статистической информации для целей фискальной политики, включая анализ доходов и расходов бюджета.

Рассмотрение возможности представления отчетности о финансовой деятельности плательщиком одному государственному органу.

5. Стабильность и преемственность фискальной политики. Обеспечение стабильности и преемственности фискальной политики путем установления исключительной прерогативы принятия решений по изменению политики взимания обязательных платежей соответствующими уполномоченными государственными органами.

Установление требования по передаче всех предложений о внесении изменений в законодательство по обязательным платежам, инициированных министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления соответствующим уполномоченным органам для принятия решения.

Введение запрета на включение вопросов, относящихся к политике по обязательным платежам, в отраслевые документы стратегического планирования.

6. Регистрация субъектов предпринимательства. Пересмотр системы государственной регистрации субъектов предпринимательства,  устранение ее раздробленности и дублирования на основе совершенствования механизма «единого окна», а также передачи регистрации индивидуальных предпринимателей в Государственную налоговую службу при Правительстве Кыргызской Республики.

Создание надежных каналов связи с другими ведомствами и системы обмена информацией о зарегистрированных субъектах.

7. Налоговый суд. Развитие в рамках существующей судебной системы нового института - административного (налогового) суда по рассмотрению правоотношений, складывающихся в процессе администрирования налогов, таможенных и неналоговых платежей и страховых взносов.

 

§ 4.2. Налоговая система

 

1. НДС и налог с продаж. Исключение дублирования НДС и налога с продаж:

1)     полная отмена налога с продаж по облагаемым поставкам без повышения ставки НДС;

2)     исключение налога с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории Кыргызской Республики.

2. Акцизный налог. Изменение механизма регистрации, учета и контроля подакцизной группы товаров путем внедрения акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию с использованием системы маркировки контрольными (идентификационными) знаками.

Пересмотр существующих ставок акциза с целью их поэтапного приближения к ставкам акциза на алкогольную и табачную продукцию, установленным в государствах - членах ЕАЭС.

Переход на специфическую систему исчисления акцизного налога, взимаемого с табачных изделий.

3. Налог на имущество. Внедрение элементов налогообложения предметов роскоши путем повышения ставок на отдельные виды имущества (движимое и недвижимое) или применения повышающих коэффициентов органами местного самоуправления.

4. Специальные налоговые режимы. Пересмотр налогового режима на основе добровольного патента путем:

1)  сокращения количества видов деятельности;

2)  реализации принципа применения патента только к деятельности, в которой основой получения дохода является исключительно индивидуальный труд;

3)  увеличения базовых ставок;

4)  введения запрета субъектам, осуществляющим импортно-экспортные операции, применять данный режим;

5)  создания механизмов и инструментов для стимулирования перехода на налоговые режимы более высокого уровня.

Данная мера должна быть принята одновременно с принятием предложений Правительства Кыргызской Республики по пересмотру доходной части местных бюджетов.

 

§ 4.3. Налогообложение отраслей и секторов экономики

 

1. Банковский сектор. Пересмотр системы разрешенных вычетов с учетом таких рисков, как увеличение кредитных ставок, уменьшение роста притока прямых иностранных инвестиций и, соответственно, объемов кредитования.

2. Недропользование. Внедрение механизма оценки бонусов на основе применения рыночных цен на полезные ископаемые.

Рассмотрение в совокупности всех норм, регулирующих налогообложение недропользования, включая необходимость регистрации недропользователя в качестве налогоплательщика по НДС ранее начала разработки месторождения.

Рассмотрение возможности включения в себестоимость работ по поиску и разведке природных ресурсов сумм НДС по использованным приобретенным материальным ресурсам.

Перенаправление доходов от добычи полезных ископаемых в региональные фонды развития обязательных платежей, взимаемых с недропользователей месторождений общегосударственного значения, находящихся в стадии разведки и разработки полезных ископаемых (отчисления на развитие и содержание инфраструктуры, роялти, плата за удержание лицензии на право пользования недрами).

3. Строительство. Изменение ключевых подходов при определении налоговых доходов в секторе строительства жилья и применение фиксированных ставок налогов к физическим показателям объема строительства, в зависимости от рыночной стоимости жилья.

4. Сектор сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции. Рассмотрение возможности отмены действующих освобождений от уплаты налогов для сельхозпроизводителей и субъектов, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, и повышения базовых ставок земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями.

 

§ 4.4. Механизмы и инструменты налогообложения

 

1. Присоединение к Евразийскому экономическому союзу. Сближение и гармонизация подходов к налоговому администрированию в рамках ЕАЭС с учетом максимально возможного сохранения имеющихся у Кыргызской Республики преимуществ.

2. Расширение базы налогообложения  на основе контроля расходов. Расширение применения механизма контроля налогооблагаемых доходов на основании информации о фактически понесенных расходах налогоплательщиков, на основе:

1)        введения всеобщего декларирования доходов и расходов налогоплательщика;

2)        создания и/или совершенствования информационной базы министерств и ведомств, обладающих сведениями о субъектах и объектах налогообложения;

3)        создания современной системы передачи информации между министерствами и ведомствами;

4)        совершенствования косвенных методов определения доходов в целях налогообложения.

3. Фискальные преференции. Разработка методики оценки обоснованности предоставления преференций по обязательным платежам с использованием практического опыта зарубежных стран.

Максимальное сокращение налоговых преференций и создание системы мониторинга их эффективности путем установления обязанности для льготных категорий налогоплательщиков представлять на постоянной основе налоговую отчетность.

4. Международные договоры. Проведение анализа всех международных договоров, устанавливающих особенности налогообложения, с целью разработки единого порядка их применения, а также установления правил предоставления преференций по обязательным платежам при заключении подобных соглашений в будущем.

5. Новые финансовые инструменты. Использование новых финансовых инструментов для продвижения высокоэффективных «зеленых» технологий, основанных на внедрении «зеленых» налогов.

Внедрение законодательного регулирования системы трансфертного ценообразования для совершенствования принципов определения рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми сторонами.

Обеспечение стабильности налогообложения для инвесторов.

6. Мировая практика. Мониторинг на постоянной основе лучших мировых практик как в законодательной сфере, так и в сфере практического администрирования, анализ результатов и внедрение с учетом особенностей и потребностей страны.

В качестве индикаторов соответствия условий налогообложения в Кыргызской Республике современным требованиям будет служить сравнение со странами, занимающими лидирующие позиции в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка, а также сравнение с индикаторами развития и условий ведения бизнеса в странах Центральной Азии и в государствах-членах ЕАЭС.

 

§ 4.5. Фискальное администрирование и контроль

 

1. Методы и инструментарий администрирования. Внедрение и развитие методов и инструментария налогового администрирования:

1)  переход на более современные методы и механизмы контроля исчисления и уплаты НДС, в частности, внедрение электронного присвоения серий и номеров счетам-фактурам НДС вместо счетов-фактур НДС – бланков строгой отчетности;

2)  внедрение механизма фискализации операций по реализации товаров, работ и услуг населению, с использованием контрольно-кассовых машин (ККМ) и специализированного программного обеспечения, предусматривающего фиксацию и передачу данных о таких операциях в базу данных налоговой службы в реальном режиме;

3)  продолжение работы по передаче администрирования местных налогов, налогов на основе патентов и неналоговых платежей органам местного самоуправления;

4)  совершенствование системы межбюджетных отношений в части стимулирования местных органов власти по увеличению доходов местных бюджетов;

5)  внедрение современных механизмов администрирования акцизного налога:

а) установление требований к реализации алкогольной и табачной подакцизной продукции в помещениях;

б) разработка мер по формированию лицензионных требований по применению расходомеров производителями спирта на линиях розлива;

в) разработка предложений по расширению полномочий налогового поста при контроле производства и реализации подакцизной продукции;

г) внедрение минимальных розничных цен на реализацию табачной продукции.

2. Повышение ответственности за правонарушения по обязательным платежам. Рассмотрение возможности существенного увеличения штрафных санкций за нарушение законодательства по обязательным платежам.

Внедрение данных мер необходимо проводить с учетом реализации программы повышения налоговой культуры.

3. Совершенствование работы налоговых и таможенных органов. Для повышения доверия общественности и снижения уровня коррупции деятельность налоговой и таможенной служб будет направлена на:

1) совершенствование функций и рабочих процессов;

2) усиление кадрового потенциала;

3) развитие мотивации плательщиков;

4) разработку, утверждение и реализацию стратегий развития налоговых и таможенных органов.

Совершенствование таможенной системы, обеспечивающей наиболее привлекательные условия и гарантирующей стабильность и полноту формирования доходной части государственного бюджета, необходимо достичь путем решения следующих задач:

1) оптимизация процессов таможенного оформления и таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств;

2) снижение коррупционных рисков и повышение доверия плательщиков к таможенной службе;

3) обеспечение полноты формирования и исполнения доходной части государственного бюджета в части таможенных платежей;

4) обеспечение адекватного ресурсного обеспечения таможенной службы.

4. Налоговая культура. Повышение налоговой культуры общества на основе реализации комплекса мер:

1) введения в программы образования всех уровней - дошкольного, среднего, высшего – обязательного предмета по налогообложению;

2) активизации разъяснительной работы среди населения, включая привлечение активной его части для проведения данных работ и осуществления обратной связи с населением;

5)   реализации специальной программы по созданию в обществе негативного отношения к злостным неплательщикам налогов;

6)   развития взаимодействия государственных органов по совершенствованию налогового и таможенного законодательства с бизнесом.

5. Риски при реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015 - 2020 годы

 

При реализации Концепции фискальной политики необходимо учитывать следующие риски:

1)  влияние изменений в мировой экономике и странах, граничащих с Кыргызской Республикой;

2)  возможная нестабильная социально-политическая обстановка в стране;

3)  уровень готовности среды (плательщиков, персонала налоговой и таможенной служб, гражданского общества и т.д.) к предстоящим изменениям;

4)  недостаточное финансирование заложенных в Концепции мер фискальной политики и отрицательное влияние на государственный бюджет предложенных мероприятий.

 

6. Заключение. Перспективы продолжения фискальных реформ

 

На основании анализа итогов реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики и исходя из требований времени, необходимо выработать дальнейшие шаги на перспективу по проведению реформ фискальной политики. При этом необходимо обязательно учесть переход к стабильному и последовательному налогово-правовому полю, что является одним из важнейших приоритетов для потенциальных инвесторов.

Дальнейшие шаги по фискальному реформированию должны быть направлены на создание условий, направленных на противодействие коррупции и снижение административных барьеров, а также стимулирование легализации неформального сектора экономики.

 

Приложение 2

 

План мероприятий

по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики

на 2015-2020 годы

 

Мероприятия

 

Действия

Ответственные исполнители

Сроки

реализации

Ожидаемые результаты

1

Совершенствование администрирования неналоговых платежей

Разработка проекта Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах

МФ, МЭ, ГНС

III квартал

2015 года

Единый подход к администрированию налоговых и неналоговых платежей. Исключение неналоговых платежей, установленных подзаконными НПА

2

Совершенствование  администрирования местных  налогов

 

Введение новых инструментов администрирования местных налогов включая предоставление полномочий местным органам власти по установлению дополнительные коэффициенты по местным налогам и увеличению диапазона действующих ставок

МЭ, ГНС, ГАМСУМО

IV квартал 2015 года

Улучшение налогового администрирования.

Выравнивание налоговой нагрузки

3

Совершенствование администрирования страховых взносов по государственному социальному страхованию

Исследование проблем формирования источников государственного социального страхования

МЭ, МФ, ГНС, СФ

IV квартал 2015 года

Рекомендации по разработке средне- и долгосрочной политики государственного социального страхования

Разработка пакета НПА по государственному социальному страхованию

МЭ, ГНС, СФ

IV квартал 2016 года

Единые подходы администрирования страховых взносов и налогов

Разработка единых форм и порядка представления отчетности по страховым взносам и подоходному налогу

МЭ, ГНС, СФ

IV квартал 2015 года

Сокращение количества отчетности

Проведение пилотного проекта по передаче функций по администрированию страховых взносов в ГНС и принятие решения по его результатам

МЭ, ГНС, СФ

В течение 6 месяцев после принятия Закона КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель-ные акты Кыргызской Республики» (в законы КР «О государствен-ном социальном страховании», «О Социальном фонде Кыргызской Республики», «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»)

Определение уполномоченных органов по администрированию страховых взносов

4

Оптимизация формирования, классификации государственной статистической информации и предоставления отчетности

Проведение исследования по определению подходов к формированию статистической информации, необходимой для целей фискальной политики

МЭ, НСК (по согласованию), МФ, ГНС

II квартал

2016 года

Сокращение  количества, исключение дублирования, оптимизация периодичности и форм статистической отчетности

Оптимизация статистической отчетности, предоставляемой налогоплательщиками

МЭ, НСК (по согласованию), МФ, ГНС

II квартал

2016 года

5

Обеспечение стабильности и преемственности фискальной политики

Разработка изменений и дополнений в законодательство по обеспечению преемственности и последовательности проведения фискальной политики.

МЭ, МФ, ГНС

IV квартал 2015 года

Преемственность и последовательность проведения фискальной политики.

Разграничение полномочий министерств и ведомств по принятию решений в области фискальной политики

6

Пересмотр системы государственной регистрации субъектов предпринимательства и устранение ее раздробленности путем создания единой системы государственной регистрации бизнеса в налоговой службе

Разработка и реализация  программы передачи функции регистрации индивидуальных предпринимателей  из НСК в ГНС

МЭ, МЮ, НСК (по согласованию), ГНС

2015-2016 годы

 

Упрощение регистрации индивидуальных предпринимателей и налогового администрирования, исключение дублирующих функций

Анализ, разработка рекомендаций по совершенствованию регистрации организаций по принципу «единого окна» и их реализация

ГНС

2015-2020 годы

 

Снижение административной нагрузки на бизнес, улучшение налогового администрирования, исключение дублирующих функций

7

Внедрение в республике нового института – административного (налогового) суда

Разработка изменений и дополнений в действующее законодательство

МЭ, ГНС, МЮ

IV квартал 2017 года

Повышение качества и единообразия решения, принимаемых по налоговым спорам и сокращение сроков их рассмотрения

Разработка программы формирования специализированного судейского корпуса

МЭ, МЮ, ГНС

I квартал

2018 года

8

Исключение дублирования НДС и налога с продаж

Разработка изменений и дополнений в НК КР

МЭ, МФ, ГНС

III квартал

2015 года

Повышение конкурентоспособности налоговой системы КР, снижение и выравнивание налогового бремени

9

Совершенствование механизма регистрации, учета и контроля товаров подакцизной группы

Разработка концепции электронной маркировки подакцизных товаров

МЭ, ГНС, ГТС

2016 год

Повышение эффективности взимания акцизного налога

Разработка комплекса мер по внедрению электронной маркировки

МЭ, ГНС, ГТС

2015-2016 годы

10

Принятие комплексных мер по усилению контроля за производством и реализацией подакцизных товаров

Разработка пакета НПА предусматривающих реализацию комплекса специфических требований к производству, хранению и реализации подакцизных товаров

ГНС

IV квартал 2015 года

Сокращение теневого оборота подакцизных товаров и контрафактной продукции

11

Поэтапное приближение ставок акциза на табачную и алкогольную продукцию к ставкам, установленным в государствах-членах ЕАЭС

 

Проведение исследования по установлению структуры и этапов повышения ставок акцизного налога.

Разработка пакета НПА.

МЭ, ГНС, ГТС

В сроки, согласованные в рамках совместной деятельности с ЕАЭС

Достижение минимального размера ставок акцизного налога в КР по отношению к ставкам, установленным в государствах- членах ЕАЭС:

- по табачной продукции - 70 %;

- по алкогольной продукции - в согласованном размере

12

Обеспечение перехода на специфическую систему исчисления акцизного налога, взимаемого с табачных изделий

Разработка пакета НПА.

МЭ, ГНС

IV квартал 2015 года

Упрощение налогового администрирования

13

Внедрение элементов налогообложения роскоши

Разработка изменений и дополнений в НК Кыргызской Республики, в части установления повышенных коэффициентов для отдельных видов движимого и недвижимого имущества

МЭ, ГНС

IV квартал 2015 года

Повышение социальной справедливости налогообложения

14

Пересмотр налогового режима на основе добровольного патента

Разработка проектов НПА о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Кыргызской Республики 

МЭ, МФ, ГНС

В течение всего периода

Сокращение сферы деятельности по патенту.

Выравнивание налогового бремени

15

Пересмотр налогообложения банковского сектора с учетом таких рисков, как увеличение кредитных ставок, уменьшение роста притока прямых иностранных инвестиций и, соответственно, объемов кредитования

Проведение исследования по налоговой нагрузке финансового сектора и разработка рекомендаций по оптимизации его налогообложения

МЭ, НБКР (по согласованию), ГНС

II квартал

2016 года

Выравнивание налоговой нагрузки финансового сектора с другими секторами

Разработка законопроекта о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс КР

МЭ, ГНС

III квартал

2016 года

16

Внедрение механизмов оценки бонусов, основанных на рыночных изменениях цен на полезные ископаемые.

 

Проведение анализа формирования международных цен на полезные ископаемые

 

Разработка и внедрение рекомендаций по исчислению бонусов с применением международных цен на полезные ископаемые

 

Совершенствование раздела Налогового кодекса КР по налогообложению недропользователей, в том числе в части осуществления регистрации недропользователя в качестве налогоплательщика по НДС не ранее начала разработки месторождения

 

Разработка пакета НПА

МЭ, ГАГМР

 

 

 

 

МЭ, ГАГМР

 

 

 

 

 

 

МЭ, ГНС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЭ, ГНС

2017 год

 

 

 

 

II квартал

2016 года

 

 

 

 

 

III квартал

2016 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III квартал

2016 года

Оптимизация налогообложения горного сектора

17

Рассмотрение возможности и принятие решения по включению в себестоимость работ по поиску и разведки природных ресурсов сумм НДС по приобретенным  материальным ресурсам

Проведение исследования

 

 

МЭ, ГНС, ГАГМР

III квартал

2016 года

Оптимизация налогообложения сектора

18

Изменение ключевых подходов при определении налоговых доходов в секторе строительства жилья и применение отдельных норм при исчислении налогов с прибыли, в зависимости от рыночной стоимости жилья

Разработка пакета НПА.

 

МЭ, ГНС

 

III квартал

2015 года

Упрощения администрирования.

Снижение административной нагрузки на бизнес.

Снижение коррупциогенности

Анализ эффективности применения новых методов

МЭ, ГНС

I квартал

2016 года

I квартал

2017 года

I квартал

2018 года

19

Совершенствование налогообложения субъектов сельскохозяйственного сектора и переработки сельскохозяйственной продукции

 

Проведение анализа эффективности освобождений от уплаты налогов для сельхозпроизводителей и субъектов, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции

МЭ, ГНС, МСХ

IV квартал 2015 года

Улучшение налогового администрирования.

Выравнивание налоговой нагрузки

Изучение  возможности повышения базовых ставок земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями

МЭ, МСХ, ГНС

II квартал

2016 года

20

Сближение позиций по применению налоговых механизмов и инструментов со странами-членами ЕАЭС

 

Совершенствование информационной базы министерств и ведомств, обладающих сведениями о субъектах и объектах налогообложения

МЭ, ГНС, ГТС, СФ, НСК (по согласованию), МЮ, МТК, министерства и ведомства

2015-2020 годы

Интеграция Кыргызской Республики в ЕАЭС

Обеспечение каналами связи, соответствующими современным требованиям, и установление системы передачи информации между министерств и ведомств

МЭ, ГНС, ГТС, СФ, НСК (по согласованию), МЮ, министерства и ведомства

II квартал

2015 года

21

Улучшение администрирования доходов налогоплательщиков на основе расширения применения механизма  контроля их расходов

Введение всеобщего декларирования доходов и расходов

МЭ, ГНС

С 1 января

2016 года

Расширение налогового поля и собираемости налогов.

Уменьшение неформального сектора

Разработка и расширение области применения косвенных методов оценки доходов налогоплательщиков

МЭ, ГНС

II квартал

2016 года

 

22

Установление критериев предоставления льгот и освобождений

 

 

Разработка методики оценки обоснованности предоставления преференций по налогам с использованием мировой практики

МЭ, МФ, ГНС, ГТС

IV квартал 2015 года

Выравнивание налоговой нагрузки

 

Внесение изменений в действующие формы отчетности по льготам и освобождениям от уплаты налога.

Создание системы мониторинга эффективности предоставленных льгот и освобождений

МЭ, МФ, ГНС, ГТС

 

 

МЭ, МФ, ГНС, ГТС

IV квартал 2015 года

 

 

 

II квартал

2016 года

Максимальное сокращение налоговых льгот и освобождений на основе оценки эффективности действующих налоговых льгот

МЭ, МФ, ГНС, ГТС

2016-2020 годы

23

Установление единых подходов по предоставлению преференций по обязательным платежам и при заключении международных договоров

Проведение анализа всех международных договоров, устанавливающих особенности взимания обязательных платежей и разработка правил предоставления преференций по обязательным платежам в будущем при заключении подобных соглашений

МФ, МЭ, МФ, ГНС, ГТС, МИД

III квартал

2016 года

Снижение коррупциогенности.

Создание прозрачных условий для инвестиций

24

Создание стимулов для продвижения и использования экологических технологий, оборудования и продуктов.

Разработка системы инструментов и механизмов, стимулирующих развитие «зеленой» экономики

МЭ, МФ, ГНС, ГТС, ГАООСЛХ

2017 год

Улучшение экологии

 

25

Внедрение законодательного регулирования системы трансфертного ценообразования

Разработка пакета НПА

МЭ, МФ,  ГНС, ГТС

IV квартал 2016 года

Совершенствование принципов определения рыночных цен в фискальных целях

26

Улучшение позиций КР в международных рейтингах

Анализ и мониторинг мировой практики и выработка мер фискальной политики

МЭ, ГНС

2015-2020 годы

Повышение инвестиционной привлекательности

Совершенствование фискальных правоотношений.

27

Совершенствование методов и механизмов налогового администрирования

Внедрение электронного присвоения серий и номеров счетам-фактурам НДС

МЭ, ГНС

По мере принятия законопроекта о новой концепции администрирования НДС

Сокращение административных затрат участников налоговых правоотношений

Внедрение механизма фискализации операций по реализации товаров, работ и услуг населению

ГНС, МЭ

По мере принятия нормативных правовых актов КР и выделения денежных средств Министерством финансов КР на внедрение механизма

Расширение налогооблагаемой базы

Расширение возможности и усиление мотивации для представления отчетности по обязательным платежам в электронном виде

ГНС, ГТС, СФ

2015-2020 годы

Создание благоприятных условий для налогоплательщи-ков

Расширение перечня услуг, предоставляемых налогоплательщикам

ГНС, ГТС, СФ

2015-2020 годы

Внедрение и продолжение работы по передаче администрирования местных налогов и сборов органам местного самоуправления

МЭ, ГНС, ГАМСУМО

2015-2020 годы

Увеличение доходной части местных бюджетов

Совершенствование метода расчета межбюджетных трансфертов

МФ, МЭ, ГНС

2015-2020 годы

28

Совершенствование системы мер ответственности за правонарушения по обязательным платежам

Разработка пакета НПА по усилению мер ответственности за правонарушение по обязательным платежам

МЭ, МФ, ГНС, ГТС, СФ

2015-2020 годы

Увеличение количества добросовестных налогоплательщи-ков

29

Совершенствование работы налоговых и таможенных органов

Разработка, утверждение и реализация стратегий развития налоговых и таможенных органов

МФ, ГНС, ГТС

2015-2020 годы

Повышение качества предоставляемых услуг.

Повышение эффективности деятельности налоговых и таможенных органов.

30

Создание благоприятной предпринимательской среды

Разработка пакета НПА, устанавливающих стабилизационный режим налогообложения

МЭ

IV квартал 2015 года

Создание благоприятной инвестиционной среды

31

Повышение уровня налоговой культуры населения

Введение в программы образования всех уровней (дошкольного, среднего, высшего) обязательного предмета по налогообложению

МЭ, МФ, ГНС, МОН

2015-2020 годы

Улучшение налоговой дисциплины

Активизация разъяснительной работы среди населения

МЭ, МФ, ГНС, ГТС, СФ

2015-2020 годы

Разработка и реализация специальной программы по созданию в обществе негативного отношения к злостным неплательщикам налогов

МЭ, МФ, ГНС

2015-2020 годы

Развитие взаимодействия государственных органов по совершенствованию налогового и таможенного  законодательства с бизнесом

МЭ, ГНС, ГТС

2015-2020 годы