Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Маалым дарек Шилтеме документтер
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Утверждены

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 11 декабря 2001 года № 783

 

ПРАВИЛА

предоставления коммунальных услуг населению

в Кыргызской Республике

 

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

 

1. Общие положения

2. Порядок предоставления и оплаты услуг

3. Порядок пользования услугами

4. Права и обязанности потребителя услуг

5. Права и обязанности исполнителя услуг

6. Ответственность исполнителя

7. Контроль за соблюдением настоящих Правил

Приложение. Условия перерасчета платежей при снижении качества коммунальных услуг

 

1. Общие положения

 

1.1. Правила разработаны с целью обеспечения требований безопасности и защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, канализации, обслуживанию пассажирских лифтов, вывозу бытовых отходов (далее - услуг).

1.1.1. Исполнитель:

- предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), коммунальном или общественном жилищном фонде;

- предприятия, предоставляющие коммунальные услуги для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде;

- специализированные организации, предоставляющие услуги по ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации лифтов, диспетчерских систем контроля и управления лифтами в жилых домах.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

1.1.2. Потребитель:

- гражданин, пользующийся или имеющий намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд на основании заключенного с исполнителем договора:

имущественного найма;

обслуживания жилого помещения;

иного договора, заключенного с потребителем.

При получении услуг по ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации лифтов в жилых домах:

- кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления домом, включая заключение договоров на обслуживание и обеспечение коммунальными услугами;

- потребители, проживающие в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности;

- предприятия, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры.

1.2. Настоящие Правила определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей.

1.3. Настоящие Правила действуют на всей территории Кыргызской Республики и распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, канализации, обслуживанию пассажирских лифтов, вывозу бытовых отходов, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы.

1.4. Системы предоставления услуг должны быть в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением времени перерывов:

- для проведения ремонтных и профилактических работ (устанавливаются исполнителем в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации, положениями о проведении текущих и капитальных ремонтов и другими нормативными документами по согласованию с органами местного самоуправления);

- на межотопительный период для систем отопления (устанавливаются исполнителем исходя из климатических условий);

- в связи со стихийными бедствиями, а также чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий.

1.5. Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарным правилам, нормам и условиям договора, контракта, а также необходимую информацию об услугах, предоставляемых исполнителем.

Потребительские свойства и режим предоставления услуг должно соответствовать установленным нормативам:

- по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях, при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;

- по электроснабжению - показателям качества электрической энергии по действующему стандарту, условиям электроснабжения и согласно Правилам пользования электрической энергией;

- по холодному водоснабжению - требованиям безопасности и безвредности питьевой воды по ГОСТу "Вода питьевая", учета расхода холодной воды по приборам учета, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О питьевой воде";

- по канализации - требованиям приема и очистки, обеспечению полного отведения сточных вод;

- по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, учету расхода горячей воды по приборам учета;

- по газоснабжению - установленным стандартам и нормам по давлению подаваемого газа и его физическим характеристикам;

- по лифтам - условиям комфортности и безопасности эксплуатации, бесперебойной работы в соответствии с требованиями нормативных документов;

- по вывозу твердых и жидких бытовых отходов - своевременному удалению отходов в соответствии с санитарными правилами.

1.6. Исполнитель услуг обязан обеспечить в удобном для обозрения месте информацию о:

- режиме предоставления услуг по:

теплоснабжению;

электроснабжению;

газоснабжению;

холодному и горячему водоснабжению;

пользованию канализацией, лифтами;

вывозу твердых и жидких отходов;

- графиках текущего и капитального ремонтов жилья;

- нормативах потребления продукции (услуг), действующих тарифах, порядке оплаты коммунальных услуг;

- стоимости применяемых при ремонте материалов;

- размере уменьшения платы за некачественно оказанную услугу;

- перечне нормативных документов, обязательным требованиям которых должно соответствовать качество предоставляемых услуг (работ);

- перечнях основных и сопутствующих видов услуг (работ) и формах их предоставления;

- гарантийных обязательствах исполнителя услуг (работ);

- формах договоров, контрактов.

Дополнить информацию:

- извлечениями (выписками) из Закона Кыргызской Республики "О защите прав потребителей" и настоящих Правил;

- сведениями о льготах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг.

1.7. Органы, уполномоченные государством осуществлять контроль безопасности услуг, представляемых потребителю, их территориальные подразделения совместно с органами местного самоуправления, вправе:

- уточнять параметры потребительских свойств и режимы предоставления услуг;

- устанавливать гарантированный уровень качества с учетом:

мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения;

размера выделенных средств для проведения капитального ремонта и реконструкции основных фондов;

климатических и других местных условий населенного пункта.

О принятых решениях и соответствующей корректировке размеров оплаты услуг исполнитель обязан оповещать потребителей.

1.8. Исполнитель обязан предоставить потребителю в наглядной и доступной форме информацию о настоящих Правилах.

 

2. Порядок предоставления и оплаты услуг

 

2.1. Услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых домах государственного, коммунального или общественного фонда в соответствии с договором имущественного найма или другими договорами.

Гражданам, проживающим в коллективном и частном жилищном фонде, а также собственникам жилых помещений в домах государственного, коммунального и общественного жилищного фонда - в соответствии с договором или контрактом на обслуживание (далее - договор).

2.2. В договоре отражаются:

- качество услуг, номер и обозначение стандарта на услугу;

- размер уменьшения платы за некачественное оказание услуги;

- режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;

- порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;

- установленные размеры и условия оплаты;

- расчетный период и сроки внесения платежей;

- пеня за несвоевременную оплату услуг;

- технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений, в том числе определяющие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры;

- права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.

2.3. Состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, зависит от степени благоустройства жилья.

2.4. Размер оплаты услуг устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Расчетный период предоставленных услуг и их оплаты устанавливается в один месяц. Срок оплаты за предоставленные услуги определяется договором, при отсутствии договора - не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

2.5. Несвоевременное внесение платы за услуги влечет за собой применение действий, указанных в договоре (контракте) между исполнителем и потребителем услуг, а также в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2.6. Форма оплаты услуг в наличном или безналичном порядке определяется по соглашению между потребителем и исполнителем. Оплата в наличном порядке производится с помощью специального платежного документа с применением контрольно-кассовых машин либо посредством выдачи квитанции к приходному кассовому ордеру.

2.7. За нарушение требований к качеству предоставляемых услуг, предусмотренных стандартами и договорами, оплата услуг потребителем соответственно уменьшается. Перечень нарушений и порядок их оформления при расчетах с потребителем устанавливаются органами государственного управления, осуществляющими контроль качества и безопасности для потребителя услуг, их территориальными подразделениями совместно с органами местного самоуправления.

Рекомендуемые условия перерасчетов платежей при снижении качества коммунальных услуг определяются согласно приложению к настоящим Правилам.

Снижение оплаты не допускается, если перерыв в предоставлении услуг связан с устранением угрозы здоровью, жизни граждан и окружающей среде, предупреждением ущерба имуществу или по не зависящим от исполнителя причинам.

 

3. Порядок пользования услугами

 

3.1. Пользование услугами должно осуществляться на основании и в соответствии с настоящими Правилами и договором (контрактом), а также Правилами пользования:

- электроэнергией, тепловой энергией;

- лифтами;

- холодным и горячим водоснабжением;

- канализацией, вывозом твердых и жидких бытовых отходов;

- газом и услугами, связанными с проведением ремонта в квартирах, подъездах и др.

3.2. Контроль за правильностью пользования услугами осуществляется органами государственного управления, на которые возложены функции контроля качества оказываемых исполнителем услуг в соответствии с договором или представителем специализированного предприятия, имеющего право допуска к установкам тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и канализации.

 

4. Права и обязанности потребителя услуг

 

4.1. Потребитель имеет право:

4.1.1. На получение услуг установленного качества, в установленные договором сроки, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу и окружающей среде.

4.1.2. Требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, нарушении сроков, установленных договором, а также морального ущерба в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4.1.3. Не производить оплату недополученных по вине исполнителя услуг за время перерывов, превышающих установленные договором нормы. Требовать перерасчета за полученные услуги пониженного качества. При этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда.

4.1.4. На устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки.

4.1.5. На государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в случае нарушения его прав.

4.1.6. Требовать от исполнителя достоверную информацию о перечне и количестве предоставляемых услуг.

4.2. Потребитель обязан:

4.2.1. Своевременно, в установленные договором сроки оплачивать предоставленные услуги.

4.2.2. Рационально использовать услуги по их прямому назначению.

4.2.3. Не совершать действий, нарушающих договор (контракт) и порядок пользования услугами, установленными другими Правилами.

4.2.4. Соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами.

4.2.5. Допускать представителей исполнителя услуг, а также специализированных предприятий, имеющих право работы с установками электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, для устранения аварий, осмотра инженерного оборудования, приборов учета и контроля.

4.2.6. Бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию коммунального назначения, объектам благоустройства, зеленым насаждениям, соблюдать правила пожарной безопасности.

4.3. Потребитель не имеет права:

4.3.1. Нарушать планировку несущих конструкций и целостность инженерных сетей и сооружений водопровода, канализации и систем центрального отопления, расположенных внутри квартиры, без согласования с соответствующими органами.

4.3.2. Устанавливать, подключать и/или использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

4.3.3. Нарушать имеющиеся схемы учета услуг.

4.3.4. Использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению, производить слив воды из системы и приборов отопления.

4.3.5. Нарушать правила санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий.

4.3.6. Открывать люки водопроводных, канализационных и тепловых колодцев, регулировать задвижки, срывать пломбы, приводящие к нарушению нормального функционирования систем тепло-, газо-, водоснабжения и канализации.

4.3.7. Подключаться к водопроводным, электрическим, канализационным и тепловым сетям без разрешения исполнителя.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

4.3.8. Нарушать Правила пользования пассажирскими лифтами, повреждать и портить лифты.

4.3.9. Нарушение установленных требований, нанесение ущерба имуществу исполнителя предусматривает ответственность потребителя в соответствии с законодательством Кыргызской Республики

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

 

5. Права и обязанности исполнителя услуг

 

5.1. Исполнитель услуг имеет право:

5.1.1. Применять меры, предусмотренные договором, в случае нарушения потребителем сроков платежей.

5.1.2. Осуществлять контроль потребления услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования у потребителя.

5.1.3. Прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты, предусмотренной пунктом 2.4, или нарушения требований пункта 4.3 настоящих Правил предоставления коммунальных услуг населению в Кыргызской Республике (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений).

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

5.2. Исполнитель обязан:

5.2.1. Своевременно принимать меры по заключению договора или контракта на предоставление услуг.

5.2.2. Предоставлять услуги соответствующего качества и в сроки, установленные договором (контрактом).

5.2.3. Устанавливать по согласованию с органами местного самоуправления форму регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителем в связи с нарушением установленного качества услуг и сроков устранения недостатков в предоставлении услуг.

5.2.4. Принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю.

5.2.5. Не допускать нарушений технологических процессов и снижения качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и качества предоставляемых услуг, а также рациональному использованию водных и энергетических ресурсов.

5.2.6. Осуществлять пересмотр ставок оплаты технического обслуживания жилья и тарифов на коммунальные услуги (кроме энерго- и теплоснабжения), с учетом роста реальных доходов населения.

 

6. Ответственность исполнителя

 

6.1. Исполнитель несет ответственность за качество предоставления услуг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, настоящими Правилами и договором.

6.2. В случае обнаружения недостатков в качестве предоставляемых услуг потребитель вправе потребовать от исполнителя уменьшения оплаты услуг.

6.3. За нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов от суммы месячной нормативной оплаты за каждый день просрочки (но не выше месячной оплаты).

Факт и длительность прекращения услуг исполнителем и возникший материальный ущерб удостоверяется актом, составленным потребителем совместно с исполнителем, по письменному заявлению или по переданной телефонограмме потребителя.

В случае неприбытия в течение шести часов после надлежащего оповещения потребителем представителя исполнителя, акт может быть составлен потребителем совместно с тремя другими потребителями, получающими услуги по общим, для них, сетям снабжения.

(В редакции постановления Правительства КР от 6 апреля 2004 года № 232)

6.4. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, в полном объеме, а также за моральный вред в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

6.5. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставляемых услуг, если будет доказано, что оно произошло по не зависящим от исполнителя причинам, при необходимости с участием незаинтересованных ведомств, с привлечением экспертов или в судебном порядке.

6.6. Уменьшение платы за некачественно оказанные услуги устанавливается согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

7. Контроль за соблюдением настоящих Правил

 

7.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляют:

Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по антимонопольной политике, Государственная инспекция по стандартизации и метрологии при Правительстве Кыргызской Республики, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики, Государственный союз предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Кыргызской Республики, органы местного самоуправления, общественные организации по защите прав потребителей.

 

 

Приложение

к Правилам предоставления

коммунальных услуг населению

в Кыргызской Республике

 

УСЛОВИЯ

перерасчета платежей при снижении

качества коммунальных услуг

 

(В редакции постановления Правительства КР от

6 апреля 2004 года № 232)

 

┌───────────┬───────────────┬────────────────────┬────────────────────┐

│ Вид услуг │  Показатели   │    Вид снижения    │ Допустимый уровень │

│           │качества услуг │   качества услуг   │  снижения качества │

│           │               │                    │         услуг      │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│1. Водо-   │Бесперебойное  │Перерывы в подаче   │Суммарная           │

│снабжение  │круглосуточное,│воды или снижение   │продолжительность   │

│           │в течение года │подачи (за          │перерывов в подаче  │

│           │               │исключением времени │питьевой воды не    │

│           │               │на проведение работ,│более 8 часов в     │

│           │               │согласно Положению о│месяц. Перерыв в    │

│           │               │проведении          │подаче воды или     │

│           │               │планово-предупреди- │снижение подачи     │

│           │               │тельного ремонта    │допускается на время│

│           │               │водопроводно-кана-  │проведения ремонта в│

│           │               │лизационных         │зависимости от      │

│           │               │сооружений и        │категории           │

│           │               │графикам проведения │населенного пункта  │

│           │               │промывок и          │согласно СНИП       │

│           │               │дезинфекции         │2.04.-02-84         │

│           │               │водопроводных сетей │"Водоснабжение.     │

│           │               │и сооружений,       │Наружные сети и     │

│           │               │согласованным с     │сооружения"         │

│           │               │территориальными    │                    │

│           │               │службами            │                    │

│           │               │санэпидемнадзора)   │                    │

│           ├───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│           │Давление       │Менее расчетного    │Не допускается      │

│           │(напор) воды в │                    │                    │

│           │точках         │                    │                    │

│           │присоединения  │                    │                    │

│           ├───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│           │Состав и       │Состав и свойства   │Не допускается      │

│           │свойства воды  │воды не             │                    │

│           │из разовой     │соответствуют       │                    │

│           │пробы          │установленным       │                    │

│           │соответствуют  │нормативам          │                    │

│           │требованиям    │                    │                    │

│           │стандарта "Вода│                    │                    │

│           │питьевая",     │                    │                    │

│           │санитарных норм│                    │                    │

│           │и правил       │                    │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│2. Горячее │Бесперебойное  │Перерывы в подаче   │по условиям договора│

│водоснабже-│снабжение в    │горячей воды (за    │                    │

│ние        │течение        │исключением времени │                    │

│           │времени,       │на профилактические │                    │

│           │установленного │работы)             │                    │

│           │договором      │                    │                    │

│           ├───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│           │Обеспечение    │Температура горячей │Не допускается      │

│           │нормативными   │воды в точке разбора│                    │

│           │показателями   │менее 57 град.      │                    │

│           │температуры,   │Цельсия. Качество   │                    │

│           │состава и      │не соответствует    │                    │

│           │свойств горячей│требованиям         │                    │

│           │воды           │стандартов хотя     │                    │

│           │               │бы по 1 показателю  │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│3. Водоот- │Бесперебойное  │Перерывы в          │Допускается в       │

│ведение    │круглосуточное │водоотведении       │исключительных      │

│           │в течение года │                    │случаях по          │

│           │               │                    │согласованию с      │

│           │               │                    │местными органами   │

│           │               │                    │охраны природы и СЭС│

│           │               │                    │при невозможности   │

│           │               │                    │сброса сточных вод  │

│           │               │                    │по аварийному каналу│

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│4. Электро-│Бесперебойное  │Перерывы в          │Не допускается,     │

│снабжение  │круглосуточное │электроснабжении    │кроме случаев,      │

│           │в течение года │                    │предусмотренных     │

│           │               │                    │контрактом          │

│           ├───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│           │Соответствие   │Отклонения          │Не допускается      │

│           │действующим    │напряжения,         │                    │

│           │стандартам     │частоты и другие    │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│5. Тепло-  │Обеспечение    │Температура воздуха │Не допускается      │

│снабжение  │температуры    │в помещении ниже    │                    │

│           │воздуха в жилых│18 град. Цельсия    │                    │

│           │помещениях,    │                    │                    │

│           │при условии    │                    │                    │

│           │соответствия   │                    │                    │

│           │отопительных   │                    │                    │

│           │приборов       │                    │                    │

│           │проектным и    │                    │                    │

│           │выполнении     │                    │                    │

│           │мероприятий по │                    │                    │

│           │утеплению      │                    │                    │

│           │помещений      │                    │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│6. Газо-   │Бесперебойное  │Перерывы в          │По условиям         │

│снабжение  │круглосуточное │подаче газа         │контракта           │

│           │в течение года │                    │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│7. Лифты   │Бесперебойная  │Перерывы в работе   │По условиям договора│

│           │круглосуточная │сверх установленных │                    │

│           │работа в       │в договоре          │                    │

│           │течение года   │                    │                    │

├───────────┼───────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│8. Вывоз   │Вывоз из мусо- │Несвоевременный     │Не допускается      │

│бытовых    │росборников:   │вывоз и отсутствие  │                    │

│отходов    │в теплое время │санитарной обработки│                    │

│           │года -         │мест накопления     │                    │

│           │ежедневно,     │мусора              │                    │

│           │в холодное - 1 │                    │                    │

│           │раз за 3 суток │                    │                    │

│           │(не реже)      │                    │                    │

│           │Санитарная     │                    │                    │

│           │обработка      │                    │                    │

│           │мусоросборников│                    │                    │

│           │и площадок 1   │                    │                    │

│           │раз в 10 дней, │                    │                    │

│           │мусоропроводов │                    │                    │

│           │1 раз в 7 дней │                    │                    │

└───────────┴───────────────┴────────────────────┴────────────────────┘