Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\260de909-1911-4ff2-8af3-eabae5cca3a9\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

29 апреля 2002 года № 76

О бухгалтерском учете

(В редакции Закона КР от 17 октября 2008 года № 231, 15 июля 2009 года № 216,
18 мая 2012 года № 56, 26 апреля 2013 года № 61, 30 июля 2013 года № 178,
22 мая 2015 года № 115, 5 января 2016 года № 2,
7 декабря 2017 года N 201 (6) )

Настоящий Закон устанавливает правовую и методологическую основу организации и ведения бухгалтерского учета в Кыргызской Республике, определяет порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, права и обязанности лиц, осуществляющих организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Глава I.
Общие положения

 

Статья 1. Бухгалтерский учет и его методологическая основа

 

1. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, измерения путем регистрации данных, обработки и передачи информации об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах субъекта (юридическое лицо), посредством финансовых отчетов об определенном субъекте для принятия обоснованных решений.

2. Единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой на территории Кыргызской Республики для субъектов публичного интереса, независимо от формы собственности, являются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), принятые Фондом Комитета по МСФО (город Лондон).

Для целей настоящего Закона под субъектом публичного интереса понимается субъект, являющийся:

- эмитентом, ценные бумаги которого включены в листинг фондовой биржи;

- банком или иным финансово-кредитным учреждением, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики;

- инвестиционным фондом, страховой компанией, негосударственным пенсионным фондом.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, единой методологической основой составления финансовой отчетности, применяемой на территории Кыргызской Республики для субъектов, за исключением субъектов публичного интереса, независимо от формы собственности, являются Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСФО для МСП), принятые Фондом Комитета по МСФО (город Лондон).

2-1. Единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой бюджетными учреждениями на территории Кыргызской Республики, являются Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее - МСФО ОС), разрабатываемые Советом по МСФО ОС при Международной федерации бухгалтеров.

2-2. Субъекты малого предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с упрощенными правилами, установленными Правительством Кыргызской Республики.

Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе на добровольной основе по решению их руководящих органов, утвердивших учетную политику, составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО или МСФО для МСП.

Для целей настоящего Закона под субъектом малого предпринимательства понимается субъект, определенный таковым в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

3. В отношениях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются стандарты бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов, принятые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 15 июля 2009 года № 216 , 18 мая 2012 года № 56, 26 апреля 2013 года № 61,

 

Статья 2. Задачи бухгалтерского учета

 

1. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- систематическое формирование полной и достоверной информации о деятельности субъектов и доведение ее до внутренних и внешних пользователей финансовой отчетности;

- составление финансовой отчетности в соответствии с требованиями настоящего Закона и МСФО, действующих на момент составления финансовой отчетности;

- обеспечение информацией для составления иных видов отчетности, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики при осуществлении субъектами хозяйственных операций.

2. Внутренними пользователями информации о результатах, формируемых в системе бухгалтерского учета, являются руководители, участники и собственники субъектов.

Внешними пользователями являются лица, имеющие какие-либо потребности в использовании финансовой информации о субъекте, включая инвесторов, кредиторов, государственные органы.

3. Для осуществления вышеуказанных задач субъекты обязаны обеспечить:

ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО;

принятие учетной политики и ее последовательное выполнение;

существование и функционирование системы внутреннего контроля.

 

Статья 3. Принципы ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

1. Субъекты ведут бухгалтерский учет путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

2. При отражении информации в системе бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности применяются следующие основные принципы:

непрерывность, понятность, уместность, существенность, надежность, полнота, нейтральность, преобладание сущности над формой, осмотрительность, сопоставимость, правдивое представление.

Перечисленные принципы отражаются в МСФО, МСФО для МСП и конкретные принципы должны использоваться для разъяснения общих положений стандартов.

3. Учет бухгалтерской информации основывается на принципе начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются) когда они заработаны, а расходы и убытки - когда они понесены.

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года № 61)

 

Статья 4. Законодательство о бухгалтерском учете

 

1. Законодательство Кыргызской Республики о бухгалтерском учете состоит из настоящего Закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в субъектах, актов Президента Кыргызской Республики, решений Правительства Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов, определяющих правила формирования полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Нормы, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, должны соответствовать настоящему Закону. В случае расхождения норм, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, содержащихся в иных законах, с нормами настоящего Закона, действует настоящий Закон.

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года № 61)

 

Статья 5. Сфера действия настоящего Закона

 

1. Все юридические лица, действующие на территории Кыргызской Республики, а также филиалы и представительства иностранных субъектов на территории Кыргызской Республики обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с настоящим Законом.

1-1. Положения настоящего Закона применяются в отношениях, осуществляемых в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в части, не урегулированной стандартами бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов.

2. Требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, за исключением фонда депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, определяются нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом.

Требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности по фонду депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяются постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

2-1. Требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности в организациях, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, определяются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов.

3. Требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности Национального банка Кыргызской Республики, коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, определяются нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики и в соответствии с настоящим Законом.

См.: постановление Правления Национального банка КР от 12 марта 2010 года № 6/2 «Об утверждении Положения «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики»;

постановление Правления Национального банка КР от 23 октября 2004 года № 26/2 «Об утверждении Положения «О требованиях к учетной политике коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР»

4. Налоговый учет ведется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года № 231, 15 июля 2009 года № 216, 18 мая 2012 года № 56, 5 января 2016 года № 2)

Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета

 

1. Обеспечение общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Кыргызской Республике осуществляют уполномоченные государственные органы (далее - уполномоченные органы), определяемые Правительством Кыргызской Республики.

Уполномоченные органы в качестве органа государственного управления проводят единую государственную политику по введению МСФО и МСФО ОС в республике и осуществляют контроль за их применением.

2. Уполномоченные органы:

- обеспечивают условия для распространения вновь принятых Фондом Комитета по МСФО и Советом по МСФО ОС стандартов и внесенных в них изменений;

- разрабатывают совместно с заинтересованными организациями методические рекомендации по применению МСФО, МСФО для МСП и МСФО ОС;

- разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета;

- оказывают содействие в разработке образовательных программ в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО и МСФО ОС;

- ведут государственный реестр нормативных правовых актов, а также методических указаний по их применению, принимаемых уполномоченными органами, иными государственными органами Кыргызской Республики;

- осуществляют координацию деятельности соответствующих государственных органов в вопросах регулирования бухгалтерского учета;

- осуществляют контроль за соответствием нормативных актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности государственных органов Кыргызской Республики МСФО, МСФО для МСП, МСФО ОС и законодательству Кыргызской Республики;

- осуществляют сотрудничество с профессиональными общественными организациями и проводят регулярные консультации в целях совершенствования системы бухгалтерского учета;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3. Профессиональная деятельность в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не подлежит лицензированию и сертифицированию со стороны государственных органов республики.

(В редакции Законов КР от 18 мая 2012 года № 56, 26 апреля 2013 года № 61)

 

Глава II.
Требования к организации ведения бухгалтерского учета и кассовых операций

 

(Наименование главы в редакции Закона КР от 7 декабря 2017 года N 201 (6))

Статья 7. Порядок организации ведения бухгалтерского учета

 

1. За организацию бухгалтерского учета в субъектах, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение проведения обязательного аудита, в установленных законодательством случаях, ответственность несет руководитель, который в соответствии с учредительными документами вправе выступать от имени субъекта.

Руководитель субъекта обязан обеспечивать систему внутреннего учета, отчетности и контроля, порядок контроля хозяйственных операций, подготовку финансового отчета для внешних пользователей, подготовку налоговых отчетов и других финансовых документов, своевременность расчетов.

2. Организация ведения бухгалтерского учета в субъектах может осуществляться посредством:

а) создания бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером или иным лицом, уполномоченным руководителем;

б) введения в штат должности бухгалтера;

в) пользования услугами специализированных организаций или бухгалтера-специалиста на контрактной основе;

г) ведения бухгалтерского учета лично руководителем субъекта.

3. Документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, кредитные и расчетные обязательства субъекта, а также бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководителем или определяемыми им лицами.

4. В случае разногласий между руководителем субъекта и главным бухгалтером или лицом, ведущим бухгалтерский учет, по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного разрешения руководителя субъекта, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

5. Порядок ведения кассовых операций хозяйствующими субъектами и бюджетными учреждениями в Кыргызской Республике определяется Правительством Кыргызской Республики.

Под хозяйствующим субъектом понимается субъект, определенный таковым в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О конкуренции".

Под кассовыми операциями понимаются прием, выдача и хранение ценностей.

Под ценностями понимаются валютные ценности, банкноты и монеты, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

Банкнотами и монетами являются денежные знаки разного достоинства и вида, выпускаемые и находящиеся в обращении согласно законодательству Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 7 декабря 2017 года N 201 (6) )

 

Статья 8. Бухгалтерские документы

 

1. Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения операции. Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения операции или, если это невозможно, непосредственно по окончании операции.

Бухгалтерские записи производятся ручным способом на бумажных носителях и (или) с помощью компьютеризированной системы ведения учета.

2. Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату и место составления документа;

наименование субъекта, от имени (по поручению) которого составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

См.: постановление Правительства КР от 30 марта 2010 года № 186 «Об утверждении типовой унифицированной формы первичной учетной документации № ОП-5 «Закупочный акт»

3. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

4. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы (регистры). Формы регистров бухгалтерского учета, в которых производится накопление информации, разрабатываются и утверждаются самим субъектом, кроме бюджетных учреждений. При этом могут быть использованы и другие формы, рекомендованные уполномоченными органами.

5. За правильность отражения данных в бухгалтерских регистрах ответственность несут составившие их лица.

6. Содержание регистров бухгалтерского учета, внутренней отчетности и иной документации является коммерческой тайной. Никто не вправе ознакомиться с содержанием этих документов иначе, как по разрешению руководителя (собственника субъекта), по решению суда и прокуратуры, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

7. Проверяющие, аудиторы и другие лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

9. Уполномоченное должностное лицо субъекта вправе в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии. При этом на копии указываются основание и дата изъятия документов.

(В редакции Закона КР от 18 мая 2012 года № 56)

Статья 9. Инвентаризация активов и обязательств

 

Правильность и достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются в соответствии с учетной политикой субъекта.

 

Глава III.
Финансовая отчетность

 

Статья 10. Финансовая отчетность и общие требования к ней

 

1. Финансовая отчетность - представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъекта. Субъекты обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с правилами, указанными в статье 1 настоящего Закона.

2. Показатели финансовой отчетности должны быть составлены в национальной валюте Кыргызской Республики, если иное не оговорено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. В случаях, предусмотренных МСФО, МСФО для МСП и МСФО ОС, субъекты обязаны составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность.

 (В редакции Законов КР от 18 мая 2012 года № 56, 26 апреля 2013 года № 61)

 

Статья 11. Финансовая отчетность при ликвидации субъекта

 

1) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 22 мая 2015 года № 115)

2) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 22 мая 2015 года № 115)

3. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который подписывается ее председателем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, определяемым решением ликвидационной комиссии, и утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

При составлении ликвидационного баланса, данные об активах, обязательствах, капитале и других показателях подлежат оценке по рыночной стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта.

4. При ликвидации субъекта вследствие его несостоятельности (банкротства) ликвидационный баланс составляется с подтверждением остатков активов и обязательств субъекта соответствующими документами, подписывается администратором и вместе с отчетом о своей деятельности представляется в суд и (или) собранию кредиторов.

5. При ведении бухгалтерского учета субъектом, находящимся в процессе банкротства и (или) ликвидации, учитываются требования, установленные законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 178, 22 мая 2015 года № 115)

 

Статья 12. Адреса и сроки представления финансовой отчетности

 

1. Все субъекты, за исключением бюджетных учреждений, представляют финансовую отчетность учредителям, участникам или собственникам имущества.

2. Другим государственным органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям финансовая отчетность представляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Субъекты обязаны представлять финансовую отчетность установленным адресатам по одному экземпляру бесплатно.

3. Субъекты, за исключением бюджетных учреждений, обязаны представлять годовую финансовую отчетность в течение 60 дней по окончании отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики. Представляемая годовая финансовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

4. Бюджетные учреждения представляют промежуточную и годовую отчетность вышестоящему органу и (или) главному распорядителю средств бюджета в установленные им сроки.

5. Финансовая отчетность представляется на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и на основании запроса соответствующего органа копии финансовой отчетности могут быть представлены на дискете или ином электронном носителе.

6. День представления субъектом финансовой отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи пользователю. Если дата представления финансовой отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день.

См.: постановление Государственной комиссии при Правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту от 30 декабря 2004 года № 36 «О промежуточной финансовой отчетности»

 

Статья 13. Отчетный год

 

1. Отчетным годом для всех субъектов считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданного субъекта либо реорганизованного субъекта считается период со дня его государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для субъекта, вновь созданного после 1 октября (кроме бюджетных учреждений), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

2. Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенной до даты государственной регистрации вновь созданного субъекта, включаются в его финансовую отчетность за первый отчетный год.

 

Статья 14. Публикация финансовой отчетности

 

1. Субъекты Кыргызской Республики, кроме бюджетных учреждений, публикуют свою финансовую отчетность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по истечении 90 дней после окончания отчетного года, но не позднее 1 июня текущего года.

2. Субъекты, указанные в пункте 1, публикуют годовую финансовую отчетность после подтверждения независимыми индивидуальными аудиторами и (или) аудиторскими организациями достоверности представленных в ней сведений (ее соответствие МСФО) и утверждения годового баланса и отчета о прибылях и убытках ежегодным общим собранием акционеров. Аудиторское заключение включается в состав публикуемой финансовой отчетности.

3. Финансовая отчетность, содержащая показатели, отнесенные законодательством Кыргызской Республики к государственной тайне, представляется с учетом требований указанного законодательства.

4. Порядок опубликования, а также объем публикуемой финансовой отчетности устанавливаются уполномоченным органом.

(В редакции Закона КР от 18 мая 2012 года № 56)

 

Статья 15. Хранение документов бухгалтерского учета

 

1. Субъекты обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, финансовую отчетность и другие документы учетной политики как на бумажных носителях информации, так и на носителях компьютеризированной системы учета в порядке и в течение сроков, устанавливаемых законодательством о государственном архивном деле, а также иным законодательством Кыргызской Республики.

2. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности несет руководитель субъекта.

 

Глава IV. Заключительные положения

 

Статья 16. Ответственность за нарушения законодательства Кыргызской Республики о бухгалтерском учете

 

В случае уклонения от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с настоящим Законом руководители субъектов привлекаются к ответственности согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

Статья 17. О введении в действие настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Нормы настоящего Закона об обязательном применении МСФО распространяются на те юридические лица, которые осуществили переход на МСФО в соответствии с графиком, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.

3. Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей ему.

4. Правительству Кыргызской Республики, Национальному банку Кыргызской Республики:

- привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

- подготовить и представить на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А. Акаев