Система Orphus
RTF Print OpenData
Документ Реквизиты Ссылающиеся документы
Редакция:      кыргызча  |  на русском

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\user\AppData\Local\Temp\LSoft\CdbSearchClient\836832d9-f7d0-4485-aa04-7fce341e9da0\document.files\image001.jpg

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 февраля 2017 года № 34

О пробации

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

12 января 2017 года

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи пробации

1. Целями пробации являются обеспечение безопасности общества и государства, создание условий для исправления и ресоциализации клиентов пробации, предупреждение совершения ими новых правонарушений.

2. Задачи пробации:

1) исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством;

2) осуществление надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок (далее - лишение свободы);

3) коррекция поведения, формирование правопослушного образа жизни;

4) изучение личности клиента пробации, составление социально-психологического портрета;

5) обеспечение прав, свобод и законных интересов клиентов пробации;

6) примирение клиента пробации с потерпевшим;

7) профилактика совершения клиентами пробации правонарушений;

8) координация реализации социальных и реабилитационных программ;

9) исключение негативного влияния отрицательно характеризующихся клиентов пробации на других клиентов пробации;

10) исключение и преодоление стигмы общества к клиентам пробации.

Статья 2. Правовая основа пробации

Правовую основу пробации составляют Конституция, Уголовный кодекс, Кодекс о проступках, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие правовые отношения в сфере пробации, в том числе устанавливающие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний без изоляции от общества и принудительных мер уголовно-правового воздействия, а также вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) пробация - это социально-правовой институт государства, применяющий к клиентам пробации комплекс мер государственного принуждения, общественного воздействия при их добровольном участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление клиентов пробации, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации;

2) пробационный доклад - заключение органов пробации по итогам проведенного социально-психологического исследования личности, социально-бытовых условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и выводов о возможности (невозможности) применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия;

3) пробационный надзор - деятельность органа пробации по контролю за исполнением возложенных судом на клиентов пробации обязанностей и их поведением, применению комплекса мер социально-правового характера, вырабатываемых и реализуемых индивидуально в отношении лица, находящегося под пробационным надзором, с целью его исправления и ресоциализации, коррекции поведения, а также предупреждения совершения им новых правонарушений;

4) орган пробации - уполномоченный государственный орган, осуществляющий исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия, надзор за лицами, условно-досрочно освобожденными из исправительных учреждений, с выполнением социально-правовых функций;

5) социальное содействие - комплекс мер, направленных на преодоление клиентами пробации трудной жизненной ситуации на основе индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи;

6) ресоциализация - процесс восстановления социальных связей клиента пробации, способствующих его позитивной интеграции в общество после отбытия наказания или принудительной меры уголовно-правового воздействия;

7) индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи - составляемая органом пробации программа оказания клиенту пробации социально-правовой помощи, основанной на изучении его личности и потребностей;

8) трудная жизненная ситуация - совокупность объективных и личных обстоятельств, являющихся причинами и условиями совершения лицом правонарушений, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно;

9) система пробации - совокупность органов пробации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественности, вовлеченных в выполнение задач и достижение целей пробации;

10) социальное жилье - жилые помещения, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и предназначенные для постоянного или временного проживания клиентов пробации, в том числе жилые помещения специализированного жилищного фонда.

Статья 4. Принципы пробации

Основными принципами пробация являются:

1) законность;

2) гуманизм;

3) соблюдение и уважение прав и свобод клиента пробации;

4) уважение прав и интересов потерпевших от правонарушений;

5) индивидуализация, преемственность и непрерывность процесса ресоциализации;

6) открытость и публичность;

7) добровольное участие в выполнении индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи и ее доступность для клиента пробации;

8) соединение наказания и принудительных мер уголовно-правового воздействия с исправительным воздействием на клиентов пробации и их ресоциализацией;

9) конфиденциальность личной жизни клиента пробации и его семьи.

Статья 5. Клиенты пробации

1. Клиентами пробации являются лица:

1) которым приговором суда назначено наказание без изоляции от общества и принудительные меры уголовно-правового воздействия в виде:

а) общественных работ;

б) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) исправительных работ;

г) ограничения свободы;

д) принудительной меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних и ограничения поведения с предупреждением;

е) освобождения от уголовного наказания с применением пробационного надзора;

2) освобожденные условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы и подлежащие надзору;

3) подлежащие в течение года освобождению из исправительных учреждений по отбытию наказания.

2. Клиентами пробации также являются лица, в отношении которых осуществляется социальное исследование:

1) обвиняемые, в отношении которых судом назначена подготовка пробационного доклада;

2) осужденные, подлежащие условно-досрочному освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Статья 6. Права и обязанности клиентов пробации

1. Клиенты пробации имеют права, свободы и несут обязанности граждан Кыргызской Республики с ограничениями, устанавливаемыми Конституцией, Уголовным кодексом, Кодексом о проступках, Уголовно-процессуальным кодексом, Уголовно-исполнительным кодексом, настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

2. Клиенты пробации имеют право:

1) запрашивать и получать информацию об условиях и порядке отбывания наказания и принудительных мер уголовно-правового воздействия, пробационного надзора;

2) запрашивать и получать информацию о видах помощи и консультаций;

3) запрашивать и получать разъяснения о своих правах и обязанностях;

4) принимать участие в программах ресоциализации;

5) получать помощь и иные формы содействия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;

6) обжаловать действия и решения органа пробации.

3. Клиенты пробации обязаны:

1) выполнять обязанности, установленные законодательством и приговором суда;

2) в установленный законом срок встать на учет в органах пробации и выполнять требования персонала органов пробации;

3) представлять по требованию органов пробации необходимую информацию;

4) использовать по назначению предоставленную помощь.

Статья 7. Основные формы пробации

Достижение целей и выполнение задач пробации осуществляются в следующих формах:

1) контроль и надзор за клиентами пробации и воспитательное воздействие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;

2) оказание содействия клиентам пробации в выходе из трудной жизненной ситуации и ресоциализации, разработка и реализация индивидуальных социально-правовых программ;

3) привлечение к исправительному процессу общественности;

4) содействие в проведении примиренческих процедур клиента пробации с потерпевшим;

5) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления и местных государственных администраций с исправительными учреждениями и клиентами пробации;

6) осуществление социального исследования лиц на досудебной стадии уголовного процесса в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, а также осужденных, подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Глава 2. Виды пробации

Статья 8. Виды пробации

Пробация в зависимости от задач и стадии ее применения подразделяется на следующие виды:

1) досудебная пробация;

2) исполнительная пробация;

3) пенитенциарная пробация;

4) постпенитенциарная пробация.

Статья 9. Досудебная пробация

1. Досудебная пробация - пробация, применяемая к обвиняемым и заключающаяся в социально-психологическом исследовании его личности, по итогам которого составляется пробационный доклад.

2. Досудебная пробация осуществляется по требованию суда о подготовке пробационного доклада в отношении обвиняемого.

3. Досудебная пробация осуществляется в форме социально-психологического исследования личности обвиняемого на основе сбора и оценки информации.

4. Сбору подлежат сведения о:

1) социальном статусе клиента пробации;

2) семье, других социальных связях;

3) жилищных и социально-бытовых условиях;

4) образовании;

5) месте жительства, работы, учебы, роде деятельности;

6) состоянии здоровья;

7) склонностях и привычках;

8) наличии зависимости от алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, психических расстройств;

9) других обстоятельствах, приведших к трудной жизненной ситуации.

5. Сбор сведений осуществляется путем получения, истребования характеристик, отзывов, рекомендаций, объяснительных, справок, использования баз данных государственных органов, составления актов и иных документов. Порядок сбора сведений, права, полномочия и обязанности органа пробации определяются Правительством Кыргызской Республики.

6. Сбор сведений должен обеспечивать проведение объективной оценки личности обвиняемого с определением рисков рецидива и криминогенных потребностей клиента, а также возможности его исправления без изоляции от общества.

7. Обвиняемый, в отношении которого готовится пробационный доклад, вправе письменно сообщить и предоставить лично, через защитника, супруга (супругу) или близких родственников сведения для внесения в пробационный доклад.

8. На основе собранных сведений и их оценки выносятся рекомендации о возможности применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия, о чем составляется пробационный доклад.

9. При невозможности подготовки пробационного доклада вследствие отсутствия или наличия неполных сведений, непроживания обвиняемого по адресу, указанному в требовании суда, неустановления личности обвиняемого, смерти обвиняемого, совершения более тяжкого преступления, по которому составление пробационного доклада не требуется, составляется мотивированное заключение о невозможности составления пробационного доклада, в котором отражаются собранные сведения.

10. Срок составления пробационного доклада и заключения о невозможности его составления - до 30 календарных дней со дня поступления требования суда.

Статья 10. Исполнительная пробация

1. Исполнительная пробация - совокупность социально-правовых мер по оказанию содействия клиентам пробации, указанным в пунктах 1-3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, в выходе из трудной жизненной ситуации, применению уголовно-правовых мер по контролю и надзору за их поведением и выполнением возложенных на них обязанностей.

2. Исполнительная пробация осуществляется на основании индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи и планов пробационного надзора.

Статья 11. Пенитенциарная пробация

1. Пенитенциарная пробация - пробация, применяемая к осужденным и заключающаяся в совместной работе органов пробации, государственных органов и органов местного самоуправления, администраций исправительных учреждений, некоммерческих организаций и клиентов пробации по подготовке их к освобождению из исправительных учреждений.

2. При подготовке лиц к освобождению проводится работа по их социальной адаптации и принимаются меры по:

1) восстановлению утраченных документов (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение, диплом или аттестат об образовании и другие) и утраченных прав (право собственности, право на получение пособий и пенсий, право на жилье, право на наследство и другие);

2) установлению связей с уполномоченными органами в сфере начального профессионального образования с целью создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для дальнейшего трудоустройства;

3) установлению связей с уполномоченными органами в сфере занятости населения для предоставления осужденным сведений о вакантных местах и выбора места работы, содействия в их регистрации в уполномоченных органах в сфере занятости населения;

4) установлению связей с государственными органами, исполнительными органами местного самоуправления и иными организациями и учреждениями для поиска и получения социального жилья;

5) установлению связей с некоммерческими организациями, предоставляющими услуги лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

6) разработке и реализации индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи в соответствии со статьей 17 настоящего Закона для клиентов, подлежащих освобождению из исправительных учреждений в течение одного года;

7) обеспечению медицинским и пенсионным страхованием;

8) установлению связей с медицинскими учреждениями для постановки на учет и продолжения лечения после освобождения;

9) иные меры, предусмотренные законодательством.

3. При подготовке лиц к условно-досрочному освобождению проводится социальное исследование личности клиента пробации, отражающее потенциальные риски рецидива, криминогенные потребности и перспективы ресоциализации.

Сбор и оценка сведений осуществляется в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

4. В отношении лиц, освобождаемых из исправительных учреждений, осуществляется социальное сопровождение, обеспечивающее непрерывность процесса проводимых в местах лишения свободы реабилитационных мероприятий, курса лечения социально значимых заболеваний после освобождения.

Статья 12. Постпенитенциарная пробация

1. Постпенитенциарная пробация - пробация, применяемая к лицам, условно-досрочно освобожденным из исправительных учреждений, и заключающаяся в проведении работы по оказанию социальной поддержки с целью их ресоциализации.

2. В отношении лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных учреждений, продолжаются мероприятия по социальной поддержке и ресоциализации, проводившиеся в исправительных учреждениях.

3. Лица, освобожденные из исправительных учреждений, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами, необходимыми по сезону одеждой и обувью в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Глава 3. Контроль и надзор за клиентами пробации и воспитательное воздействие

Статья 13. Надзор за клиентами пробации

1. В исполнительной и постпенитенциарной пробации надзор за клиентами пробации в процессе исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия осуществляется органами пробации в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

2. На период исполнительной и постпенитенциарной пробации органом пробации с участием клиента пробации разрабатывается план пробационного надзора (далее - план).

3. В органах пробации действует Порядок применения пробации и учета клиентов, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. План пробационного надзора

1. План составляется с учетом индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи, предусмотренной статьей 17 настоящего Закона.

2. План включает в себя:

1) порядок и условия исполнения надзорных требований, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством;

2) обязанности, устанавливаемые судом, и надзорные требования органа пробации;

3) порядок и условия исполнения обязанностей, возложенных судом и органом пробации;

4) закрепление волонтера за клиентом пробации и порядок их взаимоотношений;

5) наличие индивидуальной программы оказания клиенту пробации социально-правовой помощи.

3. Результаты выполнения клиентом плана отражаются в заключении органа пробации.

4. В план могут вноситься изменения и дополнения в зависимости от поведения клиента пробации и выполнения плана и индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи.

5. Невыполнение плана клиентом пробации влечет уголовно-правовые последствия, предусмотренные уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

6. Выполнение мероприятий плана возлагается на руководителей и должностных лиц территориальных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 15. Воспитательное воздействие

1. В период исполнительной и постпенитенциарной пробации органами пробации осуществляется воспитательное воздействие на клиентов пробации.

2. Воспитательное воздействие направлено на формирование у клиентов пробации правопослушного поведения, соблюдение общепринятых правил поведения в обществе, привитие моральных ценностей, повышение образовательного и культурного уровня, ориентацию на самостоятельное решение проблем, а также осознание клиентами пробации противоправности совершенного правонарушения.

3. Воспитательное воздействие осуществляется в следующих формах:

1) проведение профилактических бесед;

2) участие в общественных мероприятиях;

3) информационные и культурно-просветительские мероприятия (информирование о рисках социально значимых заболеваний и последствий противоправного поведения клиентов пробации, пропаганда здорового образа жизни);

4) организация лекций, тренингов, семинаров.

4. К общественно-воспитательным мероприятиям привлекаются некоммерческие организации, родственники клиентов пробации, волонтеры и иные лица, оказывающие положительное влияние на их поведение.

5. Мероприятия воспитательного воздействия проводятся без отрыва клиентов пробации от работы, учебы и мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи.

6. При выборе методов работы с клиентом пробации меры воспитательного воздействия превалируют над принудительными мерами воздействия.

Глава 4. Содействие клиентам пробации

Статья 16. Содействие клиентам пробации в ресоциализации и выходе из трудной жизненной ситуации

1. В исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации орган пробации, государственные органы и органы местного самоуправления оказывают содействие клиентам пробации в ресоциализации и выходе из трудной жизненной ситуации, основанное на индивидуальном подходе, анализе информации о личности и потребностях клиента пробации.

2. Сбор информации осуществляется в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.

3. Информация и ее оценка отражаются в разрабатываемой органом пробации индивидуальной программе оказания социально-правовой помощи.

4. Органы исполнительной власти, их структурные подразделения и подведомственные учреждения предоставляют клиентам пробации государственные услуги в соответствии с законодательством.

Статья 17. Индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи

1. В зависимости от потребностей клиента пробации индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи (далее - программа) включает мероприятия по:

1) оказанию социально-правовой и психологической помощи;

2) содействию в трудоустройстве;

3) формированию положительных психологических установок для занятия систематической трудовой деятельностью;

4) оказанию содействия в получении образования и профессии;

5) оказанию юридической помощи;

6) оказанию помощи в получении необходимых документов для регистрации по месту пребывания или месту жительства;

7) оказанию содействия в получении медицинских, социальных услуг, пенсионном обеспечении;

8) восстановлению и формированию социально полезных связей.

2. В программу могут вноситься изменения и дополнения в зависимости от изменения поведения клиента пробации и выполнения им данной программы и плана, предусмотренного статьей 14 настоящего Закона.

3. Отказ клиента пробации от выполнения программы учитывается при принятии решений органом пробации о подготовке представлений об освобождении, замене наказания и принудительной меры уголовно-правового воздействия, частичной или полной отмене обязанностей, установленных судом, а также при составлении заключения о выполнении клиентом пробации плана пробационного надзора.

4. Выполнение мероприятий программы возлагается на руководителей и должностных лиц территориальных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 18. Оказание социально-правовой и психологической помощи

1. В целях создания оптимальных условий для ресоциализации в досудебной, исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации проводятся мероприятия по оказанию клиентам пробации социально-правовой и психологической помощи.

2. В работе по оказанию клиентам пробации социально-правовой и психологической помощи первоначально организуется информационно-аналитическая работа по следующим направлениям:

1) установление социально-психологических особенностей данных лиц;

2) выявление их потребностей в социально-правовой и психологической помощи;

3) определение необходимого объема и уровня интенсивности пробационного надзора.

3. В период организации и проведения информационно-аналитической работы осуществляются сбор и анализ информации, указанной в статье 9 настоящего Закона.

4. Работа по оказанию социально-правовой и психологической помощи клиентам пробации осуществляется в следующих формах:

1) оказание социальных услуг клиентам пробации в рамках государственного социального заказа;

2) обеспечение выплаты социальных пособий, пенсий и компенсаций клиентам пробации в соответствии с законодательством в сфере социального обеспечения;

3) проведение индивидуальных и групповых, психологических тренингов по психокоррекционной терапии, направленных на изменение моральных, ценностных ориентаций, по преодолению агрессии, проблем межличностных отношений, примирению с потерпевшими;

4) индивидуальная психологическая работа;

5) мотивация клиентов пробации на участие в специальных медицинских программах;

6) медицинское и пенсионное страхование клиентов пробации;

7) оказание социальной помощи в соответствии с законодательством в сфере социального развития.

Статья 19. Содействие в трудоустройстве и трудовая деятельность клиента пробации

1. В исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации проводятся мероприятия по оказанию помощи клиентам пробации в трудоустройстве.

2. Клиентам пробации оказывается содействие в трудоустройстве в соответствии с имеющейся специальностью, профессией, квалификацией, навыками и умениями.

3. Клиент пробации имеет право выбора места работы, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

4. При возложении судом на клиента обязанности в трудоустройстве ему предоставляется право самостоятельно выбрать место работы в течение одного месяца после получения решения суда о трудоустройстве или требования органа пробации. По истечении указанного срока клиенту пробации предоставляется право выбора места работы по предложенным вакансиям в течение недели. При отказе от трудоустройства на две предложенные вакансии клиент пробации трудоустраивается на работу, определенную органом пробации.

5. Трудовые отношения клиента пробации с работодателем, за исключением общественных работ, регулируются трудовым законодательством (трудовым соглашением) и настоящим Законом.

6. Распорядок трудового дня клиента пробации устанавливается с учетом необходимости исполнения надзорных требований, выполнения им общественных работ, обучения, прохождения курса лечения и т.д.

7. Дни и время явки в орган пробации устанавливаются в нерабочее время клиента пробации с учетом времени проезда.

8. Направление клиента пробации в командировки, связанные с выездом за пределы административно-территориальной единицы, согласуются с органом пробации.

9. По запросу органа пробации работодатель предоставляет сведения об условиях работы клиента пробации, заработной плате, трудовой дисциплине, характеристику, отзыв о нем и иную информацию о клиенте пробации.

10. Работодатель письменно сообщает в орган пробации о нарушениях трудовой дисциплины, других правонарушениях клиента пробации (употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, инциденты и происшествия, произошедшие с участием клиента пробации) и иных обстоятельствах, отрицательно влияющих на его поведение.

11. Клиент пробации увольняется с места работы после письменного уведомления органа пробации.

Статья 20. Направление клиентов пробации в реабилитационные центры

1. Органы пробации проводят работу по направлению клиентов пробации, находящихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры (социальные общежития).

2. Направление в реабилитационные центры (социальные общежития) осуществляется в период исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации.

3. Правила размещения, пребывания и исключения из реабилитационных центров (социальных общежитий) устанавливаются Правительством Кыргызской Республики, за исключением части 4 настоящей статьи.

4. Правила размещения, пребывания и исключения из реабилитационных центров исправительных учреждений устанавливаются администрацией исправительных учреждений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и необходимостью выполнения клиентами пробации индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи.

5. Пробационный надзор за клиентами пробации, направленными в реабилитационные центры (социальные общежития), осуществляется с учетом правил пребывания в них.

Статья 21. Направление в стационарные социальные учреждения для пожилых граждан и инвалидов

1. В период исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации клиенты пробации - пожилые граждане и инвалиды, а также лица, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию или передвижению и нуждающиеся в жилье, направляются в специализированные стационарные учреждения для постоянного проживания.

2. Пробационный надзор осуществляется с учетом правил пребывания в социальных стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов.

Статья 22. Оказание содействия в получении образования

1. В целях ресоциализации и адаптации к жизни в обществе клиентам пробации, не имеющим образования, в исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации оказывается содействие в получении ими основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования в соответствии с законодательством в области образования.

2. Клиенты пробации принимаются в общие образовательные или специальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования на добровольной основе. Наличие судимости не является основанием для отказа в приеме в указанные организации.

3. Получение общего и профессионального образования, повышение квалификации осуществляются в государственных образовательных организациях в соответствии с законодательством в области образования.

4. В необходимых случаях клиентам пробации оказывается помощь:

1) в восстановлении документов для получения образования;

2) в предоставлении общежития.

5. Государственными образовательными организациями осуществляется контроль за поведением и прохождением обучения клиентами пробации.

О невыполнении учебной программы и отрицательном поведении государственные образовательные организации незамедлительно уведомляют органы пробации.

Статья 23. Оказание юридической помощи

1. В досудебной, исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации клиентам пробации оказывается гарантированная государством консультативно-правовая и квалифицированная юридическая помощь в порядке, установленном законодательством о гарантированной государством юридической помощи.

2. Отсутствие у клиентов пробации финансовых средств для защиты их прав и законных интересов не приостанавливает оказание квалифицированной юридической помощи.

Статья 24. Восстановление утраченных прав, оказание помощи в получении необходимых документов

1. В досудебной, исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации клиентам пробации оказывается помощь в восстановлении утраченных прав и документов.

2. При отсутствии у клиентов пробации постоянного места жительства местом регистрации устанавливается юридический адрес органа пробации по месту учета, а в пенитенциарной пробации - юридический адрес исправительного учреждения.

3. Восстановление утраченных прав и документов клиентам пробации осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 25. Содействие клиентам пробации по оказанию социальной помощи

1. В исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации принимаются меры по оказанию социальной помощи клиентам пробации.

2. Содействие по оказанию социальной помощи клиентам пробации осуществляется путем:

1) консультирования по вопросам социального обслуживания;

2) оказания помощи в оформлении необходимых документов;

3) постановки на учет в органы социального обеспечения и здравоохранения.

3. Социальная помощь оказывается в соответствии с индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи.

4. Для определения инвалидности или ограниченной трудоспособности клиенты пробации, в том числе находящиеся в исправительных учреждениях, проходят медицинское освидетельствование в медицинской специальной экспертной комиссии в установленном законодательством порядке.

5. Перечень и порядок получения социальных услуг клиентами пробации определяются в порядке, установленном законодательством в сфере социальной защиты.

Статья 26. Восстановление и формирование социально полезных связей

1. Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса личности клиентов пробации в исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации проводится работа по восстановлению и формированию социально полезных связей клиентов пробации.

2. Органы пробации оказывают содействие в укреплении положительных социальных связей клиентов пробации с семьей, родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на поведение клиента пробации, трудовыми коллективами и учебными заведениями, некоммерческими организациями.

3. Социальная помощь оказывается в соответствии с индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи.

4. К работе по восстановлению, поддержанию и укреплению семейных и социально полезных связей клиентов пробации привлекаются некоммерческие организации, родственники осужденных и иные лица, имеющие положительное влияние на их поведение.

Статья 27. Содействие в получении медицинских услуг

1. В исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной пробации клиентам пробации - больным наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, гепатитом и другими социально значимыми заболеваниями оказывается содействие в получении медицинских услуг.

2. Получение медицинских услуг клиентами пробации осуществляется в лечебно-профилактических организациях здравоохранения по месту их жительства.

3. Клиенты пробации, больные туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, СПИДом, проходят лечение в организациях здравоохранения по месту жительства.

4. Оказание медицинской помощи проводится в соответствии с законодательством в сфере медицинского обслуживания. Клиенты пробации ежегодно включаются в Программу государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощью.

5. Клиенты пробации, освобожденные из исправительных учреждений и больные наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, гепатитом и другими социально значимыми заболеваниями, продолжают лечение в организациях здравоохранения по месту жительства или специализированных медицинских учреждениях.

6. Лечебно-профилактические учреждения незамедлительно уведомляют органы пробации о нарушениях клиентами пробации порядка прохождения или отказе от лечения.

Статья 28. Примирение с потерпевшим

1. Для урегулирования споров (конфликтов) между клиентом пробации и потерпевшим, а также в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемого по добровольному согласию сторон, во всех видах пробации организуется работа по проведению примиренческих процедур.

2. Для проведения примиренческих процедур привлекаются специалисты - медиаторы.

3. Примирение учитывается судебными органами при рассмотрении вопросов об освобождении, замене наказания и принудительной меры уголовно-правового воздействия, частичной или полной отмене обязанностей, установленных судом, а также при рассмотрении заключения о выполнении клиентом плана пробационного надзора.

4. Порядок и условия проведения примиренческих процедур регулируются законодательством в сфере медиации.

Глава 5. Участие общественности в пробации

Статья 29. Вовлечение общественности в деятельность органов пробации

1. В целях эффективного достижения целей и выполнения задач во всех видах пробации к участию в исправлении и коррекции поведения клиентов пробации на добровольных началах привлекаются общественность и волонтеры.

2. Участие общественности и волонтеров в пробации осуществляется по следующим направлениям:

1) оказание помощи органам пробации в воспитательном воздействии на клиентов пробации;

2) оказание консультативной юридической помощи;

3) оказание помощи клиентам пробации в социальной адаптации, восстановлении семейных, родственных и иных социально полезных связей;

4) создание реабилитационных центров и размещение в них клиентов пробации;

5) оказание благотворительной помощи;

6) другие направления деятельности, не противоречащие целям и задачам пробации.

3. Работа общественности с клиентами пробации осуществляется во взаимодействии с органами пробации.

Статья 30. Основные требования к волонтерам пробации

1. Волонтеры пробации должны соответствовать следующим требованиям:

1) достижение 18-летнего возраста;

2) наличие оконченного среднего общего, среднего профессионального или высшего образования;

3) положительные рекомендации с места учебы или работы;

4) не состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах;

5) инициативность, умение работать в команде, ответственность;

6) отсутствие судимости.

2. Отбор волонтеров осуществляется органом пробации.

3. Кандидаты, отобранные для работы в качестве волонтеров, проходят специальное обучение. Лица, прошедшие обучение, допускаются к работе в качестве волонтеров.

4. Решение о допуске к работе в качестве волонтера пробации принимается органом пробации.

5. Лицу, допущенному к работе в качестве волонтера пробации, выдается удостоверение установленной формы, подтверждающее статус волонтера.

6. Волонтеры закрепляются за определенными клиентами пробации.

7. Порядок отбора волонтеров и их деятельности определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 31. Права и обязанности волонтеров

1. Установить норматив нагрузки на одного волонтера пробации 10 клиентов пробации.

2. В целях реализации плана и индивидуальной программы волонтер вправе:

1) по поручению органа пробации отбирать объяснительные по фактам нарушений, осуществлять сбор отзывов о клиентах пробации, составлять на них характеристики;

2) представлять требования, запросы органа пробации и его должностных лиц в государственные и иные органы, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности и получать на них соответствующие ответы, справки и иные документы;

3) требовать от клиентов пробации соблюдения общественного порядка, недопущения правонарушений и действий, нарушающих общепризнанные нормы морали и общежития;

4) требовать от клиентов пробации соблюдения плана и программы.

3. Волонтер обязан:

1) принимать участие в мероприятиях, проводимых органами пробации;

2) содействовать клиенту пробации в выполнении плана и программы;

3) выполнять указания персонала органов пробации, не противоречащие закону;

4) сообщать органу пробации о наличии его близких и родственных связей с клиентом пробации;

5) в случае невыполнения клиентом пробации пробационных обязанностей, а также при совершении им правонарушения немедленно сообщать в орган пробации.

4. Волонтеру запрещается:

1) самостоятельно проводить мероприятия с клиентами пробации без уведомления органа пробации;

2) разглашать сведения о клиентах пробации;

3) иметь неслужебные связи с клиентами пробации;

4) совершать иные действия, отрицательно влияющие на поведение осужденного.

Глава 6. Роль местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пробации

Статья 32. Местные государственные администрации и советы по пробации

1. Местные государственные администрации координируют деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и органов местного самоуправления, участвующих и образующих систему пробации на местном уровне.

2. Для оперативного и эффективного решения задач пробации при местных государственных администрациях создаются советы по пробации, порядок работы которых определяется Правительством Кыргызской Республики.

3. Совет по пробации возглавляет глава местной государственной администрации. В совет включаются территориальные представители государственных органов, осуществляющих пробацию, а также представители органов местного самоуправления. По согласованию в совет по пробации включаются представители общественности. Функции секретариата совета по пробации осуществляет территориальный орган пробации.

4. Совет осуществляет свою работу на плановой основе и проводит заседания не реже одного раза в квартал.

5. Совет по пробации рассматривает вопросы пробации, заслушивает отчеты руководителей государственных органов, входящих в систему пробации, а также проблемные вопросы, связанные с исполнением законодательства о пробации.

6. Для решения задач совет привлекает специалистов, экспертов.

7. Решения совета оформляются в форме решений главы местной государственной администрации.

Статья 33. Органы местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления взаимодействуют и оказывают содействие органам пробации в решении текущих задач и выполнении конкретных мероприятий пробации.

2. При органах местного самоуправления и поддержке некоммерческих организаций могут создаваться реабилитационные центры (социальные общежития) для клиентов пробации.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают функционирование реабилитационных центров (социальных общежитий) и оказывают содействие органам пробации в решении задач по исправлению и ресоциализации клиентов пробации.

Статья 34. Оценка эффективности деятельности местных государственных администраций и органов местного самоуправления в пробации

Эффективность осуществления пробации (снижение рецидива, количество привлеченных в программы оказания социально-правовой помощи, количество созданных и функционирующих реабилитационных центров (социальных общежитий) и другое) является одним из критериев оценки деятельности местной государственной администрации и органов местного самоуправления, проводимой в соответствии с методикой, разрабатываемой Правительством Кыргызской Республики.

Глава 7. Ювенальная пробация

Статья 35. Особенности ювенальной пробация

1. Пробация в отношении несовершеннолетних (ювенальная пробация) осуществляется в целях обеспечения их прав и законных интересов, предотвращения повторного совершения ими правонарушения, обеспечения эффективности психолого-педагогического процесса, а также их ресоциализации и реинтеграции в общество.

2. Установленные настоящим Законом формы пробации применяются в отношении несовершеннолетних с соблюдением следующих принципов ювенальной пробации:

1) обязательность участия в ювенальной пробации родителей, лиц, их замещающих, законных представителей, опекунов, попечителей, уполномоченных государственных органов по защите детей и общественности;

2) психолого-педагогический подход к проводимым с несовершеннолетними мероприятиям, привлечение соответствующих специалистов;

3) специализация органов пробации (должностных лиц) в работе с несовершеннолетними;

4) проведение мероприятий плана и программы в отношении несовершеннолетних клиентов пробации отдельно от других клиентов пробации;

5) обеспечение доступа к предоставляемым социально-правовым услугам.

Статья 36. Направления деятельности ювенальной пробации

1. Пробация в отношении несовершеннолетних направлена на:

1) ресоциализацию и становление личности;

2) привитие жизненных навыков, правопослушного, здорового образа жизни, общепринятых ценностей и правил поведения в обществе;

3) развитие самостоятельности;

4) развитие возможностей семьи и общества по оказанию помощи несовершеннолетним и предотвращению риска попадания в трудную жизненную ситуацию;

5) получение образования;

6) обеспечение социальным жильем и социальной помощью.

2. Пробация в отношении несовершеннолетних основывается на социально-психологическом исследовании личности клиента пробации и заключается в психокоррекционном воздействии на него, направленном на изменение моральных, ценностных ориентаций, выработку внутренней самооценки личности и мотивации к позитивным изменениям, участию в индивидуальной программе оказания социально-правовой помощи.

3. С несовершеннолетними клиентами пробации проводится работа по:

1) установлению и поддержанию ими социально полезных и постоянных связей с родителями, родственниками или законными представителями, а также иными лицами, оказывающими на них положительное влияние;

2) обеспечению и развитию возможностей семьи и социального окружения для оказания им необходимой помощи;

3) устранению причин беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

4) принятию предусмотренных законодательством мер для профилактики, пресечения фактов семейного насилия в отношении несовершеннолетних клиентов пробации;

5) установлению опекунства и попечительства, усыновлению несовершеннолетних;

6) обучению в специальной образовательной организации;

7) обеспечению социальным жильем (общежитием) несовершеннолетних сирот, освобожденных из воспитательных колоний.

4. План и программа в отношении несовершеннолетних подлежат периодическому пересмотру с учетом результатов наблюдения за несовершеннолетними.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 37. Льготы и ответственность

1. Законодательством Кыргызской Республики для образовательных организаций, учреждений здравоохранения и работодателей устанавливаются положения, стимулирующие прием на обучение, лечение, работу, предоставление временного или служебного жилья и оказание иных услуг клиентам пробации.

2. Законодательством о лицензионно-разрешительной системе, аккредитации и иного государственного регулирования деятельности коммерческих организаций устанавливаются обязательные требования по найму на работу, приему на обучение, лечение, предоставлению временного или служебного жилья и предоставлению иных услуг клиентам пробации по квотам.

3. Обязанность по реализации предусмотренных настоящим Законом мер возлагается на уполномоченные государственные органы и их должностных лиц.

4. Невыполнение мероприятий плана и программы или иное нарушение настоящего Закона влекут дисциплинарную ответственность должностных лиц.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Правительству Кыргызской Республики:

1) принять меры по образованию уполномоченного органа пробации и иные меры, вытекающие из настоящего Закона;

2) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

            Президент

Кыргызской Республики

 

А.Ш. Атамбаев