Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Temp\CdbDocEditor\63436a8a-3fe2-48bd-977d-4de8c7582cb3\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 мая 2015 года № 98

О Государственной границе Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2))

Настоящий Закон устанавливает и закрепляет организационные и правовые основы государственной пограничной политики и надлежащей охраны Государственной границы Кыргызской Республики уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы во взаимодействии с другими государственными органами и органами местного самоуправления, а также регулирует отношения, связанные с обеспечением пограничной безопасности Кыргызской Республики.

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

Государственная граница Кыргызской Республики (далее - Государственная граница) - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Кыргызской Республики, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Кыргызской Республики;

государственный контроль в пункте пропуска - включает в себя пограничный, таможенный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный контроль за оборотом наркотических средств и иные виды контроля в отношении лиц и транспортных средств, пересекающих Государственную границу, а также грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу;

делимитация Государственной границы - договорное определение Государственной границы между Кыргызской Республикой и сопредельными государствами по картам с составлением подробного описания ее прохождения;

демаркация Государственной границы - точное определение и обозначение пограничными знаками линии Государственной границы на местности, осуществляемое на основе договоров (соглашений) о делимитации Государственной границы;

действительный документ - документ, удостоверяющий личность, все части и реквизиты которого соответствуют установленным компетентными органами выдавшего его государства образцам, который надлежащим образом оформлен правомочными на то органами, не просрочен, принадлежит предъявителю и не имеет подделок;

документ, удостоверяющий личность - документ, подтверждающий статус лица, пересекающего Государственную границу, образец которого был направлен по дипломатическим каналам и признается Кыргызской Республикой в этом качестве, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которые является Кыргызская Республика;

инфраструктура Государственной границы - комплекс рубежей, объектов, гидротехнических, инженерных и иных сооружений и заграждений, возводимых, оборудуемых и используемых в целях охраны Государственной границы;

пограничная безопасность является составной частью национальной безопасности Кыргызской Республики, направленной на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в пограничном пространстве, и осуществляется всеми органами государственной власти Кыргызской Республики и органами местного самоуправления;

пограничная политика представляет собой скоординированную, согласованную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение пограничной безопасности;

пограничный инцидент - происшествие на Государственной границе, возникшее в результате незаконных действий граждан, военнослужащих или местных властей сопредельных государств, выражающееся в нарушении вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, затрагивающих интересы сопредельных государств и связанных с нарушением режима Государственной границы или причинением материального или иного ущерба;

пограничный конфликт - случайное или преднамеренно организованное столкновение противоположных интересов (намерений) лиц, пересекающих Государственную границу, и официальных представителей органов государственной власти, осуществляющих охрану Государственной границы или контрольные функции в пункте пропуска, которое выражается в открытом противодействии между ними. Конфликты могут быть кратковременными, продолжительными или затяжными;

пограничный контроль - вид государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законных оснований для пересечения Государственной границы лицами, въезжающими в Кыргызскую Республику, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, выезжающими из Кыргызской Республики, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей Государственной границы, а в случаях, установленных законодательством, по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством к ввозу на территорию Кыргызской Республики или вывозу с территории Кыргызской Республики;

пограничная полоса - прилегающая к Государственной границе часть территории, в пределах которой вводится особый режим въезда, временного проживания, передвижения и производства работ, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

пограничное пространство Кыргызской Республики - Государственная граница и примыкающая к ней территория Кыргызской Республики, а также территория пунктов пропуска через Государственную границу, в пределах которых осуществляется пограничная деятельность;

пограничные представители - уполномоченные сопредельных государств, назначаемые на определенные участки общей границы для решения вопросов, связанных с поддержанием установленного режима Государственной границы, а также для урегулирования пограничных инцидентов и конфликтов;

пограничный режим - система норм и правил, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики, регламентирующих порядок въезда, проживания, перемещения, передвижения и производства работ на приграничной территории, исключительно в целях создания необходимых условий для охраны Государственной границы;

пересечение Государственной границы - пересечение Государственной границы лицами, воздушными судами и другими транспортными средствами, перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных;

приграничная территория - территория в пределах административно-территориальной единицы (района, города, аила), прилегающая к Государственной границе, в пределах которой устанавливается и действует пограничный режим;

пункт пропуска через Государственную границу - территория в пределах железнодорожного вокзала (станции), аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также специально оборудованное место в непосредственной близости от Государственной границы, где осуществляется государственный контроль и пропуск через Государственную границу лиц и транспортных средств, перемещение грузов, товаров и животных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

пограничные знаки - искусственные долговременные сооружения - столбы, устанавливаемые на линии Государственной границы с сопредельными государствами. Пограничные знаки бывают основные и промежуточные. Формы, размеры пограничных знаков, их описание и порядок установления определяются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и Правительством Кыргызской Республики;

пограничный наряд - один или несколько вооруженных пограничников, выполняющих приказ на охрану Государственной границы;

режим Государственной границы - установленные международными договорами и нормативными правовыми актами правила содержания Государственной границы, пересечения ее лицами и транспортными средствами, перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности, разрешения пограничных инцидентов, связанных с нарушением указанных правил;

редемаркация границы - восстановление линии Государственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками на основе действующих договорных документов. Предусматривает ремонт пограничных знаков, восстановление утраченных и установку дополнительных знаков, составление нового протокола-описания, карт и протоколов и расположение пограничных знаков. Новые документы подлежат утверждению в соответствии с действующим законодательством каждой из сторон;

режим в пунктах пропуска - порядок въезда (входа) в пункты пропуска, пребывания, передвижения и выезда (выхода) из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемый Правительством Кыргызской Республики;

режимные мероприятия - это организационная форма, осуществляемая уполномоченным органом в сфере охраны Государственной границы и заключающаяся в усиленном контроле за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

сопредельное государство - соседнее государство, имеющее с Кыргызской Республикой общий участок Государственной границы;

служебные животные - собаки и лошади, используемые для усиления пограничных нарядов в целях предупреждения, выявления, установления и пресечения правонарушений в пограничном пространстве, а также физического, психологического, блокирующего и иного воздействия на правонарушителей;

специальные действия - комплекс войсковых, оперативных, режимных и погранпредставительских мероприятий, проводимых в целях пресечения противоправных действий на Государственной границе и в пунктах пропуска через Государственную границу;

установление Государственной границы - документальное описание прохождения Государственной границы, а также обозначение ее прохождения на местности;

упрощенный порядок пропуска - порядок пропуска через Государственную границу граждан Кыргызской Республики и сопредельного государства в части определения документов на право въезда в Кыргызскую Республику и выезда из Кыргызской Республики в соответствии с двусторонними международными договорами и соглашениями, вступившими в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика;

хозяйственная и иная деятельность - деятельность, которая осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, с соблюдением правил пересечения Государственной границы, с уведомлением уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы о местах, времени пересечения Государственной границы и производстве работ, количестве участников, используемых технических, транспортных и других средств и механизмов.

 

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о Государственной границе

1. Законодательство Кыргызской Республики о Государственной границе основывается на Конституции, настоящем Законе и издаваемых в соответствии с ним других нормативных правовых актах Кыргызской Республики.

2. Законодательство Кыргызской Республики о Государственной границе строится в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

Статья 3. Пограничная политика Кыргызской Республики

1. Кыргызская Республика, исходя из международных принципов взаимного уважения, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, реализует пограничную политику и подтверждает прохождение своей Государственной границы в соответствии с международными договорами и декларациями, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Кыргызская Республика обеспечивает выполнение в своих взаимоотношениях с сопредельными государствами принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ. Утверждает, что захват территории с применением силы не может быть признан и не может использоваться для международного признания или навязывания изменения ее правового статуса. Подтверждает готовность мирного урегулирования пограничных споров, инцидентов, конфликтов посредством использования согласованных в каждом конкретном случае механизмов, предусматриваемых для этих целей соответствующими международными документами в рамках международных договоров и деклараций.

3. Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима.

В целях охраны Государственной границы, обеспечения пограничной безопасности, суверенитета, неприкосновенности и целостности территории Кыргызской Республики, реализации и защиты национальных интересов и безопасности государства устанавливается определенный настоящим Законом порядок.

4. Для охраны Государственной границы создается государственная структура.

5. Пограничная политика реализуется путем взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с сопредельными государствами на основе принципов мирного, ненасильственного разрешения пограничных вопросов.

 

Статья 4. Охрана Государственной границы

1. Охрана Государственной границы является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики и заключается в осуществлении системы политических, правовых, организационных, экономических, экологических, технических, оперативных, военных и иных мер:

1) по недопущению противоправного, насильственного изменения установленного прохождения Государственной границы, незаконного использования (освоения) сопредельными государствами или их гражданами приграничных участков территории Кыргызской Республики;

2) по обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами установленных вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, и законодательством Кыргызской Республики, правоотношений на Государственной границе, а также выявлению и пресечению предпосылок, признаков и фактов нарушений Государственной границы, режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

2. Непосредственная охрана Государственной границы на суше, пограничных реках и иных водоемах возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы, в воздушном пространстве - на Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

 

Глава 2. Установление, изменение прохождения и обозначения Государственной границы

 

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Государственная граница устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики, которые подлежат ратификации Кыргызской Республикой.

2. Установление Государственной границы, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, включает в себя делимитацию, демаркацию и редемаркацию Государственной границы.

3. Государственная граница, если иное не предусмотрено международными договорами Кыргызской Республики, устанавливается:

1) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или явно видимым ориентирам (в горных районах строго по водоразделу горных образований, хребтам);

2) на реках - по их середине или по середине главного рукава реки;

3) на водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам водоема;

4) на водохранилищах, гидроузлах и иных искусственных водоемах - в соответствии с проходившей на местности Государственной границей до их заполнения;

5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные реки, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

4. Любые естественные изменения, которые могут происходить в пограничной полосе, в том числе на пограничных реках, не влекут за собой изменений в прохождении линии Государственной границы.

 

Статья 6. Обозначение Государственной границы

1. Государственная граница на местности обозначается явно видимыми пограничными знаками.

2. Формы, размеры пограничных знаков, их описание и порядок установки определяются Правительством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

Статья 7. Обустройство Государственной границы

1. Обустройство Государственной границы осуществляется исходя из интересов охраны Государственной границы и пограничной безопасности и включает развитие материально-технической базы, в том числе проектирование, строительство, реконструкцию, оборудование и создание на Государственной границе транспортной и инженерной инфраструктуры, техническое оснащение зданий, помещений, сооружений, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации контроля в пунктах пропуска и обеспечения охраны Государственной границы Кыргызской Республики.

2. Обустройство Государственной границы осуществляется непосредственно уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы во взаимодействии с другими государственными органами и органами местного самоуправления.

Глава 3. Режим Государственной границы

 

Статья 8. Режим Государственной границы

1. Режим Государственной границы устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Режим Государственной границы включает правила:

1) содержания Государственной границы;

2) пересечения Государственной границы;

3) пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств и перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

4) разрешения пограничных инцидентов;

5) въезда, временного пребывания, проживания, передвижения в пограничной полосе;

6) ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведения общественно-политических, культурных или иных мероприятий на Государственной границе.

3. Режим Государственной границы действует на Государственной границе и в пограничной полосе и устанавливается с целью правового регулирования всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Кыргызской Республики с сопредельными государствами на Государственной границе.

 

Статья 9. Содержание Государственной границы

1. Содержание Государственной границы включает в себя порядок установки, сохранности и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, проведение совместных с сопредельными государствами проверок прохождения Государственной границы.

2. В интересах содержания Государственной границы и создания инфраструктуры Государственной границы уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы отводится в постоянное пользование полоса местности - земельная полоса шириной до 50 метров, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости - по берегу кыргызской части вод пограничных рек и иных водоемов, в местах и порядке, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

3. Изъятие имущества - земельных участков, примыкающих к Государственной границе, принадлежащих гражданам, проживающим на приграничных территориях, допускается в целях защиты национальной и пограничной безопасности в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики обязано компенсировать понесенные собственниками или землепользователями убытки или предоставить им другой равноценный земельный участок в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в целях обеспечения пограничной безопасности.

 

Статья 10. Пересечение Государственной границы

1. Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу на путях международного железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщений либо в иных местах, определяемых вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Воздушные суда пересекают Государственную границу в специально выделенных воздушных коридорах перелета в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Пересечение Государственной границы вне воздушных коридоров допускается только по разрешению органов, отвечающих за охрану воздушного пространства Кыргызской Республики.

Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Кыргызской Республики запрещается посадка (взлет), прием (высадка) людей, загрузка (выгрузка) багажа, грузов, товаров и животных в аэропортах (аэродромах) Кыргызской Республики, не открытых Правительством Кыргызской Республики для международного сообщения.

Исключением являются случаи вынужденной посадки при стихийных бедствиях, авариях и при оказании срочной медицинской помощи людям, находящимся на борту воздушного судна.

3. Пересечение Государственной границы вне пунктов пропуска может также осуществляться при обслуживании, ремонте, эксплуатации трансграничных объектов транспортного, промышленного и сельскохозяйственного назначения, коммуникаций сетей электросвязи и линий электропередачи, перегоне скота и в иных случаях ведения совместной хозяйственной деятельности по предварительному согласованию с уполномоченными государственными органами сопредельных государств в сфере охраны Государственной границы.

4. В интересах обеспечения безопасности Кыргызской Республики, а также по обращению сопредельных государств решением Правительства Кыргызской Республики пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.

5. Уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы при исполнении обязанностей по охране Государственной границы предоставляется право пересечения Государственной границы иным порядком, согласованным с пограничным органом сопредельного государства.

6. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

7. При введении военного или чрезвычайного положения на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях пересечение Государственной границы физическими лицами сопредельных государств определяется Правительством Кыргызской Республики.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 10, изложенную на государственном языке.

(В редакции Закона КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

 

Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу

1. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Перечень пунктов пропуска утверждается Правительством Кыргызской Республики.

3. Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда на территорию Кыргызской Республики или выезда их с территории Кыргызской Республики, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных, предусмотренные вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

4. Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Кыргызской Республики не разрешен въезд на территорию Кыргызской Республики, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о запрещении (ограничении) выезда из Кыргызской Республики.

5. В соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу.

Пропуск транспортных средств, грузов, товаров и животных при осуществлении упрощенного пропуска через Государственную границу в коммерческих целях запрещается.

Перечень товаров, разрешенных к перемещению в пунктах пропуска упрощенного порядка как на въезд, так и на выезд, определяется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

6. Пропуск через Государственную границу считается завершенным по окончании процедуры пограничного контроля и при выезде лица, транспортного средства или вывозе грузов, товаров и животных за пределы пункта пропуска через Государственную границу.

 

Статья 12. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных

1. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Запрещается перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных и транспортных средств, не отвечающих требованиям экологической, радиационной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, фитосанитарной и химической безопасности, установленным законодательством Кыргызской Республики, а также любых видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена в Кыргызской Республике.

 

Статья 13. Проведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, культурных и иных массовых мероприятий в пограничной полосе и на Государственной границе

1. Ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведение общественно-политических, культурных и иных мероприятий на Государственной границе и в пограничной полосе юридическими и физическими лицами осуществляются с разрешения уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

2. Для получения пропуска физические и юридические лица вносят сведения о характере работ, месте, участниках, времени производства работ или проведения мероприятий, используемых транспортных и иных технических средствах.

3. Порядок осуществления всех видов хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе, в пограничной полосе определяется Правительством Кыргызской Республики.

4. Ведение на Государственной границе (юридическими и физическими лицами) хозяйственной и производственной деятельности, в том числе трансграничной (совместной), производится в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, с соблюдением порядка пересечения Государственной границы, с уведомлением уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы о месте, времени пересечения Государственной границы, производстве работ, количестве участников, транспортных средств и механизмов.

Вышеуказанная деятельность не должна:

наносить вред экологической и иной безопасности Кыргызской Республики и сопредельным государствам или содержать угрозу нанесения такого ущерба;

создавать помехи режиму Государственной границы.

5. Уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы с учетом интересов охраны Государственной границы может вводить ограничения или временно приостанавливать въезд в пограничную полосу.

 

Статья 14. Разрешение пограничных инцидентов

1. Разрешение пограничных инцидентов относится к компетенции пограничных представителей, уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел и определяется вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Разрешение пограничных инцидентов достигается путем одностороннего или совместного с сопредельными государствами расследования, рассмотрения пограничных инцидентов на заседаниях пограничных представителей Кыргызской Республики и сопредельного государства. Совместные расследования по пограничным инцидентам и иные заседания пограничных представителей проводятся в пунктах встреч пограничных представителей. В случае необходимости указанная деятельность может быть организована непосредственно на месте пограничного инцидента.

3. Деятельность по разрешению пограничных инцидентов осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы.

При разрешении пограничных инцидентов уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границу может привлекать представителей других уполномоченных органов.

4. Неурегулированные уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы пограничные инциденты разрешаются уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел Кыргызской Республики.

 

Статья 15. Пограничные представители Кыргызской Республики

1. Для решения вопросов, связанных с поддержанием установленного режима Государственной границы, а также для урегулирования пограничных инцидентов на участках Государственной границы назначаются пограничные представители Кыргызской Республики.

2. Порядок деятельности пограничных представителей определяется Правительством Кыргызской Республики.

Пограничные представители в своей деятельности руководствуются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Деятельность пограничных представителей является одной из форм международного сотрудничества и направлена на развитие дружественных отношений Кыргызской Республики с сопредельными государствами.

3. Неурегулированные пограничными представителями Кыргызской Республики вопросы разрешаются по дипломатическим каналам.

 

Статья 16. Нарушение режима Государственной границы

Нарушение режима Государственной границы Кыргызской Республики - правонарушение, представляющее собой несоблюдение правил:

1) содержания Государственной границы;

2) пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами;

3) пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

4) перемещения грузов, товаров и животных через Государственную границу;

5) въезда, временного пребывания, проживания, передвижения в пограничной полосе и осуществление полетов над пограничной полосой;

6) ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведения общественно-политических, культурных или иных мероприятий на Государственной границе и в пограничной полосе.

 

Статья 17. Нарушители Государственной границы

1. Нарушителями Государственной границы признаются:

1) лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу любым способом вне пунктов пропуска через Государственную границу или в пунктах пропуска с нарушением установленного порядка ее пересечения;

2) лица, проникшие в транспортные средства с целью незаконного въезда в Кыргызскую Республику либо выезда из Кыргызской Республики;

3) воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекающие Государственную границу вне воздушных коридоров, без надлежащего на то разрешения или в нарушение установленного порядка;

4) иные лица, любые технические и иные средства, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу без установленного разрешения или в нарушение установленного порядка.

2. Лица, нарушившие Государственную границу Кыргызской Республики, привлекаются к юридической ответственности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Глава 4. Пограничный режим

 

Статья 18. Установление пограничного режима

1. Пограничный режим устанавливается Правительством Кыргызской Республики в целях обеспечения на Государственной границе надлежащего порядка, создания необходимых условий для охраны Государственной границы.

2. Пограничный режим регламентирует порядок въезда, выезда, временного пребывания граждан, передвижения, проживания и производства хозяйственных работ и иной деятельности в пределах приграничных территорий, определенных Правительством Кыргызской Республики.

3. На отдельных приграничных территориях исходя из характера, рельефа местности, демографии, охраны окружающей среды и отношений Кыргызской Республики с сопредельными государствами пограничный режим может не устанавливаться, но на таких участках в интересах охраны Государственной границы могут проводиться режимные мероприятия.

 

Статья 19. Въезд, временное пребывание, проживание, передвижение в пределах приграничных территорий

1. Въезд, временное пребывание и передвижение в пределах определенных приграничных территорий граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, где не установлен пограничный режим, осуществляются на основании действительных документов, удостоверяющих личность, с уведомлением уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

2. Въезд, временное пребывание и передвижение в пределах определенных приграничных территорий граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, где установлен пограничный режим, осуществляются на основании действительных документов, удостоверяющих личность, с разрешения уполномоченного органа в сфере регистрации населения, с уведомлением уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

В таком же порядке определяется доступ к кыргызским водам пограничных рек и иных водоемов, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

3. Лицам, следующим транзитом, разрешается въезд, временное пребывание и передвижение по автомобильным дорогам, расположенным в пределах приграничных территорий, по действительным документам, дающим право для въезда (выезда) на (с) территории Кыргызской Республики.

 

Статья 20. Порядок ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения общественно-политических, культурных и иных мероприятий в пределах приграничных территорий

1. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведение общественно-политических, культурных и иных мероприятий в пределах приграничных территорий, где установлен пограничный режим, осуществляются на основании действительных документов, удостоверяющих личность, с разрешения уполномоченного органа в сфере регистрации населения, с уведомлением уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы. Данная деятельность не должна создавать помехи пограничному режиму.

2. Порядок въезда, временного пребывания, осуществления всех видов хозяйственной и иной деятельности в приграничных территориях устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 21. Нарушение пограничного режима

Несоблюдение установленного порядка въезда (прохода), временного пребывания или передвижения, ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности, проведения общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пределах определенных приграничных территорий, где установлен пограничный режим, признается нарушением пограничного режима.

Глава 5. Пункты пропуска через Государственную границу

 

Статья 22. Установление и открытие пунктов пропуска через Государственную границу

1. Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Порядок установления, открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), классификации, проектирования, строительства (реконструкции), оборудования пунктов пропуска, их обустройства, а также требования по техническому оснащению и организации государственного контроля в пунктах пропуска определяются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу

1. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда (входа) в эти пункты, пребывания и выезда (выхода) из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно для осуществления государственного контроля.

Территория пункта пропуска является режимной.

2. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается Правительством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. Режим в пунктах пропуска должен исключать возможность:

1) незаконного пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

2) незаконного перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

3) доступа посторонних лиц к закрытым в пунктах пропуска местам, помещениям (объектам), а также к транспортным средствам заграничного следования.

 

Статья 24. Пограничный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу

Пограничный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу является одним из видов государственного контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных и включает:

1) проверку документов;

2) сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных от пункта пропуска до Государственной границы и обратно;

3) осмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных;

4) досмотр транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через Государственную границу, осуществляется в целях:

а) обнаружения и задержания укрывшихся в них нарушителей Государственной границы;

б) обнаружения перемещаемых грузов и товаров, которые запрещены законодательством Кыргызской Республики к ввозу в Кыргызскую Республику или вывозу из Кыргызской Республики. Досмотр заключается в обследовании транспортных средств и перевозимых ими грузов и товаров пограничными нарядами;

5) личный досмотр;

6) осмотр помещений и территории пунктов пропуска через Государственную границу.

 

Статья 25. Пребывание, передвижение лиц и транспортных средств, нахождение и перемещение грузов и товаров в пунктах пропуска через Государственную границу

1. Лица, прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу, заявившие о принадлежности к гражданству Кыргызской Республики и утратившие в период пребывания за ее пределами документы, дающие право на въезд в Кыргызскую Республику, находятся в пунктах пропуска до установления их личности.

2. Иностранные граждане, прибывшие в Кыргызскую Республику, въезд которым в соответствии с законодательством Кыргызской Республики не разрешен, а также прибывшие с недействительными документами, находятся в пунктах пропуска через Государственную границу до их отправления перевозчиком по обратному маршруту. Порядок их нахождения в пунктах пропуска через Государственную границу определяется законодательством Кыргызской Республики.

3. Места и продолжительность стоянок транспортных средств заграничного следования в пунктах пропуска через Государственную границу определяются по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы.

4. Доступ лиц к транспортным средствам в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещается.

5. Транспортные средства заграничного следования начинают движение для убытия с территории пункта пропуска, а равно меняют место стоянки только с разрешения уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

Доступ лиц к транспортным средствам, в том числе заграничного следования, к грузам и товарам, перемещаемым в пунктах пропуска при проведении специальных действий, запрещается.

6. Посадка (высадка) пассажиров в транспортные средства заграничного следования при их убытии (прибытии) осуществляется с разрешения уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, а погрузка (выгрузка) багажа, почты, грузов, товаров и животных - с разрешения уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы.

7. Представители транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны вскрывать по требованию должностных лиц уполномоченных государственных органов в сфере охраны Государственной границы и таможенного дела опломбированные (опечатанные) вагоны, контейнеры, автомобили, иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы для досмотра в случаях, если нарушена целостность упаковки, печатей, пломб, а также при наличии признаков укрытия в них посторонних лиц и предметов, запрещенных к ввозу (вывозу).

 

Статья 26. Хозяйственная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу

1. Хозяйственная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу, не должна влиять на установленный порядок пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также на осуществление государственного контроля в этих пунктах.

2. Перечень видов хозяйственной деятельности, осуществляемой в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 27. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска через Государственную границу

1. В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территория, помещения, где непосредственно осуществляется государственный контроль.

2. Уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы могут вводиться дополнительные режимные ограничения при проведении специальных действий в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

 

Статья 28. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу

Несоблюдение установленного порядка въезда в пункты пропуска через Государственную границу, пребывания, передвижения и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, перемещения грузов, товаров и животных признается нарушением режима в пунктах пропуска.

Глава 6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны Государственной границы

 

Статья 29. Полномочия Президента Кыргызской Республики

Президент Кыргызской Республики:

1) ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры по вопросам охраны Государственной границы;

2) назначает и освобождает от должности руководителя уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, а также его заместителей;

3) устанавливает перечень должностей в уполномоченном государственном органе в сфере охраны Государственной границы, замещаемых лицами высшего офицерского состава;

4) осуществляет иные полномочия, определенные законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 30. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики:

1) решает вопросы об изменении Государственной границы Кыргызской Республики;

2) ратифицирует и денонсирует международные договоры по установлению и изменению Государственной границы;

3) принимает законы по вопросам обеспечения охраны Государственной границы;

4) утверждает республиканский бюджет по расходам на охрану Государственной границы;

5) контролирует проведение в жизнь законов и решений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 31. Полномочия Правительства Кыргызской Республики

Правительство Кыргызской Республики:

1) реализует пограничную политику Кыргызской Республики;

2) издает нормативные правовые акты по вопросам обеспечения охраны Государственной границы;

3) несет ответственность за состояние и укомплектованность уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы;

4) обеспечивает исполнение законодательства Кыргызской Республики о Государственной границе;

5) вносит в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по проекту закона о республиканском бюджете по расходам на охрану Государственной границы (на соответствующий год);

6) организует оснащение уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы вооружением и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами;

7) обеспечивает финансовыми и материальными средствами выполнение государственных программ (планов) развития уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы;

8) обеспечивает развитие инфраструктуры уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы;

9) планирует, обеспечивает и проводит мероприятия оперативного оборудования территории Кыргызской Республики в интересах охраны Государственной границы;

10) определяет порядок предоставления и использования для нужд пограничной безопасности земель, лесов, вод и других природных ресурсов;

11) определяет порядок компенсации расходов, понесенных юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики в связи с использованием их имущества для нужд пограничной безопасности;

12) ведет международные переговоры по вопросам Государственной границы;

13) обеспечивает создание государственных финансовых и материальных резервов для нужд пограничной безопасности;

14) устанавливает пределы пограничной полосы;

15) устанавливает перечень и пределы приграничных территорий;

16) вводит временные ограничения или прекращение пересечения Государственной границы на отдельных ее участках;

17) принимает решения об установлении карантинной полосы с введением карантинного режима или его отмене на территориях областей и районов;

18) устанавливает режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

19) определяет правила открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требования по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу;

20) утверждает перечень пунктов пропуска через Государственную границу;

21) определяет уполномоченные государственные органы, отвечающие за функционирование и содержание пунктов пропуска через Государственную границу;

22) устанавливает требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного и автомобильного сообщения от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу, порядок следования по ним;

23) определяет виды хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в пунктах пропуска через Государственную границу;

24) устанавливает формы, размеры, описания, конструкции и порядок установки пограничных знаков;

25) определяет порядок привлечения граждан к охране Государственной границы, в том числе пограничных уполномоченных;

26) определяет порядок использования земельных участков, необходимых для обеспечения охраны Государственной границы;

27) определяет перечень и порядок применения специальных средств в охране Государственной границы;

28) определяет порядок применения средств и методов контроля при несении службы по охране Государственной границы;

29) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 32. Задачи уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел Кыргызской Республики

Задачами уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел Кыргызской Республики являются:

1) осуществление внешнеполитического, международно-правового обеспечения охраны Государственной границы;

2) разработка на основе решений органов государственной власти Кыргызской Республики международных договоров по вопросам урегулирования взаимоотношений на Государственной границе;

3) оформление в пределах своей компетенции документов на право въезда на территорию Кыргызской Республики и выезда с территории Кыргызской Республики гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства;

4) координация деятельности государственных органов по вопросам, связанным с делимитацией, демаркацией и редемаркацией Государственной границы, участие в переговорах по заключению договоров о режиме Государственной границы;

5) разрешение дипломатическими средствами и методами вопросов соблюдения режима Государственной границы и пограничных инцидентов, не урегулированных уполномоченным государственным органом в сфере охраны Государственной границы;

6) осуществление обмена списками пограничных представителей с сопредельными государствами;

7) участие в делимитации Государственной границы;

8) решение других вопросов в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 33. Задачи уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности Кыргызской Республики

Задачами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности Кыргызской Республики, являются:

1) участие в подготовке совместно с органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы охраны Государственной границы;

2) участие в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы;

3) осуществление сбора и обобщения информации об угрозах пограничной безопасности Кыргызской Республики и информирование в установленном порядке о них уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы;

4) оказание содействия уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в обеспечении охраны Государственной границы на основе законодательства Кыргызской Республики и планов взаимодействия.

 

Статья 34. Задачи уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны

Задачами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны, являются:

1) оказание содействия уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в материально-техническом обеспечении охраны Государственной границы на основе законодательства Кыргызской Республики и планов взаимодействия;

2) разработка предложений по организации обеспечения территориальной обороны, защите Государственной границы, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

3) подготовка военных кадров;

4) обеспечение организации воинского учета, подготовки граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу в уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы, создание и накопление военно-обученного резерва по военно-учетным специальностям;

5) осуществление иных функций, установленных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 35. Задачи уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами внутренних дел

Задачами уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами внутренних дел, являются:

1) содействие уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в проведении административно-режимных мероприятий на приграничных территориях;

2) информирование подразделений уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы о состоянии правопорядка на приграничных территориях Кыргызской Республики, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы;

3) обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий на Государственной границе и в приграничных районах Кыргызской Республики;

4) обеспечение правопорядка в приграничных районах Кыргызской Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;

5) участие в правовом воспитании населения приграничных районов Кыргызской Республики, в профилактике правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через Государственную границу;

6) обеспечение участия сил и средств уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами внутренних дел, в охране Государственной границы в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

7) осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 36. Задачи уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и коммуникаций

Задачами уполномоченного государственного органа в сфере транспорта и коммуникаций являются:

1) создание в пределах своей компетенции инфраструктуры воздушных, железнодорожных пунктов пропуска;

2) установление дорожных (информационных) знаков на въездах в приграничные территории;

3) осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 37. Задачи Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики

Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики:

1) разрабатывает планы применения, мобилизационного развертывания, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Кыргызской Республики, план оперативного оборудования территории государства в интересах обороны и пограничной безопасности;

2) обеспечивает охрану Государственной границы в воздушном пространстве Кыргызской Республики;

3) осуществляет контроль за соблюдением порядка пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;

4) осуществляет пресечение полетов и принятие мер к посадке на территории Кыргызской Республики воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Кыргызской Республики;

5) оказывает содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу, в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Кыргызской Республики или за пределы воздушного пространства Кыргызской Республики;

6) осуществляет выделение авиации и подразделений усиления для оказания помощи уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы для участия в пограничных поисках и операциях, а также при усилении охраны Государственной границы в кризисных ситуациях;

7) осуществляет топографическое обеспечение уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 38. Задачи уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела

Задачами уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела являются:

1) осуществление таможенного и иных видов контроля в отношении перемещаемых грузов, товаров, транспортных средств и животных в форме и порядке, предусмотренных международными договорами и законодательством Кыргызской Республики;

2) в пределах компетенции организация таможенного и иных видов контроля, оформление разрешительных документов на ввоз на территорию Кыргызской Республики или вывоз с территории Кыргызской Республики транспортных средств, грузов, товаров и животных;

3) содействие уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в обеспечении охраны Государственной границы в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

4) информирование уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы по вопросам обеспечения режима в пунктах пропуска через Государственную границу иными сведениями, влияющими на обеспечение пограничной безопасности;

5) осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 39. Задачи уполномоченного государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности

Задачами уполномоченного государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности являются:

1) осуществление санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу;

2) оказание содействия уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы;

3) осуществление иных задач, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере охраны Государственной границы.

 

Статья 40. Задачи местных государственных администраций и органов местного самоуправления

1. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления приграничных районов на своих территориях в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Кыргызской Республики:

1) организуют разъяснение нормативных правовых актов Кыргызской Республики о Государственной границе физическим и юридическим лицам;

2) создают условия и содействуют привлечению граждан на добровольных началах к охране Государственной границы;

3) оказывают содействие уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в обеспечении охраны Государственной границы;

4) предоставляют землю в безвозмездное пользование в интересах охраны Государственной границы в установленном законодательством порядке;

5) принимают участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры Государственной границы и подразделений уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.

2. Руководители местных государственных администраций и органов местного самоуправления приграничных районов принимают участие в работе пограничных представителей при решении вопросов хозяйственной деятельности, в том числе совместно с сопредельной стороной, на Государственной границе.

 

Статья 41. Уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы

1. Уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы является единым государственным органом исполнительной власти, осуществляющим охрану Государственной границы, реализацию государственной пограничной политики Кыргызской Республики, и входит в состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы в своей деятельности руководствуется Конституцией, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. Уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 42. Задачи уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы

Задачами уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы являются:

1) охрана Государственной границы;

2) обустройство Государственной границы;

3) обеспечение режима Государственной границы, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и пограничного режима;

4) осуществление пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу;

5) выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Кыргызской Республики о Государственной границе, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, участие в делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы;

6) участие в решении задач обороны и национальной безопасности Кыргызской Республики;

7) участие в защите экономических интересов Кыргызской Республики на Государственной границе;

8) содействие правоохранительным, природоохранным органам Кыргызской Республики в защите граждан, природных ресурсов и окружающей среды, соблюдении миграционного законодательства Кыргызской Республики в пограничном пространстве.

 

Статья 43. Обязанности уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы

При охране Государственной границы уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы обязан:

1) пресекать любые попытки изменения прохождения Государственной границы на местности, незаконного освоения территории Кыргызской Республики;

2) выявлять и задерживать нарушителей Государственной границы;

3) участвовать в пределах своей компетенции в решении задач по обороне Кыргызской Республики, а также обеспечении режимов чрезвычайного или военного положений;

4) отражать вооруженное вторжение на территорию Кыргызской Республики, пресекать вооруженные и иные провокации на Государственной границе, защищать от указанных преступных посягательств население, государственную и частную собственность;

5) предупреждать и пресекать попытки пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами вне установленных пунктов пропуска либо в пунктах пропуска через Государственную границу незаконными способами;

6) осуществлять в установленном порядке, при наличии надлежаще оформленных документов и прохождении установленных видов контроля, пропуск лиц и транспортных средств, грузов, товаров и животных;

7) обеспечивать выполнение режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

8) контролировать соблюдение пограничного режима, режима внутренних вод, осуществлять профилактику правонарушений в пределах своей компетенции;

9) проверять у лиц, следующих через Государственную границу, документы на право въезда на территорию Кыргызской Республики и выезда с территории Кыргызской Республики, делать в них соответствующие отметки, а также изымать недействительные документы;

10) осуществлять досмотр (осмотр) транспортных средств, товаров и грузов с целью обнаружения нарушителей Государственной границы, грузов, товаров и животных, запрещенных к перемещению через Государственную границу;

11) ограничивать въезд (выезд) иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Кыргызской Республики не разрешен въезд на территорию Кыргызской Республики или выезд с территории Кыргызской Республики;

12) ограничивать въезд (выезд) граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, не исполнивших в установленный законодательными актами Кыргызской Республики срок судебные решения и постановления;

13) не пропускать через Государственную границу лиц с недействительными документами, а также лиц, у которых отсутствуют законные основания на пересечение Государственной границы;

14) не пропускать через Государственную границу граждан Кыргызской Республики и иных лиц, утративших документы, удостоверяющие личность, в период пребывания их за границей или в Кыргызской Республике, с оставлением в пунктах пропуска до установления их личности и принадлежности к гражданству Кыргызской Республики;

15) осуществлять административное задержание и личный досмотр лиц, а также осмотр вещей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

16) останавливать, осматривать и задерживать транспортные средства, допустившие нарушение установленных настоящим Законом режимов, доставлять (конвоировать) их в расположение подразделений уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы для выяснения обстоятельств правонарушения;

17) задерживать и изымать в установленном порядке, самостоятельно или совместно с другими уполномоченными государственными органами, перемещаемые через Государственную границу взрывчатые, отравляющие, радиоактивные вещества, наркотические средства, оружие, боеприпасы, иные грузы и товары, запрещенные к ввозу на территорию Кыргызской Республики или вывозу с территории Кыргызской Республики, а также грузы и товары, перемещаемые с нарушением установленных правил;

18) оказывать содействие уполномоченному государственному органу, ведающему вопросами обороны, в охране Государственной границы в воздушном пространстве;

19) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Законом КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2) внесены изменения в статью 10, изложенную на государственном языке.

(В редакции Закона КР от 1 декабря 2017 года N 197 (2))

 

Статья 44. Права уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы

1. При выполнении задач по охране Государственной границы уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы имеет право:

1) участвовать в делимитации, демаркации и редемаркации Государственной границы, разработке проектов международных договоров, связанных с режимом Государственной границы и сотрудничеством по пограничным вопросам, заключать договоры межведомственного характера в этой области;

2) организовывать взаимодействие с уполномоченными государственными органами, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, участвующими в охране Государственной границы;

3) на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, организовывать и осуществлять взаимодействие в охране Государственной границы с пограничными ведомствами сопредельных государств;

4) запрашивать и получать безвозмездно от уполномоченных государственных органов, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей по охране Государственной границы;

5) находиться на любых участках местности (располагать пограничные наряды), в том числе на территориях особо охраняемых и природоохранных зон, а также передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей, требовать от собственников (арендаторов) земельных участков выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения или переходов через другие препятствия;

6) организовывать службу постов пограничного контроля в местах въезда на приграничную территорию Кыргызской Республики;

7) проводить разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

8) привлекать граждан на добровольной основе к решению задач в области охраны Государственной границы, в том числе в качестве пограничных уполномоченных;

9) участвовать в правовом воспитании населения Кыргызской Республики, проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений на Государственной границе, использовать средства массовой информации для информирования населения об обстановке, складывающейся на Государственной границе и в приграничных районах Кыргызской Республики;

10) применять физическую силу, специальные средства, служебных животных, вооружение и военную технику в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

11) создавать и использовать специализированные учетные данные и информационные системы, обеспечивающие выполнение задач по охране Государственной границы;

12) проводить фундаментальные и прикладные исследования в области охраны Государственной границы;

13) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через Государственную границу;

14) возводить и устанавливать инженерно-технические сооружения, заграждения, линии связи и коммуникации;

15) сопровождать транспортные средства и располагать на них пограничные наряды;

16) при усилении охраны Государственной границы в порядке, определяемом совместными решениями с уполномоченными государственными органами, ведающими вопросами обороны и внутренних дел, использовать выделяемые ими силы и средства;

17) при выполнении задач по охране Государственной границы беспрепятственно входить в жилые и нежилые помещения, на территорию и в помещения организаций с целью преследования и задержания нарушителей Государственной границы;

18) при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий самостоятельно устанавливать контрольные посты, временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей;

19) при возникновении угрозы безопасности Кыргызской Республики временно ограничивать, с уведомлением местных государственных администраций, органов местного самоуправления и иных уполномоченных государственных органов, производство работ в пограничной полосе, за исключением работ оборонного значения, работ, связанных с выполнением международных обязательств и ликвидацией последствий, возникших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

20) при отражении вооруженных вторжений на территорию Кыргызской Республики, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям и иным провокациям на Государственной границе, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, использовать средства и каналы связи, транспортные средства организаций, а в необходимых случаях - транспортные средства граждан, с последующим возмещением расходов либо причиненного ущерба владельцам по их требованию, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

21) требовать от граждан соблюдения установленного на Государственной границе порядка, прекращения противоправных действий, препятствующих деятельности уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы; в случае невыполнения этих требований - принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;

22) приглашать лиц в подразделения уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы с целью получения от них объяснений об известных им обстоятельствах нарушения установленных режимов.

2. В целях обеспечения защиты интересов личности, общества и государства на Государственной границе и в пограничном пространстве, осуществления пропуска лиц и транспортных средств через Государственную границу уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы:

1) реализует пограничную политику и обеспечивает пограничную безопасность;

2) координирует деятельность государственных органов, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением и обеспечением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

3) организует охрану Государственной границы;

4) осуществляет пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

5) осуществляет по согласованию с территориальными органами национальной безопасности и органами, выдавшими визы, пропуск иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих действительные документы, прибывших для въезда на территорию Кыргызской Республики раньше срока, указанного в кыргызской визе или в кыргызских визах, в которых выявлены неисправности технического характера, допущенные по вине компетентных органов;

6) выявляет причины и условия, способствующие совершению правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности, принимает меры по их устранению;

7) осуществляет в пределах своей компетенции комплекс мер по борьбе с незаконной миграцией, трансграничной преступностью, терроризмом, контрабандой и административными правонарушениями на Государственной границе;

8) рассматривает административные правонарушения в сфере охраны Государственной границы и налагает административные взыскания в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики;

9) исполняет поручения заинтересованных уполномоченных органов в отношении лиц, которым в соответствии с законодательством Кыргызской Республики ограничен въезд на территорию Кыргызской Республики и (или) выезд с территории Кыргызской Республики;

10) осуществляет сбор, обобщение и анализ информации об угрозах национальной безопасности Кыргызской Республики на Государственной границе и в пограничном пространстве, в установленном порядке информирует о них Президента Кыргызской Республики и Правительство Кыргызской Республики, а также заинтересованные государственные органы;

11) осуществляет пропуск через Государственную границу граждан Кыргызской Республики, прибывших для въезда на территорию Кыргызской Республики с просроченными документами, без действительных документов на право пересечения Государственной границы, или депортированных из иностранных государств, после установления их личности, подтверждения гражданства Кыргызской Республики и по согласованию с органами национальной безопасности;

12) в случаях, предусмотренных вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, принимает решения о пропуске через Государственную границу в пунктах пропуска, открытых для двустороннего сообщения, граждан третьих стран и пропуске лиц через Государственную границу вне пунктов пропуска;

13) осуществляет пропуск через Государственную границу иностранных граждан и лиц без гражданства по просроченным паспортам (документам, их заменяющим) и действительным визам Кыргызской Республики, в случае если задержка с выездом произошла по независящим от них причинам, документально подтвержденным обстоятельствам (стихийные бедствия, задерживающие движение транспортных средств; метеоусловия; болезнь и т.д.). Данное положение не относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Кыргызской Республики;

14) вносит в Правительство Кыргызской Республики предложения об изменении пределов приграничных территорий;

15) организует деятельность пограничных представителей;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 45. Прохождение службы и работа по договору (контракту)

1. Прохождение воинской службы в воинских частях и подразделениях уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и специалистов для уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы осуществляются в высших военно-учебных, высших и средне-специальных учебных заведениях Кыргызской Республики, в учебных центрах (школах), а также по соглашениям (договорам) - в зарубежных военных учебных заведениях.

3. На военную службу в уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы призываются граждане Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Военнослужащие при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства, и никто, кроме должностных лиц, уполномоченных законодательством Кыргызской Республики, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы и гражданами обязанностей по охране Государственной границы, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество и членов их семей влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

5. Несение службы по охране Государственной границы всеми подразделениями уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы является боевым дежурством (боевой службой).

Глава 7. Применение физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия и боевой техники при охране Государственной границы

 

Статья 46. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники

При выполнении возложенных обязанностей по охране Государственной границы военнослужащие уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы имеют право применять физическую силу, хранить и применять специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 47. Применение физической силы, специальных средств и служебных собак

1. В целях самообороны, пресечения и предотвращения правонарушений, задержания лиц их совершивших, преодоления сопротивления и неповиновения законным требованиям, воспрепятствования законному доступу в помещения, на территорию, к транспортным средствам и иным действиям, препятствующим выполнению возложенных задач и обязанностей, если ненасильственные способы не могут обеспечить выполнения этих обязанностей, военнослужащие уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и подручные средства.

2. При выполнении обязанностей по охране Государственной границы военнослужащие уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы имеют право применять специальные средства:

1) при конвоировании и охране задержанных лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред окружающим или собственному здоровью;

2) для вскрытия объектов и транспортных средств, а также их демонтажа в целях пресечения правонарушений на Государственной границе;

3) для отражения нападения на военнослужащих и других физических лиц; при оказании содействия по освобождению заложников;

4) для пресечения массовых беспорядков в пределах приграничной территории Кыргызской Республики;

5) для предупреждения и пресечения иных правонарушений, а также необходимой обороны и в случае крайней необходимости.

3. Запрещается применять специальные средства в отношении:

1) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев вооруженного либо группового нападения с их стороны;

2) физических лиц, незаконно пересекших (пересекающих) Государственную границу, если это произошло (происходит) явно случайно или вследствие несчастного случая либо других факторов непреодолимой силы.

4. Перечень специальных средств, используемых личным составом подразделений уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, определяется Правительством Кыргызской Республики.

5. Служебные собаки в охране Государственной границы используются:

1) для усиления пограничных нарядов и собственной безопасности;

2) для поиска и выявления контрабандных и иных грузов, запрещенных к перемещению через Государственную границу;

3) для поиска, преследования, задержания, охраны и конвоирования нарушителей Государственной границы и ее режима;

4) для физического, психологического, блокирующего воздействия на правонарушителей.

Применению служебных собак должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить.

 

Статья 48. Применение оружия и боевой техники

1. Военнослужащие уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, осуществляя охрану Государственной границы, применяют оружие и боевую технику в следующем порядке:

1) без предупреждения:

а) для отражения нападения с применением оружия, боевой и специальной техники;

б) в случае непосредственной угрозы нападения (физического воздействия) на личный состав пограничного наряда, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия;

в) для пресечения побега задержанных лиц с захваченным оружием, пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой;

г) для отражения нападения на подразделения и объекты уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы;

2) после предупреждения и предупредительного выстрела вверх:

а) против лиц, транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленного настоящим Законом порядка, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами;

б) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни, здоровью и собственности на охраняемом участке Государственной границы;

в) для отражения нападения на лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране Государственной границы, членов их семей;

г) для пресечения массовых беспорядков в приграничном районе и в случаях массового невооруженного пересечения или попытки пересечения Государственной границы, групповых действий правонарушителей, посягающих на жизнь и здоровье граждан или безопасность государства;

д) для задержания лица, совершившего правонарушение и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования пограничного наряда, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно;

е) при побеге задержанных лиц на Государственной границе;

ж) для предупреждения и пресечения иных правонарушений, а также в случаях необходимой обороны и крайней необходимости.

2. Запрещается применять оружие и боевую технику:

1) в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения;

2) по транспортным средствам с пассажирами;

з) в отношении лиц, нарушивших Государственную границу случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием непреодолимых сил природы;

4) по животным, если жизни и здоровью не угрожает опасность.

3. Пограничный наряд имеет право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей. О каждом случае применения или использования оружия пограничный наряд докладывает непосредственному начальнику.

 

Статья 49. Взаимодействие в охране Государственной границы

1. Уполномоченные государственные органы, оказывающие содействие по охране Государственной границы:

1) осуществляют информирование друг друга при выполнении возложенных на них обязанностей в сфере охраны Государственной границы;

2) организуют на Государственной границе взаимодействие своих сил и государственных органов, предприятий (независимо от форм собственности), учреждений, организаций, общественных объединений, участвующих в охране Государственной границы или осуществляющих деятельность, затрагивающую интересы охраны Государственной границы;

3) осуществляют взаимодействие в охране Государственной границы с соответствующими органами сопредельных государств в порядке, устанавливаемом международными договорами Кыргызской Республики межведомственного характера.

2. Координация совместных действий уполномоченных государственных и местных органов, оказывающих содействие в охране Государственной границы, возлагается на уполномоченный государственный орган в сфере охраны Государственной границы.

Глава 8. Права и обязанности физических и юридических лиц Кыргызской Республики в сфере охраны Государственной границы

 

Статья 50. Обязанности юридических лиц в области охраны Государственной границы

1. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, осуществляющие свою деятельность на приграничной территории, в целях обеспечения пограничной безопасности обязаны оказывать содействие уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы и другим компетентным органам в охране Государственной границы, исполнять их законные требования, представлять необходимую для их деятельности информацию.

2. Порядок содействия охране Государственной границы юридических лиц независимо от форм собственности определяется Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 51. Обязанности и права физических лиц по охране Государственной границы

1. Граждане Кыргызской Республики, а также находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать установленный режим Государственной границы, пограничный режим и режим в пунктах пропуска через Государственную границу, оказывать содействие и исполнять требования уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы и государственных органов, осуществляющих контроль за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

2. Граждане Кыргызской Республики вправе участвовать в охране Государственной границы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы определяется Правительством Кыргызской Республики.

Граждане Кыргызской Республики, участвующие в установленном порядке в охране Государственной границы, имеют право на социальную и правовую защиту государства.

Глава 9. Правовая и социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы

 

Статья 52. Правовая защита военнослужащих (служащих) уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, других лиц, участвующих в охране Государственной границы, и членов их семей

1. Военнослужащим (служащим) уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы и другим гражданам, участвующим в охране Государственной границы, а также членам их семей гарантируется правовая и социальная защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. При осуществлении служебной деятельности военнослужащими уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы, государственные и местные органы и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Глава 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение

 

Статья 53. Финансовое обеспечение охраны Государственной границы

Финансовое обеспечение охраны Государственной границы осуществляется за счет государственного бюджета, добровольных взносов юридических лиц независимо от форм собственности, государственных земельных, материально-технических фондов Кыргызской Республики и других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 54. Материально-техническое обеспечение охраны Государственной границы

Материально-техническое, продовольственное, медицинское обеспечение охраны Государственной границы, а также установление их норм и запасов осуществляются Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 55. Ответственность за нарушение законодательства о Государственной границе

Лица, виновные в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, привлекаются к юридической ответственности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

 

Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

3. Признать утратившими силу:

- Закон Кыргызской Республики "О Государственной границе Кыргызской Республики" от 19 марта 1999 года № 27 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 7, ст.367);

- Закон Кыргызской Республики "О пограничной службе Кыргызской Республики" от 19 марта 1999 года № 28 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 7, ст.368);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О пограничной службе Кыргызской Республики" от 16 октября 2002 года № 140 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., № 11, ст.455);

- статью 5 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 3 января 2005 года № 2 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., № 3, ст.184);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики "О Пограничной службе Кыргызской Республики" от 20 марта 2008 года № 36 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 3, ст.261);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О пограничной службе Кыргызской Республики" от 22 декабря 2011 года № 249 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 11, ст.1689);

- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О Государственной границе Кыргызской Республики" от 22 декабря 2011 года № 250 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 11, ст.1690).

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев