КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН УКУКТУК МААЛЫМАТТАРДЫН БОРБОРЛОШТУРУЛГАН БАНКЫ | |
Документ | Маалым дарек | Шилтеме документтер |
![]() |
Редакция: кыргызча | на русском |
г.Бишкек
от 8 июля 1998 года N 89
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О транспорте
(В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №169,
7 февраля 2005 года №15,6 февраля 2006 года №36,
от 15 июля 2006 года №111, 19 июля 2006 год №124,
10 октября 2012 года №170, 15
февраля 2013 года №21)
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 16 июня 1998 года
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Система государственного регулирования и управления
деятельностью транспорта
Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта
Раздел 4. Безопасность и ответственность на транспорте
Раздел 5. Заключительные положения
Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и орга-
низационной деятельности транспорта Кыргызской Республики.
Раздел 1
Общие положения
Статья 1. Законодательство о транспорте
Отношения, связанные с деятельностью транспорта Кыргызской Респуб-
лики, регулируются настоящим Законом и другими действующими нормативны-
ми правовыми актами Кыргызской Республики.
Условия перевозок, порядок использования транспортных средств,
обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, про-
тивопожарной безопасности и санитарных норм определяются нормативными
актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми
в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников
транспортных отношений.
Статья 2. Основные понятия, принятые в Законе
Автовокзал - станционное сооружение, обеспечивающее обслуживание
пассажиров в населенных пунктах и включающее здание с залом ожидания
вместимостью свыше 75 человек и билетными кассами; перрон для посадки
и высадки пассажиров; площадку для стоянки автобусов, камеру хранения,
комнату матери и ребенка, комнату отдыха водителей, санузлы и
информационно-справочную систему.
Автостанция - станционное сооружение, обеспечивающее обслуживание
пассажиров в населенных пунктах и включающее здание с залом ожидания
вместимостью свыше 75 человек и билетными кассами; перрон для посадки
и высадки пассажиров; площадку для стоянки автобусов санузлы и
информационно-справочную систему.
Автопавильон - линейное сооружение, расположенное вдоль
автодороги для обслуживания пассажиров в населенных пунктах.
Транспорт Кыргызской Республики - зарегистрированный на ее терри-
тории автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный, го-
родской электрический транспорт, а также находящийся в собственности
Кыргызской Республики магистральный трубопроводный транспорт.
Перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее транспорт-
ным средством на праве собственности или иных законных основаниях, пре-
доставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за
плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или ли-
цензию, выданную в установленном порядке.
Транспортное предприятие - юридическое лицо, являющееся перевозчи-
ком и занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке гру-
зов, пассажиров, багажа и почты, техническому обслуживанию и ремонту
транспортных средств, оказывающее другие виды услуг, связанных с транс-
портной деятельностью, и действующее в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 6 февраля 2006 года №36)
Статья 3. О собственности на транспорте
Транспорт в Кыргызской Республике основывается на многообразии
форм собственности.
Все собственники транспорта равны перед законом.
Государственной собственностью на транспорте являются:
- железные и автомобильные дороги общего пользования и инженерные
сооружения на них;
- магистральные трубопроводы;
- судоходные водные пути, маяки, а также устройства и навигацион-
ные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность движения;
- аэронавигационные устройства системы управления воздушным движе-
нием, сети коммуникаций, инженерные сети, связанные с технологией обс-
луживания воздушных судов, авиационных перевозок и обеспечением поле-
тов.
Разгосударствление и приватизация государственной собственности на
транспорте осуществляется по концепции, разработанной Правительством
Кыргызской Республики и утверждаемой Жогорку Кенешем Кыргызской Респуб-
лики.
Статья 4. Земли транспорта
Землями транспорта являются:
земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;
земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, до-
рожным и другим предприятиям, осуществляющим их строительство, реконс-
трукцию, ремонт и содержание.
Земельные отношения, возникающие при отводе земель транспорту, по-
рядок их пользования,в том числе порядок отвода и пользования землями
общего пользования населенных пунктов, регулируются Земельным кодексом
Кыргызской Республики,а также издаваемыми в соответствии с ним законо-
дательными и нормативными актами Кыргызской Республики.
В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объ-
ектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам,
селям и другим опасным природным воздействиям, могут устанавливаться
охранные зоны.
Транспортные предприятия могут предоставлять отведенные им земли
во временное пользование другим предприятиям, организациям, учреждениям
и гражданам для хранения грузов, обслуживания пассажиров и других це-
лей, связанных с деятельностью транспорта.
(В редакции Закона КР от 7 февраля 2005 года №15)
Раздел 2
Система государственного регулирования и
управления деятельностью транспорта
Статья 5. Государственное регулирование работы транспорта
Государственное регулирование работы транспорта осуществляется пу-
тем разработки единой государственной политики в области развития всех
видов транспорта, правового обеспечения, лицензирования, налогообложе-
ния, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления ин-
вестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля
за исполнением транспортными предприятиями и перевозчиками законода-
тельства Кыргызской Республики.
Государственная программа развития транспорта, определяющая среди
прочего объем снижения выбросов парниковых газов в секторе,разрабатывает-
ся органом государственного управления транспортом и вносится на утверж-
дение Правительства Кыргызской Республики не реже одного раза в 5 лет
(В редакции Закона КР от 15 февраля 2013 года №21)
Статья 6. Лицензирование видов деятельности и услуг транспортного
комплекса
Деятельность, связанная с осуществлением работ и услуг транспорт-
ного комплекса, производится на основе специального разрешения (лицен-
зии).
Срок действия лицензии на транспортную деятельность и услуги,
обеспечивающие транспортный процесс, устанавливается:
на пассажирские перевозки - на 1 год;
на грузовые перевозки - на 3 года;
(абзац четвертый утратил силу в соответствии с Законом КР
от 10 октября 2012 года N 170)
на прием и выпуск воздушных судов гражданской авиации, перевозку
воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза и почты, техническое
обслуживание воздушных судов и их оборудования, осуществляемые на тер-
ритории Кыргызской Республики, - на 2 года.
(В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года №169,
10 октября 2012 года №170)
Раздел 3
Основные положения деятельности транспорта
Статья 7. Основы экономической и хозяйственной деятельности
Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте фор-
мирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.
Транспортные предприятия самостоятельно разрабатывают планы, зак-
лючают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребнос-
тями заказчика.
Предприятия пассажирского транспорта, рентабельность которых не
обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, дотируются соот-
ветственно из республиканского и местного бюджетов.
Органами государственной власти и управления при установлении от-
дельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на
бесплатный проезд, определяется источник компенсации связанных с этим
потерь доходов транспортных предприятий.
Строительство вокзалов, станций, пристаней, пассажирских платформ
и иных объектов по обслуживанию населения осуществляется за счет
средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет средств
местных и иностранных инвесторов.
Организация работы служб автовокзалов, автостанций,
автопавильонов должна предоставить максимальные удобства пассажирам с
минимальными затратами времени на выполнение всех операций, связанных
с поездкой.
Автовокзал, автостанция предназначены для обслуживания пассажиров
междугородных и пригородных маршрутов межобластного и международного
значения.
Автостанция предназначена для обслуживания пассажиров
междугородных и пригородных маршрутов внутриобластного значения.
В населенных пунктах, где нет автовокзалов, автостанции могут
обслуживать пассажиров межобластных и международных маршрутов.
За пользование государственными портами и водными путями, а также
за управление полетами на воздушном транспорте с юридических и физичес-
ких лиц, в том числе иностранных, взимается плата в порядке и размерах,
определяемых Правительством Кыргызской Республики и межправительствен-
ными соглашениями.
(В редакции Закона КР от 6 февраля 2006 года №36, от 15 июля
2006 года №111)
Статья 8. Провозная плата
За перевозку груза, пассажиров и багажа взимается плата, размер
которой устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено
законодательством Кыргызской Республики.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего
пользования определяется на основании тарифов, согласованных с Госу-
дарственным департаментом по антимонопольной политике при Министерстве
финансов Кыргызской Республики.
Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельцев, не
предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
Статья 9. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, осуществление
транспортно-экспедиционных услуг
Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, осуществления транс-
портно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и
транспортно-экспедиционным операциям определяются Гражданским кодексом
Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами.
Статья 10. Прямое смешанное сообщение
Железнодорожный, водный и автомобильный транспорт могут организо-
вывать систему прямых смешанных сообщений.
Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении
устанавливается государственным органом управления транспорта.
Статья 11. Транзитные перевозки грузов и пассажиров
Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Кыргызс-
кой Республики осуществляются по дорогам, трассам и воздушным путям,
открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с законода-
тельством Кыргызской Республики, международными соглашениями и догово-
рами.
Раздел 4
Безопасность и ответственность на транспорте
Статья 12. Требования к транспортным средствам
Транспортные средства должны соответствовать требованиям безопас-
ности, медико-санитарным нормам, нормам охраны труда и экологии, уста-
навливаемым международными и государственными стандартами и технически-
ми условиями, а также быть зарегистрированными в установленном порядке.
(В редакции Закона КР от 19 июля 2006 года № 124)
Статья 13. Право управления транспортными средствами
Право управления транспортным средством предоставляется лицу, име-
ющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетель-
ствование состояния здоровья.
Квалификационные требования по управлению транспортным средством
определяются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Рес-
публики.
Критерии оценки пригодности состояния здоровья к управлению транс-
портным средством определяются медицинскими работниками в порядке, ус-
тановленном Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
Статья 14. Ответственность перевозчика
Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почты с мо-
мента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.
Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограни-
чении или устранении ответственности недействительны, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными актами Кыргызской Республики.
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к
перевозке груза, возмещает причиненный по его вине ущерб юридическим и
физическим лицам в порядке, установленном законодательством Кыргызской
Республики.
Перевозчик несет имущественную ответственность за причинение вре-
да, возникшего вследствие смерти или повреждения здоровья пассажира при
перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпев-
шего или непреодолимой силы природы.
Другими законодательными актами Кыргызской Республики могут пре-
дусматриваться и иные виды ответственности.
Статья 15. Обеспечение безопасности и экологических норм на
транспорте
Транспортные предприятия и перевозчики обязаны обеспечить безопас-
ность жизни и здоровья граждан, безопасность движения транспортных
средств, а также охрану окружающей среды.
Территории станций, пристаней, аэропортов, автотранспортных предп-
риятий, а также железнодорожные линии и водные пути, на которых осу-
ществляется движение транспортных средств и погрузочно-разгрузочные ра-
боты, являются зонами повышенной опасности. Правила нахождения в зоне
повышенной опасности и проведения в ней работ устанавливаются Прави-
тельством Кыргызской Республики.
Нарушение указанных правил влечет за собой ответственность в по-
рядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Охрана и сопровождение опасных грузов по перечню, утвержденному
Правительством Кыргызской Республики, обеспечиваются отправителями или
получателями грузов на всем пути следования в соответствии с норматив-
ными актами.
Грузоотправители и грузополучатели, осуществляющие перевозку
взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных, ядовитых и других
опасных грузов, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь
средства и мобильные подразделения, необходимые для предупреждения ава-
рийных ситуаций при перевозке грузов, а также ликвидации последствий
аварий.
Перевозчики обязаны осуществлять все необходимые меры по охране
окружающей среды, воздушного бассейна, водоемов, земель и рациональному
использованию природных ресурсов. За ущерб, причиненный окружающей сре-
де, перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законо-
дательством Кыргызской Республики.
Запрещается проектирование и строительство транспортных предприя-
тий на площадях, где залегают полезные ископаемые, и размещение в мес-
тах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они до-
пускаются по разрешениям специально уполномоченных органов геологии и
охраны недр.
Транспортные предприятия обязаны планировать и осуществлять орга-
низацию и финансирование природоохранных мероприятий, вести производс-
твенный и ведомственный контроль в области охраны окружающей среды и
недр, иметь в обязательном порядке экологические паспорта.
Статья 16. Транспортное страхование
Пассажиры при пользовании транспортом могут быть застрахованы в
порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Страхование по международным перевозкам осуществляется в соответс-
твии с международными договорами и конвенциями, участником которых яв-
ляется Кыргызская Республика.
Виды и условия, а также порядок добровольного страхования грузов
определяются соглашением сторон.
Статья 17. Обеспечение транспортной безопасности
Транспортные предприятия и перевозчики, осуществляющие прием, вы-
пуск или обслуживание транспортных средств, обязаны принимать меры по
защите транспорта от незаконного вмешательства в его деятельность в со-
ответствии с правилами транспортной безопасности.
Защита транспорта от незаконного вмешательства в его деятельность
обеспечивается:
предотвращением доступа посторонних лиц к транспорту;
охраной транспортных средств на стоянках, исключающей возможность
проникновения в транспортные средства посторонних лиц;
исключением возможности незаконного провоза оружия, боеприпасов,
взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других
опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке транспортом;
введением особых мер предосторожности при перевозке оружия и боеп-
рипасов, обеспечивающих их перевозку в багаже в разряженном состоянии,
в изолированных от пассажиров отсеках транспортных средств;
осуществлением специальных досмотров, если это допущено законода-
тельными актами о транспорте; оснащением транспортных средств техничес-
кими устройствами, обеспечивающими безопасную работу транспорта, а так-
же исключающими противоправное использование транспортного средства;
специально разработанными органом государственного управления
транспортом нормативными правовыми актами, включающими меры предосто-
рожности, технические нормы и правила безопасности при перевозке взрыв-
чатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и
предметов, а также меры противодействия незаконному вмешательству в де-
ятельность транспорта, обеспечивающие транспортную безопасность.
Раздел 5
Заключительные положения
Статья 18. Контроль за работой транспорта
Контроль за выполнением юридическими и физическими лицами, осу-
ществляющими транспортную деятельность, транспортного законодательства,
требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транс-
портных средств осуществляется органом государственного управления
транспортом и другими государственными органами, предусмотренными зако-
нодательством Кыргызской Республики.
Досмотр транспортных средств осуществляется только в случаях, ус-
тановленных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 19. Межгосударственные отношения в области транспорта
Орган государственного управления транспортом Кыргызской Республи-
ки представляет интересы республики в межгосударственных отношениях в
области транспорта с правом заключения соглашений и договоров в поряд-
ке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Транспортные предприятия могут в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики развивать внешнеэкономическое сотрудничество с
юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять экс-
порт (импорт) продукции, работ и услуг.
Если международным, межгосударственным договором установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются
правила соответствующего договора.
Статья 20. О введении в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.
("Эркин Тоо", 17 июля 1998 года, N 93-94)
2. Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:
- внести предложения о приведении актов законодательства Кыргызс-
кой Республики в соответствие с настоящим Законом;
- внести изменения в собственные решения, вытекающие из настоящего
Закона;
- обеспечить приведение министерствами, государственными комитета-
ми, административными ведомствами и местными государственными админист-
рациями их решений, постановлений и ведомственных актов в соответствие
с настоящим Законом.
Президент
Кыргызской Республики А.Акаев